Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста: На материале изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребёнка к окружающему миру, является «отношение». Действенное отношение проявляется в преобразовательно — практической деятельности человека. Она предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой, как частью мира. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром на уровне «отношения» заключается в том, что «отношение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И
  • ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Актуальные проблемы эстетического воспитания детей
    • 1. 2. Искусство как средство формирования художественно-эстетической культуры
    • 1. 3. Состояние проблемы ознакомления детей с искусством в дошкольной педагогике., ir
  • JL’V-:'
    • 1. 4. Эстетическое и художественное восприятие как научная проблема
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Характеристика контингента испытуемых и состояние работы ДОУ в контексте исследования
      • 2. 2. 0. писание методов исследования
    • 2. 3. Анализ данных констатирующего эксперимента

    ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ И ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

    3.1. Технология формирующего эксперимента.

    3.2. Формирование эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности детей дошкольного возрас

    3.3. Анализ данных контрольного эксперимента.

Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста: На материале изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование гармоничной личностинепреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко вглубь истории, но актуальность ее не исчезает в связи с изменением мира в целом, развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах. На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, с утратой ценности общечеловеческих отношений, надвигающейся экологической катастрофой, пренебрежением к огромным пластам человеческой культуры, обострившимися особенно к концу 20 века в нашей стране. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

Современная дошкольная педагогика, ориентируя свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира (природы, культуры, истории и т. п.), стратегической целью воспитания определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям:

• к человеку, к самому себе и человечеству в целом;

• к природе;

• к рукотворному миру;

• к культуре (искусству).

В соответствии с психолого-педагогической концепцией дошкольного воспитания базис личностной культуры является средоточием общечеловеческих ценностей (красоты, добра, истины и др.) и средств жизнедеятельности (представлений о действительности, способов активного воздействия на мир, проявлений эмоционально-оценочного отношения к происходящему). Базис личностной культуры — человеческое начало в человеке, условие формирования и проявления эмоционально-оценочного отношения к миру.

Раскрывая механизмы реализации личностно-ориентированной модели, авторы выделяют специфику отношений к ценностям (природе, человеку и т. п.), так называемые ценности переживания: «величие и красота природы, близость ко всему живому, близость к предметам и явлениям окружающего мира, одушевление их, переживание чувства красоты в собственной творческой деятельности» [7].

Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение модели созидательного, художественно — творческого отношения к миру, которое может быть выражено уже в дошкольном возрасте средствами художественно-творческих видов деятельности. В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее эффективная, так как приобретая способность и имея возможность выразить авторское отношение к миру средствами художественных образов, ребенок гармонизирует себя и создает свой неповторимо — индивидуальный мир, реализуясь и актуализируясь как полноправная личность. Наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру является искусство, где органично связаны процессы познания мира, его эстетического осмысления и художественно — авторского выражения своего к нему отношения.

В дошкольной педагогике сложился достаточно широкий арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной культуре.

Применительно к предмету нашего исследования среди них особо следует отметить искусство. В процессе художественного восприятия на основе сопереживания рождается сочувствие, содействие, расширяется палитра разнообразных чувств (эстетического, художественного характера), наслаждение творчеством как проявлением духовных сил человека.

Влияние искусства на развитие творческой личности не переоценимо. В исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых отмечена его роль в процессе становления гармоничной, духовно богатой личности. Адаптивная функция искусства, в процессе социализации личности ребенка выделена в ряде исследований Д. А. Леонтьева. «Столкновение с искусством, с иным миром, как бы расшатывает смысловые стереотипы, позволяет увидеть в конечном счете одни и те же вещи одновременно с разных точек зрения, стереоскопично увидеть в одном — разное. Искусство служит обогащению жизненного опыта, оно не только не уводит человека от реальной жизни, но, скорее наоборот, привлекает его к ней. Искусство в жизни человека играет важную адаптивную роль в лучшем смысле этого слова. Обогащаясь смысловым опытом в процессе общения с искусством, человек формирует у себя новые формы отношения к действительности, делающее его взаимодействие с миром более гибким, осмысленным» [64].

Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребёнка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальнопластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.

Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребёнка к окружающему миру, является «отношение». Действенное отношение проявляется в преобразовательно — практической деятельности человека. Она предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой, как частью мира. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром на уровне «отношения» заключается в том, что «отношение» обозначает более совершенный уровень организации и осознания ребёнком его деятельности, чем простое овладение ее технической стороной (ремеслом, языком этой деятельности). Каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная — детерминирует гностическое отношение к мирупреобразовательная — порождает творческое отношение к предметной среде и людямценностно-ориентационная — направляет сознание ребёнка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений.

Художественная деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественного творчества.

В области эстетического воспитания проблему формирования отношений ребёнка к действительности разрабатывали А. И. Буров, Е.В. Квятков-ский, A.M. Коршунов, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов, А.А. Мелик-Пашаев и др.

Общевоспитательное значение художественного творчества раскрыто в работах Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Г. Б. Лабунской, Н.Н.

Ростовцева, Б. П. Юсова, Т. Г. Казаковой, Н. П. Сакулиной, Л. В. Компанцевой, Р. А. Мирошкиной и др.

Несмотря на это в педагогической практике до сих пор не изжита недооценка роли художественно-творческих видов деятельности как одного из направлений эстетического цикла (системы) в создании гармоничного, эстетического отношения ребёнка к внешнему окружению. Преобразование модели воспитания, реализация личностно-ориентированного подхода в организации педпроцесса эстетического воспитания требует пересмотра целей, задач, функций творческих видов деятельности, что в практике осуществляется довольно медленно и не всегда эффективно.

Исследования показывают, что многие дети, владеющие основами изобразительной деятельности, не обладают достаточно осознанными образными представлениями о явлениях действительности.

Констатирующее обследование детей 6−8 лет показало, что только 24% диагностируемых проявляют способность чувствовать эмоциональный характер явлений действительности и выделять «выразительное» в окружающем мире (любоваться миром) — 88% детей не оценивают адекватно свои творческие возможности. У этой же группы отсутствует социальная мотивация реализовать себя, недостаточно развита творческая инициатива. Они не умеют занять достойное место в коллективе, раскрыть другим ценность замысла и исполнения своей работы, не уверены, застенчивы, внутренне «зажаты» [87].

Анализируя возможности эстетического воспитания и сопоставляя их с реальной организацией педагогического процесса в дошкольных учреждениях, мы пришли к выводу, что научные исследования разных аспектов раздела не находят должного внедрения в практике. Очевидны следующие недостатки в организации и руководстве эстетическим воспитанием: • отсутствие принципа комплексности в использовании всех возможных средств эстетического воспитания и планировании педсистемы раздела;

• отсутствие вариативных методик диагностики уровня художественно-эстетического развития дошкольников;

• недоучет психолого-педагогических условий в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию дошкольниками окружающего мира и произведений искусства;

• низкий качественный уровень подготовки воспитателей по данному направлению работы.

Анализ научной литературы и практики эстетического воспитания в дошкольных учреждениях позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затруднят, а порой делает невозможным реализацию задач данного раздела. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:

• потребностью общества в эстетически развитой личности и отсутствием адекватных технологий, обеспечивающих становление эстетического отношения к миру в дошкольном возрасте;

• объективно существующими возрастными предпосылками художественноэстетического развития детей дошкольного возраста и недостаточной ориентацией на них в практике эстетического воспитания;

• потенциальными возможностями детей в художественноэстетическом познании окружающей действительности и произведений изобразительного искусства, и отсутствием эффективной технологии формирования эстетического и художественного восприятия;

• универсальными возможностями искусства, как средства формирования эстетического отношения к миру, и ограниченным их использованием в практике работы с детьми дошкольного возраста.

Последние достижения науки, смена традиционных приоритетов целей и задач педпроцесса в личностно-ориентированной модели, обусловило новое видение самоценности дошкольного возраста, возможностей гармонизации индивидуального и социально-типичного, роли художественнотворческих видов деятельности в этом процессе, их опосредующей функции в становлении эстетического отношения к окружающей действительности.

На наш взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования эстетического отношения к миру являются:

• ознакомление детей с искусством как квинтэссенцией эстетического отношения человечества к миру, моделью его художественного преобразования;

• культура эстетического восприятия (познания) мира, опосредующая формирование эстетического вкуса, суждений, оценок и т. п.;

• доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности.

В нашей работе были исследованы и раскрыты нетрадиционные подходы к организации:

• технологии ознакомления детей с искусством;

• технологии эстетического и художественного восприятия и познания мира.

Анализ и совершенствование средств, детерминирующих полноценное решение задач эстетического воспитания, обеспечение адекватной технологии организации процесса эстетического познания окружающего мира и произведений изобразительного искусства является насущной необходимости практики сегодняшнего дня.

Цель исследования — выявить особенности эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности и эффективные способы и средства их формирования у детей старшего дошкольного возраста Объект исследования — эстетическое и художественное восприятие окружающей действительности и произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования эстетического и художественного восприятия детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

Процесс формирования эстетического и художественного восприятия детей дошкольного возраста будет проходить боле успешно, если:

• Эстетическое восприятие будет рассматриваться как специфическая деятельность, опосредующая развитие способностей к эстетическому переживанию, возникающему в результате субъективнозначимого «открытия» ребенком эстетического «смысла» (красоты) объектов окружающего мира.

• Формирование эстетического восприятия будет происходить в процессе специально организованной деятельности «любования» .

• Художественное восприятие будет рассматриваться как спеифическая деятельность, опосредующая развитие способности к художественноэстетическому переживанию, возникающему в результате познания («открытия») окружающей действительности средствами искусства и «сотворения» себя в воображаемом мире художественных образов.

• Контроль и коррекция результатов работы с детьми будут осуществляться в соответствии с наличными уровнями эстетического и художественного восприятия.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы эстетического и художественного восприятия в теории и практике дошкольного воспитания.

2. Изучить особенности эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности детей дошкольного возраста и определить психолого-педагогические условия, оптимально способствующие их формированию.

3. Разработать систему педагогических методов и приемов содействия формированию эстетического и художественного восприятия детей дошкольного возраста.

4. Проверить эффективность выявленных психолого-педагогических условий формирования эстетического и художественного восприятия в опытноэкспериментальной работе.

Методологической и теоретической основой исследования являются современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Е.В. Бодрова, В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина, В. С. Мерлин, А.А. Мелик-Пашаев, А. А. Бодалев, В.А. Мяси-щев, Л. И. Божович и др.) — исследования в области психологии эстетического и художественного восприятия (Б.С. Мейлах, П. М. Якобсон, О. Н. Органова, Д. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, И. С. Левшина, Ю. Н. Петрова, Л. Н. Столович, Л. С. Выготский, Т. В. Шуртакова, Е. М. Торошилова, Б. М. Неменский, Е.М. Дукаревич) — результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников эстетического восприятия произведений искусства и окружающей действительности (Н.А. Вершинина, Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Р. А. Мирошкина, Л. В. Компанцева, P.M. Чумичева, Л. П. Стрелкова и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определены механизмы становления эстетического и художественного восприятиявыявлены психолого-педагогические условия, детерминирующие успешное формирование способностей дошкольников к эстетическому восприятию мира и художественному восприятию произведений изобразительного искусствапредложена авторская интерпретация эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности, приемов анализа картин разных жанров, методов диагностики уровней художественного и эстетического восприятия в дошкольном возрасте.

Практическая значимость состоит в разработке содержания, форм, методов и приемов формирования эстетического и художественного восприятия реалий окружающей действительности и произведений изобразительного искусствав апробации и внедрении дидактических материалов в виде конспектов занятий по «любованию» и ознакомлению детей с произведениями искусствав создании педагогической системы формирования эстетического отношения к природе, человеку, рукотворному миру, ведущими средствами которой являются искусство и разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Результаты исследования широко внедряются в практику работы дошкольных учреждений и допускают возможность вариативной интерпретации содержательного компонента педсистемы без изменения общей технологии. Материалы исследования используются в учебном курсе «Теория и практика художественного воспитания дошкольников». На протяжении десяти лет основные теоретические посылки исследования реализуются и углубляются в курсовых и дипломных исследованиях студентов факультета дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, а также в процессе активной педагогической практики.

Апробация работы. Основные положения по теме исследования докладывались и обсуждались на заседании лаборатории эмоционального развития дошкольника НИИ дошкольного воспитания (г. Москва, 1988, 1991 г. г.) — на межвузовских научно-практических конференциях (Пермь, 1989, 1992, 1995, 1997 г. г.) — на научно-практическом совещании деканов России (г. Шадринск, 1994 г.) — на областных, городских, районных научно-практических конференциях и методических объединениях. Материалы исследования включены в курс лекций по теории и практике развития изобразительного творчества, в материалы спецсеминара и спецкурса «Эстетическое отношение к миру как средство гармонизации личности дошкольника» ;

Развитие художественно-творческих способностей дошкольника как путь становления эстетического отношения к миру" - опубликованы в межвузовском сборнике «Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду» (г. Пермь, 1993). Теоретические и практические материалы по организации и руководству системой эстетического воспитания дошкольников многократно использовались в работе с педагогами Перми и Пермской области.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эстетическое восприятие детей дошкольного возраста предполагает познание объектов окружающего мира (с позиций их «эстетического» начала). Психологической основой эстетического восприятия является эмоциональное переживание, возникающее в результате открытия субъективнозначимого смысла воспринимаемого объекта. Динамика становления эстетического восприятия в дошкольном возрасте определена уровнем развития способности к эстетическому переживанию (чувственному, рациональному, созерцательному).

2. Художественное восприятие в дошкольном возрасте предполагает познание мира, открытие и сотворение себя в воображаемом поле художественных образов искусства. Психологической основой художественного восприятия являются способности к эмоциональной идентификации, эмпа-тиидостаточно высокий уровень развития воображенияспособность к художественно-эстетическому переживанию. Динамика становления художественного восприятия в дошкольном возрасте определена уровнем развития способности к художественно-творческому переживанию (наивнореалистическому, эмпатийному, целостному).

3. Формирование эстетического и художественного восприятия протекает более успешно при соблюдении соответствующих психолого-педагогических условий.

4. Эстетическое восприятие окружающей действительности и художественное восприятие произведений искусства являются оптимальными средствами содействия становлению эстетического отношения к миру детей дошкольного возраста.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение проблем формирования эстетического и художественного восприятия в теории и практике подтвердило актуальность проведенного исследования и позволило установить недостаточную разработанность отдельных аспектов эстетического воспитания: становления эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельностицелостного освещения проблемы организации и руководства педагогическим процессом формирования эстетического и художественного восприятияразработки адекватной возрасту технологии, обеспечивающей полифункциональное влияние произведений изобразительного искусства на развитие личности дошкольника.

В исследовании реализована поставленная цель — выявлены особенности эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности и определены способы и средства их формирования.

Результаты экспериментальной работы позволили установить, что эстетическое и художественное восприятие являются различными, но взаимосвязанными специфическими видами эстетической деятельности детей. Различие между ними определено тем, что эстетическое восприятие обуславливает познание окружающей действительности с позиций присутствия в объектах эстетического начала, а художественное — опосредует восприятие мира средствами художественных образов, в результате чего ребенок получает возможность проживать ранее неизведанные эмоциональные состояния, чувства, творя себя, осваивая палитру новых отношений к проживаемым явлениям, ситуациям событиям в «воображаемом поле» художественных образов.

Эстетическое восприятие (познание мира) с позиции эстетики является объективной и необходимой основой художественного восприятия произведений искусства в дошкольном возрасте.

Выполненная работа позволила сделать следующие выводы:

1. Дети дошкольного возраста обладают благоприятными психологическими предпосылками к развитию эстетического и художественного восприятия, наиболее значимые из них: повышенная эмоциональная отзывчивость на чувственные впечатлениявзаимопроникающее развитие формально-логического и эмоционально-образного мышленияспособность к «одушевлению», «очеловечиванию» любых объектов окружающей действительности (феномен анимистического отношения к миру) — «предэсте-тический» опыт ролевой игры.

2. Своеобразие эстетического восприятия определено, прежде всего тем, что оно представляет специфическую деятельность, в процессе освоения которой у детей дошкольного возраста формируется способность к познанию объектов окружающего мира с позиций их эстетического начала. Психологической основой эстетического восприятия является эмоциональноэстетическое переживание, возникающее в результате открытия субъективнозначимого смысла воспринимаемого объекта (его внешней, чувственной, или «скрытой», сущностной красоты — гармонии). Динамика становления эстетического восприятия в дошкольном возрасте определена уровнем развития способности к эмоционально-эстетическому переживанию (чувственному, рациональному, созерцательному). Эстетическое восприятие является необходимой основой формирования художественного восприятия.

3. Художественное восприятие предполагает в дошкольном возрасте познание мира средствами разных видов искусства. Художественное восприятие раскрывает ребенку уникальные возможности открытия и сотворения себя, своих отношений с окружающим миром в «воображаемом поле» художественных образов искусства. Психологической основой художественного восприятия являются способности ребенка к эмоциональной идентификации, эмпатиидостаточно высокий уровень развития воображенияспособность к художественноэстетическому переживанию (не присутствующему в жизненном опыте). Динамика становления художественного восприятия в дошкольном возрасте определена уровнем развития способности к художественно-творческому переживанию (наивно-реалистическому, эмпатийному, целостному). 4. Успешность работы по формированию эстетического восприятия окружающей действительности и художественного восприятия произведений изобразительного искусства определяется соответствием организации педагогического процесса психолого-педагогическим условиям, выделенным в исследовании.

Эстетическое воспитание представляет собой педагогический процесс содействия становлению системы отношений ребенка с миром, с приоритетом эстетического отношения. Оптимальными средствами становления эстетического отношения в дошкольном возрасте является эстетическое восприятие окружающей действительности и художественное восприятие произведений искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.А. О роли взаимодействия эмоций и воображения в становлении игровых действий у ребенка // Отчет о научно- исследовательской работе лаборатории эмоций НИИ дошкольного воспитания. М., 1990. 14.
  2. М.А. Пути и условия интеллектуального развития младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством. Ав-тореф.дис…к.пед.наук. Якутск, 1997. 4, 11.
  3. М.Н. Типология эмоций в искусстве // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. З — 4.
  4. Ю.К. Педагогика. М., 1988. 164−178.
  5. П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.
  6. В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. М., 1977, № 4. 38, 62.
  7. Е.В., Давыдов В. В., и др. Опыт построения психолого- педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии, 1989, №
  8. Л.И. Изучение личности школьников и проблемы воспитания // Типологические науки в СССР. М.: АПН, 1960. Т. 15.
  9. Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. 1951 а. № 36.
  10. Ю.Б. Эстетика. М., 1975. 42 — 48.
  11. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990.
  12. А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956. 282 с. ^
  13. П.А. Возможности освоения дошкольниками некоторых знаний о композиции произведений живописи // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. Л., 1984. 128−136.
  14. П.А. Овладение умением воспринимать композицию как условие освоения старшими дошкольниками содержания живописного произведения // Оптимизация учебно- воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985. 35−43.
  15. Н.А. Системно- структурный подход в эстетическом воспитании детей // Теория и практика эстетического воспитания в свете решений XXVII съезда КПСС. М., 1978, с. 49 — 53.
  16. Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1978. 5−9.
  17. Взаимодействие и синтез искусств / Под ред. Благого Д. Д., Кедрова Б. М. и др. Л., 1978.
  18. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций //Психология эмоций. Тексты. Изд-во МГУ, 1993. 8−25.
  19. Г. Г. Значение эстетического воспитания и изобразительной грамоты в деле общего воспитания и образования // Уч. записки МГПИ. М., 1967, № 295.
  20. Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жара как средство развития художественного творчества. Автореф .дис… канд.пед.наук. М., 1997. 4,5,18.
  21. Г., Казакова Т. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм // Дошкольное воспитание, 1984, № 6. 46 — 50.
  22. В. Фантазия как основа искусства. М., 1914.
  23. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 3−25.
  24. Л.С. Психология искусства. М., 1968. ^
  25. Гармония: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 108−109.
  26. Гармония: Эстетика. М., 1989. 53−54.
  27. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 175.
  28. М.В. Формирование предпосылок эмоционального восприятия дошкольниками произведений изобразительного искусства // Проблемы гуманизации воспитательно- образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993. 178−179.
  29. Л.Я. Искусство и эмоции. М., 1997.
  30. Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993. 24−30.
  31. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для вузов /под ред Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. М., 1988. 230−253.
  32. В.А. Рассматривание иллюстраций в книге // Система эстетического воспитания в детском саду / под ред. Ветлугиной Н. А. М., 1962.
  33. Н.М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969.
  34. Н.М. Эстетическое восприятие детьми 6 — 7 лет пейзажной картины // Сб.уч.записок ЛГПУ, 1963. Т.270.
  35. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1959.
  36. В.Г. Построение эмоционально-художественного образа как творческий и педагогический процесс (на материале хореографической лексики) // Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений. Пермь, 1989. 171−177.
  37. К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.
  38. Искусство и дети / Под ред. Шестакова В. М., 1969. 28,62,188,218.
  39. Искусство и эмоции // Материалы Международного научного симпозиума. Пермь, 1991. т
  40. Каган М. С, Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии, 1989, № 4. 5−14.
  41. М.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983.
  42. Л.П. Образ автора как критерий адекватности исполнения и восприятия // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. 47 — 48.
  43. Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971.160 с.
  44. Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики. М., 1983. 224 с.
  45. В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5−7 лет // Дошкольное воспитание, 1973, № 2.
  46. Т. Дети в мире творчества. М, 1995.
  47. Т. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание, 1995, № 5. 47−49.
  48. Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985.
  49. Е. Эмоции и художественный вкус // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. 61. с.5−12.
  50. Красота: Эстетика. М., 1989. 162−163.
  51. Краткий словарь по эстетике / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М., 1983. 29,79, 121−124.
  52. Л. Искусство как средство целостного познания действительности // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. 62.
  53. Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». -П., 1996.
  54. Н.А. Художественный образ в эстетическом воспитании дошкольников // Оптимизация учебно- воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985.
  55. Г. В. Изобразительное творчество детей. М., 1965. 8−15.
  56. А.Ф. Классификация личностей. М., 1923. 368.
  57. Е., Комарова Т. Беседа о натюрморте // Дошкольное воспитание, 1967, № 5.
  58. Е., Комарова Т. Беседа о пейзаже // Дошкольное воспитание, 1967, № 3.
  59. Е., Комарова Т. Знакомство детей с изобразительным искусством //Дошкольное воспитание, 1967, № 1.
  60. И.С. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М., 1981. 44.
  61. И.С. Как воспринимается произведение искусства. М., 1983.
  62. Д., Ломакина Д. Художественная компетентность как характеристика личности // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. 64 — 65.
  63. Д.А. Личностно — смысловые механизмы становления индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1983. Вып.1.
  64. Д.А. Осмысленность искусства // Искусство и эмоции. Материалы Международного научного симпозиума. Пермь, 1991. 67.
  65. Т. Эстетика / Философия в систематическом изложении. СПб., 1909.
  66. .Т. Эстетика воспитания. М., 1972.
  67. А.Ф. Завершающее античное определение красоты в контексте других эстетических категорий // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. 31−44.
  68. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.
  69. Е.В. Педагогическое руководство эстетическим воспитанием учащихся 5 — 8 классов в процессе обучения изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства. Автореф. дис… канд.пед.наук. М., 1997.С.З, 15,21.
  70. Л. Формирование графического образа на занятиях по рисунку, М., 1986. 7−20, 35−42.
  71. .С. Процесс творчества и художественное восприятие. М. 1985. 196- 197.
  72. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии, 1989, № 5. 11−17.
  73. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Дисс.докт.псих.наук. М., 1994. 43−44, 74−75,148−150.
  74. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно- творческого развития школьников // Вопросы психологии, 1989, >fo 1. 15−23.
  75. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. К проблеме общего и специального в художественной одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. 307, 320.
  76. Мелик-Пашаев А.А., Выготский Л. С, Бахтин М. М. Подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу // Вопросы психологии, 1996, Я" 5.
  77. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей // Новые исследования в психологии. М, 1981, № 2.- 1982, № 1.
  78. B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988. 19−29,39−41. SO. Мерлин B.C. Управлять развитием личности // Рассказы ученых. Пермь, 1978. 85, 86.
  79. Р.А. Развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами книжной графики. Магнитогорск, 1986.
  80. Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках // Дошкольное воспитание, 1988, № 7. 27−30.
  81. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма освоения социального опыта. М., 1981. 40−50.
  82. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: АПН СССР, 1960, Т.2.
  83. В.Н. Проблемы отношений личности в психологии индивидуальных различий // Проблемы психологии. Л.: ЛГУ, 1953.
  84. М.А. Условия формирование действенного отношения ребенка к окружающему миру на занятиях художественным трудом. // Педагогика искусства в творческих поисках: материалы Всероссийского совещания — семинара. Москва — Самара, 1996.с. 141 -143.
  85. М.А. Формирование действенного отношения младших школьников к окружающему миру на занятиях художественным трудом: Авто-реф.дисс… канд.пед.наук. М., 1997. 2−4.
  86. .М. И начиная с детского сада, с самого нежного возраста // Дошкольное воспитание, 1989, № 3.
  87. .М. Мудрость красоты. М., 1981. 192 с.
  88. .М. Эмоционально- образное познание в развитии человека // Вопросы психологии, 1991, № 3. 9−16.
  89. З.Н., Мелик-Пашаев А.А, Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания // Вопросы психологии, 1979, № 3. 153−158.
  90. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. Шацкой В. Н., М., 1955.
  91. О.Н. Специфика эстетического восприятия. М., 1975. т
  92. Основы эстетического воспитания. Уч. пособие /Под ред. А. К. Дремова. М., 1975. 223−248.
  93. Ю.Н. Показатели художественного развития личности в области изобразительного искусства // Проблемы художественного развития личности.: Министерство культуры СССР, ВНИИ искусствознания. М., 1982.
  94. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Р- дону, 1986.
  95. Прекрасное: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 507- 508.
  96. Проблемы художественного развития личности // Сб.статей.: Министерство культуры СССР, ВНИИ искусствознания. М., 1982.
  97. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. В. и др. М., 1983. ЮО. Психология эмоций. Тексты. М.:МГУ, 1984. 48−59.
  98. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. Запорожца А. В., Ниверович Я. З. М., 1986. 1−2.
  99. Н.П. Игра и формирование художественных образов // Дошкольное воспитание, 1964, № 4.
  100. Сенсорное воспитание в детском саду /под ред. Поддъякова. М., 1981.
  101. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дисс… д. пси-хол.наук. М., 1994. 6−11, 16−23, 27−31, 37−49, 70−74.
  102. Современный словарь по психологии. / сост. Юрчук В. В., Минск, 1998. 88−93, 98−99,
  103. B.C., Левин В. А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии, 1989, № 1. 24, 26.
  104. Л.Н. Жизнь — творчество — человек. М, 1985. 60−71, 131- 151.
  105. Л.Н. Предмет эстетики. М., 1961.
  106. Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников Автореф.дисс… канд.психол.наук. М., 1987. 5−11.
  107. Ю.Тараскина Г. С. Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами искусства и культуры. Автореф… дис.канд.пед.наук. М., 1997.С.З-5, 10−12.
  108. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977.
  109. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  110. Е.М., Эмоциональный компонент эстетического восприятия в экспериментальном исследовании // Искусство и эмоции. Пермь, 1991. 131−139.
  111. X. Эмоциональные эффекты в эстетическом суждении // Искусство и эмоции. Пермь, 1991. 8, 9, 10, 11, 13.
  112. Художественное восприятие. Л., 1971.
  113. М.В. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1978. 182.
  114. Художественное творчество и ребенок / Под. ред Ветлугиной Н. А. М., 1974
  115. Н.Г. Эстетика. М., 1958.
  116. В.Б. Диалектика эстетического отношения человека к действительности. Аспекты взаимодействия. М., 1985. 24.
  117. P.M. Дошкольникам о живописи. М., 1993.
  118. P.M. Ознакомление с социальной значимостью содержания жанровой живописи детей дошкольного возраста. М., 1987.
  119. СТ. Избранные педагогические сочинения. М., 1958.
  120. СТ. Революция — искусство — дети // Материалы и документы. М., 1966.
  121. Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися. Казань, 1972. ^ ' # 1969.
  122. Эмоции, творчество, искусство // Тезисы докладов международного симпозиума. Пермь, 1997.
  123. Эстетика. Словарь. М., 1989. 49,53, 162−163.
  124. Эстетическое воспитание в начальной школе / под ред. В. Н. Шацкой. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959.
  125. Эстетическое воспитание: Краткий словарь по эстетике. М., 1964, 451 — 454.
  126. Эстетическое сознание и процесс его формирования / под ред. Киященко Н. И., Лейзерова Л. Н. М., 1981.
  127. В.П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995.
  128. .П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети. М., 1969. 176−219. 13З. Юсов Б. П. Теория и практика эстетического воспитания в США // Искусство и дети. М., 1969. 13−88.
  129. П.М. Психология и художественное восприятие // Художественное восприятие. Л., 1971, с. 67.
  130. П.М. Художественное восприятие. М., 1971.
  131. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии, 1994, № 5.
  132. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997. 60,81,85−86,89.
  133. В.А., Дерябо Д. Методика диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. 65−69.
  134. Fechner G. Th. Vorscchule der Asthetik. 2 Vol. Hildesheim, New York: 01ms. 93. Ih
  135. FrijdaN.H. Emotions. Studies in emotion and social interaction. Cambridge etc. Cambridge Univerity Press. 1, 13, 335.
  136. Kant I. Kritik der Urteilskraft. Hamburg: Meiner, 54.
  137. Schachter S & Singer J.E. Cognitive, social, and physiological determinants of emotional stat. Psychological Review, 69, 379 — 399.
Заполнить форму текущей работой