Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика семейного воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется также тем, что это первичный институт воспитания. В исследовании Т. А. Марковой находим обоснование других особенностей… Читать ещё >

Специфика семейного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семейное воспитание обладает рядом специфических особенностей. В качестве первого и очень важного фактора, который определяет специфику и особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, Т. А. Маркова, А. В. Петровский, А. Г. Харчев и др.).

Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется также тем, что это первичный институт воспитания. В исследовании Т. А. Марковой находим обоснование других особенностей семейного воспитания:

  • · постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день:
  • · наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, отметим, что, будучи малой группой, своего рода «микрокосмом», семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама — музыкант, папа — врач, бабушка — педагог, дедушка — биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности (Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, А. Г. Харчев).

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья — первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Вместе с тем, семья таит в себе немало сложностей. Процесс воспитания в части семей осуществляется неэффективно, стихийное влияние на ребенка подчас преобладает над сознательным, пассивное над активным, негативное над позитивным, значительные воспитательные резервы не используются. Процесс формирования личности в ряде семей протекает с существенными отклонениями от социально значимых целей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой