Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование адекватной оценки и самооценки на уроках математики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Джозеф Шугерман школьник самооценка проверка развитие В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы — подготовка обучающихся к самостоятельному совершенствованию себя — делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательный процесс… Читать ещё >

Формирование адекватной оценки и самооценки на уроках математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность».

Джозеф Шугерман школьник самооценка проверка развитие В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы — подготовка обучающихся к самостоятельному совершенствованию себя — делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательный процесс. Последнее требует сформированности у ребёнка представления о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, то есть требует определённого уровня сформированности самооценки.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определённые нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относится определённым образом как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он всё с большей определённостью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определёнными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — один из основных компонентов самооценки.

Источники формирования самооценки различны: расширение знаний ребёнка о себе и своих возможностях, удовлетворение своей деятельностью, правильное сопоставление своих реальных достижений и притязаний, оценка окружающими данного человека.

Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизни деятельности, взаимоотношения с людьми.

Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т. п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Учебная деятельность — основная для школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

С каждым новым учебным годом обучающиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя.

Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, оно становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей обучающегося. И, конечно же, предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей обучающихся является математика. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности — являются важнейшими навыками, которые должны вынести обучающиеся из прохождения курса математики.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыков самоконтроля была эффективной, на уроках математики должна проводиться систематическая работа в этом направлении. На практике чаще всего используются следующие формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.

Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить.

Взаимный контроль содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверку знаний обучающихся. Учителя гимназии часто используют взаимную проверку организационной готовности к уроку (констатирующий взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичную, эпизодическую взаимопроверку знаний обучающихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ).

Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность обучающихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.

Обычным способом организации самоконтроля в процессе обучения математике является указание ответа (известного заранее или сообщаемого учениками друг другу). Некоторым обучающимся в случае трудоемких заданий вполне достаточно свериться с окончательным результатом. Другим требуется дать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда у них еще не выработаны прочные навыки.

Среди учебных заданий, стимулирующих самоконтроль в работе обучающихся, определенное место занимают задания с программированным контролем. Такие задания позволяют увеличить интенсивность самостоятельной учебной работы обучающихся, удобны для организации фронтальной работы и коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

  • · показать обучающимся, что любое обучение — органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;
  • · ознакомить обучающихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
  • · сообщать обучающимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • · выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
  • 2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

В результате этой работы:

  • — во-первых, обучающиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;
  • — во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности. (Приложение № 1)

В своей практике мы используем следующие приемы контроля:

  • 1) Самопроверка по образцу после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Обучающиеся рассматривают решение образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.
  • 2) Взаимопроверка с помощью образца. В этом случае обучающиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.
  • 3) Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 10−20 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.

Существует еще такая разновидность диктанта, как математический диктант с графической записью ответа.

Приведем методику проведения диктанта.

  • 1. Учитель полностью зачитывает текст, а обучающиеся слушают, не делая записей.
  • 2. Учитель читает текст по фразам, делая паузы от одной до четырех минут, чтобы дать обучающимся возможность выполнить задание.
  • 3. Когда все задания выполнены, учитель снова читает весь текст с небольшими остановками (это дает обучающимся возможность что — то исправить и сделать дополнения).

Правильные ответы записываются на доске. Ученики могут проверить диктант самостоятельно у соседа по парте.

С помощью математического диктанта можно проверить знание обучающимися формулировок, определений, свойств, теорем, формул, умения и навыки в их использовании.

В своей практике мы используем следующие приемы:

4) Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.

При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

5) Обучающимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление «допущенных» ошибок.

Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

6) Учитель при объяснении «допускает» ошибку.

Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т. д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все обучающиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

7) Обучающиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам.

Во время объяснения обучающимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он «отобьется» от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.

8) Обучающимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить.

Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить обучающихся «схватывать» в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

  • 9) Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у обучающихся движение от незнания к знанию… Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: «Как решать?», «Каким приёмом воспользоваться?», «Какой теоретический материал надо знать?», «Что знаю?», «Что не знаю?», «Где возьму?». Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т. е. активно управляет собственной учебной деятельностью.
  • 10) Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.
  • 11) Разные приемы рефлексии.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

На своих уроках мы часто используем приём незаконченного предложения. Просим устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …", «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…», «Сегодня я положил в свою копилку знаний …», Ощутили ли вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили? и т. д. А также практикую в своей деятельности заполнение «рефлексивной карты» (Приложение № 2).

«Рефлексивная карта» заполняется постепенно по мере изучения материала. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Обучающийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.

12) Учебные, деловые или деятельностные игры основанные на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.

Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание обучающихся концентрируется на ответе «сильного» обучающегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому самои взаимоконтролю.

В заключении хочется сказать, что если такую работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то обучающиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью — проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

В своей работе используем следующие приемы самооценки и самоконтроля:

  • 1) Словесные приемы
  • а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
    • — Что ты узнал на уроке?
    • — Чему научился?
    • — За что себя можешь похвалить?
    • — Над чем еще надо поработать?
    • — Какие задания тебе понравились?
    • — Какие задания показались трудными?
    • — Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
  • б) используем наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

  • 2) Графики
  • 3) Рисунки

Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какоголибо предмета. Например: изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.

4) Символы Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.

5) Личный дневник школьника Используем дневник школьника, авторами которого являются Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и др. с одной стороны в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой стороны он предназначен для развития у младших школьников самоорганизации, самоконтроля и самооценки.

Начинаем работу с того, что на родительском собрании знакомим родителей с дневником, с правилом работы с ним. После этого на классном часе знакомим детей с содержанием дневника.

В 3−4 классах в начале каждой недели ученики класса пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка. Например «На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки». В конце недели школьники могут оценить степень достижения цели. Например «Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и др.

При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достижения и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, на месяц. Для этого на листе «План моих дел» он отмечает, какие важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярности записей помогают родители. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам.

Обучающиеся проводят самоанализ в конце четверти, в конце года под руководством учителя. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ученика, и создает ситуацию успеха. Работа с дневником будет более эффективной и понятной, если он ведется с первого класса. Хотя в первом классе дети не умеют писать, они могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений.

При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне нее.

6) «Портфель ученика».

Работу с «Портфелем ученика» начинаем с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы.

В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявлялись причины неудач, ставилась цель к учебной деятельности в 5 классе.

По результатам проделанной работы проводилась конференция, на которую приглашали будущих классных руководителей. Для выступления были предложены следующие вопросы:

  • — Чем отличился на протяжении всех 4 лет обучения.
  • — По каким предметам был успешнее?
  • — Какие предметы не совсем удавались? В чем причина?
  • — На что будешь обращать внимание в 5 классе?
  • — Какую цель поставишь в 5 классе?
  • 7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.

В конце четверти в 3−4 классах наряду с тем, что выставляем четвертные отметки, проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используем следующие вопросы:

  • — Что удалось в этой четверти?
  • — По каким предметам результаты получились лучше?
  • — Что не получилось? В чем причина?
  • — Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце года также проводим самоанализ своей работы. Для этого используем следующие вопросы:

  • — Какими результатами первой четверти можешь гордиться?
  • — Над чем еще необходимо поработать?
  • — По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
  • — Какую цель поставишь на следующую четверть?
  • 8) Таблицы.

Такой прием наиболее эффективен в 4 классе. Используем при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель.

Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:

  • 1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
  • 2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
  • 3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
  • 4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;
  • 5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка — это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной, созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования проблемы становления процессов регуляции, которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности, а также самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Оценочная деятельность учителя — основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Основные функции самооценки:

  • — констатирующая — на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
  • — мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
  • — проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой