Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы формирования экологической культуры во внеклассной работе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В энциклопедическом источнике представлено обобщенное понятие экологии как науки «об отношениях растительных и животных организмов в образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут являться популяции организмов, виды, сообщества, экосистема и биосфера в целом». В данное обобщенное понятие вошло и представление о человеке. Таким образом «экология… Читать ещё >

Теоретические основы формирования экологической культуры во внеклассной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность понятия экология, экологическая культура

Понятие «экология» в первый раз был внедрен в 1866 году немецким ученым Э. Геккелем в его книге «Всеобщая морфология организмов». Он состоит из двух латинских слов: «oikos» — дом, местообитание, жилье, и «logos» — наука. В буквальном смысле это переводится как наука об организмах у себя дома [24]. Э. Геккель оценивал экологию, как науку, исследующую связь организмов со сферой обитания. В собственных работах он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт» [17]. В данный промежуток являлся наиболее сложной степенью организации жизни. В процессе формирования экологии оказалось, что жизнь существует и в виде надорганизменных степеней организации [33].

В данной связи понимание об экологии как науке в настоящее время значительно расширилось. Для того чтобы ответить на вопрос, что является предметом экологии следует проанализировать степени организации живой материи. С точки зрения нынешней биологии жизнь на планете Земля представлена следующими уровнями организации живой материи: ген-клетка-ткань-орган-организм-популяция-биоценоз (сообщество)-биогеоценоз (экосистема)-биомбиосфера. В данном жизненном диапазоне предметом экологии является биологические системы от организма до биосферы [39].

В энциклопедическом источнике представлено обобщенное понятие экологии как науки «об отношениях растительных и животных организмов в образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут являться популяции организмов, виды, сообщества, экосистема и биосфера в целом» [44]. В данное обобщенное понятие вошло и представление о человеке. Таким образом «экология» из биологической науки преобразовалось в человековедческую, социальную науку, а в настоящее время превращается, как отмечает академик Н. Н. Моисеев, «в основную гуманитарскую дисциплину» [44].

Известный эколог В. А. Вронский в собственных трудах говорит о том, что «экология действительно предстает как особая наука, ориентирующаяся на оптимальное взаимодействие общества и природы» [11].

В учебном пособии известного эколога Н. Ф. Реймерса представлена схема понятия «экология», которое он делит на пять групп в зависимости точки зрения. Именно эта схема показывает широту восприятия термина «экология» в современном мире.

Академик Н. Н. Моисеев [44] отмечает, что экология преобразуется в главную гуманитарную дисциплину, так как она включает:

  • — трудности человеческой сущности, ее сбережения, а также преодоление кризиса духовного и нравственного развития.
  • -взаимосвязь биосферы с человеком и ее сохранении.

В современной экологии, в науке об окружающей среде сталкиваются две системы представлений, два различных подхода к вопросу взаимоотношений Человека и Природы [41].

1. Во взаимоотношениях существуют определенные правила, которые устанавливает непосредственно сам человек. Овладевая законами природы, подчиняя их собственным интересам, основываясь на свой разум, социальную организацию и технологическую мощь, человек считает себя независимым от давления большинства тех сил, которые функционируют в живой природе. Образовавшиеся проблемы окружающей среды представляются только лишь как следствие неверного ведения хозяйства. Считается, что все проблемы могут быть ликвидированы путем технологической реорганизации и модернизации, что законы природы не могут и не должны мешать научно — техническому и социальному прогрессу человечества.

Данный подход именуют антропоцентрическим, или технологическим, т. е. человек, его технологии и его «власть над природой» в центре экологических проблем.

2. Человек как биологический вид в значительной мере остается под контролем основных экологических законов и в собственных взаимоотношениях с природой вынужден и должен принимать ее условия. Развитие человеческого общества рассматривается как часть эволюции природы, где действуют законы экологических границ, необратимости и отбора. Появление проблем окружающей человека среды в значительной степени опосредованно антропогенным, т. е. порожденным самим человеком нарушением регуляторных функций биосферы. Последние не могут быть реконструированы или изменены технологическим путем. Прогресс человечества ограничивается экологическим императивом — требованием повиновения законам природы. Данный биоцентрический, или экоцентрический подход, по существу ставящий в центр экологических проблем состояние и устойчивость живой природы, биосферы. Он свойственен для сравнительно незначительного круга профессиональных экологов и системных аналитиков, воспринявших экологическую ориентацию глобальных проблем, а также для стихийного экоцентризма многих людей.

Выбор между этими двумя подходами или комплекс между ними во многом определяет стратегию дальнейшего развития человеческого общества. Большинство людей пока еще склоняются к антропоцентрической точке зрения, так как она выглядит проще, оптимистичнее и отталкивает от предыдущего практического опыта человечества. Однако в настоящее время уже существуют очень веские аргументы в пользу экоцентризма, пренебрегать которыми нельзя [17].

В трудах В. А. Вронского отмечено, что расширение предмета экологии привело к появлению в литературе ряда новых ее определений. Так, в экономическом словаре она представлена как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов» [11]. Здесь экология фигурирует уже не только как научная дисциплина, но и как практика.

Известный американский эколог Ю. Одум еще в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в его фундаментальной «Экологии» она трактуется уже как междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи [53].

Исходя из этого, можно дать современное определение экологии как науки. Экология — это биологическая наука, изучающая формирование, структуру и функционирование биологических систем всех уровней от организма до биосферы и их взаимодействие с окружающей средой.

Термин «культура» является одним из самых привычных и широко употребляемых в современных обыденном и научном языках. В то же время «культура» относится к наиболее трудноопредляемых категориям науки.

В современной науке наиболее обобщенное понятие культуры мы встречаем у В. С. Степина: культура — это «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях» [12,524].

Культура обеспечивает воспроизводство многообразия форм специальной жизни и их развитие. В жизни общества она выполняет определенные функции. В. С. Степин выделяет три из них: хранение, транслирование и генерирование программ деятельности, поведения и общения людей [12,524]. Близка к такому же пониманию социальной роли культуры В. А. Игнатова, которая показывает, что культура выступает:

  • — как индикатор, показывающий качественный уровень его развития, отраженный в науке и искусстве, технике и технологиях, образовании и воспитании, в человеческих силах и способностях, реализуемых в знаниях, умениях, навыках, уровне интеллекта, нравственном и эстетическом развитии, ценностных ориентирах, мировоззрении, способах и формах общения;
  • — как система, включающая практический опыт человека и в сферу его духовной жизни;
  • — как транслятор опыта, знаний, творчества, традиций, верований предыдущих поколений;
  • — как механизм, регулирующий отношения человека к другим людям, к обществу, природе [27,4].

Эти общие характеристики исследований культуры позволяют прояснить сущность экологической культуры в ее отношении к культуре в целом.

Изначально термин «культура» обозначал процесс освоения человекм природы (латинское cultura — воздействие, обработка; относилась к возделыванию земли) [28].

В древности человек был поставлен лицом к лицу с природой и черпал впечатления из таинственного для себя мира природы. Он был слит с природой, жил с ней одной жизнью, не мог ни отделить себя от природы, ни противопоставлять себя ей. Все явления природы представлялись живыми существами; эмпирическое ощущение себя (чувств, мыслей) человек переносил на природные явления [32].

Во многих современных исследованиях экологическая культура рассматривается в качестве составной части общей культуры [27, 28, 53,56]. Это традиционный подход в науке, заключающийся в выделении аспектов культуры и поиске их специфических характеристик (культура нравственная, эстетическая, физическая, правовая, технологическая…). Безусловно, такой подход продолжает сохранять свое теоретическое и практическое знание: в основе выделения любого аспекта культуры — специфические ценности (правила поведения, критерии красоты, нормы физического состояния, владение управляемыми процедурами …). Специфика экологической культуры — в ценностях этического стиля взаимодействия человека и природы.

В трудах Т. С. Бахаревой описаны три вида взаимодействия человека с природой:

  • 1. потребление;
  • 2. сохранение (сбережение);
  • 3. восстановление [5].

Благодаря данным видам, мы можем определить разные типы эколого — ценностных ориентаций. Поскольку в структуре эколгической культуры эколого — ценностные ориентации являются интегральным компонентом, то именно тип эколого — ценностных ориентаций является основой уровней экологической культуры личности. В связи с этим Т. С. Бахарева выделяет три уровня экологической культуры [5].

Самый низкий уровень экологической культуры — пассивно — потребительский. Данный тип может запомнить и усвоить термины и понятия экологии и ценности экологической культуры, но не осознает их в полной мере и не переносит на практику полученные знания, отмечается частичная сформерованность умений и навыков по охране природы.

Видно, что среднем уровнем экологической культуры является активно — сберегающий. Для данного уровня характерны несущественные знания в области экологии. Присутствуют умения устанавливать и раскрывать причинно — следственные связи. Преобладают яркие и эстетические чувства, которые связаны с сохранением и охраной природы.

Высоким уровнем экологической культуры является творчески — восстановительный. Для него характерен широкий круг эколого — ценностных знаний, полученные знания легко переносятся в ситуации экологического содержания.

Также наблюдается к пропаганде экологических знаний и опыта.

Можно заключить, что экологическая культура есть разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы, позволяющая в аспекте гармонического развития общества и биосферы осуществлять взаимосвязанные виды деятельности по использованию, сохранению и воспроизводству жизненных сил природы; в своем историческом развитии она наращивает синкретический потенциал. Такое понимание экологической культуры отражает как ее специфическое содержание (что отвечает потребностям сегодняшнего дня и ближайшего будущего), так и тенденцию ее непрерывного «врастания» в общую культуру, тенденцию экологизации общей культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой