Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика преподавания русского

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Общее представление о морфологии как науке
    • 1. 1. Понятие морфологии как науки
    • 1. 2. Понятие о частях речи
  • 2. Практическая часть
    • 2. 1. Анализ учебников по русскому языку
    • 2. 2. Результаты анкетного опроса педагогов
  • Заключение
  • Список использованных источников

Методика преподавания русского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов — морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей.

На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д.

Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения.

В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?

В словаре иностранных слов эти термины переводятся с латинского, на который в свою очередь были переведены с греческого.

Морфология (греч. morphe — ‘форма', logos — ‘слово, понятие, учение').

Грамма (греч. gramma — письменный знак, черта, линия).

Грамматика — раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.

Одним из определений понятия морфологии является следующее: «Морфология — раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения». Другое определение гласит, что морфология «является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами».

Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология — это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.

К задачам морфологии относят следующие:

1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка;

2) установление принципов грамматической классификации слов;

3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов;

4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания. — Рн/Д.: Феникс, 2002. — 320 с.
  2. Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы). — М.: Академия, 2010. — 448 с.
  3. Е. С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно — деятельностный подход. — М.: КноРус, 2007. — 464 с.
  4. В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М.: Дрофа, 2000. — 640 с.
  5. Е.В., Комиссарова Л. Ю., Курцева З. И. Реализация принципа непрерывности и преемственности образования (на примере курсов русского языка и риторики) // Начальная школа. — № 11, 2010, с. 3−7
  6. Бунеева Е. В Об учебниках «Русский язык» для старшеклассников // Начальная школа. — № 02, 2010, с. 64−66
  7. Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Первые уроки. — М.: Баласс, 2001. — 250 с.
  8. Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. — М.: Баласс, 2001. — 340 с.
  9. Борзова Е. В Планирование уроков русского языка во 2−4-м классах. // Начальная школа. — № 11, 2001, с. 47−54
  10. Е. Е. Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы». Волгоград: Учитель, 2006. — 280 с.
  11. С.В., Кузнецова М. Н. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. — М.: Вентана-Граф, 2001. — 340 с.
  12. М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2008. — 464 с.
  13. М. Р. Словарь — справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
  14. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник. — М.: Академия, 2005. — 368 с.
  15. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — М.: Академия, 2000. — 472 с.
  16. Н. С. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Академия, 2002. — 304 с.
  17. А.В. Русский язык в начальных классах. 1−2 классы. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2006. — 96 с.
  18. А.В. Русский язык в начальных классах. 3−4 классы. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2007. — 80 с.
  19. А.В. Русский язык. Учебник для 2, 3, 4 классов. — М., Просвещение, 2001. — 320 с.
  20. Т. Г. Русский язык. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов. — М.: Дрофа, 2001. — 340 с.
  21. Т. Г. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. М.: Дрофа, 2003. — 240 с.
  22. Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2003. — 480 с.
  23. В.В. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 280 с.
  24. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под общей ред. Л. А. Новикова. — СПб.: Изд-во «Лань», 2004. — 864 с.
  25. Современный русский язык. В трёх частях. — Ч. 2: Словообразование. Морфология / Шанский Н. М., Тихонов А. Н. — М.: Просвещение, 2002. — 256 с.
  26. М.С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебники: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. — М.: Ассоциация XXI век, 2001. — 280 с.
  27. В. А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций. — М.: Приор — Издат, 2008. — 174 с.
  28. О. В. Полная энциклопедия для начальной школы. Русский язык. Математика. 1−4 классы. — М.: АСТ, 2009. — 160 с.
  29. О. В. Преподавание русского языка во втором классе. — М.: Академия, 2004. — 144 с.
Заполнить форму текущей работой