Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников
Диссертация
Выделенные нами показатели национального самосознания (национальная самоидентификация, патриотизм, межнациональная толерантность), компоненты (информационно-культурологичекий, эмоционально-ценностный, поведенческо-деятельностный), критерии (наличие у детей представлении о своей национальной принадлежности, национальной культуре, истории своего народа и других национальностейположительно… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Концептуальные основы использования стимулов в пробуждении национального самосознания
- 1. 1. Проблема формирования национального самосознания у детей
- 1. 2. Изучение и анализ проблемы формирования национального самосознания дошкольников в теории и практике дошкольного воспитания
- 1. 3. Ведущие принципы пробуждения национального самосознания детей дошкольного возраста
- 1. 4. Генезис и современное состояние проблемы стимулов в педагогических исследованиях
- 1. 5. Системообразующие звенья национального самосознания
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно-поисковое исследование процесса раннего пробуждения национального самосознания старших дошкольников средствами стимулирования
- 2. 1. Изучение содержания работы по формированию национального самосознания в условиях дошкольного образовательного учреждения
- 2. 2. Система работы по пробуждению национального самосознания старших дошкольников
- 2. 3. Результаты опытно-поискового исследования детей старшего дошкольного возраста
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абэлян В.Х. Социально-педагогические аспекты становления культуры межнациональных отношений субъектов образовательного процесса. Дисс.. канд. пед. наук. Майкоп, 1998. 132 с.
- Авдеева Н. Что знает о себе дошкольник. //Дошкольное образование. 1988. № 12. С. 42−47.
- Агапова И.А., Давыдова М. А. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-пресс, 2002. 224 с.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993.
- Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей. //Дошкольное воспитание. 1958. № 2. С. 9−16.
- Аржемачева З.Н. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия введения народоведения в дошкольное образование. Дисс.. канд. пед. наук. Томск, 2000. 182 с.
- Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций СССР (программа, методика перспективы исследования). //Советская этнография. 1972. № 3. С. 3.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
- Асмолов А. О новых российских программах для дошкольных учреждений. //Дошкольное воспитание. 1996. № 4. С. 2−3.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. С. 42−43.
- Бабынина Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 23 с.
- Бабынина Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 201 с.
- Бабынина Т.Ф. В мире национальных культур. Программа приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих Республику Татарстан. Набережные Челны, 2001. 20 с.
- Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Казань: Школа, 2004. 188 с.
- Балкарова JI.C. Национально-региональный компонент стандарта содержания общего образования в учреждении &bdquo-начальная школа -детский сад" (на материале Кабардино-Балкарской Республики). Дисс.. канд. пед. наук. Пятигорск, 2002. 194 с.
- Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 1999. 197 с.
- Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Ассоциация профсоюзного образования, 1995. 72 с.
- Безрукова JI.B. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников. Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 163 с.
- Белобородова Н.С. Формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе. Дисс.. канд. пед. наук. Уфа, 1999. 156 с.
- Беляева Л.И. Игра и книга. //Дошкольное воспитание. 1971. № 8.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.
- Богатеева З.А. Мотивы народного орнамента в детских аппликациях. М.: Просвещение, 1986. 207 с.
- Богомолова М.И. Воспитание дружелюбия между детьми различных национальностей нашей страны, (старший дошкольный возраст). Дисс.. канд. пед. наук. М., 1971.
- Богомолова М.И. Национальное воспитание и двуязычие в истории педагогических учений. Казань, 1998. 440 с.
- Богомолова М.И., Шарафутдинов З. Г. Дошкольникам о Татарстане, (младший дошкольный возраст). Набережные Челны Альметьевск, 1993.
- Богомолова М.И., Шарафутдинов З. Г. Дошкольникам о Татарстане (старший дошкольный возраст). Набережные Челны Альметьевск, 1995.
- Богомолова М.И. Генезис прогрессивных концепций меж-национального воспитания детей. Автореферат дисс. .докт. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 44 с.
- Богомолова М.И. Интернациональное воспитание. //Дошкольное воспитание. 1981. № 11.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение 1985. 65 с.
- Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации (на материале национальных детских садов Молдовы). Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. 168 с.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 97−99.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
- Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 1981.
- Валеева-Сулейманова Г. Ф., Шагеева Р. Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М.: Советский художник, 1990.
- Виноградова Н.Ф., Козлова С. А. Наша Родина: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1984. 304 с.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. 128 с.
- Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром. Дисс.. докт. пед. наук. М., 1994.
- Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Санкт-Петербург, 1891. 392 с.
- Войтонис Н.Ю. Проблема &bdquo-мотивов" поведения и ее изучение. М., 1925.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 168 с.
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада. /Под ред. Виноградовой Н. Ф. М.: Просвещение, 1989.
- Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие для воспитателей детского сада. /Сост. Г. М. Лямина. М.: Просвещение, 1984.288 с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. /Под ред. A.M. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. 96 с.
- Воспитание детей в игре. /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979. 158 с.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
- Галаова Б.Н. Разработка этнокультурной концепции учебно-воспитательного комплекса &bdquo-детский сад начальная школа". Дисс.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2001.
- Галиев Э., Ханбиков Я. Татарские народные игры и праздники: Книга для учителя. 2-е издание, переработанное и дополненное. Казань: Таткнигоиздат, 1985.
- Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования в городе Москве). Автореферат дисс.. канд. истор. наук. М., 1993. 26 с.
- Галузо Т.В. Педагогическая систематика и оценка значимости стимулов мотивации творческого саморазвития студентов в обучении. Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 2001.
- Гизатуллина Н.М. Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков. Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1999.
- Гордин Л.Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования. // Советская педагогика. 1979. № 12. С. 72−79.
- Гордин Л.Ю. Педагогическое стимулирование как проблема методики воспитательного процесса. //Советская педагогика. 1974. № 12. С. 52−61.
- Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Р. Т. /ЛВатаным Татарстан. 1994. 17 августа.
- Государственная символика Республики Татарстан. Казань: Татарское книжное издательство, 1995.
- Грабаровская Л.В. Педагогические условия развития образа &bdquo-Я" ребенка старшего дошкольного возраста. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. 16 с.
- Гришина Г. Н. Приобщение детей к игровой культуре своего народа. В сборнике научных трудов: &bdquo-Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников". М., 2001. С. 38−42.
- Гуськова Т.В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет. //Вопросы психологии. 1987. № 5.
- Гэлбакча. Балалар бакчалары эчен хрестоматия. /Научный редактор Ю. Юсупов. Казань, 1990. 254 с.
- Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М., 1986.
- Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России. М.: АРХГИ, 2003. 184 с.
- Дарзаланова Г. Личное имя собственное в составе русских и татарских пословиц и поговорок. //Идель. 2001. № 1. С. 74−75.
- Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: ЭЛМ, 1976. С. 135.
- Дидактика средней школы. /Под ред. М. Н. Скаткина, И .Я. Лернера. М.: Педагогика, 1975.
- Дошкольная педагогика. /Под редакцией В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. В 2 ч. М.: Просвещение, 1988. 270 с.
- Дошкольная педагогика: Технология обучения на семинарских, практических и лабораторных занятиях: Учебное пособие. /В.П. Дуброва, Е. П. Милашевич. Под ред. В. П. Дубровой. Минск, 1997.114 с.
- Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития. //Советская этнография. 1995. № 3. С. 3−16.
- Дыбина О.В., Подцъяков Н. Н., Матунян Н. А., Рахманова Н. П., Рапиева Л. Ф., Щетинина В. В. Ребенок в мире поиска: Программа и рекомендации к организации работы по программе. Тольятти, 2001. 76 с.
- Дыбина О.В., Сидякина Е. А., Киреева Т. И. Люби и знай свой отчий край. Тольятти, 2001. 157 с.
- Дыбина О.В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру. Учебно-методическое пособие к курсу: Методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Самара, 1998. 113 с.
- Дыбина Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Учебно-методическое пособие. Самара, 1997. 104 с.
- Ермаков В. Закамская черта (из истории Набережных Челнов). //Татарстан. 1996. № 6. С. 57−68.
- Жуковская Р.И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М.: Просвещение, 1985. С. 31−73, 115−123.
- Жуковская Р.И. О воспитании чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. //Советская педагогика. 1974. № 4.
- Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963. 318 с.
- Жуковская Р.И. Игры в ее педагогическом значении. Дисс.. докт. пед. наук. М., 1968.
- Жуковская Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и собственному достоянию. Сборник &bdquo-Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М., 1968.
- За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье./Под ред. Курбатовой Р. А. М.: Просвещение, 1982. 125 с.
- Закон Российской Федерации &bdquo-Об образовании" (1992). М., 1996.
- Закон Республики Татарстан &bdquo-Об образовании". Казань, 1993 и 1997.
- Закон Республики Татарстан &bdquo-О языках народов РТ" //Магариф. 1992. № 9.
- Зевахина Ф.Р. Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования. Дисс.. канд. пед. наук. Киров, 1999. 152 с.
- Изиева A.M. Формирование культуры межличностного общения старших дошкольников и первоклассников (на традициях этикета народов Дагестана). Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 205 с.
- Из истории татарского народного искусства: Сборник статей. Казань: Б. И., 1995.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 98 с.
- История Казани. Книга I. Казань: Татарское книжное изд-во, 1988.
- История Казани. Книга II. Казань: Татарское книжное изд-во. 1991. 382с.
- Казань в памятниках истории и культуры. / Научный ред. Халиков А. Х. Казань: Татарское книжное изд-во. 1982. 280 с.
- Калинин Н.Ф. Казань. Исторческий очерк. /Под ред. Устюжанина Е. И. Казань: Татарское книжное изд-во. 1955. С. 414−415.
- Капустина Н.Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям (на материале ознакомления с людьми разных рас). Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. 261 с.
- Кириенко С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры. Дисс.. канд. пед. наук.
- Козлов В.Е. Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтнического города (на примере города Казани). Автореферат дисс.. канд. истор. наук. Уфа, 2000.
- Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. В сборнике: Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников. М., 2001. С. 7−13.
- Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000.416 с.
- Козлова С.А. Я человек. Программа социального развития ребенка. М.: Школьная Пресса, 2003. 48 с.
- Козлова С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности. Дисс.. докт. пед. наук. М. 1987.
- Козлова С.А. Формирование представлений о явлениях общественной жизни у детей подготовительной группы. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1972. 20 с.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкоьников с социальной действительностью. М., 1998. 160 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. С. 55−66
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков, 1996. С. 18−21.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. //Директор школоы. 2002. № 1.
- Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. 1989. № 5, № 9.
- Корепанова М.В. Формирование образа &bdquo-Я" ребенка в системе дошкольного образования. Автореферат дисс.. докт. пед. наук. Волгоград, 2001.40 с.
- Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст). Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.
- Костенко Н., Карижская Н., Соболева И. &bdquo-Портрет" Земли. Перспективное планирование по разделу &bdquo-Элементарные историко-географические представления". //Дошкольное воспитание. 2002. № 4.
- Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 461.
- Крулехт М.В., Тельнюк И. В. Эспертные оценки в образовании: Учебное пособие для студентов факультета дошкольного образования высших педагогических учебных заведений. М., 2002.
- Крупская H.K. О дошкольном воспитании. М., 1973. С. 84.
- Крупская H.K. Педагогическое сочинение. Т. 6. М.: АПН РСФСР, 1980. С. 163.
- Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. М.: Ось-89, 2000. 320 с.
- Куликова Т.А. Проблемное обучение в детском саду: теоретические и технологические аспекты. Сборник научных трудов: Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников. /Отв. редактор С. А. Козлова. М., 2001. С. 50−57.
- Куликова Т.А. Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.
- Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. М., 1949.
- Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Методическое руководство. М.:Прометей, Книголюб, 2003. 64 с.
- Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Творческая тетрадь. М.:Прометей, Книголюб, 2003. 32 с.
- Левкович В.П., Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых. //Советская этнография. 1973. № 5. С. 123−131.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Майкина О.Н., Молодцова Т. Д. К вопросу о педагогическом стимулировании.//Советская педагогика. 1974. № 12. С. 62−70.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2. М., 1978.
- Мактапкача тарбия. Балаларны милли мадани рухта тарбиялау. /Под редакцией Харисова Ф. Ф. Казань, 1998. 112 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
- Махмутов М.И. Современный урок. 2-е издание. М., 1985.
- Машкова С.А. Система профессиональной подготовки будущего педагога к воспитанию у дошкольников культуры межнационального общения. Дисс.. канд. пед. наук. Саранск, 2000. 159 с.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Ученые записки Пермского педагогического института. Т. 77. Пермь, 1970.
- Милютина Н.Р. Культурная идентификация как условие воспитания национального самосознания. //Инновационная школа. 1998. № 1.
- Милютин И.Н. Морально-педагогическое стимулирование воспитательной деятельности классных руководителей в процессе внутришкольного руководства и контроля. Дисс.. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 1981. 158 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
- Мусина Р. Тагиров Р. Этническое самосознание через призму социологии. //Научный Татарстан. 1995. № 4. С. 33−34.
- Мустафин М.Р., Хузеев Р. Г. Все о Татарстане: Экономико-географический справочник. Казань: Татарское книжное изд-во, 1994. 164 с.
- Мустафин Р.Ш. Усманов турында риваять. //Казан утлары. 1999. № 7. С. 155−159.
- Мухина B.C. Психология дошкольника. М., 1975.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1982.
- Мухина B.C. Возрастная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 1997. С. 58−63.
- Народная педагогика основа воспитания: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции (КГПУ). Ответственный ред. З. Г. Нигматов. Казань, 1993. 125 с.
- Насыри К. Избранные произведения. Казань: Татарское книжное изд-во, 1953. С. 15, 64, 80, 83.
- Нигматов З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания. Казань, 1996. С. 37−40.
- Никонова JI.E. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Минск: Народная асвета, 1991. 75 с.
- Никонова JI.E. Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1989.
- Новиков А. О национальном характере образования и воспитания. //Народное образование. 2001. № 4. С. 67−76.
- Нохрина И. Межнациональное взаимодействие участников педагогического процесса. //Наука и школа. 2000. № 3. С. 17−21.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ф. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 390, 646, 756.
- Основы дошкольной педагогики. /Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М. 1980.
- Охотникова В.А. Стимулы формирования культуры умственного труда учащихся на уроках. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1974.
- Очиров Г. Д. Формирование национального самосознания младших школьников. Дисс.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. 144 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. /Главный редактор Б.М. Бим-Бада. М.: Издательство &bdquo-Большая Российская Энциклопедия", 2002. С. 253.
- Педагогика. /Под редакцией Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1988. С. 119, 401−407.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. 602 с.
- Перелыгина JI.H. Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной дошкольной педагогике начала XX века. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 146 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1981. 254 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду ./Отв. Редактор М. А. Васильева. М., 1987. 192 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Составители: К. В. Закирова, Р. А. Бурганова (на татарском языке). Казань, 2000. 192 с.
- Прокошенкова Л.П. Региональный компонент общего среднего образования как средство развития национального самосознания учащихся (на примере Чувашской Республики). Дисс.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2000. 183 е.
- Прушицкая Р.И., Суровцева А. В. К вопросу о системе дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание. 1929. № 2. С. 10−19.
- Психология. Л.А. Венгер, В.С Мухина. М., 1988.
- Психологический словарь. /Под редакцией В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. С. 332, 347−348.
- Пятикоп А.И., Шамардин В. И. Воспитание патриота. //Педагогика. 2000. № 4. С. 34−37.
- Равкин З.И. К истории развития теоретических основ проблемы педагогического стимулирования. //Советская педагогика. 1973. № 8. С. 77−91.
- Радина Е.И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни. //Известия АПН РСФСР. Вып. 34. М., 1951.
- Раушан кэзге. Татар балалар адабиятыннан хрестоматия. Тэзучесе Халиков Р. Ш. Казань, 1993. 255 с.
- Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталогический справочник. Казань: Издательство &bdquo-Эйдос", 1993.
- Российская педагогическая энциклопедия. /Под редакцией Давыдова В. В. М., 1999. С. 355, 308.
- Российская педагогическая энциклопедия. /Под редакцией Давыдова В. В. Т. I. М., 1993. С. 292, 596−597.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 347.
- Сагайдак-Усманова А. Дневник комиссара. //Казань. 1998. № 2. С. 8−15.
- Сагайдак-Усманова А. Комиссар кэндалеге. //Казан утлары. 1994. № 11.
- Селиванов B.C. Основа общей педагогики: теория и методика воспитания. /Под редакцией В. А. Сластенина. М., 2000. 336 с.
- Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике. /Под редакцией Сусловой Э. К., Поздняк JI.B. М.: Академия, 2000.
- Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. //Советская этнография. 1982. № 1. С. 80−88.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. /Под ред. Т. И. Ерофеевой. М., 2000. 344 с.
- Солдатенков A. JL, Лебедева О. В. Национальная культура и подросток. //Педагогика. 1993. № 1.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Московский университет, 1983.
- Стрелкова Л.П. Игры-драматизации. //Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. С. 117 125.
- Султанова С.Н. Формирование положительной ориентации у детей пятого года жизни на людей ближайшего национального окружения. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. 221 с.
- Суровцева А.В. О методике организованных занятий. //Дошкольное воспитание. 1929. № 2. С. 20−29.
- Суслова Э.К. Интернациональное воспитание дошкольников. //Дошкольное воспитание. 1976. № 5.
- Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: спецкурс. М., 1994. 80 с.
- Суслова Э.К., Ботнарь В. Д. Игры-драматизации основа знакомства с культурой других народов. //Дошкольное воспитание. 1994. № 3.
- Суслова Э.К. Интернациональное воспитание детей старшего дошкольного возраста (7 год жизни). Дисс.. канд. пед. наук. М., 1974. 232 с.
- Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников. Сборник научных трудов. /Отв. редактор С. А Козлова. М., 2001. С. 166.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. М., 1995.
- Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях (по материалам русско-татарских семей города Казани). Автореферат дисс.. канд. истор. наук. Уфа, 1995.
- Токмакова И. Воспитание национального и интернационального сознания ребенка. //Дошкольное воспитание. 1984. № 6. С. 52−54.
- Тюнников Ю.С., Хасанова Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1994.
- Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада. 2-е издание. М.: Просвещение, 1977.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1955. С. 38.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1974. С. 13−32, 117−123,147−159.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М., 1974. С. 207−213,272−291.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 10. Москва Ленинград, 1950. С. 513, 558.
- Файзуллина Р.Ш. Татарская поэзия и фольклор в детском саду. КазаныТаткнигоиздат, 1982. 64 с.
- Файнштейн С.Я. За интернациональное воспитание в дошкольных учреждениях. //Дошкольное воспитание. 1932. № 3.
- Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством. //Дошкольное воспитание. 1987. № 9
- Федотова И.Н. Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников. Дисс.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2000. 160 с.
- Фируза. Сказки татарских писателей. Составитель Сибгатуллина С. Казань, 1992. 239 с.
- Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминание прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992.
- Хабибулин К.Н. Национальное самосознание и интернационалисткое поведение. Ленинград: общество &bdquo-Знание", 1989. 35 с.
- Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1984.213 с.
- Харисов Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии. Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1994.
- Харисов Ф.Ф., Харисова Л. А. Сабантуй: Методические рекомендации по приобщению дошкольников к традициям национальной культуры. Казань, 1997.
- Хангильдин В. Каюм Насыри и татарская лексикография. Сборник &bdquo-Каюм Насыри" (на татарском языке). Казань, 1948.
- Харисов Ф.Ф. Милли маданиятнен белем биру белан интеграциялануе. Казань: Магариф, 1999. 111 с.
- Хасанова Г. Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования. Автореферат дисс.. докт. пед. наук. Казань, 1999. 40 с.
- Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе. //Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 31−42.
- Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. 124 с.
- Чериик Т.В. Идеи и традиции русской педагогики в воспитании культуры отношений современных дошкольников. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996.211 с.
- Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. //Советская этнография. 1972. № 3. С. 7385.
- Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. 448 с.
- Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону, 1995.
- Шамси С., Измайлов И. Волжская Булгария в рассказах для детей. Казань: Магариф:Слово, 1995.
- Штофф В.А. Роль моделей в познании. JL: Изд-во ЛГУ, 1963. 123 с.
- Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема. М.: Педагогика, 1971.
- Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблема обучения. Сборник научных трудов. М., 1980.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Д.В. Детская психология. М., 1960.
- Эстетическое воспитание в детском саду. /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1985. 207 с.
- Юденко О.Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятель-ности. Дисс.. канд. псих. наук. Иркутск, 2000. 172 с.
- Юрьева М.В. Эмоциональные стимулы развития гуманных чувств и представлений младших школьников (на материале внеклассной работы). Дисс.. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 1980. 188 с.
- Дцрихинская JI.С. Воспитание культуры межнационального общения детекй 5−8 лет в полиэтнической среде. Дисс.. канд. пед. наук. Якутск, 1998. 188 с.
- Якобсон П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания. //Советская педагогика. 1966. № 4.
- Якобсон С.Г., Прусс И. В. Последняя победа Буратино (формирование морального сознания у дошкольников). М.: Знание, 1983. № 8.
- Яновская М.Г. Теория и методика эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков (во внеурочной деятельности). Автореферат дисс.. докт. пед. наук. Киров, 1991. 36 с.
- В каком городе вы работаете.
- Номер Вашего детского сада.
- Как Вы относитесь к детям другой национальности? а) положительно-б) отрицательно.
- Есть ли у Вас друзья, близкие другой национальности? а) да-б) нет.
- Как Вы считаете, представители одной национальности менее конфликтны между собой, или этот фактор от национальности не зависит? а) зависит-б) не зависит-в) не знаю.
- Если бы Вам пришлось выбирать национальность, то какую бы Вы выбрали? а) только свою-б) другую.
- Хотели бы Вы жить в стране, где живут люди только одной национальности, той, к которой Вы принадлежите или хотели бы принадлежать? а) да-б) нет.
- Если бы Вам пришлось выбирать группу детей, то какую бы Вы выбрали: а) многонациональную-б) одной национальности-в) все равно.16.3ависит ли Ваше отношение с коллегами, детьми от того, какой они национальности? а) да-б) нет.1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Заранее благодарны Вам за участие!
- Фамилия, имя, отчество родителей.2. Состав вашей семьи.3. Национальность.
- На каком языке Вы разговариваете с ребенком дома?.
- Какой язык ближе вашему ребенку?.
- С кем больше времени проводит ваш ребенок?.
- Как часто ваш ребенок общается с вашими родителями?
- Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок осознавал свою национальность? Почему?.
- Используете ли Вы в воспитании своих детей традиции, обычаи своего и других народов? Если да, то какие?.
- Какие народные праздники (своего и других народов) Вам известны?
- В каких народных праздниках участвовали вы и ваш ребенок? Какие народные праздники отмечаете у себя дома?.
- Используете ли Вы в воспитании вашего ребенка следующие виды устного народного (своего и других народов) творчества? (да или нет): — колыбельные песни.- поговорки.- пословицы.- приметы.- сказки.- игры.
- Какие национальные предметы, атрибуты, игрушки находятся в вашем доме?.
- Какие предметы и реликвии, напоминающие и связанные с жизнью бабушек (прабабушек), дедушек (прадедушек) имеются в вашей семье? Рассказываете ли Вы о них детям?.
- Знает ли ваш ребенок название своей республики и ее символику (флаг, герб, гимн).
- Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей с жизнью людей других республик, их национальной культурой? Почему?.17.3нает ли ваш ребенок что-нибудь о жизни людей других республик?
- Назовите отличительные черты характера, которые Вы бы хотели воспитать у вашего ребенка?.
- Ваша профессия, специальность, должность.22.Ваша национальность.
- Национальность супруга (супруги).23 .Какой язык Вы считаете родным?.24 .Какими языками Вы еще владеете?.1. БЕСЕДАдля характеристики национальной самоидентификации
- Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?
- Какие имена тебе больше нравятся? Назови.3. Я татарка, а ты кто?
- На каком языке ты разговариваешь?
- На каком языке ращговаривают твои родители?
- Как зовут твоих родителей? Что ты знаешь о них?
- Как зовут твою маму? Ты ее любишь?
- Что ты знаешь о ее работе?
- Как зовут твоего папу? Ты его любишь? 10. Что ты знаешь о его работе?11 .Есть ли у тебя братья и сестры? Ты их любишь? Расскажи о них.
- Хотел бы ты иметь брата или сестру? Как бы ты о них заботился?
- Есть ли у тебя бабушка? Дедушка? Что ты о них знаешь? Расскажи. Как ты о них заботишься?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Как называется улица (проспект), на которой ты живешь? Какие есть достопримечательности на нашей улице?
- Назови свой домашний адрес?
- Как называется твой детский сад?
- На какой улице он находится?
- Как называется река, на которой стоит г. Наб. Челны?
- Какие заводы есть в нашем городе? Что они выпускают?
- Как называется республика, в которой ты живешь?
- Что означает слово &bdquo-республика", &bdquo-Татарстан"? Ю. Назови столицу нашей республики.11 .Что ты знаешь о городе Казани?
- Какие города нашей республики ты еще знаешь?
- Что ты знаешь о других городах Татарстана?
- Н.Какие народы живут в Республике Татарстан? На каком языке они разговаривают?
- Какие праздник отмечаются в нашей республике?
- Какие деревья и кустарники растут в лесах Татарстана?
- Какие животные обитают в нашей республике?
- Какие реки протекают по нашей республике? 19. Что такое заповедник? Какие заповедники ты знаешь?
- Воображаемая ситуация. Представь себе, что ты поехал в другую республику, к примеру, в Удмуртию. Что бы ты рассказал удмуртским ребятам о своем городе, о своей республике?1. БЕСЕДАдля выявления знаний детей о России
- Знаешь ли ты как называется наше государство?
- Что означает Российская Федерация?
- Как называется столица России?4. Что ты знаешь о Москве?
- Какие народы живут в России?
- Как ты думаешь, чем они отличаются?
- А что у них общего, чем они похожи друг на друга?
- Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов: татары, русские, украинцы, узбеки и другие? Почему ты так думаешь?
- Расскажи, что изображено на этом рисунке? (Государственный флаг).
- Расскажи, что изображено на этом рисунке? (Государственный герб).
- Распределение познавательного материала.
- Подразделы Содержание работы
- Раздел 2. Есть только на Каме, в Набережных Челнах.
- Подразделы. Содержание работы.
- Наш дет- Где находится наш детский сад? Какой адрес детского сада? ский сад. Как называется наш детский сад? Как зовут заведующую, методиста, врача детского сада? Какие учреждениянаходятся рядом с детским садом? Как можно приехать внаш детский сад?
- Я жи- Молодой наш города или старый? На берегу какой рекитель горо- находится наш город? Найдите на карте наш город. Какиеда Набе- суда плавают по Каме? Какими видами транспорта можнорежные добраться до нашего города?1. Челны.
- КамАЗ Чем знаменит наш город? Какие заводы объединяет КамАЗ? гордость Какие автомобили изготавливают на КамАЗе? Где
- Набереж- используются большегрузные и микролитражные машиныных КамАЗа? Люди каких профессий трудятся на КамАЗе?
- Челнов. Какими видами транспорта отправляются «КамАЗы» вдругие города и страны? Для чего нам нужны «Окушки» ибольшегрузные «КамАЗы»?
- Люди Люди каких профессий трудятся в городе Наб. Челны? Чеммоего занимается конструктор? Какую работу выполняетгорода. инженер? Что точит токарь? Как называется профессиялюдей, занимающиеся штамповкой деталей? Что делаютсварщики? Кто управляет машиной?
- Достопри- Какие достопримечательности имеются в нашем городе? мечатель- Как называется главный проспект нашего города? Какиености г. проспекты и улицы вы еще знаете? Для чего нужны
- Наб. картинные галереи и музеи, стадионы, библиотеки? Где1. Челны. лю ди отдыхают?
- Чем отличается эта часть города?
- Отдых жи- Где отдыхают жители нашего города? Какие праздникителей г. Наб. проходят? Как их празднуют? Где проходит праздник
- Челны. цветов? Что больше всего нравится вам на этом празднике?
- С кем вы ходите на праздник Сабантуя? Для чего нужныжителям стадионы, театры, цирк?
- Раздел 3. Страницы истории моих предков.
- Цель раздела вызвать интерес к жизни наших предков. Дать элементарные представления о том, как начиналось государство наших предков (булгар). Воспитывать уважение к своему народу, к его историческому прошлому.
- Содержание представлено следующими подразделами: — ознакомление с историей возникновения Волжской Булгарии-- ознакомление детей с традициями, древними праздниками-- ознакомление детей с жизнью наших предков. Распределение познавательного материала.
- Подразделы Содержание работы.
- Как называется праздник, который зародился у булгар и был самым большим праздником? Что означает «Сабантуй»? Где проходил праздник? Что прославляли в этот праздник? Какие игры считались самыми любимыми у девушек и джигитов?
- Какой праздник устраивали сразу после прилета первых весенних птиц грачей? Где проходил этот праздник? Для чего и где варили кашу в этот день? Кого угощали кашей? Какие игры, хороводы устраивали в этот праздник?
- Что означает «Навруз»? Когда его праздновали? Куда ходили булгары рано утром и почему набирали утреннюю «святую» воду? Что делали мальчики и девочки в этот день? Какими играми, песнями сопровождался этот праздник?
- Раздел 4. Край мой Татарстан !
- Распределение познавательного материала.
- Подразделы Содержание работы.
- Казань столица нашей республики.
- Путешествие по городам Республики Татарстан.1. Животный мир1. Татарстана.1. Республики Татарстан?
- Какими именами называют татарских девочек (татарских Традиции и мальчиков)? Что означает имя? Какую одежду, обувь носяткультурататарскогонарода.
- Раздел 5. Моя страна Россия!
- Распределение познавательного материала.
- Подразделы Содержание работы.
- Как называется главный город России? Москва древний или молодой город? На берегу какой реки находится Москва? Как называют жителей Москвы? Какие достопримечательности находятся в Москве?
- Предшествующая работа: беседа о том, где и кем работают родители- сюжетно-ролевая игра &bdquo-Автомобилестроители", дидактическая игра &bdquo-Кому что нужно?".
- Какие детали есть на машине? (кузов, кабина, колеса, руль, мотор).1. Кто все это делает?
- При помощи чего водитель управляет машиной? (руль).
- Без чего не может работать ни одна машина? Его называют сердцем машины (мотор).
- Еще чего надо машине, чтобы она двигалась? (колеса). Вот, наконец, машина собрана. Посмотрите, сколько людей участвовало в создании одной машины. Все они хорошо знают свое дело. Им нельзя ошибаться.
- Какие люди создают машины? (трудолюбивые, сильные, умные, добрые).
- Скажите, для чего используются большегрузные автомобили &bdquo-КамАЗ"?- Для чего применяют легковые автомобили &bdquo-Ока"?
- КамАЗы" можно увидеть в любом уголке Земли. Они участвуют в Международных соревнованиях &bdquo-Париж Дакар". В этих соревнованиях эти машины завоевывают призовые места. Мы гордимся своими &bdquo-КамАЗами". Анализ занятия.
- ФЕСТИВАЛЬ дружбы народов Поволжья
- Семь альбомов о каждой республике.
- Национальные женские и мужские костюмы народов Поволжья (татар, русских, башкир, удмуртов, мордвы, марийцев, чувашей).
- Домик, сундук, ухват, коромысло, топор для инсценировки удмуртской сказки.
- Магнитофонные записи музыки народов Поволжья.1.я вед.: Торсак та без терле жирлврдв
- Без яшибез Рвсвй илендв, Сейлашвбез терле тел л в рд в, Ацлашабез дуслык те ленд в. Устергвн дв безне чын дуслык, Кеч биргвн дв безгэ чын дуслык, Дуслык булса, яшэр гомергэ Бетен шир шарында тынычлык.2.я вед.: Сколько нас нерусских у России
- И татарских и иных кровей Имена носящих не простые Непростых российских сыновей. Любим мы края свои родные И вовек, не завтра, не сейчас
- Отделить нельзя нас от России Родина немыслима без нас.
- Звучит песня о Татарстане в исполнении Салавата Фатхутдинова «Мин яратам сине, Татарстан». Заходят мальчик и девочка в татарском костюме.
- Девочка: Сез кайдан? — дип сорыйсыз — Без Казаннан, Иделдан. Идел эчкан су булыр Иделда иген иккан, Яшаган кенен иткан Татарстан шул булыр.
- Мальчик: Спроси нас: Откуда вы?- Мы с Волги, из Казани. Поит нас Волжская вода, Мы хлеб растим, пасем стада, Качаем нефть, грузим суда В свободном Татарстане.1. Девочка: Без татарлар
- Шушы исем белан Жирда яшау узе бер бахет. Без татарлар, Яшибез без ж, ирда Бар халыклар белан берлэшеп. Мальчик: Ихтирамнын зур билгесе диеп, Дусларнын табынына Халкыбызнын аманате итеп Чак-чак куйыйк кунак алдына.1.я вед.: Рахмат сезга кадерле кунаклар,
- Рахим итегез гурдан узыгыз. (Садятся)
- Заходят дети в удмуртской национальной одежде.
- Девочка: Удмуртия зеленая Леса, леса, леса,
- Леса непроходимые, Суровая краса. Мальчик: Что прекрасней и милее Этой ласковой земли? Всюду яблони белеют И Вятка течет вдали. Несут яблоки, ставят на стол.2.я вед.: Проходите, гости дорогие, мы очень рады вам!
- Звучит мордовская музыка. Заходят дети в мордовском национальномкостюме.1. Девочка: У нас в Мордовии
- Солнце ярко, небо сине, Золотая пшеница На полях колосится
- Мальчик: В доме пахнет калачом Капуста в бочках бродит, Стол накроем, пусть любой В гости к нам приходит.1. Несут пирог с капустой.2.я вед.: Спасибо Вам за угощенье!
- Звучит чувашская музыка. Заходят дети в чувашском национальномкостюме.
- Девочка: Лаской землю отогрела Снова милая весна, Снова свет смеется белый Пробуждает ото сна.
- Мальчик: Избы звонким тесом крыты, Ровно пригнанным в ряды, А вдоль улицы гляди-ты. Густолистые сады.2.я вед.: Так изобразил колоритность пейзажа родной Чувашии поэт Константин Иванов.
- Дети ставят на стол пирог с калиной.
- Звучит русская музыка «Вижу чудное мгновенье» в обработке Иванова.
- Заходят мальчик и девочка в русском национальном костюме.
- Девочка: А мы живем в России, У нас леса густые, У нас березы белые
- Мальчик: И девочки красивые! Девочка: И небо наше чистое, И реки наши быстрые Мальчик: И Москвы, столицы нашей,
- В целом мире нету краше. Вместе: Приезжайте чаще к нам, Очень рады мы гостям. На стол ставят каравай.1.я вед.: Проходите, гости дорогие. Спасибо!
- Бер уйнап алыйк еле, Уйнап-келеп, Ж?1рлап-биеп, Куце л ачыйк еле.
- Чуваш халык уены «Сирелер!» («Расходитесь!). («Подвижные игры народов СССР»). 1-вед.:Ямьле Агыйдел буйлары, Биек Урал таулары- Шул якларда биеп усе Егетлере, кызлары.
- Башкорт биюе. 1-я вед.: Алын алырсыз микен, Гелен алырсыз микен, Урталарга чыгып сайлап Кемне алырсыз микен?
- Татар яшьлеренец тугерек уены. Тугеректеге балалар уртада торучы татар милли киемендеге кызга (малайга) атап лдырлыйлар: Калфагынньщ ал бизеге Нурлар сибе йезеце, Чечек тешкен милли кулмек Килешедер узеце.
- Уртадагы кыз бер малайны чакырып чыгара, берге биилер. Тугерек ейлене, ждлрлый:
- Гармун тавышын ишетсе, Егет биеми калмас, Чигуле тубетееннэн
- Кызлар кузлерен алмас. (жырчы кызны чакыра)1. Алъяпкычынньщ бизеге1. Элле кайдан курене, 1. Сандугачка тин жырлыйсыц1. Куз тимесен узеце.1. Ждлр «Гелкейлерем».
- Марийский танец. Мордовская игра «Раю-раю». 1. Девочка: Яркие платочки,