Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста: На материале изобразительного искусства
Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребёнка к окружающему миру, является «отношение». Действенное отношение проявляется в преобразовательно — практической деятельности человека. Она предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой, как частью мира. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром на уровне «отношения» заключается в том, что «отношение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И
- ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1. 1. Актуальные проблемы эстетического воспитания детей
- 1. 2. Искусство как средство формирования художественно-эстетической культуры
- 1. 3. Состояние проблемы ознакомления детей с искусством в дошкольной педагогике., ir
- JL’V-:'
- 1. 4. Эстетическое и художественное восприятие как научная проблема
- ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 2. 1. Характеристика контингента испытуемых и состояние работы ДОУ в контексте исследования
- 2. 2. 0. писание методов исследования
- 2. 3. Анализ данных констатирующего эксперимента
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ И ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
3.1. Технология формирующего эксперимента.
3.2. Формирование эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности детей дошкольного возрас
3.3. Анализ данных контрольного эксперимента.
- 2. 1. Характеристика контингента испытуемых и состояние работы ДОУ в контексте исследования
Список литературы
- Абрамян Л.А. О роли взаимодействия эмоций и воображения в становлении игровых действий у ребенка // Отчет о научно- исследовательской работе лаборатории эмоций НИИ дошкольного воспитания. М., 1990. 14.
- Абрамова М.А. Пути и условия интеллектуального развития младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством. Ав-тореф.дис…к.пед.наук. Якутск, 1997. 4, 11.
- Афасижев М.Н. Типология эмоций в искусстве // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. З — 4.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988. 164−178.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.
- Блудова В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. М., 1977, № 4. 38, 62.
- Бодрова Е.В., Давыдов В. В., и др. Опыт построения психолого- педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии, 1989, №
- Божович Л.И. Изучение личности школьников и проблемы воспитания // Типологические науки в СССР. М.: АПН, 1960. Т. 15.
- Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. 1951 а. № 36.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1975. 42 — 48.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956. 282 с. ^
- Вершинина П.А. Возможности освоения дошкольниками некоторых знаний о композиции произведений живописи // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. Л., 1984. 128−136.
- Вершинина П.А. Овладение умением воспринимать композицию как условие освоения старшими дошкольниками содержания живописного произведения // Оптимизация учебно- воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985. 35−43.
- Ветлугина Н.А. Системно- структурный подход в эстетическом воспитании детей // Теория и практика эстетического воспитания в свете решений XXVII съезда КПСС. М., 1978, с. 49 — 53.
- Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1978. 5−9.
- Взаимодействие и синтез искусств / Под ред. Благого Д. Д., Кедрова Б. М. и др. Л., 1978.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций //Психология эмоций. Тексты. Изд-во МГУ, 1993. 8−25.
- Виноградова Г. Г. Значение эстетического воспитания и изобразительной грамоты в деле общего воспитания и образования // Уч. записки МГПИ. М., 1967, № 295.
- Виноградова Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жара как средство развития художественного творчества. Автореф .дис… канд.пед.наук. М., 1997. 4,5,18.
- Вишнева Г., Казакова Т. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм // Дошкольное воспитание, 1984, № 6. 46 — 50.
- Вундт В. Фантазия как основа искусства. М., 1914.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 3−25.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. ^
- Гармония: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 108−109.
- Гармония: Эстетика. М., 1989. 53−54.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 175.
- Грибанова М.В. Формирование предпосылок эмоционального восприятия дошкольниками произведений изобразительного искусства // Проблемы гуманизации воспитательно- образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993. 178−179.
- Дорфман Л.Я. Искусство и эмоции. М., 1997.
- Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993. 24−30.
- Дошкольная педагогика. Учебное пособие для вузов /под ред Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. М., 1988. 230−253.
- Езикеева В.А. Рассматривание иллюстраций в книге // Система эстетического воспитания в детском саду / под ред. Ветлугиной Н. А. М., 1962.
- Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969.
- Зубарева Н.М. Эстетическое восприятие детьми 6 — 7 лет пейзажной картины // Сб.уч.записок ЛГПУ, 1963. Т.270.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1959.
- Иванов В.Г. Построение эмоционально-художественного образа как творческий и педагогический процесс (на материале хореографической лексики) // Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений. Пермь, 1989. 171−177.
- Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.
- Искусство и дети / Под ред. Шестакова В. М., 1969. 28,62,188,218.
- Искусство и эмоции // Материалы Международного научного симпозиума. Пермь, 1991. т
- Каган М. С, Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии, 1989, № 4. 5−14.
- Казакова М.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983.
- Казанцева Л.П. Образ автора как критерий адекватности исполнения и восприятия // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. 47 — 48.
- Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971.160 с.
- Киященко Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики. М., 1983. 224 с.
- Клонова В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5−7 лет // Дошкольное воспитание, 1973, № 2.
- Комарова Т. Дети в мире творчества. М, 1995.
- Комарова Т. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание, 1995, № 5. 47−49.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985.
- Кравченко Е. Эмоции и художественный вкус // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. 61. с.5−12.
- Красота: Эстетика. М., 1989. 162−163.
- Краткий словарь по эстетике / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М., 1983. 29,79, 121−124.
- Куриленко Л. Искусство как средство целостного познания действительности // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. 62.
- Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». -П., 1996.
- Курочкина Н.А. Художественный образ в эстетическом воспитании дошкольников // Оптимизация учебно- воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М., 1965. 8−15.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. М., 1923. 368.
- Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о натюрморте // Дошкольное воспитание, 1967, № 5.
- Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о пейзаже // Дошкольное воспитание, 1967, № 3.
- Лебедева Е., Комарова Т. Знакомство детей с изобразительным искусством //Дошкольное воспитание, 1967, № 1.
- Левшина И.С. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М., 1981. 44.
- Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. М., 1983.
- Леонтьев Д., Ломакина Д. Художественная компетентность как характеристика личности // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. 64 — 65.
- Леонтьев Д.А. Личностно — смысловые механизмы становления индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1983. Вып.1.
- Леонтьев Д.А. Осмысленность искусства // Искусство и эмоции. Материалы Международного научного симпозиума. Пермь, 1991. 67.
- Липпс Т. Эстетика / Философия в систематическом изложении. СПб., 1909.
- Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., 1972.
- Лосев А.Ф. Завершающее античное определение красоты в контексте других эстетических категорий // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. 31−44.
- Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.
- Мальцева Е.В. Педагогическое руководство эстетическим воспитанием учащихся 5 — 8 классов в процессе обучения изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства. Автореф. дис… канд.пед.наук. М., 1997.С.З, 15,21.
- Медведев Л. Формирование графического образа на занятиях по рисунку, М., 1986. 7−20, 35−42.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М. 1985. 196- 197.
- Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии, 1989, № 5. 11−17.
- Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Дисс.докт.псих.наук. М., 1994. 43−44, 74−75,148−150.
- Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно- творческого развития школьников // Вопросы психологии, 1989, >fo 1. 15−23.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. К проблеме общего и специального в художественной одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. 307, 320.
- Мелик-Пашаев А.А., Выготский Л. С, Бахтин М. М. Подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу // Вопросы психологии, 1996, Я" 5.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей // Новые исследования в психологии. М, 1981, № 2.- 1982, № 1.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988. 19−29,39−41. SO. Мерлин B.C. Управлять развитием личности // Рассказы ученых. Пермь, 1978. 85, 86.
- Мирошкина Р.А. Развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами книжной графики. Магнитогорск, 1986.
- Мирошкина Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках // Дошкольное воспитание, 1988, № 7. 27−30.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма освоения социального опыта. М., 1981. 40−50.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: АПН СССР, 1960, Т.2.
- Мясищев В.Н. Проблемы отношений личности в психологии индивидуальных различий // Проблемы психологии. Л.: ЛГУ, 1953.
- Недумова М.А. Условия формирование действенного отношения ребенка к окружающему миру на занятиях художественным трудом. // Педагогика искусства в творческих поисках: материалы Всероссийского совещания — семинара. Москва — Самара, 1996.с. 141 -143.
- Недумова М.А. Формирование действенного отношения младших школьников к окружающему миру на занятиях художественным трудом: Авто-реф.дисс… канд.пед.наук. М., 1997. 2−4.
- Неменский Б.М. И начиная с детского сада, с самого нежного возраста // Дошкольное воспитание, 1989, № 3.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981. 192 с.
- Неменский Б.М. Эмоционально- образное познание в развитии человека // Вопросы психологии, 1991, № 3. 9−16.
- Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А, Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания // Вопросы психологии, 1979, № 3. 153−158.
- Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. Шацкой В. Н., М., 1955.
- Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М., 1975. т
- Основы эстетического воспитания. Уч. пособие /Под ред. А. К. Дремова. М., 1975. 223−248.
- Петрова Ю.Н. Показатели художественного развития личности в области изобразительного искусства // Проблемы художественного развития личности.: Министерство культуры СССР, ВНИИ искусствознания. М., 1982.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Р- дону, 1986.
- Прекрасное: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 507- 508.
- Проблемы художественного развития личности // Сб.статей.: Министерство культуры СССР, ВНИИ искусствознания. М., 1982.
- Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. В. и др. М., 1983. ЮО. Психология эмоций. Тексты. М.:МГУ, 1984. 48−59.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. Запорожца А. В., Ниверович Я. З. М., 1986. 1−2.
- Сакулина Н.П. Игра и формирование художественных образов // Дошкольное воспитание, 1964, № 4.
- Сенсорное воспитание в детском саду /под ред. Поддъякова. М., 1981.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дисс… д. пси-хол.наук. М., 1994. 6−11, 16−23, 27−31, 37−49, 70−74.
- Современный словарь по психологии. / сост. Юрчук В. В., Минск, 1998. 88−93, 98−99,
- Собкин B.C., Левин В. А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии, 1989, № 1. 24, 26.
- Столович Л.Н. Жизнь — творчество — человек. М, 1985. 60−71, 131- 151.
- Столович Л.Н. Предмет эстетики. М., 1961.
- Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников Автореф.дисс… канд.психол.наук. М., 1987. 5−11.
- Ю.Тараскина Г. С. Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами искусства и культуры. Автореф… дис.канд.пед.наук. М., 1997.С.З-5, 10−12.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Торшилова Е.М., Эмоциональный компонент эстетического восприятия в экспериментальном исследовании // Искусство и эмоции. Пермь, 1991. 131−139.
- Хеге X. Эмоциональные эффекты в эстетическом суждении // Искусство и эмоции. Пермь, 1991. 8, 9, 10, 11, 13.
- Художественное восприятие. Л., 1971.
- Храпченко М.В. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1978. 182.
- Художественное творчество и ребенок / Под. ред Ветлугиной Н. А. М., 1974
- Чернышевский Н.Г. Эстетика. М., 1958.
- Чиаурели В.Б. Диалектика эстетического отношения человека к действительности. Аспекты взаимодействия. М., 1985. 24.
- Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. М., 1993.
- Чумичева P.M. Ознакомление с социальной значимостью содержания жанровой живописи детей дошкольного возраста. М., 1987.
- Шацкий СТ. Избранные педагогические сочинения. М., 1958.
- Шацкий СТ. Революция — искусство — дети // Материалы и документы. М., 1966.
- Шуртакова Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися. Казань, 1972. ^ ' # 1969.
- Эмоции, творчество, искусство // Тезисы докладов международного симпозиума. Пермь, 1997.
- Эстетика. Словарь. М., 1989. 49,53, 162−163.
- Эстетическое воспитание в начальной школе / под ред. В. Н. Шацкой. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Эстетическое воспитание: Краткий словарь по эстетике. М., 1964, 451 — 454.
- Эстетическое сознание и процесс его формирования / под ред. Киященко Н. И., Лейзерова Л. Н. М., 1981.
- Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995.
- Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети. М., 1969. 176−219. 13З. Юсов Б. П. Теория и практика эстетического воспитания в США // Искусство и дети. М., 1969. 13−88.
- Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие // Художественное восприятие. Л., 1971, с. 67.
- Якобсон П.М. Художественное восприятие. М., 1971.
- Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии, 1994, № 5.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997. 60,81,85−86,89.
- Ясвин В.А., Дерябо Д. Методика диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. 65−69.
- Fechner G. Th. Vorscchule der Asthetik. 2 Vol. Hildesheim, New York: 01ms. 93. Ih
- FrijdaN.H. Emotions. Studies in emotion and social interaction. Cambridge etc. Cambridge Univerity Press. 1, 13, 335.
- Kant I. Kritik der Urteilskraft. Hamburg: Meiner, 54.
- Schachter S & Singer J.E. Cognitive, social, and physiological determinants of emotional stat. Psychological Review, 69, 379 — 399.