Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные пути совершенствования педагогической культуры офицера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенствование всех личностных качеств, входящих компонентами в структуру педагогической культуры, невозможно без самосовершенствования офицера, его самовоспитания и самообразования. У офицера, обладающего высокой педагогической культурой, содержание задач самосовершенствования во многом обусловлено характером военно-профессиональной деятельности. Важно, чтобы эти цели и задачи были социально… Читать ещё >

Основные пути совершенствования педагогической культуры офицера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ теоретического и практического опыта свидетельствует, что любые позитивные изменения подготовки различных категорий военнослужащих не могут предполагать изменений качественного уровня без эффективной педагогической деятельности офицера. При этом интегральным показателем профессиональной деятельности офицера подразделения, части эффективностью и условием его труда выступает педагогическая культура.

Базируется педагогическая культура на глубоком знании социальногуманитарных, естественнонаучных, технических, военных и других наук, соответствующих профилю военно-профессиональной подготовки, на умениях эффективно использовать эти знания в учебно-воспитательном процессе. Такие знания и умения позволяют офицерам успешно формировать профессиональных военных специалистов, развивать их личностные качества, грамотно решать соответствующие учебно-боевые и боевые задачи.

Отдельные компоненты педагогической культуры могут получать особую окраску, демонстрируя тем самым индивидуальный облик каждого офицера. Это значит, что педагогическая культура, наряду с общими для каждого офицера чертами, несет в себе самобытные, индивидуально-неповторимые особенности, обусловленные структурой и содержанием его личности. В ней выражаются отношения офицера к педагогической деятельности, понимание ее сущности, своей роли и места в ней, стиль общения и поведения, отношения к самосовершенствованию.

В обобщенном виде феномен педагогической культуры можно представить, как сложное качество личности офицера, как условие и предпосылку эффективной учебно-воспитательной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности офицера и как цель профессионального самосовершенствования.

Наряду с этим, педагогическая культура выступает сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей личности офицера, включающая в себя три составляющие: аксиологическую, технологическую личностно-творческую.

Аксиологический компонент педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития войсковой практики. В процессе военно-педагогической деятельности офицеры овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, представляющие объект освоения в ходе педагогической деятельности, и в зависимости от степени приложения в реальной жизни оценивают их как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы знания, идеи, концепции и выступают в качестве педагогических ценностей. Офицер становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности офицера. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Педагогическая деятельность по своей природе технологична: она выполняет функции сохранения исторически сложившихся способов и приемов педагогической деятельности, их педагогических технологий.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогического воспроизведения развития культуры в конкретных социокультурных условиях раскрывает механизм овладения ею и воплощения как творческий акт. Процесс присвоения офицером выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, личность способна преобразовать, интерпретировать их, что определяется личностными особенностями офицера, так и характером его военно-профессиональной деятельности.

Можно сказать, что педагогическая культура — это мера и способ творческой самореализации личности офицера части, подразделения в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий по обучению и воспитанию подчиненных. Помимо изложенного, существуют и другие представления о сущности, содержании и структуре педагогической культуры офицера.

Исходя из содержания педагогической культуры, можно сформулировать ее критерии, которым должны соответствовать личность офицера, его профессиональная деятельность:

  • — ценностное отношение педагогической реальности, которая проявляется через понимание и оценку целей и задач педагогической деятельности, сознание ценности педагогических знаний в конкретной предметной области, признание ценности субъектно-объектных отношений, удовлетворенность педагогическим трудом;
  • — технолого-педагогическая подготовленность, которая предполагает определенный уровень развития педагогического мастерства, знаний и умений использовать способы решений различных педагогических задач.

Совокупность сложных педагогических умений отражает уровень развития личности офицера как субъекта деятельности, степень развития педагогического мышления — сформированность педагогической рефлексии, отношение к обыденному педагогическому сознанию, проблемнопоисковый характер деятельности, гибкость и вариантность мышления, самостоятельность в принятии решения, стремление к педагогическому самосовершенствованию и др.

Совершенствование педагогической культуры офицера воинской части, подразделения предполагает:

  • — освоение максимально возможного объема знаний, фактов, закономерностей, законов в области социально-гуманитарных, военно-профессиональных и военных наук;
  • — развитие мышления, способов осуществления мыслительных операций и умения ими пользоваться в различных условиях (стандартных и нестандартных);
  • — восприятие педагогических ценностей и ценностных ориентаций, в частности в сфере отношения к педагогическому труду, к обучаемым, к себе самому как профессионалу и др.;
  • — развитие педагогического мастерства, педагогических навыков и умений, педагогической техники;
  • — изучение отечественного и зарубежного современного и исторического опыта решения общечеловеческих и профессиональных проблем.

Совершенствуя педагогическую культуру, офицеры части, подразделения тем самым развивают следующие личностные качества:

  • — специфические профессионально-педагогические — педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт и др.;
  • — психологические — эмпатию (способность к сопереживанию), эмоциональность (в пределах нормы для данного общества и профессии), аутентичность, открытость (по отношению к другим и новому), терпимость, развитость интуиции, стрессоустойчивость, оптимизм и др.;
  • — мыслительные — аналитичность, рефлективность, быстроту реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления, целостность, системность мышления;
  • — поведенческие — коммуникабельность, инициативность, способность к импровизации, способность к релаксации, способность идти на риск, способность идти и подчиняться, ответственность и др.

Вместе с тем уровень развития данных качеств выступает условием эффективности процесса совершенствования педагогической культуры офицеров части, подразделения.

Развитие педагогической культуры как педагогический процесс осуществляется его субъектами — командиром и офицерами управления части, а также самими офицерами-воспитателями. Отсюда две стороны практической организации этого процесса: деятельность командования части по формированию и совершенствованию педагогической культуры и самостоятельная работа офицеров-воспитателей по своему педагогическому развитию.

Если обобщить вышесказанное, то в качестве основных путей совершенствования педагогической культуры офицеров воинской части следует выделить следующие (рис. 21.4).

Пути формирования и развития педагогической культуры офицера.

Рис. 21.4. Пути формирования и развития педагогической культуры офицера.

Такой подход соответствует современным взглядам на цели и содержание обучения и воспитания подчиненных. В соответствии с современными концепциями обучения и воспитания основная цель подготовки военнослужащих — формирование не просто военного профессионала, но и личности с высокой общей профессиональной культурой, способной к адекватному восприятию армейских и флотских реалий, в центре которой стоит человек в военной форме, человек с его потребностями и интересами. Понятно, что офицеры частей и подразделений должны иметь адекватную подготовленность, стремиться к соответствующему уровню педагогической культуры в ее теоретическом и прикладном исполнении, овладевать фундаментальными, устойчивыми и долго живущими, профессионально ориентированными знаниями.

Непосредственное педагогическое воздействие на подчиненных офицерами частей и подразделений, как показывает практика, осуществляется при помощи многочисленных навыков и умений, которые в совокупности составляют педагогическую технику. Являясь составной частью педагогической культуры и мастерства, она объединяет все действия и шаги офицера. Педагогическая техника включает в себя методику организации учебных занятий, учений и тренировок, проведение различных воспитательных мероприятий, показ офицерам своего отношения к тем или иным действиям обучаемых, умение пользоваться словом (постановка голоса, тон, стиль и культура речи, интонация, жесты, мимика). К элементам педагогической техники относятся также: умение офицера слушать обучаемых, общаться с ними, предъявлять требовательность, соблюдать нормы профессиональной этики; владение методикой изучения и учета личностных качеств военнослужащих, особенностей их коллективов; приемы руководства самовоспитанием и самообразованием подчиненных; умелое использование технических средств обучения; приемы педагогического учета и контроля поведения личного состава, уровня его воспитанности и др.

Совершенствование педагогических навыков и умений не может быть успешным без учета творческого характера педагогического труда, особого стиля интеллектуальной деятельности офицера, которая вызывает сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, мотивационной и др.) личности военнослужащего.

В педагогической деятельности следует учитывать ряд особенностей педагогического творчества.

Во-первых, педагогическое творчество более «регламентировано» во времени. Этапы творческого процесса между собой «жестко» связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому. Если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, иногда даже необходимы паузы между этапами творческого акта, то в практической деятельности офицера они чаще исключены.

Совершенствование всех личностных качеств, входящих компонентами в структуру педагогической культуры, невозможно без самосовершенствования офицера, его самовоспитания и самообразования. У офицера, обладающего высокой педагогической культурой, содержание задач самосовершенствования во многом обусловлено характером военно-профессиональной деятельности. Важно, чтобы эти цели и задачи были социально значимы и личностно трудны; трудности рождают в человеке способности, необходимые для преодоления препятствий. В процессе самосовершенствования офицеры, как правило, прибегают к следующим методам: самообязательству, самоорганизации жизни и деятельности, самоотчету. В качестве методических приемов используется самоубеждение и самоупражнение. Большую помощь офицерам частей и подразделений в самосовершенствовании оказывают разработка и соблюдение правил личного поведения, дневники, самовнушение, систематические самотренировки. Самостоятельная работа офицерского состава частей и подразделений по совершенствованию педагогической культуры выражается, прежде всего, в ее качественном планировании, подготовке и проведении воспитательных мероприятий. Профессиональных вершин высокого уровня педагогической культуры они достигают только в том случае, если:

  • — тщательно готовят совещания, ставят конкретные задачи на проведение каждого воспитательного мероприятия, продумывают не только то, что скажут и покажут, но и какие педагогические приемы и как используют;
  • — в ходе занятий и воспитательных мероприятий контролируют себя, следят за своими словами, действиями и поведением;
  • — самокритично анализируют результаты своей педагогической деятельности, отмечают удачные приемы, выявляют причины неудач и в последующем стремятся их не допустить;
  • — систематически знакомятся с передовым педагогическим опытом, критически его осмысливают и используют в своей работе;
  • — регулярно изучают специальную психолого-педагогическую, методическую литературу, руководящие документы.

Самосовершенствование — это сложная, многогранная работа, требующая не кратковременного, а постоянного на протяжении всей педагогической деятельности, напряжения интеллектуальных, нравственных и физических сил офицеров части, подразделения.

Таким образом, указанные пути совершенствования педагогической культуры офицеров частей и подразделений раскрывают лишь основные векторы работы субъектов этого процесса; на практике их, безусловно, больше. Важно и другое: необходимо обеспечить целенаправленность, системность и непрерывность в этой работе. Только тогда развитие педагогической культуры как относительно самостоятельный педагогический процесс будет способствовать повышению эффективности системы обучения и воспитания в частях и подразделениях за счет улучшения качества индивидуальной педагогической деятельности офицеров, гуманизации и иедагогизации жизнедеятельности воинских частей и подразделений в современных условиях.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Дайте характеристику вашему представлению о педагогической культуре офицера.
  • 2. Раскройте содержание основных деятельностных и личностных компонентов педагогической культуры офицера.
  • 3. Дайте характеристику педагогическому мастерству офицера.
  • 4. Проанализируйте основные компоненты педагогической техники офицера.
  • 5. Разработайте в конспекте методику самосовершенствования молодого офицера.
  • 6. Дайте сравнительную характеристику педагогической культуры, педагогической техники и педагогического мастерства.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой