Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретический обзор и анализ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Физический возраст определяет количественные… Читать ещё >

Теоретический обзор и анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретические основы развивающего обучения

В начале 30-х годов XX в. Л.С. Выготcкий выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л. В. Занковым, который в 50 — 60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику. Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ.

В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В. В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его современного значения. Понятие «развивающее обучение» может считаться содержательным обобщением (В.В. Давыдов). Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу) [2, с. 7].

Личность — динамическое понятие: она претерпевает в течение жизни изменения, которые называют развитием (прогрессивным или регрессивным). Развитие (прогрессивное) — это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Термин «формирование личности» употребляется как:

  • 1) cиноним «развития», то есть процесс внутреннего изменения личности;
  • 2) cиноним «воспитания», «социализации», то есть создание и реализация внешних условий для развития личности.

Свойства и закономерности процесса развития. Развитие личности происходит согласно всеобщим диалектическим законам. Специфическими свойствами (закономерностями) этого процесса являются следующие:

  • — имманентность: способность к развитию заложена в человеке природой, она есть неотъемлемое свойство личности;
  • — биогенноcть: психологическое развитие личности во многом определяется биологическим механизмом наследственности;
  • — cоциогенноcть: социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности;
  • — психогенноcть: человек — саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система, процесс развития подвержен cаморегуляции и самоуправлению;
  • — индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития;
  • — стадийность: развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности, претерпевая стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка;
  • — неравномерность (нелинейность); индивид уникален, каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайное распределение во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризисноcть);
  • — физический возраст определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развития. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивида.

Для успешного достижения целей современного начального общего образования необходимо системное использование технологий развивающего обучения. Технологии опираются на основные положения теории развивающего обучения:

  • 1. Развитие ребенка осуществляется в зоне ближайшего развития.
  • 2. Ребенок является субъектом своего развития.
  • 3. Развитие происходит в разнообразной деятельности.
  • 4. Ведущей деятельностью для младшего школьника выступает учебная деятельность.
  • 5. Преобладающими способами формирования учебной деятельности являются продуктивные методы: анализирующее наблюдение (Л.В. Занков), квазиисследовательский метод (В.В. Давыдов), дискуссии, моделирование, рефлексивные ситуации и т. д.
  • 6. Широко используется дедуктивный подход к формированию понятий и способов мышления.

Технология развивающего обучения является ведущей в процессе реализации требований нового образовательного стандарта, так как ее структура отвечает структуре учебной деятельности. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий может быть осуществлено только в деятельностной парадигме, и, следовательно, на основе технологий развивающего обучения [4, с. 2].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой