Интеграция педагогических условий развития системного мышления студентов — будущих педагогов
Диссертация
Для" целенаправленного, развития и саморазвития системного мышления студентов — будущих педагогов «важны следующие педагогические условия: интеграция, ситуативного, задачного и компетентностного подходов, требующая разработки и применения системы усложняющихся педагогических ситуаций, педагогических задач и заданий, позволяющих активизировать развитие и саморазвитие компонентов компетенции… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретическое обоснование условий и их интеграции для развития системного мышления студентов — будущих педагогов
- 1. 1. Базовые понятия исследования: «система», «педагогическая система», «системное мышление», «системный подход», «педагогическая компетенция»
- 1. 2. Компетентностный подход к развитию системного мышления
- 1. 3. Интеграция ситуативно-задачного и компетентностного подходов к развитию системного мышления студентов — будущих педагогов
- 1. 4. Эвристический подход к развитию системного мышления студентов
- 1. 5. Интегративное усиление эвристических, критических и рефлексивных функций мышления студентов- будущих педагогов
- Выводы по I главе
- Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности интеграции педагогических условий для развития системного мышления студентов будущих педагогов
- 2. 1. Общие вопросы организации педагогического эксперимента
- 2. 2. Развитие системного мышления студентов — будущих педагогов на основе интеграции педагогических условий
- Выводы по II главе
Список литературы
- С. Рефлексивно-мыслительная культура педагога.- М., 1990.- 126с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира.- М., 1985.- С. 263.
- Агапова О.И., Швец В. И., Вербицкий А. А. Реализуется системно-контекстный подход //Весгн. высш. шк.- 1987. № 12. — С. 14−18.
- Алдер Г. НЛП техники развития интеллекта. — СПб.: Питер, 2009. -192 е.: ил.
- Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя// Вопросы психологии. 1988.-№ 4 cl 16−120
- Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ теорию решения изобретательских задач/ Генрих Альтшуллер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 400 с.
- Аминов Н.А. Задатки, способности и одаренность учителя// Мир психологии. 1997. — № 2. с. 144−157
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества, — Казань, 1988 238 с.
- Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно -прогнастический курс: учеб. Пособие/ В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. — 500с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 608 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. — 247 с.
- Анисимова О.А. Психолого педагогическая компетентность как, фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: автореф. дис.. канд. психол. наук.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. Избр. произв.- М.: Наука, 1978.- 217 с.
- Анциферова JI. И. Системный подход к изучению и формированию личности, В кн.: Проблемы психологии личности, М, 1982, 516 с.
- Анциферова Л.И. Личность в динамике: Некоторые итоги исследования/Шсихологический журнал. 1992.- т. 13. -№ 5. с 12−25
- Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности// Психологический журнал. 1981-№ 2.
- Армстронг Г. Эвристический метод обучения. М., 1900 с.23
- Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: Высшая школа, 1980.- 367 с.
- Бажанов В.А. Наука как самопознающая система. Казань, 1991. с.184
- Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании/ А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». -2005. (http//eidos.ru/journal/htm).
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М., 1973, — С. 270.
- Богуславский М.В. Синергетика и педагогика // Магистр. 1995. — № 2.- с. 89−95.
- Большая советская энциклопедия в (в 30 томах)/ гл. ред. A.M. Прохоров. Изд 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1976.
- Большая Советская Энциклопедия, (в 30 томах.) Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд-З-е. М., «Советская энциклопедия», 1978. Т. 29. Чаган- Экс-ле-Бен. 1978. 640 с.
- Бордовская Н. В. Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. — 304 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977. -412 с.
- Брушлинский А. В: Психология мышления и проблемное обучение.-М., 1983.- С. 87.
- Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материалах подготовки педагога и психолога): Автореф. дис.. док. пед. наук. -М., 1999. С.38
- Введение в исследование операций и системный, анализ //www.math.dcn-asu.ru/maVk5/program/sk5ru.htmlt
- Вилькеев’Д. В. Формирование педагогического мышления у студентов: • Учебное пособие для студентов пединститутов. Казань, 1982.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. — М: КДУ, 2005. -400 е., ил
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М. изд-во «Прогресс», 1976. — 496 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.- 223 с.
- Городецкая Н. В. Разбитие системного мышления студентов вуза с использованием информационный и коммуникационный технологий// Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 .-М.: РГБ, 2003 175 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования М., 2005. — 28 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986.- 250с.
- Демидова И.Ф. Развитие психологической компетентности студентов будущих учителей: дис.. канд. психол. наук. — Спб., 1993 — 20 с.
- Диалектика познания сложных систем / Под ред. В. С. Тюхина: — М., 1988.-317 с.
- Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Мир, 1969.- 470 с.
- Егидес А.П., Егидес Е. М. Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. — 320 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М., 1989. 189 с.
- Емельянов Ю.Н. Активные методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. — 1985. — № 6. — С.88−95.
- Загашев И.О., Заир Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. — СПб., 2003.- 284 с.
- Загвязинский В. И, Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
- Захарова Л.Н. Дитя в очереди за лаской. М., 1991.- 221 с.
- Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: Компетен-•тностный подход: учеб. Пособие для вузов/ Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М: Изд-во Моск. Псих. — соц. Ин-т., 2005. -216 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. — 2003. № 5. — с. 34−42.
- Змеёв С.И. Андрогогика: основы теори- истории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ.' - 272 с.
- Идея системности в современной психологии/ Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во"Институт психологии РАН", 2005. 496 с. (Труды Института психологи РАН)
- Ильин Е.П. Мотивация и.мотивы. СПб.: Питер, 2008. — 512 е.: ил.
- Исаев Е.И., Слободчиков В. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога// Вопросы психологии. 1996 — № 4-с.72−81.55' Казиев В. М. Введение в системный анализ и моделирование //www.kaziev.by.m/kaziev/htmAooks/sa/full/content.htm
- Казиев. В.М. Рабочая программа по курсу «Системный анализ» //access.nalnet.ru/~svd/imoas/rabpr3'
- Кириллова Г. Д. Процесс развивающего ^ обучения, как целостная система.-СПб.: Образование, 1996.- 135 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика. 1994. № 5. С. 104 — 109.
- Климкович И.Г. Модель специалиста медицинского профиля. — М. ЦОЛИУВ, 1989 34 с.
- Князева Е., Курдюмов С. Синергентика: начала нелинейного мыш-ления/Юбщественные науки и современность. 1993. — № 2 с. 38−5161< Когнитивная психология/ Р.Солсо. 6-е изд. — СПб: Питер, 2006. -589с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст. / В. А. Козырева [и др.]. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. -392 с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания./Ред.Л. П. Буева, Л. И. Новикова, Г. Н. Филонов: М.: Педагогика, 1974. — 260 с. — С.209−222.
- Корчагин В.Н. Генезис системно синергентической педагогики: теория воспитания и обучения. — Казань: изд-во Казанского ун-та, 2003. -244 с.
- Костылева Н. Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы : Дис.. канд. пед. наук :.13.00.01: Казань, 1997 252 с.
- Костылева Н.Е. Психолого педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителей в процессе гуманизации и демократизации школы: Автореф. Дис.. канд. Психол. Наук. — Казань, 1997
- Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системного знания.-М.:3нание, 1983.-64с.
- Кузьмин В.П. Системность как ступень научного познания: Системные исследования.-М., 1973.-С. 45−58.
- Кузьмин, В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода / В. П. Кузьмин// Психол. журн.- 1982, т. 3.- № 3.-С. 3 14- № 4.- С. 3 — 13.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. -183 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., 1990. с. 90.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л., 1 985 285 с.
- Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений, М.: • Педагогика, 1970 232 с.
- Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Изд."Наука" 1979:-200с.
- Ларичев- О. И. Теория и методы-принятия решений, а: также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник. Изд. второе, перераб. и доп. -Mi- Логос, 2002.-392 с.
- Лебедев О.Е. компетентностный подход в образовании/ О.Е. Лебедев// Школьные технологии. 2004. — 204 с.
- Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5.- С.3−12.
- Леонтьев А. Н: Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл- издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
- Леонтьев А.Н. Мышление// Филосовская энциклопедия. М., 1964. -Т.З.- 454 с.
- Лернер И1Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знамя- 1980 33 с.
- Ломов Б.Ф. Системность впсихологии М.: «Институт практической психологии»,.1996. — 384 с.
- Лукьянова- Л. М. Учебная программа по дисциплине «Системный анализ"//ёЬЛп&пшка.ш/8ре/о8г1р/553 000.111ш1
- Лукьянова М. И Развитие психолого педагогической компетенции учителя: дисс.. док. психол. наук. — М., 1995 — 53 с.
- Маркова А.К. Актуальные проблемы психологи труда учителя// Советская педагогика. 1986. — № 6. с 22−32
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993 — 190 с.
- Маркова, А. К! Психология профессионализма /А.К. Маркова. М, 1996.-308 с.
- Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество: М.: Издательство Московского психолого- социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 729 е.
- Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. М.: Высшая школа, — 2000. — 306 с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972 — 365 с.
- Митина JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -320 с.
- Морева Н.А. Технология профессионального, образования: Учеб пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Наталья Александровна Морева. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 432 с.
- Новик И.Б. Системность развития и системный стиль мышления // Сб. тр. / ВНИИ систем, исслед. М., 1985. — Вып. 4. — С. 33−44.
- О’Коннор Дж., Сеймур Д. Введение в НЛП/ Джозеф О’Коннор, Джон Сеймур. Пер. с англ. К. Савельева. — М.: «Издательство ФАИР», 2008. — 288 е.: ил.
- О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем/ Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт- пер. с англ. М.: Альпиина Бизнес Букс, 2006 — 256 с.
- Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана — граф, 2006. — 368 с.
- Огарев В.И. Компетентностное образование: социальный аспект. -СПб., 1995- 170 с.
- Опыт системного анализа современных педагогических систем Текст. / Г. К. Селевко // Школ, технологии. 1996. — N 6. — С. 3−43
- Османова, И. Ю. Развитие системного мышления студента как условие фундаментализации и профессионализации усваиваемых знаний // Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 .-М.: РГБ, 2005 182 е.
- Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. И доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 512 с. — (Высшее образование).
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2005 — 608 с.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. — М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
- Попков В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -192 с.
- Прангишвили И.В., Пащенко Ф. Ф., Бусыгин В. П. Системные законы и закономерности в электродинамике, природе и обществе. М.: Наука, 2001- 525 с.
- Психология мышления/ под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова 2-е изд., перераб. И доп. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 672 с.
- Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учебное пособие/ под ред. М. М. Зиновкиной. М., 2003 320 с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., Политиздат, 1967. 272 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2002. — 396 с.
- Райфа Г. Анализ решений (введение в проблему выбора в условиях неопределенности): Перев. с англ. — М.: Наука, 1977. — 408 с.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д, 1994.- 204с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д, 1996 -512 с.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974- 279 с.
- Свидерский В.И., Зобов Н. А. Новые философские аспекты элементно- струкутурных отношений. Л.: ЛГУ, 1970
- Селевко Г. К. Компетентности и их классификация/ Г. К. Селевко// Народное образование. 2004. — № 4. — с138−142
- Селевко Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий // Школьные технологии. 1997. — № 1. — С. 13.
- Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2004. 316 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Сидоров Н.Р. Философия образования. Введение. СПб.: Питер, 2007.- 304 с.
- Ситуационный анализ, или Анатомия кейс метода / Под ред. Д-ра социологических наук, Сур мина Ю.П. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002 — 286 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 576 с.
- Сластенин В.А. Учитель и время// Советская педагогика. 1990. — № 9.
- Сластенини В. А. Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя// Magister. 1995 — № 3. с.52−58
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. Дис.. докт. Психол наук. М., 1994 — 77 с.
- Слободчиков В. И. Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.- 384 с.
- Соколов В. Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1995. 255 с.
- Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие — СПб.: «Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. — 326 с.
- Стратегия модернизации общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Логос, 2001 — с 3−48.
- Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергизма- Казань: НИИССО РАО, 1993.- 105 с.
- Таланчук Н.М. Системно синергетическая концепция педагогики и учебно — восспитательного процесса. — Казань: НИССО РАО, 1993. — 91 с.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов /Ю.Г. Татур// Высшее образование сегодня. 2004. -№ 3.-с 20−26.
- Тимофеева Ю.Ф. Системный подход к проблеме совершенствования высшего образования // Высшее образование в России.- 1994.- № 2.-С. 116−124.
- Толкачев В.К. Роскошь системного мышления— СПб.: Эмиатия, 1999.-350 с.
- Торокин А. Высшее образование: системный подход // Высшее образование в России, 1999, № 4. С. 42 48.
- Украинский Я.И. Психолого педагогическая компетентность как фактор повышения эффективности деятельности руководителей. -Киев, 1989-
- Филосовский словарь./ под рнед. М. М. Розенталя. Изд. З-е.-М., 1975 -496 с.
- Формирование системного мышления в обучении: Учеб. Пособие для вузов/ под. Ред. Проф. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -344 с. — (Серия «Педагогическая школа XXI век») XX
- Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб., 2000. -с. 56.
- Хасан Б. И- Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996. — 99 с.
- Хокинс, Джозефф, Блейксли, Сандра. Об интеллекте: пер. с англ. М: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. — 249 сл ил.
- Хуторской А. В. Технология эвристического обучения//Новые технологии. —1998 г., № 4. с. 55−75
- Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты /А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. -(http//eidos .ru/j ournal/htm).
- Цукерман Г. А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. -288 с.
- Чопенко JI.4. Формирование экологической компетентности учащихся// Образование и саморазвитие 2007 — № 5 с. 41−46
- Шеннон Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. -М., «Мир», 1978−418 с.
- Ширяева В. А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (триз). Автореферат дисс. .канд. пед. наук/ Саратовский гос. ун-т. им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2000. — 22с.
- Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JI: Просвещение. — 1967. — 266 с.
- Щербаков А. И. Совершенствование системы психолого-педагогической подготовки будущих учителей. — Вопросы психологии, 1981, № 5, с. 13—21.
- Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. М.: академический Проект, 2005. — 496 с.
- The Fourth Revolution: Instructional Tehcnology in Higher Education // A Report and Recommendations by the Carnegie Comission in Higer Education.-New York, St. Louis: Me Graw-Hill Book Cop., 1972.