Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модель процесса приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, включающая: целевой компонент (приобщение к национальной культуре народов родного края), организационно-педагогический компонент (создание организационно-педагогических условий, разработка программы «Путешествие в мир национальных культур» и плана совместной деятельности семьи и школы по национальному… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы проблемы приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона
    • 1. 1. Теория и практика приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона
    • 1. 2. Тенденции развития национальной культуры и просвещения в историческом опыте татарского народа
    • 1. 3. Организационно-педагогические условия интеграции компонентов культуры народов Татарстана в учебно-воспитательный процесс младших школьников национальной школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по приобщению младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана
    • 2. 1. Характеристика исходного уровня сформированности знаний младших школьников национальной школы о культуре народов Татарстана
    • 2. 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по приобщению младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Усиливающиеся интеграционные процессы межкультурного взаимодействия стран и народов, увеличение количества конфликтов на этнической и религиозной почве определяют актуальность приобщения подрастающего поколения к культуре народов ближайшего окружения и в целом всей страны. Наиболее актуальна двуединая задача воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности в многонациональных регионах России, каковым является и Республика Татарстан, основу населения которой по данным переписи населения (2003) составляют два наиболее многочисленных (татары — 50,9%, русские — 41,6%) и множество других народов. Такая полиэтническая структура общества, следовательно, и подрастающего поколения, создает специфические условия этнического воспитания, требует оригинальных методов и подходов к воспитанию личности. Возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по межнациональному воспитанию детей, молодежи, взрослого населения. Предметом решения данной проблемы в значительной мере выступают национальные культуры, несущие в себе ценности и традиции. В обеспечении здорового взаимодействия и самих национальных культур, и всех, кто связан с ними на генетическом уровне, особая роль принадлежит образованию.

На социально-педагогическом уровне актуальность вопросов сохранения и развития культуры каждого народа определяется многоэтничностью российских регионов. Близкое общение людей разных национальностей в многонациональных коллективах, увеличение интернациональных семей способствует тесному взаимодействию народов, создают условия для уважения их национальных культур. Особое значение приобретает поиск эффективных путей воспитания уважительного отношения к людям независимо от их национальной принадлежности в современных условиях обучения в национальной школе. В Российской Федерации в соответствии с законом «Об образовании» (1992г.) реализуются меры, направленные на возрождение и развитие национальной культуры, исходя из приоритета общечеловеческих ценостей. В учебные дисциплины внедряется национально-региональный компонент, с тем чтобы связать обучение и воспитание с потребностями регионально-этнической среды, в частности, через использование традиций народной педагогики.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по приобщению детей к культуре народов своего региона исходит из неразработанности проблемы реализации межнационального воспитания в национальной школе, недостаточной научной обоснованности педагогических условий формирования представлений о культуре разных народов.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что наблюдается недостаточная научная разработанность системы приобщения детей к культуре разных народов в условиях обучения в национальной школе, несмотря на то, что в последние годы проблема возрождения и развития национальной школы стала предметом пристального изучения, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации. В исследовании З. Т. Шарафутдинова [198] изучалась проблема исторической преемственности национального образования татарского народа, А. Б. Григорян [74], обобщая педагогический опыт работы национальных школ, раскрывает средства и методы формирования нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси. Н. А. Содоноков [157] посвятил исследование этнокультурным традициям воспитания в алтайской национальной школе. Р. А. Сахипова [151] на материалах национальных школ и гимназий освещает работу по воспитанию заботливого отношения к людям у школьников. В диссертации М. Х. Гатауллиной [64] рассматриваются ведущие тенденции развития татарской национальной школы. Эти работы помогли нам раскрыть общие и конкретные вопросы обновления и возрождения национальной школы, национальной культуры, этнопедагогизации воспитательного процесса. В них освещается научное обоснование воспитания детей средствами народной педагогики, рассматривается история развития национальной школы, даются педагогические рекомендации по использованию народных традиций в национальной школе.

Культурологический и аксиологический подходы к воспитанию, ставшие приоритетными в современных условиях, актуализируют проблемы изучения народной педагогики. Опыт народного воспитания подрастающего поколения привлекал внимание многих отечественных и зарубежных педагогов прошлого. В педагогическом наследии Я. А. Коменского [100- 101], А. С. Макаренко [113- 114], К. Насыри [130- 131], И. Г. Песталоцци [142], В. А. Сухомлинского [161- 162], К. Д. Ушинского [173- 174] содержатся ценные мысли о значимости национального и межнационального воспитания детей.

Важное значение для нашего исследования имеют работы К. Д. Ушинского, в которых заложены общие научно-педагогические основы приобщения детей к народной культуре. Идеи народности воспитания личности в процессе освоения национальной культуры, межнационального взаимодействия также нашли отражение в фундаментальных работах по педагогике, этнопедагогике современных отечественных ученых: М. И. Богомоловой [28- 29- 31- 32], Г. Н. Волкова [45- 47], З. Г. Нигматова [134], Я. И. Ханбикова [179- 180], Ф. Ф. Харисова [183- 184] и других. Они охарактеризовали значение народных традиций, наметили пути возрождения и развития прогрессивных народных традиций, определили их роль в формировании человеческих взаимоотношений.

Проблема приобщения детей к культуре разных народов изучается многими исследователями. Часть авторов занимается проблемой знакомства детей дошкольного возраста с культурой разных народов (Т.Ф. Бабынина, М. И. Богомолова, Н. В. Кагуй, Э.К. Суслова) — другие разрабатывают вопросы приобщения к национальной культуре младших школьников (Ф.Г. Газизова, Н. А. Лызлова, Р. Ш. Маликов, Г. М. Синдикова, Р. И. Шаяхметова, С. А. Харитонова, З.М. Явгильдина) — отдельные исследования посвящены национальному и межнациональному воспитанию учащихся средних и старших классов (Г.Ж. Даутова, Г. В. Мухаметзянова, Р. Н. Сафина, А. В. Шафикова, Ф.Ф. Харисов) — некоторые исследователи посвятили работы межнациональному воспитанию студентов (Г.А. Арсланова, Е.В. Махова), преемственности в межнациональном воспитании между общеобразовательной школой и вузом (Е.М. Галишникова). Имеются исследования в области национального воспитания детей в условиях семьи (В.Г. Закирова, Э. И. Сокольникова, А.Е. Хузина). Все эти труды раскрывают сущность и особенности национального и межнационального воспитания, показывают значимость проблемы преемственности между образовательными ступенями в вопросах обучения и воспитания. Исследования упомянутых авторов помогли нам глубже вникнуть в вопросы народной педагогики в деле национального и межнационального воспитания, помогли раскрыть индивидуальные и возрастные особенности детей, позволили подойти к проблеме с оценки значимости педагогического наследия народов.

К настоящему времени исследованы этнопедагогические традиции многих народов: русских (Г.В. Виноградов), татар (Р.Ш. Маликов, З. Г. Нигматов, Р. А. Низамов, Р. А. Сахипова Я.И. Ханбиков), чувашей (Г.Н. Волков, Э.И. Сокольникова), якутов (В.Ф. Афанасьев, Е.П. Жирков), киргизов (А.Э. Измаилов), башкир (Х.Х. Баймурзин, В.И. Баймурзина), алтайцев (Р.К. Санабасова, Н.А. Содоноков), мордвы (Т.Г. Тимошина), узбеков (Г.Д. Баубекова), дагестагнцев (З.Т. Гасанов, З.М. Магомедова), хантов и манси (А.Б. Григорян). В них освещаются педагогические воззрения народов, дается анализ народных традиций, обычаев, фольклора, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, взаимоотношения между людьми.

Заметно возрос интерес к национальным и региональным компонентам образования и национальным традициям воспитания. Для реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта Российской Федерации необходима ориентация образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы разных национальностей. Многие национальные школы осуществляют эту работу, но работают практически на интуитивном уровне. Это указывает на необходимость изменения подхода к проблеме национального и межнационального воспитания детей.

Наметившаяся в последнее время тенденция этнопедагогизации учебно-педагогического процесса, разработка и создание национально-региональных образовательных концепций способствуют широкому использованию положительного педагогического опыта народа, сохранению и развитию национальной культуры и его традиций, с одной стороныс другой, отсутствие системы целенаправленной работы по приобщению детей к культуре народов своего региона в условиях школы и семьи требует вооружения национальных школ современными учебными программами, пособиями, знакомящими с богатствами народной педагогики разных народов, разработанными научно-методическими основами.

Таким образом, обнаруживаются противоречия:

— между потребностью социального заказа общества в исследовании проблемы национального, межнационального воспитания и приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего многонационального региона и отсутствием необходимых материальных и педагогических условий в современной системе начального образования, недостаточностью современных исследований, закладывающих теоретические основы формирования национальной и межнациональной культуры у детей младшего школьного возраста;

— между необходимостью практического решения проблемы приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана как важного аспекта национального и межнационального воспитания детей, выработки толерантного отношения к разным народам своего региона и страны и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса;

Указанные противоречия обозначили проблему исследования: каковы педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона?

Особое значение в процессе национального и межнационального воспитания имеет младший школьный возраст, так как начальная школа является первоначальным этапом в обучении подрастающего поколения. Она закладывает основы формирования личности ребенка, его морального облика. Именно на этом этапе на основе единства обучения и воспитания прививается детям умение понимать красоту и богатство родного края, закладываются такие высоконравственные черты личности, как милосердие, доброта, порядочность, преданность интересам народа, уважение к представителям других национальностей.

На основании обозначенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана».

Цель исследования — определить и обосновать педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана.

Объект исследования — процесс приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона.

Предмет исследования — педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

1. У детей младшего школьного возраста возможно сформировать первоначальные знания об истории и культуре своего народа и народов ближайшего национального окружения, этому может способствовать постепенное, целенаправленное введение детей в мир национальных культур народов своего региона.

2. Мы предположили, что условиями, обеспечивающими эффективность процесса приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, выступают:

— выявление и осмысление этапов исторического развития национального воспитания:

— I — зарождение в опыте народного воспитания первоначальных предпосылок (VI — XVI вв., Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство);

— II — становление нового политического и этнонационального самосознания татарского народа (XVI — вторая половина XIX века);

— IIIупадок национальной культуры и просвещения (1917 — 1990 гг.);

— IV — возрождение и развитие национальной культуры и просвещения (1990г. — по настоящее время);

— наличие в образовательном процессе целостной модели приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, включающей в себя системообразующие звенья: цель, задачи, содержание, деятельность и прогнозируемый результат.

— обоснование и внедрение авторской программы приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана «Путешествие в мир национальных культур»;

— разработка и внедрение перспективного плана совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию детей.

В соответствии с объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ философской, историко-педагогической, этнографической, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследованиявыявить и определить этапы развития национальной культуры и просвещения татарского народа в разные исторические периоды, способствующие накоплению положительного опыта национального воспитания.

2. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель процесса приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана.

3. Определить педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана и разработать программу.

Путешествие в мир национальных культур", перспективный план совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию детей для создания этих условий.

4. Выявить критерии и показатели уровней сформированности знаний младших школьников о культуре народов Татарстана.

Методологическую основу исследования составляют философские идеи о сущности гуманизма, морали, культуры, сохраняющихся в обществе как элементы социально-культурного наследия народов в течение длительного временисовременные философские представления об общественных отношениях и общественном сознаниисоциологические теории обусловленности развития личности социальными факторами, характером деятельности и общения.

В ходе работы мы опирались на философско-психологические положения о социальной сущности личности (Ю.В. Бромлей, И. С. Кон, А.Н. Леонтьев), этнопедагогические труды по проблеме преемственности народных традиций (М.И. Богомолова, Г. Н. Волков, Э. И. Сокольникова, З.Т. Шарафутдинов), концептуальные идеи историко-педагогических исследований по педагогике (Я.А. Коменский, К. Насыри, В. А. Сухомлинскй, К. Д. Ушинский, Я.И. Ханбиков), научные идеи о влиянии национальной культуры на становление личности, формирование национального самосознания личности и ее мировоззрения (Н.М. Гизатуллина, В. Н. Минсабирова, З. Т. Нигматов, Ф. Ф. Харисов, И.З. Хабибуллина), научно-теоретические положения о гуманизации воспитательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей (Законы РФ и Республики Татарстан «Об образовании»). Основу исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и цель общественного развития. В основу конкретной методологии исследования положены принципы единства исторического и логического в педагогическом познании, диалектического единства национального и общечеловеческого как философских категорий «особенное» и «общее».

Теоретическую основу исследования составляют научно-теоретические принципы и положения:

— о нравственности и нравственном воспитании (А.Р. Батыршина, Ф. Г. Газизова, А. Б. Григорян, К. Насыри, Ш. Ш. Залялиев);

— о роли эмоционального фактора в формировании личности ребенка младшего школьного возрастао влиянии социальной среды на формирование личности (Т.Г. Тимошина, А. Б. Хузина, А.Н. Хузиахметов);

— о развитии национального самосознания и межнационального восприятия у детей различных возрастных категорий (Н.М. Гизатуллина, В. Н. Минсабирова, И. З. Хабибулина, Ф. Ф. Харисов, Г. Ф. Хасанова);

— о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого в этнопедагогике (Г.А. Арсланова, М. И. Богомолова, Р. Ш. Маликов, К. И. Султанбаева, С.А. Харитонова);

— современные исследования в области поликультурного образования (Г.Н. Волков, З. Т. Гасанов, Г. Ж. Даутова, Н. В. Кагуй, Е. В. Махова, Г. В. Палаткина, Р. Н. Сафина, Э. К. Суслова, А.В. Шафикова).

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: методы теоретического анализа философской, историко-педагогической, психологической, этнографической, научно-методической литературы по исследуемой проблемесравнительно-сопоставительный анализ фактов, программных документов Российской Федерации, Республики Татарстан в области образованияанализ учебных планов, программ, учебников для национальных школ и гимназийобобщение педагогического опыта.

Из числа эмпирических методов использовались педагогическое наблюдение, моделирование, педагогический мониторинг, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности детей). В нашем исследовании широко использовался метод педагогического эксперимента, который включает в себя констатирующий, формирующий, контрольный этапы и анализ его результатов.

Эмпирическая база и основные этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в национальных школах города Набережные Челны Республики Татарстан (национальная школа № 4, национальная гимназия № 2 им. М. Вахитова). Исследованием были охвачены 300 учащихся 1−4 классов, их родители, 50 учителей.

Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап (2002 — 2003 гг.) — изучение и анализ философской, исторической, педагогической, социолого-психологической, этнографической литературы по проблеме исследованияизучение состояния проблемы в практике национальных школ в республике Татарстан (экспертная оценка учебников, учебных программ, планов воспитательной работы) — определение объекта, предмета, цели исследования, формулирование гипотезы.

Второй этап (2003 — 2004 гг.) — поисковый — моделирование образовательного процесса приобщения младших школьников к культуре народов Татарстанаразработка и опытно-экспериментальная проверка содержания учебно-воспитательных программ для младших школьников национальной школы. На данном этапе проходила первичная апробация и внедрение положительных результатов посредством участия аспиранта в международных, всероссийских научно-практических конференциях, проводились занятия для младших школьников, консультации для учителей школы и родителей.

Третий этап (2004 — 2006 гг.) — оценка эффективности разработанной модели образовательного процесса по приобщению младших школьников к культуре народов своего ближайшего окруженияосуществление наблюдения за детьми в процессе разнообразной деятельности и объективное выявление их знаний о культуре народов своей республики, уровня сформированности взаимопонимания, толерантности и дружелюбного отношения к людям разных национальностейпроведение анализа и математической обработки полученных данных.

Четвертый этап (2006 — 2007 гг.) — обобщающий — систематизация и обобщение полученных результатов экспериментального исследования, их эффективностиуточнение теоретических и практических выводов, оформление диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов достигаются методологической обоснованностью, исходными теоретическими положениями, комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, всесторонним анализом данных различных этапов опытно-экспериментальной работы, сочетанием количественного и качественного анализа в обработке результатов эксперимента.

Обоснованность выводов обеспечивается также адекватностью цели, объекта и предмета исследования, подтверждением гипотезы исследования результатами, выразившимися в позитивных изменениях в поведении детей, их взаимоотношениях, в дружелюбном расположении к детям и взрослым других национальностей, продуктах творческой деятельности.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — выявлены этапы осмысления процесса национального воспитания, важным из которых является возрождение и развитие национальной культуры и просвещения, что дает возможность создания национальной школы нового типа, обеспечивающей формирование у подрастающего поколения знаний о национальной культуре своего народа, обогащение его культурой народов совместного проживания, приобщение к ценностям мировой культурыспроектирована модель приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, включающая в себя целевой, организационно-педагогический, содержательно-деятельностный компоненты;

— определены оптимальные педагогические условия приобщения младших школьников к национальным культурам, общечеловеческим ценностям: отбор содержания и включение взаимосвязанных компонентов национальных культур в педагогический процессцеленаправленное руководство изучением истории и культуры народов своего краяосуществление системы воспитательных воздействий в процессе познавательной, развлекательно-познавательной, практической и творческой деятельности в области национальной культурысоздание татарско-русской языковой средыорганизация эффективных форм непосредственного и опосредованного общения учащихся с детьми других национальностейвовлечение родителей в активные формы совместной деятельности с детьми;

— определены критерии и показатели уровней сформированности знаний младших школьников о культуре народов Татарстана;

— доказана возможность и необходимость приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов ближайшего национального окружения путем создания специальных педагогических условий, разработки и внедрения программы «Путешествие в мир национальных культур» и перспективного плана совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию.

Теоретическая значимость исследования: разработаны научно-теоретические основы национального и межнационального воспитания детей младшего школьного возраста в условиях обучения в национальной школе;

— определены этапы развития национальной культуры и просвещения татарского народа в разные исторические периодыI — зарождение, эволюция (VI — XVI вв., Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство) — IIстановление нового политического и этнонационального самосознания татарского народа (XVI — вторая половина XIX века) — III — упадок (1917 — 1990 гг.) — IVвозрождение и развитие (1990г. — по настоящее время).

— дана авторская интерпретация понятий «национальная культура», «приобщение учащихся к национальной культуре» (применительно к младшим школьникам).

Практическая значимость исследования:

— апробирована модель приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, построенная на основе взаимодействия эффективных средств национального воспитания: искусства, устного народного творчества, музыкального фольклора, народных игр;

— внедрена в школьную практику программа «Путешествие в мир национальных культур», направленная на становление национального самосознания детей младшего школьного возраста и формирование знаний о культуре татарского, русского, чувашского, марийского, башкирского, удмуртского народов, уважения, толерантности, дружелюбия по отношению к людям разных национальностей, и план совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию детей младшего школьного возраста, предусматривающий использование воспитательного потенциала культуры народов родного края в условиях семьи;

— обоснованы педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, являющиеся реальной предпосылкой для воспитания нравственных качеств личности каждого ребенка: дружелюбия, уважения, межнациональной толерантности;

— теоретические положения и выводы, научно-методический материал и предложенные рекомендации способствуют обогащению лекционных, семинарских и практических занятий по этнопедагогике, специальных курсов.

Апробация результатов исследования осуществлялась параллельно с его ходом на всех этапах опытно-экспериментальной работы. Теоретические положения, рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2004 г.), «Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке» (Ульяновск, 2005 г.), «Проблемы дошкольного образования на современном этапе»,.

Перспективы и реалии дошкольного образования", «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Тольятти, 2005 г., 2006 г.),.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в национальных школах № 4 и в национальной гимназии № 2 им. М. Вахитова города Набережные Челны Республики Татарстан.

Результаты и итоги исследования отражены в 7 публикациях общим объемом 3,2 печатного листа. Разработанная нами программа по национальному и межнациональному воспитанию детей младшего школьного возраста «Путешествие в мир национальных культур» внедрена в школьную практику.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретические результаты этапов осмысления татарской культуры и просвещения: I — зарождение, эволюция (VI — XVI вв., Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство) — II — становление нового политического и этнонационального самосознания татарского народа (XVI — вторая половина XIX века) — III — упадок национальной культуры и просвещения (1917 — 1990 гг.) — IV — возрождение и развитие национальной культуры и просвещения (1990г. — по настоящее время).

2. Модель процесса приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, включающая: целевой компонент (приобщение к национальной культуре народов родного края), организационно-педагогический компонент (создание организационно-педагогических условий, разработка программы «Путешествие в мир национальных культур» и плана совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию), содержательно-деятельностный компонент (внедрение компонентов национальной культуры народов родного края в программное содержание учебных предметовэтнопедагогизация внеклассной деятельности через организацию познавательного, развлекательно-познавательного, практического и творческого видов деятельности детей в области национальной культурыэтнопедагогизация семейного воспитания путем педагогического просвещения родителей по национальному и межнациональному воспитанию и организации семейных мероприятий в разных областях национальной культуры) и прогнозируемый результат (сформированность целостного представления о национальной культуре своего и других народов Татарстанауважение к человеку независимо от национальной принадлежноститолерантное отношение к представителям разных культурдружелюбное поведение по отношению к представителям других культур).

3. Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана: отбор содержания взаимосвязанных компонентов национальных культур и включение его в педагогический процессцеленаправленное руководство изучением истории и культуры народов своего края, осуществление системы воспитательного воздействия в процессе познавательной, развлекательно-познавательной, практической и творческой деятельности в области национальной культурысоздание татарско-русской языковой средыорганизация эффективных форм непосредственного и опосредованного общения учащихся с детьми других национальностейвовлечение родителей в активные формы совместной деятельности с детьми.

4. Критерии (полнота представлений у детей о жизни своего и других народов, наличие интереса к их трудовым традициям и культуресформированность эмоционально-ценностного отношения к представителям своей и других национальностейпоступки учащихся в соответствии с приобретенными знаниями, их отношение к детям других национальностей) и соответствующие им показатели, позволяющие определить уровни сформированности знаний младших школьников о культуре народов Татарстана.

Структура и объем исследовательской работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы,.

Выводы по второй главе:

1. Опираясь на теоретико-методологические исследования, исходя из цели научной работы и сути таких понятий как «национальная культура» и «приобщение к национальной культуре», мы определили органически взаимосвязанные и взаимообусловленные критерии сформированности знаний младших школьников о культуре народов Татарстана (полнота представлений у детей о жизни своего и других народов, наличие интереса к их трудовым традициям и культуресформированность эмоционально-ценностного отношения к представителям своей и других национальностейпоступки учащихся в соответствии с приобретенными знаниями, их отношение к детям других национальностей), что явилось важным основанием для проведения педагогического эксперимента по апробированию модели. Каждому из представленных критериев соответствовали определенные показатели, по наличию и совокупности которых можно было судить об уровнях сформированности знаний младших школьников о культуре народов Татарстана: низком, среднем и высоком.

2. Для определения исходного уровня сформированности знаний младших школьников о культуре народов Татарстана с опорой на выделенные в работе критерии и показатели использовалась специально разработанная диагностическая методика. Результаты констатирующего эксперимента показали, что младшие школьники не имеют, а если имеют, то бедные по содержанию знания о народах своей республики и в целом страны. Они не проявляют особого интереса к культуре своего и других народов, не выражают положительных чувств к людям разных национальностей, отношение к сверстникам другой национальности пассивное, нейтральное. Такое положение объясняется отсутствием целенаправленной работы в школе по национальному и межнациональному воспитанию детей, недостаточной осведомленностью родителей в области национальной культуры народов родного края, слабой связью школы с семьей.

3. Для управления учебно-воспитательным процессом младших школьников национальной школы нами была спроектирована модель процесса приобщения учащихся к культуре народов Татарстана, что и позволило реально использовать потенциал национальных культур и традиций в воспитании и обучении. Важной частью этой модели были педагогические условия, которые обеспечивали эффективность национального и межнационального воспитания, формирование знаний учащихся о культуре своего и других народов родного края.

4. Экспериментальная проверка программы «Путешествие в мир национальных культур» и плана совместной деятельности семьи и школы показала целесообразность работы по формированию личности младшего школьника в процессе его приобщения к культуре народов своей республики.

5. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что формирование знаний и представлений о культуре народов своей республики связано с развитием всех сторон личности младшего школьника. Изучая национальные особенности, материальную и духовную культуру разных народов, учащиеся научились творчески мыслить, принимать продуманные решения, общаться с разными людьми. Дети младшего школьного возраста способны осознанно относиться с уважением и терпением к взрослым ближайшего национального окружения, проявлять дружеские чувства к детям разных национальностей.

Заключение

.

Выполненное диссертационное исследование направлено на изучение возможности организации обучения и воспитания на основе определения и обоснования педагогических условий приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана.

Анализ научной, историко-педагогической литературы показал актуальность исследуемой проблемы и спектра вопросов, связанных с ее изучением на протяжении развития педагогической мысли, включающей в себя концепции национального и межнационального воспитания разных эпох.

Прослеживая тенденции осмысления процесса национального воспитания в истории развития культуры и просвещения татарского народа, мы выделили четыре этапа: I — зарождение в опыте народного воспитания первоначальных предпосылок (VI — XVI вв., Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство) — II — становление нового политического и этно-национального самосознания татарского народа (XVI — вторая половина XIX века) — IIIупадок национальной культуры и просвещения (1917 — 1990 гг.) — IVвозрождение и развитие национальной культуры и просвещения (1990г. — по настоящее время). Каждый этап развития национальной культуры и ее использования в системе образования был не простым, есть трудности, с которыми сталкиваются педагоги и сегодня. Однако национально-региональная система образования Татарстана имеет все реальные и потенциальные возможности для интеграции национальной культуры и системы образования, поскольку культурные ценности разных народов оказывают самое активное влияние на развитие национального самосознания.

Приобщение учащихся к культурным ценностям народов становится неотъемлемой частью гуманитаризации образования. Образование выступает гарантом развития социальной сферы, формируя у подрастающего поколения правильное отношение к здоровью, знаниям и культуре, создавая вокруг детей сферу гуманитарной безопасности.

Для управления процессом приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана нами была разработана целостная модель, включающая в себя единство целевого, организационно-педагогического, содержательно-деятельностного компонентов: цель, задачи, педагогические условия, содержание, деятельность и прогнозируемый результат.

Практическая реализация предложенной модели заключается в создании педагогических условий (отбор содержания и включение взаимосвязанных компонентов национальных культур в педагогический процессцеленаправленное руководство изучением культуры народов своего края, осуществление системы воспитательных воздействий в процессе познавательной, развлекательно-познавательной, практической и творческой деятельности в области национальной культурысоздание татарско-русской языковой средыорганизация эффективных форм непосредственного и опосредованного общения учащихся с детьми других национальностейвовлечение родителей в активные формы совместной деятельности с детьми), разработке программы «Путешествие в мир национальных культур» и плана совместной деятельности семьи и школы, направленные на решение задач национального и межнационального воспитания младших школьников национальной школы.

На основе теоретического анализа литературы и экспериментальной работы мы определили критерии сформированности знаний младших школьников национальной школы о культуре народов Татарстана: полнота представлений у детей о жизни своего и других народов, наличие интереса к их трудовым традициям и культуресформированность эмоционально-ценностного отношения к представителям своей и других национальностейпоступки учащихся в соответствии с приобретенными знаниями, их отношение к детям разных национальностей. Каждому из этих критериев соответствуют показатели (целостность знаний о национальной культуре, уважение к человеку независимо от национальности, межнациональная толерантность, дружелюбие), по степени проявления которых можно судить об уровнях сформированности знаний младших школьников национальной школы о культуре народов Татарстана: низком, среднем, высоком.

Использование диагностической методики позволило определить результативность приобщения младших школьников к культуре народов Татарстана по каждому критерию и установить положительные сдвиги по всем диагностическим показателям. Анализ количественных и качественных данных подтвердил эффективность модели приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана.

За время приобщения учащихся к культуре народов Татарстана по программе «Путешествие в мир национальных культур», внедрения компонентов культуры народов родного края в учебный процесс, а также реализации плана совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию произошли количественные и качественные положительные изменения, которые были выявлены исходя из анализа результатов анкет, бесед, наблюдений, изучения продуктов детской деятельности. Положительные изменения находят выражение в сформированности знаний детей о своей национальной принадлежности, малой и большой Родине, труде, быте, искусстве, традициях народов своей республикив наличии интереса к образу жизни и труду своего и других народовв проявлении осознанного, положительного отношения к себе как к представителю определенной национальности, к родному языку, уважительного отношения к человеку независимо от национальностив сформированности таких положительных качеств, как внимание, чуткость, симпатия по отношению к сверстникам другой национальности, в стремлении к личной дружбе с отдельными из них, совместному познанию культуры народов.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Изучение и теоретический анализ проблемы национального и межнационального воспитания в психолого-педагогической, философской, этнографической литературе, изучение опыта работы, организация и проведение опытно-экспериментальной работы показали, что приобщение младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона является сложным динамичным процессом. Этот процесс заключается в изучении культуры народов родного края в учебной и внеучебной деятельности на основе ведущего методологического принципа: от культуры своего родного народа к культуре народов совместного проживания, а затем к мировой.

2. Изучение и анализ положительного опыта национального воспитания детей, особенностей возникновения межнациональных культурно-педагогических связей в их историческом развитии показали, что исследуемая проблема должна изучаться с позиции признания исторической непрерывности развития национальной культуры и просвещения, с учетом определенных временных периодов. Прослеживая тенденции осмысления процесса национального воспитания в истории развития культуры и просвещения татарского народа, мы выделили четыре этапа. Каждый из них характеризуется специфическими особенностями, которые складываются под влиянием социальных, исторических, географических, экономических условий.

3. Использование разработанной модели приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана, содержащей целевой (приобщение к национальной культуре народов родного края), организационно-педагогический (обоснование организационно-педагогических условий, разработка экспериментальной образовательно-воспитательной программы), содержательно-деятельностный (интеграция компонентов культуры народов Татарстана в учебный процесс, этнопедагогизация внеклассной деятельности и семейного воспитания) компоненты, способствовало формированию знаний детей о культуре своего и других народов Татарстана, проявлению уважения к человеку независимо от национальной принадлежности, толерантности и дружелюбия по отношению к представителям разных культур.

4. Эффективность национального и межнационального воспитания, формирование знаний о культуре народов, проживающих в своей республике и в России, воспитание уважения, толерантности и дружелюбного отношения к людям разных национальностей обеспечивается путем создания необходимых педагогических условий, где ведущими являются: отбор содержания и включение взаимосвязанных компонентов национальных культур в педагогический процессцеленаправленное руководство изучением культуры народов своего края, осуществление системы воспитательных воздействий в процессе познавательной, развлекательно-познавательной, практической и творческой деятельности в области национальной культурысоздание татарско-русской языковой средыорганизация эффективных форм непосредственного и опосредованного общения учащихся с детьми других национальностейвовлечение родителей в активные формы совместной деятельности с детьми;

5. Разработанные критерии (полнота представлений у детей о жизни своего и других народов, наличие интереса к их трудовым традициям и культуресформированность эмоционально-ценностного отношения к представителям своей и других национальностейпоступки учащихся в соответствии с приобретенными знаниями, их отношение к детям разных национальностей) и соответствующие им показатели позволили определить уровни сформированности знаний младших школьников о культуре народов Татарстана.

6. Экспериментальная работа показала возможность и необходимость приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов ближайшего национального окружения путем создания необходимых педагогических условий и разработанной программы «Путешествие в мир национальных культур» и перспективного плана совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию детей.

На основании проведенного исследования мы можем предложить некоторые методические рекомендации для ознакомления младших школьников с культурой народов своего региона в учебной деятельности. В соответствии с анализом программ и содержания учебников нами разработаны рекомендации по использованию воспитательного потенциала культуры народов родного края для каждого предмета.

1. Чтение (татарский язык). В содержание программы включить сказки («Танбатыр», «Три медведя», «Дружные братья», «Брат и сестра»), шутки, пословицы, поговорки, традиции (традиции гостеприимства, взаимопомощи) народов родного края. Объяснить их происхождение, значение в жизни людей.

2. Русский язык. Предмет должен изучаться в тесной взаимосвязи с культурой русского народа. При обучении русскому языку должна быть связь языка с самобытностью народа (жилище, предметы быта, национальная кухня), народным творчеством (разные жанры большого и малого фольклора, песни, танцы, декоративно-прикладное искусство, произведения художественной литературы), традициями, обычаями, привычками.

3. Иностранный язык. На уроках рекомендуем использовать приемы сопоставительного анализа культуры родного народа и народа, изучаемого иностранного языка, показать общее и различное в произношении звуков, включить народные праздники (татарские: Сюмбеля, Навруз, Сабантуйанглийские: Chrystmas — Рождество, a Femile day — Женский день, the St’Valentin’s day — День Святого Валентина) в содержание материала.

4. Природоведение. Рекомендуем провести сравнение природы родного края с природой других регионов, выявить отличительные особенности и связать их с трудовыми традициями народов родного края (татарский: сенокос, башкирский: день урожая, чувашские: зажин, дожинки), использовать материалы устного народного творчества (загадки, пословицы и поговорки, рассказы, сказки, народные приметы) о временах года, описания традиций и праздников, связанных с природой родного края: Карга боткасы (татарский), Праздник Труда (русский), Акатуй (чувашский), Ильин день (марийский), День Петра (удмуртский).

5. Математика. Рекомендуем использовать на уроках опорные карточки и таблицы, задачи из устного народного творчества. При изучении тем «единицы измерения» и «счет» обратить внимание учащихся на сказки (Три брата (татарская), Двенадцать месяцев (русская), Три ловких сына (башкирская)), пословицы и поговорки (Семь раз отмерь, один раз отрежь (татарская), Один за всех, все за одного (русская), Семеро одного не ждут (русская)) с единицами измерения и объяснить их происхождение и значение.

6.Трудовое обучение. В содержание программы нужно включить сведения об изделиях народного промысла, традиционные наряды своего народа, детали, составляющие основу народных костюмов, которыми они отличаются от костюмов народов других регионов. На уроках познакомить учащихся младших классов с народными приметами, пословицами о труде (Доказывай не словом, а делом (татарская), От бессонницы трудом лечатся (русская), Лень — величайшее страдание (удмуртская), Важно — дело начать, завершить — не мудрено (башкирская)), традициями и праздниками народов своего региона, связанными непосредственно с трудовыми достижениями (Сабантуй (татарский), Праздник Труда (русский), Ниме (чувашский), Алылмаш (чувашский), Акатуй (чувашский)). Вести работу по приобщению детей к истокам народного творчества, ремесла, которые способствовали бы формированию практических умений и навыков изготовления художественных изделий из глины, соломы, веревок, осваиванию приемов резьбы по дереву, художественной росписи, вышивания, вязания, шитья.

7. Физическая культура. В программу можно включить игры народов населяющих свою республику («Разбивание горшка», «Перетягивание за палку», «Бег в мешке», «Бег с яйцом в ложке», «Перетягивание каната», «Бой козлов», «Крыночка», «Сорока», «Лошадка», «Клинок») спортивные и традиционные праздники («Спартакиада», «Сабантуй», «Масленица», «Акатуй»), являющиеся важным средством физического воспитания подрастающего поколения.

8. Изобразительное искусство. На уроках использовать материалы, связанные с художественными традициями (художественная керамика, художественная обработка дерева, кости, металла и ткани, мозаика из кожи) местного народа, познакомить учащихся с творчеством и произведениями художников, народных умельцев родного края. Вести работу по формированию представлений учащихся о национальных орнаментах, узорах, национальных костюмах народов, населяющих республику.

9. Музыка. В содержании программы можно отвести определенное место для использования частушек, колыбельных и народных песен своего и других народовпредусматривать изучение творчества и произведений композиторов своего региона, России, зарубежных стран.

По нашему мнению, эти рекомендации могут ориентировать учителей начальной школы по национальному воспитанию младших школьников, по их приобщению к культуре своего и других народов. Систематическое внедрение компонентов национальной культуры в программное содержание учебных предметов способствует осуществлению системы воспитательных воздействий в процессе обучения, которое направлено на повышение национальной и межнациональной воспитанности учащихся.

Наше исследование обозначило проблемы для дальнейших исследований: изучение особенностей приобщения к национальной культуре подростков и старших школьниковприобщение учащихся к культуре народов своего региона в многонациональной школеспециальная профессиональная подготовка учителей по национальному и межнациональному воспитанию детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи / С. М. Абромзон. Л.: Наука, 1971.- 281 с.
  2. Ч.Т. Буранный полустанок / Ч. Т. Айтматов. М.: Молодая гвардия, 1981. — 304 с.
  3. А.И. Культура и современность. Диалектика процесса культурной консолидации социалистических стран / А. И. Арнольдов. М.: Мысль, 1973. -159 с.
  4. А.И. Социалистический образ жизни и культура / А. И. Арнольдов. М.: Мысль, 1976. 156 с.
  5. Г. А. Интернациональное воспитание старшеклассников и студентов средствами национального искусства (татарского и народов Поволжья): Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1990. — 145 с.
  6. С.Н. Некоторые проблемы теории культуры / С. Н. Артановский. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1977. — 338 с.
  7. С.А. Народы и культуры / С. А. Арутюнов. М., 1993. — 196 с.
  8. Атлас народов России для школьников: История. Обычаи. Территории. / сост. О. А. Ботякова. Санкт-Петербург: Нева, 2000. — 184 с.
  9. П.Р., Будаева М. М. Методологические проблемы национально-регионального образования / П. Р. Атутов, М. М. Будаева // Педагогика. 2001. -№ 2.-С. 25−31.
  10. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов и Дальнего Востока / В. Ф. Афанасьев. Якутск: Якутск, кн. изд-во, 1979. — 186 с.
  11. М.Л. Духовная культура и художественные традиции // Развитие непрерывного национально-регионального и вариативного художественного и графического образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 1−2 ноября 1999. Уфа: БГПУ, 1999. — С. 23.
  12. Р. А. Татарский язык, его ближние и дальние родственники / Р. А. Ахметьянов // Татарстан. 1991 № 4. — С. 60−66.
  13. Т.Ф. Анализ состояния и пути приобщения детей к национальной культуре в дошкольных учреждениях // Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке: Материалы междунар. науч.-практ. конф. -Ульяновск: УлГПУ, 2005.- С. 213.
  14. Х.Х. Башкирские народные традиции физического воспитания и их использование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ: Дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1993.- 209 с.
  15. В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Дисс. канд. пед. наук, — Казань, 1992.- 191 с.
  16. В.А. Роль традиций и обычаев в воспитании детей / В. А. Балжиев. -Улан-Удэ, 1971.-28 с.
  17. Бакый Урманче. Живопись. Графика. Скульптура: Альбом / Сост. Миннибаев К. И., Ахметова Ф. А. Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. — 124 с.
  18. А.А. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся: Дисс. канд. пед. наук. М., 1996.- 126 с.
  19. БатчаеваХ.Х. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Казань: КГПУ, 1993. — 21 с.
  20. А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале: (из опыта работы школ РТ): Дисс.канд. пед. наук.-Казань, 1996,-211с.
  21. А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1996.- 16с.
  22. А.Р. Краеведение как средство нравственного воспитания младших школьников / А. Р. Батыршина. Наб. Челны, 1997.- 122 с.
  23. Г. Д. Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников: Дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1984. — 128 с.
  24. Г. Б. На жизненном пути (на тат. яз.) / Г. Б. Баширов. Казань: Тат. кит. нэшр., 1986. — 405 с.
  25. Башкортостан. Краткая энциклопедия / под ред. Р. З. Шакурова. Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — 669 с.
  26. Башкортостан. Культура и искусство / под ред. Д. Давлетшиной. Уфа: Китап, 2000.- 43 с.
  27. М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1971. -19 с.
  28. М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: Автореф. дисс.докт. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 43 с.
  29. М.И. Концепции развития и воспитания ребенка в истории педагогических учений: Монография / М. И. Богомолова. Казань: КГПУ, 2001. — 405 с.
  30. М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие для студентов / М. И. Богомолова. Наб. Челны, 1995. — 40 с.
  31. М.И. Национальное воспитание и двуязычие в истории педагогических учений / М. И. Богомолова. Казань, 1998. — 439 с.
  32. М.И. Национальные образовательные системы в зарубежных странах и России / М. И. Богомолова. Казань, 2000. — 424 с.
  33. М.И., Шарафутдинов З. Т. Проблема преемственности между детским садом и школой в вопросах воспитания и обучения / М. И. Богомолова, З. Т. Шарафутдинов. Казань, 1997. — 141 с.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологические исследования / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968.- 208 с.
  35. Ю.В. Национальные проблемы в условиях перестройки / Ю. В. Бромлей // Вопросы истории. 1989. — № 1.- С. 24−41.
  36. Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей.- М.: Наука, 1983. -290с.
  37. С.Н. Эстетическое воспитание учащихся начальной школы во внеклассной работе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- М., 1980. 16 с.
  38. A.JI. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Дисс.канд. пед. наук. -Казань, 1986.- 194 с.
  39. С.Н. Из философии культуры. Размышления о национальности / С. Н. Булгаков.- М.: Просвещение, 1992.- 201 с.
  40. Е.П., Яковлев В. И. Семейная обрядность народов Среднего Поволжья / Е. П. Бусыгин, В. И. Яковлев.- Казань: КГУ, 1990.- 72 с.
  41. М.Х. Формирование целостной личности в условиях полиэтнического образования / М. Х. Валиев // Национальная школа и актуальные проблемы обучения / Под ред. Ф. М. Солтанова. Казань: Мастер Лайн, 2001.- С. 52−54.
  42. О.М. Молдавское устное народное творчество как средство нравственного воспитания и его использование в современной практике учебно-воспитательной работы начальных классов: Дисс.канд. пед. наук,-Казань, 1974. 143 с.
  43. В.И. Марийские народные песни и танцы / В. И. Васильев.-Йошкар-Ола: Марийское кн. из-во, 1991. 201 с.
  44. Г. С. Народная педагогика / Г. С. Виноградов.- Иркутск: Вост.-Сибирск. отд. Русс. Географ. Об-ва, 1926. 256 с.
  45. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков.- М.: Академия, 1999. 168 с.
  46. Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших учебных заведений / Г. Н. Волков.- М.: Академия, 2000. 176 с.
  47. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа / Г. Н. Волков.- Чебоксары: Чувашское кн. из-во, 1976. 326 с.
  48. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы / И. П. Волков.- М.: Просвещение, 1982.- 144 с.
  49. Вопросы нравственного воспитания в национальной школе / Под ред. Д. И. Перфильевской, Х. Х. Янбулатова. М., 1981.-115с.
  50. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей // Дипломатический вестник. 1992. № 6. — С. 10−13.
  51. Всеобщая декларация прав человека / Ведомости СНД PC. 1998.
  52. JT.C. Детская психология / Л. С. Выготский.- М: Педагогика, 1984. 432 с.
  53. Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.- М.: Эксмо, 2003.-512 с.
  54. Р.К. Этнопедагогический аспект башкирского фольклора / Р. К. Габитова // Педагогика. 2002. № 1. — С. 45−51.
  55. Ф.Г. Народные традиции как средство нравственного воспитания младших школьников учащихся сельской школы: Дисс.канд. пед. наук.-Казань, 2004, — 196 с.
  56. В.Г. Национально-региональный компонент стандарта образования / В. Г. Гайфуллин.- Казань, 2000. 119 с.
  57. В.Г. Образование в Татарстане: проблемы и перспективы / В. Г. Гайфуллин // Народное образование. 1995. № 7. — С. 78−82.
  58. Э.Х. татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 267 с.
  59. Э.Х., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники: Книга для учителя / Э. Х. Галиев, Я. И. Ханбиков.- Казань: Татарск. Кн. изд-во, 1975.93 с.
  60. Е.М. Преемственность в интернациональном воспитании между общеобразовательной школой и вузом: Дисс.канд. пед. наук.- Казань, 1986.-260 с.
  61. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин.- М.: МГУ, 1985. 45 с.
  62. Г. Р. Путешествие в мир национальных культур: Программа приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана / Г. Р. Ганиева. Наб. Челны, 2006.- 28 с.
  63. З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З. Т. Гасанов // Педагогика. 2001. № 4.- С. 67−76.
  64. М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985−2000гг.): Дисс.канд. пед. наук.- Казань, 2001. -184 с.
  65. JI.A., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта / Л. А. Гаранин, И. П. Смирнов.-М., 1997. 143 с.
  66. Л.А. Традиционная русская культура в полиэтническом Татарстане / Л. А. Гареева.- Казань: Школа, 2001.- 28 с.
  67. Герюгова 3. Традиции этического и эстетического воспитания детей в карачаевской народной педагогике / З. Герюгова // Воспитание школьников. 2003.-№ 10.-С. 17−22.
  68. К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве / К. Т. Гизатов.- Казань: Тат. кн. из-во, 1982. 126 с.
  69. Н.М. Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся подростков: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1999.- 236 с.
  70. С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности: Дисс. канд. пед. наук.-Казань, 1997. 254 с.
  71. Государственная программа Республики Татарстан: О сохранении, изучении и развитии языков народов РТ. Принята 20 июля 1994 г. // Магариф. 1994. № 11.-С. 2−5.
  72. Государственная символика России и Татарстана: методическое пособие / сост. С. А. Рыбаков, А. Р. Белякова, Е. В. Созник. Казань: Школа, 2003.- 43 с.
  73. И.В. Школа и семья: Пособие для учителя / И. В. Гребенников. -М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  74. А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях Хантов и Манси: Дисс.канд. пед. наук,-М., 1999.- 186 с.
  75. Г. М. Волжская Булгария: духовная культура / Г. М. Давлетшин.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. 190 с.
  76. Г. М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие) / Г. М. Давлетшин.- Казань: Тат. кн. изд-во, 2004, — 431 с.
  77. А.Ф. Диалектика национального и интернационального в сфере культуры / А. Ф. Даждамиров // Вопросы философии. М., 1988. № 8. — С. 38−42.
  78. Г. Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: Дисс. д-ра пед. наук. Казань, 2004. — 435 с.
  79. Л.И., Белоглазов А. В. Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых, А. В. Белоглазов.- Казань: Титул, 2000. 280 с.
  80. Р.С. Развитие духовной культуры в условиях национального возрождения: Дисс. канд. филос. наук. М., 1993.- 135 с.
  81. А.Г. Нижнее Прикамье: Занимательное краеведение. 300 вопросов и ответов / А. Г. Дубровский.- Набережные Челны, 1996. 108 с.
  82. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы / Е. П. Жирков.- М., 1992.- 233 с.
  83. М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды / М.Забылин.-М.: Эксмо, 2003.- 608 с.
  84. В.Г. Традиционная педагогическая культура татарской семьи: Дисс. д-ра пед. наук. Казань, 2002.- 351 с.
  85. Закон Республики Татарстан «Об образовании» // Вестник (Информационный бюллетень Министерства народного образования РТ). 1994. январь.- 74 с.
  86. Закон РФ об образовании //Высшее образование в России. 1996. № 1. — С. 3−36.
  87. Ш. Ш. Нравственное восптитание подростков на прогрессивных народных традициях во внеклассной работе в условиях сельской татарской школы: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1974. — 134 с.
  88. А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измаилов.- М.: Педагогика, 1991.- 251 с.
  89. Н.С. Детский мир (на тат. яз.)/ Н. С. Исанбат.- Казань, 1970.- 264 с.
  90. Т.Г. Интернациональное воспитание: перестройка форм и средств / Т.Г.исламшина.- Казань, 1990.-212 с.
  91. История и культура родного края: Учебное пособие-хрестоматия для 6 кл. / Сост. Б. М. Мифтахов, Ф. Ф. Исламов.- Казань: Магариф, 1994. 191 с.
  92. ИсхаковаР.А. Татарское народное музыкальное творчество / Р. А. Исхакова.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1997.- 263 с.
  93. Н.В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования: Дисс.канд. пед. наук. М., 2005, — 204с.
  94. Кадыйрова J1.X. Декоративно-прикладное искусство татарского народа в художественно-эстетическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы / Л. Х. Кадыйрова.- Казань: КГУ, 2004.- 234 с.
  95. Л.Х. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1−7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства: Автореф. дисс. канд пед наук.- Казань, 1999, — 26 с.
  96. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган.- М.: Политиздат, 1988.- 315 с.
  97. А.К., Алексеева Р. Г., Пипникова С. И. Земли любимый уголок: Викторины, праздники по истории города Набережные Челны, КамАЗа / А. К. Камилова, Р. Г. Алексеева, С. И. Пипникова.- Наб. Челны, 1997.- 28 с.
  98. Л.Н., Вишневский Ю. Р. Очерки теории социалистической культуры / Л. Н. Коган, Ю. Р. Вишневский.- Свердловск: УНЦ АН СССР, 1972.-314 с.
  99. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т./ Я. А. Коменский, — М.: Педагогика, 1982. Т.1.- 656 с.
  100. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / Я. А. Коменский.- М.: Педагогика, 1982. Т.2. — 576 с.
  101. Кон И.С. В поисках себя: Личность и его самосознание / И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1984.- 332 с.
  102. Конституция Республики Татарстан. Введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. Казань: Новое знание, 2003.- 33 с.
  103. РФ. М.: Эксмо, 2003.- 48 с.
  104. Ф.Т. История культуры башкир / Ф. Т. Кузбеков.- Уфа: Китап, 1997.-217 с.
  105. Культура чувашского края: учебное пособие / Сост. В. В. Николаев. Чебоксары: Чувашское кн. из-во, 1995. 275 с.
  106. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т./ А. Н. Леонтьев.- М.:Педагогика, 1983.-Т.2.-318 с.
  107. .Т. Педагогика / Б.Т.лихачев.- М.: Прометей, 1993, — 197с.
  108. .Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев.- М.: Просвещение, 1 981 174 с.
  109. Н.А. Использование НРК в музыкальном воспитании учащихся начальных классов: Дисс. .канд пед наук. Казань, 2005.- 214 с.
  110. С.А. Программа нравственного воспитания детей / С. А. Лялина.- СП.: Единение, 1985, — 86 с.
  111. З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания старших школьников: Дисс. канд. пед. наук. -Л., 1978.- 146 с.
  112. А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах / А. С. Макаренко.- М.: Педагогика, 1977. Т. 1. — 397 с.
  113. А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах / А. С. Макаренко.- М.: Педагогика, 1977. Т.2.- 320 с.
  114. Ш. Б. Источники по истории Казани и Булгара / Ш. Б. Марджани.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1989.- 196 с.
  115. Эл. Край марийский: Книга-альбом / Сост. Ч. В. Суслов. -Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 2000. 240 с.
  116. Э.С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян.- М.: Мысль, 1983.- 284 с.
  117. Е.В. Формирование у студентов ценностного отношения к национальной культуре другого народа: Дисс.канд. пед. наук. М., 2003.213 с.
  118. М.Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников.- М.: Просвещение, 1987.- 232 с.
  119. Между Волгой и Уралом: сто вопросов о народах Поволжья: Сборник вопросов. / Сост. Е. В. Гусева. Казань, 2001. — 18 с.
  120. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. Р. Кузминой. Л.: ЛГУ, 1980. 172 с.
  121. Методические рекомендации и планы практических занятий по курсу «Художественная культура народов Татарстана» / Сост. А. А. Алмазова. Казань: КГПИ, 1993. 84 с.
  122. В.Н. Подготовка будущих учителей начальной школы к формированию национального самосознания учащихся (на примере использования татарского декоративно-прикладного искусства): Дисс. канд. пед. наук. Сургут, 2004.- 183 с.
  123. З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы / З. Ф. Мубинова.- Уфа: БГУ, 2000. 136 с.
  124. А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик.-М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  125. Г. А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды: Дисс.канд.пед. наук.- Казань, 2001.- 256 с.
  126. Г. В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры: Дисс.канд. пед. наук. -Казань, 1973. 187 с.
  127. Г. В. Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа / Г. В. Мухаметзянова, Р. А. Низамов. Казань: Заря-Тан, 1994. — 114 с.
  128. К. Избранные произведения / К.Насыри. Казань: Таткнигоиздат, 1977.-255 с. 131 .Насыри К. Книга о воспитании / К.Насыри. Казань: тат кн. изд-во, 1992. -145 с.
  129. Национальная школа: Концепция и технология развития // Материалы международной конференции / Под ред. Е. П. Жиркова. М.: Просвещение, 1993. 320 с.
  130. З.Г. Духовное развитие личности на основе этнокультурных традиций / З. Г. Нигматов // YI Междунар. научн.-практ. конф. 18−20 октября 1999. Казань: КГПУ, 1999. С. 8−18.
  131. З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Дисс. канд. пед. наук,-Казань, 1980.-226 с.
  132. З.Г. Традиции семейного воспитания / З. Г. Нигматов // Народное образование. 1986. № 1.- С. 82−84.
  133. Р.А. Татарская народная педагогика: Учебное пособие /Р.А.Низамов.- Казань: Магариф, 2002.- 112 с.
  134. Г. А. Народная педагогика удмуртов / Г. А. Никитина.- Ижевск: Удмуртия, 1997, — 135 с.
  135. Образование в Республике Татарстан: Статистический сборник.- Казань: Госкомстат РТ, 2004. 142 с.
  136. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.- М.: Азбуковник, 1999. — 536 с.
  137. Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика. 2002. № 5.-с. 41−47.
  138. И.А. Обычаи и традиции русского народа. 2-е изд. / И. А. Панкеев.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. — 542 с.
  139. И.Г. Избранные педагогические сочинения в2-х томах / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Киарон. М.: Педагогика, 1981. Т. 1.- 336 с.
  140. И.П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый.- М.: Педагогика, 2000.- 400 с.
  141. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.- 224 с.
  142. Праздники в начальной школе: сценарии, капустники, развлечения, турниры, игры. / Сост. С. В. Савинова. Волгоград: Учитель, 2001. — 104 с. Психологический словарь / Сост. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  143. С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике: Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1973.- 124 с.
  144. Ф.А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для национальных школ, лицеев / Ф. А. Рашитов.-Саратов: Детская книга, 2001. 288 с.
  145. Р.К. Народная педагогика алтайцев: Дисс. канд. пед. наук,-Л., 1993.- 158 с.
  146. Р.Н. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы: Дисс.канд. пед. наук. Казань, 2004. — 220 с.
  147. Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики: Монография / Р. А. Сахипова.- Нижнекамск: Чишма, 2001.- 103 с.
  148. Р.А. Традиции татарской народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков (на материалах школ-гимназий): Дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1996. 218 с.
  149. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М. Т. Карпенко. М.: Просвещение, 1988.- 78 с.
  150. Г. М. Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства в общеобразовательной школе: Дисс.канд. пед. наук, — Казань, 2000.- 208 с.
  151. Л.Ю. Теория и практика формирования социально устойчивой личности учащихся: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- Казань, 1993.- 45 с.
  152. Л. Ю., Хузиахметов А. Н. Младший школьник, его развитие и воспитание: Учебно-методическое пособие / Л. Ю. Сироткин, А. Н. Хузиахметов.-Казань: Матбугат йорты, 1999. 212 с.
  153. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова 4-е изд. М.:Сов. Энциклопедия, 1987. 1599 с.
  154. Н.А. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 129 с.
  155. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX XX вв.): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — Чебоксары, 1998.42 с.
  156. К.И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакасии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. 20 с.
  157. Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: спецкурс / Э. К. Суслова.- М., 1994. 80 с.
  158. В.А. О воспитании / Сост. С. Л. Соловейчик, 2-е изд.-М.:Политиздат, 1975.-272 с.
  159. В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский, — Киев: Рад. школа, 1988.- 270 с.
  160. Э.С. Татарстан: Национально-государственные интересы / Э. С. Тагиров.-Казань: КФЭИ, 1996, — 80 с.
  161. Татары / Под ред. Р. К. Уразмановой, С. В. Чешко.- М: Наука, 2001.- 583с.
  162. Т.Г. Использование прогрессивных традиций Мордвы в воспитании гуманности у младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1982.- 175 с.
  163. Ю.С., Хасанова Г. Ф. Сущность и принципы формирования национального самосознания / Ю. С. Тюников, Г. Ф. Хасанова.- Казань, 1994.189 с.
  164. Ю.С., Хасанова Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования / Ю. С. Тюников, Г. Ф. Хасанова, Ф. Ф. Харисов.- Казань, 1994.- 90 с.
  165. Удмуртия многонациональная / под ред. JI.H. Бурановой.- Ижевск: Пешта, 2000.- 390 с.
  166. Удмуртская республика. Энциклопедия / под ред. Туганова В. В. Ижевск: Удмуртия, 2000.- 648 с.
  167. О.Н. Работа с родителями младших школьников / О. Н. Урбанская.- М., 1986. 192с.
  168. Р.К. Народные обряды и праздники татар / Р. К. Уразманова.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1992.- 96 с.
  169. Учение о нравственности: Учебное пособие-хрестоматия / Сост. B.C. Казыханов.- Набережные Челны, 2000. 162 с.
  170. К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988, — Т. 1. — 416 с.
  171. К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1989. — Т.4. — 528 с.
  172. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983.- 840 с.
  173. К.Н. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение / К. Н. Хабибуллин, — JL: Знание, 1989. 30 с.
  174. И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Екатеринбург, 2004, — 23 с.
  175. Ш. Х. Мусса Джалиль интернационалист / Ш. Х. Хамматов.-Казань: тат. кн. изд-во, 1988.- 244 с.
  176. Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа / Я. И. Ханбиков.-Казань, 1967.- 232 с.
  177. Я.И. История педагогики татарского народа / Я. И. Ханбиков.-Казань, 1975.- 163 с.
  178. Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: Пособие для студентов и аспирантов / Я. И. Ханбиков.- Казань, 1975.162 с.
  179. Ф.Ф. Национальная культура фактор интеграции региональной системы образования / // Магариф. 1997. — № 10.- С. 68−69.
  180. Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе / Ф. Ф. Харисов.- Казань: Тан-Заря, 1996.- 138 с.
  181. Ф.Ф. Образовательный ресурс национальной культуры / Ф. Ф. Харисов.- Казань: Хэтер, 1998. 128 с.
  182. Ф.Ф. Пути становления национальной школы / Ф. Ф. Харисов // Национальная школа: вчера, сегодня, завтра. Казань, 1996.- С. 5−8.
  183. Ф.Ф. Школа барометр благополучия общества / Ф. Ф. Харисов // Республика Татарстан. — Казань, 2001.- 22 февраля.- С. 4.
  184. Ф.Ф. Школа центр национальных культур: Метод. Рекомендации / Ф. Ф. Харисов.- Казань: Тан-Заря, 1996. — 16 с.
  185. Ф.Ф., Харисова J1.A. Игра средство воспитания (на тат. яз.) / Ф. Ф. Харисов, Л. А. Харисова.- Набережные Челны: КамАЗ, 1994. — 128 с.
  186. Л.А. Педагогический потенциал национальной культуры / Л. А. Харисова.- Казань: Тан-Заря, 1996. 76 с.
  187. С.А. Развитие полиэтнической культуры учащихся средствами фольклора в образовательном процессе начальной школы: Дисс.канд. пед. наук.- М., 2003.- 234 с.
  188. Г. Ф. Диалог культур как способ включения в межэтнические коммуникации / Г. Ф. Хасанова // YI Междунар. научн.-практ. конф. 18−20 октября 1999.- Казань: КГПУ, 1999. С. 51−54.
  189. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей / А. С. Хворстов.- М: Просвещение, 1981.- 175 с.
  190. А.Б. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики: Дисс. канд. пед. наук, — Казань, 1996. 208 с.
  191. А.Б. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Казань, 1996.-23 с.
  192. С.М. Искусство Татарии / С. М. Червонная.- М.: Искусство, 1987. -352 с.
  193. И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова: Уроки внеклассного чтения в национальной школе / И. С. Чернявская.- М.: Просвещение, 1982.- 112 с.
  194. Д.Р. Сабантуй образ жизни народа / Д. Р. Шарафутдинов,-Казань: Эхо веков, 1997.- 310 с.
  195. З.Т. Историческая преемственность в развитии татарского национального образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук, — Казань, 1999.82 с.
  196. З.Т., Ханбиков Я. И. История педагогики Татарстана / 3.Т.Шарафутдинов, Я. И. Ханбиков, — Казань: КГПУ, 1998, — 306 с.
  197. А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: Дисс.канд. пед. наук.- Казань, 1999. 193 с.
  198. Р.И. Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников: Дисс.канд. пед. наук.-Казань, 2005.- 207 с.
  199. Этнокультурный фактор совершенствования системы образования Республики Татарстан // Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Казань: Школа, 2000.- 172 с.
  200. И.М. Психология взаимопонимания / И. М. Юсупов.- Казань, 1991.-213 с.
  201. М. Туслах / М. Юхма // Москва. 1982. — № 12. — с. 158−163.
  202. З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: Дисс. канд. пед. наук.-Казань, 1998.- 263 с.
Заполнить форму текущей работой