Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов
Диссертация
Совокупность педагогических условий использования программных средств ИКТ в образовательном процессе, способствующая развитию мотивации учебной деятельности студентов, выглядит еледующим образом: учет уровня актуального развития и компьютерной ^ компетентности студентов для осуществления корректного выбора образовательных программных средств ИКТадаптация программных средств ИКТ к целям… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы разработки и использования образовательных программных средств ИКТ, способствующих развитию мотивации учебной деятельности студентов
- 1. 1. Мотивация учебной деятельности студентов как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе вуза как средство развития мотивации учебной деятельности студентов
- Глава 2. Экспериментальная работа по реализации программных средств ИКТ, способствующих развитию мотивации учебной деятельности студентов
- 2. 1. Проектирование экспериментальной работы и ее основные результаты
- 2. 2. Методические рекомендации по использованию образовательных программных средств ИКТ с целью развития мотивации учебной деятельности студентов
Список литературы
- Абросимова М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов колледжа // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. № 3.-С. 55−59.
- Антипина О.Н. Дистанционное обучение на основе интернет-технологий // Высшее образование сегодня. 2003. № 4. — С. 5053.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании М.: Изд-во РАО, 1994. — 228 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
- Африна Е.И. Интернет-класс: Естественно-научный цикл // Народное образование. 2003. № 9. — С. 119−126.
- Байкова, JI.A. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения. Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина, 2004. — 288 с.
- Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте лич-ностно ориентированного обучения // Педагогика. 2003. № 4. -С. 41−45.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЕК», 2002. — 352 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М.: Университет РАО, 2003.-208 с.
- Богданов И. Коэффициент продуктивности образовательной технологии // Высшее образование в России. 2003. № 6. — С. 89−93.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. т- С. 11−17.
- Ваграменко Я.А., Богданова С. В., Рыжков В. А., Жданов С. А., Каракозов С. Д. Об основных направлениях информатизации педагогического образования // Педагогическая информатика. -2004. № 1.-С. 19−30.
- Вакулюк В., Семенова Н. Мультимедийные технологии в учебном процессе // Высшее образование в России. 2004. № 2. — С. 101−105.
- Васильева Ю.А. Методические принципы использования гипертекста в образовании // Наука и школа. 2004. № 1. — С. 46−50.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
- Волков Ю., Махов А., Меденцев В. Традиционные и новые технологии обучения: «принцип дополнительности» // Высшее образование в России. 2003. № 6. — С. 35−43.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Просвещение, 1983. — 645 с. (Собр. соч.: в 6 т. Т. 3.)
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. -М.: Наука, 1966. 348 с.
- Гребенюк О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1985. — 152 с.
- Давыдов В.В. Основные вопросы психологии детей младшего школьного возраста. М.: Педагогика, 1978. — 354 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-256 с.
- Демушкин А.С., Кириллов А. И., Сливина Н. А., Чубров Е. В., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование. 1995. № 3. — С. 16.
- Дубенский Ю.П. Межпредметные связи и компьютеризация как факторы повышения эффективности обучения естественнонаучным дисциплинам в профильном учебном заведении // Наука и школа. 2002. № 3. — С. 48−59.
- Журавлев В.З. Лабораторный практикум в открытом инженерном образовании // Открытое образование. 2001. № 6. — С. 1723.
- Журавлева И.А. Интеллектуальные обучающие системы в дистанционном образовании // Материалы конференции «Информационные технологии в образовании». М., 2001. — 360 с.
- Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. — 364 с.
- Захаров А.А., Захарова И. Г. Электронная библиотека вуза с развитой сетью филиалов как основа для становления корпоративной образовательной среды // Открытое образование. 2003. № 1. -С. 18−22.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Гардарики, 2003. — 268 с.
- Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование парадигма XXI века // Высшее образование в России. — 2003. № 5. — С. 25−32.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. -М.: Логос, 2001.-384 с.
- Злотникова И.Я. Формирование информационной компетенции будущего учителя-предметника в педагогическом вузе // Педагогическая информатика. 2004. № 1. — С. 40−45.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 142 с.
- Иванов B.JI. Без преподавателя // Открытое образование. 2002. № 6.-С. 15−18.
- Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. 2002. № 4. — С. 24.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. -Киев: Прогресс, 1998. 320 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: «Питер», 2000. — 456 с.
- Илькевич В.М. Компьютерные обучающие программы на иностранном языке как средство формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин: Дис. канд. пед. наук. Пермь, 2000. 120 с.
- Кальней С.Г., Прокофьев А. А. Принципы разработки тестовых заданий для установления уровня знаний по математике // Открытое образование. 2003. № 3. — С. 31−40.
- Карякин Ю.В. От автоматизации учебного процесса к открытому образованию // Информационные технологии в открытом образовании: Материалы конференции М., 2001. — 342 с. — С. 254 263.
- Кечетников К.Г. Особенности проектирования интерфейса средств обучения // Информатика и образование 2002. № 4. -С. 65−74.
- Ковалев В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. -1991.-№ 5.-С. 46.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1998.- 192 с.
- Козлов Г. А. Применение средств интерактивности в процессе обучения // Наука и школа. 2003. № 4. — С. 33−34.
- Коротков A.M. Основные направления учебной деятельности в компьютерной среде // Наука и школа. 2003. № 6. — С. 42−46.
- Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М.: «Академический проект», 2000. — 187 с.
- Коуров А.В. Самоконтроль на базе адаптивных педагогических программных средств: Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1996.- 120 с.
- Краевский И.Г. Информационно-образовательная среда открытого образования и развития дистанционного обучения в вузах // Высшее образование сегодня. 2003. № 8. — С. 14−19.
- Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. 2003. № 4. — С. 24.
- Краснова Г. А., Савченко П. А., Савченко Н. А. Общие подходы к созданию рационального интерфейса обучающих программ // Открытое образование. 2001. № 6. — С. 9−11.
- Кузнецов А.В. Общие принципы построения обучающих систем на основе функциональных компонент // Открытое образование. -2003. № 2.-С. 22−25.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд. МГУ, 1975.-680 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание // XVIII Международный психологический конгресс. Симп. 13. М.: Изд. МГУ, 1966.-356 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984. — 125 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-495 с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.- 146 с.
- Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1980. № 5. — С. 47−59.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: «Питер», 2003. — 352 С.
- Матюхин С.И., Фроленков К. Ю., Фроленкова Л. Ю., Шабрин И. Ф. Электронные средства контроля знаний как основа современных технологий преподавания математических и естественно-научных дисциплин // Открытое образование. 2002. № 6. -С. 19−22.
- Мицель А.А., Романенко В. В. Автоматизированная система разработки электронных учебников // Открытое образование. -2001. № 5.-с. 22−27.
- Мишина Е.А. Организация подготовки преподавателей колледжа к внедрению информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. № 3.-С. 51−54.
- Молоков Ю.Г. Некоторые аспекты информатизации школы // Философия образования в XXI веке. 2001. № 1. — С. 162−168.
- Молокова А.В. Предложения об эффективности новых информационных технологий в образовательной сфере // Философия образования в XXI веке. 2001. № 1. — С. 168−172.
- Монастырев П., Аленичев Е. Этапы создания электронных учебников // Высшее образование в России. 2001. № 5. — С. 103−105.
- Монахов С. Государственно-общественная система информатизации образования: состояние и перспективы // Учитель. 2003. № 5.-С. 4−6.
- Наумов В.В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. № 3. — С. 36−40.
- Низовая И.Ю. Теория и практика создания электронного учебника по русскому языку как иностранному: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2001.- 195 с.
- Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. 2003. № 9. — С. 32−38.
- О подготовке 3-ей Международной конференции «Электронная Россия человеку, бизнесу, обществу / Приказ Министерства связи и информационных технологий РФ № 14 от 17.02.2004 г. // http://www.minsvyaz.ru/site.shtml?id=2184
- О Программе модернизации педагогического образования до 2010 года / Приказ Федерального агентства по образованию. -http://www.ed.gov.ni/prof-edu/sred/rub/315,print/.
- Образцов П.И. Информационная культура студента в контексте информатизации высшего образования // Мир образования образование в мире. — 2004. № 2. — С. 202−209.
- Обухова Л. Ф. Поршнев А.В., Поршнева Е. Р., Гапонова С. А. Конструирование компьютерной обучающей программы на основе теории П. Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2002. № 5. -С. 103−114.
- Овакимян Ю.О., Чистов В. В. Об интерактивных электронных пособиях // Наука и школа. 2004. № 2. — С. 37−41.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. М.: Педагогика, 1984.- 164 с.
- Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
- Педагогика: учебник / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. -167 с.
- Педагогика: учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 320 с.
- Педагогика: учебник / под ред. Сластенина В. А. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Педагогика: учебник / под ред. Харламова И. Ф. М.: Юристъ, 1997.-512 с.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.: Мысль, 2001. 248 с.
- Пустыльник Е. И.Статистические методы анализа и наблюдений. -М.: Наука, 1968.-288 с.
- Пряжников Н. Информационное насилие // Школьный психолог. -2003. № 42.-С. 4.
- Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. СПб.: Прайм-еврознак, 2003. — 416 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 С.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие. / Е. И. Рогов. М.: Изд-во Владос-пресс, 2003. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Аспект Пресс, 1994.-430 с.
- Синельников Б. Реализация образовательного потенциала информационных технологий // Высшее образование в России. -2004. № 3.-С. 61−65.
- Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. М.: Школа-Пресс, 1995. — 290 с.
- Соболева Н.Н., Гомулина Н. Н., Брагин В. Е., Мамонтов Д. И., Касьянов О. А. Электронный учебник нового поколения // Информатика и образование. 2002. № 6. — С. 67−76.
- Стародубцев В.А., Федоров А. Ф. Роль компьютерных и телекоммуникационных средств в личностно-ориентированном открытом образовании // Открытое образование. 2003. № 2. — С. 11−21.
- Сукиязов А.Г., Крамаров С. О. Принципы использования активных компьютерных технологий для предметного обучения // Компьютерные учебные программы. 2002. № 4. — С. 33−45.
- Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий. Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. — Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996. -140 с.
- Трофимова Е. Информационные образовательные технологии: представления и реалии // Альма матер. 2004. № 2. — С. 27−31.
- Усков И. В. Использование информационно-коммуникационных технологий с целью развития мотивации учебной деятельности студентов: методические рекомендации. Рязань, 2005. — 38 с.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004. — 576 с.
- Фаустова Э. Компьютер в жизни студента // Высшее образование в России. 2003. № 1. — С. 87−90.
- Феоктистова Е.А. Особенности моделирования разноуровневого электронного учебника по английскому языку в системе высшего профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. Усть-Каменогорск, 2001. 196 с.
- Филатова JI.A. Теоретические основания организации информации в компьютерных обучающих программах по предметам естественно-научного цикла: Дис.. канд. пед. наук. Томск, 2002.- 132 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.-408 с.
- Христочевский С. А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 1998. № 6. -С. 18.
- Чванова М.С., Меньших А. А., Фролова Е. А. Педагогическое проектирование дистанционных спецкурсов: курс «Селекция» для студентов-биологов // Педагогическая информатика.2003. № 2.-С. 52−58.
- Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности студентов. -Вильнюс, 1987.- 136 с.
- Ширшов Е.В. Нейросетевые технологии в оценке качества подготовки специалиста в вузе // Педагогическая информатика. -2003. № 4.-С. 89−93.
- Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.-60 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. — 98 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969. 420 с.
- Яковец Д.А. Эргономические основы проектирования компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам: Дис. канд. пед. наук. Москва, 2004. 146 с.
- Atkinson, J. W. An introduction to Motivation. N. Y., 1964.
- Baggot La Velle L., McFarlane A. and Brawn R. Knowledge Transformation Through ICT in Science Education: A Case Study in Teacherdriven Curriculum Development Case Study 1 // British Journal of Educational Technology. 2003. Vol .34, № 1. P. 183−199.
- Department for Education and Employment (2000) Bulletin statistics of Education: Survey of Information and Communication Technology in Schools, England 2001, London: HMSO.
- Flowers L., Pascarella E.T., Pierson C.T. Information technology use and cognitive outcomes in the first year of college // The Journal of Higher Education. Columbus. 2000. V.71. — № 6. — P. 637 — 667.
- Lewis D., Goodison R. Enhancing Learning with ICT in Higher Education. // London: Queen’s Printers, 2004.
- Madsen, К. B. Modern Theories of Motivation. Copenhagen. Verl. Psycol., 1959.
- Moreno R., Mayer R.E. Personalized Messages That Promote Science Learning in Virtual Environment // Journal of Educational Psychology. 2004. Vol. 96, № 1. P. 165−173.
- Passey D., Rogers C. The Motivational Effect of ICT on Pupils. Research Report. Lancaster: University of Lancaster, 2004. 75 p.
- Westera W. On strategies of educational innovations: Between substitutions and transformation // Higher Education: the international journal of higher education and educational planning. 2004. Vol. 47, № 4. P. 501−517.
- Young People and ICT: findings from a survey. // London: Queen’s Printers, 2002.