Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Список использованной литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Легкость установления контактов, стремление к лидерству, жажда внимания и похвалы, высокая приспособляемость к людям, поверхностность чувств, склонность к интригам при внешней мягкости; раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически провоцируют конфликты, при этом активно защищаются; в семье претендуют на роль кумира, баловня, но способны предупреждать конфликты… Читать ещё >

Список использованной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1998. — С. 132
  • 2 Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»
  • 3 Лекция Президента РК перед студентами ЕАГУ // Каз. Правда от 27.05.06 — № 131 — 132 -C.2
  • 4 А. В. Хомич «Психология дeвиантного поведения» учебн. пособие// Ростов-на-Дону., 2006. — С. 32−34
  • 5 Кондрашенко В. Т., Игумнов С. А. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: учеб. пособие. Минск: Аверсэв, 2004. — С. 12
  • 6 Менделевич, В. Д. Психология дeвиантного поведения: учебное пособие /. — СПб.: Речь, 2008. — С. 5−23
  • 7 Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988. — С. 51
  • 8. Гонеев А. Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А. Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. — М.: Академия, 1999. — c 198
  • 9 Психология дeвиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — С. 30 — 45
  • 10 Ферри Э. Преступление как социальное явление // Проблема преступности. Сб. 2. — М., 1924. — С 21 — 22
  • 11 Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. — М., 1986. — С. 27 — 35
  • 12 Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. — М., 1979. — С. 17
  • 13 Р. Бэрон, Д. Ричардсон // Психология человеческой агрессивности: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 1999. — С. 446−651
  • 14 Вагин, Ю. Профилактика деструктивного поведения//Пермь: ПОНИЦАА, 2004. — С. 45
  • 15 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: Избр. Психол. Тр.: В 2 т. — М., 1980. — Т. 1. C.237
  • 16 Клейберг Ю. А. Психология дeвиантного поведения. — М., 2001. — С. 17
  • 17 Кравченко А. И.

    Введение

    в социологию: Учеб. пособие для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений. — М., 1997. — С. 23

  • 18 Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Научный ред. А. А. Деркач. — М., 1996. — С. 25
  • 19 Беличева С. А. Сложный мир подростка. — Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. — 129 с
  • 20 Основы возрастной педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. 192 с.
  • 21 Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 304с.
  • 22 Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения.//Социология сегодня. — М., 1965. — С. 23−50
  • 23 Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Научный ред. А. А. Деркач. — М., 1996. — С. 48
  • 24 Кравченко А. И.

    Введение

    в социологию: Учеб. пособие для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений. — М., 1997. — С. 15

  • 25 Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1994. — C. 21
  • 26 Осипова а.а. общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 Г. C — 457
  • 27 Хасенгалиев А. Л. Роль социального педагога в организации профилактики дeвиантного поведения в подростковой среде [Текст] / А. Л. Хасенгалиев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 208−212.]
  • 28 Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
  • 29. Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н. К. Ракович. — Минск, 2002. — C. 25
  • 30. Гребёнкин Е. В. Социально-педагогическая профилактика агрессии и насилия среди несовершеннолетних в ФРГ: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01: Омск, 2005. — C. 65
  • 31. Селиванова О. А. Уличная социальная работа: теория и практика: Монография. Тюмень: ТюмГУ, 2005. — C. 111
  • 32. Теория и практика индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков. — СПб.: Росток, 2006 — 87
  • 33. Гельвеций К. А. О человеке. Сочинения в 2-х томах. — М.: Просвещение, 1974. — С. 24−27.
  • 34. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. — 1979. — С. 25−27.
  • 35. Локк Д. Мысли о воспитании. — М.: Просвещение, 1939. — С. 103, 104.
  • 36. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Просвещние, 1981. — 517 с.
  • 37. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 944 с.
  • 38. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое: Сочинения. — Т. 7. — Ч. 1−3. — СПб., 1998. — С. 16−20.
  • 39. Шагинов В. Б. Воспитание и развитие личности на рубеже ХХІ века // Личность и общество. — Сб. — Улан-Удэ: Бэлиг, 1998. — 58 с.
  • 40. Шилова М. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков. — М.: Айрис-пресс, 2004. — С. 10.
  • 41. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г. И. Макартычева. — СПб.: Речь, 2007. — 368
  • 42. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М.: Академический Проект; Трикста, 2005.-336с.
  • 43. Дивицина Н. Ф. Семьеведение. — М., 2006.
  • 44. Выготский Л. С. «Психология», Москва, «Эксмо-пресс», 2000 г.
  • 45. Выготский Л. С. «Орудие и знак в развитии ребенка». Собр. соч.: в 6 т. Москва, 1984 г.
  • 46. «Психология развития», хрестоматия, «Питер», 2001 г.
  • 47. «Психология конфликта», хрестоматия, сост. Гришина Н. В., «Питер», 2001 г.
  • 48. «Возрастная психология», хрестоматия, под ред. Мухиной В. С., Хвостова А. А., Москва, «Академия», 2001 г.
  • 49. Кондратьев М. Ю. «Подросток в замкнутом круге общения», Москва, 1997 г.
  • 50. Кон И. С. «Психология ранней юности», Москва, «Просвещение», 1989 г.
  • 51. Фейдимен Д., Фрейджер Р. «Личность: теории, эксперименты, упражнения»,
  • 52. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Москва, 1984 г.
  • 53. Обухова Л. Ф. «Возрастная психология», Москва, Российское педагогическое агентство, 2000 г.
  • 54. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, 1968 г.
  • 55. Петровский А. В. «Психология развивающейся личности», Москва, Педагогика, 1987 г.
  • 56. Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» Москва, «Академия», 2000 г.
  • 57. Личко А. Е. «Психопатии и акцентуации у детей и подростков», Л., Медицина, 1983 г.
  • 58. Ганнушкин П. Б. «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика», Н. Новгород, Изд-во НГМА., 2000 г.
  • 59. З. Фрейд, «Психоанализ», Донецк, «Сталкер», 1999 г.
  • 60. А. Фрейд «Детский психоанализ», «Питер», 2003 г.
  • 61. А. Фрейд, «Лекции по детскому психоанализу», Москва, «Эксмо», 2002 г.
  • 62. Э. Эриксон «Идентичность: юность и кризис», Москва, «Прогресс», 1996 г.
  • 63. Э. Эриксон, «Детство и общество», Санкт-Петербург, «Речь», 2002 г.
  • 64. А. Адлер, «Практика и теория индивидуальной психологии», «Питер», 2003 г.
  • 65. М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хайманн «Развитие в психоанализе», Москва, Академический проект, 2001 г.
  • 66. М. Кляйн, «Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников», Санкт-Петербург, Б.С.К., 1997 г.
  • 67. Дж. Браун, «Психология Фрейда и постфрейдисты», Москва, «Рефл-бук», 1997 г.
  • 68. Дж. Боулби, «Привязанность», Москва, «Гардарики», 2003 г.
  • 69. Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности», «Питер», 3-е международное издание, 2001 г.
  • 70. Н. Ф. Калина, «Основы психоанализа», «Рефл-бук», «Ваклер», 2001 г.
  • 71. «Современный психоанализ», Сборник научных трудов, Киев, «Ваклер», «Альтерпресс», 2002 г.
  • 72. «Самосознание и защитные механизмы личности», под ред. Д. Я. Райгородского, Самара, «Бахрах-М», 2003 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ, А

«Правильных» и «неправильных» ответов нет, так как каждый имеет право на своё мнение. Отвечайте точно и правдиво. Представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Давайте первый естественный ответ, который приходит в голову. Свободно выражайте своё собственное мнение.

Отвечая на вопросы, записывайте его номер и Ваш ответ «Да», если Вы согласны с утверждением, содержащемся в вопросе, или «Нет», если не согласны.

Я предпочитаю одежду неярких, приглушённых тонов.

Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.

Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за неё хорошо заплатили.

Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

Иногда бывает, что немного хвастаюсь.

Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть лётчиком-истребителем.

Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

Я предпочёл бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.

Я всегда говорю только правду.

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.

Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.

Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.

Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

Мне обычно затрудняет работу требование сделать её к определённому сроку.

Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там. Где положено.

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

Я иногда не слушаюсь родителей.

Если при покупке автомобиля мне придётся выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

Иногда мне так хочется сделать себе больно.

Моё отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.

Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

Бывает, что мне так и хочется выругаться.

Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

Мне редко удаётся заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

Бывает, что иногда я говорю неправду.

Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.

Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.

Иногда я скучаю на уроках.

Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему всё, что я о нём думаю.

Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушёл от преследования.

Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

Меня раздражает, когда девушки курят.

Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговорённого к высшей мере наказания.

Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал её.

Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям — это нормально.

Я часто не могу сдержать свои чувства.

Бывало, что я опаздывал на уроки.

Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

Секс должен занимать в жизни молодёжи одно из главных мест.

Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.

Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

Мне кажется, что я не способен ударить человека.

Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по настоящему проявить себя.

Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твёрдо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечёт наказания.

Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолётом.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика выявления причин отклонений в поведении и развитии подростка. Основные причины отклонений в поведении и развитии Влияние семьи.

Причины.

Да; нет.

1. Родители подвержены алкоголю.

2. Халатное отношение к воспитанию детей.

3. Нездоровая моральная обстановка в семье.

4. Полное непослушание детей родителям.

5. Судимость родителей.

6. Культ физической силы в семье.

7. Алкоголизм.

8. Культ денег, вещизм, карьеризм, чванство.

9. Культ ребенка в семье, вседозволенность. Отсутствие наказаний, удовлетворение всех запросов.

10. Мелочная опека.

11. Непосильные требования.

12. Физические наказания, насилие, недоверие.

13. Пресечение всякого рода активности.

14. Постоянное трудовое поручение.

15. Навыки самообслуживания.

16. Участие в коллективном труде семьи.

17. Знание бюджета семьи, ее трудовых доходов.

18. Совместное чтение книг, их обсуждение.

19. Коллективные походы в кино, на природу.

20 Дружба между детьми и родителями.

21. Чувство ответственности перед семьей.

Влияние среды.

Причины.

Да / нет.

1 Дружба с подростками из групп с отрицательной общественной направленностью.

2. Влияние взрослых с антиобщественной направленностью.

3. Бесконтрольный недозированный просмотр фильмов.

4. Частое посещение дискотек, видеосалонов, просмотр фильмов ужасов, жестокости, насилия, эротики.

5. Чрезмерное увлечение детективной литературой.

6 Другие причины (дописать).

Пробелы в воспитательной работе школы.

Причины.

Да / нет.

1. Отсутствие систематической связи с семьей.

2. Незнание индивидуальных и возрастных особенностей подростка.

3. Неучет в воспитании степени педагогической запущенности ученика.

4. Незнание потенциальных возможностей подростка.

5. Неправильное построение отношений ученика и коллектива.

6. Нет доверительных отношений педагогов с учащимися.

7. Недостатки индивидуальной работы с подростком.

8. Неумение организовать успешную учебу и общественно-трудовую деятельность ученика.

9. Отсутствие индивидуальной работы по пробуждению у ученика познавательного интереса в учении.

10. Плохо организована работа по ликвидации пробелов в знаниях школьника.

11. Другие (дописать).

Пробелы в работе общественности.

Причины.

Да нет.

Формализм в работе советов содействия семье и школе.

Доминирование вербальных форм воздействия.

3. Отсутствие должной материальной базы у администраций по месту жительства.

4. Отсутствие квалифицированных кадров в администрациях по месту жительства.

5. Отсутствие системы в работе общественных воспитательных учреждений.

6. Отсутствие форм работы по вовлечению педагогически запущенных подростков в спортивные клубы, секции.

7. Эпизодичность в работе шефов-общественников.

8. Отсутствие интересных дел, способных увлечь подростка.

9. Доминирование карательной функции инспекции и комиссии.

10 Преобладание контрольных форм работы в ущерб воспитательной.

11. Другие причины (дописать).

ПРИЛОЖЕНИЕ В Дорогие школьники! Просим Вас ответить на ниже перечисленные вопросы, используя простые ответы: да/нет.

Тест.

  • 1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
  • 2. Восприимчивы ли вы к обидам?
  • 3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
  • 4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
  • 5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
  • 6. Может ли ваше настроение меняться, от глубокой радости до глубокой печали?
  • 7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
  • 8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
  • 9. Серьезный ли вы человек?
  • 10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
  • 11. Предприимчивы ли вы?
  • 12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
  • 13. Мягкосердечный ли вы человек?
  • 14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
  • 15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
  • 16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
  • 17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
  • 18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событии и переживаний?
  • 19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
  • 20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
  • 21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
  • 22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
  • 23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
  • 24. Боретесь ли вы за, свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
  • 25. Смогли бы вы убить человека?
  • 26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
  • 27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
  • 28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
  • 29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
  • 30. Быстро ли вы можете разгневаться?
  • 31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
  • 32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
  • 33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
  • 34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
  • 35. Влияет ли на вас вид крови?
  • 36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
  • 37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
  • 38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
  • 39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
  • 40. Являетесь ли вы общительным человеком?
  • 41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
  • 42. Убегали ли вы ребенком из дома?
  • 43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
  • 44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
  • 45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
  • 46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
  • 47. Любите ли вы животных?
  • 48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
  • 49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
  • 50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
  • 51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
  • 52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
  • 53. Много ли вы общаетесь?
  • 54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
  • 55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
  • 56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
  • 57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
  • 58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
  • 59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
  • 60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
  • 61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
  • 62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
  • 63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
  • 64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
  • 65. Часто ли вы смеетесь?
  • 66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
  • 67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
  • 68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
  • 69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
  • 70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
  • 71. Пугливы ли вы?
  • 72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
  • 73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
  • 74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
  • 75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
  • 76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
  • 77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
  • 78. Переносите ли вы злость длительное время?
  • 79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
  • 80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
  • 81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы иосторожны, нежели доверчивы?
  • 82. Часто ли вы видите страшные сны?
  • 83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
  • 84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
  • 85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
  • 86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
  • 87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
  • 88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Основные характеристики типов акцентуации по опроснику К. Леонгарда-Н. Шмишека.

Тип акцентуации.

Легкость установления контактов с людьми. Особенности школьного и семейного общения.

Ситуации, в которых возможен конфликт: угрожающие болезни.

Гипертимный.

Чрезвычайная контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция; эпизодические конфликты из-за недостаточно серьезного отношения к школьным и другим обязанностям; склонны огорчаться по поводу замечаний окружающих; изредка бывают и инициаторами конфликтов.

Условия жесткой дисциплины, монотонная деятельность, вынужденное одиночество; более часто, чем у других людей, отмечаются случаи заболевания маниакально-депрессивным психозом (МДП).

Дистимный.

Низкая контактность, замкнутость, немногословность, пессимистичность; домоседы, тяготятся шумным обществом, со сверстниками близко не сходятся; в конфликты вступают редко, выступают в них чаще пассивной стороной; ценят тех, кто одаривает их дружбой и склонен им подчиняться.

Ситуации, требующие бурной деятельности, смена привычного образа жизни; склонность к невротической депрессии; отмечаются случаи МДП.

Циклоидный.

Контактность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности); в веселом обществе резко оживляются, в серьезном — молчаливы, замкнуты.

В период подьема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической, отмечаются случаи МДП.

Возбудимый.

Низкая контактность; молчаливость, замедляется в беседе, угрюмость, но возможны льстивость и услужливость; склонность к хамству и нецензурной брани, постоянным конфликтам, в которых являются активной стороной, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки.

Склонность к конфликтам по незначительным поводам; к невротическим срывам; иногда в итоге диагностируется психопатия.

Застревающий.

Средняя контактность с индивидуальными колебаниями; «застревающая занудливость нравоучителя»; служебная и бытовая несговорчивость; склонность к затяжным склокам; четко определен круг врагов и друзей, в конфликтах чаще бывают активной стороной.

Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению честолюбивых целей, ситуация ревности, сопротивление непомерно высоким требованиям; склонность к инфаркту миокарда, гипертонической болезни, неврастении.

Педантичный.

Обычная контактность; выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей; в конфликты вступают редко, выступают в них пассивной стороной; на службе способны замучить посетителя формальными требованиями, с охотой уступают лидерство другому, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Ситуации личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг, склонность к навязчивости, к ипохондрическому неврозу.

Тревожный.

Низкая контактность вследствие робости, неуверенности в себе; пониженный фон настроения; краснеют от смущения; редко вступают в конфликты (пассивная сторона); жаждут видеть в друге или воспитателя опору и защитника.

Ситуации страха, угрозы наказания, постоянных насмешек, несправедливых обвинений; склонность к неврастении, депрессии, ипохондрии, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.

Эмотивный.

Контактность ниже среднего уровня; предпочитают узкий круг друзей и близких, которых понимают «с полуслова»; редко вступают в конфликты; играют в них пассивную роль; обиды не «выплескивают» наружу; на службе исполнительны.

Конфликты с близким человеком, смерть или болезнь родных, несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей; склонность к невротической депрессии, инфаркту миокарда, гипертонической болезни.

Демонстративный.

Легкость установления контактов, стремление к лидерству, жажда внимания и похвалы, высокая приспособляемость к людям, поверхностность чувств, склонность к интригам при внешней мягкости; раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически провоцируют конфликты, при этом активно защищаются; в семье претендуют на роль кумира, баловня, но способны предупреждать конфликты, «подстраиваться под друга».

Ситуация ущемления интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала»; склонность к истерическому неврозу.

Экзальтированный.

Высокая контактность, словоохотливость, патетичность, влюбчивость; часто спорят по поводу искусства, но до конфликтов дело доходит редко, бывают в них и активной и пассивной стороной; привязаны и внимательны к друзьям и близким.

Неудачи, горестные события; склонность к невротической депрессии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой