Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Если в процессе обучения студентов живописи использовать разработанную нами целостную методическую систему, которая включает в себя: а) цели и задачи содержания обучения живописи, в том числе основные задания по живописи и специально разработанный комплекс практических упражнений, предполагающий поэтапное усложнение содержания заданий, направленных на формирование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Из истории изучения методов создания художественного образа в живописном портрете
    • 1. 1. Обзор основных методических источников по проблеме исследования
    • 1. 2. Современное состояние обучения живописи портрета на художественно-графических факультетах педагогических вузов
  • Глава II. Психолого-педагогические основы процесса формирования образного мышления на занятиях портретной живописью
    • 2. 1. Роль познавательных процессов (восприятия, представления, мышления) в процессе изображения человека
    • 2. 2. Система практических заданий в освоении специфики создания художественного образа в живописном портрете
  • Глава III. Экспериментальное исследование методики формирования образного мышления студентов ХГФ на занятиях портретной живописью
    • 3. 1. Методика эксперимента
    • 3. 2. Констатирующий и поисковый этапы эксперимента
    • 3. 3. Структура и содержание формирующего эксперимента
    • 3. 4. Результаты формирующего эксперимента

Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования состоит в. изучении дидактических и методических условий эффективного развития образного мышления студентов в процессе учебной, творческой работы по живописи портрета.

Задача подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но, прежде всего в воспитании художников-профессионалов, способных к самостоятельной творческой работе. Совершенство владения своим предметом является надежным залогом успеха в педагогической деятельности. Творческий характер восприятия натуры, активность ее видения — важнейшие отправные элементы в развитии сложного комплекса, который называют мироощущением художника, его отношением к окружающей действительности и искусству. Способностью образного видения действительности определяется потенциал личности художника, основанный на природных данных и развитый в процессе обучения.

Портретные задачи в живописи дают большие возможности для художественного творчества, так как изображение разных по своему характеру и внешним данным людей требует своеобразного цветового и тонального решений, использования различных изобразительных и композиционных средств. J1.C. Зингер отмечал, что творческое начало в работе портретиста «весьма специфично» (80.С.28). Это обусловлено, прежде всего, тем, что, изображая того или иного человека, художник всегда должен стремиться к максимальной верности натуре, не допуская неточности в передаче сходства. «Не вымышляя своего героя, настоящий портретист всегда, однако, сочиняет художественный образ. Как всякий подлинный художник, портретист одухотворяет создаваемый образ своим творческим воображением, своими сокровенными мыслями и чувствами, своим особым отношением к оригиналу, в конечном счете, отражающего его, портретиста, взгляд на мир и человека вообще» (80 .С.28) .

Образное мышление, видение человека подвергается изменению под влиянием систематической тренировки и приобретения жизненного опыта.

Смысл процесса развития образного мышления при работе над живописным изображением человека — научить видеть и воспринимать модель с последующей трансформацией увиденного с целью создания художественного образа.

Для изучения процесса формирования профессиональных навыков у студентов ХГФ мы обратились к трудам известных ученых, таких как Г. В. Беда, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, B.C. Кузин, Л. Г. Медведев, А. С. Пучков, Н. Н. Ростовцев А.Е. Терентьев, А. А. Унковский, Е. В. Шорохов, А. П. Яшухин и др. Вопросы формирования образного мышления разносторонне освещены ведущими специалистами в области психологии и педагогики. Большое теоретическое и практическое значение для решения затронутых нами проблем имеют научные труды ученых, посвятивших свои исследования вопросам творчества и психологии восприятия, таких как — Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Я. Пономарев, Д. Н. Узнадзе, Е. И. Игнатьев, П. М. Якобсон, О. И. Никифорова и др.

Одним из актуальных направлений в плане развития образного видения является совершенствование методов обучения живописи портрета. Анализ современных методик преподавания живописи, в частности живописи портрета, показал, что теория и методика преподавания художественных дисциплин постоянно развивается. Различные аспекты методики обучения портретной живописи и композиции рассматриваются в диссертационных работах Л. И. Рындиной, В. П. Климович, Д. З. Колчиной, Е. А. Хижняк, Н. Н. Ломаевой и др.

Обращение к разработке комплекса заданий, направленных на формирование у студентов старших курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов компонентов образного мышления, а также специальное обучение навыкам организации картинного поля и создания живописной среды (в частности на основе работы по памяти и представлению), главным образом связано с вопросом подготовки студентов к выполнению дипломной работы по живописи в жанре портрета, однофигурных и двухфигурных композиций. Решение композиционно-живописных задач в таких работах требует хорошо развитой зрительной памяти, творческого воображения, умений и навыков в целенаправленной обработке натурного материала и полученных впечатлений. В рамках разработанной нами методики, работа над изображением человека по памяти представляет собой воспроизведение ранее наблюдаемого или изображаемого с натуры человека, так как решение задач, связанных с выражением изменчивости характера и чувств портретируемого связано с умением художника, представить и изобразить то, что в данный момент им не воспринимается .

При этом основная цель заданий состоит в том, чтобы наиболее выразить верно передать ранее в этюде определенное увиденное, настроение и попытаться модели.

Цель исследования. Разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка путей и методов развития образного мышления студентов как условие активизации творческих способностей будущих художников-педагогов .

Объект исследования. Объектом исследования является художественно-творческая деятельность студентов старших курсов ХГФ на занятиях по живописи портрета (учебные, самостоятельные, курсовые, дипломные работы).

Предмет исследования. Теоретические основы, пути, методы и средства, способствующие эффективному развитию образного мышления студентов на занятиях портретной живописью.

Гипотеза исследования. Если в процессе обучения студентов живописи использовать разработанную нами целостную методическую систему, которая включает в себя: а) цели и задачи содержания обучения живописи, в том числе основные задания по живописи и специально разработанный комплекс практических упражнений, предполагающий поэтапное усложнение содержания заданий, направленных на формирование компонентов образного мышления, главное из которыхумение выразить в живописном портрете содержание, внутренний мир модели, создать целостный художественный образб) формы и методы обучения, методические приемыв) средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия), то это позволит активизировать формирование и развитие образного мышления студентов, потому что отобранные формы и методы обучения удачно сочетаются в данной методической системе и позволяют успешно развивать творческие способности студентов, а разработанный комплекс практических упражнений и методика его использования обладает большими возможностями формирования образного мышления.

Задачи исследования.

1. Изучение трудов психологов, художников-педагогов, методистов по изобразительному искусству, диссертационных исследований, учебных программ.

2. Анализ и обобщение накопленного опыта работы # преподавателей педагогических вузов в обучении портретной живописи.

3. Изучение основных теоретических проблем портретной живописи.

4. Разработка критериев оценки уровня развития образного мышления студентов.

5. Поиск методов развития образного мышления в неразрывном единстве с формированием у студентов ф практических и теоретических знаний, умений и навыков .

6. Определение основных принципов создания экспериментального комплекса упражнений, нацеленного на развитие образного мышления, выделение основных критериф ев художественной образности в портретном произведении .

7. Апробирование и экспериментальная проверка, доказательство эффективного воздействия предложенного комплекса упражнений на активизацию образного мышления студентов.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования :

— теоретическое изучение психолого-педагогической, ме тодической и специальной литературы по проблеме исследования;

— анкетирование и обработка полученных данных;

— наблюдение за деятельностью студентов и педагогов;

— беседа с преподавателями и со студентами;

— педагогический эксперимент и обработка полученных данных;

— анализ работ студентов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Разработана эффективная методическая система формирования образного мышления студентов при работе над живописным изображением человека, которая включаг ет в себя:

— цели и задачи содержания обучения живописи, в том числе основные задания по живописи и специально разработанный комплекс практических заданий, направленный на поэтапное формирование компонентов образного мышленияформы и методы обучения, методические приемы;

— средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия).

2. Выявлены психолого-педагогические основы развития образного мышления, разработаны критерии оценки уровня образности в живописном портрете.

Теоретическая и практическая значимость исследования: научно-теоретическое значение исследования заключается в том, что разработанная методическая система развития образного мышления студентов в значительной мере способствует совершенствованию качества подготовки специалистов. Результаты данного исследования могут использоваться при дальнейшей разработке смежных проблем. Практическое значение работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания, в разработке и совершенствовании процесса обучения живописи, при корректировке учебно-творческих и учебных программ по живописи и дисциплинам специального цикла.

Этапы исследования:

1 этап (1998;1999гг.) заключался в изучении психолого-педагогической литературы по теме исследования, в разработке программы экспериментального исследования, в проведении поискового и констатирующих этапов педагогического эксперимента;

2 этап (1999;2001гг.) — продолжение изучения психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, теоретическое обобщение собранного материала, разработка и проведение формирующего эксперимента;

3 этап (2001;2002гг.) — завершение апробации экспериментальной методической системы, обобщение и систематизация теоретического и экспериментального материалов .

На защиту выносятся? разработанная, научно-обоснованная, экспериментально проверенная методическая система формирования образного мышления студентов ХГФ на занятиях портретной живописью, которая включает в себя:

— цели и задачи содержания обучения живописи, в том числе основные задания по живописи и специально разработанный комплекс практических упражнений, предполагающий поэтапное усложнение содержания заданий, направленный на формирование компонентов образного мышления, главное из которых — умение выразить в живописном портрете содержание, внутренний мир модели, создать художественный образ;

— формы и методы обучения, методические приемы;

— средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия).

Достоверность исследования. Полученные результаты обусловлены теоретической базой исследования, а также данными, полученными в ходе проведения экспериментальной работы, выразившимися более высоким уровнем профессиональной подготовки студентов ХГФ.

Апробация исследования и внедрение его результатов.

Предложенные нами формы и методы проведения учебных занятий, виды учебной работы со студентами, направленные на развитие образного мышления у студентов при работе над живописным портретом прошли экспериментальную апробацию на художественнографическом факультете КубГУ. Результаты диссертационного исследования были опубликованы в статьях, сообщены в докладах на научно-практических конференциях (Краснодар, 1999 г., Ростов-на-Дону, 2001 г., Волгоград, 2002 г.).

Структура диссертации. Работа трех глав, заключения, списка ния. состоит из литературы и введения, приложе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе анализа литературных источников по проблеме исследования, мы определили, что одним из актуальных направлений в плане развития образного мышления у студентов является совершенствование методов обучения живописи портрета. Смысл процесса развития образного мышления при работе над живописным изображением человека — научить воспринимать модель с последующей трансформацией увиденного с целью создания художественного образа.

В портретном жанре художественный образ — это целостный облик конкретного человека, обладающий как характерными, индивидуальными, так и типическими, общими чертами, сформированный в результате взаимодействия процессов восприятия, воображения и мышления.

Методика формирования художественного образа исходит из особенностей трех уровней познания: восприятия, представления, технического воплощения на изобразительной плоскости. Главной особенностью мышления художника является способность «мыслить образами» с опорой на представления памяти и воображения.

Продуктом образного мышления является художественный образ, что в портретном искусстве связано с созданием неповторимого облика конкретного человека во всем многообразии внешних и внутренних проявлений .

Образ как таковой является неотъемлемой частью замысла, и поскольку художественный образ в портретном произведении возникает в процессе творчества, можно сказать, что «замысел — это неосуществленный образ» (204.С.ЗЗ). Художественный образ в замысле художника присутствует как представление о живописно-композиционной концепции произведения, представление о техническом процессе выполнения работы. Мышление художника тесно связано с используемыми материалами, поскольку именно в материале, способах его использования проявляется способ художественного образного мышления каждого художника.

Нами были определены критерии художественной образности в портретном произведении по которым в дальнейшем определялись уровни сформированности образного мышления у студентов.

1. Новизна образного, композиционного и технического решения.

2. Портретное сходство.

3. Жизненность, естественность в передаче психологического состояния модели.

4. Цельность видения и целостность композиционного и цветотонального решения.

5. Выразительность, использование контрастов.

6. Наличие общего, типического и характерного, индивидуального в созданном образе.

7. Единство формы и содержания, подчиненность живописных средств образной задаче.

8. Своеобразие изобразительного «языка» (техники).

Целью нашего исследования явилась разработка рациональной системы специальных заданий, способствующих активизации образного мышления студентов, и направленных на:

— активизацию работы с натуры;

— развитие художественной зрительной памятиовладение умениями и навыками в композиционной организации картинного поля в живописном портрете;

— свободное владение живописными приемами (лессировка, полулессировка, пастозное письмо), умение выполнять краткосрочные и длительные работы с натуры и по представлению, воображению.

Следует отметить, что обращение к разработке комплекса заданий, направленных на развитие у студентов III и IV курсов ХГФ компонентов образного мышления (художественного восприятия, зрительной памяти, образности представлений, умений и навыков использования изобразительных и выразительных средств композиции), а также специальное обучение навыкам организации картинного поля и создания живописной среды, было связано главным образом с вопросом подготовки студентов к выполнению дипломной работы по живописи в жанре портрета, однофигурной и двухфигурных композиций .

Решение композиционно-живописных задач в таких работах требует хорошо развитой зрительной памяти, творческого воображения, умений и навыков в целенаправленной обработке натурного материала (набросков, этюдов) и полученных впечатлений.

Работа над изображением человека по памяти, представлению в рамках разработанной нами методики представляла собой воспроизведение ранее наблюдаемого или изображаемого с натуры человека. Это казалось нам важным, потому что решение задач, связанных с выражением изменчивости характера, передачи определенного настроения модели связано с умением представить и изобразить то, что в данный момент не воспринимается .

При работе над живописным портретом нами постоянно и целенаправленно ставилась задача образной характеристики модели, включая:

— подбор и постановку эмоционально-выразительной моделиформирование ясного представления о модели с по мощью словесно-образного анализа;

— поддержание определенного эмоционального настроения в аудитории;

— анализ каждого этапа работы и объяснение выбора определенных изобразительных приемов в связи с замыслом.

Нами было предусмотрено углубленное изучение техники многослойной масляной живописи, позволяющей студентам работать вдумчиво, постепенно, мысленно анализируя каждый этап (рисунок, подмалевок, повторные прописи, завершающие лессировки).

При проведении поискового этапа эксперимента нами было установлено, что на художественно-графических факультетах педагоги редко ставят при изучении портрета задачу передачи внутреннего мира модели, создания художественного образа, полагая, что для этого недостаточно отводится учебного времени.

Теоретические и практические результаты эксперимента показали, что логичное сочетание учебных и композиционных задач способствует формированию у студентов осознанного стремления творчески мыслить, создавать живописные работы, отличающиеся образным видением изображаемого человека. Установка на выражение своего отношения к модели позволило студентам почувствовать главную задачу портретного искусствасоздание художественного образа.

Использование в ходе учебного процесса на занятиях по живописи портрета выделенных нами параметров художественной образности, дало возможность повысить уровень развития образного мышления у студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами.

Таким образом, наше исследование, посвященное раскрытию особенностей образного мышления при работе над живописным портретом подтвердило гипотезу о том, что если в процессе обучения студентов использовать разработанную нами целостную методическую систему, включающую в себя комплекс заданий, направленных на формирование компонентов образного мышления, главное из которых — умение выразить в живописном портрете внутреннее содержание, «главную идею» образа, при условии организации активного восприятия модели, то это позволит активизировать формирование и развитие образного мышления студентов, способствующее дальнейшей творческой и педагогической деятельности .

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Натура и рисование по представлению.-М.:Изобразительное искусство, 1985.-152 с. ил.
  2. С. Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники многослойной масляной живописи. Дис.. канд.пед.наук. -М., 1996.-203 с.
  3. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией: Сб. науч. тр./МПГУ им. Ленина/. Под ред. Шорохова Е.В.-М.:Прометей, 1994.-299 с.
  4. С. С. Элементарный курс цветоведения.-Л.: Гос. Изд. изобр. искусств, 1937.-237 с. ил.
  5. Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Дис. .канд. пед. наук. М., 1992.-175 с.
  6. М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. М.-Л.: Искусство, 1940.-132 с.ил.
  7. М.В. Очерки по истории портрета. -М.-Л.:Искусство, 1937.-59 с.ил.
  8. Алан Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли других по жестам). М.:Изд. дом Гитенбург 1997.-248 с.
  9. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия.АПН СССР.-М.:Просвещение, 1968.-335 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. Вып.6.-М.:Знание, 1972.-32 с.
  11. .Г. Проблемы интеллектуального икультурного развития студенчества.-J1Изд-во Ленинградского университета, 1973.-84 с.
  12. .Г. Психология чувственного познания. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960.-487 с. ил.
  13. . Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М.:Педагогика, 1972.-246 с. с черт.
  14. .Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М.-222 с.ил.
  15. М.И. Об искусстве портрета.-М.:Искусство, 1975.-326 с.ил.
  16. Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. В. Н. Самохина.-М.:Прогресс, 1974.-392 с.ил.
  17. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.-М.:Наука, 1977.-184 с.
  18. А.Г. Психология личности: принципы. Общепсихологический анализ. Учеб. для вузов по спец. «Психология».-М.:Изд-во МГУ, 1990.-367 с. ил.
  19. А.О. Наброски и зарисовки.-М.:Искусство, 1970.-166 с.
  20. Ю.К. Избранные педагогические сочинения . -М .: Педагогика, 1989.-558 с.
  21. Бабанский Ю.К.и др. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.(Дидакт.аспект).-М.:Педагогика, 1982.-191 с.
  22. В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи. Дис.канд.пед. наук.-М., 1979.-196 с.
  23. Г. В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.-М.: Просвещение, 1981.-239 с.
  24. Г. В. Живопись е ее изобразительные средства. Учебник.-М.:Просвещение, 1977.-186 с.ил.
  25. Э. История развития техники масляной живописи.-М.:Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.-512 с.
  26. И.Т. Восприятие и установка.- Тбилиси. :Мецниере ба, 1965.-226 с.
  27. А. А. Восприятие человека человеком.-Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1965.-124 с.
  28. Большая советская энциклопедия. Под ред.A.M. Прохорова. В 30-ти тт.-М.:Советская энциклопедия,-1970−1978 .
  29. И.А. Репин педагог.-М.:Изд-во АХ СССР, 1960.-128 с.
  30. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. К. И. Бабицкого.1. М.:Прогресс, 1977.-412 с.
  31. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр.психол.тр.-Воронеж, МДЭК, 1996.-387 с.
  32. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Под ред.И.С .Зильберштейна и В. А. Салкова. В 2-х т.-Л.:Художник РСФСР, 1971.Т.1.-717 с.Т.2.-599 с.
  33. Введение в психологию. Под общей ред. проф.А.В.
  34. Петровского.-М. :Издательский центр «Академия», 1996.496 с.
  35. Л.М. Восприятие и основы его моделирования . -Л .: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964.-194 с.
  36. В., Активное наблюдение процесс творческий. Художник 1964,№ 2.-С.52−56.
  37. . Живопись и ее средства. -М.гСварог и К, 2000.-232 с.
  38. А.В., Лактионов А. И. Техника советской портретной живописи.-М.:Профиздат, 1961.-192 с.
  39. А.В. Техника живописи Рембрандта. Художник1969,№ 10.-С.53−57.3 9. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете.-М., 1917.-10 с.
  40. .Р. Статьи об искусстве.-М.:Искусство, 1970.-591 с.ил.
  41. Р. И. Портретная живопись.-Л.:Художник РСФСР, 1960.-38 с.
  42. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1950.-508 с.
  43. Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х частях .-М.:Искусство, 1977.Ч.1.-263 с.ил. 4.2. -215 с.ил.
  44. Н.Н. Мысли об искусстве.-М.:Сов.художник, 1973.-142 с.ил.
  45. Н.Н. Цвет в живописи.-М.:Искусство, 1984.-32 0 с.ил.
  46. Восприятие и воображение (экспериментальные исследования) .Ученые записки МПГИ им. В. И. Ленина. Под ред.Е. И. Игнатьева.-М.:Красная звезда, 1963.-368 с. ил.
  47. Д.Н. История обучения портретированию в русской художественной школе. Автореф. Дис. канд.пед. наук.-М., 1993.-18 с.
  48. Л.С. Психология искусства. Под ред.М. Г. Ярошевского.-М.:Педагогика, 1987.-341 с. портр.ил.
  49. Л.С. Мышление и речь.-М.:Лабиринт, 1996.-414 с.
  50. А.Г. Портрет как проблема изображения . -В кн.:Искусство портрета.-М., ГАХН, 1928 .-С.53−75.
  51. .Е. Искусство портрета.-М.:Советский писатель, 1967 .-207 с.
  52. П.Я. Умственные действия как основа формирования мыслей и образа. Вопросы психологии 1957,№ 6 ГАХН -С.53−75.
  53. В.Ф. Эстетика.- М.:Искусство, 1969−1971.
  54. Л. Техника живописи В.Тропинина Художник 1977,№ 8, с.56−58.
  55. И.В. Об искусстве. Статьи и мысли об искусстве. Сборник статей под ред. Гущина А. С. Л.-М.:Искусство, 1936.-412с.
  56. Д. Проблема формы в изобразительном искусстве.-М.:Изд-во МПИ, 1991.-161 с. ил.
  57. И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система.Л.-М, Искусство, 1940.-204 с.
  58. А.Д. О композиции //Художник.-1981.№ 6.-С. 34−37 .
  59. К. Художественный образ и его историческая жизнь.-М., 1970.
  60. Ю.В. Распознание эмоций по выражению лица. Автореф. дис.канд.псих.наук.-Санкт-Петербург, 1998.-17 с.
  61. P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Пер. Л. Д. Хомской.-М.:Прогресс, 1970.-271 с.
  62. Р.Л. Разумный глаз. Пер. А. И. Когана.-М.:Мир, 1972.-209 с.
  63. Ю.И. Технология станковой живописи .М.:Изобр.искусство, 1982.-319 с.
  64. С.М. Искусство видеть.-Л.:Ленинградское отд-е, 1990.-224 с.
  65. А.А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование.М.:Изд.Акад.Художеств СССР, 1961,-224 с.бб.Дейнека А. А. Из моей рабочей практики. М.:Изд. Акад. Художеств СССР, 1961.-177 с.
  66. Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках.М.:Изд.Акад.Художеств СССР, 1960.-282 с.
  67. Дневник Делакруа.-М.:Искусство, 1950.-632 с.
  68. И. Е. Суриков.-М.:Искусство, 1940.-222с. ил.
  69. Н.Н. Оригинал о портретистах. К проблеме субъективизма в искусстве.- М.:Гос.изд-во, 1922.-110 с.
  70. Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русской и советской живописи.-М.:Сов. художник, 1984. -216 с.ил.
  71. Г. Л. Искусство как мышление.- М.: Искусство. 1982. -277 с.
  72. Г. В. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1993.-130 с.
  73. А.К. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения рисунку головы человека. Дис.. канд.пед.наук.-М., 1985.-164 с.
  74. И.К., Шубинский B.C. Новые исследования в педагогических науках.-М.:Педагогика, 1990.-80 с.
  75. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие.-М.:Просвещение, 1967.324 с.
  76. А.В. Познавательные процессы.
  77. М.:Педагогика.1982. -336 с. ил.
  78. Л.С. Очерки теории и истории портрета.-М.:Изобразительное искусство.1986.- 323 с.ил.
  79. Л. С. Портрет в русской советской живописи.-Л.: Художник РСФСР.1966.- 157 с.ил.
  80. Л. С. Творческий метод портретиста//Художник.-1965.№ 4.-С.28−40.
  81. В.П. Восприятие//БСЭ.-3-изд.М., 1971.-Т.5.-С.382−383.
  82. В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Дис. докт. пед. наук.-М., 1996.-327 с.
  83. В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа.М.:Изд-во МГУ, 1969.-106 с.
  84. В.П., Вучетич Г. Г., Величковский Б. М. Функциональная структура зрительной памяти.-М.:Изд-во МГУ, 1980.-271 с.
  85. В.П., Стасевич В. Н. Творчество в учебном рисунке. Учеб.пособие.- Ростов н/Д, Ростовский н/Д гос.пед.ин-т, 1989.-52 с.
  86. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М.:Учпедгиз., 1961.-223 с. 87 .Игнатьев Е. И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. Психология рисунка и живописи.Отв.ред. Е. И. Игнатьев.-М.:Изд-во АНН РСФСР, 1954.
  87. Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента. Автореф.дис. .канд.псих.наук.-Пермь, 1998.-23 с.
  88. .В. За мастерство в живописи.-М.:Изд-во Акад.худ. СССР, 1952.-224 с.
  89. Искусство портрета. Под ред. А. Г. Габричевского.-М.гГАХН, 1928.-224 с.
  90. Исследование развития познавательной деятельности. Под ред. Брунера Дж., Р. Оливера и П.Гринфилда. Перевод с англ. М. И. Лисиной.-М.:Педагогика, 1971.-392 с. ил.
  91. И. Искусство цвета.-М.:Д.Аронов, 2ООО.
  92. Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма.-М.:1960.
  93. Е.А. Об искусстве и художниках.-М.: 1961.
  94. Д.И. Техника живописи. М.-Л.:Искусство, 1950.-504 с.ил.
  95. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.-М.:Изд-во АНН РСФСР, 1959.-304с. ил.
  96. Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие.М.:Высшая школа, 1992.-269 с.ил.
  97. ЮО.Клещев В. Н. Активизация процессов общения на занятиях живописью и композицией по разделу «Натюрморт». Дис.. канд.пед.наук.-Ростов н/Д, 1995.-200 с.
  98. В.П. Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педагогических вузов (разделкомпозиция портрета"). Дис. .канд.пед.наук.-М., 1985.-241 с.
  99. А.Г. Изобразительные способности. В кн.:Психологические способности человека.Т.2.-J1.:Изд-во ЛГУ, I960.-С.225−259.
  100. О.Е. Формирование художественной наблюдательности в системе развития образного мышления на занятиях изобразительным искусством. Дис.. канд.пед.наук.-М., 1989.-247 с.
  101. Д.З. Развитие художественной наблюдательности студентов III-IV курсов ХГФ педагогических вузов на занятиях живописью портрета. Дис. .канд. пед.наук.-М., 1999.-269 с.
  102. Константинов Н.А.и др. История педагогики. Учебник для вузов.-М.:Просвещение, 1966.-454 с.
  103. Н.И. Словарь-справочник по психологии. -М.:ГФ Полиграфресурсы, 1996.-154 с.ил.
  104. Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1997.-214 с.
  105. И.Н. Об искусстве. (Сост.и вступ. ст. Т.М. Коваленской). -М.:Изд. АХ СССР, 1960.-214 с.
  106. B.C. Психология. Учебник.-М.:Агар, 1997.3 04 с.ил.
  107. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник.3-изд., перераб. и доп.-М.:Агар, 1998.-336 с.ил.
  108. Ш. Левитан И. И. Письма. Документы. Воспоминания.-М.:Искусство, 1956.-336 с.
  109. Н.Л. Образность в искусстве.1. М.:Наука, 1974.-207 с.
  110. ИЗ.Леняшин В. «Композиционный» портрет сегодня/ /Творчество. -1974.:№ 4.-С.16−17. Ф 114. Лентовский A.M. Технология живописных материалов .-Л.-М.:Искусство, 1949.-218 с.
  111. Д.Н. Проблемы развития психики.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.-495 с.
  112. Иб.Леушина Л. Н. Зрительное пространственное вос-^ приятие.-Л.:Наука, 1978.-175 с.
  113. П., Нордман Д. Переработка информации у человека.-М.:Мир, 1974.-550 с.
  114. Н.Н. Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией. Дис. .канд. пед.наук.-Н., 1998.-162 с.
  115. .Ф. История становления и развитияэкспериментально-психологических исследований в России : Сб. научн. трудов АН СССР. Ин-т психологии.-М.: Наука, 1990.-212 с.
  116. .Ф. Моторные компоненты зрения.-М.:Наука, 1975.-235 с.
  117. В.Ф. Психология восприятия. Материалы сов.-норв. симпоз.-М.:Наука, 1989.-194 с.
  118. Лук А. Н. Мышление и творчество.-М.:Политиздат, т1976.- 144 с.ил.
  119. Н.Н. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1983.-165 с. ф 124. Лурия А. Р. Внимание и память.-М.:Изд-во МГУ, 1975.-104 с.
  120. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов.-М.:Наука, 1974.-172 с. ил.
  121. А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональности тоновых и цветовых соотношений в живописи при . подготовку художников-педагогов. Дис.канд.пед.наук.-М., 1974.-146 с.
  122. Мастера искусства об искусстве: в 7-ми тт.
  123. М.:Искусство, 1965−1970. T.I.-296 е., т.2.-397 е., т.З.-503 е., Т.4.-622 е., т.5.Кн.1.-448 е., т.5.Кн.2.-541 е., т.6.-547 с., т.7.-654 с.
  124. A.M. Основные направления исследований мышления и творчества. Псих.журнал.1984. № 1.-С.9−11.
  125. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и общении.-М.:Педагогика, 1972.-208 с. ил.
  126. Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку.-М.Просвещение, 1986.-159 с.ил.
  127. .С. Процесс творчества и художественное восприятие Комплекс, подход:опыт, поиски, перспективы .-.: Искусство, 1985.-318 с.
  128. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи, композиции: Межвузовский сборник научных трудов.-М.:Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.-200 с.
  129. А.С. Художественный образ//Вопросы теории и истории эстетики. Выпуск 9.-М.:Изд-во Моск. ун-та 1976.-С.74−85.
  130. Н.М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века.-М.:Искусство, 1956.-519 с. ил.
  131. Н.М., Белютин Э. М. П.П.Чистяков:теоретик и практик.-Изд-во АХ СССР, 1953.-228 с.
  132. А.Г. Вопросы научной организации труда в высшей школе.-М.:Изд-во «Высшая школа», 1971.-296с.
  133. О.И. Исследования по психологии художественного творчества.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1972. -155 с.
  134. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод.основы). Под ред. В. И. Журавлева, Ю.К. Бабанско-го.-М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  135. Г. И. Учитесь смотреть и видеть.-М.:Просвещение, 1969.-119 с. 142.0смеркин А. А. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников.-М.:Советский художник, 1981.
  136. Очерки по истории русского портрета конца XIX-начала XX века. Под ред. Н. Г. Машковцева, Н. И. Соколовой. -М .: Искусство, 1964.-472 с.
  137. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Под общ. ред. И. М. Шмидта.-М.: Искусство, 1966.-352 с.
  138. П.Я. Для тех, кто рисует: советы художника. -М .: Советский художник, 1965.-72 с.
  139. И.П. Полное собрание сочинений. В 6-ти т.М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т.4.-367 с. 147. Павловский A.Jl. Активизация процессов восприятия и изображения объемной формы головы человека в учебном рисунке. Дис.. канд.пед.наук.-М., 1990.-262 с.
  140. И.А. Упражнения по композиции как средство развития образного мышления студентов I-II курсов художественно-графических факультетов педагогических ву-ов.Дис.канд.пед.наук.-М., 1988.-201 с.
  141. А.В. Краткий психологический словарь .-1985 .
  142. Я.А. Психология творчества:Общая, дифференциальная, прикладная.-М.:Наука, 1990.-220 с.
  143. Я.А. Исследование проблем психологии творчества.-М.:Наука, 1983.-236 с.
  144. М. Наблюдательность, внимание, память// Семья и школа.-1962. -104.-С. 24−26.
  145. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. В. Г. Ананьева.-М.:1964.
  146. Программы педагогических институтов. Сб.№ 14.-М.:Просвещение, 1988.-151 с.
  147. Психология. Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Д. Рубинштейна и Б. М. Теплова.-М.:Учпедгиз, 1956.575 с.
  148. Психологический словарь. Под ред.В. В. Давыдова. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова.- М.:Педагогика, 1983.-448 с.
  149. Психология восприятия: Материалы сов.-норв. симпозиума. Академия наук СССР. Институт психологии. Отв. редакторы:Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин, С. Магнуссен, П. Саугстад, А. А. Митькин.-М.:Наука, 1989.-197 с.
  150. Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: Межвуз.сб.науч.тр./МПГУ им. Ленина/.Под ред. Шорохова Е.В.-М.:Прометей, 1995.-114с. ил.
  151. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством: Меж-вуз.сб.науч.тр.-Ростов н/Д:РГПИ, 1986.-163 с.
  152. Н.Э. Рисование с натуры.-JI.: Художник РСФСР, 1978.-120 с.
  153. А.Н. Моделирование основных механизмов мозга .-JI.: Наука Ленингр. отделение, 1968.-211 с. с черт.
  154. С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления. Автореф.дис... .д-ра философ .наук.М., 1968.-48 с.
  155. П. П. Техника акварельной живописи.-М.:Госстройиздат, 1959.-224 с.
  156. Ф.И. Художник о красках.-М.-Л.: ИЗОГИЗ, 1932.-194 с.
  157. М.С. Память в психологии//БСЭ.-3-е изд.М., 1975.-Т.19.-С.132−13 3.
  158. Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов по спец.№ 2109 «Черчение, рисование и труд».-М.:Просвещение, 1982.-240 с.ил.
  159. Н.Н. Ст. «Об общетеоретических положениях развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством».С.3−24. В кн. развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -М .: МПГУ им. В. И. Ленина, 1983.-173 с.
  160. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. АПН СССР. Составитель К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский.-М.:Педагогика, 1989. T.I.-488 с.Т.2.-328 с.
  161. Л.И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога (на примере живописи головы).
  162. Автореф. дис. .канд.пед.наук.М1982.-16 с.
  163. И.М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. Избр. труды. В 4-х вып. -М. :Медгиз, 1952. Вып.1.-580 с.ил. Вып.2.-624 с.ил. Вып.3.Кн.1.-354 с.ил. Вып.3.Кн.2.-108 с.ил. Вып.4.-684 с. ил.
  164. К.А. Портрет в живописи и его особенности//Искусство. -1956.№ 4.-С.13−17.
  165. В.А. Формирование личности учителя: Межвузовский сб.науч.тр. МПГУ им. Ленина.-М.: Прометей, 1995.-156 с.
  166. Н.П. Словарь русских художников. В 3-х т.-СПб.:тип. М. М. Стасюлевича, 1993−1999.Т.I.-350 с.Т.2.-536 с.Т.З.-508 с.
  167. Советы мастеров. Живопись и графика: В помощь начинающим художникам. Сост. А. С. Зайцев.-Л.:Художник РСФСР, 1979.-374 с.
  168. А.Г. Представление//БСЭ.-3-изд.М., 1975.-Т.20.-С.514.
  169. Н.Л. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета. Автореф. дис. .канд.пед.наук.М1984.-17 с.
  170. Н.Н. Пути создания художественного образа. (Роль воображения в художественном творчестве). -М .: Знание, 1984.-63 с.
  171. Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.-М.: Педагогика, 1979.-208 с.
  172. .М. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды института психологии.-Вып.13.М.-Л.:Изд-во АПН РСФСР, 1948.-203 с.
  173. .М. Вопросы психологии труда и искусства. Труды института психологии.-Вып.25.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1950.-236 с.
  174. .М. Проблема индивидуальных различий. -М.:Изд-во Акад. РСФСР, 1961.-536 с.
  175. .М. Психология.:Учебник для сред.школы.-7-е изд. Учпедгиз, 1953.-256 с.ил.
  176. .М. Психологические вопросы художественного восприятия.-Вып.11-М.:Известия АПН РСФСР, 1947.-С. 7−28 .
  177. Техника живописи: Живописные материалы.пер.с чешского М. С. Гольдштейна.-М.:Изд-во АХ ССС8,1962.-378 с. ил.
  178. Техника живописи: Практические советы.-М.:Изд-во Акад. художеств СССР, 1960.-103 с.
  179. А.Н. Виды мышления и их генезис. Авто-реф.дис.канд.пед.наук (по психологии).Киев1968.-18 с.
  180. В. В. Материалы и техника живописи.М.:Изд-во Акад. художеств СССР, 1962.-207 с.
  181. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки, Тбилиси, Изд-во АН ГрузССР, 1961.-210 с.
  182. А.А. Живопись фигуры.-М.:Просвещение, 1968.-64 с.
  183. А.А. Изобразительное искусство.-М.Просвещение, 1987.-116 с.
  184. А.А. Цвет в живописи.-М.Просвещение, 1983. -64 с.
  185. В.А. О рисунке, о композиции. Фрунзе, Кыргызстан, 1966.-80 с.
  186. В. А. О художнике, о творчестве, о книге.-М.:Молодая гвардия, 1966.-128 с.
  187. P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художниках.-М., 1981.
  188. М.Ф. Научно-теоретические и методические основы учебных натурных постановок по рисунку и живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1995. -212 с.
  189. Е.А. Развитие колористического видения студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи. Дис. .канд.пед.наук.-М., 1993.-101 с.
  190. Художественное творчество и психология. АПН СССР. ВНИИ искусствознания Мин-ва культ. СССР. Отв. ред.
  191. A.Я. Зись, М. Г. Ярошевский.-М.:Наука, 1991.-189 с.
  192. Художественное восприятие. Сб.статей. Под ред.
  193. B.C. Мейлаха.-Л.:Наука, 1971. Сб.1.- 387 с. с черт.
  194. Цвет в живописи. Методические рекомендации. Сост. Ю. В. Коробка. Краснодар. Изд-во кубГУ, 1987.-24 с.
  195. Ченино Ченини. Книга об искусстве или трактат о живописи.-М.:Изогиз, 1933.-139 с.
  196. Г. В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведение цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству.Дис.. канд.пед.наук.-М., 1988.-252 с.
  197. П.А. Путь к портрету. Рекомендации для студентов IV-V курсов художественно-графического факультета .-Ростов н/Д-РГПИ, 1990.-48 с.
  198. Е.В. Композиция. Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.2-е изд.-М.:Просвещение, 1986.-297 с.ил.
  199. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: Проблемы руководства изобразительным творчеством детей.-М.:просвещение, 1969.-272 с.
  200. B.C. Организация и развитие восприятия на начальных ступенях обучения рисованию. В кн.:Работа с детьми по изобразительному искусству.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1955.- С.24−40.
  201. А.В. Композиция в работе с натуры // Художник.-1971.№ 1.-С.57−60.
  202. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие для студентов пед. ин-в.-М.:Просвещение, 1979.-160 с.
  203. С.А. Заметки художника.-М.:Молодая гвардия, 1976. -192 с.
  204. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания.-М.-Л. 1953.-208 с.
  205. Эстетическая направленность в подготовке художников-педагогов. Сборник трудов под ред. С.И. Пономарь-ков, А. С. Серов, П. К. Суздалев.-М.:МГПИ им. В. И. Ленина, 1973.-76 с.
  206. Л. Г. Искусство:философские проблемы исследования .-М.:Мысль, 1981.-247 с.
  207. Юон К. Ф. Об искусстве. В 2-х т.-М. :Советский художник, 1959.Т.I.-384 с.Т.2.-285 с.
  208. Юон К.Ф. О живописи.-М.:Изогиз, 1937.-282 с.
  209. А.Т. Автор и герой в картинах советских художников.-М.:Советский художник, 1987.
  210. А.Т. От реальности к образу.-М.:Советский художник, 1985.
  211. И. С. Развитие пространственного мышления школьников.-Научно-исслед.ин-т общей и пед. психологии Акад.пед.наук СССР.-М.:Педагогика, 1980.-240 с.
  212. П.М. Проблема психологии эмоций. В сб.: Психологическая наука СССР. Т.2.-М.:АПН РСФСР, 1960.-С.168−189.
  213. П.М. Психология художественного восприятия.-М.:Искусство, 1964.-86 с.
  214. П.М. Психология художественного творче ства.-М.:Знание, 1971.-48 с.
  215. A.JI. Роль движения глаз в процессе зре ния.-М.:Наука, 1965.-166 с.
  216. А.П. Живопись.-М.:Просвещение, 1985.-287с
  217. Wilchelm Waetzoldt. Die Kunst des Port-pats .-Leipzig, 1908.-273 s.
  218. Alexander Glezer. Contemporary Russian Art. Paris-Moskow -New York: The Third Wave Publishers, 1993. 528 s. т
Заполнить форму текущей работой