Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана
Диссертация
Модель процесса приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, включающая: целевой компонент (приобщение к национальной культуре народов родного края), организационно-педагогический компонент (создание организационно-педагогических условий, разработка программы «Путешествие в мир национальных культур» и плана совместной деятельности семьи и школы по национальному… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы проблемы приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона
- 1. 1. Теория и практика приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона
- 1. 2. Тенденции развития национальной культуры и просвещения в историческом опыте татарского народа
- 1. 3. Организационно-педагогические условия интеграции компонентов культуры народов Татарстана в учебно-воспитательный процесс младших школьников национальной школы
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по приобщению младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана
- 2. 1. Характеристика исходного уровня сформированности знаний младших школьников национальной школы о культуре народов Татарстана
- 2. 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по приобщению младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абромзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи / С. М. Абромзон. Л.: Наука, 1971.- 281 с.
- Айтматов Ч.Т. Буранный полустанок / Ч. Т. Айтматов. М.: Молодая гвардия, 1981. — 304 с.
- Арнольдов А.И. Культура и современность. Диалектика процесса культурной консолидации социалистических стран / А. И. Арнольдов. М.: Мысль, 1973. -159 с.
- Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура / А. И. Арнольдов. М.: Мысль, 1976. 156 с.
- Арсланова Г. А. Интернациональное воспитание старшеклассников и студентов средствами национального искусства (татарского и народов Поволжья): Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1990. — 145 с.
- Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры / С. Н. Артановский. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1977. — 338 с.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры / С. А. Арутюнов. М., 1993. — 196 с.
- Атлас народов России для школьников: История. Обычаи. Территории. / сост. О. А. Ботякова. Санкт-Петербург: Нева, 2000. — 184 с.
- Атутов П.Р., Будаева М. М. Методологические проблемы национально-регионального образования / П. Р. Атутов, М. М. Будаева // Педагогика. 2001. -№ 2.-С. 25−31.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов и Дальнего Востока / В. Ф. Афанасьев. Якутск: Якутск, кн. изд-во, 1979. — 186 с.
- Ахмадуллин М.Л. Духовная культура и художественные традиции // Развитие непрерывного национально-регионального и вариативного художественного и графического образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 1−2 ноября 1999. Уфа: БГПУ, 1999. — С. 23.
- Ахметьянов Р. А. Татарский язык, его ближние и дальние родственники / Р. А. Ахметьянов // Татарстан. 1991 № 4. — С. 60−66.
- Бабынина Т.Ф. Анализ состояния и пути приобщения детей к национальной культуре в дошкольных учреждениях // Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке: Материалы междунар. науч.-практ. конф. -Ульяновск: УлГПУ, 2005.- С. 213.
- Баймурзин Х.Х. Башкирские народные традиции физического воспитания и их использование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ: Дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1993.- 209 с.
- Баймурзина В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Дисс. канд. пед. наук, — Казань, 1992.- 191 с.
- Балжиев В.А. Роль традиций и обычаев в воспитании детей / В. А. Балжиев. -Улан-Удэ, 1971.-28 с.
- Бакый Урманче. Живопись. Графика. Скульптура: Альбом / Сост. Миннибаев К. И., Ахметова Ф. А. Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. — 124 с.
- Барболина А.А. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся: Дисс. канд. пед. наук. М., 1996.- 126 с.
- БатчаеваХ.Х. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Казань: КГПУ, 1993. — 21 с.
- Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале: (из опыта работы школ РТ): Дисс.канд. пед. наук.-Казань, 1996,-211с.
- Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1996.- 16с.
- Батыршина А.Р. Краеведение как средство нравственного воспитания младших школьников / А. Р. Батыршина. Наб. Челны, 1997.- 122 с.
- Баубекова Г. Д. Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников: Дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1984. — 128 с.
- Баширов Г. Б. На жизненном пути (на тат. яз.) / Г. Б. Баширов. Казань: Тат. кит. нэшр., 1986. — 405 с.
- Башкортостан. Краткая энциклопедия / под ред. Р. З. Шакурова. Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — 669 с.
- Башкортостан. Культура и искусство / под ред. Д. Давлетшиной. Уфа: Китап, 2000.- 43 с.
- Богомолова М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1971. -19 с.
- Богомолова М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: Автореф. дисс.докт. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 43 с.
- Богомолова М.И. Концепции развития и воспитания ребенка в истории педагогических учений: Монография / М. И. Богомолова. Казань: КГПУ, 2001. — 405 с.
- Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие для студентов / М. И. Богомолова. Наб. Челны, 1995. — 40 с.
- Богомолова М.И. Национальное воспитание и двуязычие в истории педагогических учений / М. И. Богомолова. Казань, 1998. — 439 с.
- Богомолова М.И. Национальные образовательные системы в зарубежных странах и России / М. И. Богомолова. Казань, 2000. — 424 с.
- Богомолова М.И., Шарафутдинов З. Т. Проблема преемственности между детским садом и школой в вопросах воспитания и обучения / М. И. Богомолова, З. Т. Шарафутдинов. Казань, 1997. — 141 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологические исследования / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968.- 208 с.
- Бромлей Ю.В. Национальные проблемы в условиях перестройки / Ю. В. Бромлей // Вопросы истории. 1989. — № 1.- С. 24−41.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей.- М.: Наука, 1983. -290с.
- Брулин С.Н. Эстетическое воспитание учащихся начальной школы во внеклассной работе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- М., 1980. 16 с.
- Бугаева A.JI. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Дисс.канд. пед. наук. -Казань, 1986.- 194 с.
- Булгаков С.Н. Из философии культуры. Размышления о национальности / С. Н. Булгаков.- М.: Просвещение, 1992.- 201 с.
- Бусыгин Е.П., Яковлев В. И. Семейная обрядность народов Среднего Поволжья / Е. П. Бусыгин, В. И. Яковлев.- Казань: КГУ, 1990.- 72 с.
- Валиев М.Х. Формирование целостной личности в условиях полиэтнического образования / М. Х. Валиев // Национальная школа и актуальные проблемы обучения / Под ред. Ф. М. Солтанова. Казань: Мастер Лайн, 2001.- С. 52−54.
- Валяева О.М. Молдавское устное народное творчество как средство нравственного воспитания и его использование в современной практике учебно-воспитательной работы начальных классов: Дисс.канд. пед. наук,-Казань, 1974. 143 с.
- Васильев В.И. Марийские народные песни и танцы / В. И. Васильев.-Йошкар-Ола: Марийское кн. из-во, 1991. 201 с.
- Виноградов Г. С. Народная педагогика / Г. С. Виноградов.- Иркутск: Вост.-Сибирск. отд. Русс. Географ. Об-ва, 1926. 256 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков.- М.: Академия, 1999. 168 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших учебных заведений / Г. Н. Волков.- М.: Академия, 2000. 176 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа / Г. Н. Волков.- Чебоксары: Чувашское кн. из-во, 1976. 326 с.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы / И. П. Волков.- М.: Просвещение, 1982.- 144 с.
- Вопросы нравственного воспитания в национальной школе / Под ред. Д. И. Перфильевской, Х. Х. Янбулатова. М., 1981.-115с.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей // Дипломатический вестник. 1992. № 6. — С. 10−13.
- Всеобщая декларация прав человека / Ведомости СНД PC. 1998.
- Выготский JT.C. Детская психология / Л. С. Выготский.- М: Педагогика, 1984. 432 с.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.- М.: Эксмо, 2003.-512 с.
- Габитова Р.К. Этнопедагогический аспект башкирского фольклора / Р. К. Габитова // Педагогика. 2002. № 1. — С. 45−51.
- Газизова Ф.Г. Народные традиции как средство нравственного воспитания младших школьников учащихся сельской школы: Дисс.канд. пед. наук.-Казань, 2004, — 196 с.
- Гайфуллин В.Г. Национально-региональный компонент стандарта образования / В. Г. Гайфуллин.- Казань, 2000. 119 с.
- Гайфуллин В.Г. Образование в Татарстане: проблемы и перспективы / В. Г. Гайфуллин // Народное образование. 1995. № 7. — С. 78−82.
- Галеев Э.Х. татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 267 с.
- Галеев Э.Х., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники: Книга для учителя / Э. Х. Галиев, Я. И. Ханбиков.- Казань: Татарск. Кн. изд-во, 1975.93 с.
- Галишникова Е.М. Преемственность в интернациональном воспитании между общеобразовательной школой и вузом: Дисс.канд. пед. наук.- Казань, 1986.-260 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин.- М.: МГУ, 1985. 45 с.
- Ганиева Г. Р. Путешествие в мир национальных культур: Программа приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана / Г. Р. Ганиева. Наб. Челны, 2006.- 28 с.
- Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З. Т. Гасанов // Педагогика. 2001. № 4.- С. 67−76.
- Гатауллина М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985−2000гг.): Дисс.канд. пед. наук.- Казань, 2001. -184 с.
- Гаранин JI.A., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта / Л. А. Гаранин, И. П. Смирнов.-М., 1997. 143 с.
- Гареева Л.А. Традиционная русская культура в полиэтническом Татарстане / Л. А. Гареева.- Казань: Школа, 2001.- 28 с.
- Герюгова 3. Традиции этического и эстетического воспитания детей в карачаевской народной педагогике / З. Герюгова // Воспитание школьников. 2003.-№ 10.-С. 17−22.
- Гизатов К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве / К. Т. Гизатов.- Казань: Тат. кн. из-во, 1982. 126 с.
- Гизатуллина Н.М. Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся подростков: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1999.- 236 с.
- Глухова С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности: Дисс. канд. пед. наук.-Казань, 1997. 254 с.
- Государственная программа Республики Татарстан: О сохранении, изучении и развитии языков народов РТ. Принята 20 июля 1994 г. // Магариф. 1994. № 11.-С. 2−5.
- Государственная символика России и Татарстана: методическое пособие / сост. С. А. Рыбаков, А. Р. Белякова, Е. В. Созник. Казань: Школа, 2003.- 43 с.
- Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя / И. В. Гребенников. -М.: Просвещение, 1985. 176 с.
- Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях Хантов и Манси: Дисс.канд. пед. наук,-М., 1999.- 186 с.
- Давлетшин Г. М. Волжская Булгария: духовная культура / Г. М. Давлетшин.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. 190 с.
- Давлетшин Г. М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие) / Г. М. Давлетшин.- Казань: Тат. кн. изд-во, 2004, — 431 с.
- Даждамиров А.Ф. Диалектика национального и интернационального в сфере культуры / А. Ф. Даждамиров // Вопросы философии. М., 1988. № 8. — С. 38−42.
- Даутова Г. Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: Дисс. д-ра пед. наук. Казань, 2004. — 435 с.
- Девятых Л.И., Белоглазов А. В. Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых, А. В. Белоглазов.- Казань: Титул, 2000. 280 с.
- Джусупова Р.С. Развитие духовной культуры в условиях национального возрождения: Дисс. канд. филос. наук. М., 1993.- 135 с.
- Дубровский А.Г. Нижнее Прикамье: Занимательное краеведение. 300 вопросов и ответов / А. Г. Дубровский.- Набережные Челны, 1996. 108 с.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы / Е. П. Жирков.- М., 1992.- 233 с.
- Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды / М.Забылин.-М.: Эксмо, 2003.- 608 с.
- Закирова В.Г. Традиционная педагогическая культура татарской семьи: Дисс. д-ра пед. наук. Казань, 2002.- 351 с.
- Закон Республики Татарстан «Об образовании» // Вестник (Информационный бюллетень Министерства народного образования РТ). 1994. январь.- 74 с.
- Закон РФ об образовании //Высшее образование в России. 1996. № 1. — С. 3−36.
- Залялиев Ш. Ш. Нравственное восптитание подростков на прогрессивных народных традициях во внеклассной работе в условиях сельской татарской школы: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1974. — 134 с.
- Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измаилов.- М.: Педагогика, 1991.- 251 с.
- Исанбат Н.С. Детский мир (на тат. яз.)/ Н. С. Исанбат.- Казань, 1970.- 264 с.
- Исламшина Т.Г. Интернациональное воспитание: перестройка форм и средств / Т.Г.исламшина.- Казань, 1990.-212 с.
- История и культура родного края: Учебное пособие-хрестоматия для 6 кл. / Сост. Б. М. Мифтахов, Ф. Ф. Исламов.- Казань: Магариф, 1994. 191 с.
- ИсхаковаР.А. Татарское народное музыкальное творчество / Р. А. Исхакова.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1997.- 263 с.
- Кагуй Н.В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования: Дисс.канд. пед. наук. М., 2005, — 204с.
- Кадыйрова J1.X. Декоративно-прикладное искусство татарского народа в художественно-эстетическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы / Л. Х. Кадыйрова.- Казань: КГУ, 2004.- 234 с.
- Кадыйрова Л.Х. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1−7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства: Автореф. дисс. канд пед наук.- Казань, 1999, — 26 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган.- М.: Политиздат, 1988.- 315 с.
- Камилова А.К., Алексеева Р. Г., Пипникова С. И. Земли любимый уголок: Викторины, праздники по истории города Набережные Челны, КамАЗа / А. К. Камилова, Р. Г. Алексеева, С. И. Пипникова.- Наб. Челны, 1997.- 28 с.
- Коган Л.Н., Вишневский Ю. Р. Очерки теории социалистической культуры / Л. Н. Коган, Ю. Р. Вишневский.- Свердловск: УНЦ АН СССР, 1972.-314 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т./ Я. А. Коменский, — М.: Педагогика, 1982. Т.1.- 656 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / Я. А. Коменский.- М.: Педагогика, 1982. Т.2. — 576 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и его самосознание / И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1984.- 332 с.
- Конституция Республики Татарстан. Введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. Казань: Новое знание, 2003.- 33 с.
- Конституция РФ. М.: Эксмо, 2003.- 48 с.
- Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир / Ф. Т. Кузбеков.- Уфа: Китап, 1997.-217 с.
- Культура чувашского края: учебное пособие / Сост. В. В. Николаев. Чебоксары: Чувашское кн. из-во, 1995. 275 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т./ А. Н. Леонтьев.- М.:Педагогика, 1983.-Т.2.-318 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т.лихачев.- М.: Прометей, 1993, — 197с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев.- М.: Просвещение, 1 981 174 с.
- Лызлова Н.А. Использование НРК в музыкальном воспитании учащихся начальных классов: Дисс. .канд пед наук. Казань, 2005.- 214 с.
- Лялина С.А. Программа нравственного воспитания детей / С. А. Лялина.- СП.: Единение, 1985, — 86 с.
- Магометова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания старших школьников: Дисс. канд. пед. наук. -Л., 1978.- 146 с.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах / А. С. Макаренко.- М.: Педагогика, 1977. Т. 1. — 397 с.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах / А. С. Макаренко.- М.: Педагогика, 1977. Т.2.- 320 с.
- Марджани Ш. Б. Источники по истории Казани и Булгара / Ш. Б. Марджани.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1989.- 196 с.
- Марий Эл. Край марийский: Книга-альбом / Сост. Ч. В. Суслов. -Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 2000. 240 с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян.- М.: Мысль, 1983.- 284 с.
- Махова Е.В. Формирование у студентов ценностного отношения к национальной культуре другого народа: Дисс.канд. пед. наук. М., 2003.213 с.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников.- М.: Просвещение, 1987.- 232 с.
- Между Волгой и Уралом: сто вопросов о народах Поволжья: Сборник вопросов. / Сост. Е. В. Гусева. Казань, 2001. — 18 с.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. Р. Кузминой. Л.: ЛГУ, 1980. 172 с.
- Методические рекомендации и планы практических занятий по курсу «Художественная культура народов Татарстана» / Сост. А. А. Алмазова. Казань: КГПИ, 1993. 84 с.
- Минсабирова В.Н. Подготовка будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания учащихся (на примере использования татарского декоративно-прикладного искусства): Дисс. канд. пед. наук. Сургут, 2004.- 183 с.
- Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы / З. Ф. Мубинова.- Уфа: БГУ, 2000. 136 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик.-М.: Педагогика, 1984. 112 с.
- Мустафина Г. А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды: Дисс.канд.пед. наук.- Казань, 2001.- 256 с.
- Мухаметзянова Г. В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры: Дисс.канд. пед. наук. -Казань, 1973. 187 с.
- Мухаметзянова Г. В. Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа / Г. В. Мухаметзянова, Р. А. Низамов. Казань: Заря-Тан, 1994. — 114 с.
- Насыри К. Избранные произведения / К.Насыри. Казань: Таткнигоиздат, 1977.-255 с. 131 .Насыри К. Книга о воспитании / К.Насыри. Казань: тат кн. изд-во, 1992. -145 с.
- Национальная школа: Концепция и технология развития // Материалы международной конференции / Под ред. Е. П. Жиркова. М.: Просвещение, 1993. 320 с.
- Нигматов З.Г. Духовное развитие личности на основе этнокультурных традиций / З. Г. Нигматов // YI Междунар. научн.-практ. конф. 18−20 октября 1999. Казань: КГПУ, 1999. С. 8−18.
- Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Дисс. канд. пед. наук,-Казань, 1980.-226 с.
- Нигматов З.Г. Традиции семейного воспитания / З. Г. Нигматов // Народное образование. 1986. № 1.- С. 82−84.
- Низамов Р.А. Татарская народная педагогика: Учебное пособие /Р.А.Низамов.- Казань: Магариф, 2002.- 112 с.
- Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов / Г. А. Никитина.- Ижевск: Удмуртия, 1997, — 135 с.
- Образование в Республике Татарстан: Статистический сборник.- Казань: Госкомстат РТ, 2004. 142 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.- М.: Азбуковник, 1999. — 536 с.
- Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика. 2002. № 5.-с. 41−47.
- Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. 2-е изд. / И. А. Панкеев.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. — 542 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в2-х томах / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Киарон. М.: Педагогика, 1981. Т. 1.- 336 с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый.- М.: Педагогика, 2000.- 400 с.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.- 224 с.
- Праздники в начальной школе: сценарии, капустники, развлечения, турниры, игры. / Сост. С. В. Савинова. Волгоград: Учитель, 2001. — 104 с. Психологический словарь / Сост. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике: Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1973.- 124 с.
- Рашитов Ф.А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для национальных школ, лицеев / Ф. А. Рашитов.-Саратов: Детская книга, 2001. 288 с.
- Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Дисс. канд. пед. наук,-Л., 1993.- 158 с.
- Сафина Р.Н. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы: Дисс.канд. пед. наук. Казань, 2004. — 220 с.
- Сахипова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики: Монография / Р. А. Сахипова.- Нижнекамск: Чишма, 2001.- 103 с.
- Сахипова Р.А. Традиции татарской народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков (на материалах школ-гимназий): Дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1996. 218 с.
- Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М. Т. Карпенко. М.: Просвещение, 1988.- 78 с.
- Синдикова Г. М. Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства в общеобразовательной школе: Дисс.канд. пед. наук, — Казань, 2000.- 208 с.
- Сироткин Л.Ю. Теория и практика формирования социально устойчивой личности учащихся: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- Казань, 1993.- 45 с.
- Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. Н. Младший школьник, его развитие и воспитание: Учебно-методическое пособие / Л. Ю. Сироткин, А. Н. Хузиахметов.-Казань: Матбугат йорты, 1999. 212 с.
- Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова 4-е изд. М.:Сов. Энциклопедия, 1987. 1599 с.
- Содоноков Н.А. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 129 с.
- Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX XX вв.): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — Чебоксары, 1998.42 с.
- Султанбаева К.И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакасии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. 20 с.
- Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: спецкурс / Э. К. Суслова.- М., 1994. 80 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С. Л. Соловейчик, 2-е изд.-М.:Политиздат, 1975.-272 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский, — Киев: Рад. школа, 1988.- 270 с.
- Тагиров Э.С. Татарстан: Национально-государственные интересы / Э. С. Тагиров.-Казань: КФЭИ, 1996, — 80 с.
- Татары / Под ред. Р. К. Уразмановой, С. В. Чешко.- М: Наука, 2001.- 583с.
- Тимошина Т.Г. Использование прогрессивных традиций Мордвы в воспитании гуманности у младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1982.- 175 с.
- Тюников Ю.С., Хасанова Г. Ф. Сущность и принципы формирования национального самосознания / Ю. С. Тюников, Г. Ф. Хасанова.- Казань, 1994.189 с.
- Тюников Ю.С., Хасанова Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования / Ю. С. Тюников, Г. Ф. Хасанова, Ф. Ф. Харисов.- Казань, 1994.- 90 с.
- Удмуртия многонациональная / под ред. JI.H. Бурановой.- Ижевск: Пешта, 2000.- 390 с.
- Удмуртская республика. Энциклопедия / под ред. Туганова В. В. Ижевск: Удмуртия, 2000.- 648 с.
- Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников / О. Н. Урбанская.- М., 1986. 192с.
- Уразманова Р.К. Народные обряды и праздники татар / Р. К. Уразманова.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1992.- 96 с.
- Учение о нравственности: Учебное пособие-хрестоматия / Сост. B.C. Казыханов.- Набережные Челны, 2000. 162 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988, — Т. 1. — 416 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1989. — Т.4. — 528 с.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983.- 840 с.
- Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение / К. Н. Хабибуллин, — JL: Знание, 1989. 30 с.
- Хабибуллина И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Екатеринбург, 2004, — 23 с.
- Хамматов Ш. Х. Мусса Джалиль интернационалист / Ш. Х. Хамматов.-Казань: тат. кн. изд-во, 1988.- 244 с.
- Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа / Я. И. Ханбиков.-Казань, 1967.- 232 с.
- Ханбиков Я.И. История педагогики татарского народа / Я. И. Ханбиков.-Казань, 1975.- 163 с.
- Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: Пособие для студентов и аспирантов / Я. И. Ханбиков.- Казань, 1975.162 с.
- Харисов Ф.Ф. Национальная культура фактор интеграции региональной системы образования / // Магариф. 1997. — № 10.- С. 68−69.
- Харисов Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе / Ф. Ф. Харисов.- Казань: Тан-Заря, 1996.- 138 с.
- Харисов Ф.Ф. Образовательный ресурс национальной культуры / Ф. Ф. Харисов.- Казань: Хэтер, 1998. 128 с.
- Харисов Ф.Ф. Пути становления национальной школы / Ф. Ф. Харисов // Национальная школа: вчера, сегодня, завтра. Казань, 1996.- С. 5−8.
- Харисов Ф.Ф. Школа барометр благополучия общества / Ф. Ф. Харисов // Республика Татарстан. — Казань, 2001.- 22 февраля.- С. 4.
- Харисов Ф.Ф. Школа центр национальных культур: Метод. Рекомендации / Ф. Ф. Харисов.- Казань: Тан-Заря, 1996. — 16 с.
- Харисов Ф.Ф., Харисова J1.A. Игра средство воспитания (на тат. яз.) / Ф. Ф. Харисов, Л. А. Харисова.- Набережные Челны: КамАЗ, 1994. — 128 с.
- Харисова Л.А. Педагогический потенциал национальной культуры / Л. А. Харисова.- Казань: Тан-Заря, 1996. 76 с.
- Харитонова С.А. Развитие полиэтнической культуры учащихся средствами фольклора в образовательном процессе начальной школы: Дисс.канд. пед. наук.- М., 2003.- 234 с.
- Хасанова Г. Ф. Диалог культур как способ включения в межэтнические коммуникации / Г. Ф. Хасанова // YI Междунар. научн.-практ. конф. 18−20 октября 1999.- Казань: КГПУ, 1999. С. 51−54.
- Хворстов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей / А. С. Хворстов.- М: Просвещение, 1981.- 175 с.
- Хузина А.Б. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики: Дисс. канд. пед. наук, — Казань, 1996. 208 с.
- Хузина А.Б. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Казань, 1996.-23 с.
- Червонная С.М. Искусство Татарии / С. М. Червонная.- М.: Искусство, 1987. -352 с.
- Чернявская И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова: Уроки внеклассного чтения в национальной школе / И. С. Чернявская.- М.: Просвещение, 1982.- 112 с.
- Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй образ жизни народа / Д. Р. Шарафутдинов,-Казань: Эхо веков, 1997.- 310 с.
- Шарафутдинов З.Т. Историческая преемственность в развитии татарского национального образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук, — Казань, 1999.82 с.
- Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я. И. История педагогики Татарстана / 3.Т.Шарафутдинов, Я. И. Ханбиков, — Казань: КГПУ, 1998, — 306 с.
- Шафикова А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: Дисс.канд. пед. наук.- Казань, 1999. 193 с.
- Шаяхметова Р.И. Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников: Дисс.канд. пед. наук.-Казань, 2005.- 207 с.
- Этнокультурный фактор совершенствования системы образования Республики Татарстан // Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Казань: Школа, 2000.- 172 с.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания / И. М. Юсупов.- Казань, 1991.-213 с.
- Юхма М. Туслах / М. Юхма // Москва. 1982. — № 12. — с. 158−163.
- Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: Дисс. канд. пед. наук.-Казань, 1998.- 263 с.