Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Диссертация
В основных формах человеческой деятельности (общении, предметной и игровой деятельности, ее продуктивных видах, элементах учебной деятельности) у ребенка формируются компоненты готовности к включению его в среду сверстников (он способен адекватно общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, проявлять интерес к предложенной ему деятельности, использовать при взаимодействии… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- 1. 1. Понятие, механизм и источники социализации
- 1. 2. Возрастные особенности социального развишя детей дошкольного возраста
- 1. 3. Современные взгляды на воспитание и обучение детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
- ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ
- 2. 1. Исходные положения к изучению уровня социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
- 2. 2. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
- 2. 3. Ход констатирующего эксперимента
- 2. 4. Анализ данных констатирующего эксперимента
- 2. 5. Результаты и
- выводы
- ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
- 3. 1. Теоретические основы обучающего эксперимента
- 3. 2. Организация проведения обучающего эксперимента
- 3. 3. Педагогические условия коррекционно-педагогической работы специалиста с ребенком
- 3. 4. Коррекционно-педагогическая работа педагога с ребенком, педагогическая работа с его родителями (содержание, методы и приемы)
- 3. 5. Контрольный эксперимент
Список литературы
- Авдеева H.H., Силвестру А. И., Смирнова Е. О. Развитие представления о самом себе у ребенка от рождения до семи лет / Воспитание, обучение и психическое развитие: В 2-х частях. М.: 1977. — 4.1. — С. 11−15.
- Айзенберг Б. И., Лубовский В. И. Материалы 1-го международного конгресса. Международная перспектива специального обучения в будущем // Дефектология. 1982. — № 3. — С. 82−84.
- Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь // Дефектология. 1999. — № 3. — С. 69 — 71.
- Алексеева М., Суслова Э., Яшина В. Воспитание социальной активности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 1985. — № 11. — С.31−35.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. исихол. тр.: В 2-х т. -М.: 1980.-Т. 2. С. 103−127.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Педагогика, 1992. — 80 с.
- Анкундинова Н.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост.Г. А. Урунтаева. 2-е изд., стереотип. — М., 1998. -С260 — 270.
- Анкудинова Н.К. Особенности осознания своих умений у детей 5−7 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии). М., 1959. — 21 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. исихол. тр.: В 2-х т. -М.: 1980.-Т. 2. С. 103−127.
- Арзуманян С.Д. К проблеме диагностики социального развития детей-олигофренов (Постановка проблемы) // Некоторые проблемы диагностики психического развития детей. Ереван, 1977. — С. 174−205.
- Баймуратова А.Т. Научно-теоретические основы построения лекотеки в системе развивающего обучения детей раннего и дошкольного возраста: Автореф.дис.. .канд.пед.наук. Республика Казахстан г. Алматы, 2000. — 26 с.
- Белых E. J1. Личность в системе общественных отношений. Орел: Б.и., 1995.-295 с.
- Берн Г. Развитие «Я» концепции и воспитание.-М: Педагогика, 1986. — 398 с.
- Берулава М.Н., Берулава Г. А. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. — 34 с.
- Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков: Межвузовский сб. науч. тр. / Ош. редЛМШипицына Ленинград: 1989. 107 с.
- Блюм Г. Психологические теории личности: Перевод с англ. М.: КСП, 1996.-247 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -209 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бронников И.Н. Осознание поступков детьми трех пяти лет // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост.Г. А. Урунтаева. — 2-е изд., стереотип. — М., 1998. -С.271 -279.
- Бударный A.A. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. 1965. — № 7. — С. 8−21.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка: Пер. с франц. Л. И. Анцыферовой. М.: Просвещение, 1968. — 195 с.
- Ватажина A.A., Зелингер И. И. Пособие по воспитанию и обучению глубоко умственно отсталых детей в детских домах Министерства социального обеспечения РСФСР. М.: ЦИЭТИН, МСОРСФСР, 1962. — 188 с.
- Ватажина A.A., Малинкин Н. С. Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет. — М., ЦИЭТИН, 1971.-79 с.
- Венгер А.Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск, ТГУ, 1993. — 69 с.
- Воробьева М.Ф. Формирования отзывчивого отношения к сверстникам у детей 4-го жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
- Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта / Под ред. М. И. Кузьмицкой. М.: Просвещение, 1974. — 135 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций: В 6 т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 3. — С. 143.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций: В 6 т. -М.: Педагогика, 1983.
- Выготский Л.С. и современная дефектология//Дефектология.-1982.-№ 3. -СЗ-6.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 150с.
- Гамаюнова А.Н. Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 158 с.
- Горбунова Л.Д. Социальная психология личности: Текст лекций / Новочеркасский политехнический институт им. С.Орджоникидзе. Новочеркасск: НПИ, 1990. — 67 с.
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Министерство общего и профессионального образования РФ, 1999.-51 с.
- Глотова Г. А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: УГУ, 1990. 256 с.
- Глотова Г. А. Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребенка. Автореф.дисс. .канд.псих.наук. М., 1983. — 24 с.
- Грачева Е.К. Воспитание и обучение умственно отсталого ребенка. Тридцатипятилетний опыт работы с дефективными детьми. М — Л.: Учпедгиз, 1932. — 88 с.
- Гончарова Е.Л., Кукушкина О. И. Королевская Т.К. Социально-эмоциональное развитие детей с особыми нуждами как предмет целенаправленного формирования // Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образование. -М., 1996.-С. 12−16.
- Гуськова Т. В, Елагина М. Е. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост.Г. А. Урунтаева. 2-е изд., стереотип. — М., 1998. — С286−302.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
- Давыдова С.И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 19 с.
- Демин М.В. Природа деятельности. М.: МГУ, 1984. — 168 с.
- Дементьева Н.Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. М.: Институт социальной работы, 1996.-65 с.
- Долженко А.И. Система обучения глубоко умственно отсталых детей бытовым навыкам: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1995. — 16 с.
- Дошкольное образование Москвы: Сб. нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Под ред. Широковой ГК.М.: Имидж, 1996. 176 с.
- Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко умственно отсталыми детьми // Обучение и воспитание умственно отсталых детей. -М.: 1960.-С.5 14.
- Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме: Авгореф. .дис. .канд. пед. наук.-М., 1998.- 16с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающегог обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999 г. — № 6. — С. 25 — 35.
- Еремина A.A. Некоторые виды и приемы коррекционной работы по формированию продуктивной деятельности у детей-имбецилов 4−8 лет // Особый ребенок и его окружение: Медико-социальные и психологические аспекты. М., 1994. — С.41.
- Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: АПН РСФСР, Институт дошкольного воспитания, 1963. — 319 с.
- Забрамная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей имбецилов. — М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1979. — 76 с.
- Забрамная С.Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках: книга полезная для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов: Серия «школа для всех». М.: Новая школа, 2000. — 160 с.
- Замский Х.С. История олигофренопедагогики. М: Просвещение, 1980. — 398 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986, — 1 т.
- Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
- Завалко H.A. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад школа — вуз: Дис. .докт. пед. наук. — Барнаул, 2000.-213 с.
- Завалко H.A. Индивидуальный подход к шестилетним школьникам. -Киев: Светоч, 1989. 302 с.
- Зворыгина Е.В. Первыесюжешые игры малышей. -М: Просвещение, 1988. 94с.
- Иванова Т.Н. Система работы по формированию словарного запаса у глубоко умственно отсталых детей: Дис. .канд. пед. наук. М., 1984. — 148 с.
- Индивидуальный подход в воспитательно-образовательном процессе детского сада /Под ред. В. К. Котырло, С. Е. Кулачковской Киев: Светоч, 1989. — 240 с.
- Исаева Т.Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью: Дис. .канд. пед. наук. М., 2001. — 120 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / (Т.И.Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.) — Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. -2-е изд. испр. и доп. М., 1997. — 303 с.
- Кайдановская И.А. Формирование внутреннего плана мышления у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1985. — 22 с.
- Катаева A.A., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-208 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Книга для учителя. 2-е изд., — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании: Пособие для воспитателей детского сада. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
- Козлова С.А. Я человек: программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 1. — С. 59 — 66.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Уч. пос. для студ-сред.пед.учеб.зав-й.-М: Академия, 1980.-180с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество (Историко этнографическая перспектива) / АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. — М.: 1988. — 270 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
- Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России (Материалы первоначального доклада РФ комитета по правам ребенка) / НИИ детства. М.: Ин-формпечать, 1993. — 69 с.
- Конвенция о правах ребенка и законодательства РФ: Справочник / Министерство труда и социального развития РФ- Департамент по делам семьи, женщин и детей- НИИ семьи. -М.: НИИ семьи, 1998.-215 с.
- Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Автореф. Дис.. д-ра псих. наук. -М., 1997. 41с.
- Крухлехт М.В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности: Дис.. .д-ра пед. наук. — М, 19%. — 387с.
- Кузьмицкая М. И. Маллер А.О. Цикото Г. В. Экспериментальное обучение глубоко умственно отсталых детей в условиях вспомогательной школы // Дефектология. 1976. — № 6. — С.26−30.
- Кукушкина О.И. и др. Календарь специализированная компьютерная диагностическая среда для дошкольников и младших школьников // Дефектология. -1997.- Ко 4. -С.48−55.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — 1 т. — С.380.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1997. — № 4. — С.80 — 86.
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. Дис. .д-ра псих. наук. м., 1974.-36 с.
- Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. 1978. — № 5. — С.73 — 78.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. -М: Педагогика, 1986. -144 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. М., Институт практической психологии, Воронеж: НПОМОДЭК, 1997. — С. 106.
- Липакова В.И. Формирование речевой коммуникации у детей с умственной отсталостью в степени имбецильность // Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. СПб., 1997. — С. 113−114.
- Лубовский В.И. Проблема интеграции лиц с глубокими и множественными дефектами в общем и специальном образовании // Дефектология, -1982.-№ 2, — С. 78.
- Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. -М.: Педагогика, 1972. 56 с.
- Лурье Н. Б Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с ум-ственноотсталыми детьми: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1960. — 17 с.
- Люблинская A.A. Детская психология / Уч.пособ. для студ. пед. институтов. М.: Просвещение, 1971.-415 с.
- Малофеев H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология. 1997. — № 4. — С. 3−15.
- Малофеев H.H. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. 1997. — № 6. — С. З — 10.
- Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности / сост. В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972. — 334 с.
- Макаренко A.C. О воспитании. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990.-415 с.
- МаллерА.В. Социально-трудовая адаптация лиц с глубоким нарушением интеллекта // Дефектология. -1982. № 3. — С. 19 — 24.
- Маллер.А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно-отсталых детей. М.: Просвещение, 1990. — 124 с.
- Маллер А.О., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта / НИИ дефектологии АПН СССР. М: Педагогика, 1988.- 128 с.
- Маллер А.О., Цикото Г. В. Межведомственная научно-практическая конференция по проблеме обучения и воспитания детей-имбецилов // Дефектология. -1978. № 2. — С.83 — 85.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2000. — С.25−27.
- Методическое пособие «Коррекционная помощь детям раннего возраста в группах кратковременного пребывания» / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 2002. — 142 с.
- Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: Авгорефкацд. пед. наук.-М, 1998. -18 с.
- Моргачева E.H. Особенности и пути формирования знаково-символической деятельности младших школьников с недостатком интеллекта: Авто-реф. .канд.пед.наук. -М., 1996. 21 с.
- Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста // Дефектология. -1997.- № 4.-С.67−80.
- Москоленко Н.В. Подготовка умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения 8 вида: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 24 с.
- Мухин М.И. Педагогическая система В.А.Сухомлинского: Традиции и новаторство / Институт теории образования и педагогики РАО. 2-е изд.испр. — Соликамск: Соликамский гос.пед.институт, 1999. — 380 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. 5-е изд., стереотип. — М: Академия, 2000.-456 с.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества: учебник для студ. псих,-пед.фак-в вузов. М.: Институт практической психологии, 1998. — С.191
- Мухина B.C. Изобразительная деятельности ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. -240 с.
- Мясищев В. П. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А.А.Бодалева- Академия пед. и социал. наук. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
- Налчаджян A.A. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: АН Арм. ССР, 1988. — 262 с.
- Недоленко C.B. Педагогические условия развития игровой деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 2000.- 116. с.
- Непомнящая Н.И. Формирование воли // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост.Г. А. Урунтаева. 2-е изд., стереотип. — М., 1998. — С. 324 — 331.
- Николаева Т.В. Комплексное педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом: Авшрефканд.пед.наук-М., 2001 г.- 22 с.
- Новоселова C.JI. О новой классификации игр // Дошкольное воспитание.- 1997.-№ 3.-С. 56 -63.
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. 8-е междунар.изд. — СПб.: Питер, 2002. — 640 с.
- Обучение и воспитание умственно отсталых детей. Опыт работы учреждений для глубоко умственно отсталых: сб. статей / Под ред. Г. М. Дульнева и М. И. Кузьмицкой. М., АПН РСФСР, 1960. — 150 с.
- Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред.М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. — 118 с.
- Панов E.H. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1980. — 192 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Пименова Л.В. Формирование социальной ориентировки у детей младшего дошкольного возраста в условиях игры: Авгореф.канд.пед. наук.-М., 1988.-16с.
- Питерси М., Трилор Р. и др. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. М.: Ассоциация Даун синдром, 1997.
- Полл Массен Развитие личности ребенка: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.-227 с.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / ПИИ дефектологии АПН СССР. М.: Б.и., 1983. -128 с.
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. М.: Б.и., 1993. — 68 с.
- Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. М.: НИИ Дефектологии, 1983. — 128 с.
- Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 1998. — 384 с.
- Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Педагогика — Пресс» 1996. — С. 364−365.
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. A.B.Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1996. — 351 с.
- Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги // Вопросы психологии. 1996. -№ 5.-С.115−124.
- Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. -1984. № 4. — С. 34−38.
- Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. 1997. — № 4. — С.66 — 68.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — Т.2. — С.359 — 361.
- Российская лекотека / А. М. Казьмин, Л. В. Казьмина и др. М.: Когито -Центр, 2001.-75 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии-СПб.: Питер Ком, 1999.-720с.
- Рубинштейн C. J1. Проблема общей психологии. М.: 1976. — 416 с.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: 1965. — 214 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Моск. ун-т, 1988. — 288 с. I
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. — 264 с.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / АН ГССР, Институт психологии им. Д. Н. Узнадзе Мецниереба: 1989. — 204 с.
- Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей: Пер. с франц. М. П. Лебедевой. С.Пб.: Лихтенштадт, 1903. — 319 с.
- Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958.-214 с.
- Славина Л.С. Трудные дети / Под редакцией В. Э Чудновского. М.: Институт практической психологии, — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -447 с.
- Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада: Дисс.канд.пед.наук. Якутск, 2002. — 123 с.
- Смирнова Е.О. Пути формирования произвольного поведения // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост.Г. А. Урунтаева. 2-е изд., стереотип. — М., 1998.-С. 340−350.
- Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. ПосоIбие для родителей. М.: Просвещение, 1967. — 62 с.
- Смирнова Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и детском доме // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 12−18.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 334 с.
- Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995.352 с. У
- Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2001.-312 с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С. Ю. Циркина. СПб.: 2001. — С.480.
- Степанов В.Г. Психология индивидуального подхода к трудным учащимся. Учебное пособие. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1991. — 177 с.
- Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей // Дошкольное воспитание. 1998. -№ 1. — С.70 — 73.
- Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1997. № 2. — С. 50−58.
- Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979. -396 с.
- Тард Г. Социальная логика. СПб.: 1996.-С.151.
- Теоретические основы и вариативные технологии позитивной «Я концепции»: Материалы Российской научно-практической конференции, 29−30 марта 1999 г. — Рязань, РГПУ, — 128 с.
- Фельдштейн Д. И Психология развития личности в онтогенезе / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М: 1989. — 206 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М.: Флинта, 1997. — 158 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: Избранные психологические труды / Академия пед. наук и социал. Наук, Московский психолого-социальный институт. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — С. 125, 127,140
- Флерина Е.А. Игра и игрушка. М.: Просвещение, 1973. — 111 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений: Перевод/ Сост.науч.ред.авт.вступ.ст.М. Я. Ярошевский, М.: Присвещение, 1989. — 447 с.
- Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: Кн. Для педагога-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2001.-С. 15.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1983.-213 с.
- Щетинина А.И. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1984. — 195 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И Фельдштейна.-Москва-Воронеж, 1995.-414с.
- Эриксон Э. Детство и общество. С.Пб.: Ленато- ACT- фонд «Университетская книга», 1996. — 589 с.
- Юдилевич Я.Г. Вначале была глина.// Дефектология. -1998. № 2. — С.93 — 95.
- Яшкова Н. Конференция по вопросам изучения личности аномального ребенка //Дефектология. 1978. — № 1. — С.78.
- Bronfenbrenner U. Developmental research publik policy and the ecology of childhood //Child Development. -1974. v.32. P. 40−73.
- Erikson E.H. Childhood and Society. Norton, 1963. — 420 p.
- Freud S. An outline of psychoanalysis (Standard edition of the works of Sigmund Freud). London: Hogarth Press. 1964.
- Iannotti R.Y. Naturalistic and structured assessment ofprosocial behavior in preschool children: The influence of empathy and perspective taking // Developmental Psychology. 1985. — 21.-P. 46−55.
- Howes C. & Stewart P. Child’s play with adults, toys, and peers: An examination of family and child-care influences// Developmental Psychology. 1987. — 23. — P.430 -432.
- Hau D.F. Cooperative interactions and sharing among very young children and their parents // Developmental Psychology.- 1979. 15. — P.647−653.
- Leung E.H.R. & Rheingold H.L. Development of pointing as a social gesture //Developmental Psychology. 1981. — 17. — P.215−220.
- Piaget J. The origins of intelligence in childhood. N -Y., 1952. — 347 p.
- Схема наблюдения за ребенком в процессе ожидания консультациидиагностического обследования)
- Внешний вид ребенка (опрятный, неопрятный).
- Поведение (адекватно сидит рядом со взрослым, спокоен и др.-неадекватно бегает по коридору, кричит и т. д.).
- Реакция ребенка на обращение матери (средства общения матери с ребенком, он реагирует, не реагирует).
- Вызывают ли интерес у ребенка игрушки и предметы в окружающем пространстве (держит в руке, играет, не играет, бросает, ломает, не интересуется окружающими игрушками (кубики, мишка, заяц) и предметами (качалка, стол, стул, пианино и др.).
- Навыки самообслуживания (просится ли в туалет, сам или с помощью взрослого моет руки).
- Схватывать и доставать предметы — Реагировать на укачивание -Была ли любимая игрушка? Когда появился лепет?
- Первые осмысленные звуки в процессе общения?1. Когда начал есть сам?1. Принимать твердую пищу?
- Участвовать в процессе одевания?1. Проситься на горшок?1. Есть ли интерес к книгам?1. Реакция на радио?
- Каким ухом поворачивается к источнику звука?1. Предпочитает ли музыку?1. Хорошо ли видит?1. Как ходит (спотыкается)?
- Отношения со сверстниками?
- Обращает ли внимание на движение губ говорящего? Где и кем воспитывается?3. Соматическое состояние:
- Пробующие действия -Примеривание -Зрительная ориентировка
- Состояние интеллектуального развития:.
- Уровень развития наглядно-действенного мышления -Уровень развития наглядно-образного мышления -Уровень развития элементов логического мышления -Уровень развития количественных представлений: Об окружающем О себе -О своей семье
- Способы общения (эмоциональные, деловые, речевые)
- Состояние артикуляционного аппарата
- Наличие фразовой речи -Характер фразовой речи
- Сформированность грамматического строя речи -Сформированность фонетической стороны речи5. Заключение:6. Диагноз:
- Рекомендации к коррекционно-педагогической работе:8. Педагогический прогноз:
- Схема наблюдения за ребенком в процессе психолого-педагогического обследования
- Поведение и реакция ребенка на незнакомого взрослого (спокоен, проявляет любопытство, агрессивен, безразличен и др.)
- Проявляет интерес к предложенной взрослым предметно-игровой деятельности (да- нет).
- Проявляет интерес к игрушке или предмету (не проявляет или смотрит на игрушку, тянется рукой, хватает, требует отдать).
- Схема наблюдения за игрой матери и ребенкаметодика Г. А. Мишиной, 1998, ИКП РАО)1 .Контакт
- Соответствие выбора игры или игрушки уровню развития ребенка
- Вид предлагаемого общения: эмоционально-личностный ситуативно-деловой внеситуативно-познавательный 4. Эмоциональная насыщенность общения
- Умение создавать ситуацию сотрудничества и совместной деятельности: совместные действиячастично-совместные раздельные.
- Средства общения, используемые ребенком и родителем: экспрессивно-мимическиеделовые речевые
- Сформированность критериев в потребности общения: у ребенка у родителявнимание, интересэмоциональные проявленияделовыепредметно-деловыечувствительность
- Учет взрослым интересов ребенка
- Стиль общения: директивность- отстраненность -тесный контакт
- Стремление ребенка устанавливать контакты со взрослым: легко и быстро- контакт избирательный- контакт формальный- не вступает в контакт.
- Стремление ребенка устанавливать контакты с ровесниками: легко и быстро- контакт избирательный- контакт формальный- не вступает в контакт.
- Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы: активен (пассивен) — деятелен (инертен) — не агрессивен (агрессивен) к другимдетям-
- Преобладающее настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения) —
- Жалобы родителей, связанные с воспитанием ребенка.
- Условия (комната для ребенка, игровой уголок, ящик с игрушками и др.).
- Желание родителей сотрудничать с дефектологом.