Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Активизация познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике в 5-6 классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Получившие распространение в практике коррекционно-развивающего обучения рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики (Курдюмова Н.А., Михайлова К. К., Корольков Б. Е., Жамайтис И. и др.) ориентируют, как правило, на внедрение различного рода коллективных форм проведения занятий, широкое использование всевозможных игр и задействование в учебном процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮ-ЩЕМ ОБУЧЕНИИ
    • 1. 1. Проблема познавательной активности школьников в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Активизация познавательной деятельности учащихся как необходимое условие совершенствования методики коррекционно-развивающего обучения
    • 1. 3. Направления активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении
  • Выводы по главе
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5−6 КЛАССАХ
    • 2. 1. Основы обеспечения эмоциональной активности учащихся 5−6 классов при коррекционно-развивающем обучении математике
    • 2. 2. Активизация сенсорной деятельности обучаемых при кор -рекционно-развивающем обучении математике в 5−6 клас -сах
  • Методические особенности активизации мыслительной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике в 5−6 классах
  • Выводы по главе
  • Глава 3. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
    • 3. 1. Методические особенности использования средств комп -лексной активизации познавательной деятельности уча -щихся с задержкой психического развития при обучении математике в 5−6 классах

    § 3.2 Постановка и результаты педагогического эксперимента по активизации познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития при коррекционно-развивающем обучении математике 5−6 классов.

    Выводы по главе

Активизация познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике в 5-6 классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в современном российском обществе, затрагивают не только идеологическую сферу и экономические основы функционирования государства, они существенным образом касаются и системы общего и профессионального образования. Общество, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономического благополучия, предъявляет все более высокие требования, как к профессиональной, так и общеобразовательной школе.

В современных условиях общественного развития школа должна быть ориентирована в первую очередь на гуманистические ценности образования. Важнейшей задачей становится задача развития интеллектуальных способностей детей, умения мыслить, самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности. Простого усвоения детьми совокупности знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих умственных способностей. Это особенно важно в условиях коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих значительные трудности в учении по причине каких-либо отклонений в интеллектуальном развитии.

Для практики математического образования эти проблемы еще более характерны. Математика отличается высокой абстрактностью понятий, строгостью рассуждений (доказательств), полнотой аргументации преобразований и т. п., что делает необходимым предъявление учебного материала со значительным акцентом на его синтаксический состав. Данное обстоятельство во многих случаях подвигает учащихся к формальному запоминанию формулировок, терминов и символов. Особенно это свойственно учащимся с пониженной обучаемостью, испытывающим трудности и в абстрагировании, и в обобщении, и в свернутом оперировании знаниями. Полноценное усвоение математического материала возможно лишь при активном участии детей в выполнении учебно-познавательной деятельности на математическом материале. Эта своеобразная педагогическая аксиома определяет не только успешность формирования математических знаний, умений и навыков, но и интенсивность интеллектуального развития детей в процессе обучения математике.

Пути и средства активизации умственной деятельности детей на уроках математики являлись предметом исследования ряда ученых. Так в работах Ю. М. Колягина (108) делается упор на систематическое использование поисковых задач и проблемных заданий, вызывающих у школьников интеллектуальные затруднения.

П.М.Эрдниевым (241) выдвинута и развита концепция укрупнения дидактических единиц усвоения в обучении математике, в рамках которой активизация умственной деятельности детей обеспечивается посредством специальной организации математических упражнений, обеспечивающих интегрированный характер мыслительной деятельности.

В.И.Крупичем (77) выдвинут принцип структурной полноты системы математических задач, предназначенных для достижения определенной дидактической цели. Реализация этого принципа, по замыслу автора, и обеспечивает активность мыслительных процессов.

Т.И.Шамова (232), О. Б. Епишева (77), Л. М. Фридман (221) и др. ученные активизацию познавательной деятельности школьников на уроках математики прежде всего связывают с формированием приемов продуктивного мышления, обеспечивающих интенсивность психических процессов на математическом материале.

По мысли А. А. Столяра, Н. К Рузина, Б. С. Каплан и др. (100) структуризация учебного материала касающаяся как отдельных понятий, теорем, так и целых его фрагментов тематической направленности, делает детей полноценными хозяевами своих знаний, создает необходимые условия для осознанного выполнения математической деятельности в различных ее фазах (МЭМ, ЛОММ, ПМТ).

Признавая целесообразность следования указаниям этих и ряда других авторов, заметим, что их реализация в практике обучения детей с пониженными учебными возможностями сопряжена с рядом методических и организационных трудностей. Большинство предложений исследователей касается активизации главным образом мыслительной деятельности, а сформированность умственных операций у детей данной категории невеликаразрешение проблемных ситуаций требует высокого умственного напряжения на протяжении длительного времени, а детям с пониженной обучаемостью свойственна повышенная утомляемость, они нуждаются в частой смене характера познавательной деятельности. Важно также отметить, что многие современные развивающие технологии обучения математике ориентированы, прежде всего, на учащихся с высокими учебными возможностями. Проблемные задания, исследовательские методы, поисковые задачи зачастую недоступны учащимся с пониженной обучаемостью. Они не только не активизируют учебное познание, но иногда, напротив, тормозят умственную деятельность учащихся.

Получившие распространение в практике коррекционно-развивающего обучения рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики (Курдюмова Н.А., Михайлова К. К., Корольков Б. Е., Жамайтис И. и др.) [112, 141 и др.] ориентируют, как правило, на внедрение различного рода коллективных форм проведения занятий, широкое использование всевозможных игр и задействование в учебном процессе задач, посильных для школьников данной категории. Эти формы, безусловно, активизируют познавательную деятельность, но эта активизация скорее внешняя, нежели внутренняя, свойственная интеллектуальной деятельности. Как видим, в теории и практике образования имеются противоречия.

Возникшие в образовательной среде противоречия могут быть сняты лишь при условии системного исследования путей и средств активизации познавательной деятельности учащихся с пониженной обучаемостью, целостно охватывающего и индивидуально-психологические особенности познавательной деятельности детей с различного рода задержками психического развития, и специфику усвоения школьниками высоко абстрактных математических знаний, и особенности организации учебных занятий по математике.

Сказанное выше определяет актуальность проблемы диссертационного исследования, состоящей в поиске путей и средств активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике в 5−6 классах.

Объектом исследования является процесс обучения математике учащихся 5−6 классов общеобразовательных школ.

Предметом исследования являются пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении математике в 5−6 классах.

Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики в 5−6 классах традиционно ведутся исследователями и в направлении внешней активности детей на уроке, характеризуемой мерой их вовлечения в выполнение учебных заданий и связанной с формой организации учебных занятий, и в направлении внутренней активности, характеризуемой уровнем эвристичности познавательной деятельности и связанной с выполнением поисковых заданий, разрешением проблемных ситуаций. Не умаляя значимости каждого из этих подходов в отдельности, заметим, что оба они в реальном учебном процессе должны быть гармонично синтезированы. Более того, анализ особенностей познавательной деятельности детей показывает, что коррекционно-развивающим обучением, как правило, охвачены учащиеся, нуждающиеся в комплексной активизации многих сторон психической деятельности: змоционально-во левой, сенсорной, когнитивной. Активным по своей природе должно быть и восприятие учебного материала, излагаемого учителем, и его осмысление, происходящее в процессе выполнения детьми простейших упражнений, и его использование обучаемыми в самостоятельной познавательной деятельности.

Цель исследования заключается в разработке теоретических основ и определении методических средств комплексной активизации познавательной деятельности учащихся 5−6 классов, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении математике.

Гипотеза исследования. Если в процессе выполнения учебно-познавательной деятельности, адекватной содержанию учебного материала курса математики 5−6 классов, систематически использовать методические средства, комплексно воздействующие на все составляющие познавательной активности учащихся и обеспечивающие возможность регулирования меры этого воздействия с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и специфики математического материала, то это позволит повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие основные задачи:

— охарактеризовать особенности познавательной деятельности детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении;

— выявить основные составляющие познавательной активности школьников;

— определить пути активизации познавательной деятельности учащихся в рамках каждой из основных составляющих с учетом специфики содержания учебного материала курса математики 5−6 классов;

— определить методические средства, комплексно воздействующие на все составляющие познавательной активности учащихся, а также регулирующие это воздействие с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и специфики математического материала;

— экспериментально проверить эффективность методических средств комплексной активизации познавательной деятельности в условиях коррекционно-развивающего обучения математике в 5−6 классах.

Методологические основы исследования:

— теория активизации учения школьников (Т.И.Шамова, А. К. Маркова, Г. И. Щукина и др.);

— концепция деятельностного подхода в обучении математике (А.А.Столяр, Ю. М. Колягин, Г. И. Саранцев и др.);

— исследования по психологии обучения детей с пониженными учебными возможностями (Б.Г.Алексеев, Н. Л. Белопольская, Т. А. Власова, М. С. Певзнер и др.);

— исследования по теории обучения математике в 5−6 классах (М.И.Зайкин, Е. И. Лященко, А. Я. Цукарь, и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:

— анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— изучение отечественного и зарубежного опыта работы по активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике;

— анализ образовательных стандартов и учебных программ по математике для общеобразовательной и вспомогательной школ;

— системный анализ педагогических объектовобобщение имеющегося опыта работы учителей в классах коррекционно-развивающего обучения;

— экспериментальная проверка основных положений диссертационного исследования с использованием разработанных учебно-методических материалов в реальном учебном процессе;

— статистическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента.

Исследование было организовано следующим образом:

— на первом этапе (2000;2001 уч. год) изучалась и анализировалась научная и учебно-методическая литература по теме диссертационного исследования, анализировалось реальное состояние практики коррекционно-развивающего обучения учащихся 5−6 классов, проводился констатирующий эксперимент;

— на втором этапе (2001;2002 уч. год), определялись концептуальные положения активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике учащихся 5−6 классов, разрабатывались методические материалы, а также проводилась первичная их апробация;

— на третьем этапе (2002;2004 уч. год) проводился обучающий эксперимент, осуществлялось апробирование разработанного методического обеспечения, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проблема активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике в 5−6 классах решена на основе использования методических средств, комплексно воздействующих и на эмоционально-волевую, и на сенсорную, и на когнитивную составляющие познавательной активности учащихся, а также регулирующих это воздействие с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и специфики учебного материала пропедевтического курса математики.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней:

— уточнена сущность принципа активности учащихся в обучении и показана его особая значимость в условиях коррекционно-развивающего обучения;

— выделены три основные составляющие познавательной активности учащихся: эмоционально-волевая, сенсорная и когнитивная;

— раскрыты пути активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике в 5−6 классах в рамках каждой из основных составляющих;

— теоретически обоснован и экспериментально проверен подход к активизации познавательной деятельности учащихся 5−6 классов, основанный на использовании методических средств, комплексно воздействующих и на эмоционально-волевую, и на сенсорную, и на когнитивную составляющие познавательной активности, а также регулирующие это воздействие с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Практическая ценность исследования определяется тем, что школьная практика коррекционно-развивающего обучения математике учащихся 5−6 классов получила в свое распоряжение арсенал эффективных методических средств активизации познавательной деятельности детей, прошедших экспериментальную проверку. Вооружение учителей математики общеобразовательных школ данными методическими средствами обеспечивает более рациональную организацию учебной деятельности учащихся, способствует творческому труду и реализации скрытых возможностей каждого субъекта педагогического процесса.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные исследования философов, психологов, математиков-методистов, согласованностью полученных выводов с психологическими закономерностями усвоения знаний, поэтапным построением эксперимента и его устойчивыми положительными результатами, имеющими статистическое подтверждение.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной.

2. В условиях коррекционно-развивающего обучения математике необходимо использовать методические средства, комплексно воздействующие и на эмоционально-волевую, и на сенсорную, и на когнитивную составляющие познавательной активности учащихся, а также регулирующие это воздействие с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и специфики учебного материала пропедевтического курса математики.

3. Специфика содержания курса математики 5−6 классов, особенности его усвоения учащимися с пониженной обучаемостью определяют целесообразность использования методических средств активизации, обеспечивающих систему опор (образные, вербальные, смысловые) при усвоении знаний и систему эвристик (общие, частные, конкретные) при решении задач (когнитивная составляющая) — возможность моделирования математических объектов, стилизации изображений и записей, визуализации математических зависимостей и отношений, материализации математической деятельности (сенсорная составляющая) — занимательность учебных заданий, эстетическую привлекательность учебного материала, соревновательную направленность, игровой характер учебной деятельности (эмоциональная составляющая).

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. Особое значение в условиях коррекционно-развивающего обучения приобретают такие средства, которые позволяют одновременно влиять на каждую из трех основных составляющих познавательной активности: когнитивную, сенсорную, эмоциональную, т. е. обладают эффектом комплексной активизации.

2. В использовании средств комплексной активизации познавательной деятельности учащихся особое значение имеет возможность регулирования меры задействования каждой из трех основных составляющих познавательной активности: когнитивной, сенсорной и эмоциональной с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся и специфики содержания математического материала.

3. К средствам комплексной активизации познавательной деятельности обучаемых можно отнести такие средства, как опорные конспекты, учебные диалоги, динамические картинки, средства дидактического опережения.

4. В ходе экспериментальной проверки гипотезы диссертационного исследования, методических рекомендаций по активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике в 5−6 классах были использованы основные критерии: а) распределению учащихся по уровням познавательной активности в обучении математикеб) интересу обучаемых к занятиям математикойв) качеству математических знаний и умений школьников.

И гипотеза диссертационного исследования получила экспериментальное подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного педагогического исследования было установлено, что активизацию познавательной деятельности учащихся следует рассматривать как необходимое условие совершенствования методики коррекционно-развивающего обучения школьников.

В условиях коррекционно-развивающего обучения необходимо использовать методические средства, комплексно воздействующие на каждую из основных составляющих (эмоционально-волевую, сенсорную, когнитивную) познавательной активности учащихся, а также регулирующие это воздействие с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и специфики учебного материала пропедевтического курса математики.

Основными направлениями, обеспечивающими положительную эмоциональную активность учащихся 5−6 классов при обучении математике, создание психологически комфортной атмосферы на уроках в процессе изучения математического материала являются: 1) занимательность учебных математических заданий- 2) эстетическая привлекательность учебного материала- 3) соревновательная направленность учебных заданий- 4) игровой характер учебной математической деятельности.

Основным направлениям активизации сенсорной деятельности учащихся при обучении математике в 5−6 классах являются: 1) моделирование математических объектов и их свойств- 2) использование стилизованных изображений и записей- 3) визуализация математических зависимостей и отношений- 4) материализация математической деятельности- 5) выполнение упражнений по рисункам и чертежам.

Основными направлениями активизации мыслительной деятельности учащихся с пониженными учебными возможностями на уроках математики являются: 1) использование опор к выполнению действий- 2) использование эвристик, направляющих умственный поиск- 3) использование опор и эвристик одновременно. Основная стратегия использования эвристик при коррекционно-развивающем обучении математике как средства активизации познавательной деятельности учащихся заключается в постепенном переходе от эвристик конкретного и частного характера к эвристикам общего плана.

Особое значение в условиях коррекционно-развивающего обучения приобретают такие средства, которые позволяют одновременно влиять на каждую из трех основных составляющих познавательной активности: когнитивную, сенсорную, эмоционально-волевую, т. е. обладают эффектом комплексной активизации.

К средствам комплексной активизации познавательной деятельности обучаемых можно отнести такие средства, как опорные конспекты, учебные диалоги, динамические картинки, средства дидактического опережения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Познавательная активность школьников. // Советская педагогика. 1989. — № 7. — С. 40−43.
  2. .М. и др. Учитесь мыслить нестандартно / Кн. для учащихся. М.: МИРОС, 1994. — 128 с.
  3. К. А. Эмоциональный аспект оптимизации отношений в системе учитель ученик // Школа здоровья. — 2000. — № 4. -С. 74−75.
  4. М.К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  5. Е.Б. Принципы организации индивидуально-коррекционной работы с детьми с ЗПР в классах выравнивания // Развитие региональной системы образования. Н. Новгород, 1998. -С.202−207.
  6. Актуальные проблемы диагностики задержек психического развития детей / Под ред. Лебединской К. С., Бертынь Г. П., Дунаева З. М. и др. М., 1982. — 127 с.
  7. Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тез. междунар. семинара. СПб.: Образование, 1995. — 191 с.
  8. Н.Г. Познавательная деятельность при формировании сознательного решения задач. Автореф. дис. канд. псих, наук. М., 1979. — 28 с.
  9. М.К. Психологические особенности развития математического мышления у учащихся 5−9 классов. Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1993. — 129 с.
  10. .Г. Психология чувственного познания. -М.:Наука, 1960.-486 с.
  11. JI.П. Активность учения школьников. М.: Учпедгиз, 1968.-139 с.
  12. А.К. Формирование у школьников обобщенных математических умений // Методика преподавания математики в средней школе. Свердловск: СГПИ, 1975.- С 3−21.
  13. В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М.: Госполитиздат, 1954. — 88 с.
  14. A.M. Курс опытной геометрии. Л., 1925. — 198 с.
  15. Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития. Москва-Рига, 2000. — 204 с.
  16. А. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе. 1996. — № 2. — С. 59−60.
  17. И.В., Борчугова З. Г. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учереждений. М.: ACT «Астрель», 2001. — 303 с.
  18. И.В., Борчугова З. Г. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учереждений. М.: ACT «Астрель», 2001. — 287 с.
  19. К.В. Как научить детей учиться. М., 1987. — С. 9.
  20. С.Н., Левина М. М. Эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения // Сов. педагогика. 1981. — № 3. — С.28−32.
  21. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 66 с.
  22. Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с ЗПР: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук. М., 1976. — 21с.
  23. П.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961. — 695 с.
  24. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. — 99 с.
  25. В.Г. Формула наглядности — изоморфизм плюс простота // Советская педагогика. — 1970.— № 5. С.46—60.
  26. В.М. Методика преподавания математике в средней школе. М.:Учпедгиз, 1954. — 504 с.
  27. Е.В. Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии средствами типовых расчетных задач вариативного содержания в общеобразовательных и коррекционных классах.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 16 с.
  28. С.А., Кравченя Э. М., Равков А. В. Некоторые системные принципы в создании наглядных пособий//Университетская подготовка педагогов. Мн., 1996. — С.53−68.
  29. Н.В., Вейт М. А. Методические рекомендации по формированию гуманных отношений в коллективе учащихся. Липецк: ЛГПИ, 2000. — 25 с.
  30. B.C. Коррекционно-развивающая роль наглядных средств обучения в процессе формирования математических умений у дошкольников, страдающих церебральными параличами.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 17 с.
  31. С.Б. Развитие пространственных представлений учащихся при изучении геометрического материала в 4−5 классах средней школы: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1983. 215 с.
  32. Н.Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учереждений. М.: Сайтком, 2000. — 355 с.
  33. Н.Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учереждений. М.: Сайтком, 2000. — 284 с.
  34. Н. Изучение математики в классах коррекции // Математика. Прил. к газ. «Первое сентября». 1998. — № 32. — С. 15−18.
  35. Т.А. Каждому ребенку — надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) // Дефектология. 1975. — № 6. — С.8−17.
  36. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. исп. и доп. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  37. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.:Просвещение, 1967. — 173 с.
  38. Н.В. Дидактические условия активизации творческой деятельности учащихся 5−7 классов.: Автореф. дис.канд. пед. наук. Липецк, 2001. — 18 с.
  39. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 441 с.
  40. М.Б. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учереждений. М.: Вентана — граф, 2004. — 166 с.
  41. М.Б. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учереждений. М.: Вентана — граф, 2004. — 190 с.
  42. М.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. М.: Linka-Press, 1995. — 278 с.
  43. Вопросы общей методики преподавания математики / Л. Ф. Пичурин, В. В. Репьев, Н. Г. Федин, Н. Н. Шоластер. Учеб. Пособие для студентов-заочников пединститутов. М.: Просвещение, 1979. — 80 с.
  44. Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч.: в 6 т., Т.5. М.: Педагогика, 1983. — 291 с.
  45. Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч.: в 6 т., Т.2. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  46. А.И. Особенности развития волевой активности школьника в познавательной деятельности // Формирование социальноактивной личности в подростковом и юношеском возрасте. М.: Изд-во МГПИ, 1986.-С. 91−101.
  47. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 255с.
  48. JI. КВН «И прекрасна, и сильна математика страна» // Математика. Прил. к газ. «Первое сентября». 1999. — № 45, С.16−18.
  49. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Кн. для Учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  50. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 441 — 469.
  51. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.:Наука, 1966. С. 11−43.
  52. Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1997. — 158 с.
  53. М. Математические чудеса и тайны: Математические фокусы и головоломки. / Сокр. пер. с англ. В. С. Бермана / Под ред. Г. Е. Шилова. М: Наука., 1986. — 126 с.
  54. Д., Конфоссен С. Наглядная геометрия / Пер с нем. С. А. Каменецкого. — М.: Наука, 1981. 344 с.
  55. .В. Математика в современном мире и математическое образование // Математика в школе. 1991. — № 1. — С. 2−4.
  56. А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведения. / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Из-во центр «Академия», 1999. 163 с.
  57. М.И., Краснянская К. Н. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
  58. Я.И. Психолого-педагогические основы методики обучения математике. М.: Педагогика, 1987. -160 с.
  59. К.М. Индивидуально психологические особенности школьников. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
  60. JI.JI. Психолгический анализ решения задач. — Воронеж: ВГУ, 1976. 327 с.
  61. О.С. Некоторые приемы, облегчающие решение геометрических задач // Математика в школе. 1996. — № 2. — С.61−65.
  62. И.Н. Особенности обучения многозначным числам учащихся с задержкой психического развития пятого класса.: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 2002. — 16 с.
  63. Н.В., Зайкин М. И. Дополнительные возможности красивых заданий на координатной плоскости // Математика в школе, 1999.-№ 1.-С.5−9.
  64. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -522 с.
  65. В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. — Ереван: Луис, 1981. — 220с.
  66. В.А. Некоторые аспекты формирования познавательного интереса в процессе обучения математике // Воспитание учащихся при обучении математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.-С. 149−157.
  67. Л. Математическая викторина «Что? Где? Когда?» // Математика. Прил. к газ. «Первое сентября». 2000. — № 45. -С. 9−10.
  68. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Лубовского, Н. А. Ципиной. М.: Педагогика, 1984. — 256с.
  69. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-246 с.
  70. Дидактические игры на уроках математики в 5−6 классах / Сост. О. Ф. Суслова Барнаул, 1993. — 29 с.
  71. С. А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с ЗПР: Автореф. дис.канд. психол. наук. -М., 1977. 23 с.
  72. Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1999. — 367 с.
  73. Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1999. -413 с.
  74. Н.В. Психологические особенности решения текстовых математических задач учащимися третьих (пятых) классов в различных условиях обучения.: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 2002. — 23 с.
  75. .Г. Формирование познавательных интересов к математике у младшего школьного возраста: Дисс.канд. пед. наук. -Кривой Рог, 1971.-255 с.
  76. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. — 150 с.
  77. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. -М.: Просвещение, 1990. 127 с.
  78. Л.И. Изучение наглядной геометрии в курсе математики 5−6 классов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1992. — 17 с.
  79. А.В. Уроки педагогики сотрудничества // Математика в школе. 1995. — № 3. — С.5−7.
  80. Г. И. Действие детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. — С.29−35.
  81. Г. И. Коррекция деятельности учащихся на уроках. М.: Изд-во АПН СССР, 1977. — С.61−75.
  82. В.И. Преподавание математики в 5−6 классах: Методические рекомендации для учителя к учеб. Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. М.: Русское слово, 1998.- 154 с.
  83. Задачи по математике для внеклассной работы в 5−6 классах: Пособие для учителей / Сост. В. Ю. Сафонова. -М.: МИРОС, 1993.-72 с.
  84. М.И. Избранные вопросы теории обучения. -Арзамас: АГПИ им. А. П. Гайдара, 2003.- 323 с.
  85. М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности / Кн. для учащихся 4−7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Владос, 1996. — 176 с.
  86. М.И. Развивай геометрическую интуицию / Кн. для учащихся 5−9 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995. — 112 с.
  87. М.И., Колосова В. А. Учимся на чужих ошибках / Учебное пособие для 5-го класса общеобразовательных учреждений. -М.: Русское слово, 1998. 52 с.
  88. М.И., Колосова В. А. Учимся на чужих ошибках / Учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений. -М.: Русское слово, 1998. 55 с.
  89. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления. М.: Знание, 1982.-96 с.
  90. И.Р. Решение познавательных задач в структуре формирования мышления учащихся.: Автореф. дис.канд. психол. наук. Казань, 2001. — 22 с.
  91. В.М. Подход к изучению математики в 5−6 классах в развивающем обучении: Из опыта работы / Центр переподгот. работников образования «Развитие личности». М. — 4.2. — 1996. — 61 с.
  92. В.П., Моргунов Е. П. Человек развивающийся. — М.: ТОО «Тривола», 1994. С.ЗЗЗ.
  93. Г. В. Карточки-задания при обучении математике. — М.: Просвещение, 1992. 96 с.
  94. Е.В. Формирование пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала: Дисс.канд. пед. наук. Тверь, 1995. — 201 с.
  95. В.И. О некоторых особенностях обучения и развития неуспевающих учеников // Дети с временными задержками развития. -М.: Педагогика, 1971. — С. 139−145.
  96. Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения // Вопросы психологии. 1983. — № 5. -С.95−99.
  97. И.Б. Методические особенности обучения математике в классах компенсирующего обучения.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Саранск, 1997. 17 с.
  98. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.- 191 с.
  99. З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержками психического развития // Дефектология. 1978. — № 3. — С.3−8.
  100. .С., Рузин Н. К., Столяр А.А, Методы обучения математике. -Мн.: Нар. асвета, 1981. — 191 с.
  101. Г. М., Овчинникова Ф. З., Яшкова JI.C. Математика: Учеб. для 6 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учереждений VIII вида. М.: Просвещение, 2000. — 222 с.
  102. П.А. Элементы наглядной геометрии в школе. М.: Учпелгиз, 1955.-207 с.
  103. JI. Уроки занимательной математики 5−6 кл.: Кл. коррекц.-развивающего обучения // Математика. Прил. к газ. «Первое сентября». 1997. — № 34. — С.3−5.
  104. Н.А. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития.: Автореф. дис.канд. пед. наук. Липецк, 2002. — 22 с.
  105. В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  106. С. «Поле чудес» 5−6 класс // Математика. Прил. к газ. «Первое сентября». 2000. — № 45. — С. 1−2.
  107. Е.Г. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. -М.: МИРОС, 1994. 128 с.
  108. Ю.М. Задачи в обучении математике. Кн. 1. М.: Просвещение, 1977. — 110 с.
  109. .А. Увлечь школьников математикой. М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
  110. .Е. Проблемы организации классов коррекционно-развивающего обучения // Математика в школе. 1997. -№ 4.-С.8−10.
  111. Е. Уровни познавательной активности // Народное образование. 1995. — № 10. — С.156−159.
  112. Коррекционно-развивающее обучение на уроках математики 5−6 кл. / Сост. Н. А. Курдюмова. М.: Шк. пресса, 2002. — 42 с.
  113. Ю.А. Развитие познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения: Автореф. дис.степ. канд. пед. наук. -М., 1996. 16 с.
  114. А.Д. Исследование возможностей формирования некоторых видов деятельности у умственно отсталых детей (Дети олигофрены и дети с задержкой развития). Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук. М., 1972. — 31 с.
  115. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  116. Н.С. Развитие пространственных представлений учащихся 5−6 классов средней школы с использованием движений. Автореф, дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Киров, 2000.18 с.
  117. Кузнецова J1.B. Особенности мотивационной готовности детей с ЗПР к обучению в школе // Дефектология. 1982. — № 6. — С.3−10.
  118. Г. Ф. Компенсирующее обучение как форма педагогической помощи детям риска в условиях общеобразовательной школы // Нач. шк. 1995. -№ 3. — С.72−76.
  119. JI.H. О некоторых недостатках умственной деятельности учащихся, затрудняющих самостоятельное решение задач // Известие АПН РСФСР, вып. 115, 1961. С. 24−46.
  120. К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Невропатология и психиатрия. 1980. — № 3. -С.407−412.
  121. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279 с.
  122. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  123. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  124. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. педагогика, 1981. — 185 с.
  125. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  126. А.Р. Основы нейропсихологии: Учебн. пособие. М.: Academia, 2002. — 380 е.
  127. Д.С. Задачи без числовых данных. М.: Учпедгиз, 1961.-240 с.
  128. В.И. Дидактические особенности развития познавательных процессов младших школьников в коррекционно-развивающем обучении: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998.-21 с.
  129. Е.И., Мазаник А. А. Методика обучения математике в 4−5 классах. Мн., 1976. — 221с.
  130. С.Г. Конструирование современного урока математики : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002. — 173 с.
  131. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  132. М.В. Мотивация учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Мотивация учения. Волгоград: ВГПИ, 1976. — С.5−15.
  133. А.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — С.23−25.
  134. Математика и игра. М.: Бюро квантум, 2002. — 128 с.
  135. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  136. М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии. Казань: Таткнигоиздат., 1963. — 80 с.
  137. Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. — С.252−264.
  138. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: ФГУП Изд-во «Воронеж», 1998. — 443 с.
  139. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 219 с.
  140. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: Учебное пособие для студентов физ.-мат. педагогических институтов // Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян, В. Я. Саннинский, Г. Л. Луканкин. М.: Просвещение, 1975. — 462 с.
  141. К.К. Активизация процесса обучения математике в школе. Красноярск: КрГПИ, 1970. — 202 с.
  142. А.А. Реши сам. 4.2. Мн.: Нар. Асвета, 1969. -104 с.
  143. О.В. Психологические особенности работы школьников с текстом геометрических задач.: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1995. — 21 с.
  144. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981.-81 с.
  145. Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса // Советская педагогика. 1989. — № 10. — С. 74−78.
  146. Н.А. Коррекционная направленность обучения // Учебно-воспитательная работа в школе для детей с ЗПР. М.:Б.и., 1977.-99 с.
  147. А.А., Белоносов B.C., Вишневский М. П. и др. Математика: Учеб. для 5 кл. сред, общеобразоват. учеб. заведений. М.: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 2001. — 410 с.
  148. А.А., Белоносов B.C., Вишневский М. П. и др. Математика: Учеб. для 6 кл. сред, общеобразоват. учеб. заведений. М.: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 2001. — 396 с.
  149. Е.В. Коррекционно-развивающая функция учителя в организации образовательного процесса.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Воронеж, 2002. — 22 с.
  150. И.А. и др. Задачи по математике / Кн. для учащихся. Мн.: Нар. Асвета, 1984. — 96 с.
  151. Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учереждений. М.: Дрофа, 1999. — 303 с.
  152. Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учереждений. М.: Дрофа, 1999. — 268 с.
  153. Обучение детей с ЗПР / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского. М.: Просвещение, 1981. — 119с.
  154. Обучение математике в 7 классе с недостаточной математической подготовкой: Пособие для учителя / Сост. Л. О. Денищева, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева и др. М.: «Галс Плюс», 1995.-78 с.
  155. Общая психология: Учебное пособие для пед. ин-тов / В. В. Богословский, А. Д. Виноградова и др. М.: Просвещение, 1981. -383 с.
  156. А. Тест как средство исследования пространственного воображения // Математика в школе, 1995.- № 10. -С. 14−15.
  157. М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР // Дефектология. 1972. — № 3. — С. 3−9
  158. И .Я. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. М.: ACT, 1999. — 474 с.
  159. Д. Практическая математика. М.Б.и., 1909. — 303 с.
  160. В.А., Дашкевич С. А. Типические особенности эмоционально-волевой сферы и личностной регуляции учебной деятельности младших школьников в норме и при отклонении в развитии. Иркутск, 1981. — 87 с.
  161. М.Н., Капустина Г. М. Математика: Учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учереждений VIII вида. М.: Просвещение, 2000. — 189 с.
  162. . Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965. — № 6, С. 121−126.
  163. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Знание, 1980. — 184 с.
  164. Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. — 207с.
  165. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие.-М.: Просвещение, 1967. 264 с.
  166. Н.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с ЗПР // Дефектология. 1975. — № 6.
  167. Н.С. Формирование пространственных представлений мл. школьников. При изучении геометрического материала: Дисс.канд. пед. наук. СПб., 1992.-234с.
  168. НС. Геометрия. 5класс: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Дидактика», 1995. -120 с.
  169. А. О науке.— М.: Наука, 1990. 735 с.
  170. Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с ЗПР // Дефектология. 1980. -№ 3.-С.10−18.
  171. М.Г. Задержка психического развития у детей // Дефектология. 1977. — № 2. — С. 3−12.
  172. В.В. Очерки по общей методике математике. — Горький: Кн. Изд., 1955. -216 с.
  173. О. Игра «Счастливый случай» 5 класс // Математика. Прил. к газ. «Первое сентября». 2000. — № 45. — С. 7−9.
  174. JI.O. Геометрические модели и методы как средство развития школьников при обучении математике в 5−6 классах: Дисс.канд. пед. наук, — М., 1977. 140 с.
  175. B.C., Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье / Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989.-238с.
  176. СЛ. О мышлении и путях его исследования. -М.: АН СССР, 1958.-143с.
  177. СЛ. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  178. Н.К. Задача как цель и как средство обучения математике // Математика в школе. 1980. — № 4. — С. 13−15.
  179. СЛ. Диалог за партой / Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 84 с.
  180. X. Клинико-психологические особенности умственной работоспособности у неуспевающих школьников с задержкой развития.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1998. — 21 с.
  181. Е.А. К вопросу воспитания познавательного интереса учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике // Духовный мир молодого человека и будущее России: Сб. статей. Арзамас: АГПИ, 2003. — С.456−459.
  182. Е.А. Использование опорных конспектов на уроках активизирует познавательную деятельность учащихся // Аспирант и соискатель. М., 2004. — № 3(22), С.77−79.
  183. Е.А. Комплекс методических средств активизации познавательной деятельности учащихся. // Перспектива 4. Межвуз. Сб. трудов молодых ученых. Арзамас: АГПИ, 2004. — С. 207−211.
  184. Е.А. Направления активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении. // Орел, 2004. С. 185−186.
  185. Е.А. К вопросу об активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике //. М., 2004. — № 6. — С. 96−102.
  186. Е.А. К вопросу о реализации принципа опоры при коррекционно-развивающем обучении математике учащихся 5-х 6-х классов //. — М., 2004. — № 6. — С. 107−116.
  187. Е.А. Пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике //. М., 2004. — № 6. — С. 57−67.
  188. Н.Н. Организация учебного диалога полилога в образовательном процессе.: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Саратов, 2000. — 19 с.
  189. Р.Г. Закономерности развития и возрастные особенности школьников. Саратов, 1967. — 80 с.
  190. Е.Е. Актуализировать диалог в преподавании //Математика в школе. 1999. — № 2. — С. 63−65.
  191. А.Д., Кретинин О. С., Семенов Е. Е. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики. М.: Просвещение, 1978. — 64 с.
  192. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: НИИОПО АПН РСФСР, 1965. — 48 с.
  193. А. В. Наглядный образ в структуре познания.—М.: Политиздат, 1971. —271 с.
  194. Словарь терминов школьного оборудования: Проект для обсуждения / С. Г. Шаповаленко и др. — М.Б.и., 1980.— 40с.
  195. И.М. Интерес и его измерение на уроках математики // Психолого-педагогические основы обучения математики. ч.1.-М.: Просвещение, 1992. С. 73−80.
  196. Г. П. Образование геометрических понятий в 4 классе // Из опыта преподавания математики в средней школе / Сост. А. В. Соколова М., 1979. — С. 42−47.
  197. Средства обучения математике: Сб. статей / Сост. А. М. Пышкало. М.: Просвещение, 1980. — 208 С.
  198. А.А. Логика и интуиция в преподовании геометрии. -Мн, 1963.-177 с.
  199. А.А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.-мат. факульт. пед. ун-тов. Мн.: Высш. школа, 1986. — 382с.
  200. Дж. Концепция современной математики / Пер. с англ. — Мн.:Вышейшая школа, 1980. 382 с.
  201. Т. Урок КВН. // Математика. Прил. к газ. «Первое сентября». -1998. — № 42 — С. 8−9.
  202. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  203. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  204. Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учеб. пособие / Под ред. Т. А. Ивановой. Н. Новгород: НГПУ, 2003.-320 с.
  205. Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ: Средняя школа / Мин-во просвещения СССР. — М.: Просвещение, 1982. — 171 с.
  206. П. Наглядная геометрия. М., 1916. — 137 с.
  207. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  208. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 88 с.
  209. Учебное пособие по математике для 6-го класса. Томск, 2001.-408 с.
  210. К.Д. Собрание сочинений. Т. 1. M.-J1,1950. 584 с.
  211. Ю.И. Школьный материал Монтессори. M.-JL, 1929.-32С.
  212. Формирование мотивации учения: Кн. для. учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  213. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984. — 80с.
  214. JI.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. — М., 1983. — 160 с.
  215. Н.Г. Педагогические условия Эффективности коррекционно-развивающего обучения младших школьников.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Пенза, 2000. — 18 с.
  216. И.Ф. Активизация учения школьников. Мн. Нар. Асвета, 1970. — 158 с.
  217. А .Я. О математических определениях в средней школе // Математика в школе. 1941. — № 1 — С. 1−10.
  218. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Учеб. пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 219 с.
  219. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудиса. Т.2. — М.: Изд-во МГУ, 1981. -304 с.
  220. B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.Б.и., 1977. — 120 с.
  221. Цукарь А. Я Схематизация и моделирование при решении текстовых задач // Математика в школе. 1998. — № 5. — С.48−54.
  222. А.Н. Особенности познавательной активности школьников с пониженной обучаемостью: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1974.-20 с.
  223. З.Ф. Формирование познавательной активности младшего подростка в учебно-познавательной деятельности. — Вильнюс, 1985.-200 с.
  224. Е.В. Обучение детей с ЗПР: Организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционноразвивающего обучения: Пособие для учителя. М.: Изд-во ГНОМ и D, 2003.- 80 с.
  225. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  226. И.Ф., Ерганжиева JI.H. Наглядная геометрия. -Смоленск: Русич, 1995. 207 с.
  227. Шардаков М. Н Мышление школьника. М.: Педагогика, 1963.255 с.
  228. А.Г., Гейн А. Г., Коряков, Волков М.В. Математика: Учеб.-собеседник: Для 5 кл. общееобразоват. учереждений. М.: Просвещение, 2000. — 368 с.
  229. А.Г., Гейн А. Г., Коряков, Волков М.В. Математика: Учеб.-собеседник: Для 6 кл. общееобразоват. учереждений. М.: Просвещение, 2001. — 288 с.
  230. С.Г. Коррекционо-развивающее обучение : Орг.-пед. аспекты: Метод, пособие для учителей кл. коррекц.-развивающего обучения. М.: Владос, 1999. — 136 с.
  231. Шорох-Троцкий С. И. Геометрия на задачах. М., 1908. — 428 с.
  232. В. Игра путешествие «По волнам математики» // Математика. Прил. к газ. «Первое сентября». — 2000. — № 45, С. 15−17
  233. М.Ю. Занимательные задания в обучении математике / Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994. — 222 с.
  234. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  235. Эрдниев П. М, Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе: Укрупнение дидактических единиц: Кн. для учителя. М.: Столетие, 1996.-320 с.
  236. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. — М.: Педагогика, 1989. -224 с.
  237. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  238. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  239. Е.А. Индивидуализация обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 16 с.
  240. August G.L. Behavioral and cognitive subtypes of ADHD. // J. of American Academy Child and Adolescents Psychiatry, 1989. -p. 739 748.
  241. Brody N. Personality research and theory. New York, London: Acad. Press, — 1972. — 375 p.
  242. Duffy E. Activation. Handbook of psychophysiology (Szerk. Greenfield N.S., Sternbach R.A.). Holt, Runehart, Winston New York. -1972. — p.577−622.
  243. Holborow P.L., Berry P. S. Hyperactivity and difficults // J. of Learning Disabilities, 1986 — 19 — p.426−431.
  244. Kirk S., Kirk W. Psycholinguistic Learning Disabilities: Diagnosis and Remediation. Vrbana, 1971.
  245. P.-H. Van Hiele. La pensee de 1' enfant et la geometry // bulletin de 1 'Association des Professors de Mathematique de 1 Enseignement Public. 1959.-№ 198.
  246. Strauss A.A., Lehtinen L.E. Psychopathology and Education of the Drain-Jnjured Child N Y., 1947.
Заполнить форму текущей работой