Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности трудового воспитания детей с нарушением интеллекта (школьный возраст)

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тема весьма интересна и актуальна. Обосновывая актуальность данной темы, хочется сказать что: как показывает практика, уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в познавательной деятельности. В процессе трудового воспитания у детей с нарушением интеллекта развиваются сравнительно высокие возможности мыслительных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты трудового воспитания школьников с нарушением интеллекта
    • 1. 1. Проблема трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Психолого-педагогические особенности школьников с нарушением интеллекта
    • 1. 3. Роль труда в развитии личности школьников с проблемами в развитии
  • 2. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта
    • 2. 1. Организация учебного процесса для детей с нарушениями интеллекта
    • 2. 2. Роль наглядности в трудовом обучении детей с нарушениями интеллекта
  • 3. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности у учащихся при выполнении трудовых заданий самостоятельно
    • 3. 1. Методы, цели и задачи проведения обследования
    • 3. 2. Подготовка, проведение эксперимента
    • 3. 3. Констатирующий этап
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Особенности трудового воспитания детей с нарушением интеллекта (школьный возраст) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На всех этапах своего развития человеческое общество не могло быть безразличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Этих аномальных детей нельзя было не заметить, так как они требовали к себе особого внимания. Если это внимание к ним не оказывалось или оказывалось не в той форме и не в тех размерах, какого они требовали, аномальные лица становились тяжелым бременем для общества и источником таких зол, как преступность, тунеядство, бродяжничество. Таким образом, у общества возникла необходимость определить свое отношение к аномальным детям, их правовое положение, принципы, цели и необходимые для них формы помощи. Это соответствует Декларации ООН, провозгласившей права умственно отсталых детей на восстановление трудоспособности и материальное обеспечение, на труд или занятия полезным делом в полную меру своих возможностей и удовлетворительный жизненный уровень, на обучение и надлежащее медицинское обслуживание, право на защиту умственно отсталых детей от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения.

Итак, право на труд! Способность к труду — главное качество человека.

Общая задача вспомогательной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду. Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталым детям. Однако опыт работы многих вспомогательных школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов.

Тема курсовой работы: «Особенности трудового воспитания детей с нарушением интеллекта».

Тема весьма интересна и актуальна. Обосновывая актуальность данной темы, хочется сказать что: как показывает практика, уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в познавательной деятельности. В процессе трудового воспитания у детей с нарушением интеллекта развиваются сравнительно высокие возможности мыслительных процессов. Это происходит, прежде всего, потому, что в решении той или иной трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя. Этим же в значительной мере определяется эффективность нравственного, физического и эстетического воспитания школьников в трудовом обучении.

Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют подготовить большинство выпускников вспомогательной школы к работе по профессиям квалифицированного труда, предъявляющего определенные (более высокие, чем при неквалифицированном труде) требования к интеллекту работающего. Следовательно, путем специальной организации обучения общий уровень развития трудовой деятельности школьников может быть существенно повышен. Несмотря на значительные достижения в разработке содержания, методов и организационных форм трудового обучения, учащихся с недоразвитием интеллекта, остаются неразрешенными вопросы преодоления некоторой ограниченности в понимании образовательных потребностей и возможностей этих детей. Определенная ограниченность подходов к трудовому обучению связана с тем, что обучение труду в школах имеет своей целью формирование у школьников психологии исполнителя. Но школьник пусть и с интеллектуальными нарушениями не может быть просто машиной. Это в одинаковой мере относится к детям с различным уровнем интеллектуального развития. Трудовое воспитание должно строиться с учетом индивидуальностей каждого ребенка, оно должно лечить, увлекать, наконец, помочь школьнику стать личностью, а не прививать лишь рефлексы и инстинкты. Таким образом, актуальность данной работы очевидна.

Цель курсовой работы — совершенствование роли трудового воспитания в коррекции школьников с нарушением интеллекта.

Объект исследования — трудовая деятельность учащихся с нарушением интеллекта.

Предмет исследования — учебно-воспитательный процесс в Черниговской школе — интернате Приморского края, в которой воспитываются дети с различными нарушениями интеллекта.

В курсовой работе поставлены следующие задачи:

— провести обзор — анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

— определить роль трудовой деятельности в коррекции нарушений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

— путем экспериментальной работы исследовать эффективность организации трудовой деятельности среди школьников с нарушениями интеллекта;

— разработать практические рекомендации по организации трудовой деятельности, направленной на коррекцию нарушений учащихся с умственной отсталостью.

Гипотеза исследования: У детей с нарушением интеллекта процесс формирования трудовых умений и навыков, столь необходимых их всестороннему развитию повысится в том случае, если при трудовом воспитании будут использованы особые методики, поощряющие их самостоятельность.

Методологические и теоретические основы исследования. Идеи трудового воспитания и обучения детей с нарушениями интеллектуального развития занимали видное место в трудах зарубежных и российских ученых издавна. Еще в XVIII—XIX вв.еков они волновали таких видных деятелей как Ж. Демор, Б. Меннель, Г. Поль-Бонкур, Э. Сеген, Ж. Филипп.

Существенный вклад в создание системы трудовой подготовки учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллектуального развития внесли в 50−70 годах отечественные педагоги (С.Ш. Айтметова, В. И. Бондарь, Г. М. Дульнев, В. Ю. Карвялис, Е. А. Ковалева, М. И. Кузмицкая, Г. Н. Мерсиянова, С. Л. Мирский, Н. П. Павлова, Б. И. Пинский, Б. Н. Тейвиш, К. М. Турчинская и др.).

Результаты проведенных исследований получили отражение в методиках по профессионально-трудовому обучению (А.А. Гнатюк, Г. М. Дульнев, Е. А. Ковалева, В. В. Коркунов, С. Л. Мирский, В.А. Шинкаренко) и учебных программах для детей с нарушениями интеллектуального развития по столярному, слесарному, швейному делу, сельскохозяйственному труду, цветоводству, подготовке младшего обслуживающего персонала и др.

Работы некоторых из этих авторов послужили хорошей базой при работе над исследованием.

Методы и приемы исследования. Методы подбирались в соответствии с целью, задачами и гипотезой работы. Применялись методы теоретического исследования: анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизация отдельных понятий и определений — приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора.

В ходе педагогического эксперимента использованы традиционные методики диагностики, наблюдения, а также методики математической статистики по обработке экспериментальных данных.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, параграфов, заключения и списка библиографических источников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В двух томах. Том 1. Серия: Педагогическая библиотека. — М.: Педагогика, 1979.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Школа-пресс, 1994.
  3. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1967.
  4. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. — М.: АПН РСФСР, 1959.
  5. А.П., Дульнев Г. М. Задачи трудового обучения в спец школах. — М.: Просвещение, 1969.
  6. А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав. — М.: Академия, 1999.
  7. А.Н. Основы олигофренопедагогики. — М.: Классикс Стиль, 2005.
  8. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. — М.: Народное образование, 1995.
  9. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1969.
  10. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. / Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. — М., 1987.
  11. X.С., Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения. — М., 1995.
  12. В.П. Воспитание-обучение трудных детей. Из опыта санатория-школы доктора В. П. Кащенко. Пособие для родителей и педагогов. Серия «КРО. В помощь специалисту» Издательство: Школьная пресса, 2005.
  13. А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе // Дефектология. 1993. № 5.
  14. А.Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М., 2000.
  15. С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1988.
  16. С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. — М.: Педагогика, 1990.
  17. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / Под ред. А. Н. Коноплева, И. В. Ковалец И.Е. Петкевич и др. — М.: Национальный институт образования, 2005.
  18. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.
  19. .И. Психология трудовой деятельности и учащиеся вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1969.
  20. С. Я., Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979.
  21. Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1.
  22. В.А. Избранные произведения в пяти томах. Том 4. — М.: Просвещение, 1982.
  23. К. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. В двух томах. — М., 1979.
  24. В.А. О развитии элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Дефектология. 1982. № 2.
  25. Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
Заполнить форму текущей работой