В детском саду с детьми проводят 10 занятий в неделю, продолжительность каждого 15—20 мин. Удельный вес этого времени, казалось бы, невелик, но ответственность воспитателя в подготовке и проведении занятий чрезвычайно велика.
Успешность обучения зависит от целого ряда факторов.
Работа педагога на занятиях не должна осуществляться в отрыве от работы вне занятий, — только тогда дети усвоят тот большой объем знаний и умений, который обусловлен программой.
Воспитатель должен хорошо владеть приемами и методами обучения. Умелое их использование повысит активность детей на занятиях, их самостоятельность в решении умственных и практических задач [5].
Эффективность усвоения нового зависит и от того, насколько внимательны дети на занятиях. Чтобы обеспечить необходимое внимание, воспитателю надо соблюдать следующие правила: хороший темп занятия, недопустимость траты времени, отведенного для занятия, на подготовку пособий и даже на ожидание того, пока дети выйдут для ответа к столу воспитателя (односложные ответы они могут давать с места); четкость, краткость, доступность объяснений, опора на чувства детей, их любознательность; максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей; бережное отношение к неокрепшему вниманию (минимальное количество организационных замечаний, указаний, недопустимость резкого тона при этом); разнообразие форм работы, подчиненных теме занятия; включение в работу всех детей.
Занятия некоторых видов проводятся всего один раз в неделю или даже в 2 недели (аппликация, конструирование), поэтому они требуют особенно тщательной подготовки со стороны воспитателя: подбора материала, наиболее ценного в познавательном отношении; правильной постановки воспитательно-образовательных задач; использования наиболее эффективных приемов обучения; четкого планирования [8].