Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Условиям для ежедневного общения и целенаправленного педагогического воздействиябратья и сёстры осознают значение кровного родства. Семейные отношения развиваются в условиях социальной семьи, которая сформирована из 3−4-х родственных семей, имеет автономное проживание, живёт под руководством своих мам-воспитателей. Социальная семья является второй ступенью микросоциума: детского дома, давая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исторические и научно-методологические основы социальной адаптации детей в учреждениях интернатного типа
    • 1. 1. Развитие философско-педагогических идей и практической деятельности интернатных учреждений
    • 1. 2. Психолого-педагогические подходы к определению сущности процесса адаптации детей-сирот
    • 1. 3. Принципы семейного и социального воспитания как основа реформирования образовательных учреждений для детей-сирот на современном этапе
    • 1. 4. Педагогические основы моделирования организационно-педагогической системы социальной адаптации воспитанников на основе семейного принципа
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Педагогическая модель образовательного процесса в детском доме, организованном по семейному принципу, направленная на социальную адаптацию воспитанников
    • 2. 1. Структурные компоненты и функциональные взаимосвязи в педагогической модели — детский дом, организованный по семейному принципу
    • 2. 2. Программное содержание и условия работы педагогического коллектива по развитию адаптационных способностей воспитанников
    • 2. 3. Управление детским домом в условиях эксперимента

    2.4. Организация и результаты экспериментально-практической работы по опытной проверке функционирования модели, направленной на развитие и адаптацию воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу.

    Выводы по 2 главе.

Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Ежегодно около десяти тысяч юношей и девушек, воспитанников интернатных учреждений, вступают в жизнь. Социальная адаптация детей-сирот является острой государственной проблемой, невзирая на то, что федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, труднее находят и чаще теряют работу и жилье, с трудом создают семью, склонны к суициду. Вхождение детей-сирот в самостоятельную жизнь не всегда проходит успешно, так как сопряжено с большими социально-экономическими, психолого-педагогическими сложностями.

Сложности адаптации детей-сирот в социуме обусловлены, прежде всего, сенсорной, двигательной, социальной, материнской и другими видами депривации, потерей родственных уз, специфическими условиями жизни воспитанников в детском доме, их неустойчивым социально-психологическим статусом, формированием в психике таких черт, которые серьезно затрудняют вхождение в самостоятельную жизнь.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что традиционная система организации работы сиротских образовательных учреждений, существовавшая на протяжении последних десятилетий, в настоящее время совершенно не отвечает требованиям современной действительности. Целостность педагогического процесса в традиционной системе существенно нарушена:

— отсутствует её важнейший компонент — близкородственные отношения;

— форма организации педагогического пространства, в котором находится ребёнок, изначально не отвечает оптимальным условиям существования детей;

— условия и результаты образовательной деятельности во многом не соответствуют продиктованным жизнью требованиям;

— в условиях неблагополучного социального фона окружающей среды, а также ближайшего семейного окружения задерживается развитие личности детей и их социальная адаптация.

Учитывая, что работа в интернатных учреждениях не всегда адекватна сегодняшним требованиям, государственная система образования и социальной защиты рекомендует совершенствовать деятельность в учреждениях, ориентируясь на формы семейного воспитания. В письме Министерства образования РФ от 22 мая 2002 года № 801/28−5 впервые были определены принципы жизнедеятельности детских домов и школ-интернатов, работающих в подобном режиме (111, с. 14−16). Практика показывает, что альтернативой интернатному учреждению, существующему «по старинке», может выступать детский дом, организованный по семейному принципу, как одно из главных условий реформирования системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако отсутствие конкретно разработанной модели для учреждения подобного типа значительно затрудняет позитивное развитие системы.

Вопросы, решаемые в ходе исследования, находились в центре внимания педагогической деятельности И .Г. Песталоцци, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака и др. (66,74,88,89,156,157).

В современной педагогической науке разработаны теоретические концепции, которые могут быть положены в основу исследования этой проблемы. Это концепции адаптации личности А. В. Мудрика, M. Hi Рожкова, К. О. Сатросян, Н. П. Ивановой, И. А. Бобылевой и др. (97−100, 132, 52−54) — теория соотношения индивидуального и социального JI. C Выготского., А. В. Мудрика, Ж. Пиаже и др. (25,97,98) — в процессе социализации теоретические основы моделирования и структурирования в психолого-педагогической деятельности В. А. Ганзена, К. Б. Малышева, В. В. Серикова и др. (31,92,93) .

Существенное значение для определения ведущих позиций нашего исследования имеют работы Л. И. Божович, И. В. Дубровина, B.C. Мухина и др. (10, 101), посвященные особенностям развития детей-сиротнаучные исследования С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Г. В. Семьи, И. А. Горчаковой, Т. В. Лодкиной, Л. С. Кочкиной, М. А. Хациевой и др., связанные с процессом адаптации, подготовки к семейной жизни, к жизненному и профессиональному самоопределению детей-сирот.

156,157,143,144,82,33,83,84,169). Ориентирами при определении принципиальных позиций в преобразовании воспитательных систем интернатных учреждений могут служить теоретические подходы К. Д. Ушинского, К. Н. Вентцеля, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского, Е. В. Бондаревской, О. С. Газман Н.Л. Селивановой, А. Н. Овчинникова и др., основанные на идеях гуманистической педагогики (162,14,1,62,29,30,107), концептуальные идеи личностного и деятельностного подхода Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. С. Якиманской (25,78,179), культурно-исторический аспект педагогики на современном этапе, предложенный Е. А. Ямбургом (182).

Но в целом проблема организационно-структурного и содержательного моделирования деятельности детского дома, организованного по семейному принципу, с целью восстановления, сохранения и развития родственных взаимоотношений детей-сирот как первоосновы их социальной адаптации не являлась в прошлом объектом самостоятельных педагогических исследований.

Педагогическая теория и практика обнажили ряд противоречий: а) между социально-экономическими, психологическими, политическими требованиями сегодняшнего дня к новому поколению, с одной стороны, и недостаточной степенью готовности воспитанника интернатного учреждения адаптироваться к условиям современного социума — с другойб) между объективной необходимостью выпускника детского дома адаптироваться в современном обществе и его неадекватным представлением о самостоятельной жизнив) между потребностью применять в детском доме, организованном по семейному принципу, педагогические технологии воспитания, позволяющие решить задачу включения воспитанников в личностно-значимую и социальную действительность и недостаточной разработанностью этой проблемы, а также уровнем профессиональной подготовки педагогов-практиковг) между объективной реальностью сохранения родственных связей воспитанников и ограниченными возможностями образовательного учреждения влиять на развитие родственных взаимоотношений.

Данные противоречия позволили определить основную проблему исследования: при каких условиях в интернатном учреждении возможно максимально развить адаптационные способности детей-сирот к жизни в семье и обществе.

Тема исследования — «Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу».

Цель исследования — выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие адекватной социальной адаптации воспитанников в модели детского дома, организованного по семейному принципу.

Объектом исследования является процесс социальной адаптации воспитанников детского дома.

Предмет исследования — педагогические условия обеспечения процесса социальной адаптации воспитанников в детском доме, организованном по семейному принципу.

В соответствии с целью исследования были конкретизированы следующие задачи:

— выявить специфические особенности социальной адаптации воспитанников детского дома;

— определить теоретические и методологические основы решения проблемы исследования — организации детского дома на основе сохранения родственных связей;

— выделить специфические факторы и системные связи в экспериментальном комплексе педагогических условий для организации жизнедеятельности детского дома, способствующей социальной адаптации детей;

— на основе выделенных педагогических условий разработать оптимальное содержание, основные формы и методы в деятельности коллектива по восстановлению, сохранению и развитию родственных взаимоотношений воспитанников и их социальной адаптации в семейной, бытовой, трудовой, учебной, профориентационной, творческой и др. сферах;

— разработать диагностические критерии, позволяющие в динамике изучать и характеризовать степень воспитанности и адаптированности личности в социуме;

— проверить действенность модели в практике детского дома, определив основные критерии и показатели её эффективности.

Гипотеза исследования — социальная адаптация детей, воспитанных в детском доме, будет адекватна требованиям современного общества, если.

— в основу организации жизнедеятельности детей-сирот будет положена рациональная педагогическая модель детского дома, организованного по семейному принципу;

— комплекс педагогических условий при реализации модели сочетает в. детском доме воспитание в родственной и социальной семье и формирует адаптационные способности воспитанников;

— в педагогическом процессе используются воспитательные возможности микрои макросоциума при формировании ценностных ориентаций и жизненных установок воспитанников.

Методологическую основу исследования составляет гуманистический подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития на основе единства антропологического и аксиологического подходов.

В исследовании мы опираемся на:

— системный подход, позволяющий реализовать в единстве предметный, функциональный и исторический аспекты в моделировании образовательного процесса;

— личностно-ориентированный подход, рассматривающий уникальность личности ребёнка и её развитие как главную ценность и цель образования;

— ведущие положения психологии и педагогики: а) влияние условий микро-и макросоциума на процессы развития и адаптации личностиб) необходимость учёта индивидуальных и возрастных свойств личности при организации педагогического взаимодействияв) освоение фасилитаторской функции педагога как определяющей в гуманизации воспитательного пространства и управления педагогической системой.

Методы исследования.

— Общетеоретические — анализ психолого-педагогической литературы и архивных документальных материалов по проблеме исследованиятеоретический анализ и синтез закономерностей и принципов в моделировании учреждения нового типа, теоретическое обобщение результатов исследования с учётом новых факторов и конкретных условий.

— Эмпирические — систематические наблюдения и анализ деятельности коллектива детского дома, анкетирование и тестирование воспитателей, воспитанников детского дома, одноклассников, учителей и классных руководителей из школ, где обучаются детипролонгированный педагогический эксперимент.

— Статистические — обработка результатов исследования на основе качественных и количественных показателей.

Этапы исследования:

I этап /1998 -1999г.г./ - изучение философской, педагогической, психологической литературыопределение общей методологии исследования. Отбор содержания, принципов, организационных форм в новом виде учреждения путём изучения и теоретического осмысления особенностей развития системы детского дома, организованного по семейному принципу;

II этап /2000;2001г.г./ - констатирующий эксперимент, моделирование системы воспитания в детском доме, организованном по семейному принципу. Научное обоснование содержания, методов и деятельности педагогического коллектива в условиях реализации модели.

III этап /2002 — 2003 г.г./ - проведение формирующего экспериментаанализ и обобщение результатов функционирования модели.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

— разработан концептуальный подход к педагогической системе детского дома, организованного по семейному принципу;

— на основе анализа концептуальных подходов к функционированию педагогической системы учреждения для детей-сирот создана и апробирована инновационная структурно-функциональная и содержательная модель детского дома, организованного по семейному принципу;

— разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий в обеспечении процесса оптимальной социальной адаптации воспитанников к жизни в семье и обществе.

Теоретическая значимость исследования определяется.

— научным обоснованием особенностей процесса социальной адаптации и развития детей-сирот в новой жизненной реальности;

— использованием моделирования педагогического процесса как метода исследования при модернизации интернатных учреждений;

— разработкой содержания, форм и методов воспитательной работы, обеспечивающих эффективность функционирования модели детского дома, организованного по семейному принципу в реальном педагогическом процессе;

— уточнением содержания, критериев и показателей эффективности в деятельности детского дома, организованного по семейному принципу;

— обоснованием специфики управленческой деятельности в инновационной модели.

Практическая значимость определяется тем, что проверен и одобрен специалистами комплекс педагогических условий, обеспечивающий оптимальное протекание социальной адаптации воспитанников в условиях детского дома, организованного по семейному принципу.

Определено, что деятельность педагогического коллектива в соответствии с принципами и установками инновационной модели способствует росту профессиональной квалификации педагогов.

Разработан перечень нормативных документов и научно-методический комплекс для специалистов интернатных учреждений,. отражающих специфику и содержание их деятельности в инновационной модели детского дома, организованного по семейному принципу. Материалы исследования использованы в содержании учебных спецкурсов в системе повышения квалификации педагогических работников Вологодской области и на научно-практических конференциях, организуемых департаментом образования области и Министерством, образования РФ. В итоге предложенная модель детского дома, организованного по семейному принципу, может быть 8 рекомендована к внедрению в практике функционирования образовательных учреждений для детей-сирот.

Личный вклад автора состоит в самостоятельной разработке.

1) концепции интернатного учреждения нового типа, отвечающего социальному заказу общества на современном этапе;

2) экспериментальной модели воспитательной системы интернатного учреждениив распространении позитивного опыта среди педагогической общественности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Детский дом, организованный по семейному принципу, создаётся как педагогическая саморазвивающаяся, сложная система, принципы, содержание и организационная структура которой характеризуются открытостью, вариативностью и преемственностью этапов.

2. Детский дом, организованный по семейному принципу, — такой тип интернатного учреждения, педагогическая система которого наиболее приемлема для развития и воспитания детей-сирот на современном этапе.

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих позитивное развитие воспитанников и их успешную социальную адаптацию, базируется на принципе семейного воспитанияего характеризуют такие существенные признаки, как:

— совместное проживание братьев и сестёр, независимо от возраста, объединённых в социальные семьи;

— условия проживания, максимально приближённые к домашним;

— гуманный тип взаимоотношений между всеми субъектами детского дома, организованного по семейному принципу;

— личностно-ориентированный подход в организации жизнедеятельности и развитии каждого воспитанника.

4. Педагогическими условиями, способствующими коммуникативной, учебной, трудовой адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу, являются:

— социальная открытость учреждения;

— разработанные специалистами детского дома программы жизнедеятельности коллектива детского дома, обеспечивающие оздоровление, развитие и социальную адаптацию воспитанников;

— экспериментальный режим деятельности;

— педагогическое сопровождение выпускников в самостоятельной жизни;

— управление на основе общечеловеческой системы ценностей.

5. В модели детского дома, организованного по семейному принципу, создано ззаимообусловленное многокомпонентное полифункциональное открытое пространство для развития адаптационных способностей воспитанника, в котором реализуется личностный потенциал, осуществляется личностный рост, определяется индивидуальный маршрут развития на основе сформированного уровня адаптационных способностей.

6. Модель обеспечивает сохранение и развитие родственных, семейных и социальных взаимоотношений у ребёнка-сироты.

Достоверность результатов исследования обеспечивается последовательностью, концептуальной непротиворечивостью, обоснованностью теоретико-методологических позицийкомплексным подходом к изучению проблемы исследования, проверкой его на теоретическом и эмпирическом уровняхколлективной рефлексией и гласностью результатов в практике работы детского дома, обсуждением результатов экспериментальной деятельности на областном и региональном уровне, ретроспективным и рефлексивным анализом собственного опыта. По результатам работы в режиме эксперимента детский дом получил статус областной (1996) и затем федеральной (2002) экспериментальной площадки.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования и их результаты были представлены на всероссийских (Вологда, 1999, 2002,2003; Москва, 1999; Сыктывкар, 2001, Владимир, 2002, Ставрополь, 2003 и др.) — областных (Вологда, 1998 — 2003; Тотьма, 2002) научно-практических конференциях, на областной выставке инновационных достижений (Вологда, 2002).

Инновационная модель была представлена на международных выставках-форумах «Школа» (Москва, 2000, 2002, 2003). Собственный опыт автора диссертационного исследования обсуждался на занятиях мастер-класса в рамках выставки. Теоретически обоснованная воспитательная система детского дома, организованного по семейному принципу, была представлена на Всероссийском конкурсе воспитательных систем, где была удостоена звания Лауреата (2001 год). Разработанные в ходе исследования материалы использовались в рекомендациях по реформированию системы интернатных учреждений Министерством образования РФ («Вестник образования»).

На базе детского дома проводились всероссийские (1996, 2003), областные (1997, 2001) научно-практические конференциинаучно-методический комплекс детского дома востребован более, чем в 15 регионах РФ.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по 2 главе.

В ходе диссертационного исследования нами разработана системная модель педагогического процесса, максимально способствующая развитию и успешной адаптации воспитанников в современном социуме в условиях особого типа интернатного учреждения — детского дома, организованного по семейному принципу.

Социальная обусловленность модели определяется принципом семейного воспитания, который реализуется в комплексе, при взаимодополнении и взаимодействии следующих организационных факторов: деятельность детского и взрослого коллектива в модели детского" дома, организованного по семейному принципу, характеризуется как оздоровительная, образовательная, трудовая, бытовая, экспериментальная и др.- функциональные взаимоотношения в модели — родственные, семейные, социальные — тесно переплетаются и дополняют друг другаструктурные подразделения — родственная семья, социальная семья, воспитатели, специалисты детского дома, медслужба, администрация, младший обслуживающий персонал — работают в тесном контакте по единой программе. По характерологическим признакам модель детского дома, организованного по семейному принципу, определяется как экспериментальная, структурно-функциональная и содержательная педагогическая модель.

При создании комфортной семейной и домашней среды относительно быстро усваиваются основные правила домашнего быта и личного обиходаокружающая обстановка во многом способствует.

169 улучшению не только психического, но и физического, духовно-нравственного здоровья вновь прибывших детейсоциальная открытость детского дома позволяет воспитанникам адекватно оценивать окружающий мир, успешно адаптироваться в микросоциумемоделирование семьи в условиях государственного интернатного учреждения приводит к формированию правильных ценностных ориентаций и жизненных установок воспитанниковреформирование системы интернатных учреждений на основе семейного принципа вызвало изменение управленческой стратегии и тактики. В инновационной модели детского дома, организованного по семейному принципу, на продуктивность педагогической деятельности оказывает большое влияние участие в экспериментально-практической работе.

Уникальность новой формы интернатного учреждения состоит в том, что воспитанники имеют возможность сохранять родственные и строить семейные взаимоотношения. Родственные отношения проявляются в кровных семьях. В детском доме они восстанавливаются, сохраняются и развиваются, благодаря созданным условиям для ежедневного общения и целенаправленного педагогического воздействия, братья и сёстры осознают значение кровного родства. Семейные отношения развиваются в условиях социальной семьи, которая сформирована из 3−4 родственных семей, имеет автономное проживание и своих мам-воспитателей. Социальная семья является своеобразным микросоциумом, дающим ребенку почувствовать себя в коллективе, и одновременно выполняет функцию социальной защиты. Также семейное взаимодействие складывается и в доме в целом.

Общую психолого-педагогическую основу составляют системообразующие компоненты модели, которые обусловлены с одной стороны — возрастным цензом, развитием и адаптацией воспитанников, их возросшим уровнем притязаний и т. п., с другой стороны — ростом.

170 профессионализма медико-педагогического коллектива через участие в исследовательской работе. Модель, созданная коллективом детского дома № 1 г. Вологды, обеспечивает открытость педагогической системы, её функциональные связи варьируются, при переходе из одного возрастного состояния в другое. В модели структурировано многокомпонентное, взаимообусловленное и разнообразное по компонентам пространство для развития адаптационных способностей ребёнка, в котором он может развернуть свой личностный потенциал, осуществить свой личностный рост с помощью педагогов, которые помогут воспитаннику определить индивидуальный маршрут развития, самосозидания и жизнетворчества.

Педагогический процесс направлен на конечный результат — выпускника, способного построить свой вариант жизни, достойной Человека. Определены основные требования к ребёнку как субъекту и объекту воспитательного воздействия, при этом учитывалось, что его социальная адаптация и самореализация тесно увязаны с формированием гражданской позиции человека. Разработана модель выпускника.

Индивидуализация деятельности каждого воспитанника является одним из основных принципов и критериев перехода системы на семейный принцип воспитания. Она наиболее трудоёмка и требует пересмотра функционала не только педагогов, но и остальных служб.

В модели детского дома, организованного по семейному принципу, развивается стиль дружеского расположения взрослых и детей. Наиболее плодотворно семейное общение формируется на базе увлечённости совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок воспитателей, отношения к педагогической деятельности детского дома в целом. При таком общении родитель-воспитатель и воспитанник находятся в паритетном положении, ставя общие цели и совместными усилиями находя решение возникающих проблем.

В ходе экспериментальной диагностики всех воспитанников, выделено четыре группы детей, с которыми следует проводить психо-коррекционную работу. Составлены индивидуальные программы развития для восполнения индивидуальных пробелов предшествующего этапа, связанного с наследственностью и преступным отношением родителей к ребёнку.

В частно-методическом плане чётко выделяется новизна содержательной деятельности по моделисложившиеся подсистемы и разработанные программы развития воспитанников, {воспитательная система, программа оздоровления, система дополнительного образования, программа профессионального самоопределения, программа формирования экологической культуры, программа музыкального воспитания и др.) способствуют формированию адекватных адаптационных процессов:

Самый сложный процесс в создании новой модели — изменение взаимоотношений, отход от их стандартного понимания, перехода на конструктивный диалог. В детском доме, организованном по семейному принципу, дети — полноправные участники взрослых проблем, они не живут в изолированном мире, а активно включаются в обсуждение проблем своего жизнетворчества. Старшие братья и сёстры постоянно контролируют младших детей, могут самостоятельно разрешить те или иные проблемы. В субъект-субъектных взаимоотношениях взрослые воспитанники становятся коллегами воспитателей, а в условиях семьи партнёрами в организации жизнедеятельности.

Результаты аттестации подтверждают профессиональный рост педагогов и их роль в разработке научно-методического комплекса, отражающего специфику деятельности нового типа интернатного учреждения.

Методы и подходы, заложенные в модель детского дома, организованного по семейному принципу, привели к существенным.

172 изменениям в содержательном наполнении всего воспитательного процесса интернатного учреждения.

Сравнительные показатели на стадиях констатирующего и формирующего эксперимента отражают положительную динамику в развитии адаптационных способностей воспитанников. Улучшилось состояние здоровья и физического развития, повысился показатель уровня воспитанностикачественно изменились родственные и семейные взаимоотношенияповысилась успеваемостьвозросло количество воспитанников, получающих среднеспециальное профессиональное образованиеувеличилось число детей, участвующих в учебно-исследовательской работе и качество их проектовповысился охват детей дополнительным образованиемкачественно изменились результаты их трудовой и творческой деятельности воспитанников. Большинство воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу, имеют высокий и средний уровни коммуникативной и учебной адаптации, значительные позитивные сдвиги наблюдаются в развитии адаптационных способностей в трудовой деятельности.

В итоге доказано, что детский дом, организованный по семейному принципу, на данном промежутке времени — новая, наиболее эффективная форма интернатного учреждения для развития адаптационных способностей воспитанников.

Одновременно выявлена проблема, требующая дальнейшей разработки — постинтернатная адаптация выпускников, связанная с началом трудовой деятельности, которую необходимо решать на очередном этапе развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование позволило выделить и научно обосновать педагогическое обеспечение процесса социальной адаптации воспитанников в новом типе интернатного учреждения — детском доме, организованном по семейному принципу. Методологическую основу модели составил взаимосвязанный комплекс основополагающих подходов антропологического, аксиологического, системного, гуманизации образовательного процесса.

Выяснено, что в традиционных интернатных учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитанника в обычную жизнь социума, что значительно тормозит развитие адаптационных способностей воспитанников. Качественно новые изменения в реформировании системы интернатных учреждений во многом перекликаются с идеями дореволюционного времени: ориентацией на воспитание детей-сирот в условиях, приближённых к домашним, социальной открытостью учреждений, гуманистическими концепциями воспитания.

Выявлены психологические и социальные особенности детей-сирот, влияющие на их адаптацию в микрои макросоциуме. Уточнены понятия «адаптационные способности», «социальная адаптация» и её составляющие — «коммуникативная», «учебная», «трудовая» адаптация воспитанников детского дома. Разработаны критерии, показатели и уровни коммуникативной, учебной и трудовой адаптации.

В диссертационном исследовании подтверждена выдвинутая гипотеза, что социальная адаптация детей, воспитанных в государственном интернатном учреждении, адекватна требованиям современного общества, когда в качестве структурного фактора в организации жизнедеятельности детей-сирот в государственном интернатном учреждении избрана модель детского дома, организованного по семейному принципу.

Определены педагогические условия, обеспечивающие позитивное развитие воспитанников, их успешную адаптацию: введение принципа семейного воспитания, формирующего жизнедеятельность детского дома, где системообразующими организационными факторами являются:

— совместное проживание родственников (братьев и сестёр), объединённых в социальные группы до 10−12 человек, независимо от возраста;

— условия проживания, максимально приближённые к домашним;

— личностно-ориентированный подход в организации жизнедеятельности воспитанников;

— гуманный тип взаимоотношений между всеми субъектами детского дома, организованного по семейному принципу;

— педагогическое сопровождение выпускников в подготовке к самостоятельной жизни;

— социальная открытость учреждения;

— управление на основе общественно значимой системы ценностей;

— успешная деятельность в экспериментальном режиме. Разработана экспериментальная структурно-функциональная и, содержательная педагогическая модель — детский дом, организованный по семейному принципу, которая, как показали результаты исследования, на данном промежутке времени является новой формой интернатного учреждения для развития адаптационных способностей воспитанников, самоактуализации и профессионального роста педагогов.

Доказано, что уникальность новой формы интернатного учреждения состоит в том, что воспитанники имеют возможность сохранять родственные, строить семейные и социальные взаимоотношения, что оказывает позитивное влияние на развитие адаптационных способностей.

Родственные отношения проявляются в кровных семьях: в детском доме они восстанавливаются, сохраняются и развиваются, благодаря созданным.

175 условиям для ежедневного общения и целенаправленного педагогического воздействиябратья и сёстры осознают значение кровного родства. Семейные отношения развиваются в условиях социальной семьи, которая сформирована из 3−4-х родственных семей, имеет автономное проживание, живёт под руководством своих мам-воспитателей. Социальная семья является второй ступенью микросоциума: детского дома, давая ребенку возможность почувствовать себя в коллективе и одновременно выполняя функцию социальной защитына этой основе семейное взаимодействие складывается и в детском доме в целом. Специфика детского дома, организованного по семейному принципу, требует переосмысления основных функций воспитателя и всего взрослого коллектива, доминирующей становится фасилитаторская функция, а старших воспитанников следует обучать тьюторским навыкам.

Реформирование системы интернатных учреждений на основе семейного принципа вызвало изменение управленческой стратегии и тактики: осмысление всем коллективом своей миссии, корректировку штатного расписания, изменение режима работы персонала и дополнение новыми функциональными обязанностями, введение новых форм совместной работы медико-педагогического коллектива, модернизацию структуры управления.

Установлено, что самое сложное звено в реализации новой модели — изменение взаимоотношений, отход от их стандартного понимания, переход на доверительное общение и конструктивный диалог. В детском доме, организованном по семейному принципу, дети — полноправные участники взрослых проблем, они не живут в изолированном мире, а активно включаются в обсуждение жизненно важных вопросов. Старшие братья и сёстры постоянно контролируют младших детей, помогают в решении семейных дел. В субъект-субъектных взаимоотношениях взрослые воспитанники становятся коллегами, а в условиях семьи.

176 партнёрами воспитателей в организации жизнедеятельности. Доказано, что моделирование семьи в условиях государственного интернатного учреждения приводит к формированию адекватных ценностных ориентаций и жизненных установок воспитанников.

Подготовлен научно-методический комплекс педагогического обеспечения, раскрывающий новизну содержательной деятельности по модели — это сложившиеся подсистемы и разработанные программы развития процесса жизнедеятельности воспитанников, способствующие формированию адекватных адаптационных процессов: воспитательная система, программа оздоровления, система дополнительного образования, программа профессионального самоопределения, программа формирования экологической культуры, программа музыкального воспитания, программа каникулярного отдыха воспитанников.

Достоверность результатов исследования подтверждена качественной организацией экспериментально-практической работы, опытной проверкой условий функционирования модели детского дома, организованного по семейному принципу, и широкой гласностью результатов деятельности учреждения на каждом этапе развития.

Диссертационное исследование следует рассматривать как процесс создания и испытания новой модели в контексте оптимизации комплекса педагогических условий для социальной адаптации детей-сирот. Представленный теоретический и практический материал выступает основанием для дальнейшей разработки и реализации эффективных программ, обеспечивающих успешное развитие системы интернатных учрежденийуточнение содержания и форм подготовки кадров для ведения коррекционно-педагогической работы. Дальнейшего развития и разработки требует проблема постинтернатной адаптации выпускников в начале трудового пути, что намечено осуществить в 2004 — 2009 г. г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Амонашвили III.А. Размышление о гуманной педагогике. — М.: Просвещение, 1988.- 108с.
  2. Е.В. Социальная психология / Под редакцией В. А. Сластёнина М.: Академия, 2002. — 263 с.
  3. Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
  4. И.В. Особенности психического развития детей в интернатном учреждении // Социальные проблемы сиротства: Сб. / Отв. ред. Дементьева И. Ф. М., 1992. — С. 34−45
  5. Ю.М. и др. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1996. — 128 с.
  6. В.В. О некоторых проблемах социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Сироты России: проблемы, надежды, будущее: сб. М., 1994. — С.31−35.
  7. И.А. Философия управления. СПб., 1999 г. — 234 с.
  8. М.В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащегося //Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. -№ 4. — С.60−62
  9. М.В. Социально-правовая защита воспитанников детского дома. // Охрана прав несовершеннолетних: Сб. — Вологда, 1999. — 1.4. — с.54−65.
  10. Ю.Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1996. -209с.
  11. Н.Брускова Е. С. Семья без родителей. Социально-педагогическая система Г. Гмайнера. М., 1993. — 238 с.
  12. Будни и радости детского дома: Из опыта работы коллектива по проблемам возвращения детей в семью / Науч. ред. Михайлова С. И. -Вологда: Русь, 2000. 93с.
  13. М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. -М.: Просвещение, 1988. 207с.
  14. К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. — М., 1993. -204с.
  15. В.В. Образование как фактор реабилитации детей и подростков в условиях приюта: Дисс. канд.пед.наук. СПб., 1999. — 197с.
  16. М.Д. Вопросы организации учебной деятельности в школе-колонии им. A.M. Горького и в школе-коммуне им. Ф. Э. Дзержинского. Дисс. канд. пед. наук. М., 1956. -337 с.
  17. Внедрение инновационных моделей устройства детей-сирот в семьи граждан. — Архангельск, 2003. 170с.
  18. Воспитательный ориентир. Программа воспитательной работы в детском доме. — Вологда, 2003. — 99 с.
  19. А.Г. Семья — объект демографии. М.: Мысль, 1986. — 271 с.
  20. В помощь работникам детских домов и школ-интернатов: Сборник методических материалов и нормативных документов. М., 1990. — 131с.
  21. Все дети — наши: Материалы II Всероссийских педагогических Католиковских чтений. М., 1998. — 314 с.
  22. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Москва 17−19 октября 1995 г. М.: ТОО «СИМС» 1996. -236с.
  23. .З. Семь парадоксов воспитания. — М.: Новая школа, 1994. — 78с.
  24. JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах — М.: Педагогика, 1982.-6т.
  25. Выпускники — наша печаль и радость. Проблемы социально-психологической адаптации выпускников учоеждений интеонатного типа: Материалы III Всероссийских Католиковских педагогических чтений. 12−15 октября 1999 г. Сыктывкар, 2000. -324с.
  26. Выпускник. Формирование социально-психологической защищённости выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Полиграф сервис, 2001. — 159с.
  27. Ю.В. Республика ШТОРМ. Программа работы малого выездного лагеря для воспитанников детского дома / Науч. ред. Л. А. Коробеникова — Вологда, 2003. — 64 с.
  28. О.С., Вейсс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: 1995. —212с.
  29. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. Новое педагогическое мышление: Сб. М.: Педагогика, 1989. -280с.
  30. В.В. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. — 176 с.
  31. Ю.Г. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов во внешкольных объединениях: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. —122 с.
  32. И.А. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к семейной жизни. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 172 с.
  33. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2002. — 224с.
  34. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию -М.: Школа пресс 1995. -283 с.
  35. И.В. Постинтернатная адаптация детей-сирот в профессиональном училище № 30 //Организация воспитательного процесса в детском доме семейного типа в условиях эксперимента: Сб. — Вологда, 2001.-С. 80−84
  36. И.Ф. Дети-сироты: проблема выживания. // СОЦИС. 1991. -.№ 9. — С.76 — 79.
  37. И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: современные проблемы и перспективы // Социальные проблемы сиротства: Сб. / Отв. редактор Дементьева И. Ф. М., 1992. — С.18−21.
  38. Детство: краткий словарь-справочник. М.: «Дом», 1996. — 63 с.
  39. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы. СПб., 1995. — 53 с.
  40. А. Избранные педагогические сочинения М.: Учпедгиз, 1956. -373 с.
  41. Добро без границ. Сборник материалов V Всероссийских Католиковских педагогических чтений. — Сыктывкар, 2002. -269с.
  42. А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределённость // Стандарты и мониторинг в образовании. —2002. -№ 4 -С.22−26
  43. Л.П. Формирование положительных отношений между педагогически запущенными подростками и родителями. Дисс. канд. пед. наук. Л., 1968. -286с.
  44. Духовность — основа социализации личности воспитанников детских домов. -Ставрополь, 2002 — 326 с.
  45. Защити меня! Сборник материалов иллюстрирующих положение Конвенции ООН о правах ребенка. М., 1999. — 51 с.
  46. Н.П., Бобылева И. А., Заводилкина О.В Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. М., 2002. — 97с.
  47. Н.П. К проблеме социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. С.37−38 // Сб. Сироты России: надежды, будущее. -М: 1994.-71с.
  48. Иванова Н. П" Рыбинский А. М., Трофимов В. В. О некоторых социально-психологических проблемах семейных детских домов. // Социальные проблемы сиротства: Сб. / Отв. редактор Дементьева И. Ф. М., 1992. — С.63−70
  49. Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: опыт, проблемы, перспектива. -Владимир. 2002. -186с.
  50. А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999. — 431с.
  51. Л.Д., Э. Маркс, Петри М. Развитие школы: Модели изменения. — Калуга, 1993.-146 с.
  52. Э.Ш. Молодёжь как объект и субъект социальной деятельности. // Советская педагогика. 1988. — № 10. — С.56−60.
  53. А.А. Моя семья: Записки директора сыктывкарской школы-интерната № 1 для детей-сирот. — М.: Педагогика, 1990. — 240с
  54. А. А. Наш вынужденный союз необходимо сделать счастливым. -Сыктывкар, 2001. — 286с.
  55. В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот: Дисс. канд. филос. наук. -М., 1997. 158с.
  56. В.А. Стать человеком. М.'.НМО «Творческая педагогика», 1993. — 80 с.
  57. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков, характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1984. — 223с.
  58. Е.А. Педагогика и психология социальной депривации (исторический аспект) // Вопросы психологии. — 1993. № 3. — С.39−46
  59. Я.А. Избранные пед. сочинения в 2 т. М., 1982. — 2 т.
  60. Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцции И. Г.: Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987.-416.
  61. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1983.-335 с.
  62. В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика 1994. — № 4. — С.24 -31.
  63. С.В. Синергетические аспекты развития личности ребёнка //
  64. Центр образования «Единство»: социальное закаливание и183профориентация воспитанников детского дома. Междуреченск, 1999. -С. 34−35
  65. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. СПб.: Детство-пресс, 200. — 279 с.
  66. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 10 — 12.
  67. JI.A. Теория, методика и практика ориентации школьников на профессию химика. Дисс. доктор пед. наук, в форме науч. докл. М.: АПН СССР, 1991. — С. 51.
  68. Я. Воспитание личности: Книга для учителя / Сост. В. Ф. Кочнов. — М.: Просвещение1992. 287 с.
  69. Краткий педагогический словарь / Ред. сост. Мудрик А. В. — Пермь, 1994.-54с.
  70. Лангмейер Й, Матейчик 3. Типы депривационной личности ребёнка в учреждении. // Лишённые родительского попечительства. Ред. Мухина В.С.-М., 1991. С.205−213.
  71. Р.Я. Системные описания в музыкальной деятельности. — Вологда: Русь, 2002. 35с.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977. — 102 с.
  73. П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. М.: Педагогика, 1991.— 176с.
  74. А.П., Якимова Е. Б. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе обучения физике в контексте современных достижений в науке. Вологда: Русь, 2003. 82 с.
  75. Личность — семья — общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. Материалы международной конференции. М., 1994. — 197с.
  76. Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. -М.:ACADEMIА, 2003. 191с.
  77. Т.В. Ценности студенческой семьи. //Сбр. Социальные аспекты адаптации молодёжи к меняющимся условиям жизни. Тезисы научно-практической конференции./ Гл. ред.Т. В. Лодкина. Вологда: Русь, 2000.-С. 36−38.
  78. Т.В., Чёрствая О. Е. Семейный уклад как фактор формирования здорового образа жизни у детей // Вестник МАНЭБ. СПб. — 1999. -№ 12 (24). -С.47−49.
  79. В.В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М.: Русский язык, 1997. — 832 с.
  80. И.Д. Исторически непреходящая роль воспитания детей и молодёжи в обществе и государстве // Дети и молодёжь будущее России: Материалы Российской научно-практической конференции / Отв. редактор К. А. Гулин. — Вологда, 2002. — С. 106 — 108.
  81. И.Д. Основы педагогической антропологии в непрерывном образовании учителя. — Вологда, 2000. —111 с.
  82. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Педагогические сочинения в 8 т. М.: Педагогика, 1983. — т.1. — с.267 — 330.
  83. А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983 — 160с.
  84. А.А. Является ли развитие атрибутом бытия? // Природа и дух: Мир философских проблем. Кн.1// Под. ред. В. Л. Обухова. — СПб., 1995.-c.10
  85. Т. А. Психолого-педагогические условия подготовки учащихся детских сиротских учреждений к социальнопрофессиональной адаптации: Автореф. Дисс. канд. пед. наук. — Брянск, 2000. 18 с.
  86. К.Б., Колесникова И. А., Лесохина Л. Н. К обществу образованных людей. // Теория и практика образования взрослых. СПб. 1998. — С. 29−43.
  87. К.Б. Моделирование в психолого-педагогической деятельности. М. — Вологда, Русь, 1997. — 224 с.
  88. Межрегиональный фестиваль «Здоровая жизнь» / Под. ред. проф. Коробейниковой Л. А. Вологда, 2003. — 87с.
  89. Методики изучения личности школьников в целях профессиональной консультации: Методические рекомендации / Авт. — сост. — Л. А. Коробейникова М. 1988. — 77 с
  90. Методика воспитательной работы / Под. ред. В. А. Сластёнина. — М.: ACADEMIA, 2002. 142 с.
  91. А.В. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель. 2002. — № 5.-С.79−83.
  92. А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия. //Классный руководитель. 2002. — № 5. — С. 4−11.
  93. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Педагогика, 1981. — 176с.
  94. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984 — 112 с.
  95. B.C. Дети детских домов и школ-интернатов о себе (ретроспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее) // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — С. 73 — 80.
  96. О.М. Психолого-педагогические условия безопасной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа: Дисс. канд. пед. наук. — Брянск, 2000. 218с.
  97. А.М. Охрана детей-сирот в России: История и современность. М., 1994. — 151с.
  98. Л.Г. Гуманизация воспитательного пространства детского дома: Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 2001. — 200 с.
  99. Об образовании. Закон Российской Федерации. 3-е издание. М.: Изд. Дом ИНФРА, 2001. — 52 с.
  100. А.Н. Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Тула, 2002. — 23с.
  101. А.А. Сельский центр образования как педагогическая система. — Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Вологда, 2002. — 24 с.
  102. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ» 1994.-928 с.
  103. В.Б. Личность и её социальные ценности //Социология в СССР: в 2-х т. -М.: Мысль, 1965. Т.1. — С.471−530.
  104. Организация жизнедеятельности детского дома по семейному принципу// Письмо Мин. обр. РФ от 22.05.2002, № 801/28−5 // Вестник образования России. — 2002. № 13. — С. 14−16.
  105. О создании детских домов семейного типа в РСФСР от 18 ноября 1988 года № 47 // Информационный сборник Министерства народного образования РСФСР. 1989. — № 8 — С. 20−29.
  106. ИЗ. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива/ Под ред. Язова. Л: Наука, 1981. -191 с.
  107. Педагогическая энциклопедия в 4 т. М.: Советская энциклопедия. -1964−1968.-4 т.
  108. Педагогические идеи Р. Оуэна: Избранные отрывки из сочинений Р, Оуэна. М.: Учпедгиз, 1940. — 224с.
  109. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Под общей ред. Я. В. Пилиповского. М.: Прогресс, 1992. — 256 с.
  110. Постинтернатная адаптация детей-сирот. /Под научн. ред. проф. JI. M Шипициной., проф. И. Г. Абрамовой СПб., 2001. — 93 с.
  111. А.М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.-158 с.
  112. А.М., Толстых Н. Н. Работа психолога в учреждениях интернатного типа, оставшихся без попечения родителей: Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. — 315 с.
  113. Профконсультационная работа со старшеклассниками. // Под. ред. Федорипгана Б. А. Киев, Радяньска школа, 1980. — 57 с.
  114. Проблемы социального сиротства: причины, предупреждение, пути решения: Сборник материалов расширенного заседания координационного Совета по федеральной целевой программе «Дети-сироты» Белгород, 2002. — 91 с.
  115. Проект «Школа здоровья» / Под общ. ред. И. В. Кузнецовой. М., 1999.-208с.
  116. Программа «Здоровая семья». / Научн. ред. проф. JI.A. Коробейникова — Вологда, 2003. — 66 с.
  117. Программа формирования экологической культуры у воспитанников детского дома / Научн. ред. проф. JI.A. Коробейникова- Вологда, 2003. -73с.
  118. Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под. ред. И. В. Дубровиной, А. Т. Рузской. М.: Педагогика, 1990. -264 с.
  119. Психологические исследования общения / Под. ред. Ломова Б. Ф. Беляева А.Н. М.: Наука, 1995. -344 с.
  120. Л.С. Воспитательная модель школы. // Классный руководитель. 2003. — № 3. — С. 18−23.
  121. Развитие личности ребёнка: проблемы, решения, поиск. // Материалы Российско-американской научно-практической конференции. М., 1995. -74с.
  122. А.А. Человек как субъект воспитания. Развитие человека как личности и субъекта деятельности в образовательной системе. // Классный руководитель. 2002. — № 5. — С. 83−96.
  123. Л.Л. Социально-образовательная модель педколледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе. Дисс. канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1996. — 167 с.
  124. Е.Г., Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель, Педагог. Об идеалах Сухомлинского. М.: Педагогика, 1991. —106 с.
  125. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994. — № 1. — С. 23−28.
  126. Роль инновационных школ-интернатов и детских домов в развитии одарённости и формировании личности воспитанников. Белгород, 2003.-112с.
  127. Российская педагогическая энциклопедия в 2 —х т. М.: Педагогика, 1993−1999.-2 т.
  128. Руководство к действию. По улучшению состояния здоровья детей и повышению их дееспособности средствами физического воспитания в детских домах и интернатах. М.: Школа здоровья, 1995. — 126 с.
  129. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2 т. М.: Педагогика, 1981.-2 т.
  130. Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3 т. М.: Госиздат, 1975. — Зт.
  131. В.В., Б.И. Мишин. Основы безопасности жизнедеятельности — ответ образования на главный вызов XXI века" // Стратегия и мониторинг образования. 2002. — № 4. — стр. 17−20.
  132. Т.Н. Решение проблемы социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детского дома) // Дети России: право ребёнка на семью. Материалы общероссийской конференции. М., 2001. -С. 174−177.
  133. К.О. К вопросу адаптации первокурсника. // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. — Ереван, 1973. — 145 с.
  134. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование", 1998. — 256 с.
  135. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Глория, 1996. — 144 с.
  136. Г. В. Основы социально-психологической защищённости выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001. — 140 с.
  137. Г. В., Плясова Н. Ф., Плясова Г. И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001. — 175 с.
  138. Л.К. Организационно-педагогические условия детских домов на современном этапе: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 2001.-24 с.
  139. Сидорова Л. К Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: ACADEMIA, 2003. — 22 с.
  140. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. Педагогика. Учеб. пособие для студ. педагогических учеб. заведений М.: «Школьная пресса», 2002. — 356с.
  141. В.А., Чижакова В. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 192 с.
  142. В.А. Воспитательная система школы / Сост. H.JI. Селиванова М., 1989. — 356 с.
  143. В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 132−136.
  144. Социальная реабилитация детей и подростков в специализированных учреждениях. / Г. М. Иващенко, Н. С. Кантонистова, М. М. Плоткин и др. М., 1996. — 200 с.
  145. Социальное и душевное здоровье ребёнка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998. -244 с.
  146. Социальные аспекты адаптации молодёжи к меняющимся условиям жизни. / Тезисы научно-практической конференции. — Вологда: Русь, 2000. -186с.
  147. Социальные приюты для детей и подростков: опыт г. Санкт-Петербурга. М., 1994. — 35 с.
  148. Социальные проблемы сиротства. М.:ИС, 1992. -156 с.
  149. В.А. Избранные произведения в 5-и т. — Киев, 1979. — 5 т.
  150. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. — 270 с.
  151. П. Б Комплексная реабилитация воспитанников детского дома как фактор социальной адаптации: Дисс. канд. пед. наук. — Оренбург, 2000 202с.
  152. .С. Повесть об учителе Сухомлинском. М., 1972. — 178с.
  153. Е.В. Становление и развитие системы учреждений социального призрения детей-сирот в Санкт-Петербурге (XVII начало XX века): Автореф. дисс. канд. пед. наук. — СПб. 2000. — 21с.
  154. Управление учреждением интернатного типа в условиях модернизации образования. Новочеркасск, 2004. —181с.
  155. К.Д. Собрание сочинений в 11 -и т. М.: АПН РСФСР, 1948−1952.-11т.
  156. Управление развитием адаптивной школы: Пособие для директора школы. М., 2002. — 126 с.
  157. И.В. Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко: Дисс. канд. пед. наук. М., 1990 — 224 с.
  158. А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика. 1993. — 144 с.
  159. И.П. Социально-педагогическое исследование семейного воспитания в 1929−79 г.г. (Опыт сравнительного анализа): Дисс. канд. пед. наук. М., 1981 — 176 с.
  160. Ю.В. Криминологические проблемы социализации воспитанников детских домов и школ-интернатов: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998- 179 с.
  161. А.Г. Семья как объект философского и социологического исследования. — Л.: Политиздат, 1974. — 320 с.
  162. М.А. Педагогическое руководство формированием жизненных планов подростков в условиях детского дома семейного типа: Дисс. канд. пед. наук. — Кемерово, 1997. — 188 с.
  163. М.А. Управленческие подходы к социальной адаптации детей-сирот // Новые технологии обучения и воспитания учащихся образовательных учреждений. — Междуреченск — Барнаул: Изд. АГУ, 1998. -С.3−7.
  164. В. Обретение надежды. Пер. со словацкого. М.: Педагогика, 1988. — 174 с.
  165. Н.А., Капустин Н. П., Кашкаров С. Н. Система воспитания в гуманитарной гимназии. М.: СТУДИА, 1996. — 68 с.
  166. С.Т. Педагогические сочинения // Пед. соч. в 4 -х т. М., 1964−1968 — 4 т.
  167. B.C. Философские подходы к педагогической теории // Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С. 12 -16.
  168. Н.Е. Новые формы воспитательной работы. // Воспитание школьника. 1993. — № 3−6.
  169. Н.Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника. — Смоленск, 1995. — 63 с.
  170. Энциклопедический социологический словарь. / Под ред. Г. В. Осипова М., 1995. — 939 с.
  171. Н.В. Преодоление вредных привычек у детей и подростков в условиях детского дома: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. -16с.
  172. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 171с.
  173. И.А. Детский дом среда для социальной адаптации сирот // Социальные проблемы сиротства: Сб. / Отв. ред. Дементьева И. Ф. -М., 1992.-С. 147−157
  174. Е.А. Воспитание человека с позиции культурно-исторической педагогики. // Классный руководитель. 2002. — № 5. — С.25−31.
  175. Е. А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 351с.
  176. Я — ребёнок. Я — человек. Сб. НИИ детства РДФ / Под ред. Е. М. Рыбинского. М.: 1990. — 40 с.
  177. Формы устройства детей-сирот
  178. Детские деревни. Детская деревня это особый гуманный тип объединения детского дома с системой семейного воспитания. Детям возвращается отнятая от них судьбой семья, дом, материнская любовь. Развитие получает российская модель детской деревни.
  179. Организационные факторы модели
  180. Соаыаотво* прохявмя* ствмввков мнх семь"
  181. U еднжо-пснхожого-п сопровождение ш
  182. Гуманный тип взжнмо между веемаnposnuu, мкошиыо бжжжганне ш домшашннноетно-орн оптированный подход в оргапацш жамедммпковпна* открытость
  183. Экспериментальная деятельность
Заполнить форму текущей работой