Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта
Диссертация
Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение многих проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме, с разработкой современных моделей социальных служб и воспитательных систем, методик… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
- 1. 1. Понятие социальной адаптации в психолого-педагогических исследованиях
- 1. 2. Анализ теоретических подходов к проблеме социальной адаптации лиц с нарушениями интеллекта в специальной психологии и педагогике
- 1. 3. Современная школа и пути социальной адаптации умственно отсталых детей-сирот
- ГЛАВА II. АССИМИЛЯЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
- 2. 1. Характеристика общественного мнения о лицах с умственной отсталостью, путях их интеграции в жизнь
- 2. 2. Представления детей-сирот с сохранным интеллектом о перспективах их самостоятельной жизни
- 2. 3. Суждения умственно отсталых подростков о способах выбора жизненных перспектив
- 2. 4. Состояние практической ассимиляции выпускников-сирот специальных школ для детей с нарушениями интеллекта
- ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ПУТИ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО
- 3. 1. Современные тенденции в развитии социальной педагогики в России и характеристика готовности специалистов к работе с умственно отсталыми детьми-сиротами
- 3. 2. Деятельность социального педагога в специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате VIII вида
Список литературы
- Агавелян O.K. Диагностика уровня социально-трудовой адаптации олигофренов //Некоторые проблемы диагностики психического развития детей. Ереван, 1977. — С. 94−105.
- Агавелян O.K. Социально-трудовая адаптация выпускников вспомогательных школ: Дисканд. пед. наук. М., 1974. — 221 с.
- Ананьев Б.Г. Материалы к психологической теории ощущения //Проблемы психологии. Л., 1948. — С. 29−40.
- Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследования адаптации студентов к условиям учебы в вузе //Человек и общество. Л., 1973.- Вып. 12. С. 62−68.
- Анисимова И.В. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях //Социальные проблемы сиротства. М., 1992. — С. 34−42.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы //Вопросы философии. 1971. — N 3. — С. 116−123.
- Арошенко М.М., Ильдеркина B.C. Источники современного сиротства по результатам экспертного опроса //Социальные проблемы сиротства. М., 1992. — С. 43−48.
- Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии //Молодежь и труд. М.: Молодая гвардия, 1970. — С. 135−140.
- Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков //Вопросы духовной культуры советских рабочих. Свердловск, 1969.- Вып. 1. С. 89−100.
- Аслаева Р.Г. Формирование социально значимых качеств личности у умственно отсталых учащихся: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.- 139
- И. Батенин С. С. Человек и его история. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976. — 295 с.
- Бгажнокова И.М. Изучение мотивации мышления умственно отсталых школьников //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. М., 1983. — С. 3−9.
- Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 1995. — N 1. — С. 37−42.
- Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекци-онной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью //Дефектология. 1994. — N 1. — С. 11−15.
- Бгажнокова И.М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме (интернате) //Дефектология. 1996. — N 1. -С. 29−37.
- Белявский Б.В. Об опыте работы некоторых вспомогательных школ России //Дефектология. 1994. — N 1. — С. 48−53.
- Беляев Э.В., Шалин Д. Н. К понятию «роль» в социологии //Социальные исследования. М., 1971. — Вып. 7. — С. 170−186.
- Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994. — 106 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — С. 374.
- Бондарь В.И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду //ДефектолЬгия. -1990. N 3. — С. 36−42.
- Бочарова В.Г. Социальная служба: состояние и тенденции развития //Педагогика. 1992. — N 3−4. — С. 20−27.
- Будякина М.П., Русалинова А. А. Некоторые аспекты социаль-но-психологической адаптации новичков на производстве //Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973. — С. 92−97.
- Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М.: Знание, 1971. — 48 с.
- Валлиманн И. Специфика подготовки социальных работников в Швейцарии //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993. — Т. 2. — С. 287−295.
- Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
- Викулова Л.В. Исследование уровня притязаний у детей-оли-гофренов //Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965. -С. 183−190.
- Виткаускайте Д. А. Формирование социально-бытовых знаний и умений у умственно отсталых детей-сирот во внеурочное время (младший школьный возраст): Дис.канд. пед. наук. М., 1992. — 135 с.
- Воробьев Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности //Социальная активность личности. Волгоград, 1976. — С. 3−11.
- Вспомогательные школы для отсталых детей /Под ред. Е. В. Герье и Н. В. Чехова. М., 1923. — 165 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М., 1956. — 519 с.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. — 368 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.- 141
- Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972. — 222 с.
- Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963. — 121 с.
- Галигузова JI. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и в детских домах //Вопросы психологии. 1990. — N 6. — С. 17−25.
- Горбиненко Е.А. Некоторые психолого-педагогические аспекты взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе //Дефектология. 1981. — N 5. — С. 14−20.
- Гордон Л.А., Клопов Э. В. Человек после работы //Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М. 1972. — С. 10−13.
- Граборов А.Н. Вспомогательная школа (школа для умственно отсталых детей). Л., 1925. — 368 с.
- Данакин Н.С. Теория и методика (технология) социальной работы: Учебная программа. М., 1992. — С. 9.
- Де Джон Н., Иденбург Ф. Работа общинных центров в Голландии //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993. — Т. 1. — С. 220−229.
- Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: современные проблемы и перспективы в условиях рынка //Социальные проблемы сиротства. М., 1992. — С. 7−33.
- Демидова Т.Е. Общение: актуальные проблемы теории и социальной практики (Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта): Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1992. — С. 21.
- Демор I. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе. М., 1909. — 371 с.
- Добролюбов H.A. Избранные педагогические сочинения. М., 1986. — 350 с.- 142
- Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы //Вопросы психологии. 1988. — N 5. — С. 47−54.
- Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогические исследования. М.: Педагогика, 1969. — 215 с.
- Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1981. — 176 с.
- Евсегнеев P.A. 0 некоторых факторах, влияющих на социальную адаптацию при умственной отсталости //Интеллектуальные нарушения у детей /Под. ред. проф. Т. Т. Сорокиной. Минск, 1986. — С. 94−99.
- Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1972. — 130 с.
- Жирицкая И.Г. За порогом детского дома: образ жизни выпускника //Социальные проблемы сиротства. М., 1992. — С. 49−62.
- Жирицкая И.Г. Семейный детский дом //Социологические исследования. 1989. — N 1. — С. 74−77.
- Забрамная С.Д. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к систематическому школьному обучению //Дефектология. 1996. — N 1. — С. 26−29.
- Замский X.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995. — 400 С.
- Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка.- М.: Учпедгиз, 1935. 176 с.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: МГУ, 1980. — 157 с.
- Зейгарник Б.В. Пути исследования эмоционально-волевой сферы психически больных //Вопросы экспериментальной патопсихологии. -М., 1965. С. 42−58.
- Землянухина Т.М., Лисина М. И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте //Возрастные особенности психического развития детей. -М., 1982. С. 36−59.
- Злотников P.A. Свободное время и некоторые вопросы духовного развития трудящихся //Вопросы духовной культуры советских рабочих. Свердловск, 1969. — Вып. 1. — С. 67−80.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — С. 219−233.
- Зуйкова Е.М. Быт и бытовые отношения при социализме. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. — 190 с.
- Иванов В.Г. Экономические и организационные вопросы формирования и развития аппарата управления на машиностроительном предприятии: Автореф. дисканд. экон. наук. Донецк, 1973. — 15 с.
- Иванова Н.П. Современные проблемы социального сиротства //Проблемы социальной работы в России: Материалы Первой Национальной конференции. М., 1995. — С. 115−126.
- Исмаилова Э.И. Сущность и социальная природа сферы быта (философско-социологический анализ): Дис. д-ра филос. наук. -Бишкек, 1991. 344 с.
- Калюжный В.В., Зайцев Е. Д., Новицкий А. Н. Влияние трудового процесса на социальную адаптацию умственно отсталых инвалидов сдетства //Формирование личности аномального ребенка. Минск, 1990. — С. 33−36.
- Карвялис В.Ю. О положении выпускников специальных школ в трудовых коллективах //Усовершенствование коррекционной работы в специальных школах и специальных дошкольных учреждениях в условиях школьной реформы. Тарту, 1988. — С. 129−131.
- Карвялис В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ (на материале Литовской ССР): Дисд-ра пед. наук. Шауляй, 1987. — 396 с.
- Кащенко В.П., Крюков С. Н. Воспитание-обучение трудных детей. Из опыта санатория-школы доктора В. П. Кащенко. М., б. г. — 55 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — С. 250.
- Ковалева Е.А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах //Дефектология. -1991. N 4. — С. 32−34.
- Коган Л.Н. Публика как вид массового общения //Общение как предмет теоретических и практических исследований. Л., 1973. — С. 73−75.
- Колесников Ю.С. Вопросы воспроизводства рабочей силы высшей квалификации: Автореф. дисканд. экон. наук. Ростов на Дону, 1969. — 18 с.
- Колесников Ю.С. Социально-психологические аспекты управления социалистическим трудовым коллективом. Киев: Знание УССР, 1978. — Серия XI. — N 3. — 48 с.
- Коломинский H. J1. Развитие личности учащихся вспомогательных школ. Киев, 1978. — 88 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. — 238 с.
- Кон И. С. Социализация личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
- Кондрашин В.И. Совершенствование социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях школы-интерната: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1991. — 23 с.
- Коновалова Н.Л. Социально-психическая адаптация учащихся специальных образовательных учреждений //Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб.: Образование, 1994. — С. 80−81.
- Коноплястая С.Ю. Воспитание готовности к хозяйственно-бытовому труду учащихся вспомогательной школы (на материале социально-бытовой ориентировки): Дисканд. пед. наук. Киев, 1991.175 с.
- Кончанин Т.Л. Адаптация молодежи к труду в условиях завершения перехода ко всеобщему среднему образованию: Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1975. — 19 с.
- Коняева Н.П. Отражение коррекционных задач обучения в учебных планах вспомогательной школы //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. -М., 1983. С. 99−105.
- Коняева Н.П. Первые годы существования вспомогательнойшколы в России //Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. М., 1984. — С. 91−101.
- Коркунов В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ (принципиальные положения, организация и содержание). М., 1990. — 36 с.
- Коробейников И.А., Слуцкий В. М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации //Дефектология. 1990. — N 3. — С. 19−23.
- Кочерга Ф.Г., Супрун Н. А. О некоторых проблемах детских учреждений для сирот //Дефектология. 1992. — N 1. — С. 34−38.
- Кравченко В.И. Бытовая сфера социалистического образа жизни как фактор развития личности: Автореф. дисканд. филос. наук.- Л., 1989. 22 с.
- Красовская Л.Г. Некоторые проблемы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательных школ //Дефектология. 1986.- N 5. С. 8−13.
- Красовская Л.Г. Особенности социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы с различной психопатологической картиной дефекта //Развитие школьников с отклонениями. Иркутск, 1981. — С. 97−103.
- Кугель С.А. Социально-профессиональная структура и личность научных кадров в условиях научно-технической революции: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1973. — 43 с.
- Кудрявцев Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. М.: Высшая школа, 1964. — 96 с.
- Куклина В.М., Лебедьков C.B. Проблемы воспитания детей в сиротских учреждениях (по материалам деловой игры методом «мозговой штурм») //Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания.- СПб.: Образование, 1994. С. 83−85.
- Лазарев П.П. Исследования по адаптации. М.: АН СССР, 1947. — 260 с.
- Лангмейер Й. Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. — 334 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и личность //Вопросы философии.- 1974. N 4. — С. 87−98.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 С.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.- 584 с.
- Лийметс Х.Й., Недзвецкий Б. Я. Некоторые педагогические меры, способствующие адаптации студентов 1 курса в вузе. Тарту, 1970. — 16 с.
- Лишенные родительского попечительства /Под. ред. В. С. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Ломов Б.Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980. — 280 с.
- Лубовский В.И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов //Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка /Под ред. А. Р. Лурия. М., 1956.- Т. 1. С. 129−196.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальном поражении мозга. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 504 с.
- Лямина Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. -М., 1964. 111 с.
- Ляхов И.И., Горячев Г. Д. Социологические и психологические методы управления. М.: Знание, 1973. — 50 с.
- Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990. — 124 с.- 148
- Малофеев H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология. 1997. — N 4. -С. 3−15.
- Малофеев H.H. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дис. .д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1996. — 80 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность учащихся и пути ее формирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. -М., 1986. 48 с.
- Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Гуманитарные проблемы, связанные с отклонениями в развитии у детей //Дефектология. 1988. — N 5. — С. 90−93.
- Мачихина В.Ф. Организационно-педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Дефектология. 1992. — N 4. — С. 19−25.
- Мачихина В.Ф., Павлова Н. П. Организация работы вспомогательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду //Дефектология. 1988. — N 5. — С. 37−42.
- ИЗ. Медведев Г. П. У опасной черты. Ростов на Дону, 1978. -ИЗ с.
- Мерсиянова Г. Н. Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1962. — 14 с.
- Милославова И.А. Адаптация как социально-псих^огическое явление //Социальная психология и философия. л., 1973. — С. 111−120.- 149
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Дисканд. филос. наук. J1., 1974. — 189 с.
- Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
- Мирский С.Л. Подготовленность учащихся вспомогательной школы к труду //Дефектология. 1993. — N 1. — С. 40−42.
- Мирский С.Л. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях //Дефектология. 1994. — N 4. — С. 3−9.
- Москоленко Н.В. Формирование правильных взаимоотношений с окружающими у умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Дефектология. 1993. — N 3. — С. 21−25.
- Мудрик A.B. 'Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. — Ч. 1. — 172 с.
- Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа //Вопросы психологии. 1989. — N 1. — С. 32−39.
- Мэннель Б. Школы для умственно отсталых детей. СПб., 1911. — 216 с.
- Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988. — 263 с.
- Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы (Методические рекомендации). Алма-Ата, 1985. — 71 с.
- Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы : Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1986. — 33 с.
- Никитин В.А. Социальная педагогика в системе социальной работы //Проблемы социальной работы в России: Материалы Первой Национальной конференции. М., 1995. — С. 74−81.
- Ноймюллер Г. О профессиональной интеграции выпускников вспомогательных школ в ГДР //Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. М., 1975. — С. 414.
- О введении института социальных педагогов. Решение коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию от 13 июля 1990 г. N 14/4 //Бюллетень государственного комитета СССР по народному образованию. М., 1990. — N 10.
- О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 27.10.93 N 19/1.
- Ольшанский Д.В., Ярлыкова Н. Г. О психологических механизмах социальной адаптации и самовоспитания личности //Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. Барнаул, 1984. — С. 104−121.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
- Павлов И.П. Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга. Полн. собр. соч. 2-е изд. — М., J1., 1951. — Т. 3. -Кн. 2. — С. 240−244.
- Павлова Н.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке //Дефектология. 1987. -12.-С. 26−30.
- Павлова Н.П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспомогательных школ //Дефектология. 1991. — N 1. — С. 53−58.
- Панов A.M. Социальная работа как наука: обоснование и структура //Проблемы социальной работы в России: Материалы Первой Национальной конференции. М., 1995. — С. 6−15.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М., 1971. 352 с.
- Парыгин Б.Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. М., 1973. — 63 с.
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 486 с.
- Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития умственно отсталого ребенка. М., 1963. — 223 с.
- Первова И.Л. Опыт реабилитации лиц, имеющих отклонения~в развитии, в Кэмпхилле //Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 1994. — С. 99−100.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968. — 156 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Наука, 1979. — 253 с.
- Пинский Б.И. Развитие целенаправленной деятельности у учащихся вспомогательной школы //Дефектология. 1979. — N 5. — С. 39−43.
- Плох Л. Педагогические пути социальной адаптации учащихся вспомогательной школы: Дис.канд. пед. наук. Л., 1984. — 206 с.
- Положение детей в Российской Федерации. Государственный ежегодный доклад. 1993 год. М., 1994. — 120 с.
- Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе: (Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования): Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1980. — 18 с.
- Поперечная JI.H. О направленности личности подростков срезидуальной органической патологией: Автореф. дис----канд. психол.наук. М., 1973. — 22 с.
- Попова М.И. Особенности речевых проявлений детей первого полугодия второго года жизни //Вопросы психологии. 1968. — N 4. -С. 116−123.
- Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. -М., 1984. 175 с.
- Прихожан A.M. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната //Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. -С. 137−158.
- Проблемы и перспективы совершенствования воспитательной работы в детском доме (Методические рекомендации). М., 1990.110 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990. — 264 с.
- Пузанов Б.П. Правовое обучение и воспитание учащихся старших классов вспомогательной школы: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1980. — 17 с.
- Разуван Е.И. Взаимосвязь учебной и внеклассной работы по социально-бытовой ориентировке //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. М., 1987. — С. 79−83.
- Раку А. И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся (в условиях Молдавской ССР): Дисканд. пед. наук. М-., 1978. — 188 с.
- Растигеев A.n. Социальная адаптация и ответственность личности //Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. Барнаул, 1984. — С. 8−33.
- Растова Л.М. К вопросу о содержании понятия «социальная адаптация» //Труды Алтайского политехнического института. Барнаул, 1972. — ВЫП. 20. — С. 348−357.
- Реабилитационные службы помощи детям: Сборник документов, проектов положений, рекомендаций. СПб., 1993. — С. 108−110.
- Розов В.К., Шемякин Б. П. и др. Методика экономического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
- Рубакин H.A. Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры и наблюдения Н. А. Рубакина. СПб., 1895. — 246 с.
- Рубин Б.Г. Рабочая сила высшей квалификации и социально-экономические аспекты ее воспроизводства при социализме: Автореф. дис. д-ра экон. наук. Ростов на Дону, 1978. — 48 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. — Т. 2. — С. 103−182.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979. — 192 с.
- Русалинова A.A. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977. — 12 с.
- Рычкова Л.С., Ладушкина В. А., Савельева М. Д. К вопросу социально-трудовой адаптации детей-сирот с пограничной интеллектуальной недостаточностью //Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 1994. — С. 106−107.
- Рябова Н.В. Формирование знаний и умений хозяйственно-бытовой деятельности у учащихся сельской специальной школы //Дефектология. 1996. — N 4. — С. 33−38.
- Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. СПб., 1903. — 319 с.
- Селиванов В.В. Взаимоотношение в малых группах и волевая активность личности //Материалы 3 Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М., 1968. — Т. 3. — Вып. 1. — С. 283−285.
- Семейное неблагополучие и социализация детей. М., 1988.- 28 с.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук (по психологии). М., 1955. — 16 с.
- Синицын В.Г. Становление и развитие социалистического быта. М.: Знание, 1970. — 48 с.
- Синцова Л.К. Социализация и адаптация (Социально-фило-софский анализ) //Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. Барнаул, 1984. — С. 56−65.
- Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993. — Т. 2. — С. 265−275.
- Слоним А.Д. Физиологические механизмы адаптации человека к природным факторам среды: Материалы докладов. Новосибирск, 1967. — 158 с.
- Соколовский 3. К вопросу о реабилитации умственно отсталых детей //Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. М., 1975. — С. 453.
- Солдатов С.М. Воспитывающий характер обучения школьниковпланированию своего труда: Автореф. дис----канд. пед. наук. М., 1973. 24 с.
- Социальная педагогика: вопросы теории и практики (Методические материалы). М., 1994. — 109 с.
- Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. М., 1994. — 16 с.
- Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. — 148 с.
- Социально-трудовая адаптация умственно отсталых детей в домах-интернатах: Методические рекомендации. М., 1986. — 43 с.
- Стариченко Т.Н. Формирование экономико-бытовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы: Дис.канд. пед. наук. М., 1988. — 198 с.
- Стойко Н.Г. Социальная работа в действии //Социальные противоречия и отклоняющееся поведение: Межвузовский сборник. -Красноярск, 1993. С. 29−31.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
- Трубачева Т.П., Васильев Ю. Е. Школа-комплекс новый тип образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии //Дети с проблемами в развитии. Диагностика, коррекция, реабилитация. — Красноярск, 1996. — С. 46−47.
- Турчинская K.M. Социально-трудовая адаптация учащихся вспомогательных школ Украины //Дефектология. 1972. — N 6. — С. 55−57.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 т.1. М., 1974. Т. 1. — 584 с.
- Филипп Ж., Бонкур П. Воспитание ненормальных детей. Основы воспитания физического, умственного и нравственного. М., 1911. — 160 с.
- Фишер-Гейзер А.-М. Социальные службы Швейцарии //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993. — Т. 1. — С. 215−220.
- Харчев А.Г. Быт и семья категории исторического материализма //Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970. — С. 9−22.
- Харчев А.Г. Быт, семья, досуг. Социологические и нравственные проблемы. М.: Знание, 1969. — 31 с.
- Чубаров П.А. Работа по формированию самооценки учащихся 1−9 классов вспомогательной школы //Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников. СПб., 1992. — С. 38−47.
- Шервиш Ф.Г. Обучение и практика социальной работы в Соединенных Штатах Америки //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993. — Т. 2. — С. 279−287.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. — 535 с.
- Щербакова А.М., Матвеева Н. Б., Наливайко Г. А. Создание группы постинтернатной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью //Дефектология. 1995. — N 2. — С. 32−37.
- Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного механизма. М.: Мир, 1964. — 411 с.
- Яковлева И.А. Детский дом среда для социальной адаптации сирот //Социальные проблемы сиротства. — М., 1992. — С. 147−157.
- Янкова З.А. Формирование личности в быту //Методологические проблемы исследования быта. М., 1971. — Вып. 7. — С. 16−34.
- Bowlby J. Maternal care and mental health. Geneva, 1951. — 179 p.
- Bowlby J., Ainsworth M., Boston M., Rosenbluth D. The effects of mother-child separation: a follow-up study //British Journal of Medical Psychology. 1956. — Vol. 29. — P. 211−247.
- Douglas J.W.B. Early hospital admissions and later disturbances of behaviour and learning //Developmental medicine and child neurology. 1975. — Vol. 17. — P. 456−481.
- Festinger L. Motivation leading to sosial behavior //Nebraska symposium on motivation. Lincoln, 1954. — Vol. 2. — P. 191−219.
- Gibson J. Growing up: A study of children. N.Y., 1978. — P. 423−461.
- Parsons Т., Shils E. (ed.) Towards a general theory of action. N.Y. and Evanston, 1962. — P. 137−142.
- Rutter M. Maternal deprivation reassessed. London, 1973. — 175 p.
- Skeels H. Adult status of children with contrasting life experiences: a follow-up study //Monographs of the Society for Research in Child Development. 1966. — Vol. 3. — N 105.
- Spitz R. Hospitalism: A follow-up report //Psychoanalytic study of the child. N.Y., 1946. — Vol. 2. — P. 113−118.
- Stevens M. The educational needs of severely subnormal children. London, 1973. — 134 p.- 158
- Yarrow L.Y. Maternal deprivation //The child: his psychological and cultural development. 1972.- Vol. XIV.