Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу
![Диссертация: Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу](https://westud.ru/work/2514077/cover.png)
Диссертация
Условиям для ежедневного общения и целенаправленного педагогического воздействиябратья и сёстры осознают значение кровного родства. Семейные отношения развиваются в условиях социальной семьи, которая сформирована из 3−4-х родственных семей, имеет автономное проживание, живёт под руководством своих мам-воспитателей. Социальная семья является второй ступенью микросоциума: детского дома, давая… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Исторические и научно-методологические основы социальной адаптации детей в учреждениях интернатного типа
- 1. 1. Развитие философско-педагогических идей и практической деятельности интернатных учреждений
- 1. 2. Психолого-педагогические подходы к определению сущности процесса адаптации детей-сирот
- 1. 3. Принципы семейного и социального воспитания как основа реформирования образовательных учреждений для детей-сирот на современном этапе
- 1. 4. Педагогические основы моделирования организационно-педагогической системы социальной адаптации воспитанников на основе семейного принципа
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Педагогическая модель образовательного процесса в детском доме, организованном по семейному принципу, направленная на социальную адаптацию воспитанников
- 2. 1. Структурные компоненты и функциональные взаимосвязи в педагогической модели — детский дом, организованный по семейному принципу
- 2. 2. Программное содержание и условия работы педагогического коллектива по развитию адаптационных способностей воспитанников
- 2. 3. Управление детским домом в условиях эксперимента
2.4. Организация и результаты экспериментально-практической работы по опытной проверке функционирования модели, направленной на развитие и адаптацию воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу.
Выводы по 2 главе.
Список литературы
- Амонашвили III.А. Размышление о гуманной педагогике. — М.: Просвещение, 1988.- 108с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология / Под редакцией В. А. Сластёнина М.: Академия, 2002. — 263 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
- Анисимова И.В. Особенности психического развития детей в интернатном учреждении // Социальные проблемы сиротства: Сб. / Отв. ред. Дементьева И. Ф. М., 1992. — С. 34−45
- Антонян Ю.М. и др. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1996. — 128 с.
- Беляков В.В. О некоторых проблемах социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Сироты России: проблемы, надежды, будущее: сб. М., 1994. — С.31−35.
- Богачек И.А. Философия управления. СПб., 1999 г. — 234 с.
- Богомаз М.В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащегося //Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. -№ 4. — С.60−62
- Бондарева М.В. Социально-правовая защита воспитанников детского дома. // Охрана прав несовершеннолетних: Сб. — Вологда, 1999. — 1.4. — с.54−65.
- Ю.Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1996. -209с.
- Н.Брускова Е. С. Семья без родителей. Социально-педагогическая система Г. Гмайнера. М., 1993. — 238 с.
- Будни и радости детского дома: Из опыта работы коллектива по проблемам возвращения детей в семью / Науч. ред. Михайлова С. И. -Вологда: Русь, 2000. 93с.
- Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. -М.: Просвещение, 1988. 207с.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. — М., 1993. -204с.
- Вершинина В.В. Образование как фактор реабилитации детей и подростков в условиях приюта: Дисс. канд.пед.наук. СПб., 1999. — 197с.
- Виноградова М.Д. Вопросы организации учебной деятельности в школе-колонии им. A.M. Горького и в школе-коммуне им. Ф. Э. Дзержинского. Дисс. канд. пед. наук. М., 1956. -337 с.
- Внедрение инновационных моделей устройства детей-сирот в семьи граждан. — Архангельск, 2003. 170с.
- Воспитательный ориентир. Программа воспитательной работы в детском доме. — Вологда, 2003. — 99 с.
- Волков А.Г. Семья — объект демографии. М.: Мысль, 1986. — 271 с.
- В помощь работникам детских домов и школ-интернатов: Сборник методических материалов и нормативных документов. М., 1990. — 131с.
- Все дети — наши: Материалы II Всероссийских педагогических Католиковских чтений. М., 1998. — 314 с.
- Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Москва 17−19 октября 1995 г. М.: ТОО «СИМС» 1996. -236с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. — М.: Новая школа, 1994. — 78с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах — М.: Педагогика, 1982.-6т.
- Выпускники — наша печаль и радость. Проблемы социально-психологической адаптации выпускников учоеждений интеонатного типа: Материалы III Всероссийских Католиковских педагогических чтений. 12−15 октября 1999 г. Сыктывкар, 2000. -324с.
- Выпускник. Формирование социально-психологической защищённости выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Полиграф сервис, 2001. — 159с.
- Ганичев Ю.В. Республика ШТОРМ. Программа работы малого выездного лагеря для воспитанников детского дома / Науч. ред. Л. А. Коробеникова — Вологда, 2003. — 64 с.
- Газман О.С., Вейсс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: 1995. —212с.
- Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. Новое педагогическое мышление: Сб. М.: Педагогика, 1989. -280с.
- Ганзен В.В. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. — 176 с.
- Грачёв Ю.Г. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов во внешкольных объединениях: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. —122 с.
- Горчакова И.А. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к семейной жизни. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 172 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2002. — 224с.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию -М.: Школа пресс 1995. -283 с.
- Дарманская И.В. Постинтернатная адаптация детей-сирот в профессиональном училище № 30 //Организация воспитательного процесса в детском доме семейного типа в условиях эксперимента: Сб. — Вологда, 2001.-С. 80−84
- Дементьева И.Ф. Дети-сироты: проблема выживания. // СОЦИС. 1991. -.№ 9. — С.76 — 79.
- Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: современные проблемы и перспективы // Социальные проблемы сиротства: Сб. / Отв. редактор Дементьева И. Ф. М., 1992. — С.18−21.
- Детство: краткий словарь-справочник. М.: «Дом», 1996. — 63 с.
- Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы. СПб., 1995. — 53 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения М.: Учпедгиз, 1956. -373 с.
- Добро без границ. Сборник материалов V Всероссийских Католиковских педагогических чтений. — Сыктывкар, 2002. -269с.
- Дохин А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределённость // Стандарты и мониторинг в образовании. —2002. -№ 4 -С.22−26
- Дунаев Л.П. Формирование положительных отношений между педагогически запущенными подростками и родителями. Дисс. канд. пед. наук. Л., 1968. -286с.
- Духовность — основа социализации личности воспитанников детских домов. -Ставрополь, 2002 — 326 с.
- Защити меня! Сборник материалов иллюстрирующих положение Конвенции ООН о правах ребенка. М., 1999. — 51 с.
- Иванова Н.П., Бобылева И. А., Заводилкина О.В Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. М., 2002. — 97с.
- Иванова Н.П. К проблеме социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. С.37−38 // Сб. Сироты России: надежды, будущее. -М: 1994.-71с.
- Иванова Н. П" Рыбинский А. М., Трофимов В. В. О некоторых социально-психологических проблемах семейных детских домов. // Социальные проблемы сиротства: Сб. / Отв. редактор Дементьева И. Ф. М., 1992. — С.63−70
- Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: опыт, проблемы, перспектива. -Владимир. 2002. -186с.
- Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999. — 431с.
- Калуве Л.Д., Э. Маркс, Петри М. Развитие школы: Модели изменения. — Калуга, 1993.-146 с.
- Камалдинова Э.Ш. Молодёжь как объект и субъект социальной деятельности. // Советская педагогика. 1988. — № 10. — С.56−60.
- Католиков А.А. Моя семья: Записки директора сыктывкарской школы-интерната № 1 для детей-сирот. — М.: Педагогика, 1990. — 240с
- Католиков А. А. Наш вынужденный союз необходимо сделать счастливым. -Сыктывкар, 2001. — 286с.
- Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот: Дисс. канд. филос. наук. -М., 1997. 158с.
- Караковский В.А. Стать человеком. М.'.НМО «Творческая педагогика», 1993. — 80 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков, характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1984. — 223с.
- Князев Е.А. Педагогика и психология социальной депривации (исторический аспект) // Вопросы психологии. — 1993. № 3. — С.39−46
- Коменский Я.А. Избранные пед. сочинения в 2 т. М., 1982. — 2 т.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцции И. Г.: Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987.-416.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1983.-335 с.
- Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика 1994. — № 4. — С.24 -31.
- Кривых С.В. Синергетические аспекты развития личности ребёнка //
- Центр образования «Единство»: социальное закаливание и183профориентация воспитанников детского дома. Междуреченск, 1999. -С. 34−35
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. СПб.: Детство-пресс, 200. — 279 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 10 — 12.
- Коробейникова JI.A. Теория, методика и практика ориентации школьников на профессию химика. Дисс. доктор пед. наук, в форме науч. докл. М.: АПН СССР, 1991. — С. 51.
- Корчак Я. Воспитание личности: Книга для учителя / Сост. В. Ф. Кочнов. — М.: Просвещение1992. 287 с.
- Краткий педагогический словарь / Ред. сост. Мудрик А. В. — Пермь, 1994.-54с.
- Лангмейер Й, Матейчик 3. Типы депривационной личности ребёнка в учреждении. // Лишённые родительского попечительства. Ред. Мухина В.С.-М., 1991. С.205−213.
- Лебедев Р.Я. Системные описания в музыкальной деятельности. — Вологда: Русь, 2002. 35с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977. — 102 с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. М.: Педагогика, 1991.— 176с.
- Лешуков А.П., Якимова Е. Б. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе обучения физике в контексте современных достижений в науке. Вологда: Русь, 2003. 82 с.
- Личность — семья — общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. Материалы международной конференции. М., 1994. — 197с.
- Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. -М.:ACADEMIА, 2003. 191с.
- Лодкина Т.В. Ценности студенческой семьи. //Сбр. Социальные аспекты адаптации молодёжи к меняющимся условиям жизни. Тезисы научно-практической конференции./ Гл. ред.Т. В. Лодкина. Вологда: Русь, 2000.-С. 36−38.
- Лодкина Т.В., Чёрствая О. Е. Семейный уклад как фактор формирования здорового образа жизни у детей // Вестник МАНЭБ. СПб. — 1999. -№ 12 (24). -С.47−49.
- Лопатин В.В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М.: Русский язык, 1997. — 832 с.
- Лушников И.Д. Исторически непреходящая роль воспитания детей и молодёжи в обществе и государстве // Дети и молодёжь будущее России: Материалы Российской научно-практической конференции / Отв. редактор К. А. Гулин. — Вологда, 2002. — С. 106 — 108.
- Лушников И.Д. Основы педагогической антропологии в непрерывном образовании учителя. — Вологда, 2000. —111 с.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Педагогические сочинения в 8 т. М.: Педагогика, 1983. — т.1. — с.267 — 330.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983 — 160с.
- Макареня А.А. Является ли развитие атрибутом бытия? // Природа и дух: Мир философских проблем. Кн.1// Под. ред. В. Л. Обухова. — СПб., 1995.-c.10
- Макарченко Т. А. Психолого-педагогические условия подготовки учащихся детских сиротских учреждений к социальнопрофессиональной адаптации: Автореф. Дисс. канд. пед. наук. — Брянск, 2000. 18 с.
- Малышев К.Б., Колесникова И. А., Лесохина Л. Н. К обществу образованных людей. // Теория и практика образования взрослых. СПб. 1998. — С. 29−43.
- Малышев К.Б. Моделирование в психолого-педагогической деятельности. М. — Вологда, Русь, 1997. — 224 с.
- Межрегиональный фестиваль «Здоровая жизнь» / Под. ред. проф. Коробейниковой Л. А. Вологда, 2003. — 87с.
- Методики изучения личности школьников в целях профессиональной консультации: Методические рекомендации / Авт. — сост. — Л. А. Коробейникова М. 1988. — 77 с
- Методика воспитательной работы / Под. ред. В. А. Сластёнина. — М.: ACADEMIA, 2002. 142 с.
- Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель. 2002. — № 5.-С.79−83.
- Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия. //Классный руководитель. 2002. — № 5. — С. 4−11.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Педагогика, 1981. — 176с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984 — 112 с.
- Мухина B.C. Дети детских домов и школ-интернатов о себе (ретроспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее) // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — С. 73 — 80.
- Насветилова О.М. Психолого-педагогические условия безопасной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа: Дисс. канд. пед. наук. — Брянск, 2000. 218с.
- Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: История и современность. М., 1994. — 151с.
- Нуретдинова Л.Г. Гуманизация воспитательного пространства детского дома: Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 2001. — 200 с.
- Об образовании. Закон Российской Федерации. 3-е издание. М.: Изд. Дом ИНФРА, 2001. — 52 с.
- Овчинников А.Н. Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Тула, 2002. — 23с.
- Огарков А.А. Сельский центр образования как педагогическая система. — Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Вологда, 2002. — 24 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ» 1994.-928 с.
- Ольшанский В.Б. Личность и её социальные ценности //Социология в СССР: в 2-х т. -М.: Мысль, 1965. Т.1. — С.471−530.
- Организация жизнедеятельности детского дома по семейному принципу// Письмо Мин. обр. РФ от 22.05.2002, № 801/28−5 // Вестник образования России. — 2002. № 13. — С. 14−16.
- О создании детских домов семейного типа в РСФСР от 18 ноября 1988 года № 47 // Информационный сборник Министерства народного образования РСФСР. 1989. — № 8 — С. 20−29.
- ИЗ. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива/ Под ред. Язова. Л: Наука, 1981. -191 с.
- Педагогическая энциклопедия в 4 т. М.: Советская энциклопедия. -1964−1968.-4 т.
- Педагогические идеи Р. Оуэна: Избранные отрывки из сочинений Р, Оуэна. М.: Учпедгиз, 1940. — 224с.
- Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Под общей ред. Я. В. Пилиповского. М.: Прогресс, 1992. — 256 с.
- Постинтернатная адаптация детей-сирот. /Под научн. ред. проф. JI. M Шипициной., проф. И. Г. Абрамовой СПб., 2001. — 93 с.
- Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.-158 с.
- Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Работа психолога в учреждениях интернатного типа, оставшихся без попечения родителей: Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. — 315 с.
- Профконсультационная работа со старшеклассниками. // Под. ред. Федорипгана Б. А. Киев, Радяньска школа, 1980. — 57 с.
- Проблемы социального сиротства: причины, предупреждение, пути решения: Сборник материалов расширенного заседания координационного Совета по федеральной целевой программе «Дети-сироты» Белгород, 2002. — 91 с.
- Проект «Школа здоровья» / Под общ. ред. И. В. Кузнецовой. М., 1999.-208с.
- Программа «Здоровая семья». / Научн. ред. проф. JI.A. Коробейникова — Вологда, 2003. — 66 с.
- Программа формирования экологической культуры у воспитанников детского дома / Научн. ред. проф. JI.A. Коробейникова- Вологда, 2003. -73с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под. ред. И. В. Дубровиной, А. Т. Рузской. М.: Педагогика, 1990. -264 с.
- Психологические исследования общения / Под. ред. Ломова Б. Ф. Беляева А.Н. М.: Наука, 1995. -344 с.
- Орлова Л.С. Воспитательная модель школы. // Классный руководитель. 2003. — № 3. — С. 18−23.
- Развитие личности ребёнка: проблемы, решения, поиск. // Материалы Российско-американской научно-практической конференции. М., 1995. -74с.
- Реан А.А. Человек как субъект воспитания. Развитие человека как личности и субъекта деятельности в образовательной системе. // Классный руководитель. 2002. — № 5. — С. 83−96.
- Редько Л.Л. Социально-образовательная модель педколледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе. Дисс. канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1996. — 167 с.
- Родчанин Е.Г., Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель, Педагог. Об идеалах Сухомлинского. М.: Педагогика, 1991. —106 с.
- Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994. — № 1. — С. 23−28.
- Роль инновационных школ-интернатов и детских домов в развитии одарённости и формировании личности воспитанников. Белгород, 2003.-112с.
- Российская педагогическая энциклопедия в 2 —х т. М.: Педагогика, 1993−1999.-2 т.
- Руководство к действию. По улучшению состояния здоровья детей и повышению их дееспособности средствами физического воспитания в детских домах и интернатах. М.: Школа здоровья, 1995. — 126 с.
- Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2 т. М.: Педагогика, 1981.-2 т.
- Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3 т. М.: Госиздат, 1975. — Зт.
- Сапронов В.В., Б.И. Мишин. Основы безопасности жизнедеятельности — ответ образования на главный вызов XXI века" // Стратегия и мониторинг образования. 2002. — № 4. — стр. 17−20.
- Сапрыкина Т.Н. Решение проблемы социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детского дома) // Дети России: право ребёнка на семью. Материалы общероссийской конференции. М., 2001. -С. 174−177.
- Сантросян К.О. К вопросу адаптации первокурсника. // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. — Ереван, 1973. — 145 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование", 1998. — 256 с.
- Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Глория, 1996. — 144 с.
- Семья Г. В. Основы социально-психологической защищённости выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001. — 140 с.
- Семья Г. В., Плясова Н. Ф., Плясова Г. И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001. — 175 с.
- Сидорова Л.К. Организационно-педагогические условия детских домов на современном этапе: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 2001.-24 с.
- Сидорова Л. К Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: ACADEMIA, 2003. — 22 с.
- Сластёнин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. Педагогика. Учеб. пособие для студ. педагогических учеб. заведений М.: «Школьная пресса», 2002. — 356с.
- Сластёнин В.А., Чижакова В. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 192 с.
- Сластёнин В.А. Воспитательная система школы / Сост. H.JI. Селиванова М., 1989. — 356 с.
- Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 132−136.
- Социальная реабилитация детей и подростков в специализированных учреждениях. / Г. М. Иващенко, Н. С. Кантонистова, М. М. Плоткин и др. М., 1996. — 200 с.
- Социальное и душевное здоровье ребёнка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998. -244 с.
- Социальные аспекты адаптации молодёжи к меняющимся условиям жизни. / Тезисы научно-практической конференции. — Вологда: Русь, 2000. -186с.
- Социальные приюты для детей и подростков: опыт г. Санкт-Петербурга. М., 1994. — 35 с.
- Социальные проблемы сиротства. М.:ИС, 1992. -156 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-и т. — Киев, 1979. — 5 т.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. — 270 с.
- Тазенкова П. Б Комплексная реабилитация воспитанников детского дома как фактор социальной адаптации: Дисс. канд. пед. наук. — Оренбург, 2000 202с.
- Тартаковский Б.С. Повесть об учителе Сухомлинском. М., 1972. — 178с.
- Турчина Е.В. Становление и развитие системы учреждений социального призрения детей-сирот в Санкт-Петербурге (XVII начало XX века): Автореф. дисс. канд. пед. наук. — СПб. 2000. — 21с.
- Управление учреждением интернатного типа в условиях модернизации образования. Новочеркасск, 2004. —181с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 -и т. М.: АПН РСФСР, 1948−1952.-11т.
- Управление развитием адаптивной школы: Пособие для директора школы. М., 2002. — 126 с.
- Филин И.В. Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко: Дисс. канд. пед. наук. М., 1990 — 224 с.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика. 1993. — 144 с.
- Харитонова И.П. Социально-педагогическое исследование семейного воспитания в 1929−79 г.г. (Опыт сравнительного анализа): Дисс. канд. пед. наук. М., 1981 — 176 с.
- Хармаев Ю.В. Криминологические проблемы социализации воспитанников детских домов и школ-интернатов: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998- 179 с.
- Харчев А.Г. Семья как объект философского и социологического исследования. — Л.: Политиздат, 1974. — 320 с.
- Хациева М.А. Педагогическое руководство формированием жизненных планов подростков в условиях детского дома семейного типа: Дисс. канд. пед. наук. — Кемерово, 1997. — 188 с.
- Хациева М.А. Управленческие подходы к социальной адаптации детей-сирот // Новые технологии обучения и воспитания учащихся образовательных учреждений. — Междуреченск — Барнаул: Изд. АГУ, 1998. -С.3−7.
- Хованец В. Обретение надежды. Пер. со словацкого. М.: Педагогика, 1988. — 174 с.
- Шарай Н.А., Капустин Н. П., Кашкаров С. Н. Система воспитания в гуманитарной гимназии. М.: СТУДИА, 1996. — 68 с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения // Пед. соч. в 4 -х т. М., 1964−1968 — 4 т.
- Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории // Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С. 12 -16.
- Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы. // Воспитание школьника. 1993. — № 3−6.
- Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника. — Смоленск, 1995. — 63 с.
- Энциклопедический социологический словарь. / Под ред. Г. В. Осипова М., 1995. — 939 с.
- Юняева Н.В. Преодоление вредных привычек у детей и подростков в условиях детского дома: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. -16с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 171с.
- Яковлева И.А. Детский дом среда для социальной адаптации сирот // Социальные проблемы сиротства: Сб. / Отв. ред. Дементьева И. Ф. -М., 1992.-С. 147−157
- Ямбург Е.А. Воспитание человека с позиции культурно-исторической педагогики. // Классный руководитель. 2002. — № 5. — С.25−31.
- Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 351с.
- Я — ребёнок. Я — человек. Сб. НИИ детства РДФ / Под ред. Е. М. Рыбинского. М.: 1990. — 40 с.
- Формы устройства детей-сирот
- Детские деревни. Детская деревня это особый гуманный тип объединения детского дома с системой семейного воспитания. Детям возвращается отнятая от них судьбой семья, дом, материнская любовь. Развитие получает российская модель детской деревни.
- Организационные факторы модели
- Соаыаотво* прохявмя* ствмввков мнх семь"
- U еднжо-пснхожого-п сопровождение ш
- Гуманный тип взжнмо между веемаnposnuu, мкошиыо бжжжганне ш домшашннноетно-орн оптированный подход в оргапацш жамедммпковпна* открытость
- Экспериментальная деятельность