Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью
Диссертация
Гипотеза исследования. Если в процессе обучения студентов живописи использовать разработанную нами целостную методическую систему, которая включает в себя: а) цели и задачи содержания обучения живописи, в том числе основные задания по живописи и специально разработанный комплекс практических упражнений, предполагающий поэтапное усложнение содержания заданий, направленных на формирование… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Из истории изучения методов создания художественного образа в живописном портрете
- 1. 1. Обзор основных методических источников по проблеме исследования
- 1. 2. Современное состояние обучения живописи портрета на художественно-графических факультетах педагогических вузов
- Глава II. Психолого-педагогические основы процесса формирования образного мышления на занятиях портретной живописью
- 2. 1. Роль познавательных процессов (восприятия, представления, мышления) в процессе изображения человека
- 2. 2. Система практических заданий в освоении специфики создания художественного образа в живописном портрете
- Глава III. Экспериментальное исследование методики формирования образного мышления студентов ХГФ на занятиях портретной живописью
- 3. 1. Методика эксперимента
- 3. 2. Констатирующий и поисковый этапы эксперимента
- 3. 3. Структура и содержание формирующего эксперимента
- 3. 4. Результаты формирующего эксперимента
Список литературы
- Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению.-М.:Изобразительное искусство, 1985.-152 с. ил.
- Ажгихин С. Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники многослойной масляной живописи. Дис.. канд.пед.наук. -М., 1996.-203 с.
- Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией: Сб. науч. тр./МПГУ им. Ленина/. Под ред. Шорохова Е.В.-М.:Прометей, 1994.-299 с.
- Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения.-Л.: Гос. Изд. изобр. искусств, 1937.-237 с. ил.
- Алиев Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Дис. .канд. пед. наук. М., 1992.-175 с.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. М.-Л.: Искусство, 1940.-132 с.ил.
- Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. -М.-Л.:Искусство, 1937.-59 с.ил.
- Алан Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли других по жестам). М.:Изд. дом Гитенбург 1997.-248 с.
- Ананьев Б.Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия.АПН СССР.-М.:Просвещение, 1968.-335 с.
- Ю.Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. Вып.6.-М.:Знание, 1972.-32 с.
- Ананьев Б.Г. Проблемы интеллектуального икультурного развития студенчества.-J1Изд-во Ленинградского университета, 1973.-84 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960.-487 с. ил.
- Ананьев Б. Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М.:Педагогика, 1972.-246 с. с черт.
- Ананьев Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М.-222 с.ил.
- Андронникова М.И. Об искусстве портрета.-М.:Искусство, 1975.-326 с.ил.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. В. Н. Самохина.-М.:Прогресс, 1974.-392 с.ил.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.-М.:Наука, 1977.-184 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы. Общепсихологический анализ. Учеб. для вузов по спец. «Психология».-М.:Изд-во МГУ, 1990.-367 с. ил.
- Барщ А.О. Наброски и зарисовки.-М.:Искусство, 1970.-166 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические сочинения . -М .: Педагогика, 1989.-558 с.
- Бабанский Ю.К.и др. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.(Дидакт.аспект).-М.:Педагогика, 1982.-191 с.
- Басманов В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи. Дис.канд.пед. наук.-М., 1979.-196 с.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.-М.: Просвещение, 1981.-239 с.
- Беда Г. В. Живопись е ее изобразительные средства. Учебник.-М.:Просвещение, 1977.-186 с.ил.
- Бергер Э. История развития техники масляной живописи.-М.:Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.-512 с.
- Бжалава И.Т. Восприятие и установка.- Тбилиси. :Мецниере ба, 1965.-226 с.
- Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.-Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1965.-124 с.
- Большая советская энциклопедия. Под ред.A.M. Прохорова. В 30-ти тт.-М.:Советская энциклопедия,-1970−1978 .
- Бродский И.А. Репин педагог.-М.:Изд-во АХ СССР, 1960.-128 с.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. К. И. Бабицкого.1. М.:Прогресс, 1977.-412 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр.психол.тр.-Воронеж, МДЭК, 1996.-387 с.
- Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Под ред.И.С .Зильберштейна и В. А. Салкова. В 2-х т.-Л.:Художник РСФСР, 1971.Т.1.-717 с.Т.2.-599 с.
- Введение в психологию. Под общей ред. проф.А.В.
- Петровского.-М. :Издательский центр «Академия», 1996.496 с.
- Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования . -Л .: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964.-194 с.
- Вермель В., Активное наблюдение процесс творческий. Художник 1964,№ 2.-С.52−56.
- Вибер Ж. Живопись и ее средства. -М.гСварог и К, 2000.-232 с.
- Виннер А.В., Лактионов А. И. Техника советской портретной живописи.-М.:Профиздат, 1961.-192 с.
- Виннер А.В. Техника живописи Рембрандта. Художник1969,№ 10.-С.53−57.3 9. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете.-М., 1917.-10 с.
- Виппер Б.Р. Статьи об искусстве.-М.:Искусство, 1970.-591 с.ил.
- Власова Р. И. Портретная живопись.-Л.:Художник РСФСР, 1960.-38 с.
- Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1950.-508 с.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х частях .-М.:Искусство, 1977.Ч.1.-263 с.ил. 4.2. -215 с.ил.
- Волков Н.Н. Мысли об искусстве.-М.:Сов.художник, 1973.-142 с.ил.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи.-М.:Искусство, 1984.-32 0 с.ил.
- Восприятие и воображение (экспериментальные исследования) .Ученые записки МПГИ им. В. И. Ленина. Под ред.Е. И. Игнатьева.-М.:Красная звезда, 1963.-368 с. ил.
- Востриков Д.Н. История обучения портретированию в русской художественной школе. Автореф. Дис. канд.пед. наук.-М., 1993.-18 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Под ред.М. Г. Ярошевского.-М.:Педагогика, 1987.-341 с. портр.ил.
- Выготский Л.С. Мышление и речь.-М.:Лабиринт, 1996.-414 с.
- Габричевский А.Г. Портрет как проблема изображения . -В кн.:Искусство портрета.-М., ГАХН, 1928 .-С.53−75.
- Галанов Б.Е. Искусство портрета.-М.:Советский писатель, 1967 .-207 с.
- Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мыслей и образа. Вопросы психологии 1957,№ 6 ГАХН -С.53−75.
- Гегель В.Ф. Эстетика.- М.:Искусство, 1969−1971.
- Гельенек Л. Техника живописи В.Тропинина Художник 1977,№ 8, с.56−58.
- Гете И.В. Об искусстве. Статьи и мысли об искусстве. Сборник статей под ред. Гущина А. С. Л.-М.:Искусство, 1936.-412с.
- Гильденбранд Д. Проблема формы в изобразительном искусстве.-М.:Изд-во МПИ, 1991.-161 с. ил.
- Гинзбург И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система.Л.-М, Искусство, 1940.-204 с.
- Гончаров А.Д. О композиции //Художник.-1981.№ 6.-С. 34−37 .
- Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь.-М., 1970.
- Гранская Ю.В. Распознание эмоций по выражению лица. Автореф. дис.канд.псих.наук.-Санкт-Петербург, 1998.-17 с.
- Грегори P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Пер. Л. Д. Хомской.-М.:Прогресс, 1970.-271 с.
- Грегори Р.Л. Разумный глаз. Пер. А. И. Когана.-М.:Мир, 1972.-209 с.
- Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи .М.:Изобр.искусство, 1982.-319 с.
- Даниэль С.М. Искусство видеть.-Л.:Ленинградское отд-е, 1990.-224 с.
- Дейнека А.А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование.М.:Изд.Акад.Художеств СССР, 1961,-224 с.бб.Дейнека А. А. Из моей рабочей практики. М.:Изд. Акад. Художеств СССР, 1961.-177 с.
- Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках.М.:Изд.Акад.Художеств СССР, 1960.-282 с.
- Дневник Делакруа.-М.:Искусство, 1950.-632 с.
- Евдокимов И. Е. Суриков.-М.:Искусство, 1940.-222с. ил.
- Евреинов Н.Н. Оригинал о портретистах. К проблеме субъективизма в искусстве.- М.:Гос.изд-во, 1922.-110 с.
- Ельшевская Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русской и советской живописи.-М.:Сов. художник, 1984. -216 с.ил.
- Ермаш Г. Л. Искусство как мышление.- М.: Искусство. 1982. -277 с.
- Ершов Г. В. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1993.-130 с.
- Жаксыбергенов А.К. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения рисунку головы человека. Дис.. канд.пед.наук.-М., 1985.-164 с.
- Журавлев И.К., Шубинский B.C. Новые исследования в педагогических науках.-М.:Педагогика, 1990.-80 с.
- Запорожец А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие.-М.:Просвещение, 1967.324 с.
- Запорожец А.В. Познавательные процессы.
- М.:Педагогика.1982. -336 с. ил.
- Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета.-М.:Изобразительное искусство.1986.- 323 с.ил.
- Зингер Л. С. Портрет в русской советской живописи.-Л.: Художник РСФСР.1966.- 157 с.ил.
- Зингер Л. С. Творческий метод портретиста//Художник.-1965.№ 4.-С.28−40.
- Зинченко В.П. Восприятие//БСЭ.-3-изд.М., 1971.-Т.5.-С.382−383.
- Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Дис. докт. пед. наук.-М., 1996.-327 с.
- Зинченко В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа.М.:Изд-во МГУ, 1969.-106 с.
- Зинченко В.П., Вучетич Г. Г., Величковский Б. М. Функциональная структура зрительной памяти.-М.:Изд-во МГУ, 1980.-271 с.
- Зинченко В.П., Стасевич В. Н. Творчество в учебном рисунке. Учеб.пособие.- Ростов н/Д, Ростовский н/Д гос.пед.ин-т, 1989.-52 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М.:Учпедгиз., 1961.-223 с. 87 .Игнатьев Е. И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. Психология рисунка и живописи.Отв.ред. Е. И. Игнатьев.-М.:Изд-во АНН РСФСР, 1954.
- Икрин Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента. Автореф.дис. .канд.псих.наук.-Пермь, 1998.-23 с.
- Иогансон Б.В. За мастерство в живописи.-М.:Изд-во Акад.худ. СССР, 1952.-224 с.
- Искусство портрета. Под ред. А. Г. Габричевского.-М.гГАХН, 1928.-224 с.
- Исследование развития познавательной деятельности. Под ред. Брунера Дж., Р. Оливера и П.Гринфилда. Перевод с англ. М. И. Лисиной.-М.:Педагогика, 1971.-392 с. ил.
- Иттен И. Искусство цвета.-М.:Д.Аронов, 2ООО.
- Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма.-М.:1960.
- Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках.-М.: 1961.
- Киплик Д.И. Техника живописи. М.-Л.:Искусство, 1950.-504 с.ил.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.-М.:Изд-во АНН РСФСР, 1959.-304с. ил.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие.М.:Высшая школа, 1992.-269 с.ил.
- ЮО.Клещев В. Н. Активизация процессов общения на занятиях живописью и композицией по разделу «Натюрморт». Дис.. канд.пед.наук.-Ростов н/Д, 1995.-200 с.
- Климович В.П. Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педагогических вузов (разделкомпозиция портрета"). Дис. .канд.пед.наук.-М., 1985.-241 с.
- Ковалев А.Г. Изобразительные способности. В кн.:Психологические способности человека.Т.2.-J1.:Изд-во ЛГУ, I960.-С.225−259.
- Колоколова О.Е. Формирование художественной наблюдательности в системе развития образного мышления на занятиях изобразительным искусством. Дис.. канд.пед.наук.-М., 1989.-247 с.
- Колчина Д.З. Развитие художественной наблюдательности студентов III-IV курсов ХГФ педагогических вузов на занятиях живописью портрета. Дис. .канд. пед.наук.-М., 1999.-269 с.
- Константинов Н.А.и др. История педагогики. Учебник для вузов.-М.:Просвещение, 1966.-454 с.
- Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. -М.:ГФ Полиграфресурсы, 1996.-154 с.ил.
- Коробка Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1997.-214 с.
- Крамской И.Н. Об искусстве. (Сост.и вступ. ст. Т.М. Коваленской). -М.:Изд. АХ СССР, 1960.-214 с.
- Кузин B.C. Психология. Учебник.-М.:Агар, 1997.3 04 с.ил.
- Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник.3-изд., перераб. и доп.-М.:Агар, 1998.-336 с.ил.
- Ш. Левитан И. И. Письма. Документы. Воспоминания.-М.:Искусство, 1956.-336 с.
- Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве.1. М.:Наука, 1974.-207 с.
- ИЗ.Леняшин В. «Композиционный» портрет сегодня/ /Творчество. -1974.:№ 4.-С.16−17. Ф 114. Лентовский A.M. Технология живописных материалов .-Л.-М.:Искусство, 1949.-218 с.
- Леонтьев Д.Н. Проблемы развития психики.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.-495 с.
- Иб.Леушина Л. Н. Зрительное пространственное вос-^ приятие.-Л.:Наука, 1978.-175 с.
- Линдсей П., Нордман Д. Переработка информации у человека.-М.:Мир, 1974.-550 с.
- Ломаева Н.Н. Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией. Дис. .канд. пед.наук.-Н., 1998.-162 с.
- Ломов Б.Ф. История становления и развитияэкспериментально-психологических исследований в России : Сб. научн. трудов АН СССР. Ин-т психологии.-М.: Наука, 1990.-212 с.
- Ломов Б.Ф. Моторные компоненты зрения.-М.:Наука, 1975.-235 с.
- Ломов В.Ф. Психология восприятия. Материалы сов.-норв. симпоз.-М.:Наука, 1989.-194 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество.-М.:Политиздат, т1976.- 144 с.ил.
- Лукин Н.Н. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1983.-165 с. ф 124. Лурия А. Р. Внимание и память.-М.:Изд-во МГУ, 1975.-104 с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов.-М.:Наука, 1974.-172 с. ил.
- Масленников А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональности тоновых и цветовых соотношений в живописи при . подготовку художников-педагогов. Дис.канд.пед.наук.-М., 1974.-146 с.
- Мастера искусства об искусстве: в 7-ми тт.
- М.:Искусство, 1965−1970. T.I.-296 е., т.2.-397 е., т.З.-503 е., Т.4.-622 е., т.5.Кн.1.-448 е., т.5.Кн.2.-541 е., т.6.-547 с., т.7.-654 с.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества. Псих.журнал.1984. № 1.-С.9−11.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и общении.-М.:Педагогика, 1972.-208 с. ил.
- Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку.-М.Просвещение, 1986.-159 с.ил.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие Комплекс, подход:опыт, поиски, перспективы .-.: Искусство, 1985.-318 с.
- Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи, композиции: Межвузовский сборник научных трудов.-М.:Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.-200 с.
- Мигунов А.С. Художественный образ//Вопросы теории и истории эстетики. Выпуск 9.-М.:Изд-во Моск. ун-та 1976.-С.74−85.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века.-М.:Искусство, 1956.-519 с. ил.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. П.П.Чистяков:теоретик и практик.-Изд-во АХ СССР, 1953.-228 с.
- Молибог А.Г. Вопросы научной организации труда в высшей школе.-М.:Изд-во «Высшая школа», 1971.-296с.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1972. -155 с.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод.основы). Под ред. В. И. Журавлева, Ю.К. Бабанско-го.-М.: Просвещение, 1982.-192 с.
- Орловский Г. И. Учитесь смотреть и видеть.-М.:Просвещение, 1969.-119 с. 142.0смеркин А. А. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников.-М.:Советский художник, 1981.
- Очерки по истории русского портрета конца XIX-начала XX века. Под ред. Н. Г. Машковцева, Н. И. Соколовой. -М .: Искусство, 1964.-472 с.
- Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Под общ. ред. И. М. Шмидта.-М.: Искусство, 1966.-352 с.
- Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: советы художника. -М .: Советский художник, 1965.-72 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. В 6-ти т.М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т.4.-367 с. 147. Павловский A.Jl. Активизация процессов восприятия и изображения объемной формы головы человека в учебном рисунке. Дис.. канд.пед.наук.-М., 1990.-262 с.
- Павлюк И.А. Упражнения по композиции как средство развития образного мышления студентов I-II курсов художественно-графических факультетов педагогических ву-ов.Дис.канд.пед.наук.-М., 1988.-201 с.
- Петровский А.В. Краткий психологический словарь .-1985 .
- Пономарев Я.А. Психология творчества:Общая, дифференциальная, прикладная.-М.:Наука, 1990.-220 с.
- Пономарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества.-М.:Наука, 1983.-236 с.
- Потерин М. Наблюдательность, внимание, память// Семья и школа.-1962. -104.-С. 24−26.
- Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. В. Г. Ананьева.-М.:1964.
- Программы педагогических институтов. Сб.№ 14.-М.:Просвещение, 1988.-151 с.
- Психология. Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Д. Рубинштейна и Б. М. Теплова.-М.:Учпедгиз, 1956.575 с.
- Психологический словарь. Под ред.В. В. Давыдова. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова.- М.:Педагогика, 1983.-448 с.
- Психология восприятия: Материалы сов.-норв. симпозиума. Академия наук СССР. Институт психологии. Отв. редакторы:Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин, С. Магнуссен, П. Саугстад, А. А. Митькин.-М.:Наука, 1989.-197 с.
- Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: Межвуз.сб.науч.тр./МПГУ им. Ленина/.Под ред. Шорохова Е.В.-М.:Прометей, 1995.-114с. ил.
- Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством: Меж-вуз.сб.науч.тр.-Ростов н/Д:РГПИ, 1986.-163 с.
- Радлов Н.Э. Рисование с натуры.-JI.: Художник РСФСР, 1978.-120 с.
- Радченко А.Н. Моделирование основных механизмов мозга .-JI.: Наука Ленингр. отделение, 1968.-211 с. с черт.
- Раппопорт С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления. Автореф.дис... .д-ра философ .наук.М., 1968.-48 с.
- Ревякин П. П. Техника акварельной живописи.-М.:Госстройиздат, 1959.-224 с.
- Рерберг Ф.И. Художник о красках.-М.-Л.: ИЗОГИЗ, 1932.-194 с.
- Роговин М.С. Память в психологии//БСЭ.-3-е изд.М., 1975.-Т.19.-С.132−13 3.
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов по спец.№ 2109 «Черчение, рисование и труд».-М.:Просвещение, 1982.-240 с.ил.
- Ростовцев Н.Н. Ст. «Об общетеоретических положениях развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством».С.3−24. В кн. развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -М .: МПГУ им. В. И. Ленина, 1983.-173 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. АПН СССР. Составитель К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский.-М.:Педагогика, 1989. T.I.-488 с.Т.2.-328 с.
- Рындина Л.И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога (на примере живописи головы).
- Автореф. дис. .канд.пед.наук.М1982.-16 с.
- Сеченов И.М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. Избр. труды. В 4-х вып. -М. :Медгиз, 1952. Вып.1.-580 с.ил. Вып.2.-624 с.ил. Вып.3.Кн.1.-354 с.ил. Вып.3.Кн.2.-108 с.ил. Вып.4.-684 с. ил.
- Ситник К.А. Портрет в живописи и его особенности//Искусство. -1956.№ 4.-С.13−17.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя: Межвузовский сб.науч.тр. МПГУ им. Ленина.-М.: Прометей, 1995.-156 с.
- Собко Н.П. Словарь русских художников. В 3-х т.-СПб.:тип. М. М. Стасюлевича, 1993−1999.Т.I.-350 с.Т.2.-536 с.Т.З.-508 с.
- Советы мастеров. Живопись и графика: В помощь начинающим художникам. Сост. А. С. Зайцев.-Л.:Художник РСФСР, 1979.-374 с.
- Спиркин А.Г. Представление//БСЭ.-3-изд.М., 1975.-Т.20.-С.514.
- Стариченко Н.Л. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета. Автореф. дис. .канд.пед.наук.М1984.-17 с.
- Суворов Н.Н. Пути создания художественного образа. (Роль воображения в художественном творчестве). -М .: Знание, 1984.-63 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.-М.: Педагогика, 1979.-208 с.
- Теплов Б.М. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды института психологии.-Вып.13.М.-Л.:Изд-во АПН РСФСР, 1948.-203 с.
- Теплов Б.М. Вопросы психологии труда и искусства. Труды института психологии.-Вып.25.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1950.-236 с.
- Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. -М.:Изд-во Акад. РСФСР, 1961.-536 с.
- Теплов Б.М. Психология.:Учебник для сред.школы.-7-е изд. Учпедгиз, 1953.-256 с.ил.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия.-Вып.11-М.:Известия АПН РСФСР, 1947.-С. 7−28 .
- Техника живописи: Живописные материалы.пер.с чешского М. С. Гольдштейна.-М.:Изд-во АХ ССС8,1962.-378 с. ил.
- Техника живописи: Практические советы.-М.:Изд-во Акад. художеств СССР, 1960.-103 с.
- Ткаченко А.Н. Виды мышления и их генезис. Авто-реф.дис.канд.пед.наук (по психологии).Киев1968.-18 с.
- Тютюнник В. В. Материалы и техника живописи.М.:Изд-во Акад. художеств СССР, 1962.-207 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки, Тбилиси, Изд-во АН ГрузССР, 1961.-210 с.
- Унковский А.А. Живопись фигуры.-М.:Просвещение, 1968.-64 с.
- Унковский А.А. Изобразительное искусство.-М.Просвещение, 1987.-116 с.
- Унковский А.А. Цвет в живописи.-М.Просвещение, 1983. -64 с.
- Фаворский В.А. О рисунке, о композиции. Фрунзе, Кыргызстан, 1966.-80 с.
- Фаворский В. А. О художнике, о творчестве, о книге.-М.:Молодая гвардия, 1966.-128 с.
- Фальк P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художниках.-М., 1981.
- Харитонов М.Ф. Научно-теоретические и методические основы учебных натурных постановок по рисунку и живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1995. -212 с.
- Хижняк Е.А. Развитие колористического видения студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1993.-101 с.
- Художественное творчество и психология. АПН СССР. ВНИИ искусствознания Мин-ва культ. СССР. Отв. ред.
- A.Я. Зись, М. Г. Ярошевский.-М.:Наука, 1991.-189 с.
- Художественное восприятие. Сб.статей. Под ред.
- B.C. Мейлаха.-Л.:Наука, 1971. Сб.1.- 387 с. с черт.
- Цвет в живописи. Методические рекомендации. Сост. Ю. В. Коробка. Краснодар. Изд-во кубГУ, 1987.-24 с.
- Ченино Ченини. Книга об искусстве или трактат о живописи.-М.:Изогиз, 1933.-139 с.
- Черемных Г. В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведение цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству.Дис.. канд.пед.наук.-М., 1988.-252 с.
- Черных П.А. Путь к портрету. Рекомендации для студентов IV-V курсов художественно-графического факультета .-Ростов н/Д-РГПИ, 1990.-48 с.
- Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.2-е изд.-М.:Просвещение, 1986.-297 с.ил.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: Проблемы руководства изобразительным творчеством детей.-М.:просвещение, 1969.-272 с.
- Щербаков B.C. Организация и развитие восприятия на начальных ступенях обучения рисованию. В кн.:Работа с детьми по изобразительному искусству.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1955.- С.24−40.
- Щербаков А.В. Композиция в работе с натуры // Художник.-1971.№ 1.-С.57−60.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие для студентов пед. ин-в.-М.:Просвещение, 1979.-160 с.
- Чуйков С.А. Заметки художника.-М.:Молодая гвардия, 1976. -192 с.
- Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания.-М.-Л. 1953.-208 с.
- Эстетическая направленность в подготовке художников-педагогов. Сборник трудов под ред. С.И. Пономарь-ков, А. С. Серов, П. К. Суздалев.-М.:МГПИ им. В. И. Ленина, 1973.-76 с.
- Юлдашев Л. Г. Искусство:философские проблемы исследования .-М.:Мысль, 1981.-247 с.
- Юон К. Ф. Об искусстве. В 2-х т.-М. :Советский художник, 1959.Т.I.-384 с.Т.2.-285 с.
- Юон К.Ф. О живописи.-М.:Изогиз, 1937.-282 с.
- Ягодовская А.Т. Автор и герой в картинах советских художников.-М.:Советский художник, 1987.
- Ягодовская А.Т. От реальности к образу.-М.:Советский художник, 1985.
- Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников.-Научно-исслед.ин-т общей и пед. психологии Акад.пед.наук СССР.-М.:Педагогика, 1980.-240 с.
- Якобсон П.М. Проблема психологии эмоций. В сб.: Психологическая наука СССР. Т.2.-М.:АПН РСФСР, 1960.-С.168−189.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.-М.:Искусство, 1964.-86 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творче ства.-М.:Знание, 1971.-48 с.
- Ярбус A.JI. Роль движения глаз в процессе зре ния.-М.:Наука, 1965.-166 с.
- Яшухин А.П. Живопись.-М.:Просвещение, 1985.-287с
- Wilchelm Waetzoldt. Die Kunst des Port-pats .-Leipzig, 1908.-273 s.
- Alexander Glezer. Contemporary Russian Art. Paris-Moskow -New York: The Third Wave Publishers, 1993. 528 s. т