Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические рекомендации к обучению биологии на основе технологии развития критического мышления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осознание свойств предмета — общих, различных, существенных, несущественных, необходимых, достаточных. Соотнесение данных друг с другом. Приём «Закончи предложение». Учащимся предлагаются дополнить утверждения, которые носят рефлексивный характер, например: Бактерии принимают активное участие в круговороте веществ, поэтому их значение в природе очень велико. Согласование технологических приемов… Читать ещё >

Методические рекомендации к обучению биологии на основе технологии развития критического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[1]

При обучении биологии можно использовать прием ТРКМ «Верные или неверные утверждения», суть которого состоит в том, что учащимся до изучения новой темы предлагается ряд высказываний, соответствие истине которых необходимо оценить и обосновать свой ответ. После изучения нового материала учитель возвращается к этим утверждениям, предлагая учащимся снова оценить их достоверность уже с опорой на новую информацию. Проиллюстрируем данный прием на примере темы «Значение бактерий в природе и жизни человека». Учащимся можно предложить для оценивания следующие утверждения:

  • 1. Все бактерии наносят вред человеку
  • 2. Бактерии принимают активное участие в круговороте веществ, поэтому их значение в природе очень велико
  • 3. Среди бактерий много полезных для человека видов
  • 4. Процесс квашения капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями
  • 5. Можно ли, прокипятив воду в течение 10 мин, с уверенностью сказать, что бактерий в ней нет?

Приём «Толстые и тонкие вопросы» предполагает тренировку учащихся в формулировании вопросов двух уровней. «Тонкие» (Кто. Что??? Когда. Верно ли. др.) — простые вопросы, которые требуют воспроизведения информации. Для решения «толстых» вопросов (Объясните, почему.? Почему вы считаете.? В чем различие.? Предположите, что будет, если.?) учащиеся должны провести синтез, анализ, сравнение, либо оценку материала.

На примере выбранной нами темы по биологии можно сформулировать следующие вопросы:

  • 1. Какие бактерии, вызывающие заболевания, вам известны?
  • 2. Где могут находиться болезнетворные бактерии?
  • 3. Каким образом человек может заразиться бактериальными заболеваниями?
  • 4. Объясните, почему некоторые бактерии наносят вред человеку?
  • 5. Предположите, что будет, если на Земле не будет бактерий?
  • 6. В чем различие между молочнокислыми бактериями и туберкулезной палочкой.

Приём «Закончи предложение». Учащимся предлагаются дополнить утверждения, которые носят рефлексивный характер, например:

  • — «Если бы я раньше знал про болезнетворные бактерии, то.»
  • — «На мой взгляд, бактерии в жизни человека играют… роль, потому что…»
  • — «Я считаю, что изученная тема пригодится/не пригодится мне в жизни, потому что…»
  • — «Самым интересным для меня на занятии было…»

В конце урока полезно использовать прием «Рефлексивные вопросы». Они позволяют получить эмоциональный отклик одной личности на переживания другой, а также провести самооценку учащихся.

Примеры:

  • 1. Что показалось вам сегодня трудным?
  • 2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?
  • 3. Какие мысли прозвучавшие сегодня созвучны с вашими?
  • 4. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
  • 5. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
  • 6. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
  • 7. Были ли моменты недовольства собой?
  • 8. Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?
  • 9. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?
  • 10. Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?

Согласование технологических приемов и универсальных учебных действий представлено в таблице 16.

Приемы технологии развития критического мышления и УУД.

Таблица 16

Название технологического приема.

Универсальные учебные действия.

Верные или неверные утверждения

Познавательные

Осуществление смыслового чтения как осмысление цели чтения.

Осознание свойств предмета — общих, различных, существенных, несущественных, необходимых, достаточных. Соотнесение данных друг с другом.

Выдвижение гипотез о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений.

Подтверждение гипотез на основе изученной информации.

Толстые и тонкие вопросы

Познавательные

Альтернативное, разностороннее видение объекта (проблемы), т. е. видение возможных способов ее решения. Выбор оснований и критериев для сравнения, дифференциация (выявление различающихся объектов) Коммуникативные

Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и осуществления инициативного сотрудничества с партнером в поиске, сборе и анализе информации.

Адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Закончи

предложение

Познавательные

Построение логического рассуждения в форме взаимодействия простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (причинных, системных, ассоциативных и др.); представление цепочек объектов и явлений; логической цепочки рассуждений.

Объяснение явлений, процессов, связей, отношений, выявляемых в ходе работы.

  • [1] Материал разработан студенткой факультета биологии РГПУ им. А. И. ГерценаКорюхиной Е. В. (2014 г.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой