Лингвометодические основы обучения русскому словообразованию в условиях национально-русского двуязычия в начальных классах осетинской школы
Диссертация
Между тем анализ программ и учебников, результаты наблюдений за учебным процессом, индивидуальные беседы с учителями и школьниками позволяют заключить, что, несмотря на важность осуществления взаимосвязанного, координированного преподавания данных дисциплин, организация обучения русскому и родному языкам в осетинской школе рассматривается порознь. Межпредметные связи в их преподавании почти… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки обучения русскому словообразованию в условиях национально-русского двуязычия
- 1. 1. Социолингвистический аспект двуязычия
- 1. 2. Психологический аспект двуязычия
- 1. 3. Педагогический аспект двуязычия
- 1. 4. Сопоставительно-типологический анализ словообразовательных систем русского и осетинского языков
- Выводы
- Глава II. Состояние знаний, умений и навыков учащихся и методика обучения русскому словообразованию в начальной национальной школе PCO — Алания
- 2. 1. Анализ программ и учебников с точки зрения учета особенностей родного языка и филологического опыта школьников при обучении русскому словообразованию
- 2. 2. Качество знаний, умений и навыков учащихся-осетин по русскому словообразованию
- 2. 3. Психолого-педагогические основы системы словообразовательной работы по русскому языку в условиях национально-русского двуязычия
- 2. 4. Методические приемы и система упражнений по обучению русскому словообразованию в условиях осетинско-русского двуязычия
- 2. 5. Результаты экспериментального обучения
- Выводы
Список литературы
- Абаев В.И. Грамматический очерк осетинского языка/Юсетинско-русский словарь. Орджоникидзе, 1970. — С.513−720.
- Агаева Р.З. Лексическая работа на основе текста на уроках русского языка в начальных классах осетинской школы: Автореф.. канд.пед. наук. -М., 1991.- 19 с.
- Алхазишвили A.A. О психологической характеристике двуязычия применительно к обучению иностранным языкам/ЛТланы и модели будущего в речи. Тбилиси, 1970. — С.5−8.
- Алхазишвили A.A. Основы овладения устной иностранной речью. -М., 1988.- 128 с.
- Антология педагогической мысли Северной Осетии/Сост. Э. К. Каргиев, С. Р. Чеджемов.- Владикавказ: Ир, 1993.- 416 с.
- Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. Л.: Просвещение, 1979.- 258 с.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969.- 181 с.
- Баринова Е.А. и др. Методика русского языка: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1974.- 368 с.
- Барсук Р.Ю. Основные проблемы обучения иностранным языкам в национальной школе: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1967.- 49 с.
- Барсук Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия. М.: Высшая школа, 1970.- 176 с.
- Барсук Р.Ю. Сопоставительные и типологические исследования как лингвистическая основа обучения второму или третьему языку// Лингвопсихологические проблемы обоснования методики преподавания иностранных языков в высшей школе. М., 1971. 4.1. -С.24−30.
- Барсук Р.Ю. и др. Дефиниция троязычия как ведущего фактора при подготовке учебного материала по третьему языку (иностранному в национальной школе)//Проблемы обучения иностранным языкам. -Владимир, 1969.- Т. 1.-С.133−141.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М., 1965.- 227 с.
- Беляев Б.В. Психологические основы обучения русскому языку в национальных школах//Русский язык в национальной школе. 1962.-№ 3.- С.12−21.
- Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М.: Просвещение, 1964.- 136 с.
- Бертагаев Т.А. Билингвизм и его разновидности в системе употребления//Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972.-С.82−88.
- Блягоз З.У. Двуязычие и культура русской речи. Пособие для учителей русского языка адыгской школы. Майкоп, 1977.- 194 с.
- Блягоз З.У. Двуязычие и проблемы взаимодействия языков//Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР.- М.: Наука, 1979.- С.81−92.
- Блягоз З.У. Контактирование русского и родного языков в условиях двуязычия. Ростов-на-Дону, 1976.- 76 с.
- Будагов P.A. Язык реальность — язык. — М.: Наука, 1983. — 262 с.
- Буржунов Г. Г. Роль социолингвистических факторов в развитии двуязычия (на материале Дагестанской АССР)//Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР.- М.: Наука, 1979.- С. 93−100.
- Буржунов Г. Г. Социолингвистические аспекты обучения русскому языку//Русский язык в национальной школе. 1986.- № 11.- С. 18.
- Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев, 1979.- 261 с.
- Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987, — 480 с.
- Величук А.П. и др. Двуязычие и национальная школа на современном этапе развития общества//Труды Института национальных проблем образования. Вып. 1.- М., 1993.- С.90−112.
- Верещагин Э.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М., 1968.- 160 с.
- Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии//Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975.28. Выготский J1.C. Педагогическая психология. — М., 1926.- 136 с.
- Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. М-JL: Госучпедгиз, 1935. — 134 с.
- Габараев Н.Я. Морфологическая структура слова и словообразование в современном осетинском языке. Тбилиси: Мецниереба, 1977. — 176 с.
- Гагкаев К.Е. Осетинско-русские грамматические параллели. Лексика, фонетика, морфология. Дзауджикау, 1953.- 104 с.
- Галазов А.Х. Развитие осетинско-русского двуязычия//Взаимовлияние и взаимообогащение языков народов СССР. Орджоникидзе, 1988. -С.5−19.
- Галазов А.Х., Исаев М. И. Народы-братья языки-братья. -Орджоникидзе: Ир, 1987.- 263 с.
- Галазов А.Х., Сукунов Х. Х. Лингвометодические проблемы преодоления интерференции при обучении русскому языку. -Орджоникидзе, 1982. 75 с.
- Гальперин П.Я. К психологии формирования речи на иностранном языке//Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку. -М., 1972.-С. 60−71.
- Гальперин П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. М., 1978. — 118 с.
- Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков//Иностранные языки в школе. 1969. — № 6. — С. 2940.
- Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
- Гуриев Т.А. Влияние русского языка на развитие осетинской лексики. -Орджоникидзе, 1962.- 116 с.
- Дадов И.А. Развитие национальных языков и культура межнациональных отношений/ТПедагогика. 2000. — № 4. — С.26−30.
- Дешериев Ю.Д., Протченко И. Ф. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия//Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972.- С.26−42.
- Джиоева А.Р., Епхиева М. К. К проблеме обучения русскому словообразованию в национальной школе: Учебно-методическое пособие для учителя. Владикавказ: СОГУ, 2003. 50 с.
- Джиоева А.Р., Епхиева М. К. О развитии диалога языков и культур в условиях национальной школы//История и философия культуры: актуальные проблемы: Сборник научных трудов. Вып.3./Под ред. доц. С. В. Архипова. Владикавказ: СОГУ, 1998. — 127 с.
- Дзуцев Э.С. Методика обучения русскому словообразованию в осетинской школе. Пособие для учителя. Орджоникидзе: Ир, 1983.-96с.
- Дзуцев Э.С. Обучение связной русской речи учащихся 4−6 классов осетинской школы. Орджоникидзе: Ир, 1984.- 104 с.
- Дзуцев Э.С. Социально-коммуникативный подход к формированию содержания и методов обучения связной русской речи в национальной школе: Автореф. дисс. докт. пед. наук.- М., 1991.- 38 с.
- Дьячков М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) и образования: Пособие для учителей средних школ и преподавателей педучилищ и педагогических институтов. М., 1991.- 104 с.
- Дьячков М.В. Роль образования в возрождении, сохранении и развитии языков народов России//Родной язык. 1994.- № 2.- С.7−12.
- Епхиева М.К. К проблеме формирования филологической базы развития языковой личности//Языковые и культурные контакты различных народов: Всероссийская научно-методическая конференция. Пенза, 2003. С.74−76.
- Епхиева М.К. О лингводидактических проблемах формирования языковой личности//Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в школе и вузе. Пенза, 2003. С. 136−138.
- Епхиева М.К. О сопоставительном анализе разносистемных языков в контексте лингво дидактики//Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Владикавказ, 2003. С. 222−226.
- Жинкин Н.И. Речь как средство информации. М., 1982.- 159 с.
- Жлуктенко Ю.А. Лингвистические аспекты двуязычия. Киев, 1974.176 с.
- Жуковская О.А., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983 .112 с.
- Закирьянов К.З. Двуязычие и интерференция. Уфа, 1994.- 80 с.
- Закон «О языках народов РСФСР№//Российская газета. 1991.- 11 декабря.
- Закон Российской Федерации «Об образовании"//Учительская газета. -1992.-4 августа. С. 10−15.
- Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. — 880 с.
- Звегинцев В. А. Очерки по общему языкознанию. М., 1962. — 384 с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М., 1981. 159 с.
- Зоргенфрей А.Г. Некоторые вопросы овладения вторым языком (К вопросу о многоязычии)//Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, Т.ХХХУ. Л., 1941.
- Ибрагимбеков Ф.А. О психологических основах обучения русскому языку в национальной школе: Доклад на 2-ой межреспубликанской конференции по вопросам улучшения преподавания русского языка в национальной школе. Баку, 1962. — 24 с.
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М., 1975.-С. 87−100.
- Ильяшенко Т.П. Языковые контакты. М., 1970. — 204 с.
- Имедадзе Н.В. К психологической природе одновременного овладения двумя языками: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1959. — 22 с.
- Имедадзе Н.В. О двух уровнях лексической интерференции в процессе усвоения второго языка//Взаимодействие языков в процессе обучения. -Вильнюс, 1971.
- Калоева З.Н. Русский язык: Учебник для 4 класса осетинской школы. -Владикавказ: Ир, 1999. 224 с.
- Калоева З.Н., Цогоева З. И. Программа по чтению и русскому языку для 1−4 классов осетинских школ. Владикавказ, 2000.
- Кцоева Л.А., Тедтоева З. Х. Учебник русского языка для осетинской школы: 3 класс. Владикавказ: Ир, 1998. — 222 с.
- Капичникова О.Б. Межпредметные связи в обучении языкам//Русский язык в национальной школе. 1986. — № 10. — С. 16−19.
- Карашева Н.Б. Двуязычие как фактор воспитания культуры межнационального общения учащихся//Русский язык в школе. 1990.-№ 3.- С.85−88.
- Каращук П.М. Словообразование английского языка. М.: Высшая школа, 1977.- 303 с.
- Карлин А.Д. Явления интерференции при контакте русского и немецкого языков и пути ее преодоления: Дис.. канд. пед. наук. М., 1968.
- Квитинский Н.М. Объяснение слов на уроках русского языка//Русский язык в национальной школе. 1961. — № 2. — С. 23−33.
- Колшанский Г. В. Билингвизм и обучение второму языку//Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. М, 1979.- С.58−67.
- Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр. пед. соч. М., 1955.- С.161−631.
- Концепция развития национальной школы в СО ССР//Северная Осетия. 1992.- 24 ноября. — С. 3.
- Кулова А.Д. Развитие двуязычия и многоязычия в национальной школе//Лингвистические этюды. Вып. 4. Сб. научн. тр./Под ред. З. Х. Тедтоевой. Владикавказ: СОГУ, 1998.- С.144−149.
- Левченко Т.И. Интерференция в сфере семантики при освоении общей по корням лексики//Психология и методика обучения второму языку. -М., 1970.- С.56−58.
- Леонтьев A.A. Мышление на иностранном языке как психологическая проблема//Иностранные языки в школе. 1973.- № 1.-е. 24−30.
- Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М., 1970.- 87 с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические проблемы обучения русскому языку как иностранному//Русский язык за рубежом. 1974.- № 4.- С. 5460.
- Леонтьев A.A. Содержательные линии развития в преподавании русского языка в школе//Язык образования и образование языка: Материалы Международной научной конференции. Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2000.- С. 181−182.
- Леонтьев A.A. Управление усвоением иностранного языка// Иностранные языки в школе. 1975.- № 2.- С.83−89.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.- 211 с.
- Методика преподавания русского языка в национальной школе/Под ред. Н. З. Бакеевой, З. П. Даунене. Л.: Просвещение, 1981.- 319 с.
- Мирцхулава Л.А. Межпредметные связи как средство оптимизации процесса формирования потенциального словарного запаса иностранного языка: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1986.-25 с.
- Митрофанова О.Д. О методических и психологических требованиях к системе упражнений по русскому языку//Русский язык для студентов-иностранцев. М., 1972.- Вып. 12.- С. 5−14.
- Михайлов М.М. Двуязычие (принципы и проблемы). Чебоксары, 1969.- 135 с.
- Нефедова P.M. О расширении лексического запаса учащихся//Русский язык в национальной школе. 1974. -№ 2. — С. 24−27.
- Нехаев A.B. Орфография и частотность аффиксов в русском языке// Русский язык в школе. 1973.- № 1.- С. 21−31.
- Нуртазина М.Б. Языковая личность и культура//Язык образования и образование языка: Материалы международной научной конференции. Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2000. — С. 227−228.
- Осетинско-русский словарь./Сост. Б. Б. Бигулаев, К. Е. Гагкаев, Н. Х. Кулаев, О. Г. Туаева./Ред. A.M. Касаев. Владикавказ, 1993.- 384 с.
- Основы методики русского языка в 4−8 классах: Пособие для учителей/ Под ред. А. В. Текучева, Н. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской.- М.: Просвещение, 1978.- 381 с.
- Перцева А.Г. Научные основы взаимосвязанного изучения словообразовательных систем русского, эвенкийского и английского языков в IY-YI классах эвенкийской школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1987.- 18 с.
- Потиха З.А. Современное русское словообразование: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1970.- 384 с.
- Проблемы двуязычия в национальной школе. Ижевск: Удмуртия, 1989.- 320с.
- Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972.- 359 с.
- Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.- 287 с.
- Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты и преподавание языков//Русский язык в национальной школе. 1964.- № 4.- С. 11−19.
- Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики/ Под ред Н. М. Шанского, Н. З. Бакеевой. М.: Педагогика, 1977.- 248 с.
- Сабаткоев Р.Б. Методика развития связной речи в осетинской школе. -Орджоникидзе, 1979. 136 с.
- Сабаткоев Р.Б. О культурно-языковой ситуации в Российской Федерации: проблемы и пути их решения//Национальные отношения и межнациональные конфликты. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. -С.70−79.
- Сабаткоев Р.Б. О формировании родной и русской речи у учащихся-осетин//Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. М.: Наука, 1979, — С. 323−332.
- Сабаткоев Р.Б. Состояние развития национально-русского двуязычия в школах Российской Федерации//Взаимовлияние и взаимообогащение языков народов СССР. Орджоникидзе, 1988.- С.230−238.
- Сайназаров X. Обучение лексике английского языка в старших классах узбекской школы: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Ташкент, 1982.- 17с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962.109. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики.
- М.: Русский язык, 1990.- 176 с.
- Словарь иностранных слов в русском языке/Под ред. И. Б. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова. М.: ЮНВЕСТ, 1995. — 832 с.
- Сукунов Х.Х. Вопросы дальнейшего развития национально-русского двуязычия в условиях реформы школы//Проблемы двуязычия в национальной школе. Ижевск: Удмуртия, 1989.- С. 59−64.
- Сукунов Х.Х. К вопросу о билингвистических программах и учебниках//Развитие двуязычия в процессе обучения в национальной школе РСФСР: Тез. докл. научн. конф. М., 1976.- С. 200−203.
- Сукунов Х.Х. О преодолении интерференции при обучении второму языку//Актуальные вопросы преподавания русского и родного языков в национальной школе. -М., 1973. С. 111−116.
- Сукунов Х.Х. Структурно-типологический анализ развития национально-русского двуязычия. Нальчик, 1984. — 212 с.
- Сукунов Х.Х. и др. К проблеме национально-регионального компонента в содержании образования. М., 1998. — 107 с.
- Супрунова Л.Л. Диалог культур как принцип поликультурного образования//Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. Махачкала: ИПЦ ДГУ> 2000.-С.22−23.
- Талызина И.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления/Юбучение и развитие. М.: Просвещение, 1966. — С. 16−22.
- Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. -М., 1985.- 856 с.
- Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли Северной Осетии в начале XX века. Орджоникидзе, 1968.- 172 с.
- Труды Института национальных проблем образования. Вып. 1. — М., 1993.- 252 с.
- Ханазаров К.Х. О причинах и критерии двуязичия//Тезисы научной конференции, посвященной проблеме двуязычия и многоязычия. М., 1969.- С. 42−45.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. — 328 с.
- Хрестоматия по истории педагогики. Минск: Вышейшая школа, 1974.-221 с.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/Под ред. проф. Ш. И. Ганелина. М.: Просвещение, 1974. — 527 с.
- Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.
- Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. М., 1975. -С.143−144.
- Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. М., 1985.239 с.
- Шанский Н.М. Сопоставление как один из методических приемов обучения//Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в национальных группах неязыковых высших учебных заведений Закавказья. Тбилиси, 1974.- С. 6−8.
- Шанский Н.М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. В трех частях. Ч. И. Словообразование. Морфология. М.: Просвещение, 1981.- 270 с.
- Шварц A.A. Роль сопоставлений при усвоении сходного материала// Вопросы педагогической психологии. Вып. 2. М., 1975.- С.
- Шекихачева М.Ш. Лингвометодические основы изучения русского словообразования в кабардинской и черкесской школах: Дисс. док. пед. наук. М., 1979. — 382 с.
- Школа и мир культуры этносов: Труды Института национальных проблем образования Российской Федерации. Владикавказ: Ир, 1994.173 с.
- Шубин Э.П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам. М.: Учпедгиз, 1963.- 191 с.
- Шярнас В.И. Очерки по лингводидактике. Вильнюс: Мокслас, 1976.212 с.
- Шярнас В.И. Принцип учета взаимодействия изучаемых языков// Взаимодействие языков в процессе обучения: Материалы II симпозиума/Под ред. В. И. Шярнаса. Вильнюс, 1971.- С. 20−23.
- Шярнас В.И. Теоретические основы обучения нескольким языкам в школе: Автореф. дис. докт. пед. наук.- М., 1978.- 41 с.
- Щерба Л.В. О понятии смешения языков//Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. М., 1958.- 182 с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. М., 1947.-96 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.- 427 с.
- Экба Н.Б. Лингвистические основы изучения лексики и словообразования русского языка в школах народов абхазо-адыгской группы. Черкесск, 1975. — 138 с.
- Экба Н.Б. О языке обучения и развитии двуязычия учащихся/УРусский язык в национальной школе. 1990.- № 12.- С. 3−7.
- Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды//Русский язык в национальной школе. 1990.- № 4.- С. 41−47.
- Юсупов У.К. Лингводидактический аспект сопоставительного изучения языков//Сопоставительная лингвистика и обучение неродному языку. М., 1987.- С. 193−200.
- Ярцева В.Н. Контрастивная грамматика. М., 1981.
- Яцикявичюс А.И. Психология формирования многоязычия: Автореф.дис. докт. псих. наук. Л., 1970.- 54 с.