Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации статей, материалов, выступлениях на международной, всероссийской, региональных, межвузовских научно-практических конференциях: межвузовской научно-практической конференции «Развитие творческой деятельности студентов в процессе обучения» (Киров, 1996 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания процесса формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза
    • 1. 1. Диагностическая компетентность как педагогическая проблема
    • 1. 2. Специфика формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей
    • 1. 3. Формы и средства процесса формирования диагностической компетентности
  • Глава 2. Организация процесса формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 1. Изучение уровня сформированности диагностической компетентности у студентов на разных этапах обучения в вузе
    • 2. 2. Модель процесса формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию диагностической компетентности у будущих педагогов

Формирование диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях образование становится элементом общей культуры человека и условием его успешной социализации. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны образованные специалисты, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, ответственностью. Поиск эффективных путей подготовки учителя современной школы — одна из важнейших задач современной педагогической науки и практики.

В педагогической литературе накоплен богатый исследовательский опыт, обращенный к проблемам профессионального становления будущего учителя (О. А. Абдуллина, В. И. Вербицкий, JI. К. Гребенкина, А. С. Роботова, Н. Ф. Родионова, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенин и др.), который выступает фундаментом общепрофессиональной подготовки педагогов. Особую актуальность приобретает изучение вопросов специальной подготовки учителя в условиях модернизации образования и, как показывает анализ научной литературы и практической деятельности, приоритетное значение здесь принадлежит формированию диагностической компетентности будущего специалиста. Динамично изменяющаяся социальная среда приводит к изменению поведения, стиля общения современных школьников. Все это требует использования адекватных способов их изучения, соответствующих знаний и умений, которыми необходимо овладеть студентам в период обучения в процессе формирования профессионально-педагогической компетентности. Одним из видов её, на наш взгляд, является диагностическая компетентность, сущность которой не определена и методика формирования не разработана, что требует специального научного изучения.

Проблема формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей сложна и многоаспектна. На наш взгляд, необходимо рассматривать данную проблему в контексте концепции компетентностного подхода, получившей достаточно глубокое обоснование в научных трудах В. А. Болотова, И. А. Зимней, А. К. Марковой, JI. М. Митиной, Ю. А. Петрова, Дж. Равена, И. Д. Фрумкина, В. Д. Шадрикова и др.

Кроме того, понятия «компетентность», «компетенция» раскрыты в работах А. Т. Глазунова, Э. Ф. Зеера, Е. Е. Ефимовой, Н. В. Ивановой, И. В. Назаровой, А. В. Хуторского, С. Е. Шишова и др. Рассмотрению проблемы общей методологии диагностики как специфического виды познания посвящен ряд работ философов (К. Е. Тарасова, К. Е. Копнина, Е. И. Целищева, П. И. Шамарина и др.). На основе теории формирования целостной личности раскрыта сущность и особенности педагогической диагностики, ее место и роль в работе учителя (М. К. Белова, К. Ингенкамп, К. Клауер, А. И. Кочетов, М. И. Курилова, М. С. Резников и др.). Психология познания педагогом личности учащегося, методы и методики отслеживания успеваемости и психического развития школьника рассматриваются известными психологами и педагогами (Б. Ц. Бадмаев, А. В. Батаршев, Ю. 3. Гильбух, К. М. Гуревич, JI. Г. Жабицкая, Н. В. Жутикова, И. Ю. Левченко, Т. А. Ратанова, А. А. Реан, JI. М. Фридман, Н. Е. Щуркова и др.). Исследована и описана система диагностики воспитанности (Б. П. Битинас, Н. К. Голубев, JI. И. Катаева, М. И. Шилова и др.).

Несмотря на довольно обширный спектр исследований, следует отметить, что проблема формирования диагностической компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя остается недостаточно разработанной.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований позволил выявить ряд противоречий между:

— востребованностью педагогической практикой специалистов, способных осуществлять диагностическую деятельность в современном образовательном процессе и степенью разработанности данной проблемы;

— современными требованиями к диагностической компетентности специалиста и готовностью студентов к овладению ею;

— между потенциальными возможностями вуза, располагающего ресурсами и их недостаточной реализацией в процессе формирования диагностической компетентности будущего педагога.

С учетом данных противоречий сформулирована проблема исследования: каким образом теоретически обосновать и реализовать процесс формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей в вузе?

Существующие противоречия и научно-практическая значимость проблемы позволили определить тему исследования: «Формирование диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки».

Цель исследования — разработать теоретико-методические основания процесса формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза.

Объект исследования — диагностическая компетентность будущих педагогов.

Предмет исследования — процесс формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза.

Гипотеза исследования — процесс формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза будет эффективным если:

— диагностическая компетентность будет рассматриваться как один из видов профессионально-педагогической компетентностиформирование диагностической компетентности будет основываться на актуализации внутренних (мотивы, психологические особенности) и внешних (знания, умения и навыки) ресурсов студента как субъекта образовательного процессадиагностическая компетентность будет проявляться в синтезе позитивного отношения к диагностике, психолого-педагогических знаний и умений применять их в ходе изучения учащихся и коллективов, готовности к осуществлению диагностирования в условиях практической педагогической деятельноститеоретико-методическим основанием процесса формирования диагностической компетентности выступит модель, которая в соответствии с сущностными характеристиками мотивационного, когнитивного и деятельностного критериев реализуется в рамках аудиторной и самостоятельной работы, педагогической практики студентовреализация процесса формирования диагностической компетентности будет осуществляться поэтапно от диагностико-ориентировочного этапа посредством теоретико-практической подготовки к диагностико-прогностическому этапу.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность диагностической компетентности будущего педагога в системе профессиональной подготовки.

2. Выявить специфику образовательного процесса по формированию диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей.

3. Разработать модель и на ее основе реализовать процесс формирования диагностической компетентности у будущих педагогов.

4. Определить уровни сформированности диагностической компетентности у студентов на разных этапах обучения в вузе и проанализировать динамику ее сформированности в соответствии с выделенными критериями и показателями.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теории профессионального становления личности (О. А. Абдуллина, К. А. Абульханова-Славская, JI. П. Анцыферова, И. В. Кузнецова, Н. В. Кузьмина, Ю. П. Поваренков, В. А. Сластенин, Дж. Сьюпер, В. Д. Шадриков и др.) — положения компетентностного подхода (В. А. Адольф, Э. Ф. Зеер, Д. А. Иванов, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, А. С. Роботова, Н. Ф. Талызина, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.) — общие основы современной дидактики (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. С. Данюшенков, Т. В. Машарова и др.) — концептуальные положения педагогической, психологической, психолого-педагогической диагностики (Б. Г. Ананьев, А. С. Белкин, В. П. Беспалько, П. П. Блонский, Б. П. Битинас, JI. С. Выготский, Н. К. Голубев, К. М. Гуревич, В. И. Зверева, К. Ингенкамп, Н. А. Кузьмина, В. А. Сластенин, Д. Б. Эльконин и др.) — идеи личностно-ориентированного подхода в образовании (Е. В. Бондаревская, С. Б. Елканов, И. С. Якиманская и др.) — основные положения теории и практики моделирования (В. П. Беспалько, Л. Б. Ительсон, Г. К. Селевко, В. А. Штофф и др.) — работы по теории и методике психолого-педагогических исследований (Дж. Глас, В. Н. Журавлева, Е. В. Сидоренко, Дж. Стенли и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс следующих методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов по теме исследованияметод моделированияпедагогический эксперимент, проводившийся в естественных условиях и включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапынаблюдениеанкетированиетестированиекачественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Основные этапы и организация исследования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в период с 1999 по 2006 годы на естественно-географическом факультете Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров).

На первом этапе — поисково-подготовительном (1999;2001гг.) осуществлялся теоретический анализ научной литературы, уточнялись цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования, проводилось пилотажное исследование для определения направления и принципов организации основного исследования, подбирались методы для изучения диагностической компетентности будущих педагогов.

На втором этапе — этапе констатирующего эксперимента (2001;2002 гг.) проводилось исследование уровня сформированности диагностической компетентности будущих педагогов. В результате констатирующего эксперимента выявлена группа испытуемых с низкими показателями уровня сформированности диагностической компетентности. Результатом этого этапа исследования явилось гипотетическое предположение о дидактических условиях (знания о психолого-педагогической диагностике, организация самостоятельной работы и педагогической практики студентов), реализация которых необходима для формирования диагностической компетентности.

На третьем этапе — организация и проведение формирующего эксперимента (2002;2005 гг.) осуществлялась разработка комплекса психолого-педагоических технологий. Определено его содержание, формы и методы организации.

На четвертом этапе — обобщающем (2005;2007 гг.) проводилось сравнение результатов до и после формирующего эксперимента, качественное и количественное исследование диагностической компетентности будущих педагогов, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, подведение итогов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлена и обоснована специфика диагностической компетентности в ее теоретическом и методическом аспектах, в связи с чем определены сущность, критерии, совокупность приемов, форм и средств формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей;

— разработана и реализована модель процесса формирования диагностической компетентности будущих педагогов в условиях вуза;

— обоснованы критериально-оценочные процедуры и диагностические средства, позволяющие определить уровень сформированности диагностической компетентности студентов педагогических специальностей;

— представлена методика формирования диагностической компетентности у студентов, которая соответствует этапам ее развития в процессе профессиональной подготовки, обусловливающим эффективное формирование компонентов диагностической компетентности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— введено понятие «диагностическая компетентность студента», рассматриваемое нами как готовность, которая проявляется в синтезе позитивного отношения будущих учителей к диагностике, психолого-педагогических знаний и умений применять их в ходе изучения учащихся и коллективов в условиях практической педагогической деятельности;

— выявлены научно-методические основы модели процесса формирования диагностической компетентности студентов педагогических специальностей в системе вузовского обучения;

— предложена технологическая последовательность процесса формирования диагностической компетентности студентов педагогических специальностей, представленная следующими этапами: диагностико-ориентировочный, теоретической и практической подготовки, диагностико-прогностический, которые позволяют структурировать психолого-педагогические знания, умения и навыки, проследить динамику процесса формирования диагностической компетентности у студентов, обеспечивают последовательность и систематичность подготовки будущих учителей к реализации диагностической компетентности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что дидактические материалы, используемые в рамках аудиторной и самостоятельной работ, педагогической практики формируют у студентов готовность к диагностической деятельности и рекомендованы для включения в содержание учебных дисциплин психолого-педагогического циклаэкспериментально апробированная модель процесса формирования диагностической компетентности может быть использована в процессе подготовки студентов различных педагогических специальностей. Результаты исследования расширяют рамки преподавателей высшей школы в использовании ресурсных возможностей различных организационных форм и дидактических средств. Разработанные теоретико-методические положения по формированию диагностической компетентности у будущих учителей могут быть использованы как в системе высшего педагогического образования, так и в системе повышения квалификации педагогов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются соответствием избранной методологии поставленной проблемеприменением комплекса методов, адекватных предмету и цели исследованиядостаточной длительностью эксперимента, что позволило осуществить качественный и количественный анализ его результатоврепрезентативностью объема выборокподтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами опытно-экспериментальной работы и статистической значимостью полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Диагностическая компетентность студентов педагогических специальностей формируется как готовность, которая проявляется в синтезе позитивного отношения к диагностике, психолого-педагогических знаний и умения применять их в ходе изучения учащихся и коллективов в условиях практической педагогической деятельности.

2. Диагностическая компетентность включает в себя не только знания, умения и навыки, но и внутреннюю мотивацию учения, достижение студентами личностно-значимых результатов, поэтому в качестве ведущих направлений анализа и оценивания сформированности диагностической компетентности у студентов различных педагогических специальностей в исследовании определены критерии и соответствующие показатели: мотивационный критерий (готовность к диагностической деятельности, потребность в пополнении знаний по психолого-педагогической диагностике, отношение к диагностической деятельности) — когнитивный (знание основ психолого-педагогической диагностики, актуализация знаний при решении практических задач) — деятельностный (определение и формулировка цели диагностирования, планирование, умение использовать диагностические методы, умение анализировать результаты своей методической работы).

3. Модель процесса формирования диагностической компетентности включает в соответствии с целевыми установками мотивационного, когнитивного и деятельностного критериев в рамках аудиторной и самостоятельной работы, педагогической практики студентов совокупность дидактических средств, адекватных этапам процесса формирования диагностической компетентности у студентов различных педагогических специальностей. Основными дидактическими средствами выступают: составление психолого-педагогического портрета личности учащегося, диагностический инструментарий на печатной основе, анализ педагогических явлений с использованием аудиовизуальных средств.

4. Реализация модели процесса формирования диагностической компетентности будущих учителей в условиях вуза обеспечивается поэтапным построением циклов, отвечающих логике становления у студентов профессионально-педагогической компетентности. Диагностикоориентировочный этап связан с основными ориентирами в деятельности преподавателя вуза по формированию диагностической компетентности. На данном этапе собирается и обобщается информация о состоянии и уровне развития диагностической компетентности у студентов. На этапе теоретической и практической подготовки будущего учителя к психолого-педагогической диагностике студентам предлагаются необходимые знания о сущности психолого-педагогической диагностики, а также организуется самостоятельная диагностическая деятельность, позволяющая закрепить на практике знания и умения, выявить недостатки теоретической подготовки. Завершающий этап — диагностико-прогностический, позволяет выявить уровень развития диагностической компетентности у участников опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации статей, материалов, выступлениях на международной, всероссийской, региональных, межвузовских научно-практических конференциях: межвузовской научно-практической конференции «Развитие творческой деятельности студентов в процессе обучения» (Киров, 1996 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования в регионе» (Киров, 1997 г.) — межвузовской научно-практической конференции «Совершенствование образовательных процессов» (Краснодар, 1999 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2004 г.) — межрегиональной научно-методической конференции «Современные технологии и активные методы обучения в вузе как условие подготовки специалистов (Киров, 2006 г.) — международной научно-практической конференции «Интеграционная стратегия становления профессионала в условиях многоуровневого образования» (Котлас, 2007 г.).

Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета. Апробация результатов исследования осуществлялась также через руководство проблемной группой «Развитие диагностической компетентности у учителя» при Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по второй главе.

Осуществление экспериментальной работы, описание и результаты которой представлены выше, позволило сделать следующие выводы.

На основе проведенного нами анализа была разработана модель процесса формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза.

Компонентный состав модели отражает логику процесса формирования диагностической компетентности студентов педагогических специальностей в условиях вузовской подготовки. Выделенные этапы процесса формирования диагностической компетентности студентов педагогических специальностей: диагностико-ориетировочный, теоретической и практической подготовки к психолого-педагогической диагностике, диагностико-прогностический, способствующие эффективному формированию диагностической компетентости у будущих учителей, обеспечивают последовательность и систематичность подготовки будущих учителей к реализации диагностической деятельности.

Логика построения модели процесса формирования диагностической компетентности обусловлена идеями системного подхода в конструировании педагогических процессов и заключается в поэтапном формировании диагностической компетентности, а также идеями личностно-ориентированного подхода, характеризующего средства и условия формирования данного компонента структуры личности.

В качестве направлений анализа и оценивания определены мотивационный, когнитивный, деятельностный критерии и соответствующие им показатели: позитивное отношение и готовность к диагностической деятельности, знания в области психолого-педагогической диагностики, умения осуществлять диагностическую деятельность, а также содержательно определены уровни сформированности диагностической компетентности.

Результаты проведенного мониторинга сформированности диагностической компетентности у двух групп студентов показывают тенденцию роста общего уровня диагностической компетентности в экспериментальной группе и незначительную положительную динамику роста в контрольной группе, что позволило нам сделать вывод об эффективности применения предлагаемых дидактических средств в процессе формирования диагностической компетентности у студентов различных педагогических специальностей.

Таким образом, анализ данных экспериментальной работы подтвердил предположение о том, что процесс формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза будет эффективным если:

— диагностическая компетентность формируется как готовность, которая проявляется в синтезе позитивного отношения будущих учителей к диагностике, психолого-педагогических знаний и умения применять их в ходе изучения учащихся и коллективов в условиях практической педагогической деятельности;

— в качестве направлений анализа и оценивания определены мотивационный, когнитивный, деятельностный критерии и соответствующие им показатели: позитивное отношение и готовность к диагностической деятельности, знания в области психолого-педагогической диагностики, умения осуществлять диагностическую деятельность, а также содержательно определены уровни сформированности диагностической компетентости;

— реализуемая модель процесса формирования диагностической компетентности конкретизирует совокупность дидактических средств в соответствии с целевыми установками мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов в рамках аудиторной и самостоятельной работы, педагогической практики студентов;

— осуществляется поэтапно от диагностико-ориентировочного к этапу теоретической и практической подготовки, и далее к диагностико-прогностическому этапу.

Заключение

.

В настоящем исследовании рассматривается один из возможных путей разрешения противоречий между социальным заказом современной педагогической практики к профессионалам-педагогам и сложившимися подходами к формированию диагностической компетентности у студентовсовременными требованиями к диагностической компетентности специалиста и готовностью студентов к овладению диагностической компетентностьюимеющимися ресурсами аудиторной и самостоятельной работы, педагогической практики студентов в формировании диагностической компетентности будущего педагога и их реализацией в процессе обучения в вузеиспользуемыми дидактическими средствами и адекватностью их применения в практической деятельности специалиста.

Изучение философских, психологических и педагогических исследований позволило определить сущность, задачи и методы диагностики в педагогической деятельности. В теоретическом отношении диагностика представляет собой особый вид познавательного процесса. Процесс распознавания и есть то, что обычно называют диагностикой.

Диагностика как особый вид познания не только использует методы и данные научного исследования, но и разрабатывает свои собственные способы и методы получения, переработки, хранения и передачи информации, характеризующиеся особым социальным назначением, гносеологическим содержанием, своеобразной логической структурой и специальной знаковой системой.

Раскрывая сущность диагностики на уровне конкретных наукпедагогики и психологии, мы анализируем три вида диагностики (педагогическая, психологическая, психолого-педагогическая), так как все они имеют место в педагогической деятельности. Логика нашего теоретического анализа определялась стремлением разграничить данные понятия.

В работе отмечается, что новые возможности и подходы к формированию диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей появились в связи с обновлением качества высшего педагогического образования.

Диагностическая компетентность является одной из базовых в профессиональном становлении будущего учителя, но её сущность не определена и методика формирования не разработана, что требует специального научного изучения. На наш взгляд, необходимо рассматривать данную проблему в контексте концепции компетентностного подхода.

Согласно результатам теоретического исследования, диагностическая компетентность студентов педагогических специальностей рассматривается как один из видов профессионально-педагогической компетентностиформирование диагностической компетентности основывается на актуализации внутренних (мотивы, психологические особенности) и внешних (знания, умения и навыки) ресурсов студента как субъекта образовательного процессадиагностическая компетентность проявляется в синтезе позитивного отношения к диагностике, психолого-педагогических знаний и умений применять их в ходе изучения учащихся и коллективов, готовности к осуществлению диагностирования в условиях практической педагогической деятельности.

Педагогическая действительность требует критического анализа и переосмысления структуры и содержания психолого-педагогической подготовки в высшей педагогической школе с учетом современных тенденций и процессов. Рассматривая диагностическую компетентность как один из основных компонентов профессиональной готовности будущих учителей, мы делаем акцент на связь педагогических дисциплин с общей, возрастной, педагогической психологией в процессе непрерывной педагогической практики.

Объективные возможности для формирования диагностической компетентности будущих учителей содержатся в интеграции учебных программ по педагогике и психологии, изучение которых позволило нам внести существенные изменения в некоторые темы и разделы.

Мы показали лишь возможности дисциплин психолого-педагогического цикла (разделов и тем) для рассмотрения проблемы формирования диагностической компетентности у студентов. Но, нужно подчеркнуть, что эти вопросы обсуждаются в контексте изучаемого материала, а вовсе не становятся главными темами для обсуждения на занятиях. Мы только включаем знания и умения в основной учебный материал по педагогике и психологии, а сформированность диагностической компетентности отслеживаем на пятом курсе после прохождения студентами педагогической практики.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации педагогического процесса в вузе позволил нам определить совокупность необходимых и достаточных форм организации процесса формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей. В соответствии с логикой учебного процесса по циклу психолого-педагогических дисциплин при обучении педагогическим специальностям студентов в вузе, в нашем исследовании рассматриваются следующие формы организации: аудиторные занятия, самостоятельная работа, индивидуальные консультации, педагогическая практика студентов.

Важной составной частью учебной работы студентов является самостоятельная работа, которая имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и умений, формирование культуры умственного труда. Оценку уровня организации самостоятельной работы можно провести с учетом таких параметров как организационный и субъективный. Формы организации самостоятельной работы определяются содержанием изучаемых дисциплин.

Результаты проведенного теоретического исследования позволили спланировать и организовать процесс формирования диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей на этапе вузовской подготовки.

На основе проведенного анализа теоретических и экспериментальных исследований, а также опыта работы была создана модель процесса формирования диагностической компетентности, включающая в себя критерии диагностической компетентности: мотивационный, целью которого является побуждение студентов к осознанию необходимости диагностической деятельностикогнитивный, его целью является формирование системы научных знаний по психолого-педагогической диагностикедеятельностный критерий направлен на формирование навыков и умений, необходимых для диагностической деятельности.

В ходе экспериментальной работы была реализована модель процесса формирования диагностической компетентности у студентов различных педагогических специальностей. Определено, что процесс формирования осуществляется поэтапно. Диагностико-ориетировочный этап связан со сбором и обобщением информации о состоянии и уровне развития диагностической компетентости у будущих педагогов. Этап теоретической и практической подготовки направлен на формирование знаний, навыков и умений по психо лого-педагогической диагностике. На диагностико-прогностическом этапе выявлен уровень развития диагностической компетентности у участников экспериментальной работы.

Результаты проведенного мониторинга сформированности диагностической компетентности у двух групп студентов показали тенденцию роста общего уровня диагностической компетентности в экспериментальной группе и незначительную положительную динамику роста в контрольной группе, что позволило нам сделать вывод об эффективности применения предлагаемых дидактических средств в процессе формирования диагностической компетентности у студентов различных педагогических специальностей.

Таким образом, анализ данных экспериментальной работы подтвердил справедливость выдвинутой гипотезы. В ходе исследования были решены все поставленные цели и задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст.: для пед. специальностей высших учебных заведений / О. А. Абдуллина. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. , О. А. Педагогическая практика студентов Текст.: учебное пособие для студентов пед. инс-тов / О. А. Абдуллина, Н. Н. Загрязкина. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  3. Абульханова Славская, К. А. Стратегии жизни Текст. / К. А. Абульханова — Славская. -М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. , В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст./В. А. Адольф.-М., 1998.-49 с.
  5. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: ИД Ш. Амонашвили, 1995. — 494 с.
  6. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -JI.: Наука, 1989.-180 с.
  7. , Н. П. Психологический климат в коллективе Текст. / Н. П. Аникеева, М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  8. , JI. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности Текст. / JI. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1981.-№ 2.-С. 8−18.
  9. , А. Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1981. — 104 с.
  10. , М. Ю. Учитель и ученики : два мира? Текст. / М. Ю. Арутюнян. -М.: Просвещение, 1992. 160 с.
  11. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  12. , Б. Ц. Психология в работе учителя Текст.: в 2 кн. / Б. Ц. Бадмаев. М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1. — 240 с. — Кн. 2 — 160 с.
  13. , А. В. Психология индивидуальных различий : от темперамента к характеру и типологии личности Текст. / А. В. Батаршев. — М.: Владос, 2000. — 256 с.
  14. , С. Н. Основы профессионального педагогического общения Текст.: учебное пособие / С. Н. Батракова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1986.-80 с.
  15. , М. М. Знаете ли вы своего ученика? Текст. / М. М. Безруких, С. П. Ефимов. -М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  16. , А. С. Об изучении личности воспитанника Текст. / А. С. Белкин // Народное образование. 1986. — № 1. — С. 45.
  17. , А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. / А. С. Белкин. Челябинск, 2004. — 176 с.
  18. , Л. И. Самостоятельная работа студентов: организация, управление, контроль Текст. / Л. И. Белозерова // Самостоятельная работа студентов и ее организация в вузе. М.: МГЭИ, 2004. — С. 112−118.
  19. , В. П. Педагогическая диагностика и личность Текст. / В. П. Беспалько // Объективные характеристики и измерение педагогического процесса и явлений / под ред. А. М. Арсеньева, М. А. Давыдова. М.: Педагогика, 1973.-С. 119−122.
  20. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. Г1. Беспалько. М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995. — 336 с.
  21. , Б. П. Педагогическая диагностика : сущность, функции, перспективы Текст. / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика. 1993. -№ 2.
  22. , М. Р. Организация психологической работы в школе Текст. / М. Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  23. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2 т. / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 с.- Т. 2. — 400 с.
  24. , О. С. Нравственное воспитание старшеклассников Текст.: книга для учителя / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988. — 204 с.
  25. , Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка Текст. / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М.: Роспедагенство, 1994. -68 с.
  26. , Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1995.-№ 4.-С. 29−34.
  27. , JI. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов Текст. / JI. Ф. Бурлачук. 2004. — 351 с.
  28. Введение в научное исследование по педагогике Текст.: учебное пособие для студентов пед. инс-тов / под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  29. , М. Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя Текст.: учебное пособие / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева. М.: Прометей, 1993. — 117 с.
  30. , Г. Г. Школа будущего начинается сегодня Текст.: кн. Для учителя / Г. Г. Воробьев. М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
  31. , В. В. Педагогика школы в двух словах Текст.: конспект-пособие для студентов, педагогов и учителей / В. В. Воронов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 146 с.
  32. , Б. 3. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя Текст. / Б. 3 Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Магистр, 1995.-112 с.
  33. , Б. 3. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках Текст.: учеб. пособие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
  34. , Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 5.-400 с.
  35. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  36. , Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности Текст.: учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. — М.: Академический Проект, 2004. 240 с.
  37. , М. В. Контрольные работы по психологии Текст.: пособие для студентов заочников пед. институтов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М.: Просвещение, 1979. — 96 с.
  38. , Ю. 3. Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся общеобразовательной школы Текст. / Ю. 3. Гильбух. Киев: Научн.-практ. центр «Психодиагностика и дифференцированное обучение», 1994. — 38 с.
  39. , Ю. 3. Учитель и психологическая служба школы Текст. / Ю. 3. Гильбух. Киев: Институт психологии АПН Украины, 1993. — 142 с.
  40. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Дж. Глас, Дж. Стенли. М., 1976. — 495 с.
  41. , Н. К. Введение в диагностику воспитания Текст. / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. — М.: Педагогика, 1989. 159 с.
  42. , Н. К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса Текст.: учебное пособие к спецкурсу / Н. К. Голубев. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 1988. — 86 с.
  43. , Ф. Н. Книга об учителе Текст. / Ф. Н. Гоноболин. -М.: Просвещение, 1965. 260 с.
  44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 50 102.65, 50 103.65 Текст. / под ред. А. Г. Свинаренко. М.: 2005.
  45. , Р. Основы психологического эксперимента Текст. / Р. Готтсданкер. -М.: МГУ, 1982.-463 с.
  46. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977.- 127 с.
  47. , В. С. Культура педагогического общения Текст. / В. С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  48. , М. Т. Педагогические основы образования взрослых Текст. / М. Т. Громкова. М.: Изд-во МСХА, 1993.- 164 с.
  49. , К. М. Индивидуальные психологические особенности школьников Текст. / К. М. Гуревич. М.: Просвещение, 1988. — 154 с.
  50. , Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода Текст. / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994. — 184 с.
  51. , В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов-М.: Педагогика, 1996.
  52. Диагностика умственной деятельности и интеллектуального развития детей Текст. / под ред. Д. В. Эльконина, A. JT. Венгера. М., 1981.
  53. , А. В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения Текст. / А. В. Добрович. -М.: Просвещение, 1987. 241 с.
  54. , Е. Б. Дополнительное образование детей Текст.: учебное пособие / Е. Б. Евладова, JI. Г. Логинова., Н. Н. Михайлова. М.: ВЛАДОС, 2002.-352 с.
  55. , С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст. / С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  56. , С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя Текст. / С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  57. , С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя Текст.: книга для учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  58. , JI. Г. Психодиагностика для учителя Текст. / JL Г. Жабицкая. Кишинев: Лумина, 1990. — 126 с.
  59. , В. И. Педагогика в системе наук о человеке Текст. / В. И. Журавлев. -М.: Педагогика, 1990. 168 с.
  60. , Н. В. Учителю о практике психологической помощи Текст.: книга для учителя / Н. В. Жутикова. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
  61. , В. И. Учитель как исследователь Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  62. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И, Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: ИЦ «Академия», 2001. 208 с.
  63. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М., 1996. -64 с.
  64. , Л. В. Опыт психологического изучения в составе психологического исследования Текст. / Л. В Занков // Вопросы психологии. -1971.-№ 2.-С. 24−36.
  65. , В. И. Диагностика педагогической деятельности Текст. / В. И. Зверева. М.: Новая школа, 1995. — 68 с.
  66. , Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход Текст. / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2004. — № 3. — С. 42−53.
  67. , И. А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования : подход, концепция, стратегия Текст. / И. Я. Зимняя // Современные концепции воспитания: материалы конференции. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. 171 с.
  68. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
  69. , И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса Текст. / И. А. Зимняя. — М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 227 с.
  70. , А. В. Проблема критериев эффективности воспитания школьников Текст. / А. В. Зосимовский // Сов. педагогика. 1977. — № 2.
  71. , К. А. Все начинается с учителя Текст. / К. А. Иванов. -М.: Просвещение, 1983. 175 с.
  72. , Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 207 с.
  73. , Ф. И. Психология воспитания школьников Текст. / Ф. И. Иващенко. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Ушверс1тэцкае, 1999. -136 с.
  74. , Е. П. Учебно-методическое пособие по курсу «Психодиагностика». Раздел «Внимание» Текст. / Е. П. Ивутина, С. Г. Касимова. Киров: Изд-во ВГГУ, 2002. — 52 с.
  75. , Е. П. Учебно-методическое пособие по курсу «Психодиагностика». Раздел «Память» Текст. / Е. П. Ивутина, С. Г. Касимова. Киров: Изд-во ВГГУ, 2002. — 60 с.
  76. , Е. П. Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков Текст.: учебно-методическое пособие / Е. П. Ивутина, С. Г. Касимова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. -128 с.
  77. Изучение личности школьника Текст. / под ред. 3. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакинной, Н. Ф. Радионовой и др. М.: Педагогика, 1991.-136 с.
  78. Изучение личности школьника учителем Текст. / под ред. 3. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Родионовой. — М.: Педагогика, 1991. 136 с.
  79. Изучение учебно-воспитательного процесса в школе: методики и задания для студентов по непрерывной педагогической практике Текст. / под ред. О. М. Гаранина, М. Д. Горячева. Самара: Изд-во СамГПИ, 1992. -16 с.
  80. , Е. П. Мотивы человека : теория и методы изучения Текст. / Е. П. Ильин. — Киев: Вища школа, 1998. 292 с.
  81. , К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Ингенкамп — пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  82. , Ю. В. Психодиагностика познавательного развития учащихся Текст. / Ю. В. Карпов, Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1989. — 40 с.
  83. , Г. Ф. Методика изучения личности учащихся ПТУ Текст.: методическое пособие / Г. Ф. Карпова, Е. А. Михайлычев. М.: Высшая школа, 2989. — 126 с.
  84. , В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков у детей и подростков Текст.: книга для учителя / В. П. Кащенко. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
  85. , М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игры и дискуссии Текст. / М. В. Кларин. Рига, НПТТ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
  86. , Б. С. Обучение студентов диагностике воспитательной работы Текст. / Б. С. Кобзарь, JI. М. Макарова // Педагогика. 1993. — № 1. -С. 66.
  87. , А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества Текст. / А. Ю. Козырева. Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. — 344 с.
  88. , Я. JI. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии Текст. Я. JI. Коломинский, JI. А. Березовин. М.: Знание, 1977. -178 с.
  89. , JI. Ф. Эффективность образования Текст. / JI. Ф. Колесников, В. Н. Турченков, JI. Г. Борисова. — М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  90. , Я. А. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский // Педагогическое наследие. -М., 1989.-С. 11−105.
  91. , Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогика, 1986. — 145 с.
  92. , Я. Как любить ребенка Текст. кн. о воспитании / Я. Корчак- пер. с польск. — М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
  93. , А. И. Культура педагогического исследования Текст. / А. И. Кочетов. 2-е изд. — испр. и доп. — Минск, 1996. — 312 с.
  94. , В. В. Качество педагогики и методическая культура педагога Текст. / В. В. Краевский // Магистр. 1991.- № 1. С. 7−8.
  95. , В. В. Соотношение педагогической науки и практики Текст. / В. В. Краевский. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  96. , В. В. Методология педагогического исследования : Пособие для педагога — исследователя Текст. / В. В. Краевский. Самара, 1994.-143 с.
  97. Краткий психологический словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  98. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. JI.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 168 с.
  99. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
  100. , Н. А. Формирование педагогических диагностических умений в профессиональной подготовке будущего учителя : дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Текст. / Н. А. Кузьмина. Н. Новгород, 1994. — 190 с.
  101. , И. Ю. Возрастная психология Текст.: учебное пособие / И. Ю. Кулагина. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.
  102. , Я. тер Психодиагностика : проблемы содержания и методов Текст. / Я. тер Лаак. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  103. М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе Текст. / Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер- пер. с англ. М.: ШРРО, 2005.-384 с.
  104. , В. П. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию Текст. / В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 24−26.
  105. , И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика Текст.: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. М.: Академия, 2003. — 320 с.
  106. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1977. — 304 с.
  107. , И. Я. Каким должно быть базовое содержание общего образования. Дидактическая концепция Текст. / И. Я. Лернер // Педагогический вестник. — 1992. № 5. — С. 19.
  108. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  109. , Б. Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников Текст. / Б. Т. Лихачев // Сов. педагогика. — 1987. № 5. — С. 4549.
  110. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование Текст. / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003.-128 с.
  111. , А. И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома Текст. / А. И. Луньков. М.: А.П.О., 1995. — 40 с.
  112. , А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива Текст. / А. Н. Лутошкин. -М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  113. , А. С. О воспитании Текст. / А. С. Макаренко. М.: Политиздат, 1990. — 445 с.
  114. Т. Е. Содержание и методы обучения будущих учителей культуре педагогического диагностирования : дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Текст. / Т. Е. Макарова. Самара, 1998. — 204 с.
  115. , А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. -№ 6.
  116. , А. К. Психология труда учителя Текст.-/ А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  117. , А. К. Формирование мотивации учения Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  118. , Т. В. Педагогические теории, системы и технологии обучения Текст.: учебное пособие / Т. В. Машарова. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. — 120 с.
  119. , В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  120. Методики диагностики и коррекции основных компонентов педагогических способностей Текст. / под ред. Н. П. Ансимовой. — Ярославль, Изд-во ЯГПИ, 1990. 129 с.
  121. , В. М. Педагогическая диагностика школьника Текст.: учебное пособие для учителя / В. М. Минияров. Самара, 1994. — 98 с.
  122. , Л. М. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М.: Флинта: Московский психолого — социальный институт, 1998. — 200 с.
  123. , Л. М. Учитель как личность и профессионал Текст. / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 347 с.
  124. , Н. В. Учитель : мастерство и вдохновение Текст. / Н. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  125. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат Текст. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1990. 104 с.
  126. , Р. В. Справочная книга школьного психолога Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
  127. , В. Л. Задания и педагогические ситуации Текст.: пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В. Л. Омельяненко, Л. П. Вовк, С. В. Омельяненко. -М.: Просвещение, 1993. 272 с.
  128. Основы педагогики и психологии высшей школы Текст. / под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 304 с.
  129. Педагогика Текст.: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2003. 608 с.
  130. Педагогическая диагностика в школе Текст. / под ред. А. И. Кочетова. Минск: Народная асвета, 1987. — 224 с.
  131. Педагогическое мастерство и педагогические технологии Текст. / под ред. Л. А. Байковой, Л. К. Гребенкиной. М.: Пед. об-во России, 2000. -256 с.
  132. , А. Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 Текст. / А. Ю. Петров. Киров, 2005. — 43 с.
  133. , JI. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст. / JI. А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 1989.-216 с.
  134. , П. И. Искусство преподавания Текст.: первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, М. JI. Портнов. — М.: Изд-во Рос. пед. агенство, 1998. 184 с.
  135. , В. Ю. Основы педагогической технологии Текст.: учебно-практическое пособие / В. Ю. Питюков. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гном-Пресс, 1999.- 192 с.
  136. , Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
  137. , И. П. Педагогика Текст.: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  138. , О. Я. Психологический практикум в школе Текст.: учебное пособие для студентов заочников / О. Я. Польская. — М.: Просвещение, 1984. — 96 с.
  139. , С. Т. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей Текст. / С. Т. Полякова. М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
  140. , М. М. Инновационные школы России : становление и развитие. Опыт программно-целевого управления Текст. / М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1996. — 170 с.
  141. , М. М. Педагогические ситуации Текст. / М. М. Поташник, Б. Ф. Вульфов. М.: Педагогика, 1983. — 211 с.
  142. Практическая психология для преподавателей Текст. / под ред. М. К. Тутушкиной. М.: Филинъ, 1997. — 328 с.
  143. Практические занятия по психологии Текст.: пособие для ин-тов физ. культ. / под ред. Д. Я. Богдановой, И. П. Волкова. М.: Физкультура и спорт, 1989.- 160 с.
  144. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии Текст. / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. — 288 с.
  145. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка Текст.: учебное пособие / под ред. Е. Д. Божович. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 1999. — 224 с.
  146. Психолого-педагогическая подготовка учителей Текст.: методические материалы / под ред. М. В. Гамезо, М. А. Уфимцевой. М.: Просвещение, 1972. — 216 с.
  147. , Дж. Педагогическое тестирование : проблемы, заблуждения, перспективы Текст. / Дж. Равен — пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999.- 144 с.
  148. , Т. А. Психодиагностические методы изучения личности Текст.: учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. — М.: Флинта, 1998.-264 с.
  149. , А. А. Практическая психодиагностика личности Текст.: учебное пособие / А. А. Реан. Спб.: Изд — во С.-Петерб. ун-та, 2001. -224 с.
  150. , А. А. Психология педагогической деятельности Текст.: учебное пособие / А. А. Реан. Ижевск: Изд — во Удм. ун-та, 1994. — 83 с.
  151. , А. А. Психология познания педагогом личности учащихся Текст. / А. А. Реан. М.: Высш. шк., 1990. — 80 с.
  152. , А. А. Социальная педагогическая психология Текст. / А. А. Реан, Я. JI. Коломинский. Спб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  153. , JI. А. Психология прогнозирования : способность, ее развитие и диагностика Текст. / JI. А. Регуш. Киев: Вища шк., 1997. -88 с.
  154. , А. С. Введение в педагогическую деятельность Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А. С.
  155. , Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. — М.: Академия, 2000. -208 с.
  156. , Е. И. Личность учителя : теория и практика Текст. / Е. И. Рогов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  157. , К. Свобода учиться Текст. / К. Роджерс, Д. Фрейберг. -М.: Смысл, 2002. 527 с.
  158. , М. И. Теоретические основы педагогики Текст.: учебное пособие / М. И. Рожков. Ярославль: ЯГПУ, 1994. — 63 с.
  159. , М. И. Теория и методика воспитания Текст.: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.
  160. , Л. И. Введение в специальность Текст.: учебное пособие для студентов пед. институтов / Л. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  161. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие. -М., 1989. С. 199−295.
  162. , М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе Текст.: книга для учителя / М. М. Рыбакова. М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
  163. , Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании Текст. / Н. В. Самоукина. М.: Нар. образование, 1996. — 112 с.
  164. , Г. К. Социально-воспитательные технологии Текст. / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. М.: Нар. образование, 2002. — 256 с.
  165. , Е. В. Организация самообразования будущих социальных педагогов в процессе вузовской подготовки : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Текст. / Е. В. Серебряник. Вологда, 2006. — 207 с.
  166. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. Спб.: Речь, 2001. — 350 с.
  167. , Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся Текст. / Г. И. Симонова. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.-320 с.
  168. , В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе Текст.: учебное пособие / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. М.: Академия, 2000. — 216 с.
  169. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 151 с.
  170. , В. А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности Текст. / В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1990. — 143 с.
  171. , В. А. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа — Пресс, 1997. — 512 с.
  172. , В. И. Элементарная педагогика Текст.: кн. для учителя / В. И. Слуцкий. М.: Просвещение, 1992. — 159 с.
  173. , В. П. Педагогическая практика в школе Текст.: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / В. П. Смирнов. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 181 с.
  174. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2003. -304 с.
  175. , Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии Текст.: учебно-методическое пособие для студентов пед. институтов / Б. А. Сосновский. — М.: Просвещение, 1979. 157 с.
  176. , Л. Ф. Основы педагогического анализа Текст. / Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин. Ярославль, Изд-во ЯГПИ, 1985. — 124 с.
  177. , Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение исамообразование) Текст. / JT. Ф. Спирин / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 274 с.
  178. , Е. Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения Текст. / Е. Н. Степанов // Педагогика. 2001. — № 4.
  179. , Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения Текст. / Э. Стоун. М.: Педагогика, 1984.
  180. Стратегия воспитания в образовательной системе России / Мин-во образования и науки РФ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Текст. М., 2004. — 469 с.
  181. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Текст. // Первое сентября. 2001. — № 30. — С. 4−5.
  182. , В. А. Как воспитать настоящего человека Текст. /
  183. B. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1990. 230 с.
  184. , Н. Ф. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1998. — 288 с.
  185. , Ю. Г. Высшее образование в России в XX веке (антропологический взгляд): Вчера.Сегодня.Завтра. Текст. / Ю. Г. Татур.-М., 1994.-64 с.
  186. , Я. С. Результаты педагогических исследований — в практику Текст. / Я. С. Турбовской // Народное образование. — 1986. № 1.1. C. 79−81.
  187. , К. Д. Проект учительской семинарии Текст.: в 6 т. / К. Д. Ушинский- под ред. С. Ф. Егорова. М.: Педагогика, 1988. — Т. 2. -496 с.
  188. , Д. И. Психология воспитания подростка Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Знание, 1978. — 256 с.
  189. , Д. И. Психология становления личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
  190. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  191. Формирование учебной деятельности студентов Текст. / под ред. В. Я. Ляудис.-М., 1989.
  192. , JI. М. Психологический справочник учителя Текст. / JI. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  193. , О. В. Ключевые компетенции как результат общего образования Текст. / О. В. Чуракова // Дидактические материалы. Выпуск 1. Самара, 2002. — 42 с.
  194. , В. Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994. — 432 с.
  195. , В. Д. Мнемические способности : развитие и диагностика Текст. / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. М.: Педагогика, 1990.- 177 с.
  196. , П. И. Некоторые вопросы методологии диагноза Текст. / П. И. Шамарин. М.: Просвещение, 1987.
  197. , С. Т. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / С. Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1980. — 304 с.
  198. , Н. И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. Основы общей психодиагностики Текст. / Н. И. Шевандрин. Ч. 1. — Ростов-н-Д.: РГПУ. 1993. — 88 с.
  199. , И. Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование Текст. / И. Г. Шендерик. М.: АПКиПРО, 2003. -156 с.
  200. , М. И. Изучение воспитанности школьников Текст. / М. И. Шилова. -М.: Педагогика, 1982. 104 с.
  201. , М. И. Учителю о воспитанности школьников Текст. / М. И. Шилова. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  202. , Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении Текст. / Т. А. Шилова. М.: Изд-во ИПК и ПРНР МО, 1995. — 85 с.
  203. , С. Е. Школа : мониторинг качества образования Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. общ-во России, 2000. — 320 с.
  204. , А. Г. Основы психодиагностики Текст.: учебное пособие для студентов пед. вузов / А. Г. Шмелев. Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 544 с.
  205. , П. Г. Траектория образования Текст. / П. Г. Щедровицкий // Семья и школа. 1998. — № 9−10.
  206. , В. А. Роль модели в познании Текст. / В. А. Штофф. JI.: ЛГУ, 1963.-128 с.
  207. , Н. Е. Классное руководство Текст.: рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. об-во России, 2002. — 96 с.
  208. , Н. Е. Программа воспитанности школьников Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. об-во России, 2001. — 56 с.
  209. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность Текст. / под ред. А. Карелина. М.: Изд-во ACT, 1997. — 300 с.
  210. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1979. — 392 с.
  211. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  212. , М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания Текст. / М. Г. Яновская. — Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.-93 с.
  213. , В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  214. Raven, J. Education, values and society: The objectives of education and the nature and development of competence Text. / J. Raven. London: H. K. Lewis- New York: The Psychological Corp., 1977.
Заполнить форму текущей работой