Исторический аспект проблемы социализации дошкольников
В ряде работ подчеркивается важная роль качеств личности, которые обеспечивают взаимопонимание, успешность организации и осуществления совместных видов деятельности; это, в частности, самостоятельность (К. II. Кузовкова, Г. М. Лямина и др.), организованность (А. И. Матусик, В. Г. Нечаева и др.), общественность (А. II. Усова). Гуманные отношения исследовались Р. С. Буре, Т. А. Репиной, Е. Э… Читать ещё >
Исторический аспект проблемы социализации дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первым научным подходом к проблеме приобщения ребенка к миру людей была книга Я. А. Каменского «Мир чувственных вещей в картинках», где известный чешский мыслитель выдвинул принцип энциклопедичности при отборе знаний о социальном мире. Другой тенденцией явились взгляды Ф. Фребеля и М. Монтессори, которые показали важную роль органов чувств и выделили сенсорику (процессы ощущения и восприятия) как основу познания мира, включая и социальный мир.
С позиции приобщения детей к русскому образу жизни подходил к социализации личности К. Д. Ушинский. Он считал, что ребенок, родившийся у определенного народа, должен впитывать в себя дух этого народа, становиться частью народа через познание его культуры, быта, языка. В работах А. П. Усовой раскрывается такое качество личности как общественность, характеризуются особенности ее проявления во взаимосвязи с этапами объединения детей в игре: индивидуальные игры, игры рядом и совместные игры.
С. А. Козлова рассматривает специфику социализации дошкольников через анализ проявления активности в естественных условиях и в рамках дошкольных образовательных организаций в трех направлениях: рукотворный мир, совместная деятельность и речь (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Специфика социализации дошкольников в естественных условиях и в условиях дошкольных образовательных организаций
Условия. | На первом месте. | На втором месте. | На третьем месте. |
Естественные. | Рукотворный мир Требуются определенные знания, умения, для того чтобы использовать предметы по назначению. | Совместная деятельность Помощь взрослых, показ способов действий. | Речь Объяснения, указания, вопросы и т. д. |
Дошкольные образовательные организации. | Речь П едагоги чес ки е воздействия начинаются с речи. | Рукотворный мир Для дошкольников ведущим принципом обучения является принцип наглядности. | Совместная деятельность Разные режимные моменты, а также как отдельный блок педагогического процесса. |
Разные стороны проблемы общения раскрывались в целом ряде исследований, прежде всего в трудах М. И. Лисиной, которая одной из первых использовала понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» в качестве синонимичных. Она выделила три основных группы средств общения:
- а) экспрессивно-эмоциональные — общение с помощью мимики, движения рук, тела, использования выразительной вокализации и т. д.;
- б) предметно-действенные — общение посредством движений и с использованием предметов (приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому); позы, выражающие протест ребенка, желание уклониться от контакта с взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки;
- в) речевые — высказывания, вопросы, ответы, реплики.
М. И. Лисина обосновала четыре формы общения ребенка:
- 1) ситуативно-личностное (непосредственно-эмоциональное) общение (от двух до шести-семи месяцев); такое общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей;
- 2) ситуативно-деловое (или предметно-действенное) общение (от семи месяцев до 3—4 лет), оно развертывается в ходе совместной с взрослым ведущей предметной деятельности и обслуживает ее;
- 3) внеситуативно-познавательное общение (4—5 лет) развертывается на фоне совместной с взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром и обслуживает ее;
- 4) внеситуативно-личностное общение (5—7 лет) развертывается на фоне познания ребенком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов.
Углубленный анализ проблемы генезиса общения у детей позволил М. И. Лисиной показать не только его качественные формы, движущие силы, но и взаимосвязь с общей жизнедеятельностью ребенка, влияние общения на общее развитие детей, а также способы этого влияния.
Анализ литературы позволяет выделить несколько направлений в изучении проблемы развития взаимоотношений в качестве личностной основы для взаимодействия, проявляющейся во взаимопомощи, симпатии, антипатии. Так, отношения дружбы, симпатии, взаимного тяготения детей друг к другу рассматривали Т. И. Бабаева, Т. А. Владимирова, Т. А. Репина и др. В этих работах показаны важная роль социального опыта детей, значимость положительного оценочного статуса ребенка в группе сверстников.
Избирательные отношения изучали Е. О. Смирнова, А. А. Рояк, К. Я. Вольцис и нр. В работах раскрываются способы регуляции взаимоотношений посредством обеспечения успеха в деятельности (А. А. Рояк), объединения детей примерно одного уровня активности и сформированное™ игровых умений (К. Я. Вольцис), формирования социально значимой мотивации, этически ценных способов общения, учета половых различий (Т. А. Репина и др.).
В ряде работ подчеркивается важная роль качеств личности, которые обеспечивают взаимопонимание, успешность организации и осуществления совместных видов деятельности; это, в частности, самостоятельность (К. II. Кузовкова, Г. М. Лямина и др.), организованность (А. И. Матусик, В. Г. Нечаева и др.), общественность (А. II. Усова). Гуманные отношения исследовались Р. С. Буре, Т. А. Репиной, Е. Э. Шишловой и др. Сегодня широко представлены актуальные направления, технологии, диагностическис методики социального развития детей дошкольного возраста, особенности общения ребенка со сверстниками и взрослыми[1].
Пример Так, в работах Е. Э. Шишловой находит содержательное раскрытие само понятие гуманных отношений и группы умений, обусловливающих проявление каждой из сторон таких отношений:
- • доброжелательность — умение доставить радость другим (путем приветливого обращения, угощения чем-то вкусным, поздравления с праздником, днем рождения, предложения своих игрушек, оказания услуг и т. п.);
- • отзывчивость — умение разделить радость и огорчения других, откликнуться на просьбу, обращение товарищей; помочь преодолеть отрицательные переживания, пожалев, успокоив, предложив способ отвлечения (поиграть, порисовать, почитать и т. п.);
- • внимательность — умение заметить и понять переживания (не ярко выраженные) других; поддержать положительное эмоциональное состояние, настроение; помочь преодолеть, облегчить отрицательное эмоциональное состояние;
- • заботливость — умение оказать ту или иную услугу другим, поухаживать за ними (помочь одеться, постелить постель, выполнить задание и т. п.);
- • справедливость — умение признать равные права сверстников на участие в совместной игре, выполнение ведущих ролей в ней; защиту собственного мнения; на получение удовольствия и т. п.
Обобщая исследовательский материал, можно выделить основные методы и средства, обеспечивающие успешность социальнокоммуникативного развития дошкольников, их социализации. Это пример взрослых, педагогическая оценка, специально организованная образовательная деятельность, направленная на ознакомление с нормами общения, обогащение речевого опыта, чтение художественной литературы, этические беседы, создание проблемных ситуаций, проектная деятельность, социальное экспериментирование и т. д.
Требования к социально-коммуникативному развитию содержит ФГОС (подробнее см. разд. 1.5). Социально-коммуникативное развитие дошкольников должно осуществляться на протяжении всего периода дошкольного детства. В результате такой работы у детей закладывается особое чувство мироощущения, в пространстве которого формируются социальные мотивы, потребности, ценностные способы поведения, нравственно-волевые качества, социальная активность, гуманное отношение к людям, природе, желание самоутверждаться в разных видах деятельности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Что понимается под социализацией, социальной адаптацией, социально-коммуникативным развитием дошкольников?
- 2. Используя электронные библиотечные фонды, материалы периодической печати, проанализируйте исследования в области социализации и социально-коммуникативного развития дошкольников. Заполните таблицу:
Фамилия, имя, отчество исследователя. | Направления исследований. | Позиция ученого, научные взгляды. | Предложенные методики и педагогические технологии. |
- 3. Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Актуальные направления социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста». Представьте свой проект группе.
- 4. Проанализируйте две-три статьи из периодической печати за последние три года по проблеме социально-коммуникативного развития детей и выразите свое отношение к данному материалу с позиции его актуальности, научной и практической значимости.
- [1] См.: Веракса II. Е., Веракса А. II., Репина Т. А. Социальная психологиядошкольника: учеб, пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2016.