Обучение чтению как способу переработки информации с целью создания учащимися вторичных текстов
Диссертация
Исследования обусловлена проблемами, которые испытывают современные школьники в процессе чтения и создания вторичных текстов на основе прочитанного. Данные проблемы определяют необходимость формирования у школьников умений по осознанию и переработке исходной информации в разных видах вторичных текстов: в тезисах, конспектах, аннотациях и др. В современной школе формирование данных умений… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения учащихся аналитическому чтению для создания вторичных текстов
- 1. 1. Чтение и письмо как виды речевой деятельности
- 1. 2. Конспекты и тезисы как вторичные тексты: классификация, особенности сжатия информации и специфика создания
- 1. 3. Специфика видов чтения
- 1. 4. Методика обучения чтению (исторический аспект)
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Понимание текста как основа переработки информации
- 2. 1. Определение системообразующих терминов речевой деятельности
- 2. 2. Структура процесса понимания
- 2. 3. Понимание и мышление в структуре речевой деятельности
- 2. 4. Современное состояние сформированности аналитического чтения учащихся констатирующий эксперимент)
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА III. Обучение пониманию текста: теория и практика
- 3. 1. Методические концепции организации понимания в процессе обучения чтению
- 3. 2. Методика обучения информационной переработке текста
- 3. 3. Анализ школьных программ и учебников по русскому языку для средней школы
- Выводы по третьей главе
- ГЛАВА IV. Методика обучения школьников чтению с целью создания вторичных текстов (9 класс)
- 4. 1. Теоретическое обоснование методики чтения
- 4. 2. Обучение чтению на уроках русского языка и овладение жанрами творческой переработки текстов (обучающий эксперимент)
- Выводы по четвертой главе
Список литературы
- Абакумов, С.И. Творческое чтение: Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа Текст. / С. И. Абакумов. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. — 136 с.
- Агранович, Н.Б. Вторичные тексты в коммуникативно-когнитивном аспекте Текст.: дис.. канд. пед. наук/Н.Б. Агранович. М., 2006. -152 с.
- Алексеева, О.В. Использование изложений в процессе изучения морфологии в V-VII классах Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. В. Алексеева. М., МПГУ, 2000. — 246 с.
- Андреев, O.A. Техника быстрого чтения / O.A. Андреев, Л. Н. Хромов. Минск: Изд-во Белорус. Ун-та, 1987. — 203 с.
- Андросюк, В.Г. Психологические особенности понимания научного текста учащимися Текст.: автореф.. канд. психол. наук / В. Г. Андросюк. Киев, 1981. — 24 с.
- Антонова, Е.С. Знать или понимать? Текст. / Е. С. Антонова // Русский язык в школе. 1999. — № 3. — С. 10−18.
- Антонова, Е.С. Методика преподавания русскогоязыка: коммуникативно-деятельностный подход Текст.: учебное пособие / Е. С. Антонова. М.: КНОРУС, 2007. — 464 с.
- Ю.Антонова, Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к Рабочей тетради по развитию речи и мышления школьников 7−8 классов Текст. / Е. С. Антонова. М.: Вербум-М, 2001. — 176 с.
- Антонова, Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи мышления школьников 7−8 классов Текст. / Е. С. Антонова. М.: Вербум-М, 2001.- 112 с.
- Антонова, Е.С. Тайна текста Текст. / Е. С. Антонова // Русский язык в школе. 2000.-№ 6. — С. 3−11.
- Анухтин, В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / В. Б. Анухтин. М., 1977. — 29 с.
- Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. В. Архипова. М.: Вербум-М, 2004. — 192 с.
- Архипова, Е.В. Оценка результатов обучающего эксперимента по русскому языку (с применением компьютера) Текст.: методическое пособие для студентов-дипломников / Е. В. Архипова. Рязань: Изд-во Рязанского гос. пед. ун-та, 1994. — 53 с.
- Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество Текст. / В. Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. — с. 119.
- Афанасьев, П.О. Краткая методика родного языка Текст. / П. О. Афанасьев. М.: Учпедгиз, 1930. — 140 с.
- Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста: основы теории, принципы и аспекты анализа Текст. / Л. Г. Бабенко. М.: Акад. Проект, 2004. — 247 с.
- Бабина, Л.В. «Вторичные тексты», вторичность и интертекстуальность Текст. / Л. В. Бабина // Онтология языка и егосоциокультурные аспекты: материалы конф. аспирантови молодых ученых Ин-та языкознания РАН (1998 г.). М.: 1999. — С. 15−19.
- Бабосин, Г. А. Урок обучающего изложения Текст. / Г. А. Бабосин //
- Бархин, К.Б. Методика русского языка в средней школе Текст. / К. Б. Бархин, Е. С. Истрина. 3-е изд. — М.: Учпедгиз, 1937. — 94 с.
- Бархин, К.Б. Методика тихого чтения в связи с задачами по развитию речи. Для преподавателей 1 ступени Текст. / К. Б. Бархин. М.: Работник просвещения, 1930. — 88 с.
- Бархин, К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений Текст. / К. Б. Бархин. М.: Рабпрос, 1930. — 320 с.
- Батищев, Г. С. Педагогическое понимание как сотворчество (к философской проблематике нового педагогического мышления) Текст. / Г. С. Батищев, Н. Н. Лебедева // Вестник высшей школы. -1989. -№ 8. -С. 58−63.
- Бауман, Н. Доступность учебных текстов, факторы, затрудняющие понимание и их устранение Текст. / Н. Бауман и др. // Проблемы школьного учебника. Вып. 18. — М.: Просвещение, 1988. — С. 224 258.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин- Сост. С.Г. Бочаров- Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина-
- Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М.:1. Искусство, 1979. 424 с.
- Безрукова, В. Конспект и конспектирование Текст. / В. Безрукова // Народное образование. 2001. — № 5. — С. 150−154.
- Белянин, В.П. Психолингвистика: учебник Текст. / В. П. Белянин. -6-е изд. М.: Флинта, МПСИ, 2009. — 416 с.
- Берман, И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах Текст. / И. М. Берман. М.: Высш. шк., 1970. — 230 с.
- Бершадский, М.Е. Понимание как педагогическая категория, (мониторинг когнитивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает?) Текст. / М. Е. Бершадский. М.: Центр Педагогический поиск, 2004. — 176 с.
- Бирюков, П.Б. Чтение учащихся высшей школы в контексте образовательного процесса Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук / П. Б. Бирюков. М., Рос. ин-т культурологи, 1999. — 18 с.
- Богин, Г. И. Интерпретация текста Текст. / Г. И. Богин. Тверь: Изд-во Тверского госуниверситета, 1995. — 38 с.
- Богин, Г. И. Методологическое пособие по интерпретации художественного текста: Для занимающихся иностранной филологией Электронный ресурс. URL: Чhttp://www.auditorium.ru/books/113/ (дата обращения: 15.02. 2010).
- Богин, Г. И. Типология понимания текста: учеб. пособие Текст. / Г. И. Богин. Калинин: 1986. — 84 с.
- Богин, Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека Текст. / Г. И. Богин. Калинин: КГУ, 1975. -106 с.
- Богин, Г. И. Филологическая герменевтика Текст. / Г. И. Богин. -Калинин: КГУ, 1982. 86 с.
- Большой психологический словарь Текст. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.
- Бородина, A.B. Учим. читать: Уроки динамического чтения Текст. / A.B. Бородина, С. М. Бородин. JL: Лениздат, 1985. — 192 с.
- Брудный, A.A. Психологическая герменевтика Текст. / A.A. Брудный. М.: Лабиринт, 1998. — 366 с.
- Быстрицкий, Е.К. Научное познание и проблема понимания Текст. / Е. К. Быстрицкий. Киев: Наукова думка, 1986. — 134 с.
- Быстрицкий, Е.К. Понимание и практическое сознание Текст. / Е. К. Быстрицкий // Загадка человеческого понимания / Под общ. ред. A.A. Яковлева. М.: Политиздат, 1991. — С. 25−38.
- Валгина, Н.С. Теория текста: учебное пособие Текст. / Н. С. Валгина. -М.: Логос, 2003.-280 с.
- Васильев, С.А. Уровни понимания текста Текст. / С. А. Васильев // Понимание как логико-гносеологическая проблема: сб. науч. тр. / Отв. ред. М. В. Попович. Киев: Наук, думка, 1982. — С. 91−122.
- Васильев, С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста Текст. / С. А. Васильев. Киев: Наукова думка, 1988. — 240 с.
- Васильев, С.А. Изменение смысла текста в процессе его функционирования Текст. / С. А. Васильев // Доказательство и понимание. Киев: Наукова думка, 1986. — С.59−95.
- Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов Текст. / А. Вежбицкая- пер. с англ. А. Д. Шмелёва. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 288 с.
- Вейзе, A.A. Теория и практика порождения вторичного текста в курсе вузовского обучения иностранному языку (на материале английского языка) Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / A.A. Вейзе. Минск, Мин. гос. лингв, ун-т, 1993. — 31 с.
- Венделанд, А.Э. К вопросу о композиционно-смысловой структуре учебного текста и ее влиянии на понимание Текст.: дис.. канд. психолог, наук / А. Э. Венделанд. М., 1970. — 293 с.
- Вербицкая, М.В. Теория вторичных текстов: на материале соврем, англ. яз. Текст.: автореф. дис. д-ра филол. наук / М. В. Вербицкая. -М., Моск. гос. ун-т., 2000. 47 с.
- Виноградов, В.В. Проблема авторства и теория стилей Текст. / В. В. Виноградов. М.: Гослитиздат, 1961. — 614 с.
- Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи Текст.: учебник, для 10−11 классов общеобразоват. учрежд. / А. И. Власенков, JI.M. Рабченкова. 11-е изд. — М.: Просвещение, 2005. -350 с.
- Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы Текст.: учеб. пособие для студ. сред. проф. ^ учеб. заведений / Т. М. Воителева. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2008. — 176 с.
- Ворожбитова, A.A. Теория текста: Антропоцентрическое направление: учеб. пособие Текст. / A.A. Ворожбитова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 2005. — 367 с.
- Вьюшкова, JI.H. Совершенствование чтения на уроках русского языка Текст. / JI.H. Вьюшкова // Русский язык в школе. 1998. — № 1. — С. 3−9.
- Вьюшкова, JI.H. Обучение школьников постановке вопросов как средству анализа учебно-научного текста по русскому языку Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / JI.H. Вьюшкова. М., 1990. — 16 с.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии Текст. / JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Гадамер, Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст. / Х. Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 407 с.
- Галактионова, Т.Г. Развитие культуры чтения современных школьников как социально-педагогическая проблема Текст. / Т. Г. Галактионова // Образование без границ. 2004. — № 2. — С. 52−54.
- Галактионова, Т.Г. Социально-педагогические предпосылки решения проблемы чтения современных школьников Текст. / Т. Г. Галактионова // Современная учебная книга: материалы научно-практической конференции. Спб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2006. -С. 112−122.
- Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методические основы исследования) Текст. / Т. Г. Галактионова. -СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 167 с.
- Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / Гальперин И. Р. 6-е изд. — М.: УРСС Эдиториал, 2008. — 144 с.
- Гецов, Г. Г. Работа с книгой: рациональные приемы Текст. 7 Г. Г. Гецов. М.: Полымя, 1989. — 176 с.
- Голев, Н.Д. К основаниям деривационной интерпретации вторичных текстов Электронный ресурс. / Н. Д. Голев, Н. В. Сайкова // Алтайские лингвистические страницы. URL: http://lingvo.asu.ru/golev/articles/z89.html (дата обращения 17.04.08).
- Горбич, О.И. Художественные произведения как основа учебного диалога и духовно-нравственного воспитания школьников Текст. /
- О.И. Горбич // Вестник ПСТГУ. Серия 4,
- Педагогика. Психология. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. — Вып.1. — С. 89 102.
- Граник, Г. Г. Как учить работать с книгой Текст. / Г. Г. Граник.- М.: НПО Образование, 1995. 256 с.
- Граник, Г. Г. Секреты орфографии. Книга для учащихся 5−7 классов Текст. / Г. Г. Граник. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Громов, Е.С. Искусство и герменевтика в ее эстетическом и социологическом измерениях Текст. / Е. С. Громов. СПб.: Аллетея, 2004.-336 с.
- Данилов, A.A. История России XX начало XXI века: 9 класс Текст. / A.A. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М.: Просвещение, 2006. — 256 с.
- Дейкина, А.Д. Подготовка к изложению как к экзаменационной работе Текст. / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. 1994. -.№ 1. -С. 9−19.
- Дейкина, А.Д. Тексты-миниатюры на уроках русского языка Текст.: пособие для учителя / А. Д. Дейкина, Ф. А. Новожилова. М.: Флинта, Наука, 1998. — 144 с.
- Демьянков, В.З. Понимание как интерпретирующая деятельность Текст. / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания. 1983. — № 6. — С. 58−67.
- Дьяченко М.И. Психологический словарь справочник Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Мн.: Хорват- - М.: ACT, 2001. -576 с. — (Библиотека практической психологии).
- Доблаев, Л.П. Вопросы психологии понимания учебного текста Текст. / Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1965. — 92 с.
- Доблаев, Л.П. Психологические основы работы над книгой Текст. / Л. П. Доблаев. М.: Книга, 1970. — 71 с. N
- Доблаев, JI.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания Текст. / Л. П. Доблаев. М.: Педагогика, 1982.- 176 с.
- Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения Текст. У Т.Г. Егоров- вступительная статья и подготовка к изданию В. А. Колягина. СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.
- Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения Текст. / Т. Г. Егоров. М.: АПН РСФСР, 1953. — 264 с.
- Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей грамоте Текст. / Т. Г. Егоров. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950. — 107 с.
- Ембулаева, Т.Е. Обучение учащихся приемам осмысления учебных лингвистических текстов Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Ембулаева. М., 1993. — 251 с.
- Ембулаева, Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте Текст. / Т. Е. Ембулаева // Русский язык в школе. -1999. № 4. — С. 12−21.
- Ембулаева, Т.Е. Работа с учебными лингвистическими текстами Текст. / Т. Е. Ембулаева // Русский язык в школе. 1990. — № 3. — С. З-10.
- Еремеева, А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Еремеева А. П. М., МПГУ, 1991. — 44 с.
- Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 тт. ACT, Астрель, Харвест, 2006.
- Жариков, Е. С. Для тебя и о тебе: кн. для учащихся Текст. / Жариков Е. С., Крушельницкий Е. Л. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Железнякова, О.М. Проблемные тексты как средство улучшения знаний Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. М. Железнякова. Ульяновск, 1992. — 204 с.
- Жинкин, Н.И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жинкин, Н. И Мышление и речь Текст.: сб. статей / Н.И. Жинкин- под. ред. Н. И. Жинкина и Ф. Н. Шемякина. М.: Изд-во Акад. Ед. наук РСФСР, 1963. — 272 с.
- Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−7 классов Текст. / Н. И. Жинкин // Известия АПН РСФСР. 1956. — № 78. — С. 141−250.
- Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982. — 157 с.
- Жукова, Л.П. Чтение и понимание Текст.: Учебное пособие для ин-тов и фак. иностр. яз.: учебник / Л. П. Жукова, К. А. Мичурина. М.: Высшая школа, 1982. — 128 с.
- Журавлева, Л.С. Обучение чтению (на материале художественных текстов) Текст. / Л. С. Журавлева, М. Д. Зиновьева. М.: Русский язык, 1984. — 223 с.
- Залевская, A.A. Введение в психолингвистику Текст. / A.A. Залевская. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 382 с.
- Залевская, A.A. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды Текст. / A.A. Залевская. М.: Гнозис, 2005. — 543 с.
- Залевская, A.A. Текст и его понимание: Монография Текст. / A.A. Залевская. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. — 177 с.
- Зарубина, Н.Д. Текст: Лингвистический и методический аспекты Текст. / Н. Д. Зарубина. М.: Русский язык, 1981. — 113 с.
- Зимницкий, В.Г. Методика чтения по происхождению алфавита Текст. / В. Г. Зимницкий. М.: Куз. пост 1914. — 168 с.
- Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
- Зиновьева, М.Д. Обучение чтению: на материале художественных текстов Текст. / М. Д. Зиновьева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1988. — 151 с.
- Золотарев, С.А. Методика русского языка Текст. / С. А. Золотарев. Пг.: 1922. — 97 с.
- Знаков, В.В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии Текст. / В. В. Знаков // Вопр. психол. 1986. -№ 3.-С. 163−170.
- Знаков, В.В. Понимание как проблема психологии мышления Текст. / В. В. Знаков //Вопросы психологии. -1991. № 1. — С. 18−26.
- Из истории русской гуманистической мысли Текст.: Хрестоматия для учащихся старших классов / А. Ф. Малышевский, Д. С. Лихачев, А. Ю. Лазебникова и др.- сост., примеч. Д. С. Лихачева. М.: Просвещение, 1993.-288 с.
- Ивченков, П.Ф. Обучающие изложения. 5−9 классы: пособие для учителя Текст. / П. Ф. Ивченков. М.: Просвещение, 1994. — 224 с.
- Ипполитова, H.A. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение Текст. / H.A. Ипполитова // Русский язык в школе. 1998. — № 1. — С. 9−14.
- Ипполитова, H.A. Совершенствование механизма речи школьников на уроках русского языка Текст. / H.A. Ипполитова // Русский язык в школе. 1995. — № 3. — С. 3−9.
- Ипполитова, H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / H.A. Ипполитова. М.: Флинта, Наука, 1998. — 176 с.
- Ионова, C.B. Аппроксимация содержания вторичных текстов Текст.: моногр. / C.B. Ионова- науч. ред. В. И. Шаховский. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. 380 с.
- Казарцева, О.М. Письменная речь: учеб. пособие для учащихся 10−11 классов и абитуриентов Текст. / О. М. Казарцева, О. В. Вишняков. М.: Флинта, Наука, 1998. — 256 с.
- Каменская, O.JI. Текст и коммуникация Текст.: учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз / O.JI. Каменская. М.: Высш. шк., 1990. — 152 с.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 264 с.
- Катаева, Н.И. Коректировочно-комплексный подход к работе над вторичным текстом (изложением) на этапе предвузовской подготовки в высшее военное учебное заведение Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. И. Кашаева. М., 1997. — 17 с.
- Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке Текст.: пособие для учителя / З. И. Клычникова. М.: Просвещение, 1983. -207 с.
- Коджаспиров, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений Текст. / Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр Академия, 2003. — 176 с.
- Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий Текст.: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
- Конспектирование Текст.: Методические указания, задания и образцы / Сост. Л.П. Бирюкова- Чуваш, ун-т. Чебоксары: 1995. — 28 с.
- Котельникова, А. Изложения с перегруппировкой материала Текст. / А. Котельникова // Русский язык в школе. 1996. — № 3. — С. 20−29.
- Костюк, Г. С. О психологии понимания Текст. / Г. С. Костюк // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. — С. 195 228.
- Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие Текст. / И. Н. Кузнецов. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. — 352 с.
- Кузнецов O.A. Быстрое чтение: разработка модели и практика обучения Текст. / O.A. Кузнецов, А. Н. Коренев, JI.H. Хромов // Вопросы психологии. -1976. № 4. — С. 80−92.
- Кузнецов O.A. Скорочтение Текст. / O.A. Кузнецов,^ JI.H. Хромов. Рига: 1991. — 159 с.
- Кузнецов, O.A. Техника быстрого чтения Текст. / O.A. Кузнецов, JI.H. Хромов при участии А. Н. Коренева. М.: Книга, 1983. -186 с.
- Кузнецова, H.A. Понимание учебного текста как дидактическая проблема Текст. / H.A. Кузнецова. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1998. — 82 с.
- Кулибина, Н.В. Зачем, что и как читать на уроке? Текст. / Н. В. Кулибина. Спб.: Златоуст, 2001. — 264 с.
- Куличицкая, H.H. Использование системы ключевых -слцв для интерпретации худ. текста на уроках словесности в целях нравственного восприятия учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / H.H. Куличицкая. Орел, 2004. — 217 с.
- Курс эффективного чтения учебного и научного текста Текст. -3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та 1998. — 88 с.
- Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: пособие для учителей Текст. / Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
- Ладыженская Т.А. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики: понятие о речевых жанрах Текст. / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская // Русская словесность. 2002. — № 4.- С. 65−70.
- Ладыженская, Т.А. Особенности языка ученических изложений Текст. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 1965. -165 с.
- Ладыженская, Т.А. Практическая методика русского языка. 5 класс: кн. для учителя Текст. / Т. А. Ладыженская, Л. М. Зельманова.- 3-е изд., с измен. М.: Флинта, Наука, 1999. — 328 с.
- Леонтьев, A.A. Деятельный ум: (Деятельность, Знак, Личность) Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 2001.-380 с.
- Леонтьев, A.A. Место психологии в современной науке о чтении Текст. / A.A. Леонтьев // В кн.: Проблема социологии и психологии чтения. М.: 1975. — С. 39−46.
- Леонтьев, A.A. Основы психолингвистики Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Леонтьев, A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1969. -308 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лернер, И .Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся Текст. / И .Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1971. — № 4.- С. 34−39.
- Лидман-Орлова, Т. К. Учимся писать изложения Текст. / Т.К. Лидман-Орлова. М.: Дрофа, 2003. — 176 с.
- Лингводидактический словарь: более 2000 слов Текст. A A.M. Щукин. М.: Астрель, 2008. — 746 .
- Лосева, Л.М. Как строится текст Текст. / Л. М. Лосева.-- М.: Просвещение, 1980. 324 с.
- Лотман, Ю.М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: «Искусство — СПБ», 1998.- С. 14−285.
- Львов, М.Р. Основы теории речи Текст. / М. Р. Львов. М.: 2000. — 245 с.
- Львов, М.Р. Риторика. Культура речи Текст. / М. Р. Львов. М.: Изд-й центр, 2004. — 272 с.
- Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка Текст.: пособие для студ. пед. вузов и колледжей / М. Р. Львов. М.: Академия: Высшая школа, 1999. — 272 с.
- Львов, М.Р. Тенденция развития речи учащихся Текст.: пособие для студентов пединститута / М. Р. Львов. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. — 79 с.
- Луньков, А.И. Учебный текст как объект восприятия и усвоения (построение метода анализа) Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук / А. И. Луньков. М., 1986. — 20 с.
- Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования Текст. / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. — 247 с.
- Любичева Е.В. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся) Текст.: уч. пособие / Е. В. Любичева, Н.Г. Ольховик- под ред. Е. В. Любичевой. СПб.: Сага, Азбука-классика, 2005. — 368 с.
- Ляховицкий, M.B. Методика преподавания иностранных языков Текст. / М. В. Ляховицкий. М.: Высш. школа, 1981. — 159 с.
- Мамушин, В.Е. О развитии умения совершенствовать текст Текст. / В. Е. Мамушин // Русский язык в школе. -1972. № 2. — С. 1922.
- Мамушин, В.Е. Повторная работа над текстом изложения Текст. / В. Е. Мамушин // Русский язык в школе. 1973. — № 2. — С. 16−18.
- Мамушин, В.Е. Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / В. Е. Мамушин. Иваново: 1979. — 411 с.
- Марат, Ф.С. Система обучения сжатому изложению в IV югассе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ф. С. Марат. М., 1974. — 23 с.
- Методика преподавания русского языка в школе Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, H.A. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2001. — 368 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка Текст.: кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.-лпод ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
- Методика преподавания русского языка в начальных классах Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 464 с.
- Мещеряков, В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст Текст.: уч. пособие / В. Н. Мещеряков. М.: Флинта, 2004. — 240 с.
- Микк, Я.А. Оптимизация сложности учебного текста Текст.: В помощь авторам и редакторам / Я. А. Микк. М.: Просвещение, 1981. -119 с.
- Мильчин, А.Э. Издательский словарь-справочник Текст. / А. Э. Мильчин. 3-е изд. — М.: ОЛМА-Пресс, 2009. — 500 с.
- Минько, Н.В. Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения Текст. / Н. В. Минько. СПб.: СПбГУАП, 2001. — 98 с.
- Михайлова, С.Ю. О конспектировании и реферировании при чтении текстов Текст. / С. Ю. Михайлова, P.M. Нефедова // Русский язык в школе. 1998. — № 2. — С. 15−18.
- Михайлова, С.Ю. Учимся писать конспекты, рефераты, изложения Текст.: пособие с текстами и ключами / С. Ю. Михайлова, P.M. Нефедова. М.: Юнвес. 1998. — 256 с.
- Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово Текст.: уч. пособие для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учреждений / А. К. Михальская. М.: 1996. — 416 с.
- Михальская, А.К. Педагогическая риторика: история и теория Текст. / А. К. Михальская. М.: Изд. центр Академия, 1998. — 284 с.
- Мишечкина, В.В. Обучение конспектированию как средство развития речи (на факультативных занятиях по русскому языку) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Мишечкина. Орел: 2000. — 21 с. .
- Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения Текст. /И.Д. Морозова. М.: Просвещение, 1984. — 184 с.
- Мурзин, JI.H. Текст и его восприятие Текст. / Л. Н. Мурзин. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. — 172 с.
- Мучник, Б.С. Культура письменной речи Текст. / Б. С. Мучник. -М.: Аспект-пресс, 1996. 175 с.
- Неволин, И.Ф. Чтение как умственная деятельность Текст. / И. Ф. Неволин // Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. МБ. Гамезо. Вып. 2. — М.: 1982. — С. 73−96.
- Никитина, Е.И. Связный текст на уроках русского языка Текст. / Е. И. Никитина. М.: Просвещение, 1966. — 328 с.
- Николаева, М.В. Совершенствование интерпретационной деятельности студентов в процессе чтения художественного текста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Николаева. М., 2008. — 16 с.
- Николаенко, Т.М. Формирование общеучебного умения работы с книгой на основании анализа смысловой структуры текста Текст.: дис. канд. пед. наук / Т. М. Николаенко. Челябинск, 1988. — 227 с.
- Николина, H.A. Филологический анализ текста Текст.: уч. пособие / H.A. Николина. М.: Академия, 2008. — 272 с.
- Новиков, А.И. Концептуальная модель порождения вторичного текста Текст. / А. И. Новиков, Н. Л. Сунцова // Обработка текста и когнитивные технологии. 1999. — № 3. — С.158−166.
- Новиков, Л.А. Ключевые слова и идейно-эстетическая структура стихотворения Текст. / Л. А. Новиков, С. Ю. Преображенский // Язык русской поэзии XX века. М.: 1989. — С. 13−35.
- Образовательная система «Школа 2100″ Текст.: сборник программ: основная школа: старшая школа / Под науч. ред»: Д. И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2008. — 320 с.
- Обучающие изложения в 5 классе / H.H. Алгазина, М. Т. Баранов, П. Ф. Ивченков, Т. А. Ладыженская. М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. — 168 с.
- Обучающие изложения в 7−8 классах Текст. / М. Т. Баранов, П. Ф. Ивченков, Т. А. Ладыженская, Т. В. Напольнова. М.: Просвещение, 1964. — 240 с.
- Обучение русскому языку в школе Текст.: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- под ред. Е. А. Быстровой. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 240 с.
- Основы теории речевой деятельности Текст. / Отв. ред. A.A. Леонтьев /. М.: Наука, 1974. — 368 с.
- Павлова, В.П. Обучение конспектированию: теория и практика Текст. / В. П. Павлова. М.: Русский язык, 1989. — 96 с.
- Павлова, В.П. Психологические основы научения конспектированию лекций Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. П. Павлова. М., 1971. — 25 с.
- Палей, И.Р. Очерки по методике русского языка Текст. / И. Р. Палей. М.: Просвещение, 1965. — 312 с.
- Пахнова, Т.М. От анализа текста к изложению и сочинению Текст. / Т. М. Пахнова. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
- Пахнова, Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом Текст.: дидактические материалы / Т. М. Пахнова. М.: Айрис-пресс, 2006. — 240 с.
- Поварнин, С.И. Как читать книги Текст. / С. И. Поварнин. М.: Книга, 1978. — 53 с.
- Поздняков, Н.С. Методика преподавания русского языка Текст. / Н. С. Поздняков. М.: Госуд. учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955. — 304 с.
- Попов, A.B. Методика русского языка Текст. / A.B. Попов. М.- Л.: 1928. — 261 с.
- Попова, Н.В. Методика русского языка в школе первой ступени Текст. / Н. В. Попова, С. П. Редозубов, М. А. Шлепин. М.: 1929. — 240 с.
- Примаковский, А.П. Культура чтения и методы работы с книгой Текст. / А. П. Примаковский. М.: Учпедгиз, 1951. — 143 с.
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык Текст. М.: Просвещение, 2009. — 112 с.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 класс Текст. / Сост. Л. М. Рыбченкова. 4-е изд., дораб. и доп. — М.: Дрофа, 2001. — 320 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Биология. 6−9 классы Текст. / Под ред. В. В. Пасечник, C.B. Суматохин, Г. С. Калинова. М.: Просвещение, 2009. — 32 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Биология. 10−11 классы Текст. / Под ред. Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина. М.: Просвещение, 2009. — 32 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: География. 6−9 классы, 10−11 классы Текст. / Под ред. В. В. Николина, А. И. Алексеева, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2010. — 48 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: История. 6−11 класс Текст. / Под ред. A.A. Дано лов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 2009. — 62 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 6−11 класс Текст. / Под ред. Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая', Л. Ф. Иванова. М.: Просвещение, 2010. — 48 с.
- Психологический словарь / Под. ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Научно-железнодорожный институтобщей и педагогической психологии- Академия пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и преподавателей общеобразовательных учреждений Текст. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1998. — 344 с.
- Разновидности научного стиля речи Электронный ресурс. Жанры собственно научного и научно-информативного общения. URL: http://otherreferats.allbest.ru/languages/477 360.himl (дата обращения 15.05.2009).
- Рикер, П. Конфликт интерпретаций (Очерки о герменевтике) Текст. / П. Рикер // Пер. с фр. И. С. Вдовина. М.: 1995. — 415 с. N
- Розенталь, Д.Э. Русский язык. 10−11 класс: учебн. пособ. для общеобр. уч. заведений Текст. / Д. Э. Розенталь. М.: ООО Изд-во Оникс, 2009. — 384 с.
- Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов Электронный ресурс. URL: http://www.classes.ru/grammar/126.Rosental-modern-ru. (дата обращения 18.03.2009).
- Романичева, Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей значения Текст. / Е. С. Романичева // Русская словесность. 2007. — № 2. — С. 7−13.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Русский язык 8 класс Текст. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др. М.: Просвещение, 2003. — 208 с.
- Русский язык 8 класс Текст.: учеб. для общеоб. учрежден. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В. Львов- под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 12-е изд., стереотип. — М.: Дрова, 2009. -269 с.
- Русский язык 8. класс Текст.: учеб. для общеоб. учрежден. / С. Г. Бархударов, С. Б. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. -32-е изд. М.: Просвещение, 2009. — 239 с.
- Русский язык 9 класс Текст.: учеб. для общеоб. учрежден. / С. Г. Бархударов, С. Б. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. М.: Просвещение, 2010. — 206 с.
- Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы Текст. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И.В. Текучева- под науч. ред. A.A. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. — 304 с.
- Русский язык. Учебник для 9-го класса основной школы Текст. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Е. С. Барова, Л. Ю. Комиссарова, И.В. Текучева- под науч. ред. A.A. Леонтьева. -М.: Баласс, 2003. 176 с.
- Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней Текст. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, З. И. Курцева, О. В. Чиндилова. М.: Баласс, 2006. — 320 с.
- Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней Текст. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, З. И. Курцева, О. В. Чиндилова. М.: Баласс, 2006. — 272 с.
- Рыбникова, М.А. Избранные труды Текст. / М. А. Рыбникова. -М.: Педагогика, 1985. 248 с.
- Сахарный, Л.В. Расположение ключевых слов в структуре развернутого текста (к изучению деривационных механизмов компрессии текста) Текст. / Л. В. Сахарный // Деривация в речевой деятельности. Общие вопросы. Текст. Семантика. Пермь: 1988. — С. 27−29.
- Светловская, H.H. Обучение чтению и законы формирования читателя Текст. / H.H. Светловская // Начальная школа. 2003. — № 1. -С. 11−18.
- Светловская, H.H. Самостоятельное чтение младших школьников: теоретико-экспериментальное исследование Текст. / H.H. Светловская. М.: Педагогика, 1980. — 160 с.
- Светловская, H.H. Теоретические основы читательской самостоятельности и их реализация в системе начального образования Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / H.H. Светловская. М., 1977. — 38 с.
- Сидоренко, В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования Текст. / В. А. Сидоренко // Русский язык в школе. -1997. № 6. — С. 3−8.
- Сидоренко, В. А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроках русского языка Текст. / В. А. Сидоренко // Русский язык в школе. 1997. — № 2. — С. 8−14.
- Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии Текст. / Под ред. М. В. Газело. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.
- Сметанникова, H.H. Стратегия воспитания лидеров чтения Текст. / H.H. Сметанникова. М.: ЗАО «РИЦ «МДК», 2007. — 80 с.
- Сметанникова, H.H. Стратегический подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности) Текст. / H.H. Сметанникова. М.: Школьная библиотека, 2005. — 512 с.
- Соловьева, Т.Н. На пути к изложению. Текст. / Т. Н. Соловьева // Русский язык в школе. 2007. — № 8. — С. 23−26.
- Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ООО Изд-во Астрель, ООО Изд-во ACT, 2000. — 4 т.
- Усачева, И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста: учеб.-метод. пособие для студентов I-II курсов ун-тов Текст. / И. В. Усачева. 3-е изд., стереотипное. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998. — 88 с.
- Усачева, И.В. Формирование учебно-исследовательской деятельности. Обучение чтению научного текста Текст. / И. В. Усачева, И. И. Ильясов. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 37 с.
- Устинов, А.Ю. Работа над опорными словами на уроках русского языка в 5 классе Текст. / А. Ю. Устинов // Русский язык в школе. -1998.-№ 5.-С. 15−21.
- Фалина, Т.М. Лексико-стилистическая подготовка учащихся 7-х классов к изложениям разных типов Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. М. Фалина. М., 1985. — 229 с.
- Философский 1 словарь Электронный ресурс. URL: http://www.slovari-online.ru/word/филocoфcкий-cлoвapь/чтeниe.htm (дата обращения 19.06.2009).
- Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 2001. -576 с.
- Флеров, В.А. Как не надо учить читать и писать Текст. / В. А. Флеров. Киев: 1914. — 214 с.
- Фоломкина, С.К. Зависимость типов упражнений от видов чтения Текст. / С. К. Фоломкина // В кн.: Методические записки по вопросам преподавания иностранных языков в вузе (Проблемные вопросы обучения чтению). М.: 1970. — С. 9−18.
- Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе Текст. / С. К. Фоломкина. М.: Высш. шк., 1987. -206 с.
- Фоломкина, С.К. Функции текста в обучении иностранному языку Текст. / С. К. Фоломкина // В кн.: Лингвистические проблемы текста: сб. научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. М.: 1983. — С. 125−135.
- Хайдеггер, М. Понимание и истолкование Текст. / М. Хайдеггер // Работы и размышления разных лет. М.: 1993. — С. 273−289.
- Хаустова, Д.А. Еще раз об изложении Текст. / Д. А. Хаустова // Русский язык в школе. 2005. — № 3. — С. 38−43.
- Хаустова, Д.А. Письмо по памяти как этап подготовки к изложению Текст. / Д. А. Хаустова // Русская словесность. 2007. -№ 2. — С. 55−58.
- Хохлова, Н.С. Преемственность в обучении чтению учебно-научных текстов между начальной и средней школой Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. С. Хохлова. М., 2004. — 16 с.
- Человек читающий = Homo Legens: сб. ст. // Рус. ассоц. чтения, Моск. гос. лингвист, ун-т- ред. Б. В. Бирюков. М.: Школ, б-ка, 2006. — 319 с.
- Шипицына, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Книга для учителя Текст. / Г. М. Шипицына. М.: Просвещение, 1997. — 256 с.
- Ширинкина, М.А. Вторичные тексты делового стиля: диалог с законодательством Текст. / М. А. Ширинкина // Словесность и современность: материалы науч. конф.: в 3 ч., 23−24 нояб. 2000 г., Пермь. Пермь: 2000. — Ч. 2. — С. 267−272.
- Шлейермахер, Ф. Герменевтика Текст. / Ф. Шлейермахер // Общественная мысль. М.: 1993. — Т. IV. — С. 227−233.
- Штернберг, Л.Ф. Скоростное конспектирование: учеб.-метод. пособие Текст. / Л. Ф. Штернберг. М.: Высш. шк., 1988. — 31 с.
- Шумкина, О.Н. Работа над метафоричностью речи младших школьников Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / О. Н. Шумкина. М., 2000. — 22 с.
- Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц Текст. / А. Н. Щукин. М.: Астрель, ACT Хранитель, 2008. — 746 с.
- Энциклопедия. ЬСругосвет. Электронный ресурс. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumani tarnyenauki/lingvistika/METONIMI YA. html (дата обращения: 12.05.09).
- Якушина, JI.C. Использование средств звукозаписи в учебном процессе Текст. / JI.C. Якушина и др. М.: Высшая школа, 1975. -156 с.
- Ясинская, С.Г. Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения Текст. / С. Г. Ясинская // Русская словесность. 2007. — № 2. — С. 49−53.