Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая мысль, образование в восточнославянском мире (XIV–XVI вв.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом, однако, монголо-татарское иго, усиление крепостничества наложили свой отпечаток на мироощущение и воспитание русских людей. В них прибавились жесткость, взгляд на человека как ничтожную песчинку. Приверженность физическим наказаниям в воспитании была безусловной и повсеместной. Популярны были, к примеру, стихи «Похвала розге»: «Розга разум во главу детям погоняет». Рекомендовалось… Читать ещё >

Педагогическая мысль, образование в восточнославянском мире (XIV–XVI вв.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А пошлет бог, у кого лети, сыновья или дщери ино, имети попечение отцу и матери о чалах своих: снабдити их и воспитати в добре наказании; и учите страху Божию и вежеству, и всякому благочинию.

" Домострой" (XVI в.)

Народная педагогика на Руси

На протяжении XIV—XVII вв. складываются уникальные характер русского человека и соответствующие народные воззрения на воспитание. Нравственный, культурный, психологический тип русского этноса оказался следствием религиозного сознания, воздействия природы, влияния сельскохозяйственного труда. Живя на огромных болотистых и лесных пространствах по преимуществу в небольших поселениях, занимаясь рискованным земледелием, мелкими сельскими промыслами, русские были не притязательны в быту и воспитании. Будучи православными, они перерабатывали собственную языческую мифологию и не гнушались верований инородцев.

Особенности характера аккумулировались в народной педагогике. Воспитывался расчетливый, осторожный («семь раз отмерь, один раз отрежь», «лбом стены не прошибешь», «только вороны прямо летают») человек, который, тем не менее, подчас выбирал безнадежное решение, полагаясь на пресловутый авось. Поговорка «задним умом крепок» вполне отразила приучение русских людей скорее подмечать следствия, чем ставить цели.

В фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации. Устное народное творчество могло использоваться в качестве педагогического средства. Крестьяне, будучи удивительно наблюдательны, усваивали множество примет, которые оказывались своеобразным хозяйственным учебником: «на сретенье снежок — весной дождек»; «коли в мае дождь, будет рожь»; «на святого Пуда доставай пчел из-под спуда» и т. д.

Обязанности воспитателей закреплялись в первую очередь за родителями: «отца бойся, а мать уважай». Залогом успешного воспитания называлась взаимная любовь детей и родителей: «Кого не любят, того не слушаются». В то же время советовалось избегать чрезмерных ласк и забот: «Несчастны тс детки, кого нс журят ни батьки, ни матки». В качестве наказания называлось нравственное осуждение: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Одобрялись методы воспитания, основанные на гуманном обращении с детьми: «Не все таской, ино и лаской» .

В Новгородской и Псковской землях, где не были забыты вольность, свобода от монголо-татарского ига, особенно заметно сохранялись гуманные идеи народного воспитания: поощрение индивидуальности, самостоятельности, открытости, готовности к разнообразной деятельности.

В целом, однако, монголо-татарское иго, усиление крепостничества наложили свой отпечаток на мироощущение и воспитание русских людей. В них прибавились жесткость, взгляд на человека как ничтожную песчинку. Приверженность физическим наказаниям в воспитании была безусловной и повсеместной. Популярны были, к примеру, стихи " Похвала розге" : «Розга разум во главу детям погоняет». Рекомендовалось систематически прибегать к наказаниям, физическим в том числе: «родительские побои дают здоровье», «за одного битого двух небитых дают, да и то не берут» .

Важным свидетельством народного педагогического сознания служит «Домострой» (XV-XVI вв.). Документ имел несколько версий. Наиболее знаменит «Домострой», автором редакции которого считается советник Ивана Грозного, священник московского Благовещенского собора Сильвестр (ум. ок. 1566). По содержанию и композиции «Домострой» перекликался с рядом аналогичных документов: " Советы отца сыну" (Чехия, XIV в.), " Рассуждение об управлении семьей" (Италия, XV в.), " Парижский хозяин" (Франция, XV в.) и др. «Домострой» служил своеобразным кодексом социально-экономических норм жизни. Некоторые разделы прямо посвящены воспитанию: «Наказание от отца к сыну», «Како чтити детям отцов своих…», «Како детей своих воспитати…», «Како дети учити…» и др. «Домострой» требует воспитывать в «страхе Божьем», повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них. В нем перечислены запреты детям и взрослым: «не красть, не распутничать, не лгать, не клеветать, не обижать чужого, не бражничать, не насмехаться, не помнить зла» и т. д. Предусмотрено воспитание и иных добродетелей: мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости и др. Основными способами воспитания признавались суровая дисциплина, систематические наказания, в том числе физические («воспитати во всяком наказании»).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой