ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ взглядов ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ психологичСского знания для пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π”Π°Π²Π°ΠΉΡ‚Π΅ Π΄ΡƒΡˆΠ΅ воспитанника ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°ΠΉΡ‚Π΅ Π΅Π³ΠΎ срСдствами ΠΊ Π½Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ, ΠΏΠΎΠ³Π»ΠΎΡ‰Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄ΡƒΡˆΡƒ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ". Π­Ρ‚Π° идСя К. Π”. Ушинского Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠΌ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ пСдагогичСского процСсса, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π° «ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ», «ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ», «ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ», «ΡΠ²ΠΎΠ΅Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ» усвоСния ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Он ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π» ΠΊΠ°ΠΊ «ΡˆΡƒΡ‚Π»ΠΈΠ²ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΡ‚Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ» ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ взглядов ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ психологичСского знания для пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Вторая ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π° XIX Π²Π΅ΠΊΠ° Π·Π½Π°ΠΌΠ΅Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ историчСскими событиями, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Π½Π° крСпостного ΠΏΡ€Π°Π²Π°, Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ судСбного, зСмского, Π²ΠΎΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ вСдомств, ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… школ. ОбновлСниС сфСры образования ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ с ΠΈΠ΄Π΅ΡΠΌΠΈ раскрСпощСния ΠΆΠ΅Π½Ρ‰ΠΈΠ½, формирования справСдливого ΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ям, прСобразования систСмы нравствСнного воспитания, Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ·Π΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ сСти.

Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ΠΎΠΉ рСформирования образования явился ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³, способный ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ «Π·Π΅Ρ€ΠΊΠ°Π»ΠΎΠΌ» историчСской эпохи Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Ρ‹ XIX Π²Π΅ΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½Π°Ρ интСллигСнция ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ способСн Ρ‚Ρ€Π°Π½ΡΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ граТданствСнности, общСствСнного ΠΏΠΎΡ‡ΠΈΠ½Π°, Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ОсознаниС этого Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π° нашло ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ-политичСском Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ 60−80-Ρ… Π³ΠΎΠ΄ΠΎΠ² XIX Π²., возникшСм благодаря лидСрству К. Π”. Ушинского ΠΈ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π΅ Π’. И. Π’ΠΎΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ·ΠΎΠ²Π°, Н. И. ΠŸΠΈΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°, Π”. Π”. Π‘Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²Π° ΠΈ Π΄Ρ€. Π˜Ρ… ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΡΠΌΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π»ΠΈΡΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ вопросы, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… пСдагогичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², уставов для унивСрситСтов, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΡΡ…, Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ… ΠΈ ΠΆΠ΅Π½ΡΠΊΠΈΡ… ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈΡ‰Π°Ρ…. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ количСство Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… школ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π±Ρ‹Π»Π° создана ΡΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пСдагогичСских Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, обновилось содСрТаниС образования, ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·ΠΎΡˆΠ»ΠΈ измСнСния Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ обучСния, Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ ряд ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ психологизации Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учитСля.

НСоцСнимым Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ΠΎΠΌ Π² ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΡƒΡŽ Π½Π°ΡƒΠΊΡƒ ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ учитСля, ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ поколСния послуТил Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ К. Π”. Ушинского «Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ воспитания. ΠžΠΏΡ‹Ρ‚ пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ» (1868−1869). Π­Ρ‚ΠΎ Π±Ρ‹Π»Π° пСрвая ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ° обобщСния достиТСний ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈΡ… Ρ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния психологии. Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π±Ρ‹Π» Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ психология «Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ своСй прилоТимости ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ нСобходимости для ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ΅ мСсто ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ всСми Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ». Π­Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ психологичСского знания, ΠΏΠΎ К. Π”. Π£ΡˆΠΈΠ½ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³, Π²Π»Π°Π΄Π΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ психологичСским инструмСнтариСм, способСн Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ воспитанника, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ всС стороны Π΅Π³ΠΎ личности, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°.

РСшая комплСкс вопросов относящихся ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°, К. Π”. Ушинский исходил ΠΈΠ· Ρ„илософской ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ взаимодСйствия внСшнСго ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ личности. Π’Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎ К. Π”. Π£ΡˆΠΈΠ½ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ: содСрТаниС образования, Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ процСсс обучСния ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учитСля. Рассматривая учащСгося ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, К. Π”. Ушинский обосновал ΠΎΠ΄Π½Ρƒ ΠΈΠ· Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ пСдагогичСской психологии: Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ осущСствляСтся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ, свободной, ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, прогрСссивной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

«Π”Π°Π²Π°ΠΉΡ‚Π΅ Π΄ΡƒΡˆΠ΅ воспитанника ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°ΠΉΡ‚Π΅ Π΅Π³ΠΎ срСдствами ΠΊ Π½Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ, ΠΏΠΎΠ³Π»ΠΎΡ‰Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄ΡƒΡˆΡƒ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ» [11, C. 115]. Π­Ρ‚Π° идСя К. Π”. Ушинского Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠΌ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ пСдагогичСского процСсса, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π° «ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ», «ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ», «ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ», «ΡΠ²ΠΎΠ΅Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ» усвоСния ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Он ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π» ΠΊΠ°ΠΊ «ΡˆΡƒΡ‚Π»ΠΈΠ²ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΡ‚Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ» ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° Ρ‡Ρ€Π΅Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ лСгкости ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΡ…ΠΎΠ»Π°ΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΡƒΡŽ, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ «Ρ‡Ρ€Π΅Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½ΡƒΡŽ Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ» ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ². К. Π”. Ушинский Ρ€Π°Π·ΡŠΡΡΠ½ΡΠ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π²ΡΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свои ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹», поэтому ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ слишком Ρ€Π°Π½ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ слишком ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½ΠΎ.

Π­Ρ‚ΠΈ мысли К. Π”. Ушинского ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСских тСориях Π›. Π‘. Выготского, Π‘. Π›. Π ΡƒΠ±ΠΈΠ½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½Π°, А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π²Π° ΠΈ Π΄Ρ€.

МодСли пСдагогичСского процСсса К. Π”. Ушинского ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ³ΠΎ знания Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Он Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅Ρ‚ психологичСский тСзис ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π΅ΡΠ»ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ…, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ ΡƒΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ…» [11, C. 123].

Разрабатывая вопрос ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΠΎΠ½ ΠΎΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π» ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡŽ «ΠŸΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ сСминарии», Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… школ. Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ этого ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ психологичСскиС ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ. Одним ΠΈΠ· Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ К. Π”. Ушинского являСтся Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ психологичСская ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΈ Π΅Π΅ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ация ΠΊ «ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской школС». РСализация психологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ вСсти ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС исслСдования личности, Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Ρ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ дСтям ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… качСств, Π½Π΅ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡ ΠΈΡ… ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ…ΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, К. Π”. Ушинский способствовал возникновСнию Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ образования, Π³Π΄Π΅ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Π° — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ — Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ психологичСским Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅.

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ XIX Π². Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ Π½Π° ΡΠΌΠ΅Π½Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄ΡŠΠ΅ΠΌΡƒ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ»ΠΈ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊ интСрСс ΠΊ ΠΌΠΈΡΡ‚ΠΈΡ†ΠΈΠ·ΠΌΡƒ, ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ влияло Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психолого-пСдагогичСских ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ.

М. Π“. Π―Ρ€ΠΎΡˆΠ΅Π²ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚: «Π Π°Π·ΠΎΡ‡Π°Ρ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ ΠΊ Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΈ, ΠΊ ΠΌΠΈΡΡ‚ΠΈΠΊΠ΅, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ для этого ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°, явились Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ процСссом, слСдствиСм Ρ‡Ρ€Π΅Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠΉ, Π²ΠΎΠ·Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π½Π° Π΅ΡΡ‚СствознаниС ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. ΠΠ΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ получСния Π½Π΅ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° бросила ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΡƒΡŽ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΠΊ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Ρƒ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования психики» [13, C. 320].

На Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΅ XIX — XX Π²Π². взгляды Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… психологов условно Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Π½Π° Ρ‚Ρ€ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… направлСния: СстСствСннонаучноС, ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΡΠΌΠΏΠΈΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅. Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ Π² Π½Π°ΡƒΠΊΡƒ, Π½ΠΎΡΡΡ‰ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΠΎΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивно ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ воспитаниС ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π±Ρ‹Π»ΠΎ присущС эмпиричСскому Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ. Π•Π³ΠΎ ваТнСйшСй ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΡΠ»ΡŒΡŽ явилась пСдагогичСская психология, прСдставлСнная Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π°ΠΌΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ П. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π², П. Π€. ЛСсгафт, А. Н. НСчаСв, И. А. Бикорский ΠΈ Π΄Ρ€.

Особая Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡ мСста психологии Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учитСля ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ П. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π²Ρƒ [1, Π‘. 147]. Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π΅ «ΠΠΎΠ²Π°Ρ русская пСдагогия ΠΈ Π΅Π΅ Π³Π»Π°Π²Π½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ, направлСния ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΠΈ» П. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π² сформулировал идСю ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ яркой, нСстандартной личности ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· влияниС нСстандартной личности учитСля, Π΅Π³ΠΎ образованности ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. «Π Π°Π·ΡƒΠΌΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ ΡΡ‚Π°Π½Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΏΠΎΡ€, ΠΏΠΎΠΊΠ° Π½Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Π°Π½ΡƒΡ‚ ΠΈΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ для Π½Π΅Π³ΠΎ основ Π²Π½Π΅ воспитываСмой личности, Π²Π½Π΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‚ворчСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π΅Π΅ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ» [4, C. 82].

Π’Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° прСдставляСт собой Π½Π΅ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΌΠΎΠ΅ своСобразиС, зависящСС ΠΎΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… качСств, ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΠΌ, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅. ΠžΠ΄Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ присущи Ρ‚ΠΎΠ»ΠΏΠ΅. Для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ личностной ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΡŽ школ ΠΊ ΡƒΠ½ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ пСдагогичСского процСсса с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Π΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½Π°Ρ… ΠΏΠΎ ΠΈΡ… Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ ТСланию, Π²Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ курс большС Ρ„Π°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠΎΠ². Π­Ρ‚Π° идСя П. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π²Π° сСгодня Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ мСтодологичСскоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ взгляды П. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π²Π° Π½Π° ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ общСчСловСчСской ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. «Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π°» ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм «ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ». ΠžΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π΅ΠΌ Π²Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ Ρ‚Π΅Π»Π΅ΡΠ½ΡƒΡŽ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ личности, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, дСйствиС. ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ация ΠΊ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΌΡƒ наслСдию осущСствляСтся Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ОсобоС психологичСскоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ творчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°: ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ эффСктивно лишь Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, Ссли ΠΎΠ½ΠΎ стимулируСт самовоспитаниС ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности, основанноС Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°Ρ… творчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π›ΠΈΡˆΡŒ ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΈΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· основных ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΡ… Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ярким ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ-психологам ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° Π₯Π₯ Π². Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ ΠΎ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ психологии воспитания, обучСния ΠΈ ΠΊ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Π΅ этого процСсса — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Ρƒ. Π§Π΅ΠΌ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‡Π΅ опрСдСлялся статус пСдагогичСской психологии, Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‡Π΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Π΅ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π»ΠΈΡ†Π° этой Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, срСди ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ мСсто.

психологичСский пСдагогичСский ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° модСль.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ