Методические рекомендации к обучению биологии на основе технологии развития критического мышления
Осознание свойств предмета — общих, различных, существенных, несущественных, необходимых, достаточных. Соотнесение данных друг с другом. Приём «Закончи предложение». Учащимся предлагаются дополнить утверждения, которые носят рефлексивный характер, например: Бактерии принимают активное участие в круговороте веществ, поэтому их значение в природе очень велико. Согласование технологических приемов… Читать ещё >
Методические рекомендации к обучению биологии на основе технологии развития критического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При обучении биологии можно использовать прием ТРКМ «Верные или неверные утверждения», суть которого состоит в том, что учащимся до изучения новой темы предлагается ряд высказываний, соответствие истине которых необходимо оценить и обосновать свой ответ. После изучения нового материала учитель возвращается к этим утверждениям, предлагая учащимся снова оценить их достоверность уже с опорой на новую информацию. Проиллюстрируем данный прием на примере темы «Значение бактерий в природе и жизни человека». Учащимся можно предложить для оценивания следующие утверждения:
- 1. Все бактерии наносят вред человеку
- 2. Бактерии принимают активное участие в круговороте веществ, поэтому их значение в природе очень велико
- 3. Среди бактерий много полезных для человека видов
- 4. Процесс квашения капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями
- 5. Можно ли, прокипятив воду в течение 10 мин, с уверенностью сказать, что бактерий в ней нет?
Приём «Толстые и тонкие вопросы» предполагает тренировку учащихся в формулировании вопросов двух уровней. «Тонкие» (Кто. Что??? Когда. Верно ли. др.) — простые вопросы, которые требуют воспроизведения информации. Для решения «толстых» вопросов (Объясните, почему.? Почему вы считаете.? В чем различие.? Предположите, что будет, если.?) учащиеся должны провести синтез, анализ, сравнение, либо оценку материала.
На примере выбранной нами темы по биологии можно сформулировать следующие вопросы:
- 1. Какие бактерии, вызывающие заболевания, вам известны?
- 2. Где могут находиться болезнетворные бактерии?
- 3. Каким образом человек может заразиться бактериальными заболеваниями?
- 4. Объясните, почему некоторые бактерии наносят вред человеку?
- 5. Предположите, что будет, если на Земле не будет бактерий?
- 6. В чем различие между молочнокислыми бактериями и туберкулезной палочкой.
Приём «Закончи предложение». Учащимся предлагаются дополнить утверждения, которые носят рефлексивный характер, например:
- — «Если бы я раньше знал про болезнетворные бактерии, то.»
- — «На мой взгляд, бактерии в жизни человека играют… роль, потому что…»
- — «Я считаю, что изученная тема пригодится/не пригодится мне в жизни, потому что…»
- — «Самым интересным для меня на занятии было…»
В конце урока полезно использовать прием «Рефлексивные вопросы». Они позволяют получить эмоциональный отклик одной личности на переживания другой, а также провести самооценку учащихся.
Примеры:
- 1. Что показалось вам сегодня трудным?
- 2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?
- 3. Какие мысли прозвучавшие сегодня созвучны с вашими?
- 4. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
- 5. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
- 6. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
- 7. Были ли моменты недовольства собой?
- 8. Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?
- 9. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?
- 10. Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?
Согласование технологических приемов и универсальных учебных действий представлено в таблице 16.
Приемы технологии развития критического мышления и УУД.
Таблица 16
Название технологического приема. | Универсальные учебные действия. |
Верные или неверные утверждения | Познавательные Осуществление смыслового чтения как осмысление цели чтения. Осознание свойств предмета — общих, различных, существенных, несущественных, необходимых, достаточных. Соотнесение данных друг с другом. Выдвижение гипотез о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений. Подтверждение гипотез на основе изученной информации. |
Толстые и тонкие вопросы | Познавательные Альтернативное, разностороннее видение объекта (проблемы), т. е. видение возможных способов ее решения. Выбор оснований и критериев для сравнения, дифференциация (выявление различающихся объектов) Коммуникативные Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и осуществления инициативного сотрудничества с партнером в поиске, сборе и анализе информации. Адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Закончи предложение | Познавательные Построение логического рассуждения в форме взаимодействия простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (причинных, системных, ассоциативных и др.); представление цепочек объектов и явлений; логической цепочки рассуждений. Объяснение явлений, процессов, связей, отношений, выявляемых в ходе работы. |
- [1] Материал разработан студенткой факультета биологии РГПУ им. А. И. ГерценаКорюхиной Е. В. (2014 г.).