Формирование диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации статей, материалов, выступлениях на международной, всероссийской, региональных, межвузовских научно-практических конференциях: межвузовской научно-практической конференции «Развитие творческой деятельности студентов в процессе обучения» (Киров, 1996 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основания процесса формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза
- 1. 1. Диагностическая компетентность как педагогическая проблема
- 1. 2. Специфика формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей
- 1. 3. Формы и средства процесса формирования диагностической компетентности
- Глава 2. Организация процесса формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки
- 2. 1. Изучение уровня сформированности диагностической компетентности у студентов на разных этапах обучения в вузе
- 2. 2. Модель процесса формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию диагностической компетентности у будущих педагогов
Список литературы
- Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст.: для пед. специальностей высших учебных заведений / О. А. Абдуллина. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абдуллина, О. А. Педагогическая практика студентов Текст.: учебное пособие для студентов пед. инс-тов / О. А. Абдуллина, Н. Н. Загрязкина. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Абульханова Славская, К. А. Стратегии жизни Текст. / К. А. Абульханова — Славская. -М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст./В. А. Адольф.-М., 1998.-49 с.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: ИД Ш. Амонашвили, 1995. — 494 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -JI.: Наука, 1989.-180 с.
- Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе Текст. / Н. П. Аникеева, М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
- Анцыферова, JI. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности Текст. / JI. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1981.-№ 2.-С. 8−18.
- Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1981. — 104 с.
- Арутюнян, М. Ю. Учитель и ученики : два мира? Текст. / М. Ю. Арутюнян. -М.: Просвещение, 1992. 160 с.
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя Текст.: в 2 кн. / Б. Ц. Бадмаев. М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1. — 240 с. — Кн. 2 — 160 с.
- Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий : от темперамента к характеру и типологии личности Текст. / А. В. Батаршев. — М.: Владос, 2000. — 256 с.
- Батракова, С. Н. Основы профессионального педагогического общения Текст.: учебное пособие / С. Н. Батракова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1986.-80 с.
- Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? Текст. / М. М. Безруких, С. П. Ефимов. -М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Белкин, А. С. Об изучении личности воспитанника Текст. / А. С. Белкин // Народное образование. 1986. — № 1. — С. 45.
- Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. / А. С. Белкин. Челябинск, 2004. — 176 с.
- Белозерова, Л. И. Самостоятельная работа студентов: организация, управление, контроль Текст. / Л. И. Белозерова // Самостоятельная работа студентов и ее организация в вузе. М.: МГЭИ, 2004. — С. 112−118.
- Беспалько, В. П. Педагогическая диагностика и личность Текст. / В. П. Беспалько // Объективные характеристики и измерение педагогического процесса и явлений / под ред. А. М. Арсеньева, М. А. Давыдова. М.: Педагогика, 1973.-С. 119−122.
- Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. Г1. Беспалько. М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995. — 336 с.
- Битинас, Б. П. Педагогическая диагностика : сущность, функции, перспективы Текст. / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика. 1993. -№ 2.
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе Текст. / М. Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
- Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2 т. / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 с.- Т. 2. — 400 с.
- Богданова, О. С. Нравственное воспитание старшеклассников Текст.: книга для учителя / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988. — 204 с.
- Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка Текст. / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М.: Роспедагенство, 1994. -68 с.
- Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1995.-№ 4.-С. 29−34.
- Бурлачук, JI. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов Текст. / JI. Ф. Бурлачук. 2004. — 351 с.
- Введение в научное исследование по педагогике Текст.: учебное пособие для студентов пед. инс-тов / под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Виленский, М. Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя Текст.: учебное пособие / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева. М.: Прометей, 1993. — 117 с.
- Воробьев, Г. Г. Школа будущего начинается сегодня Текст.: кн. Для учителя / Г. Г. Воробьев. М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
- Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах Текст.: конспект-пособие для студентов, педагогов и учителей / В. В. Воронов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 146 с.
- Вульфов, Б. 3. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя Текст. / Б. 3 Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Магистр, 1995.-112 с.
- Вульфов, Б. 3. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках Текст.: учеб. пособие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
- Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 5.-400 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности Текст.: учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. — М.: Академический Проект, 2004. 240 с.
- Гамезо, М. В. Контрольные работы по психологии Текст.: пособие для студентов заочников пед. институтов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М.: Просвещение, 1979. — 96 с.
- Гильбух, Ю. 3. Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся общеобразовательной школы Текст. / Ю. 3. Гильбух. Киев: Научн.-практ. центр «Психодиагностика и дифференцированное обучение», 1994. — 38 с.
- Гильбух, Ю. 3. Учитель и психологическая служба школы Текст. / Ю. 3. Гильбух. Киев: Институт психологии АПН Украины, 1993. — 142 с.
- Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Дж. Глас, Дж. Стенли. М., 1976. — 495 с.
- Голубев, Н. К. Введение в диагностику воспитания Текст. / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. — М.: Педагогика, 1989. 159 с.
- Голубев, Н. К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса Текст.: учебное пособие к спецкурсу / Н. К. Голубев. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 1988. — 86 с.
- Гоноболин, Ф. Н. Книга об учителе Текст. / Ф. Н. Гоноболин. -М.: Просвещение, 1965. 260 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 50 102.65, 50 103.65 Текст. / под ред. А. Г. Свинаренко. М.: 2005.
- Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента Текст. / Р. Готтсданкер. -М.: МГУ, 1982.-463 с.
- Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977.- 127 с.
- Грехнев, В. С. Культура педагогического общения Текст. / В. С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Громкова, М. Т. Педагогические основы образования взрослых Текст. / М. Т. Громкова. М.: Изд-во МСХА, 1993.- 164 с.
- Гуревич, К. М. Индивидуальные психологические особенности школьников Текст. / К. М. Гуревич. М.: Просвещение, 1988. — 154 с.
- Гусинский, Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода Текст. / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994. — 184 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов-М.: Педагогика, 1996.
- Диагностика умственной деятельности и интеллектуального развития детей Текст. / под ред. Д. В. Эльконина, A. JT. Венгера. М., 1981.
- Добрович, А. В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения Текст. / А. В. Добрович. -М.: Просвещение, 1987. 241 с.
- Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей Текст.: учебное пособие / Е. Б. Евладова, JI. Г. Логинова., Н. Н. Михайлова. М.: ВЛАДОС, 2002.-352 с.
- Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст. / С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
- Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя Текст. / С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
- Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя Текст.: книга для учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
- Жабицкая, JI. Г. Психодиагностика для учителя Текст. / JL Г. Жабицкая. Кишинев: Лумина, 1990. — 126 с.
- Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке Текст. / В. И. Журавлев. -М.: Педагогика, 1990. 168 с.
- Жутикова, Н. В. Учителю о практике психологической помощи Текст.: книга для учителя / Н. В. Жутикова. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
- Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И, Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: ИЦ «Академия», 2001. 208 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М., 1996. -64 с.
- Занков, Л. В. Опыт психологического изучения в составе психологического исследования Текст. / Л. В Занков // Вопросы психологии. -1971.-№ 2.-С. 24−36.
- Зверева, В. И. Диагностика педагогической деятельности Текст. / В. И. Зверева. М.: Новая школа, 1995. — 68 с.
- Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход Текст. / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2004. — № 3. — С. 42−53.
- Зимняя, И. А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования : подход, концепция, стратегия Текст. / И. Я. Зимняя // Современные концепции воспитания: материалы конференции. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. 171 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
- Зимняя, И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса Текст. / И. А. Зимняя. — М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 227 с.
- Зосимовский, А. В. Проблема критериев эффективности воспитания школьников Текст. / А. В. Зосимовский // Сов. педагогика. 1977. — № 2.
- Иванов, К. А. Все начинается с учителя Текст. / К. А. Иванов. -М.: Просвещение, 1983. 175 с.
- Иванова, Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 207 с.
- Иващенко, Ф. И. Психология воспитания школьников Текст. / Ф. И. Иващенко. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Ушверс1тэцкае, 1999. -136 с.
- Ивутина, Е. П. Учебно-методическое пособие по курсу «Психодиагностика». Раздел «Внимание» Текст. / Е. П. Ивутина, С. Г. Касимова. Киров: Изд-во ВГГУ, 2002. — 52 с.
- Ивутина, Е. П. Учебно-методическое пособие по курсу «Психодиагностика». Раздел «Память» Текст. / Е. П. Ивутина, С. Г. Касимова. Киров: Изд-во ВГГУ, 2002. — 60 с.
- Ивутина, Е. П. Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков Текст.: учебно-методическое пособие / Е. П. Ивутина, С. Г. Касимова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. -128 с.
- Изучение личности школьника Текст. / под ред. 3. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакинной, Н. Ф. Радионовой и др. М.: Педагогика, 1991.-136 с.
- Изучение личности школьника учителем Текст. / под ред. 3. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Родионовой. — М.: Педагогика, 1991. 136 с.
- Изучение учебно-воспитательного процесса в школе: методики и задания для студентов по непрерывной педагогической практике Текст. / под ред. О. М. Гаранина, М. Д. Горячева. Самара: Изд-во СамГПИ, 1992. -16 с.
- Ильин, Е. П. Мотивы человека : теория и методы изучения Текст. / Е. П. Ильин. — Киев: Вища школа, 1998. 292 с.
- Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Ингенкамп — пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
- Карпов, Ю. В. Психодиагностика познавательного развития учащихся Текст. / Ю. В. Карпов, Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1989. — 40 с.
- Карпова, Г. Ф. Методика изучения личности учащихся ПТУ Текст.: методическое пособие / Г. Ф. Карпова, Е. А. Михайлычев. М.: Высшая школа, 2989. — 126 с.
- Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков у детей и подростков Текст.: книга для учителя / В. П. Кащенко. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
- Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игры и дискуссии Текст. / М. В. Кларин. Рига, НПТТ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
- Кобзарь, Б. С. Обучение студентов диагностике воспитательной работы Текст. / Б. С. Кобзарь, JI. М. Макарова // Педагогика. 1993. — № 1. -С. 66.
- Козырева, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества Текст. / А. Ю. Козырева. Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. — 344 с.
- Коломинский, Я. JI. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии Текст. Я. JI. Коломинский, JI. А. Березовин. М.: Знание, 1977. -178 с.
- Колесников, JI. Ф. Эффективность образования Текст. / JI. Ф. Колесников, В. Н. Турченков, JI. Г. Борисова. — М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
- Коменский, Я. А. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский // Педагогическое наследие. -М., 1989.-С. 11−105.
- Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогика, 1986. — 145 с.
- Корчак, Я. Как любить ребенка Текст. кн. о воспитании / Я. Корчак- пер. с польск. — М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
- Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования Текст. / А. И. Кочетов. 2-е изд. — испр. и доп. — Минск, 1996. — 312 с.
- Краевский, В. В. Качество педагогики и методическая культура педагога Текст. / В. В. Краевский // Магистр. 1991.- № 1. С. 7−8.
- Краевский, В. В. Соотношение педагогической науки и практики Текст. / В. В. Краевский. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Краевский, В. В. Методология педагогического исследования : Пособие для педагога — исследователя Текст. / В. В. Краевский. Самара, 1994.-143 с.
- Краткий психологический словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. JI.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 168 с.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
- Кузьмина, Н. А. Формирование педагогических диагностических умений в профессиональной подготовке будущего учителя : дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Текст. / Н. А. Кузьмина. Н. Новгород, 1994. — 190 с.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология Текст.: учебное пособие / И. Ю. Кулагина. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.
- Лаак, Я. тер Психодиагностика : проблемы содержания и методов Текст. / Я. тер Лаак. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
- Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе Текст. / Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер- пер. с англ. М.: ШРРО, 2005.-384 с.
- Лебедева, В. П. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию Текст. / В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 24−26.
- Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика Текст.: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. М.: Академия, 2003. — 320 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1977. — 304 с.
- Лернер, И. Я. Каким должно быть базовое содержание общего образования. Дидактическая концепция Текст. / И. Я. Лернер // Педагогический вестник. — 1992. № 5. — С. 19.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лихачев, Б. Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников Текст. / Б. Т. Лихачев // Сов. педагогика. — 1987. № 5. — С. 4549.
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование Текст. / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003.-128 с.
- Луньков, А. И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома Текст. / А. И. Луньков. М.: А.П.О., 1995. — 40 с.
- Лутошкин, А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива Текст. / А. Н. Лутошкин. -М.: Педагогика, 1988. 128 с.
- Макаренко, А. С. О воспитании Текст. / А. С. Макаренко. М.: Политиздат, 1990. — 445 с.
- Макарова Т. Е. Содержание и методы обучения будущих учителей культуре педагогического диагностирования : дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Текст. / Т. Е. Макарова. Самара, 1998. — 204 с.
- Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. -№ 6.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя Текст.-/ А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Машарова, Т. В. Педагогические теории, системы и технологии обучения Текст.: учебное пособие / Т. В. Машарова. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. — 120 с.
- Мерлин, В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
- Методики диагностики и коррекции основных компонентов педагогических способностей Текст. / под ред. Н. П. Ансимовой. — Ярославль, Изд-во ЯГПИ, 1990. 129 с.
- Минияров, В. М. Педагогическая диагностика школьника Текст.: учебное пособие для учителя / В. М. Минияров. Самара, 1994. — 98 с.
- Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М.: Флинта: Московский психолого — социальный институт, 1998. — 200 с.
- Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал Текст. / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 347 с.
- Мудрик, Н. В. Учитель : мастерство и вдохновение Текст. / Н. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.
- Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат Текст. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1990. 104 с.
- Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
- Омельяненко, В. Л. Задания и педагогические ситуации Текст.: пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В. Л. Омельяненко, Л. П. Вовк, С. В. Омельяненко. -М.: Просвещение, 1993. 272 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы Текст. / под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 304 с.
- Педагогика Текст.: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2003. 608 с.
- Педагогическая диагностика в школе Текст. / под ред. А. И. Кочетова. Минск: Народная асвета, 1987. — 224 с.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии Текст. / под ред. Л. А. Байковой, Л. К. Гребенкиной. М.: Пед. об-во России, 2000. -256 с.
- Петров, А. Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 Текст. / А. Ю. Петров. Киров, 2005. — 43 с.
- Петровская, JI. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст. / JI. А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 1989.-216 с.
- Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания Текст.: первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, М. JI. Портнов. — М.: Изд-во Рос. пед. агенство, 1998. 184 с.
- Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии Текст.: учебно-практическое пособие / В. Ю. Питюков. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гном-Пресс, 1999.- 192 с.
- Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
- Подласый, И. П. Педагогика Текст.: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
- Польская, О. Я. Психологический практикум в школе Текст.: учебное пособие для студентов заочников / О. Я. Польская. — М.: Просвещение, 1984. — 96 с.
- Полякова, С. Т. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей Текст. / С. Т. Полякова. М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
- Поташник, М. М. Инновационные школы России : становление и развитие. Опыт программно-целевого управления Текст. / М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1996. — 170 с.
- Поташник, М. М. Педагогические ситуации Текст. / М. М. Поташник, Б. Ф. Вульфов. М.: Педагогика, 1983. — 211 с.
- Практическая психология для преподавателей Текст. / под ред. М. К. Тутушкиной. М.: Филинъ, 1997. — 328 с.
- Практические занятия по психологии Текст.: пособие для ин-тов физ. культ. / под ред. Д. Я. Богдановой, И. П. Волкова. М.: Физкультура и спорт, 1989.- 160 с.
- Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии Текст. / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. — 288 с.
- Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка Текст.: учебное пособие / под ред. Е. Д. Божович. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 1999. — 224 с.
- Психолого-педагогическая подготовка учителей Текст.: методические материалы / под ред. М. В. Гамезо, М. А. Уфимцевой. М.: Просвещение, 1972. — 216 с.
- Равен, Дж. Педагогическое тестирование : проблемы, заблуждения, перспективы Текст. / Дж. Равен — пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999.- 144 с.
- Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности Текст.: учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. — М.: Флинта, 1998.-264 с.
- Реан, А. А. Практическая психодиагностика личности Текст.: учебное пособие / А. А. Реан. Спб.: Изд — во С.-Петерб. ун-та, 2001. -224 с.
- Реан, А. А. Психология педагогической деятельности Текст.: учебное пособие / А. А. Реан. Ижевск: Изд — во Удм. ун-та, 1994. — 83 с.
- Реан, А. А. Психология познания педагогом личности учащихся Текст. / А. А. Реан. М.: Высш. шк., 1990. — 80 с.
- Реан, А. А. Социальная педагогическая психология Текст. / А. А. Реан, Я. JI. Коломинский. Спб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
- Регуш, JI. А. Психология прогнозирования : способность, ее развитие и диагностика Текст. / JI. А. Регуш. Киев: Вища шк., 1997. -88 с.
- Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А. С.
- Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. — М.: Академия, 2000. -208 с.
- Рогов, Е. И. Личность учителя : теория и практика Текст. / Е. И. Рогов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Роджерс, К. Свобода учиться Текст. / К. Роджерс, Д. Фрейберг. -М.: Смысл, 2002. 527 с.
- Рожков, М. И. Теоретические основы педагогики Текст.: учебное пособие / М. И. Рожков. Ярославль: ЯГПУ, 1994. — 63 с.
- Рожков, М. И. Теория и методика воспитания Текст.: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.
- Рувинский, Л. И. Введение в специальность Текст.: учебное пособие для студентов пед. институтов / Л. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие. -М., 1989. С. 199−295.
- Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе Текст.: книга для учителя / М. М. Рыбакова. М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
- Самоукина, Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании Текст. / Н. В. Самоукина. М.: Нар. образование, 1996. — 112 с.
- Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии Текст. / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. М.: Нар. образование, 2002. — 256 с.
- Серебряник, Е. В. Организация самообразования будущих социальных педагогов в процессе вузовской подготовки : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Текст. / Е. В. Серебряник. Вологда, 2006. — 207 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. Спб.: Речь, 2001. — 350 с.
- Симонова, Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся Текст. / Г. И. Симонова. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.-320 с.
- Ситаров, В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе Текст.: учебное пособие / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. М.: Академия, 2000. — 216 с.
- Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 151 с.
- Сластенин, В. А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности Текст. / В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1990. — 143 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа — Пресс, 1997. — 512 с.
- Слуцкий, В. И. Элементарная педагогика Текст.: кн. для учителя / В. И. Слуцкий. М.: Просвещение, 1992. — 159 с.
- Смирнов, В. П. Педагогическая практика в школе Текст.: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / В. П. Смирнов. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 181 с.
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2003. -304 с.
- Сосновский, Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии Текст.: учебно-методическое пособие для студентов пед. институтов / Б. А. Сосновский. — М.: Просвещение, 1979. 157 с.
- Спирин, Л. Ф. Основы педагогического анализа Текст. / Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин. Ярославль, Изд-во ЯГПИ, 1985. — 124 с.
- Спирин, Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение исамообразование) Текст. / JT. Ф. Спирин / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 274 с.
- Степанов, Е. Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения Текст. / Е. Н. Степанов // Педагогика. 2001. — № 4.
- Стоун, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения Текст. / Э. Стоун. М.: Педагогика, 1984.
- Стратегия воспитания в образовательной системе России / Мин-во образования и науки РФ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Текст. М., 2004. — 469 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Текст. // Первое сентября. 2001. — № 30. — С. 4−5.
- Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека Текст. /
- B. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1990. 230 с.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1998. — 288 с.
- Татур, Ю. Г. Высшее образование в России в XX веке (антропологический взгляд): Вчера.Сегодня.Завтра. Текст. / Ю. Г. Татур.-М., 1994.-64 с.
- Турбовской, Я. С. Результаты педагогических исследований — в практику Текст. / Я. С. Турбовской // Народное образование. — 1986. № 1.1. C. 79−81.
- Ушинский, К. Д. Проект учительской семинарии Текст.: в 6 т. / К. Д. Ушинский- под ред. С. Ф. Егорова. М.: Педагогика, 1988. — Т. 2. -496 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Знание, 1978. — 256 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
- Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Формирование учебной деятельности студентов Текст. / под ред. В. Я. Ляудис.-М., 1989.
- Фридман, JI. М. Психологический справочник учителя Текст. / JI. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
- Чуракова, О. В. Ключевые компетенции как результат общего образования Текст. / О. В. Чуракова // Дидактические материалы. Выпуск 1. Самара, 2002. — 42 с.
- Шадриков, В. Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994. — 432 с.
- Шадриков, В. Д. Мнемические способности : развитие и диагностика Текст. / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. М.: Педагогика, 1990.- 177 с.
- Шамарин, П. И. Некоторые вопросы методологии диагноза Текст. / П. И. Шамарин. М.: Просвещение, 1987.
- Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / С. Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1980. — 304 с.
- Шевандрин, Н. И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. Основы общей психодиагностики Текст. / Н. И. Шевандрин. Ч. 1. — Ростов-н-Д.: РГПУ. 1993. — 88 с.
- Шендерик, И. Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование Текст. / И. Г. Шендерик. М.: АПКиПРО, 2003. -156 с.
- Шилова, М. И. Изучение воспитанности школьников Текст. / М. И. Шилова. -М.: Педагогика, 1982. 104 с.
- Шилова, М. И. Учителю о воспитанности школьников Текст. / М. И. Шилова. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Шилова, Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении Текст. / Т. А. Шилова. М.: Изд-во ИПК и ПРНР МО, 1995. — 85 с.
- Шишов, С. Е. Школа : мониторинг качества образования Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. общ-во России, 2000. — 320 с.
- Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики Текст.: учебное пособие для студентов пед. вузов / А. Г. Шмелев. Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 544 с.
- Щедровицкий, П. Г. Траектория образования Текст. / П. Г. Щедровицкий // Семья и школа. 1998. — № 9−10.
- Штофф, В. А. Роль модели в познании Текст. / В. А. Штофф. JI.: ЛГУ, 1963.-128 с.
- Щуркова, Н. Е. Классное руководство Текст.: рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. об-во России, 2002. — 96 с.
- Щуркова, Н. Е. Программа воспитанности школьников Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. об-во России, 2001. — 56 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность Текст. / под ред. А. Карелина. М.: Изд-во ACT, 1997. — 300 с.
- Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1979. — 392 с.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Яновская, М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания Текст. / М. Г. Яновская. — Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.-93 с.
- Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
- Raven, J. Education, values and society: The objectives of education and the nature and development of competence Text. / J. Raven. London: H. K. Lewis- New York: The Psychological Corp., 1977.