Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования: На материале курса «Природоведение» в начальной школе
Диссертация
Образовательная ситуация, сложившаяся на рубеже XXI века характеризуется процессом постепенного перехода от традиционной познавательной парадигмы образования к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме. В этом плане характерны работы Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, А. А. Вербицкого, В. П. Зинченко, И. А. Колесниковой, Х. Г. Тхагапсоева, П. Г. Щедровицкого и других. Авторы отмечают… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы проектирования эмоционально-ценностного компонента содержания образования
- 1. 1. Сущность эмоционально-ценностного компонента содержания образования
- 1. 2. Способы фиксации эмоционально-ценностного компонента при проектировании содержания образования
- 1. 3. Отражение эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебниках природоведения
- Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка комплекса дидактических средств проектирования эмоционально-ценностного компонента содержания образования (на примере учебного предмета «Природоведение»)
- 2. 1. Конструирование комплекса дидактических средств проектирования эмоционально-ценностного компонента содержания образования
- 2. 2. Критерии и показатели оценки комплекса дидактических средств проектирования эмоционально-ценностного компонента содержания образования
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной проверки комплекса дидактических средств проектирования эмоционально-ценностного компонента содержания образования (на примере учебного предмета
- Природоведение")
Список литературы
- Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дис. к.пед.наук. — Ростов н/Д, 1989.- 18 с.
- Алексеев С.В. Экология: Наука и область образования, Методические рекомендации. Санкт Петербург, 1994. — 56 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса, Минск: Университетское, 1990. — 560с.
- Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999, № 4. С.117−121.
- Архангельский С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента, М.: Знание, 1974. С.35−39.
- Баранова Г. А. Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебнике (на материале предметов гуманитарного цикла) дис.к.пед.н.- М., 1998. 140 с.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники / Под ред. И. Т. Фролова.-М.: Наука, 1986. С.108−109.
- Бейлинсон В.Г. Арсенал образования: Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий, — Дис. .к.пед.н. М., 1989. — 287 с.
- Богин В.Г. Интеллектуальный потенциал знамение времени // Современная дидактика: теория — практике. — М.: изд. ИТМ и МИО РАО, 1993. С.140−175.
- Боголюбов Л.Н. Проблема содержания образования в современной теории и методике обучения / Современные проблемы образования: Сборник. Тула: Издательство Тульского госпедуниверситета им. Л. Н. Толстого, 1997. С.32−45.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бондаренко С.М., Граник Г. Г., Концевая JI.A. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте // Проблема школьного учебника. -Вып. 20.-М., 1991. С. 41−50.
- Бреслав Г. И. Эмоциональные особенности формирования личности в/ детстве. -М.: Педагогика, 1990. 140 с.
- Буякас Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценно-^ стей культурных символов — в индивидуальном сознании. — Вопросы психологии .1977, № 5. С. 44.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: Варианты выбора// Педагогика. 1997. № 2.
- Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление. М.: Изд. МГУ, 1980. -192 с. ^
- Вендровская Р.Б. Проблемы формирования учебных планов в советской школе (1945 1985)//Советская педагогика, 1987, № 3. С. 96 — 101.
- Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М.-1999. 75 с.
- Виноградова Н.Ф. и др."Окружающий мир" в 3−4 классах четырехлетней начальной школы: Методические беседы. М.: Просвещение, 1999. -192с.
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в нач. школе: Беседы с будущими учителями: Учебник для студ. отд. и фак. нач. классов сред, и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Из-во «Академия», 1998. 144 с.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 1 2 классах: Методические беседы: Кн. для учителя.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2000. — 64 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б.ЭльконинаД/ В. В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1966.-442 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.-479с.
- Высоцкая С.И. Дидактические нормативы фиксации знаний в тексте программ // Теоретические основы содержания общего и среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. С. 286−293.
- Высоцкий С. Обоснование учебного плана комплексная задача// Советская педагогика, 1988, № 1. С. 130−132.
- Газман О.С. Образование личности в условиях свободы // Новые ценно- / сти образования. Вып. 2. М.- 1995. С. 16−45.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Новые ценности образования. Вып. 6. М.: Инноватор, 1996. С.10−38.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев, 1986. — 197 с.
- Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образова- / нии // Педагогика. 1992. № 5−6. С.3−12.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и другим.-Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1982, № 4. С. 21−29.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 174 с.
- Граник Г. Г. О типах учебных текстов // Пробл. школ, учебника. Вып. 3.-М., 1975. С. 81.
- Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в У социалистическом обществе: Активность и развитие личности.-М.-.Наука, 1979. 183 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
- Дмитриев Ю.Д. Путешествие на всю жизнь (Для сред, школьного возраста). М., Молодая гвардия, 1977. 144 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания.- М., 1982. 212 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность.-М.: Политиздат, 1978. 272 с. V
- Духовность человеческого бытия (коллективная монография). Владимир: ВГПУ, 1998. — 208 с.
- Журавлев И.К. Состав содержания образования, обусловленный принципами построения учебного плана // Теоретические основы содержания общего и среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.-М.: Педагогика, 1983. С. 161 183.
- Журавлев И.К. Учебник в системе обучения // Современная дидактика: теория практике. / Под ред. И. К. Журавлева, И. Я. Лернера.- М.: Из-во ИТМ и МИО РАО, 1994. С. 250−285.
- Журавлев И.К., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования. 1979. № 1. С. 18−23.
- Зак А. З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста: Автореф. дис. .к.псих.н. -М., 1976. 17 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. — М.: ИН-ФРА, 2002. — 53 с.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. 176 с. у
- Занков JI.B. Некоторые вопросы теории учебника для нач. классов // Пробл. школ, учебника.- Вып. 6.- М., 1978. С. 34−46.
- Зверев И.Д. Школьный учебник: проблемы и пути их развития // Пробл. школ, учебника.- Вып. 20.- М., 1991. С. 5−17.
- Зверева В.И. Образовательная программа школы: Структура, содержание, технология разработки М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. 170 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 37. /
- Зимняя И.А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России. (состояние, пути решения).-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 82с.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. 1997У/ № 5. С. 3−16.
- Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. изд. Казанского университета, 1992. -155 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические ориентиры в практике обучения естественнонаучным дисциплинам // Современная дидактика: теория-практике.-М.: изд. И&trade- и МИО РАО, 1993. С. 80−140.
- Зорина Л.Я., Лернер И. Я. Основания для решения воспитательных задач содержания образования // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.-М.:Педагогика, 1983. С. 251 -258.
- Зотов В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально-/ ценностного отношения к природе: Автореф. дис.к.пед.н.- М., 1998.16 с.
- Зуев Д.Д. Школьный учебник.- М.: Пдагогика, 1983. 240 с.
- Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с. V
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1984. 496 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Природа: От охраны к заботе// Знание — сила, 1990, № 3. С. 8−13.
- Каган М.С. Философия культуры. Санкт — Петербург, ТООТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса.- Москва, 1993. — 80 с.
- Клепинина З.А. Информационное методическое письмо об обновленном курсе природоведения в программе естественно-научного образования «Природа и люди» // Начальная школа. 1998, № 8. С. 81 86.
- Клепинина З.А. Природоведение: Учеб. для 3 кл. трехлетней и 4 кл. четырехлетней нач. шк.- 1-е изд.-М.: Ассоциация 21-век, 1996. 288 с.
- Клепинина З.А. Природоведение: Учеб. для 2 кл. трехлет. нач. шк. 6-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
- Клепинина З. А Природоведение: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. -М.: Просвещение, 1989. 159 с.
- Клепинина З.А. Сравнительный анализ структуры учебников природоведения РФ, Украины, Белоруссии // Пробл. школ, учебника. Вып. 11.-М&bdquo- 1982. С. 95- 107.
- Клепинина З.А., Владычин В. В. Природоведение. Учебное пособие для 2 класса.- Издательство «Просвещение». 1973. 123 с.
- Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. 1998, № 8. С. 56−62.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995, № 6. С. 84−89.
- Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе-/ детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.к.псих.н. -СПб, 1992. 15 с.
- Краевский В.В. Дидактические основания определения содержания учебника // Пробл. школ, учебника.- Вып. 8, — М., 1980. С. 34−48.
- Краевский В.В. Методологические основы построения теории содержания общего среднего образования и ее основные проблемы // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернер.-М.'Педагогика, 1983. С. 40 59.
- Краевский В.В. Нормативное представление о формировании содержания образования // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М.: Педагогика. 1983. С. 202−211.
- Краевский В.В. Педагогический подход к построению теории содержания общего образования // Новые исследования, 1979, № 1. С. 3−6.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977. С.75−76.
- Краткий психологический словарь / сост.Л.А.Карпенко/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: Политиздат, 1985. 431 с.
- Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образ.// Новые ценности образования. 1995, № 2. С. 67−102.
- Кулюткин Ю.Н. Анализ функциональных стилей учебного текста // Пробл. школ, учебника.- вып.5, М., 1997. С. 91−98.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей.-ПГ.:Госиздат, 1922. 401 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры.- М.: Педагогика, 1980. 264 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304с.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт много- / мерной реконструкции. // Вопросы философии. 1996, № 4. С. 15−26.
- Лернер И .Я. Качества знаний учащихся: Какими они должны быть? М., V 1978.-46 с.
- Лернер И.Я. О дидактических основаниях построения учебника // Пробл. школ, учебника,-Вып. 20, М.: Просвещение, 1991. С. 18−26.
- Лернер И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебнике // Пробл. школ, учебника. Вып. 12. -М.: Просвещение, 1983. С. 228−234.
- Лернер И.Я. Состав содержания образования и пути его воплощения в учебнике // Пробл.школ.учебника.-Вып.б. М., 1979. С. 52.
- Лернер И.Я. Функции учебника и способы фиксации в нем учебного материала // Теоретические основы содержания общего и среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.- М.: Педагогика, 1983. С. 305−311.
- Лернер И.Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. Вып. № 11, 1987. С. 60−65.
- ЛернерИ.Я. Система дидактических знаний и ее значение для построения учебно-воспитательного процесса. // Современная дидактика: теория-практике / Под ред.И. Я. Лернера, И. К. Журавлева.-М., 1994. С.11- 44.
- Лобанов А.А. Основы профессиональнно-педагогического общения: Учебное пособие.-С.Петербург: Образование, РГПУ, 2000. 236 с.
- Логвинов И.И. Учебные планы: Традиции, проблемы, перспективы// Советская педагогика. 1988, № 1. С. 45−50.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984. 444 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива // Серия «Пе-у дагогика и психология», 1978, № 4.- 48 с.
- Макаренко Ю.А. Пути изучения эмоций у детей. М., 1976. -38с. /
- Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьни-1 j ков.- Тула.: Изд.-во Тул.Гос.пед.ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999. 130 с.
- ЮО.Матрос Д. Ш. Опыт конструирования оптимального учебного плана школы//Педагогика. 1999, № 1. С. 31−35.
- Матрос Д.Ш. Составление учебного плана в школе // Педагогика, 1991, № 12. С. 56−62.
- Ю2.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. 240 с.
- ЮЗ.Мельчаков Л. Ф., Скаткин М. Н. Природоведение: Учебник. 3 -4 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1987. 240 с.
- Мельчаков Л.Ф., Скаткин М. Н. Природоведение: Учеб. для 3,5 кл.сред. шк.-9-е изд.-М.: Просвещение, 1993. 240 с.
- Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979. 256 с.
- Юб.Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 1999. -48с.
- Ю7.Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. — 351с.
- Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. -200 с.
- Ю9.Мясищев В. И. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева.-М.: издЗ/ Институт практической психологии, 1995. 363 с.
- Назаренко В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения//Экология и жизнь. 1997, № 2−3. С. 18−28.111 .Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагоги^/ ка. 1998, № 4. С.3−9.
- Никандров Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века.-/ М., 1997. С. 18.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика.1^ 1998, № 3. С.3−10.
- Новые ценности образования Сборник № 6М.-.Инноватор, 1996. 196 с. /
- Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психо-7 логов. М., 1995. 113 с. 117.0конь В. Введение в общую дидактику.- М.: Высшая школа., 1990. 382с.118.0льшанникова А. Е. Эмоциональное воспитание.- М.: Знание, 1983. 80с. ,
- Осмоловская И.М. Ценности личности как фактор формирования базово-/ го содержания образования // Дидактические проблемы построения базового содержания образования.-М., 1993. С. 105−113.
- От школы монолога к школе диалога: К освоению идеи диалога в обучении / Авторы — составители: Л. И. Богомолова, Л. А. Кирсанова, Е. Ю. Рогачева, Е. Н. Селиверстова / Под общей ред. Е. Н. Селиверстовой.-Владимир, 1996. — 92 с.
- Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-ов./ Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988. 251 с.
- Перминова JI.M. Опыт введения регионального компонента в содержание образования //Педагогика. 1998, № 4. С.35−38.
- Петросова Р.А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико экспериментальное исследование.-М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. трехлет. нач. шк.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1997. 161 с.
- Плешаков А.А. Природоведение: Учеб. для 2 кл. трехлет. и 3 кл. четы-рехлет. нач. шк. / Под ред. И. Д. Зверева.-5-е изд.- М.: Просвещение, 1997. -160 с.
- Плешаков А.А. Природоведение: Учеб. для 3 кл. трехлет. и 4 кл. четы-рехлет. нач. шк. / Под ред. И. Д. Зверева.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 1998. 191 с.
- Плешаков А.А. Тематическое планирование по программе «Зеленый дом» для нач. школы: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1999. 79 с.
- Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. В сб.: Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения / Под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шахмаева. — 4.2 -М.:изд.РАО. 1992. С. 128.
- Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова М., «Педагогика», 1978. — 144 с.
- Полякова А.В., Товпинец И. П. Развивающее образование в начальной школе. // Современная дидактика: теория практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М., 1994. С. 44−80.
- Программа общеобразовательных учреждений, начальные классы (1−3), М., Просвещение, 1996. 285 с.
- Программно методические материалы. Природоведение. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко, — изд. — М.: Дрофа, 1999. — 224 с.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение?.- Томск.: «Пеленг». 1993. -64 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: «Педагогика», 1973.-424 с.
- Селиверстова Е.Н. От школы знания к школе созидания: Монография. -Владимир: ВГПУ, 2000. — 208 с.
- Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 180 с.
- Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие.-М.: Агар, 1997.- 144 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.-М.: Педагогика, 1987. 151с.
- Скаткин М.Н. Об усилении воспитывающей и развивающей функции учебника // Пробл. школ, учебника.- Вып. 7, — М., 1979. С. 20−38.
- Скаткин М.Н. Природоведение. Учебное пособие для 3 класса.-М.: Просвещение, 1962. 220 с.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы.-М., 1981.
- Скубаева Е.Н. Дидактический аспект воспитания духовности // Дидактика в предчувствии Ш тысячелетия: материалы педагогических чтений памяти И. Я. Лернера 27−28 марта 2000 г. / Под ред. Е. Н. Селиверстовой, И. В. Шалыгиной. Владимир, 2000. С. 80−83.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 е., ил.
- Солдатенков А.Д.: Ориентация школьников на духовно значимые ценно-1 сти: Автореф.дис.док.пед.наук.-М., 1994. 46 с.
- Сорокин П.А. Причины войны и условия мира (1944) // Сорокин П. А. Общедоступный учебник идеологии. Статьи разных лет. М., 1994. С. 491−501.
- Сушкова Ф.Б. Функции программ и общие нормативы их построения // Теоретические основы содержания общего и среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.- М.: Педагогика, 1983. С. 276 -286.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.-М.: Педагогика, 1989.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.-М.: Педагогика, 1983. 352с.
- Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999, № 1. С.103- 110.
- Учебные задания по изучению и охране природы. Для учащихся 3-х кл./ Под ред. Салеевой Л. П., М.:1988. 61с.
- Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону: Изд.-во ТОО «Мираж». — 1997. 213 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика.- М., 1993. С. 288.
- Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В. В. Мироненко: Под ред. А. В. Петровского.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1987. 447 с.
- Ценностные ориентации и интересы школьников / Под ред./ Т. Н. Мальковской. М.: НИИОП, 1983. — 126 с.
- Цетлин B.C. Нормативы фиксации в тексте программ содержания творческой деятельности и воспитательных задач. // Теоретические основы содержания общего и среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. С. 300 -305.
- Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности.- Тбилиси, 1984. C.59.V163 .Чудаков А. П. О характере текста учебника // Пробл. школ, учебника.-Вып. 3., М., 1975. С. 86−93.
- Щедровицкий П.Г. Пространство свободы. // Народное образование, 1997, № 1.
- Щербаков Р.Н. Ценностные аспекты процесса обучения в школе //Наука V и школа. 1999. № 1. С.5−9.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.-М.: Педагогическое общество России., 1998. 250 с.
- Экологическое образование школьников/ Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. М., 1983.
- Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. (Развитие нравст-у венных оценок у школьников) Психология чувств часть 2, из-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. 215 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника.-М., 1966. 291 с. У
- Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого / развития // Вопросы психологии. 1997, № 4. С. 20−27.