Теоретические аспекты формирования познавательного интереса к сезонным изменениям в природе у детей дошкольного возраста
Первый путь создания положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения… Читать ещё >
Теоретические аспекты формирования познавательного интереса к сезонным изменениям в природе у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности — широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:
- а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;
- б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;
- в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.
Положительное отношение создается двумя путями.
Первый путь создания положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.
Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при непосредственном образном рассказе о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т. п.
В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес.
Любопытство — элементарная стадия познавательного интереса. Оно обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой стадии отсутствует подлинное стремление к познанию, но любопытство может быть его начальным толчком. Ребенок при этом является пассивным объектом внешнего воздействия. Любопытство есть реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире.
Интерес этого уровня — поверхностный, фрагментарный, ситуативный, связанный с переживанием своего отношения к предмету в данный момент.
Любопытство особенно характерно для детей дошкольного возраста. Но интерес этот неглубок.
На этапе любознательности интерес еще в полной мере не освободился от интереса к описаниям. И, тем не менее, он уже носит поисковый характер, связанный с желанием проникнуть в более глубокие основания знаний. При этом импульс активности исходит уже не со стороны, а от самого ребенка, что в корне меняет характер интереса. Такой интерес не угасает с окончанием той или иной ситуации, он заставляет все глубже погружаться в интересующую деятельность. Привлекательной для воспитанника становится сама деятельность. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие возможностей самостоятельной работы. Ребенок становится субъектом деятельности. А познавательный интерес с уровня любознательности переходит на более высокий уровень собственного познавательного интереса.
Под творческим интересом понимают такой уровень познавательного интереса, когда ребенок стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. Это, в основном, узкий интерес к определенной отрасли знаний, переходящий на более высокую ступень интереса.
Познавательный интерес — один из самых значимых мотивов обучения. По мнению Л. С. Выготского: «Познавательный интерес как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…». Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами и мотивом самовоспитания, познавательный интерес обогащает личность.
Познавательный интерес включает в себя ряд процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную).
Восприятие — это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости и частой сменой деятельности. По мере взросления ребенка, время с которым ребенок может сосредоточится на одном занятии увеличивается.
Память — процесс фиксации, сохранения и воспроизведения информации о взаимодействии между объектами. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах — восприятии и мышлении.
Воображение — это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.