Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие взаимодействия дошкольников и взрослых в детском дошкольном учреждении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми. Т. е. помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам… Читать ещё >

Развитие взаимодействия дошкольников и взрослых в детском дошкольном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы исследования

Диагностика уровня сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе МДОУ «Родничок» Неклиновского р-на.

С целью диагностики уровня сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе в МДОУ Полтавского д/с «Родничок» было проведено экспериментально-опытная работа. В эксперименте участвовали 19 детей старшего дошкольного возраста, их родители и два воспитателя старшей группы.

В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики:

  • 1. Анализ документации воспитателей старшей группы детского сада и посещение занятий воспитателей.
  • 2. Было проведено анкетирование среди родителей с целью установления уровня сотрудничества ДОУ с родителями детей старшего дошкольного возраста.
  • 3. Наблюдение за деятельностью детей во время занятий и в режимных моментах.

Анализ документов, наблюдение за занятиями и за деятельностью воспитателей в режимных моментах привел к следующим выводам:

МДОУ д/с «Родничок» работает по программам:

  • 1) «Развитие» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова) — приоритетные направления деятельности:
    • — предоставление ребенку возможности радостно и содержательно прожить дошкольное детство;
    • — обеспечение охраны и укрепления здоровья детей;
    • — всестороннее и своевременное психическое развитие;
    • — формирование бережного и активного отношения к окружающему миру;
    • — приобщение к основным сферам человеческой культуры.
  • 2) «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В.В. Гербовой), задачи которой:
    • — Охрана и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие.
    • — Всестороннее гармоничное воспитание и развитие детей.
    • — Формирование у детей интереса к труду и потребности в трудовой деятельности.
    • — Формирование нравственных чувств, навыков культуры поведения.
    • — Воспитание любви к прекрасному, обогащение духовного мира.

Профессиональная деятельность воспитателей МДОУ «Родничок» старшей группы направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели:

  • — Способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми. Т. е. помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.
  • — Формирование коммуникативных навыков: устанавливать и поддерживать контакт, кооперироваться и сотрудничать. В старшей группе детского сада соблюдаются следующие принципы:
  • — уважение личности ребенка, ориентация на его индивидуальность, интересы, способности, эмоциональную и мотивационную сферы;
  • — взаимодействие между детьми и взрослыми, предоставление права выбора, самостоятельности;
  • -обеспечение эмоционально-психологического комфорта;
  • — использование разнообразных форм организации обучающих занятий-уроков, рационально сочетающих фронтальные, групповые и индивидуальные способы взаимодействия.

Методы воспитания — стимулирующие, формирующие опыт и самостоятельность, эмоционально-поощрительные, личностно-сохранные.

Личностные характеристики — самоорганизация, самостоятельность, достоинство, чуткость. Уважительность, соподчинённость мотивов, культура взаимоотношений.

Проводятся занятия с детьми старшего дошкольного возраста направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, сплочения группы по программе А. Ивашовой «Сотрудничество», по программе «Общение». Цель занятий — научить ребенка осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное состояния других людей, знакомит с системой органов чувств человека, развивает коммуникативные способности детей, обращает внимание ребенка на невербальную сторону общения, знакомит с такими понятиями как мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения, позволяя лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

2. Опрос родителей с целью установления уровня сотрудничества ДОУ с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что часто родители не умеют взаимодействовать с детьми, но за помощью к педагогам детского сада они не обращаются, потому что: не придают особого значения этим трудностям (11,5%). Считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога (36,5%); испытывают затруднения в общении с педагогом (13%); считают, что справятся сами (10%); сомневаются в профессиональной компетентности педагогов и не придают дошкольному образованию должного значения (11%); хотят общения с педагогами (14%). Только 4% родителей сумели выделить некоторые проблемы взаимодействия с детьми развитии детей (неуверенный, малообщительный, агрессивный, капризный и т. п.).

Данные проведенных опросов свидетельствуют о необходимости организации индивидуального подхода к работе по организации взаимодействия дошкольников с взрослыми.

Наблюдение за деятельностью детей велось во время посещений занятий и в режимных моментах. Наблюдение за поведением детей велось по методике Т. М. Сорокиной. Результаты наблюдения фиксировались в карте наблюдений, которая заводилась на каждого ребенка.

Анализ результатов наблюдения за поведением детей на занятиях и в режимных моментах представлены ниже.

Поведение детей (смущением, робостью) в присутствии посторонних взрослых:

  • 1. Движение к подзывающему взрослому 6 /32%.
  • 2. Движение от взрослого 3/ 16%.
  • 3. Конфликтные локомоции с победой положительной тенденции 2/ 11%.
  • 4. Конфликтные локомоции с победой отрицательной тенденции 5/ 26%.
  • 5. Конфликтные локомоции с уравновешиванием противоположных тенденций 6 / 32%.
  • 6. Положительные эмоции 12 / 63%.
  • 7. Отрицательные эмоции 7/ 37%.
  • 8. Конфликтные эмоции с преобладающей положительной окраской 11 / 58%.
  • 9. Конфликтные эмоции с преобладающей отрицательной окраской 8 / 42%.
  • 10. Стремление к физическому контакту 16 / 84%.
  • 11. Эмоционально окрашенные действия (гладит, отталкивает, кокетничает) 14 / 74%.
  • 12. Вовлечение взрослого в игру или совместную предметную деятельность 8 / 42%.
  • 13. Отказывается выполнить поручение взрослого 3 / 16%.
  • 14. Выполняет просьбу медленно, нехотя и не до конца 6 / 32%.
  • 15. Выполняет просьбу взрослого быстро, охотно и до конца 10 / 53%.

Анализ результатов наблюдения за поведением детей на занятиях и в режимных моментах привели к следующим выводам:

У детей старшей группы уровень развития взаимодействия с взрослыми на среднем уровне. Дети не всегда охотно выполняют поручения воспитателей (32%), иногда даже игнорируют просьбу воспитателей (16%). Больше половины детей не хотят вмешательства взрослого в их игровую деятельность. Некоторые дети вступают в конфликтные отношения с взрослыми.

Результаты эмпирического исследования привели к необходимости разработки методических рекомендаций по развитию сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой