Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода: на материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учителями английского языка экспериментальных классов проводился комплекс методических мероприятий, направленных: на осмысление основных положений интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности (мотивационный и когнитивный аспекты) — на изучение программно-технологического обеспечения (гностический аспект) — на разработку сценариев педагогической деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности 11 в условиях начальной школы
    • 1. 1. Теоретические аспекты коммуникативной компетентности 11 s младших школьников
    • 1. 2. Сущность интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности
    • 1. 3. Анализ дидактико-методологического и программно-технологического обеспечения формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников
  • Глава II. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на 80 основе интегративного подхода
    • 2. 1. Дидактическая модель процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности на основе интегративного 80 подхода
      • 2. 1. 1. Организационно-целевой и содержательный компоненты дидактического процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности
      • 2. 1. 2. Процессуальный и оценочно-результативный компоненты Дидактического процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности
    • 2. 2. Содержание эксперимента по проверке эффективности и разработанной методики формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе 132 интегративного подхода

Формирование иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода: на материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная система образования характеризуется гуманистической направленностью на развитие личности. Меняются ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная к участию в межкультурной коммуникации, к взаимопониманию людей разных сообществ, к самореализации и социальной адаптации (B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, В. В. Краевский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Новая гуманистическая парадигма находит нормативно-правовое подтверждение в «Законе об образовании», «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

В документах по модернизации школы чётко выделены приоритетные направления образования в современном обществе, одно из которых — обучение иностранным языкам. Признание важности овладения иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождения его в мировое сообщество. Это обусловлено комплексом причин, к которым относятся и необходимость изучения законов и принципов развития мировой экономики, и значительное расширение международных контактов, и межкультурный диалог, и коммуникативные отношения с гражданами иностранных государств. Несомненным достижением в этой области является закрепление в проекте Государственного стандарта общего образования раннего начала изучения иностранного языка, а именно — со второго класса начальной школы.

В информационном письме Министерства образования Российской Федерации от 17.02.2001 г. № 957/13−13 изложены цели обучения иностранным языкам в начальной школе, одна из которыхформирование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетентностей.

Целесообразность формирования иноязычной коммуникативной компетентности на этапе младшего школьного возраста подтверждается многочисленными исследованиями как в нашей стране (И.Л. Бим, К. Б. Бардина, М. З. Биболетова, А. К. Маркова, Е. И. Негневицкая и др.), так и за рубежом (D.Katz, W. Apeet и др.).

На международных семинарах Юнеско-МАПРЯЛ по данной проблеме специалисты из разных стран были едины в следующем: иностранный язык должен усваиваться школьниками осознаннообучение не должно превращаться в имитационный процессизучение иностранного языка должно служить средством формирования иноязычной коммуникативной компетентности, что, в конечном итоге, является основой в формировании грамотной и разносторонне развитой личности.

Реализация этих требований инициирует поиск содержания и технологического обеспечения дидактического процесса по формированию иноязычной коммуникативной компетентности.

В последние годы методика обучения иностранным языкам обогатилась многими концепциями, составившими базовую основу различных образовательных технологий. Наибольшую значимость для формирования иноязычной коммуникативной компетентности представляют следующие: личностно-ориентированные (Б.М. Бим-Бад, И. Л. Бим, И.Д. Галь-скова, И. А. Захарченко, Е. С. Полат и др.) — культурологические (З.Н. Никитенко, О. М. Осиянова, А. В. Сысоев и др.) — деятельностные (Е.И. Пассов и др.) — гностические (М.З. Биболетова, Е. И. Негневицкая и др.).

Несомненно, что каждая из перечисленных технологий позволяет решать важные дидактические задачи формирования иноязычной коммуникативной компетентности. Но вместе с тем остаются неисследованными возможности данных технологий в условиях их интеграции.

В настоящее время интеграция рассматривается как одна из педагогических категорий (В.Г. Афанасьев, JI.H. Бахарева и др.), а интегративный подход к обучению — как стратегия педагогической деятельности (К. И. Бузаров, А. Я. Данилюк, В. Н. Максимова, Н. С. Светловская, Ю. С. Тюнников, Г. Ф. Федорец и др.).

Интегративный подход обладает значительным потенциалом в культурно-коммуникативном развитии младших школьников. Однако практика обучения детей иностранному языку показывает, что он не всегда используется в целях формирования иноязычной коммуникативной компетентности. Анализ педагогической теории и практики позволил обозначить существующие объективные противоречия: во-первых, между общественно-детерминированными требованиями Государственного образовательного стандарта к формированию иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников и традиционно сложившейся практикой обучения иностранным языкамво-вторых, между потенциальными дидактическими возможностями интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности и его программно-технологической неразработанностью.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников.

Актуальность данной проблемы и её недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования «Формирование иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода (на примере изучения английского языка)».

Цель исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода и экспериментально проверить их эффективность.

Объект исследования — процесс обучения иностранным языкам в начальной школе.

Предмет исследования — педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников будет эффективным и обеспечит позитивную динамику их культурно-коммуникативного развития, если:

— будет разработана дидактическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников, учитывающая структурные компоненты иноязычной коммуникативной компетентности, предусматривающая систему педагогических условий в единстве мотивационного, организационно-целевого, содержательного, процессуального и оценочного аспектов содержания моделируемого процесса;

— при отборе содержания учебной информации целенаправленно обеспечивать интеграцию предметного (когнитивного), надпредметного культурологического) и внепредметного (деятельностного) компонентов (содержательный аспект);

— процесс обучения строить на технологиях, обеспечивающих интеграцию личностно-ориентированного, культурологического, деятельностного и гностического компонентов (технологический аспект).

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие основные задачи:

1. Определить теоретические основы формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников.

2. Разработать дидактическую модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода и её программно-технологическое сопровождение.

3. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой дидактической модели формирования иноязычной коммуникативной компетентности и её программно-технологического сопровождения.

Методологической основой исследования явились основные положения теории познания, общефилософские положения о целостности научной картины мира, единстве и многообразии мираосновные положения о социальной, культуросообразной обусловленности и гуманистической направленности психического развития личностиучение о языке как коммуникативном средстве.

Теоретическую основу исследования составили: теория интеграции образования (Л.Н. Бахарева, А. Я. Данилюк, В. Н. Максимова, Н. С. Светловская, Ю. С. Тюнников, Г. Ф. Федорец, А. П. Шептулин и др.) — теория личностно-ориентированного образования, нацеленные на максимальное удовлетворение культурных потребностей личности и её культурно-коммуникативное развитие (Б.М. Бим-Бад, И. Л. Бим, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — концепция деятельностного подхода к образованию (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, М. В. Кузьмин, В. Э. Мильман, С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий и др.). концепция культурологической направленности иноязычного обучения (В.А. Билский, З. И. Никитенко, А. В. Сысоев, С. В. Шварц и др-);

Методы исследования. В соответствии с задачами исследования на различных его этапах использовались методы:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, дидактической, методической литературы, методы теоретического обобщения, системного анализа изучаемых явлений.

2. Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, тестирование, эксперимент (констатирующий и формирующий), анализ продуктов учебной деятельности школьников.

3. Методы математической статистики.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три основных этапа.

На первом этапе (2001 -2002 гг.) выполнен теоретический анализ проблемы исследованияуточнены исходные понятия, разработана стратегия исследовательской деятельностиопределены критерии сформированное&tradeиноязычной коммуникативной компетентности и культурно-коммуникативного развития учащихся начальной школыпроведён констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2002 — 2003 гг.) разработана дидактическая модель процесса формирования коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода, реализована программа формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2003 — 2005 гг.) завершён формирующий эксперимент, обобщены и систематизированы полученные результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнен понятийно-терминологический аппарат исследованиявыявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьниковразработана дидактическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников, реализующая интегративный подход к этому процессу за счет создания системы педагогических условий, обеспечивающих оптимальное взаимодействие его компонентов (мотивационного, организационно-целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного обеспечения).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширены и конкретизированы базовые понятия, обоснована возможность интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности младших школьниковопределены педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентностипредставленная дидактическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности теоретически обоснована.

Практическая значимость исследования состоит в разработке авторского учебного пособия «Хочешь знать английский язык?», подготовке программы и методических рекомендаций для учителей иностранного языка и начальных классов по формированию коммуникативной компетентности младших школьников.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные философские, психологические и педагогические теориичеткостью исходных методологических позицийиспользованием комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследованияпроведением качественного и количественного анализа экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интегративный подход к формированию иноязычной коммуникативной компетентности представляет собой системную организацию дидактического процесса, обуславливающую культурно-коммуникативное развитие личности учащихся.

2. Дидактическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности на основе интегративного подхода представляет собой систему педагогических условий в единстве мотивационного, организационно-целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного компонентов.

3. Функционирование дидактической модели формирования иноязычной коммуникативной компетентности на основе интегративного подхода обеспечивается взаимодействием субъектов обучения в системе «учитель-среда-ученик».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в общеобразовательной школе № 2, № 16 г. Махачкала. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики обучения иностранным языкам Дагестанского государственного педагогического университета и Дагестанского государственного университета (Махачкала 2002 -2005 гг.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Дидактическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности представляет собой целостное педагогическое явление и характеризуется: совокупностью внешних и внутренних факторов, детерминирующих его сущностьсоподчинённостью цели и результатов формирования иноязычной коммуникативной компетентностив контексте содержания обучения — интеграцией предметного (гностического), внепредметного (деятельностного) и надпредметного культурологического) компонентов;

Дидактическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников учитывает структурные компоненты иноязычной коммуникативной компетентности и предусматривает систему педагогических условий в единстве мотивационного, организационного, содержательного и оценочно-результативного компонентов.

Дидактическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности была апробирована в экспериментальных условиях. Результаты эксперимента подтвердили гипотетическое предложение об эффективности интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности и его позитивном влиянии на культурно-коммуникативное развитие учащихся начальной школы.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования выявил преимущество детей ЭГ перед КГ по следующим показателям: коэффициент эффективности обучения детей иностранному языку в КГ составил 0,1, а в ЭГ — 0,5- стандартная оценка культурно-коммуникативного развития детей КГ равна 4, что соответствует среднему уровню, а ЭГ — 9, что соответствует высокому уровню.

Заключение

.

Общепризнанно, что в XXI веке определяющими критериями конкурентоспособности государств будут уровень образования нации в целом и её способность к интеграции в мировое сообщество. Поэтому в современной образовательной политике всё большую актуальность приобретает изучение иностранных языков, а согласно Концепции новой структуры содержания общего среднего образования, начиная со второго класса начальной школы, вводится обучение иностранному языку. Практическая реализация данного нововведения обусловила поиск новых подходов к содержанию обучения иностранным языкам и его технологическому обеспечению.

В Проекте государственного образовательного стандарта одной из целей обучения иностранному языку младших школьников явилось формирование иноязычной коммуникативной компетентности, представленной совокупностью речевой, лингвистической, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной компетентностей.

Выполняя настоящее исследование, мы полагали, что содержание дидактического процесса по формированию иноязычной коммуникативной компетентности должно быть адекватно её интегративной сущности. Поэтому проблемой исследования явился поиск педагогических условий интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников.

Решение данной проблемы обусловило содержание исследования, состоящего:

— из теоретического обоснования сущности интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности;

— из разработки дидактической модели формирования иноязычной коммуникативной компетентности на интегративной основе;

— из организации педагогического эксперимента, направленного на апробацию нововведения в специально созданных педагогических условиях;

— из диагностической процедуры, направленной на изучение эффективности интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности и динамики культурно-коммуникативного развития учащихся экспериментальных классов.

Сформулируем основные выводы научного исследования:

1. Иноязычная коммуникативная компетентность рассматривается как сложное, многокомпонентное явление с множеством противоречий. Для определения её характеристик, педагогических условий её формирования, а также управления этим процессом мы использовали метод моделирования и разработали модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности на интегративной основе.

С позиции системного подхода формирование иноязычной коммуникативной компетентности имеет следующую диалектическую детерминацию: внешнюю и внутреннюю.

Внешнее воздействие на неё оказывают социокультурные факторы, органы управления образованием, учреждения социально-педагогической среды, педагоги, родители, учащиеся как потребители услуг.

Внутреннее воздействие — базисные основания личности (мотивы, ценности), управление процессом формирования (целеполагание, организация, руководство, контроль и коррекция), дидактический процесс (цели, содержание, организация взаимодействия педагога и учащихся) и ресурсное обеспечение образовательного процесса (материально-техническое, программно-методическое, организационно-педагогическое).

2.Траектория процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности от целеполагания до конечного результата осуществляется в следующей логической последовательности:

1) постановка фундаментальной цели (становление вторичной языковой личности, способной строить коммуникативные отношения на межкультурном уровне) и локальной цели (культурно-коммуникативное развитие младших школьников);

2) обеспечение основных компонентов учебной деятельности: мотив, учебная цель (обучающая, развивающая и воспитывающая), учебное действие, контроль и оценка;

3) достижения младшего школьника в речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной компетентностях;

4) конечный результат (к концу второго класса) — культурно-коммуникативное развитие (личностные и культурные ценности, интеллектуальные и учебные способности, учебно-коммуникативные навыки и умения).

3.Культурно-коммуникативное развитие младших школьников осуществлялось в дидактическом процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности.

Обучение проводилось по учебному пособию «Хочешь знать английский язык?». Содержание учебного материала в пособии представлено интеграцией предметного (гностического), внепредметного (деятельностного) и надпредметного (культурологического) компонентов и структурировано тремя разделами: «Знакомимся с национальной культурой Англии», «Знакомимся со знаками англоязычной культуры», «Развиваем коммуникативную культуру». Технология обучения построена на интеграции личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического и гностического подходов и представлена как система, состоящая: из моделей обучения (ценностно-смысловой, учебно-игровой, экспериментально-исследовательской, художественно-творческой) — из специально организованной предметно-развивающей среды.

Принципами моделирования предметно-развивающей среды выступили разнообразность и сложность, символическое значение её компонентов, интегративность функциональных зон, диалог учащихся с объектами среды.

С учителями английского языка экспериментальных классов проводился комплекс методических мероприятий, направленных: на осмысление основных положений интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности (мотивационный и когнитивный аспекты) — на изучение программно-технологического обеспечения (гностический аспект) — на разработку сценариев педагогической деятельности и прогнозов психического развития учащихся (проектировочный и прогностический аспекты) — на планирование учебного процесса с применением дидактических средств (конструктивный аспект) — на обеспечение мотивации обучения на основе интегративного подхода и организацию учебной деятельности (организационный аспект).

5. С целью подтверждения гипотезы был организован формирующий эксперимент. В экспериментальных группах создавались специальные педагогические условия в соответствии с гипотезой и осуществлялось формирование иноязычной коммуникативной компетентности.

6. Результаты диагностики подтвердили гипотетическое предположение об эффективности интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности в специально созданных педагогических условиях, предусматривающих:

— обеспечение методической учёбы учителей английского языка;

— создание англоязычной предметно-развивающей среды;

— реализацию мини-моделей обучения;

— организацию различных форм учебной деятельности;

— мониторинг культурно-коммуникативного развития младших школьников.

7. Исследование не претендует на полное решение проблемы, поскольку представленные нами результаты нельзя считать исчерпывающими относительно реализации возможностей интегративного подхода к формированию иноязычной коммуникативной компетентности. Перспективу исследования мы связываем с дальнейшей разработкой содержательного материала, поиском эффективных форм и способов его освоения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества /Ш.А. Амонашвили. — М.: Педагогика, 1989. — 245 с.
  2. Ш. А. Чтобы жизнь учителя состоялась /Ш.А. Амонашвили. Краснодар, 1989. — 270 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2 Т. /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Фламова. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  4. В.И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства /В .Т. Андреев. Изд. Казанского ун-та, 1993.
  5. Н. И. О преемственности в работе дошкольных образователь-ных учреждений и школ /Н. Арапова // Дошкольное воспитание. 1994. — № 1.
  6. А.Г. Психология личности /А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1980.-367 с.
  7. В.Г. Социальная информация /В.Г. Афанасьев. М.: Изд-во Полит, лит., 1981. — 423 с.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования /Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.
  9. А.В. Реальная угроза будущему нации /А.В. Баранов //Народное образование. 1996. — № 6. — С. 18−24.
  10. К.В. Как научить детей учиться /К.В. Бардин. -М.: Просвещение, 1987. -160 с.
  11. JI.H. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе /JI.H. Бахарева //Начальная школа. 1991. — № 8. --С. 48−51.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества /М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-408 с.
  13. E.JI. Основы педагогики вышей школы /E.JI. Белкин. М.: Просвещение, 1987. — 124 с.
  14. E.JI. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств в обучении /E.JI. Белкин. Ярославль, 1982. — 107 с.
  15. В.О. О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе образовательной школы / В. О. Белов // Учитель. 2000. — № 6. — С. 46.
  16. Н.У. Формирование социальной компетентности детей 3−7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения. Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. И. Белоцерковец. Ставрополь, 2004, 18 с.
  17. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики /Д.А. Белухин. Воронеж: Изд-во ин-та практ. психол. «Модэк», 1997. -304 с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. -М.: Просвещение, 1989. 405 с.
  19. B.C. От наукоучения к логике культуры /B.C. Библер. -М.: Просвещение, 1990.-380 с.
  20. М.З. Книга для учителя /М.З. Биболетова, И. В. Добрынина, Е. А. Ленская. Обнинск, 1994. — 57 с.
  21. Биболетова М.З. Enjoy English /М.З. Биболетова, И. В. Добрынина, Е. А. Ленская. М.: Просвещение, 1994. -185 с.
  22. Бим И. Л. Личностно ориентированный подход основная стратегия обновления школы /И.Л. Бим //Иностранные языки в школе. -2002.-№ 2.-С. 11−15.
  23. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей /И.Л. Бим //Иностранные языки в школе. 1989. — № 1. — С. 19−27.
  24. Бим И. Л. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам /И.Л. Бим, Т. В. Маркова //Иностранные языки в школе. -1992. № 1. — С. 3−15.
  25. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации /Б.М. Бим-Бад, А. В. Петровский. -М.: Педагогика, 1996. 128 с.
  26. И.В. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  27. В.В. Психология воспитания школьника: Учеб. пособие для пед. ин-тов /В.В. Богословский. Л., 1974. — 16 с.
  28. Л.И. Формирование личности в школьном возрасте /Л.И. Богнович. М.: Просвещение, 1988. — 464 с.
  29. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В.А. Болотов, В. В. Сериков //Педагогика. -2003. -№ 10. -С. 8−14.
  30. Большой толковый психологический словарь /Р. Артур (Penguim) Том 1. (А-о): Пер. с англ. ~М.: Bere, ACT, 2000. 592 с.
  31. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования /Е.В. Бондаревская //Педагогика. 1997. -№ 4. -С 11−17.
  32. Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования /Е.В. Бондаревская //Педагогика. 1997. -№ 4. — С.
  33. К.И. Интегративный подход к педагогическому процессу /К.И. Бузаров. Махачкала, 2002. — 111 с.
  34. А.В. Культурно-историческая теория мышления /А.В. Брушлинский. М.: Высшая школа, 1968. — 104 с.
  35. Введение в общую психологию /Под ред. А. В. Петровского. М.: Академия, 1996. — 386 с.
  36. А.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? /А.А.Венгер. -М.: Знание, 1994, 45 с.
  37. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников/Т.И. Власова.-Ростов /Д: Изд-во РГПУ, 1999.-12 с.
  38. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михалчик. М.: Просвещение, 1984. — 368 с.
  39. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 320 с.
  40. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. /Гл. ред. А.В. Запорожец- Вступит, ст. А. Н. Леонтьева. М.: Педагогика, 1982.
  41. Г. Р. Вначале было действо /Г.Р. Гаврилычева //Начальная школа. 1994. — № 1. — С. 28−34.
  42. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя /Н.Д. Гальскова. М.: Аркти-Глюсса, 2000. -125 с.
  43. Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержание обучения иностранному языку /Н.Д. Гальскова //Иностранные языки в школе. 2004. — № 1.- С. 3−8.
  44. P.T. Элементы практической психологии /Р.Т. Грановская. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 405 с.
  45. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Н.И.Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. -М.: Высшая школа, 1982.-480с.
  46. В.А. От методик к образовательным технологиям /В.А. Гузеев //Народное образование. -1998. № 7. — С. 84−91.
  47. В.М. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса /В.М. Гуркина, В. К. Кузнецов //Народное образование. 1996. — № 8. — С. 15−18.
  48. В.В. Учебная деятельность и моделирование /В.В. Давыдов, А. У. Варданян. Ереван, 1982. — 250 с.
  49. В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  50. А .Я. Теория интеграции образования /А.Я. Данилюк. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. 440 с.
  51. Н.Н. Подготовка ребёнка к школе как проблема отклонений в его социальном развитии /Н.Н. Денисевич, С. А. Ермолаева //Начальная школа. 1996. — № 6. — С. 15−24.
  52. Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов /Ю.И. Дик, А. А. Пинский, В. В. Усанов //Советская педагогика. -1987. № 9. — С. 28−45.
  53. Н.Ф. О значимости получаемых учащимися знаний /Н.Ф. Добрынин //Вопросы психологии. 1960. -№ 1. — С. 18−25.
  54. Емельянова Е.Ю. American English /Е.Ю. Емельянова, В. П. Кузолев, И. А. Тарасюк. М.: Просвещение, 1984. -194 с.
  55. Ю.М. Активное социально-психологическое обучение / Ю. М. Емельянов. ЛГУ, 1985. — 17 с.
  56. А.И. Система межпредметных связей в высшей школе /А.И. Еремкин. Харьков: Высшая школа, 1984. — 152 с.
  57. Р.С. Использование метода развивающего обучения на уроках русского языка /Р.С. Жадек. Томск: Пеленг, 1992. — 275 с.
  58. В.Т. Методология и методика диссертационного исследования /В.И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  59. JI.B. Основы педагогического мастерства /Л.В. Занина, Н. П. Меньшикова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 287 с.
  60. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Бюллетень комитета по высшей школе и технической политике Российской Федерации. 1993. — № 1.
  61. И.А. Дидактические основы построения системы1.личностного развития младшего школьника средствами иностранногоязыка: Дис. канд. пед. наук. /И.А. Захарченко. Ростов н/Д, 1998. — 212 с.
  62. И.Д. Межпредметные связи в современной школе /И.Д. Зверев, В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1981. — 245 с.
  63. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие /И.А. Зимняя. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 97 с.
  64. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе /И. А. Зимняя. -М.: Просвещение, 1991. 212 с.
  65. Г. М. Исследование познавательной готовности детей к обучению в школе /Г.М. Иванова //Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. -Волгоград, 1988.-С. 160.
  66. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения /Т.А. Ильина. М.: Знание, 1972. — 4.1. — 72 с.
  67. Информационное письмо департамента общего образования от 17.12.2001. № 957/13−23.
  68. Кабанова-Меллер Е. И. Психология формирования знаний и навыков у школьников /Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-367 с.
  69. М.К. Типы языковых коммуникативных способностей и компетенций /М.К. Кабардов, Е. В. Арцишевская //Вопросы психологии. -1996. -№ 1.-С. 34−39.
  70. П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. A.M. Арсеньева. -М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  71. В.В. Общечеловеческие ценности основы целостного учебно-воспитательного процесса /В.В. Караковский //Педагогика. — 1996. — № 3. — С. 28−34.
  72. В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах /В.В. Краевский, В. В. Хуторской //Педагогика. 2003. — № 2. -С. 4−9.
  73. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке /З.И. Клычникова. М.: Просвещение, 1973. — 220 с.
  74. А.Г. Психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов /Под ред. А. Г. Ковалёва. М.: Просвещение, 1966. — 480 с.
  75. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. /Я. А. Коменский. Т.1. — М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
  76. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года //Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 4−19.
  77. Концепция содержания непрерывного образования //Начальная школа. 2000.-№ 4. — С. 3−10.
  78. Т.А. Вторичная языковая личность /Т.А. Косарев //Учитель. 2003. — № 4. — С. 73−74.
  79. И.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /И.В. Кузьмин, Ю. И. Емельянова. -М.: Высшая школа, 1990. -119 с.
  80. И.Э. Ребёнок в мире англоязычной культуры /И.Э. Куликовская //Ребёнок в мире культуры: Сб. науч. тр. Ставрополь, 1998. -558с.
  81. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре /Н.М. Лебедева //Психологический журнал. 2001. — Т. 22, № 3.-С. 26−36.
  82. С.А. О преемственности дошкольного и начального образования /С.А. Лебедева //Начальное образование. 1996. — № 3. — С. 18−21.
  83. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива / B.C. Леднев. М.: Педагогика.
  84. .Ф. Состояние и развитие психологии /Б.Р. Ломов Вопросы психологии. 19 971. -№ 5. — С. 15−20.
  85. А.Н. Общий анализ учебного процесса и структура учебной деятельности /А.Н. Леонтьев /Хрестоматия по психологии. М.: Международная академия, 1995.
  86. А.Н. Единый подход к предметам языкового цикла /А.Н. Леонтьев, Е. А. Ленская, Е. Д. Розанова /Иностранные языки в школе. -1990.-№ 5.-С. 15−24.
  87. А.Н. Коммуникативность: пришло или прошло её время /А.Н. Леонтьев /Иностранные языки в школе. -1991. № 5. — С. 18−25.
  88. А.Н. Избранные психологические труды /Леонтьев А. Н. Собрание сочинений: В 2 т. /А.Н. Леонтьев. М., 1983. — Т. 1. — 392 с.
  89. А.Н. Проблемы развития психологии /А.Н. Леонтьев -М.: Просвещение, 1981. 280 с.
  90. А.Н. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком /А.Н. Леонтьев /Иностранные языки в школе. 1985. -№ 5. — С. 24−29.
  91. А.Н. Раннее обучение иностранным языкам: что нас объединяет /А.Н. Леонтьев /Русский язык за рубежом. 1986. — № 5. — С. 50−53.
  92. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций /А.Н. Леонтьев М., 1971. — 55 с.
  93. И.Я. Содержание межпредметных связей и пути их реализации /Я.И. Лернер /Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе: Тез. докл. всесоюз. конф., 10−12 окт. 1972. -М., 1972.-Ч. 1.-С. 21−22.
  94. .Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК /Б.И. Лихачёв. -М., 1998. -С. 340.
  95. Н.Н. Профессиональная компетентность педагога /Н.Н. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Крючатов. Самара, 1997. — 106 с.
  96. М.Р. Преемственность и перспектива в обучении родному языку /М.Р. Львов. -М.: Просвещение, 1992. 180 с.
  97. М.Р. Методика развития речи младших школьников /М.Р. Львов. -М.: Просвещение, 1985.-384 с.
  98. А.К. Психология труда учителя. Книга для учителя /А.К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  99. В.В. Острота проблемы не снижается /В.В. Маркова //Начальная школа. 1994. -№ 11. — С. 18−21.
  100. М.В. Мотивация учения младших школьников /М.В. Матюхина. М., 1984. — 295 с.
  101. Мелик-Пашев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности /А.А. Мелик-Пашев //Вопросы психологии. 1989. — № 5. -С. 34−40.
  102. Методика обучения иностранному языку в средней школе. /Г.В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  103. В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности /В.Э. Мильман //Вопросы психологии. 1991. — № 1.-С. 71−80.
  104. В.Э. Цель как способ проектирования деятельности /В.Э. Мильман //Системные исследования: Сб. науч. тр. М.: Наука, 1987. -С. 126.
  105. Р.П. Всегда ли инновация в области терминологии следствие развития научного знания / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 5. С. 5-U.
  106. П.А. Экспресс диагностика психологического развития дошкольника /П.А. Мясоед //Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 130 136.
  107. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе: концепция и программа /Под ред. В. В. Пенкина. Томск- Харьков, 1992.-245 с.
  108. Е.И. Книга для учителя к учебному пособию по английскому языку. /Е.И. Негневицкая, З. И. Никитенко, Е. А. Ленская, -М.: Просвещение, 1994. 171 с.
  109. Е.И. Английский язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра /Е.И. Негневицкая //Иностранные языки в школе. 1987. -№ 6.-С. 20−27.
  110. Н.И. Становление личности ребёнка в 6−7 лет /Н.И. Непомнящая. М.: Педагогика, 1992. — 320 с.
  111. З.Н. К проблеме владения культурологического компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе /З.Н. Никитенко //Иностранные языки в школе. 1993. — № 3. — С. 5−11.
  112. Л.Я. Задача обучения на протяжении всей жизни вызов университетам /Л.Я. Отала //Альма-матер. — 1974. -№ 4. — С. 24−32.
  113. Н.Н. Проектирование образовательной сферы и сообщества в малом городе /Н.Н. Павлов //Новые ценности образования. -1996.-С. 29−40.
  114. С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникативных технологий /С.В. Панюкова. М.: Изд-во ИОСОРАЛ, 1998. -120 с.
  115. Е.И. Коммуникативность обучения в практику школы /Е.И. Пассов. — М.: Просвещение, 1985. — 127 с.
  116. И.Г. Избранное: В 3 т. / И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1961−1965. Т.2. — С. 278, Т.З.-С. 97.
  117. А.В. К построению социально-психологической теории коллектива /А.В. Петровский //Вопросы психологии. 1973. — № 2. -С. 15−24.
  118. Г. С. Новые педагогические технологии в системе образования /Г.С. Полат. М.: Владос, 2001. — 250 с.
  119. Программа «Иностранный язык» //Иностранные языки в школе. -1994.-№ 3.-С. 4−9.
  120. Проект временного государственного образовательного стандарта по иностранному языку //Иностранные языки в школе. 1993. — № 5. — С. 5−17.
  121. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования /Под ред. Э. А. Днепрова, В. Д. Шадрикова. М., 2002.
  122. Психология развивающей личности /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 320 с.
  123. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. Р. А. Сохина. М.: Просвещение. 1976. — 240 с.
  124. Я.Я. Эксперимент психологических эмоций /Я.Я. Рейковский. -М.: Просвещение, 1979.-240 с.
  125. Р.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов /Р.В. Репкина, Е. В. Зайка. Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
  126. C.JI. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. -СПб: Питер, 1999.-720 с.
  127. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. П. А. Рудина. -М.: Физкультура и спорт, 1974. 512 с.
  128. И.И. Экспериментальная работа по обучению двум иностранным языкам /И.И. Руднева //Иностранные языки в школе. 1995. — № 4. — С. 15−24.
  129. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения /Под ред. М. С. Соловейчик. М.: Минка-Пресс, 1994. — 2745 с.
  130. С.В. Развитие творческой самостоятельности учителя на курсах повышения квалификации в ИУУ: Автореф. дис. канд. пед. наук /С.В. Рыжова. Н. Новгород, 1992. — 20 с.
  131. В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода /В.Н. Сагатовский //Деятельность: теория, методология, проблемы: Сб. науч. тр. М., 1990. — 260 с.
  132. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам /В.В. Сафонова. М.: Высшая школа, 1991. — 140 с.
  133. Э.П. Как возникает всеобщий язык? /Э.П. Свадост. М.: Наука, 1968.-287 с.
  134. Н.С. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении /Н.С. Светловская //Начальная школа. -1990.-№ 5.-С. 57−60.
  135. М. Образование и двуязычие. / М. Сигуан, У. Макки М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  136. Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетентность: Требования к уровню владения и некоторые пути её формирования /Ю.А. Синица //Иностранные языки в школе. 2002. — № 6. — С. 123.
  137. В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. -272 с.
  138. Словарь иностранных слов /Под ред. И. В. Лехина, Р. Н. Петрова. -4-е изд., перераб. и доп. М.: Гос. изд-во иностран. и нац. слов., 1954. -255 с.
  139. Словарь психолога-практика /сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., переаб. и доп. МН: Харвей, 2001. — 976 с.
  140. М.Н. Проблема современной дидактики /М.Н. Скаткин. -М., 1984,1971.
  141. М.Н. Совершенствование процесса обучения /М.Н. Скаткин., 1971.
  142. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей /М.Н. Скаткин. -М., 1980. 144 с.
  143. О.Г. Формирование информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий / О. Г. Смолянинова //Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 116−120.
  144. A.M. Логическая структура учебного материала /A.M. Сохор. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  145. В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. -Киев, 1972.-185 с.
  146. П.В. Язык и культура. В поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. /П.В Сысоев //Иностранные языки в школе. 2001. — № 4. — С. 12−18.
  147. А.В. Интегративный подход к повышению профессиональной квалификации лингвиста-преподавателя в рамках требования общеевропейской компетентности, автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Сычёв. Майкоп, 2004. 22 с.
  148. Учебные стандарты школ России. Кн. 1: Начальная школа общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой М.: Сфера: Прометей, 1998. — 380 с.
  149. К.Д. Программа педагогического курса для женских учебных заведений //Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 6 т. /К.Д. Ушинский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
  150. Г. Р. Межпредметные связи в процессе обучения /Г.Р. Федорец. Л., 1983.-83 с.
  151. Г. Р. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития) /Г.Р.Федорец. Л., 1990. — 84 с.
  152. Г. Р. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (проблемы, опыт) /Г.Р.Федорец. Д., 1989. — 96 с.
  153. Философский словарь /Под ред. М. М. Розенталь, П. Ф. Юдина. -М., 1968.-420 с.
  154. Формирование коммуникативной культуры как педагогическая проблема. //Профессионально-педагогическая культура. История, теория, технология: материалы всерос. науч.-практ. конф., 9−11 окт. 1996. -Белгород: Изд-во Белгород, гос- ун-та, 1996. С. 160−162.
  155. JI.M. Психологический справочник учителя /Л.М. Фридман, И. Ю. Кулачёва. -М.: Просвещение, 1991. 388 с.
  156. Л.М. Психопедагогика общего образования /Л.М. Фридман. М.: Просвещение, 1997. — 288 с.
  157. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе /Д.В. Чернилевский. М.: Юнита-дана, 2002. — 437 с.
  158. Ю.Ю. Методы и средства культурно-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях раннего изучения иностранного языка. Автореф. дис. канд. пед. наук / Ю. Ю. Шавернева. Майкоп, 2003. 18 с.
  159. В.Д. Диагностика познавательных способностей /В.Д. Шадриков //Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль, 1986. — С. 152−156.
  160. Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова, И. Т. Капустина. М.: Владос, 2002. — 320 с.
  161. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе /С.Ф. Шатилов. -М.: Просвещение, 1977. 265 с.
  162. И.В. Личностное развитие учащихся средствами иностранного языка в условиях преемственности между начальной и основной ступенями образования: Автореф. дис. канд. пед. наук /И.В. Шатохина. Ростов н/Д, 2003. — 24 С.
  163. А.П. Категории диалектики. /А.П. Шептулин. М.: Высшая школа, 1971.-178 с.
  164. JI.A. Методы и способы подготовки младших дошкольников к обучению /JI.A. Шустова //Вопросы психологии. 1990. -№ 4.-С. 35−40.
  165. Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности /Т.П. Щедровицкий //Разработка и внедрение автоматизированных систем проектирования: Сб. науч. тр. М., 1975.-245 с.
  166. Г. И. Роль деятельности в учебном процесс: Кн. для учителя /Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 350 с.
  167. ЭльконинД.Б. Психология обучения младших школьников /Д.Б. Эльконин. М.: Знание, 1974. — 260 с.
  168. ЭльконинД.Б. Учебная деятельность. Её структура и формирование //Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды /Д.Б. Эльконин. М.: Знание, 1989. — 485 с.
  169. ЭльконинД.Б. Как научить детей читать // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды /Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989.-485 с.
  170. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки /Э.Г. Юдин. М., 1978. -450с.
  171. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. /И.С. Якиманская. М., 1996. — 98 с.
  172. Kats D. The functional approach to the Study of attitudes /D. Kats //Public Opinion Quarterly. 1960. — № 24.
  173. Miller A. A. The magical number seven plus or minus two. Some limits of our capacity for processing information /А.А. Miller //Psychological review. -1956.-№ 63.
Заполнить форму текущей работой