Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Успешность подростка из неблагополучной семьи как психолого-педагогическая проблема

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успех как признание авторитетными значимыми другими" — форма признания положительных результатов в существенных для личности сферах важными для личности окружающими людьми (характеризуется более адекватным состоянием самооценки, чем в первом случае, так как опирается не на абсолютную важность всеобщего признания, а на избирательную достиженческую стратегию); И. Л. Медведева определяет успешность… Читать ещё >

Успешность подростка из неблагополучной семьи как психолого-педагогическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что школьное образование сегодня является одним из решающих факторов индивидуального успеха ребенка. Особую значимость успех приобретает в подростковом и юношеском возрасте, когда формируются психологические механизмы будущего жизненного и профессионального самоопределения, личностной идентичности. Представления об успехе и успешности отражают ценности подростка, его моральные и нравственные ориентиры, цели жизнедеятельности и способы их достижения, во многом определяют формирование жизненного сценария.

Раскрытию сущности понятия «успешность школьника», посвящены исследования таких ученых как О. А. Яшновой, Н. В. Шереметовой, Б. А. Еремеева, А. Е. Стариковой, А. В. Межиной, А. А. Леонтьев, Г. М. Андреева, В. В. Рыжов, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская, В. А. Лабунская, В. Н. Куницына и др.

Е.М. Корж называет успехом «достижение поставленных целей в жизни, имеющих значение для общества и группы, которые обеспечивают определенный уровень положения, положительного отношения со стороны окружающих и личное удовлетворение». [Е.М. Корж, 31с.]

О.И. Ефремова и В. А. Лабунская определяют успех как «положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества» .

О.И. Ефремова и В. А. Лабунская выделяют следующие виды успеха:

  • 1)" успех-популярность" - форма общественного признания способностей, талантов, одаренности личности, характерная для конкурентного рыночного общества;
  • 2)" успех как признание авторитетными значимыми другими" - форма признания положительных результатов в существенных для личности сферах важными для личности окружающими людьми (характеризуется более адекватным состоянием самооценки, чем в первом случае, так как опирается не на абсолютную важность всеобщего признания, а на избирательную достиженческую стратегию);
  • 3)" успех как преодоление и самоопределение" - форма разрешения жизненных проблем и противоречий, борьба на пути к реализации и самореализации;
  • 4)" успех-призвание" - форма получения удовлетворения от самого процесса достижения результатов.

По мнению О. И. Ефремовой достижение успеха представляется как единый процесс самореализации личности и ее самоутверждения в социуме [О.И. Ефремова, 321−338с.].

О.А. Яшнова рассматривает успешность как качественную характеристику результатов деятельности, имеющую протяженность во времени [О.А. Яшнова, 144с.].

И.Л. Кордубан и Л. А. Лазаренко определяют успешность как «социально-психологическую характеристику личности, предполагающую наличие социально признанных достижений, направленность на успех, собственную удовлетворенность процессом и результатами своей жизни» [И.Л. Кордубан].

Б.А. Еремеев считает, что успешность — это свойство человека, устойчиво укладывающегося в рамки обстоятельств или собственных планов при достижении поставленной цели [Б.А. Еремеев, 174с.].

И.Л. Медведева определяет успешность как интегрированное понятие, характеризующее результативность учебной деятельности школьника в целом и базирующееся на уровне сформированности учебной мотивации, общих учебных умений, развития личности ученика и зрелости его психических процессов, эмоциональном, творческом и социальном опыте младшего школьника [И.Л. Медведева, 21с.].

Таким образом, успешность можно рассматривать как характеристику результатов деятельности, качество личности, свойство человека, показатель результативности личности ребенка, которые он может демонстрировать на протяжении всей жизни.

Одним из значимых обстоятельств успешности и неуспешности является локус контроля личности. В зависимости от того, в какой степени личность склонна приписывать себе или внешним объектам причины и следствия своей активности, она может переживать свою успешность. Кроме того, от этого зависит и последующая активность, а, следовательно, и то, как скоро личность может достичь успеха [А.А. Налчаджян, 370с.].

Процесс формирования успешности подростков организуется с учетом определенных принципов. Е. А. Александрова выделяет следующие основные принципы формирования успешности подростка:

  • 1) Для обеспечения формирования успешности подростка необходимо, чтобы принцип успеха и успешности в условиях школьной жизни был заложен в основу ее воспитательной системы, где успех рассматривается как обязательное условие и как норма полноценной жизни ребенка.
  • 2) Принцип педагогической поддержки предполагает создание педагогических условий, способствующих формированию успешности подростка.
  • 3) Принцип проблемности. Если перед учащимися поставить какую-либо задачу или создать проблемную ситуацию, то в процессе ее решения у них будут формироваться признаки успешного человека: адекватная самооценка, социальная активность, уверенность в себе, мотивированность на достижение успеха.
  • 4) Принцип событийности общности заключается в организации классным руководителем совместных с родителями мероприятий (праздники, экскурсии и т. д.), в процессе которых происходит формирование, как у подростков, так и у родителей, и учителей ощущения сопричастности к событиям.
  • 5) Принцип самоанализа, суть которого заключается в определении подростками своих способностей, возможностей, желаний, в рефлексии ими имеющихся у них признаков социально успешной личности.
  • 6) Принцип самопринятия предполагает проявление подростком самоуважения, принятие себя как уникальную личность, определение своих эмоциональных реакций.
  • 7) Принцип открытости образования предполагает, что любой компонент, помимо школы, образовательной, социальной и культурной среды может нести на себе воспитывающие и развивающие функции (музыкальные, художественные, спортивные школы и т. д.) [Е.А. Александрова, 140−142с.].

Итак, достижение успешности в чем-либо будет способствовать стремлению ребенка стать успешным во всем, если в процессе самоанализа, социализации подростка, формирования его социальной успешности будет более эффективным и поможет выявить те сферы деятельности, которые ему интересны и в которых он добивается успеха.

Е.В. Дендеберя отмечает что деятельность, приносящая успешность, является основным фактором личностного роста, потому что успешность ребенка — это единственный источник его внутренних сил и энергии. Содержание социально-педагогической деятельности по формированию успешности подростка из неблагополучной семьи определяет пути и средства деятельности педагога, среди которых основными являются:

организация совместной деятельности педагогов, психологов, администрации, направленная на создание условий, при которых у подростка формируется потребность в достижении успеха;

выявление критериев и показателей сформированности мотивации к одобряемой деятельности;

организация методического обеспечения, основанного на комплексной диагностике личности подростка [Е.В. Дендеберя, 197с.].

И.Г. Морозова выделяет этапы социально-педагогической деятельности для обеспечения успешности подростка из неблагополучной семьи:

I этап. Проведение психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление особенностей мотивации к успеху у ребенка. Внимание уделяется особенностям когнитивных и эмоционально-волевых состояний ребенка, которые влияют на его стремление к успешной самореализации в ходе деятельности.

II этап. Оперативное использование форм, методов и приемов работы, адекватных, выявленным в ходе предыдущего этапа когнитивным и эмоционально-волевым состояниям подростка. Успех реализуется через формирование социальным педагогом конкретных ситуаций, которые являются структурными и функциональными единицами целостного педагогического процесса.

Данный этап включает алгоритм создания успешности подростка:

  • 1. снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих;
  • 2. авансирование успешного результата — внушение подростку уверенности в его силы и возможности;
  • 3. скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Помогает подростку избежать поражения;
  • 4. внесение мотива;
  • 5. персональная исключительность — т. е. важность усилий подростка в совершаемой деятельности;
  • 6. мобилизация активности или педагогическое внушение;
  • 7. высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

III этап. Оценивание результатов проделанной социально-педагогической деятельности. Сравнение результатов первого этапа работы с результатами этапа после создание успешности подростка [И.Г. Морозова, 292−293с.].

Итак, социально-педагогическая деятельность по созданию успешности подростка является методом стимулирования мотивации и поведения ребенка. Переживание успешности внушает подростку уверенность в собственных силах. У него появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия. Переживание успешности может изменить ритм психического самочувствия подростка, изменить стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими.

Таким образом, мы рассмотрели успешность подростка из неблагополучной семьи, а также выявили основные этапы социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает успех подростку из неблагополучной семьи. Можно сделать вывод, что подросток из неблагополучной семьи воспринимает успешность как стечение обстоятельств, а неудачу как подтверждение закономерности. И именно поэтому задачей социально-педагогической деятельности в этом случае состоит в том, чтобы дать ребенку возможность пережить радость достижения успешности, осознать свои возможности и поверить в себя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой