Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лекция 8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение системы задач. Задача возникает в процессе построения алгоритма достижения цели. В построенном алгоритме цель каждого этапа — локальная цель — это задача. Но так как каждая задача затем еще может быть разбита на свои составляющие, то она по отношению к своим частям становится целью. Следовательно, каждая цель является задачей… Читать ещё >

Лекция 8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогические цели, их особенности и функции Деятельность педагога, как любая другая деятельность, предваряется осознанием цели. Осознанная цель мобилизует все творческие силы человека, а ее достижение приводит к удовлетворению потребностей личности. Цель — категория философская, представляющая собой опережающее отражение событий в сознании человека. С цели начинается любой педагогический процесс, независимо от его сложности и продолжительности. Цели подчинены все его компоненты.

Педагогическая цель — это предвосхищаемый результат деятельности в педагогическом процессе, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса.

Каковы же особенности педагогической цели? Цель как продукт идеальный очень подвижна, динамична, так как порождается сознанием деятельностного человека, постоянно взаимодействующего с изменяющимся миром и постоянно изменяющего самого человека. Опыт, знания, события, анализ, эксперимент обогащают человека, и потому он носитель динамического сознания, и его цель в ходе деятельностного движения к ней преобразуется постоянно и незаметно для самого субъекта. Динамичность жизни обусловливает динамичность цели. Учет данной особенности цели предписывает общий характер цели, так, чтобы в ее динамической изменчивости она могла бы оставаться целью как таковой, а человек мог бы организовать свою деятельность как последовательное движение к запланированному результату.

Подвижность цели предполагает, как это ни парадоксально, ее недостижимость. Цель развивается вместе с субъектом, который ее сформулировал, поскольку она существует в субъекте, который ее выдвигает и она так же, как субъект, восходит вверх, как только такое восхождение совершает субъект. Чтобы недостижимая цель оставалась целью, чтобы она не приводила в отчаяние того, кто к ней идет, она должна иметь общий характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестает быть ориентиром деятельности.

Структура цели Любая цель состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия.

Целевой объект (объект цели) — это человек в разных ролевых позициях, на которые предполагается воздействие.

Целевой предмет (предмет цели) — это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе.

Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которое он совершает для развития целевого предмета. Например: научить, убедить, сформировать, доказать, усовершенствовать, закрепить, раскрыть, заинтересовать и т. д.

Можно привести иное представление структуры учебной цели, опираясь на исследования Андерса Шелтена. По Шелтену любая цель предполагает два аспекта рассмотрения:

  • · содержание;
  • · образ действий.

То есть учебная цель устанавливает конечный результат, с одной стороны, по содержанию, с другой стороны по образу действий. Например, в учебной цели «Описать строение механизма» составная часть «строение механизма» представляет собой описание содержания. Действующее слово «описать» указывает на образ действий.

Зная структуру цели, можно осуществить грамотное целеполагание.

Методика целеполагания в педагогической деятельности Как уже было сказано, педагогическая цель должна иметь общий характер, чтобы реализовать все свои целевые функции. Цель определяет содержание педагогического процесса; цель обусловливает результат; цель служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога; цель является постоянным объектом осмысления педагога. Таким образом, цель определяет исходный этап в деятельности педагога.

Целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Ясное понимание воспитательных целей определяет успешность их достижения и оптимальность выбираемых путей и средств.

С процессом целеолагания связана система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека; это — поиск максимально точной формулировки общего идеального образа человека; это — система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный человек, и соотнесение их с содержанием и поставленной целью. Наконец, это — система ориентиров для осуществления грамотного целеполагания.

В системе профессионального осмысления предвосхищаемого результата деятельности выделяют три уровня: идеал воспитания, уровень воспитательных устремлений и задач воспитания, уровень цели и смысла жизни человека.

Первый уровень — это образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе. Так, в статье 14 п. 1 Закона РФ «Об образовании» записано, что целью современной образовательной системы является «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».

Второй уровень — это образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, т. е. реализация этого социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. В этом случае идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в федеральных и региональных документах, в конкретных школах, в сознании и понимании этих целей конкретным педагогом. Каждый педагог в этой цепочке реализует единый социальный заказ по формированию нужной обществу личности, но вкладывает в это свой подход, свое видение, как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и получаемых результатов Третий уровень — цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации, наиболее значимый с позиции гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не средство в решении чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание качеств, возможностей и собственных устремлений, которые игнорировать нельзя.

На протяжении тысячелетий, на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне.

Наличие этого (третьего) уровня целей, прежде всего, значимо для самой личности.

Разработка цели — процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:

  • А) сравнить, обобщить определенную информацию;
  • Б) сделать выбор наиболее значимой информации;
  • В) на ее основе сформулировать цель, т. е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия;
  • Г) принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.

Такой же мысленный путь проделывает и учащийся, когда стремится предвидеть результаты своего поведения. Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение, взаимодействие целей педагога и учащихся — одно из важнейших условий успеха педагогического процесса в развитии его участников. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем.

Можно рассмотреть методику целеполагания на примере, предложенной американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. Блумом, технологии эффективного целеполагания. Суть ее заключается в том, что поведение человека включает в себя три сферы образа действий: когнитивную (сферу разума), аффективную (оценочную), психомоторную (двигательную). Для реализации одной учебной цели могут быть задействованы две или даже три сферы поведения, но при этом преобладающее значение имеет какая либо одна сфера. Авторы технологии предложили определить эталон полного усвоения и достигаемых результатов с помощью иерархии (последовательного расположения от низшего к высшему) педагогических целей, разработанных для каждой из сфер. Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона. Такая классификация получила название таксономии учебных целей. Таким образом, под термином «таксономия» подразумевается порядок, который создается по определенной закономерности.

Наибольшее значение получила таксономия учебных целей в когнитивной сфере. Б. Блумом выделяются этапы познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Знание — это воспроизведение изученного. Понимание обозначает его преобразование. Применение относится к сфере трансформации изученного. Анализ подразумевает выделение части целого. Синтез — комбинация элементов, для получения нового продукта. Оценка — определение ценности и значения изученного.

Данная технология широко используется в качестве шкалы для измерения результатов обучения.

Более полное исследование по аффективной сфере проведено Кратволем и др. (1975 г.), по психомоторной — А. Шелтеном (1983 г.).

Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение системы задач. Задача возникает в процессе построения алгоритма достижения цели. В построенном алгоритме цель каждого этапа — локальная цель — это задача. Но так как каждая задача затем еще может быть разбита на свои составляющие, то она по отношению к своим частям становится целью. Следовательно, каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели, в которую она входит на правах подцели, и одновременно она является целью по отношению к задачам, вытекающим из нее.

Для успешного целеполагания педагогу необходимо соблюдать важнейшие требования: реалистичность цели, ясность, точность формулировки, соответствие цели возможностям обучаемых, диагностичность.

Основные группы целей Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.

Нормативные, т. е. государственные, цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Сегодня эти цели могут корректироваться местными органами власти: областными, городскими и даже районными.

Нормативные цели разрабатываются на базе широкой информации о состоянии народного образования и экономики соответственно в республике, области, городе, районе, об уровне воспитанности детей, об уровне профессиональной подготовки выпускников. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога.

Параллельно, а часто независимо от государственных существуют общественные цели как цели общества, его различных слоев. В отличие от государственных, общественные цели не могут быть едиными. Они формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей, особенно тех, кто составляет основную базу для формирования учреждений народного образования.

Инициативные цели — это цели, разрабатываемые непосредственно самими педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников. В той группе выделяются следующие виды целей:

  • · цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения.
  • · цели формирования отношений. Включают в себя формирование отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, училищу, уроку, теме урока, друзьям, родителям, к самому себе, природе, искусству, творчеству и т. д.
  • · цели формирования творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие особенностей, задатков, интересов учащегося, а также умений их реализовать.
  • · организационные цели ставятся педагогом и относятся к области его управленческой функции. Например, педагог может поставить цель использования самоуправления в организации учебной деятельности учащихся.
  • · методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся. Например, внедрить новые формы организации учебно-воспитательного процесса.

Любая из рассмотренных целей по своей значимости может быть стратегической (главной, конечной, наиболее значимой) и тактической (этапной, промежуточной).

Важно различать цели учебного процесса и общие направления государственной политики в области народного образования. Не отождествлять их и с задачами изучения отдельных курсов, и с целями учебных заведений. Эти цели должны быть, с одной стороны, достаточно общими, а с другой — однозначными, конкретными. Учебные цели описывают конечный результат, которого должен достичь учащийся по окончании учебного процесса. Конкретизации целей способствуют специальные исследования по их систематизации и упорядочению — таксономии.

Для педагога цель — это цель преподавания, для учащихся цели — это цели учения.

Цели учащихся могут соответствовать целям педагога, а могут и расходиться с ними. В педагогическом процессе возникает взаимодействие целей. Педагогу в этих условиях предстоит выявить противоречие целей и найти способы их сближения. Только в этом случае возможен эффективный педагогический процесс.

Современные цели образования и воспитания Цели общего образования вытекают из целей воспитания и соотносятся с ними как часть с целым. Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей свою ответственность перед семьей, обществом, государством.

Главные задачи образования и воспитания:

  • · удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;
  • · обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;
  • · формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний; выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, ответственности за свои поступки.

Сегодня главная педагогическая цель — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Вопросы для самопроверки.

  • 1. Раскройте значимость цели в структуре педагогического процесса, педагогической деятельности.
  • 2. Проиллюстрируйте примерами структуру педагогической цели.
  • 3. Каковы особенности педагогической цели?
  • 4. Какой уровень в системе ориентиров целеполагания и почему актуален в гуманистической концепции воспитания и образования?
  • 5. Назовите основные группы педагогических целей.
  • 6. Какова значимость технологии эффективного целеполагания?
  • 7. Сформулируйте главные цели образования и воспитания.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой