Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны педагогические условия непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения (РПВ): диагностика РПВ (тесты, анкетирование, интервьюирование) — интеллектуальная разминка РПВ (мотивация, активизация, развитие творческих способностей) — этапности РПВ (этапы: плоскостной, объемный, комбинационный, творческий) — таксономия учебных задач по РПВ (1-я кат.- мнемонические, 2-я… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. 1. Управление развитием пространственного воображения школьников как педагогическая проблема
    • 1. 2. Состояние проблемы развития пространственного воображения школьников в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Педагогические условия развития пространственного воображения школьников в средней и старшей школе
  • Констатирующий эксперимент
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Содержание этапов развития пространственного воображения
    • 2. 2. Новые формы представления учебной информации как средство развития пространственного воображения
    • 2. 3. Результаты формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента
  • Выводы по главе

Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: Информационный взрыв в конце XX века, создание гибких автоматизированных производств, информационных технологий выдвинули перед образованием проблему подготовки творческих специалистов, которые могли бы самостоятельно воспринимать и оценивать лавинообразно нарастающую новую информацию, принимать самостоятельные нестандартные решения, генерировать новые оригинальные технические идеи и воплощать их в жизнь, решать творческие задачи.

Настоящее время характеризуется еще и тем, что приобретенные знания, особенно в области производственных технологий, быстро устаревают. Это приводит к тому, что в обществе все более ощущается потребность в гармонично развитой творческой личности, легко адаптирующейся к быстро изменяющимся условиям и технологиям, личности, обладающей развитым творческим воображением, системным мышлением, способной четко прогнозировать развитие системы. В этой связи развивается новое направление в педагогике — креативная педагогика, ориентированная на развитие у учащихся творческого воображения, в том числе пространственного воображения, на применение высокоэффективных способов решения творческих задач в любой деятельности. Как показал анализ педагогической практики традиционной школы, особую сложность при развитии творческого воображения школьников представляет пространственное воображение.

Веками изучались геометрические свойства тел, но, как правило, вне связи с техникой. Мы живем в условиях технической цивилизации, где любая машина «не свободна» от геометрических форм. Поэтому изучать техническое применение геометрии очень важно, поскольку у любого геометрического тела имеется масса полезных изобретательских применений в технике. Отсюда следует, что назрела необходимость использовать в школьном образовании созданный учеными и исследователями современные информационные фонды «геометрические эффекты» (Г.С. Альтшуллер) и его научная школа. Коренное улучшение подготовки специалистов различных отраслей производства невозможно без существенной опоры на высокий уровень творческой подготовки в школе, без развития пространственных представлений и формирования пространственного мышления учащихся, без связи ее с техникой и любой практической деятельностью.

В отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме даются представления о пространственном мышлении, которое можно формировать и на этой основе генерировать оригинальные идеи. Так, в работах П. Р. Атутова, П. Н. Андрианова, А. Д. Ботвинникова, Д. Б. Богоявленской, P.M. Грановской, И. Я. Каплунова, Е.М. Кабановой-Меллер, Б. Ф. Ломова, В. А. Полякова, И. А. Сасовой, И. В. Тихомирова, H.A. Шайденко, А. Ф. Эсаулова, И. С. Якиманской и др. детально рассмотрен этот компонент, однако он не нашел достаточного отражения, в частности, при изучении естественноматематических наук в средней и старшей школе.

Данное положение в школьном образовании обострило противоречие между запросами личности, общества на решение, именно, творческих задач, требующих сформированности как пространственного мышления, так и развитого пространственного воображения учащихся и недостаточной разработанностью в педагогической науке данной проблемы. Указанное противоречие определяет выбор темы данного исследования «Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7−11 классов в учебном процессе». Возникает необходимость разработать такие педагогические условия, при которых обеспечивается непрерывное целенаправленное развитие пространственного воображения школьников в учебном процессе в 7−11 классах, на основе современной методологии развития.

• творческого воображения (РТВ) .

Цель исследования: разработать педагогические условия непрерывного развития пространственного воображения школьников 7−11 классов в процессе обучения и проверить на практике адекватное педагогическое обеспечение этого процесса.

Объект исследования: Процесс развития творческого воображения школьников в учебном процессе.

Предмет исследования: Педагогические условия непрерывного развития пространственного воображения школьников 7−11 классов в естественно-математических науках.

Гипотеза исследования: Непрерывное и целенаправленное развитие пространственного воображения школьников в процессе обучения будет эффективным, если:

— обеспечено изучение уровня развития пространственного воображения и возрастных психологических особенностей школьников;

— разработана и обоснована модель педагогического управления развитием пространственного воображения;

— разработаны и реализованы педагогические условия непрерывного развития пространственного воображения школьников в учебном процессе;

— в учебном процессе применены активные методы, игровые формы и оригинальные средства развития пространственного воображения, разработанные с учётом возрастных особенностей учащихся 7−11 классов и их интересов- -разработано содержание процесса развития пространственного воображения и интегративного факультативного курса на основе методологии развития творческого воображения.

— в учебном процессе разработана и реализована таксономия учебных задач и творческих заданий, основанных на поэтапном оперировании пространственными образами. Цель и гипотеза выдвигают следующие задачи исследования: о Разработать и обосновать модель педагогического управления развитием пространственного воображения школьников 7−11 классов. о Разработать и реализовать педагогические условия эффективного непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения школьников 7−11 классов в процессе обучения на примере естественно-математических предметов. о Осуществить отбор и разработать активные методы, игровые формы и оригинальные средства развития пространственного воображения школьников 7−11 классов с учетом их психологических особенностей. о Разработать и обосновать содержание процесса развития пространственного воображения и интегративного факультативного курса на основе современной методологии развития творческого воображения (РТВ). о Разработать дидактические требования и таксономию задач и на этой основе создать комплекс учебных задач и творческих заданий для непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения учащихся 7−11 классов. о Выявить критерии оценки уровня развития пространственного воображения и разработать тесты и контрольные задания многоуровневой диагностики для оценки продвижения учащихся в развитии пространственного воображения.

Методологической основой исследования являются положения гуманистических теорий, системного подхода к развитию творческого потенциала личностидиалектика как метод познанияфундаментальные философские и психолого-педагогические исследования развития творческого воображения как средства пропедевтики формирования творческого мышлениянаучные положения гуманистической педагогики о сущности образования подростков. Базисной дидактической теорией для данного исследования явилась теория развивающего обучения, которая ориентирует на использование психолого-педагогических средств воздействия на формирование творческого мышления и развития творческого воображения (РТВ). Данное исследование существенным образом опиралось на следующие современные теории:

— психологическую теорию личности (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн и др.);

— теории развивающего обучения и непрерывного формирования творческого мышления (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, H.A. Менчинская, М. М. Зиновкина и др-);

— теоретические основы формирования структуры системного мышления (Л.С. Выготский, М. М. Зиновкина, Т. И. Шамова и др.);

— основы теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, И. П. Калошина, Н. Ф. Талызина и др.).

— основы политехнического образования (П.Р. Атутов, В. А. Поляков, С.Я. Батышев);

— теорию проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.);

— теорию формирования пространственного мышления и воображения (И.С. Якиманская, Г. Н. Саранцев, Ю. М. Калягина, Г. Д. Глейзер и др.).

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта в аспекте изучаемого вопросаанализ имеющихся программ развития воображенияпедагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапыкомплекс опросных методик: беседы, анкетирование учащихся, учителей, руководителей школ, родителейпсихологическое и педагогическое тестирование, диагностика, статистическая обработка материалов, педагогическая коррекция.

Этапы исследования:

I этап (1996 — 1998 г. г.) состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, анализе зарубежного и отечественного опыта, продуктов деятельности учащихся и абитуриентов, научно-методических рекомендаций по научной проблеме развития пространственного воображения школьников, в разработке рабочей гипотезы.

II этап (1998 — 2000 г. г.) был посвящен проведению формирующего эксперимента с целью проверки разработанных педагогических условий, способствующих непрерывному целенаправленному развитию пространственного воображения школьников.

III этап (2000 — 2001 г. г.) включал в себя обработку результатов опытно-экспериментальной работы по проверке модели формирования пространственного мышления, уточнения выводовоформление исследования, подготовку рекомендаций и их внедрение в практику школ.

Опытно-экспериментальная база исследования: средние школы № 7, № 2, № 8 г. Рославля Смоленской области. Научная новизна исследования: выявлен важный системообразующий фактор целенаправленного развития пространственного воображения, обеспечивающий непрерывность и целостность процесса развития творческого воображения — преемственностьопределено содержание процесса развития пространственного воображения школьников 7−11 классов в учебном процессе;

— выявлены критерии и показатели эффективности развития пространственного воображения: успешность создания пространственного образа, типы оперирования образом (изменение образа по пространственному положению, мысленное преобразование структуры образа, одновременное изменение положения образа и его структуры) — широта оперированияполнота оперирования;

— разработаны педагогические условия непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения (РПВ): диагностика РПВ (тесты, анкетирование, интервьюирование) — интеллектуальная разминка РПВ (мотивация, активизация, развитие творческих способностей) — этапности РПВ (этапы: плоскостной, объемный, комбинационный, творческий) — таксономия учебных задач по РПВ (1-я кат.- мнемонические, 2-я кат.- элементарные мыслительные операции, 3-я кат.- сложные мыслительные операции, 4-я кат.- наличие речевого акта, 5-я кат.-комбинированные задачи) — формы РПВ (лекционно-практические занятия, уроки-игры, лабораторно-практический практикум и др.)" методы РПВ (частично-поисковый, поисковый, исследовательский и др.) и средства РПВ (проблемно-алгоритмические раздаточные материалы, тесты, творческие задания, интегративный курс с элементами РТВ, нитяные модели обьемных тел с лазерным источником света, «Театр теней» и др.).

Теоретическая значимость заключается в разработке и обосновании модели педагогического управления развитием пространственного воображения школьников 7−11 классов в учебном процессе и дидактических основ целенаправленного непрерывного развития пространственного воображения.

Практическая значимость:

1. Разработаны тесты и контрольные работы многоуровневой диагностики пространственного воображения школьников и осуществлен отбор психологических и педагогических тестов для качественной оценки продвижения учащихся 7−11 классов в развитии пространственного воображения.

2. Разработано содержание и реализованы в учебном процессе игровые формы (дидактические, ролевые и деловые игры), ориентированные на формирование пространственного воображения на материале естественно-математического цикла.

3. Разработана учебная программа интегративного факультативного курса «Многогранники и методология РТВ» на основе применения фондов эффектов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), обеспечивающая межпредметные связи с естественнонаучными дисциплинами.

4. Разработаны оригинальные средства развития пространственного воображения школьников (динамические трансформеры моделей пространственных тел, компьютерная поддержка (компакт-диски) по самостоятельному созданию многогранников, тел вращения и их каркасных моделей, построения разверток и сечений, по разделению образов пространственных объектов на структурные элементы и их синтез), «театр теней», оригами и др.).

5. Разработаны методические рекомендации для учителей по развитию пространственного воображения школьников, связанных с применением технических средств обучения и активных методов.

Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов исследования обеспечивается многолетними исследованиями автора и их воспроизводимостью в различных школах, стабильностью результатов, экспертными оценками педагогов и результатами опросов родителейспециальным подбором адекватных средств и методов развивающего характерадиагностическим отслеживанием содержания, методикой организации деятельности на различных этапах экспериментальной работывнедрением разработок и авторского опыта в широкую педагогическую практику.

На защиту выносятся.

1. Модель педагогического управления процессом непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения школьников 7−11 классов в учебном процессе .

2. Педагогические условия непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения (РПВ) учащихся 7−11 классов в процессе обучения: диагностика РПВинтеллектуальная разминка РПВэтапность РПВтаксономия учебных задач по РПВформы, методы и средства РПВ.

3. Таксономия учебных задач и творческих заданий для развития пространственного воображения школьников при обучении.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации, состояло в разработке содержания интегративного факультативного курса «Многогранники и методология РТВ», ориентированного на целенаправленное развитие пространственного воображения, его внедрения в практику обучения школьников 10−11 классовв определении и реализации педагогических условий развития пространственного воображения школьниковв разработке и реализации технологий обученияв отборе психологических и разработке педагогических тестов для диагностики пространственного воображения учащихся 7−11 классованализе полученных результатовв руководстве их внедрением в практику. По результатам исследования получена приоритетная справка на патент «Устройство для демонстрации сечений объемных (пространственных) тел плоскостью».

Апробация и внедрение результатов исследования: Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры «Инженерное творчество и образовательные инновации» Московского государственного индустриального университета (МГИУ), на заседаниях Межвузовского научно-образовательного центра инженерного творчества МГИУ, на методических объединениях учителей г. Рославля Смоленской области при Методическом кабинете Управления образованием г. Рославля Смоленской областина секционных заседаниях учителей естественно-математического цикла Межрегиональной конференции «Гуманизация образования», на Международной научно-практической конференции «Креативная педагогика XXI века» (Москва, 1999 г.), на Межвузовской конференции.

Демократизация и гуманизация процесса образования" (г. Смоленск, 2000 г.), на заседаниях Совета Смоленского областного института усовершенствования учителей (1998 — 2001 г. г.). Программы, методические рекомендации, содержание курса, тесты и контрольные работы используются в практике работы средней школы № 7, № 8, № 2, № 4 в г. Рославле Смоленской области, на лекциях и практических занятиях с учителями на секционных заседаниях города Рославля при методическом кабинете г. Рославля Смоленской области. Результаты исследования представлены в 6 публикациях.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

Принципиально новый в развитии пространственного воображения является его непрерывность и целенаправленность.

2. Активно управлять процессом целенаправленного непрерывного пространственного воображения можно через систему задач и упражнений. Среди которых, мы выделяем семь основных типов: задачи — математические игры, задачи — исследования, конструктивные задачи, проекционные стереометрические задачи, задачи — проектированиесечение, диагностические задачи.

3. Разработаны нетрадиционные активные формы урока: урок с дидактической игрой, урок — деловая игра, урок — ролевая игра. Определены их существенные признаки, цели, отличительные свойства, а так же методика их проведения.

4. Для непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения разработан научно-методический комплекс, включающий активные методы обучения, интегративный факультативный курс, а также разнообразное применение технических средств обучения и средств наглядностей.

5. Проведенное теоретическое исследование по проблеме и опытно-экспериментальная работа позволяет сделать вывод о необходимости и целесообразности непрерывного развития пространственного воображения в рамках креативной педагогической системы, с использованием методологии развития творческого воображения (РТВ). Она обеспечивает развитие у учащихся, прежде всего, творческого воображения и творческих способностей, необходимых для решения современных проблем.

Заключение

.

На современном этап общественного развития остро встает проблема воспитания личности с высоким уровнем развития и ответственности за происходящее вокруг в мире, стремящегося к реализации поставленных перед нею жизненных задач. Это, в свою очередь, предопределяет необходимость изменений во всей системе образования. Стратегия обучения и воспитания в школе нового типа должна быть направлена на формирования творческой личности учащегося, гармонично сочетающий в себе духовнонравственные качества и высокий уровень образования со способностью нестандартно самостоятельно мыслить, выдвигать природосообразные эффективные творческие решения на поставленные перед ней проблемы.

1. Теоретические исследования и педагогические наблюдения, подтвержденные результатами диагностики, выявили низкий уровень развития пространственного воображения школьников 7 — 11 классов традиционной школы, что отрицательно сказывается на последующем развитии учащихся и подготовке их к творческой деятельности в любых сферах. Выявлен также важный системообразующий фактор целенаправленного развития пространственного воображения школьников, обеспечивающий непрерывность процесса развития их творческого воображения преемственность.

2. В результате анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы установлена линейная связь развития пространственного воображения и развития творческого воображения в целом. Процесс развития пространственного воображения осуществляется через предметно-манипулятивную деятельность школьника и лишь постепенно вычленяется как самостоятельный вид деятельности, осуществляемой в форме образов, превращается в разнообразные и весьма сложные виды учебной, профессиональной и творческой деятельности.

3. Проверена разработанная в ходе исследования модель педагогического управления развитием пространственного воображения школьников 7−11 классов в учебном процессе. В модели отражено формирование структурных компонентов РПВ (создание образов, оперирование образами в односложной связи, оперирование образами в стандартной ситуации, оперирование образами в проблемной (нестандартной) ситуации, творческое конструирование образов) — указаны педагогические условия РПВ (диагностика, интеллектуальная разминка, этапность, таксономия, активные формы, методы и средства) — используются дидактические принципы (научность, непрерывность, преемственность, активность, интеграция, практическая ориентация, в том числе, на технику) и подходы (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, уровневый).

4. Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию модели в учебном процессе и проверено на практике адекватное педагогическое обеспечение процесса развития пространственного воображения, согласно цели исследования.

5. Отобраны и разработаны инновационные активные методы и средства РПВ с целью повышения мотивации учащихся: разработано содержание и технология проведения дидактических, ролевых и деловых игр в учебном процессе, ориентированных на развитие пространственного воображения учащихсяиспользованы новые формы представления и подачи учебного материала, активизирующие обучение школьников 7−11 классов (укрупненные алгоритмы, блок-схемы алгоритмов проблемных ситуаций, применение оригинальных средств обучения: танграмы, головоломки, динамические трансформеры, оригами, технические средства развития пространственного воображения (компьютерные программы по конструированию пространственных тел и их разверток) — использование нитяных моделей многогранников и тел вращения для получения сечений с использованием оптического эффектапоказ изображений объемных фигур по методу параллельной проекции с применением источника света («театр теней») — использование базы данных компьютерной системы «Изобретающая машина» и т. п.- введено в содержание обучения изучение мирового фонда эффектов ТРИЗ для 10−11 классов.

6. Обосновано и разработано содержание процесса развития пространственного воображения и интегративного факультативного курса «Многогранники и методология РТВ» на основе современной методологии развития творческого воображения. Разработан комплекс учебных задач и творческих заданий на основе дидактических требований и таксономии задач, обеспечивающий непрерывное целенаправленное развитие пространственного воображения и технология его применения в учебном процессе со школьниками 7−11 классов.

7. Выявлены критерии оценки уровня развития пространственного воображения и разработаны тесты и контрольные задания диагностики для оценки продвижения учащихся в развитии пространственного воображения в учебном процессе.

В дальнейшем исследовании нуждаются: процесс пролонгированной психолого-педагогической диагностики и его роль в развитии пространственного воображения школьниковизучение вопросов, связанных с созданием интегративных естественно-математических курсов на основе методологии РТВ. Кроме того, в соответствии с дидактическими принципами креативной педагогической системы НФТМ вытекает необходимость разворачивания дополнительных педагогических исследований в предыдущих образовательных звеньях (дошкольном и начальном) по проблеме непрерывного развития пространственного воображения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П., Воловик А. Я. Системный подход в научно-техническом творчестве. Красноярск: Стройиздат, 1990. — 198с.
  2. Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». М.: Синтег, 1998, 312с.
  3. . A.M. Формирование теоретического мышления в процессе решения технических задач.//Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому труду. Свердловск, 1981. — с. 24−29.
  4. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  5. В.И. Педагогическое творчество преподавателей и обученность студентов колледжей в условиях рынка. -Пятигорск, 1997. 26с.
  6. В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебно-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 72с.
  7. В.Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи. Ташкент. 1980. -189с.
  8. Г. С. И тут появился изобретатель. 3-е изд. перер., доп. М.: дет. лит., 1989. — 142с.
  9. Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения.//Шанс на приключение./Сост. А. Б. Селюцкий. М., 1991, с. 237−296.
  10. Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: изд-во «Советскоерадио», 1979. -176с.
  11. Г. С. Теория решения изобретательских задач. Справка «ТРИЗ-88″. Баку, 1988. — 32с.
  12. Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. -479с.• 13. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Рабочая книга по теорииразвития личности. 4.1, 4.2. Кишинев, 1990.
  13. H.H., Сахаров И. П. Забавная арифметика. -СПб.: Лань.1996. 175с.
  14. Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1988. — 234с.
  15. .Г. Новое в учении о восприятии пространства, -„Вопросы психологии“, 1960,№ 1,с. 21
  16. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества.
  17. Казань: изд-во Казанского ун-та, 1998. 238с.
  18. П. Н., Путилин В. Д. Формы и методы активизации творческой деятельности учащихся в процессе обучения: Москва сб. Петрозаводск: ПГУ, 1983.-176с.
  19. П.Н. Развите технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы.Автореф. Дис. .докт. пед. наук: М., 1985. — 31с.
  20. Т.И. Методологический аспект проблемытспособностей. М., 1977. — с. 110−115.
  21. П.Р. Методологические проблемы развития педагогической науки. М.: Педагогика, 1985. — 236с.
  22. П. Р., Поляков В. А. Роль трудового воспитания в политехническом образовании школьников. М.:1. Просвещение, 1985, 128с.
  23. П.Р. Политехническое образование школьников. -М.: Педагогика, 1986. 175с.
  24. Ю.К. „Оптимизация процессов обучения (общедидактический аспект)“. М., 1977. — 134с.
  25. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения (серия „Педагогика и психология“). — М., 1978. 212с.
  26. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. -208с.
  27. Ф.Я. Учение и творчество. JL, 1979. — 198с.
  28. Н.И. Актуальные вопросы системы политехнической подготовки школьников: сб. научн. тр. (Ред. сост. Н. И. Бабкин, Т.А. Василькова) М.: АПН СССР, 1990. — 86с.
  29. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих в средних профтехучилищах. М.: Педагогика, 1988. — 173с.
  30. Батышев С. Я Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации: М.: Высш.шк.1987. -340с.
  31. С.Я. Формировать у школьников конструктивно -технологическое мышление.// Школа и производство, -1985. № 3. — С.17−19.
  32. H.A. Смысл творчество. М.: 1916. — с.28−35.
  33. H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 30с.
  34. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство, 1994. Т.1. — 542с.
  35. И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово:1. Алеф», 1992. 96с.
  36. Н.М. Изображение пространственных фигур.-М.: Просвещение, 1971.
  37. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / Ин-т развития проф. Образования, М., 1995. — 336с.
  38. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399с.
  39. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. — 413с.
  40. Бим-Бад Б.М. В поисках ретроспективы. // Открытый университет. 1990, № 3. с. 6.
  41. В.М. Эффективность обучения. М., 1976. — 46с.
  42. П.П. Возрастные особенности детей.-В кн.: Избранные педагогические произведения.-М., 1961.
  43. Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Докт. дис. М. 1993.
  44. В. В. Воображение и творчество. Общая психология /Под ред. В. Богословского и др. М., 1981.
  45. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. // Исследование пробле психологии творчества. М., 1983.
  46. Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности. Автореф. Дис. канд. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1971. с. 9−22.
  47. Д.Б. Об одном из подходов к исследованиюинтеллектуального творчества. // Вопросы психологии. 1976, № 4. — с. 69−80.
  48. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96с.
  49. Д.Б. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью.// Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека: Доклад. Всесоюз. Конф., Москва, 11−13 июня 1975. -М., 1975. С.18−27.
  50. Е.И. Механизмы умственной деятельности. М., 1976. — 287с.
  51. А. Д. Методы исследования в частных дидактиках. Изд. «Просвещение», М., 1964.
  52. Дж.С. Процесс обучения. // Перевод с английского.-М., 1962.
  53. A.B. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения). // Научное творчество. Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1967. — с. 1722.
  54. A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.
  55. И.Т. О математике и математиках: Для вас, любознательные: Пособ. Для учащихся. Мн.: Нар. асвета, 1998. — 144с.
  56. B.C. Концентрированное обучение педагогике. // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных статей Свердловск, 1991-Выпуск 2.-с.102.113.
  57. Г. С. Критерии эстетического вматематическом каталоге. // Художественное тв-во: Вопросы комплексного изучения.-Л., 1982.-с. 112−126.
  58. Л.А. Педагогика способностей. М., 1973. -с.48−67.
  59. М. Продуктивное мышление (перевод с английского). М.: изд-во «Прогресс», 1987.-336с.
  60. И.В. «Бороться и искать». О качествах творческой личности.// Нить в лабиринте. Серия «Техника молодежь — творчество», составитель А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск: «Карелия», 1988. — 277с.
  61. И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательских задач в примерах и задачах. Новосибирск, 1992. 104с.
  62. Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития творческих способностей. М.: изд-во «Импэто», 1995. — 96с.
  63. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995. -240с.
  64. И.П. Приобщение к творчеству. М.: Просвещение, 1982.-144с.
  65. Л. С., Избранные психологические исследования М., 1956. с. 279.
  66. Л.С. Мышление и речь. // Собр. Соч. М., 1982.-Т.2. с. 78−93.
  67. Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.
  68. И. Г. Исследование пространственного воображения учащихся старших классов. В кн.: Вопросы обучения математике в вечерней школе. Под ред. Г. Д.1. Глейзера. Л., 1971.
  69. Гальперин П. Я Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР, т. 1 М.: изд-во АПН РСФСР, 1959.
  70. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. — с. 236−277.
  71. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления. // Вопросы психологии. 1982. № 5.
  72. Р.Т., Компьютерная система интеллектуальной поддержки инженерного мышления в вузе (тезисы доклада). //Сб. мат. 2-й Межд. Научно метод, конф., Сумы: СГУ, 1995.
  73. Р.Т., Развиваем воображение (статья).//Журнал «Школа» № 3, 1997. С. 10−13.
  74. Р.Т., Технология проведения зачёта в форме деловой игры в креативной системе образования (статья).//Журнал «Дополнительное образование», № 6,2000. С.17−20.
  75. Р.Т., Креативная педагогика и компьютеризация обучения (тезисы доклада).//Сб. тезисов Межд. Научно — технической конференции «Системные проблемы качества, математического моделирования и информационных технологий», Москва Сочи, 2000. — С.87−91.
  76. Р.Т., Творческое воображение и фантазия. (Методы развития). Учебное пособие.//М.: МГИУ, 1997. 58с.
  77. Гвишиани Д-М. Диалектико-материалистическое основание системных исследований. с. 5−27.
  78. Е. Сила воображения.: (Осознание воображения для усвоения научных знаний) // Техника молодежи.-1958.-№ 12.-с.16−19.
  79. Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1992. 84с.
  80. В.У., Штарс К. Нужны идеи. М., 1973. — 198с.
  81. В.А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции. М., 1982.-е. 112.
  82. У. «Школы без неудачников», М.: «Прогресс», 1991. с. 36.
  83. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.// Изд-во «Прогресс», М., 1976. -405с.
  84. . Г. Д. Основные направления методики развития пространственных представлений учащихся восьмилетней школы. JL, 1971
  85. Н.В. «Гений в искусстве и науке». М., 1991. -с.285.
  86. Д.П., Никифоров А. Л. Логический анализ модулей научного знания. М., 1982. — С.92−100.
  87. А.Л. «К проблеме многосторонних способностей» // «Вопросы психологии», 1994, № 4, с.82−88.
  88. P.M. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб: OMS, 1994. 192с.
  89. Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореферат канд. диссерт. М., 1996.
  90. Л.Л. О соотношении формальных и эвристическихкомпонентов в решении задач.// Вопросы психологии. -1968. № 2. — С.80−90.
  91. В.А., и др. Внеклассная работа по математике в 6−8 классах: Книга для учителя/ В. А. Гусев, А. И. Орлов, А. Л. Розенталь. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1984. — 286с., ил.
  92. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М., Педагогика, 1972.
  93. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.-276с.
  94. В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте.// Принцип развития психологии. М., 1978. — С.295−316.
  95. В.Л. Практическое обучение решению творческих задач в США // Вопр психологии. 1976. № 4.
  96. Де Боно Э. «Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении». М., 1976. — с.16−24.
  97. Декарт Рене. Рассуждение о методе. ч.1.- М., 1950.-198 с.
  98. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978.
  99. Дерзкие формулы творчества. / Сост. А. Б. Селюцкий. -Петрозаводск: Карелия, 1987. 269с.
  100. Р. Родители и дети. М., 1988. 135с.
  101. Дж. Инженерное и художественное проектирована с. М., 1976. — 144с.
  102. Дидактика средней школы. / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975. — 323с.
  103. Н.Ф. и др. Возрастная психология. М., 1965.
  104. .И. Эмоции как ценность. М., 1978.
  105. И. В. «Об индивидуальных особенностях школьников». М., 1975.-c.113.
  106. А.Я. Воображение. Смоленск: СГПИ, Кафедра психологии, 1969. — 94с.
  107. А. Я. Лустина Е. А. Психология воображения (фантазии). Смоленск, 1997.
  108. .А. и др. Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности. М., 1990.
  109. О.М. О возможностях использования схематизированного образа детьми дошкольного возраста. Автореф. канд. диссер., М., 1975.
  110. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. -1980. № 2.
  111. О. Б. Крупеч В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приёмов учебной деятельности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -128с.: ил.
  112. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований)//Вопр. психологии. 1975. № 5.
  113. Р.Ф., Петров В. М. Совершенные методы научно-технического творчества. Л., 1980. — 198с.114.3арецкий В.К., Ковалев Н. Б. Введение в психологию научно-технического творчества. М., 1987. — 154с.
  114. Л.Н. Диалектика перехода от чувственного образа к общему понятию. Канд. дис. Л., 1970.
  115. М.М., Подкатилнн A.B. Основы инженерноготворчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления. М., 1997. — 173с.
  116. М.М. Инженерное мышление. Теория и инновационные педагогические технологии. М., МГИУ, 1996, — 283с.
  117. М.М. Применение фразеологизмов для развития творческого воображения. / ТРИЗ, № 2, 1996, с. 52−54.
  118. М.М. Проблемно-алгоритмическая система активного обучения студентов. Метод, разработки. М.: Завод ВТУЗ при Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева. 1987. — 26с.
  119. М.М. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого технического мышления и инженерных умений студентов. Учебное пособие. М.1987.-83с.
  120. М.М., Гареев Р. Т., Юрасов А. Б. Развиваем воображение.//Школа. 1997. № 2. с. 8.
  121. .Л., Зусман A.B. Изобретатель пришел на урок.
  122. Кишинев, 1990.-246с. 125.3лотин Б.Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. Кишинев, 1988. 271с.
  123. М.Е. Геометрические фигуры в технических формах. М., Учпедгиз, 1960.
  124. Г. И. Формулы творчества или как научиться изобретать. М., 1994. — 208с.
  125. А.Я. «Обучающий эксперимент» как метод оценки умственного развития детей. Автореф канд. диссерт. М., 1973.
  126. С.Ф. Вместе искать истину. М.: Знание, 1989. -63с.
  127. Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. — 320с.
  128. Исследование проблем психологии творчества. Под. ред. Я. А. Пономарева. М.: изд-во «Наука», 1983. — 336с.
  129. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., Просвещение, 1968.
  130. В.А., Петров Л. С. К таинствам мастерства. 1989. 429с.
  131. Как стать еретиком. (Сост. А.Б. Селюцкий) -Петрозаводск: Карелия, 1991.
  132. З.И. Психологические принципы развивающего обучения."Знание". М., 1979.
  133. П. Будущее науки./Наука и жизнь, 1960, № 3. с. 46−73.
  134. П.Л. О творческом «непослушании». // Наука и жизнь. 1987. № 6.
  135. Ш. Прорыв к творчеству. Киев: София, 1993. -183с.
  136. А.П. Даю уроки математики.: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1992. — 191с.: ил.
  137. В. Г. Преемственность в обучении творческим видам работ в школе и в ВУЗе. Автореф. Канд. дис. М. 1993.
  138. С.С. Современная технология педагогического процесса: Пособие для педагогов. Мн.: Университетские, 2000. — 95с.
  139. .М. Психологический механизм научных открытий. // Вопросы психологии. 1969. № 3.
  140. Г. Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. Л., 1976. — 145с.
  141. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980. — 68с.
  142. Ф. Чем характеризуется творческое мышление и творческая деятельность? // Резерв успеха творчество. Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X. Клейна. — М.: Педагогика, 1989. — с.7.
  143. Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.
  144. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. — 344с.
  145. М.В. Интуиция и логика в математическомпознании.// Философские и социальные проблемы науки. -М., 1982. С.18−23.
  146. И., Сеченикова JI. Интегративный курс, как его разработать. // Народное образование. 1999, № 1 С.219−224
  147. Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х т. М.: Педагогика, 1982.
  148. .И. «Учение процесс творческий. Из опыта работы». — М., 1981. -234с.
  149. Ю.С. «Природа способностей». Ставрополь, 1980, с.13−34.
  150. В.В. О предмете логико методологического исследования в области педагогики. «Сов. педагогика», 1970, № 2.
  151. Краткий тест творческого мышления. М.: ИНТОР, 1995. -48 с.
  152. В.А. «Проблема способностей в психологии». -М., 1971, с.7
  153. Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. 1992. № 7−10, 1993. № 3−6.
  154. A.B. Организация и проведение мозгового штурма. М., 1987. — 112с.
  155. Т.В. Психология технического мышления (процесс и способы решения технических задач). М., 1975. — 201с.
  156. Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — 304с.
  157. B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. И доп.1. М.: АГАР, 1997.
  158. Л. ТРИЗ в повседневную жизнь. // Дошкольное воспитание. 1993. № 4.
  159. Ю.А., Единство и преемственность педагогических действий в воспитании школьников. //Изд-во Самарского унив-та, 1993.-1 12с.
  160. Ю.А., Кустов Ю. Ю. Интеграция как педагогическая проблема.// Интеграция в педагогике и образовании: (Сборник научно методических работ). -Самара, 1994.
  161. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980.- 334с.
  162. А.Е. Обучение, воспитание, творчество. 1977. -255с.
  163. В. «Нестандартный ребенок». СПб.: «Питер», 1993. -с.56−70.
  164. В.А. Воспитание творчества. Томск, 1992. — 56с.
  165. Н.С. «Умственные способности и возраст». М.,. 1971. -с.25.
  166. Н.С. Проблема способностей в трудах Б.М. Теплова. // Вопр. психологии. 1966. № 5.
  167. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  168. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М., 1981. 346с.
  169. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М., 1978. — 287с.
  170. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. -64с.
  171. И.Я., Скаткин М. Н., Шахмаев H.H. Формы организации обучения. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982, Глава VI. — с.216−250.
  172. В.А., Дубровская В. И. Способ решения задачи как содержание обучения.// Новые исследования в педагогических науках. М., 1985. — Выпуск 4. — С.56−64.
  173. В.Н. Задачи на развитие пространственного представления. М.: Просвещение, 1991. — 127с.
  174. .В. Развитие пространственного воображения в процессе обучения черчению. В кн.: Проблемы общей и индустриальной психологии. Л., 1963.
  175. М.Р. Школа творческого мышления. М.: Дидакт, 1993. -183 с.
  176. Е.А. Преодоление ситуации неопределённости в процессе мышления и воображения.// Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С.122−125.
  177. В.Л. Обучение творчеству новый этап развития современного образования // Сб. научных статей (Теория и практика обучения научно-техническому творчеству).-М.:МПО «Поиск». -1992.-с.10−27.
  178. A.C. Избранные педагогические сочинения. Т.2. 269с.
  179. Е.И. Пути осуществления внутрипредметных и межпредметных связей и взаимосвязи теоретического и производственного обучения. 98с.
  180. Материалистическая диалектика как общая теория развития. М.: Наука, 1987. — 559с.
  181. A.M. Проблемные ситуации в мышлении иобучении. М.: Педагогика, 1972.-168с.
  182. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.
  183. М.И. Современный урок. М., 1981. — 216с.
  184. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981, с. 13.
  185. Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. М., 1989, с. 160.
  186. H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении: Материалы к научн. конф. учёных — педагогов соц. стран. М., 1971.— 11с.
  187. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС 6−7). Методическое руководство: ИРО, М., 1994.
  188. Методы и средства развития творческого воображения учащихся. Рекомендации для руководителей кружков и клубов по техническому творчеству. Тольятти, 1988. -104с.
  189. Н.Я., Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М., 1991.
  190. В.Н., Полуткина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №: 11,"Самарский государственный технический университет, Самара, 1998.-172с.
  191. М. Эвристические методы в инженерных разработках. / Пер. с чеш. М., 1986. — 1 18с.
  192. Ю.А. Деловые игры как способ формированияметодической культуры.// Программно целевой подход и деловые игры. — Новосибирск, 1982. — С.88−90.
  193. В. И. О движущих силах творчества. Докт. дис. М. 1971.
  194. М.В. Воспитание профессионализма, освоение новых целостных ориентиров в коллективе профессионального образовательного учреждения. М., 1995.- 234с.
  195. С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. -Екатеринбург: изд-во Урал., Гос. проф. пед. унта, 1997. -371с.
  196. С.А., Торопов И. А., Платонцсв К. Э. 100 задач по анализу изобретений. В 5-ти частях. Екатеринбург: изд-во Урал., Гос. Проф. — пед. ун-та, 1997. — 266с.
  197. C.JI. Развивающая предметная среда. М., 1995.
  198. Л.Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления. Изд-во МГУ, 1995.
  199. Одаренные дети. Пер. с англ. Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слутского. М., 1991.
  200. В.А. Урок в современной школе. М., 1981.-142с.
  201. Опыт и проблемы профессиональной подготовки рабочих в условиях ускорения научно-технического прогресса, (материалы 1 Всесоюзной конференции передовиков и новаторов педагогического труда профтехобразования). — М., 1987. 289с.
  202. Организация работы в профтехучилищах по развитию технического творчества учащихся. Методические рекомендации. М., 1974.- 78с.
  203. А.Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач. Канд. дис. М. 1985.
  204. Основы научных исследований. / Э. Ф. Бабуров и др. -Киев, 1988. 367с.
  205. Основы профессиональной педагогики. М., 1977. — 386с.
  206. Основы профессиональной педагогики. Под ред. С. Я. Батышева и С. А. Шапоринского. М., 1977. — 398с.
  207. A.A., Казакова Е. И. Графика в средней школе: Методическое пособие для учителей графико-учебного модуля образовательной области «Технология» в средней общеобразовательной школе. М.- Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. — 96с.: ил.
  208. A.A., Корзинова Е. И. Графика в средней школе: Методическое пособие для учителя графики учебного модуля образовательной области «Технология» в средней образовательной школе. — М.: Гуманит. изд. Центр «Ладос», 1995. — 96с.: ил.
  209. Педагогика + ТРИЗ. Сборник. Выпуск 1, 2, 3 Гомель. 1996−1997.
  210. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография./ Науч. ред. Шамова Т. И. и Третьяков П. И, МППУ-ТИПК. Москва-Тюмень, 1994. — 277с.
  211. Я.И. Живая математика. М., 1974 г., 160стр. с ил.
  212. A.B. (ред.) Психология развивающейся личности. М., 1987. -248 с.
  213. В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании. // Вопросы психологии. 1985, № 1.-с. 12−16.
  214. В.Д., Виноградова Л. М., Кларина JI.M., Стрелкова Л. П. Воспитателю о личностном общении. М., 1992. — 147с.
  215. . Избранные психологические труды. Пер. с франц. М.: Педагогика, 1969.
  216. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. — М. МПУ. — 272с.
  217. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1973.-143с.
  218. Т. А. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации. Автореф. канд. дис. М., ИПАН СССР, 1980.
  219. H.H. Творчество как проблема личности. // Вопросы психологии. 1985. № 4
  220. Познавательные интересы и способности в обучении: учебное пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142с.
  221. Д. Как решить задачу. М.: Учпедгиз, 1981, — 216с.
  222. А.И. Методы инженерного творчества. -Волгоград. 1984.- 156с.
  223. В.А.- Соколов Б.А.- Уланов В. Г. Методика трудового обучения в учебно производственном кабинете. — М.: Просвещение 1979. — 270с.
  224. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М., «Просвещение», 1957.
  225. Я.А. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990.
  226. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -с. 21−44.
  227. Проблемы дидактики теоретического обучения. М., 1978. -214с.
  228. Проблемы научного творчества в современной психологии. Под. ред. М. Г. Ярошевского. М.: изд-во «Наука», 1971. — 334с.
  229. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Под. ред. C.JI. Рубинштейна, АН СССР. М., 1960. -с. 27.
  230. Психологические исследования творческой деятельности. Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1975.
  231. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, В. Ф. Ломова и др. -М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  232. Психология одарённости: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: ИПРАН, 200. — 96с.
  233. А. Математическое творчество. Пер. с франц. Юрьев 1909.
  234. В.Д. Развитие творческой активности учащихся в учебное и внеучебное время: Метод, рекомендации. М.: Высшая школа, 1983. — 46с.
  235. Л.В. Психологические аспекты проблемного обучения // Вербицкий A.A. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983.
  236. В.Г. Развитие технического творчества учащихся. -М.: Учпедгиз, 1961. с. 7−29.
  237. Резерв успеха творчество.: Пер. с нем. под ред. Г. Нойнсра, В. Калвейта, X. Клейна. — М.: Педагогика, 1989. -120с.
  238. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы: задачи и пути реализации. // Сов. Педагогика. -1984., № 8. с. 24−29.
  239. Т. А. Творческое воображение. Спб.: Образование, 1901. -с. 31−68.
  240. Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. Ульяновск, 1978.
  241. Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990.- № 1. с. 164−168.
  242. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т.1. — 608с.
  243. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. — с. 17−36.
  244. С.С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. -239с.
  245. C.JI. О мыслях и путях его исследования./ АН СССР. М., 1958. — 147с.
  246. C.JI. О мышлении и путях его исследования. -М.: изд-во АН СССР, 1958. 148с.
  247. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 412с.
  248. C.JI. Процесс мышления и закономерностианализа, синтеза и обобщения. М.: Политиздат, 1960.
  249. А.П. Математические миниатюры: научно попул. лит. / Худож. Е. Шабельнин. — М.: Дет. Лит., 1991. — 127с., ил.
  250. Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -240с.
  251. Ю.А. Воспитание воображения школьника. Л., 1947.
  252. И.А. Связь школы и предприятий в организации труда учащихся (метод, рекомендации). М.: АПН СССР, 1988. — 46с.
  253. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.Народное образование, 1998.-256с.
  254. В.Д., Овечкин В. П. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях (Гуманитарно -политехнический подход). Брянск: БГПУ, 1998. — 31с.
  255. И. Ученье и труд. / Наш современник, 1982, № 1. -с. 48−63.
  256. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.-48с
  257. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. — 256с.
  258. Советский энциклопедический словарь. 4 изд. М.- Советская энциклопедия, 1989. — с.
  259. Ю.С. Уроки творчества. М., 1981. — 68с.
  260. Л.Ю. Развитие воображения детей, Ярославль: чего-то там — развитие, 1996., с. 240.
  261. Л.Ю. Развитие воображения у детей. -Ярославль: Академия развития, 1996 240с.
  262. А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. /Этюды креативной онтологии/. М.: изд. Логос, 1992. -183с.
  263. А.И. Творчество. Синтетическая теория и проблемы творческого долгожительства. // Теория и практика решения изобретательских задач с использованием методов активизации и повышения эффективности технического творчества. Л., 1989.
  264. В.А. О воспитании. М., 1975. — 298с.
  265. В.А. Письмо о педагогической этике. -Народное образование, 1970, № 11.
  266. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1984. -344с.
  267. Н.Ф. Формирование познавательной деятельностью учащихся. М.: Знание, 1983. — 96с.
  268. Творчество в научном познании. / Под ред. Д. И. Широканова и Ю. А. Харина. Минск, 1976. — 312с.
  269. Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие, СПб.: «Михаил Седов», 1999, — 326 с.
  270. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь справочник. / Под. ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. — М: НПО «Информ-система», 1995. — 408с.
  271. H.A. Учебно-воспитательная работа в период обучения учащихся профтехучилищ на предприятиях. -Минск, 1975. 167с.
  272. O.K. Структура мыслительной деятельности.
  273. М.: Изд-во МГУ, 1969. -с.233.
  274. М.В. Домашняя математика: кн. для учащихся 7 кл. общеобоазов. учреждений. 2-е изд.-М.: Просвещение, 1994. — 190с.: ил.
  275. Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. Москва-Прага, 1994.
  276. Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. М., СИНТЕГ, 1998. — 376с.
  277. М., Лейтуэйт. Как изобретать. М.: Мир, 1980, 164с.
  278. А.Д. Философия и интегративно общественные процессы. — М.: Наука, 1981. — 368с.
  279. В.М. О значении деловых игр. для технического творчества. // Программно целевой подход и деловые игры.-Новосибирск, 1982.-с.108−110.
  280. B.C. Учебно-воспитательная работа в группе. -М., 1975. 312с.
  281. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. — 590с.
  282. П.А. Столп и утверждение истины. М., Г 169с.
  283. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. 80с.
  284. П. Наука и искусство проектирования (методы проектирования, научное обоснование решений)/Под ред. Венды В. Ф., М., 1973.
  285. H.H. Основы теории сильного мышления. Материалы к семинару по ТРИЗ. Минск. 1997.
  286. В.П. Деловые игры в учебном процессе учебное пособие. Челябинск, «Политехнический институт», 1983.
  287. А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 7 класса. М.: Просвещение, 1998 — 79с.: ил.
  288. А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся. СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000.- 144с.
  289. П. Е. Тесты IQ. Логика и психометрия, математика и концентрация внимания, различные типы мышления. Ребусы, задачи, структурные построения и преобразования. 1-е изд. — М.: Издательство «Ось — 89», 2000 г. — 128с.
  290. Н.Ф. Опыт исследования пространственных представлений и пространственного воображения учащихся. «Известия АПН РСФСР», вып. 21. М., 1949.
  291. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990.
  292. Чус A.B., Данченко В. Н. Основы технического творчества.- Киев-Донецк, 1983. 118с.
  293. М.В. Очерки психологии школьника. М., 1955.
  294. Н.С. Труд и проблемы духовного развития личности рабочего. В кн.: Человек и общество. — Л., 1967, с. 111 119.
  295. H.A. Совершенствование учебно -воспитательного процесса в педвузе. Тула: Приокское кн. изд-во, 1991. — 144с.
  296. Шанс на приключение. / Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск.: Карелия, 1991. 304с.
  297. И. Ф. Ерганжиева Х.Н. Наглядная геометрия: Учеб. пособие для V VI кл. — Смоленск: Русич, 1995. -208с., ил.
  298. С.Т. Педагогические сочинения. Т.2. М., 1964, С. 86.
  299. Школа самоопределения, Шаг второй. Под ред. Тубельского, М.: АО «Политекс», 1994, с.5−284.
  300. Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. -Одесса: Полис, 1995. 111с., ил.
  301. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 156с.
  302. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. — 48с.
  303. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. — 56с.
  304. Г. И. К вопросу о формировании активной позиции школьника в учебном процессе. В кн.: Педагогические проблемы формирования познавательных интересов школьников. — Л., 1979, с.4−11.
  305. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  306. В. Еще о научном поиске его эмоции и конфликты./ «Наука и жизнь», 1969, № 10. — с. 78−84.
  307. Н.К. Теория творчества. СПб.- Образование, 1910.- с. 10−37.
  308. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982.
  309. А.Ф. Диалектика технической мысли (закономерности технического творчества). Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989. — 198с.
  310. А.Ф. Психология постановки и решения конструкторско-технических задач. Автореф. дис. докт, пед. наук. Л., 1979. 42с.
  311. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. 216с.
  312. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978.- с. 268−290.
  313. B.C. Одаренный ребенок. М.: Знание, 1997.
  314. И. С. Знания и мышления школьников. Педагогика и психология (подписная научно популярная серия), 1985/9.
  315. И. С. Развитие пространственного мышления школьников.Педагогика и психология (подписная научно -популярная серия), 1980.
  316. И. С. Разработка технологии личностно-ориентованного обучения. // Вопросы психологии. 1995 № 2.
  317. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.:Сентябрь, 2000.-112с.
  318. П.М. Технические способности, их формирование и развитие. // Проф. тех. образование. 1962. -№ 10. с. 1825.
  319. Е.А. Развитие творческого потенциала личности школьника. // Вопросы психологии. 1996, № 3. с. 28−31.
  320. Яковлева E. J1. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997 224с.
  321. Brown W. An objective study of mathematical ability. -«Biometrica», 1910, No. 7.
  322. Mensenkamp L.E. Tests of mathematical ability and their prognostic values. «School science and mathematics», vol.21, 1921, No 2.
  323. Rogers A. L. Experimental tests of mathematical ability and their prognostic value. Teacher’s college Columbia University, «Contributions to education». N.Y., 1918, No.89
  324. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest of the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P.43−75.
Заполнить форму текущей работой