Групповая учебная деятельность старшеклассников как фактор развития коммуникативных компетенций
Разработанная модель образовательного процесса, основанная на организации групповой учебной деятельности старшеклассников, предусматривает начальное поэтапное формирование коммуникативных умений, соответствующих типам коммуникативных действий понимающего, автора, критика, арбитра, организатора, где для каждого этапа определено содержание компонентов цикла деятельности (цель, материал (учебное… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Организационно-педагогические проблемы образовательного процесса, основанного на групповой учебной деятельности старшеклассников
- 1. 1. Теоретические положения деятельностного подхода в педагогике, влияющие на характер групповой учебной работы школьников
- 1. 2. Особенности построения образовательного процесса при организации групповой учебной деятельности старшеклассников
- 1. 3. Коммуникативные компетенции старшеклассников как проблема исследования
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Особенности организации групповой учебной деятельности старшеклассников, влияющие на развитие коммуникативных компетенций
- 2. 1. Построение модели образовательного процесса, способствующей развитию коммуникативных компетенций старшеклассников при организации групповой учебной деятельности
§ 2.2. Организационно-педагогические условия реализации модели образовательного процесса, способствующей развитию коммуникативных компетенций старшеклассников при организации групповой учебной деятельности. 122—
§ 2.3. Экспериментальная проверка эффективности модели и организационно-педагогических условий реализации образовательного процесса при организации групповой учебной деятельности старшеклассников. 137—
Выводы по главе 2. 163
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск: Университетское, 1990. — 254 с.
- Амонашвили, Ш. А. Как, живете, дети? / Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1991.- 175с.
- Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во Института практической психологии, 1996. 384с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. -СПб.: Питер, 2001. 688с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2003.-364с.
- Анисимов, О. С. Системо-деятельностный подход к проблеме практической подготовки студентов: учебное пособие / О. С. Анисимов, В. А. Охрименко, Н. М. Князев, В. А. Чернушевич. Пенза: Изд-во Пенз. Политехи, ин-та, 1981.-48 с.
- Анисимов, О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления) / О. С. Анисимов. М.: Агро-Вестник, АМБ-агро, 2000. — 800с.
- Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. М.: Экономика, 1991. — 414с.
- Анисимов, О.С. Методологический словарь (для акмеологов и управленцев) / О. С. Анисимов. М.: Агро-Вестник, АМБ-агро, 2001. -168с.
- Анисимов, О.С. Методологический словарь для управленцев / О. С. Анисимов.-М.: Энциклопедия управленческих знаний, 2002. 295с.
- Анисимов, О.С. Основы общей и управленческой акмеологии: учебное пособие / О. С. Анисимов, А. А. Деркач. М.: Новгород: Изд-во «С.Е.Г.», 1995.-272с.
- Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. М.: Кнорус, 2007. — 464с.
- Анцыферова, Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. — 1992. — № 5. С. 12−25.
- Бабенко, О.А. Обзор историко-педагогического аспекта продуктивного обучения /О.А. Бабенко // Актуальные проблемы повышения качества образования на современном этапе: сб. науч. тр. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2005. — С.66 — 72.
- Багрецов, С.А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / С. А. Багрецов и др. СПб.: Лань, 1999.-640с.
- Байденко, В. И. Болонский процесс : курс лекций / В. И. Байденко. — М.: Логос, 2004.-208 с.
- Байденко, В. И. Болонский процесс и высшая школа России : время выбора / В. И. Байденко // Высш. образование сегодня. 2003. — № 1. — С. 2−7.
- Байденко, В.И. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы / В. И. Байденко, Н. А. Гришанова, В. Ф. Пугач // Высш. образование сегодня. — 2005. — № 5. -С. 16−21.
- Баранников, А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А. В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 51с.
- Беляев, В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого / В. И. Беляев. М.: МНЭПУ, 1999. — 224с.
- Бершадский, М. Е. Когнитивная технология обучения: последовательность процедур проектирования учебного процесса / М. Е. Бершадский // Педагогические технологии. — 2006. — № 2. — С. 57−75.
- Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256с.
- Бершадский, М.Е. Понимание как педагогическая категория / М. Е. Бершадский. М.: Педагогический поиск, 2004. — 176с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192с.
- Богуславский, М.В. XX век российского образования / М. В. Богуславский.- М.: ПЕР СЭ. 2002. — 336с.
- Бодалев, А.А. Основы социально-психологических исследований / А. А. Бодалев. М.: Гардарики, 2007. — 334с.
- Божович, Е.Д. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков/ Е. Д. Божович, Е. Г. Шеина // Психологическая наука и образование. 1999. — № 2. — С.64−76.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В. А. Болотов, В. В. Сериков //Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8- 14.
- Большая Советская энциклопедия. — Екатеринбург: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003 (электронная версия издания «Большой Советской энциклопедии» 1970−1977).
- Большая советская энциклопедия: под ред. Б. А. Введенского. — М.: Большая советская энциклопедия, 1956. — Т. 44.— С. 225.
- Бондарева, С.Г. История зарубежной педагогики / С. Г. Бондарева, Н. А. Завалко, М. Б. Федоров. Респ. Казахстан, г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанский Гос. ун-т. — 2006. — Интерактивный учебно-методический комплекс.
- Борозенец, Г. К. Формирование иноязычной коммуникативной компетентости будущих специалистов : интегративный подход / Г. К. Борозенец. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос.ун-та, 2003. — 247с.
- Буслова, Н.С. Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. / Н. С. Буслова. Омск, 2006. — 136с.
- Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга: учебное пособие / И. В. Вачков.-М.: Ось-89, 1999. 176с.
- Вердербер, Р. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия / Р. Вердербер, К. Вердербер. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 412с.
- Верховкина, М. Е. Проблемы интеграции российского высшего образования в единое европейское образовательное пространство (на примере вузов Санкт-Петербурга) / М. Е. Верховкина // Качество. Инновации. Образование. — 2006. — № 4. — С. 2−5.
- Виленкин, Н.Я. Современные основы школьного курса математики / Н. Я. Виленкин, К. И. Дуничев, JI.A. Калужнин, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1980.-240с.
- Винокурова, М.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / М. В. Винокурова. Якутск, 2005. — 18 с.
- Витакер, Д.С. Группы как инструмент психологической помощи- пер. с англ. / Д. С. Витакер. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 432с.
- Воровщиков, С.Г. Как эффективно развивать логическоемышление младших школьников / С. Г. Воровщиков и др. М.: 5 за знания, 2008. -288с.
- Выготский, JI.C. Избранные психологические исследования / JI.C. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 520с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Выготский, JI.C. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. Детская психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — 432с.
- Выготский, JI.C. Собр. соч.: в 6-ти т. Т. З. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. 367с.
- Вяземский, Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации /Е.Е. Вяземский. М.:Школьная пресса, 2005.-96с.
- Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. М.: Изд-во МГУ, 1988.-256с.
- Гальперин, П. Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение / П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев // Советская педагогика. — 1964. JN210. — С. 56 -65.
- Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45с.
- Гейхман, JI.К. Интерактивное обучение общению (Общепедагогический подход): автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. / Л. К. Гейхман. -Екатеринбург, 2003. 39с.
- Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. -ЕФО, 1997. 160с.
- Голованова, А.А. Социальная психология личности / А. А. Голованова, P.M. Шамионов. — ЛА ООО «Экслибрис», 2006. — электронный учебник.
- Голуб, Г. Б. Парадигма актуального образования / Г. Б. Голуб, Е. Я. Коган, В. А. Прудникова // Вопросы образования. 2007. — № 2. — С. 20−42.
- Горбунова, Л.Н. Клуб веселых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия / Л. Н. Горбунова. М.: Учитель, 2008. — 113с.
- Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика- под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М.: МПСИ, 2002. 384с.
- Гром, Е.Н. Содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся 10−11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка: дис. канд. пед. наук: 13.00.02./ Е. Н. Гром. Москва: АПК и ПРО, 1999. — 315с.
- Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. -М.: Народное образование, 2001. 128с.
- Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приемов до философии / В.В.
- Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112с.
- Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В. В. Гузеев. — М.: Народное образование, 2001. — 128с.
- Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев М.: НИИ школьных технологий, 2004. — 128с.
- Гузеев, В.В. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах /В.В. Гузеев,
- A.С. Сиденко // Школьные технологии. 2000. — № 1. — С. 169 — 181.
- Гузеев, В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. — 224с. I
- Гуленко, В.В. Юнг в школе / В. В. Гуленко, В. П. Тыщенко. Новосибирск: Изд-во Новосибирского Гос. Ун-та, 1998. — 270с.
- Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности /
- B.В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. -1992.-№ 3−4.-С.14−19.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544с.
- Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре / А. Н. Дахин // Школьные технологии. 2006. — N5. — С. 35−44.
- Дашкин, М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-Человек» как предметное содержание их подготовки: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / М. Е. Дашкин. Москва, 1999. — 134 с.
- Девятко, И.Ф. Диагностическая процедура в социологии / И. Ф. Девятко. -М.: Наука, 1993. 175с.
- Делор, Ж. Образование: необходимая утопия / Ж. Делор // Образование: сокрытое сокровище: основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. — МОО ВПП ЮНЕСКО
- Информация для всех", электронная версия, 2007. -(http://www.ifap.ru/library/book201.pdf).
- Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства / И. Д. Демакова. Казань: Изд-во ТГГИ, 2000. -164 с.
- Демакова, И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И. Д. Демакова. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — 256 с.
- Дерзкова, Н.П. Команда: внутренний мониторинг эффективности / Н. П. Дерзкова // Директор школы. 1996. — № 2. — С. 10−13.
- Дерзкова, Н.П. Команда: каждый исполняет свою роль / Н. П. Дерзкова // Директор школы. 1997. — № 2. — С. 26−35.
- Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / пер. с нем./ А.Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956. — 374с.
- Дорофеев, Г. В. Математика для каждого / Г. В. Дорофеев. — М.: Аякс, 1999. 292с.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2007. — 320с.
- Друкер, П. Новые реальности: В правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении: пер. с англ. /П.Друкер. — М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994. 379с.
- Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения : дидактика в диалогах /В .К. Дьяченко. — М.: Народное образование, 2004. 352с.
- Дьяченко, В.К. Новая дидактика /В.К. Дьяченко. — М.: Народное образование, 2001. 496с.
- Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении : о коллективном способе учебной работы / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
- Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Харвест, М.:АСТ, 2001. — 576с.
- Ефимов, В.Н. Модернизация образования как перманентная инновационная деятельность / В. Н. Ефимов // Профильное обучение в России: проблемы и перспективы: сб. ст. Воронеж, 2004.
- Ефремова, О.А. Индивидуализация обучения как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. /О.А. Ефремова. Екатеринбург, 2002.- 16 с.
- Жирова, Н.А. Текстовая деятельность в обучении студентов (на материале иностранного языка): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. / Н. А. Жирова. Москва, 1997. — 22с. .
- Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. М.: Гардарики, 2003.-223 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогическое общество России, 1995.- 154с.
- Загвязинский, В.И. Основы социальной педагогики / В. И. Загвязинский и др. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 160с.
- Занков, J1.B. Избранные педагогические труды / JI.B. Занков. М.: Педагогика, 1990. — 424 с.
- Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И. И. Зарецкая. М.: Сентябрь, 2002. — 160с.
- Зарецкая, И.И. Управление процессом социализации личности — инновация в воспитании / И. И. Зарецкая // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 2 — С. 12−16.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования/ И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос», рубрика «Модернизация образования. -(http://www.eidos.ru/iournal/2006/0505.htm).
- Зникина, JI.C. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.08. /JI.C. Зникина. Кемерово, 2005. -43с.
- Зникина, JI.C. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров : дис. д-ра. пед. наук: 13.00.08. /JI.C. Зникина. Кемерово, 2005. — 406с.
- Иванова, В.И. Болонский процесс и российское высшее образование / В. И. Иванова // Педагогика. 2006. — № 1. — С. 97−105.
- Иванова, Е.М. Системно-деятельностный подход к психологической профессиографии: дис. д-ра психол. наук: 19.00.03. / Е. М. Иванова. -Москва, 2004. 284 с.
- Ивошина, Т.Г. Психологические условия становления форм субъектности в учебной деятельности подростков: дис. д-ра психол. наук: 19.00.07. / Т. Г. Ивошина. Москва, 2006 — 363 с.
- Игнатович, Т.В. Обучение конструктивному диалогическому общению на уроках русского языка: (5−10-е кл. общеобразоват. шк.): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. /Т.В. Игнатович. Минск, 2000. — 22 с.
- Ильенков, Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность /Э.В. Ильенков. -М.: Политиздат, 1979. 421 с.
- Ильин, Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения / Г. Л. Ильин // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С.113−124.
- Ильин, Г. Л. Социология и психология управления / Г. Л. Ильин. -М.:Академия. -2007.- 192с.
- Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: Изд-во МГУ, 1986.-245с.
- Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: сб. науч. тр./ А. В. Хуторской и др. М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. — 290с.
- История педагогики в России: хрестоматия для гуманитарных факультетов вузов / С. Ф. Егоров и др. М.: Академия, 2002. — 400 с.
- Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 375с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
- Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр.- под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. -327 с.
- Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание /И.С. Кон. — М.: Политиздат, 1984.-239с.
- Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика /В.В. Краевский, А. В. Хуторской. М.:Академия, 2007. — 347с.
- Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах /В.В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. — 2003- № 2. -С. 3−10.
- Крайг, Г. Психология развития /Г.Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Краткий отчет «Основные результаты международного исследованияIобразовательных достижений учащихся ПИЗА-2003. — (http://www.centeroko.ru/pisa03/pisa3 res. htm).
- Кубышева, М.А. Технология деятельностного метода как средство достижения современных образовательных целей в основной школе (на примере математического образования): дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / М. А. Кубышева. Москва, 2005. — 251 с.
- Ларионова, М.В. Интеграционные процессы в образовании : Европейский опыт. Ст. 1 / М. В. Ларионова // Высш. образование сегодня. — 2006. — № 2. -С. 46−52.
- Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании /О.Е. Лебедев //Школьные технологии. 2004. — № 5. — С.3−12.
- Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 360с. — С.89 — 94.
- Лекторский, В.А. Наследие деятельностного подхода / В. А. Лекторский // Альманах «Восток» on-line 2006 — № 3 (39). -(http://www.situation.ru/app/jin 40. htm).
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.-304с.- 130. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 320 с.
- Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. — 560с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики 4-е изд. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584с.
- Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: «Знание», 1974. — 64 с.
- Лийметс, Х.И. Групповая работа на уроке / Х. И. Лийметс — М.: Знание, 1975.-64 с.
- Ломакина, О.Е. Проективность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: монография / О. Е. Ломакина. — Волгоград: Перемена, 2003. 298с.
- Ломов, Б.Ф. Психическая регуляция деятельности / Б. Ф. Ломов. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006. — 623с.
- Мазо, М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов: (На материале изучения иностр. яз.): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01./М.В. Мазо. Саратов, 2000. — 20с.
- Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1972. 334с.
- Максимова, В.Н. Акмеология: новое качество образования: книга для педагога / В. Н. Максимова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. -99с.
- Матюшкина, М.Д. Социально-психологический климат в школе. Формирование команд как один из методов организационного развития: методическое пособие / М. Д. Матюшкина. — СПб.: Изд-во СПб. Гос. ун-та пед. мастерства, 2003. — 76с.
- Мегедь, В.В. Характеры и отношения /В.В. Мегедь, А. А. Овчаров. М.: Армада-пресс, 2002. — 704с.
- Медоуз, Д.JI. От соперничества к сотрудничеству: практическое руководство по активным методикам в экологическом образовании- пер. с англ. / Д. Л. Медоуз. М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1999. — 237с.
- Методы системного педагогического исследования: учебное пособие / Н. В. Кузьмина и др. М.: Народное образование, 2002. — 208с.
- Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. М.: МПСИ, 2003. — 400с.
- Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. — М.: Флинта, 2001.- 192с.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 200с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.: Изд-во Института практической психологии, 1995. 356с.
- Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.2. Психология образования / Р. С. Немов М.: Просвещение, 1995. — 496 с.
- Никитин, Э. М. Учимся учить: из номера в номер / Э. М. Никитин // Методист. 2003. — № 3. — С. 63−64.
- Никитин, Э. М. Учимся учить: из номера в номер /Э. М. Никитин // Методист. 2003. — № 1. — С. 52−56.
- Никитин, Э. М. Учимся учить: из номера в номер /Э. М. Никитин // Методист. 2003. — № 2. — С. 61−63.
- Никитин, Э. М. Учимся учить: из номера в номер /Э. М. Никитин // Методист. 2003. — № 4. — С. 63−65.
- Никитин, Э. М. Учимся учить: из номера в номер /Э. М. Никитин // Методист. 2004. — № 5. — С. 64−68.
- Никитин, Э. М. Учимся учить: из номера в номер/Э. М. Никитин // Методист. 2005. — № 3. — С. 66−68.
- Новиков, A.M. Введение в методологию игровой деятельности / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2005. — 48с.
- Новиков, A.M. Методология образования / A.M. Новиков. — М.: Эгвес, 2006.-488с.
- Новиков, A.M. Методология учебной деятельности / A.M. Новиков. — М.: Эгвес, 2005.- 176с.
- Носс, И.Н. Введение в практику психологического исследования / И. Н. Носс, Н. В. Васина. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. — 348с.
- Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики- под ред. Е. А. Карпухиной. М.: Алекс- Всемирный банк, 2006. — 264 с.
- Овчаров, А.А. Соционика путь к личности: для тех, кто работает с подростками /А.А. Овчаров. — Новосибирск: РИПЭЛ, 1992. — 56с.
- Осипов, Г. В. Методы измерения в социологии / Г. В. Осипов, В. П. Андреев. М.: Педагогика, 1977. — 221с.
- Осмоловская, И. М. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. М. Осмоловская // Директор школы. 2006. — № 8. — С. 64−69.
- Осмоловская, И.М. Компетентностный подход к формированию содержания общего образования /И.М. Осмоловская // Право и образование. 2006. — № 4. — С. 120−129.
- Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учебное пособие/ Б. Д. Парыгин. — СПб.: Изд-во СПб гуманитарного ун-та профсоюзов, 2003. — 620с.
- Педагогический словарь: под ред. Г. М. Коджаспирова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 174с.
- Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.
- Пентин, А.Ю. Непрофильные предметы в профильной школе:Iестественные науки для «пользователя» / А. Ю. Пентин // Интернет-журнал
- Эйдос», рубрика «Модернизация образования». —http://www.eidos.ru/iournal/2003/0417−01 .htm).
- Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1981. — Т.1. — 336с.
- Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000."/ Построение непрерывной сферы образования / Л. Г. Петерсон. -М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007. 448с.
- Петерсон, Л.Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода / Л. Г. Петерсон // Педагогика. 2004. — № 9. — С.21−27.
- Петерсон, Л.Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2006. — 92с.
- Петерсон, Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования (на примере курса математики для дошкольников, начальной школы и 5−6 классов средней школы): монография / Л. Г. Петерсон. — М.: УМЦ «Школа 2000.», 2001.-255с.
- Петерсон, Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования /Л.Г. Петерсон. М.:УМЦ «Школа 2000.», 2004. — 16с.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216с.
- Петровский, А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 57−66.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Попов, Л.М. Психология самодеятельности: автореф. дис. д-ра психол. наук / Л. М. Попов. — М.: Ин-т психологии РАН, 1992. — 48с.
- Права ребенка и толерантность использование сообществ в рамках обучающего процесса: пособие для учителя 8−10 классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 112 с.
- Проекты и исследования в развивающейся школе / авт.-сост. и науч. ред. А. С. Сиденко. М.: АПК и ППРО, 2007. — 80 с.
- Равен, Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация- пер. с англ./ Д.Равен. — М.: «Когито-Центр», 2002. — 396 с.
- Равич-Щербо, И.В. Системно-деятельностный подход в психологии личности / И.В. Равич-Щербо, JI.A. Радзиховский, М. В. Розин //24 Dec. 2006. (http: www. psichologea).
- Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. — 416с.
- Репкин, В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность / В. В. Репкин. Рига, ПЦ «Эксперимент», 1992. — 44 с.
- Репкина, Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк / Н. В. Репкина. — Томск: Пеленг, 1993. — 64 с.
- Репкина, Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике / Н. В. Репкина //Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 40 — 51.
- Рогова, P.M. Методологические основания в педагогических исследованиях и единство методов обучения, воспитания, развития учащихся / P.M. Рогова // Интернет-журнал «Эйдос», рубрика «Научные исследования». — (http://www.eidos.ru/iournal/2005/0603.htm).
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
- Рябов, Г. П. Высшее образование: путь к интеграции / Г. П. Рябов // Вестн. Моск. ун.-та. Сер.20, Пед. образование. 2004. — № 1. — С. 3−9.
- Савостьянов, А.И. Основы практической психогигиены: пособие для школьных психологов, учителей и родителей / А. И. Савостьянов. СПб.: КАРО, 2008.-224с.
- Савостьянов, А.И. Основы театральной педагогики в мастерстве учителя / А. И. Савостьянов // Методист. 2005. — № 5. — С.33−37.
- Савостьянов, А.И. Психическое здоровье школьника /А.И. Савостьянов. -М. Педагогическое общество России, 2006. — 64с.
- Салмина, JI.M. Коммуникация. Язык. Мышление / Л. М. Салмина. -Казань: ДАС, 2001.- 169 с.
- Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учебник /А.Л. Свенцицкий. — М.: Проспект, 2003. 336с.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288с.
- Селезнева, Н. А. Размышления о качестве образования : международный аспект / Н. А. Селезнева // Высш. образование сегодня. 2004. — № 4. — С. 35−44.
- Семёнов, В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России / В. Е. Семенов // Вестник СПбГУ. Сер.6, 1997. Вып.4.1. С.59−67.
- Сиденко, А.С. О моделях учебного процесса и теоретических основах проективания,/ А. С. Сиденко //Экспертиза рисков. 2005. Интернет-версия. -(http://www.riskland.ru/lib/DPK.shtml).
- Сиденко, А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения / А. С. Сиденко // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. — № 1. — С. 103 — 112.
- Сиденко, А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки / А. С. Сиденко. М.: Ассоциация учителей физики. — 2001. — 64с.
- Сиденко, А.С. Технологизация опыта. Возможна ли она? / А. С. Сиденко // Народное образование. 1999. — № 2. — С.224−230.
- Сиденко, А.С. Эксперимент в образовании: учебное пособие / А. С. Сиденко, Т. Г. Новикова. М.: АПК и ПРО, 2002. — 94с.
- Симонов, В.П. Отражательно-оценочная функция эмоций / В. П. Симонов // Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1981. 215с. — С.19−23.
- Синягина, Н.Ю. Интересы и потребности современных детей и подростков / Н. Ю. Синягина и др. СПб.: Каро, 2007. — 144с.
- Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. М.: Владос. — 2004. — 150с.
- Синягина, Н.Ю. Расти без проблем! / Н. Ю. Синягина // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. — 2005. — № 11.-С, 26−28.
- Синягина, Н.Ю. Сфера, в которой реализуется мастерство / Н. Ю. Синягина // Директор школы. 2000. — № 5. — С. 58−63.
- Ситник, А.П. Профессиональная культура учителя / А. П. Ситник //Школа. 1998.-№ 2-С. 11−17.
- Скаткин, М.Н. О повышении эффективности урока / М. Н. Скаткин. М.: НИИОП, 1986.-47с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики: 2 —е изд. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 96с.
- Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками- пер. с нем. / Р. Смид. — М.: Генезис, 1999. -272с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. М.:АРКТИ, 2005. — 320с.
- Смирнова, Н.И. Объем и содержание коммуникативной компетенции школьников: (Для курса рус. яз. в сред, школах США): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02./Н.И. Смирнова. Москва, 1993. -23 с.
- Современный психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков,
- B.П.Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 633 с.
- Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. — 928с.
- Солсо, P.JI. Экспериментальная психология / P.JI. Солсо, М. К. Маклин. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 272с.
- Спенсер, JI. М. Компетенции на работе- пер. с англ. /Л.М. Спенсер,
- C.М.Спенсер. М.: HIPPO, 2005. — 384 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001. — 66с.
- Страхов, В.И. Внимание в его социальной обусловленности / В. И. Страхов // Вопросы психологии внимания. — Саратов, 2002. — Вып. 20. — С. 42−53.
- Сухов, В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников: монография / В. П. Сухов. — СПб.: Изд-во Рос. Гос. Пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2004. 155 с.
- Суховершина, Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции / Ю. В. Суховершина, Е. П. Тихомирова, Ю. Е. Скоромная. М.: Академический проект- Фонд «Мир», 2008. — 111с.
- Суходольский, Г. В. Математические методы в психологии / Г. В. Суходольский. — М.: Гуманитарный центр, 2008. — 284с.
- Татьянченко, Д.В. Развитие общеучебных умений школьников /Д.В. Татьянченко, С. Г. Воровщиков // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 115−126.
- Тихонова, Т.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в медицинском училище: автореф. дис.:. канд. пед. наук: 13.00.08. / Т. А. Тихонова. Москва: Моск. гуманит. пед. ин-т, 2008. — 26с.
- Тищенко, В.А. Классификация коммуникативных умений студентов / Интернет-портал журнала «Знание. Понимание. Умение» -(http://www.zpu-journal.ru).
- Толлингерова, Д. Психология проектирования умственного развития детей / Д. Толлингерова, Г. Голоумова, Г. Канторкова. М.- Прага, 1994. — 48 с.
- Торн, К. Настольная книга тренера / К. Торн, Д.Маккей. — СПб.: Питер, 2002.-208с.
- Уваров, А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа / А. Ю. Уваров. — М.: МИРОС, 2001. -224с.
- Уилдет, С. Руководство по компетенциям- пер. с англ. /С. Уилдет, С. Холлифорд. М.: ШРРО, 2003. — 224с.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ. ред. Л. И. Семиной. М.: Бонфи, 2002. — Т.2. — 408 с.
- Ушаков, К.М. Властная дистанция, или Границы возможного в управлении организацией / К. М. Ушаков // Директор школы. 2003. — № 5. — С. 3−10.
- Ушаков, К.М. Грустные размышления о собственной адекватности ценностям нового поколения / К. М. Ушаков // Директор школы. 2003. — № 4.-С. 3−10.
- Ушинский, К.Д. Собрание педагогических сочинений: в 6 т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1990. — т.6 — 528с.
- Фадеева, Е.И. Лабиринты общения: учебно-методическое пособие / Е. И. Фадеева. -М.: ЦТ Л, 2003. 96с.
- Федеральный Закон РФ «Об образовании». М.: Ось-89, 2008. — 111с.
- Федорова, Л.Л. Диалог: основные категории / Л. Л. Федорова // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: труды международной конференции «Диалог 2005" — под ред. И. М. Кобозевой и др. М.: Наука, 2005. — 616 с. — С.319 — 326.
- Федорова, О.В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов (на материале обучения иностранному языку): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /О.В. Федорова. — Саратов, 2003.- 18 с.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 2-х т.- пер. с нем. / К. Фопель. — М: Генезис, 1998. Т.2. — 160 с.
- Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос», рубрика «Модернизация образования. (http://www.eidos.ru/iournal/2002/0423.htm).
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования /А.В. Хуторской // Народное образование. -2003.- № 2. С.58−64.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов /Г.А. Цукерман. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1995. — 240 с.
- Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении /Г.А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1994.-269 с.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. -М.: Интерпракс, 1995.-288 с.
- Черенкова, О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4−5 лет в игровой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / О. А. Черенкова. Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т, 2008. — 24с.
- Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.-384с.
- Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1998. — 512с.
- Шибутани Т. Социальная психология /Т. Шибутани. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-344с.
- Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.:Педагогическое общество, 2000. — 320с.
- Школа 2000.. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. М.: УМЦ «Школа 2000.», 2005. — Вып. 5. -384с.
- Щедровицкий, Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности / Г. П. Щедровицкий // Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. М.: Школа культурной политики, 1995. — 800 с.
- Щедровицкий, Г. П. Схема мыследеятельности системно-структурное строение, смысл и содержание /Т.П. Щедровицкий // Системныеисследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука -1987.-С.124- 146.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986. 144с.
- Эльконин, Б. Д. Понятие компетентности, с позиций развивающего обучения: тез. доклада / Б. Д. Эльконин // Введение в современные социальные проблемы. — (http://educat.samara.ru/proiect ktx7).
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Юрова, Л. С. Учебная ролевая игра как средство коммуникативной •компетенции: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. / JI.C. Юрова. — СПб., 2003.- 18с.
- Юрьева, Е.С. Формирование коммуникативной компетенции при изучении раздела «Лексика» (5 класс общеобразовательной школы): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. /Е.С. Юрова. — Москва, 2006. — 22с.
- Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Anderson, L.W. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives / L.W. Anderson, D.R. Krathwohl. 2001. (http://www.businessballs.com/bloomstaxonomyoflearningdomains.htm).
- Huitt, W. (2004). Bloom et al.'s taxonomy of the cognitive domain / W. Huitt. -Educational Psychology Interactive. Valdosta, GA: Valdosta State University, 2004. (http://chiron.valdosta.edu/whuitt/col/cogsys/bloom.htmn.
- Johnson, D. Learning Together and Alone: Cooperative, Competitive and Individualistic Learning 5th edition / D. W. Johnson, R.T. Johnson. — NJ: Prentice-Hall, 1994. — 272p.
- Kagan, S. Cooperative Learning. San Juan Capistrano 2th edition / S. Kagan. -Cal.: Resources for Teachers, 1997 — 212p.
- Spitzberg, B.H. Human Communication: Motivation, Knowledge, Skills / В. H. Spitzberg, S. P. Morreale, J. K. Barge. Wadsworth Pub Co, 2006. — 480p.