Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе
Диссертация
Однако школьники не получают достаточно информации об исследователях русского языка, о формировании и развитии различных областей лингвистической науки, о научных открытиях крупнейших отечественных языковедов, потому что школьные учебники по русскому языку таких сведений содержат очень мало, а учителя, не вооруженные методикой повышения лингвистической компетенции учащихся, оказываются… Читать ещё >
Содержание
- Введение. Актуальность проблемы формирования лингвистической компетенции учащихся 5−9 классов
- Глава I. Теоретические основы проблемы повышения лингвистической компетенции учащихся
- 1. Понятие лингвистической компетенции и его отражение в современной науке
- 2. Психолого — педагогические условия усвоения учащимися учебно-познавательной информации, способствующей повышению лингвистической компетенции школьников на уроках русского языка
- 3. Многообразие путей формирования лингвистической компетенции
- 4. Принципы отбора источников учебно-научной и научно-популярной информации об ученых-языковедах для повышения лингвистической компетенции учащихся 5−9 классов
- Выводы по I главе
- Глава II. Констатирующий эксперимент и анализ результатов
- 1. Анализ учебных пособий по русскому языку и выявление содержащихся в них сведений, способствующих формированию у школьников лингвистической компетенции
- 2. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
- 3. Анализ исходного уровня лингвистической компетенции учащихся
- 4. Результаты опроса учителей русского языка и студентов-филологов в связи с изучением проблемы формирования лингвистической компетенции школьников
- Выводы по II главе
- Глава III. Программа и организация опытного обучения
- 1. Программа опытного обучения «Выдающиеся отечественные ученые
- -лингвисты»
- 2. Содержание экспериментальных уроков
- 3. Результаты итогового среза и их анализ
- Выводы по III главе
Список литературы
- Академик В. В. Виноградов //"Вопросы языкознания', 1970,№ 1-С.З -18.
- Актуальные проблемы современной русистики/ Н. М. Шанский, Е. Н. Щелокова, И. Л. Резниченко. Л, 1991. — 207 с.
- Алгазина H.H., Баранов М. Т., Ивченков П. Ф., Ладыженская Т. А. Обучающие изложения в У кл.- М., 1962.-168с.
- Амирова Т.А., Ольховиков Б. А., Рождественский Ю. В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975. — 559 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2-хт.Т.1- М., 1980.-232с.
- Андреева Л.А. И.А.Бодуэн де Куртенэ в Казани (К 140-летию со дня рождения). //"Русский язык в школе", 1985, № 3.- С.95−99.
- Аннушкин В.И., В.В.Виноградов: Штрихи к портрету ученого. (К столетию со дня рождения) // «Русская словесность», 1995, № 1гС.40−47.
- Арефьева С.А. Синтаксико-стилистический аспект работы над сочинениями разных типов (на основе учета особенностей речи учащихся). Дисс. докт. пед. наук. М., 1998. — 488л.
- АстафуровВ.И. М. В. Ломоносов: Кн. для учащихся. М., 1985. 145с.
- Ю.Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. З-е, стереотипное. -М., 1986.-448с.
- И.Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: учебник для 59 кл. общеобразовательных учебных заведений.-2-е изд.-М., 1993.-256с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М.Ю. Бабанский- Авт. вступ.Ст. Г. Н. Филимонов и др. АПЧСССР.- М., 1989. -558с.
- Баранов М.Т., Ивченков П. Ф., Ладыженская Т. А. Обучающие изложения в 6 классе.- М., 1963.-120с.
- Баранов М.Т., ИвченковП.Ф., Ладыженская Т. А., Напольнова Т. В. Обучающие изложения в УП-УШ кл. -М., 1964.-240с.
- БарановМ.Т., Ладыженская Т. А. Особенности языка ученических изложений .- М., 1965.-167с.
- Баранов М.Т. Формирование лингвистического мировоззрения учащихся на уроках русского языка в 1У-УШ кл.//"Русский язык в школе", 1977, № 3. -С. 17−26.
- Баранов М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе // «Русский язык в школе», 1979, № 3. -С. 9−14.
- Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка// «Русский язык в школе», 1979, № 4 -С. 18−24.
- Э.Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка и ее терминология //"Русский язык в школе «, 1980, № 1гС.З-8.
- Баранов М.Т. Ответы читателям //"Русский язык в школе», 1990, № 4. -С.115.
- Баранов М.Т. Русский язык в школе: к 210-летию включения в учебные планы // «Русский язык в школе», 1996, № 4. -С. 59−65.
- Баринова Е.А. Сжатое и выборочное изложения //"Русский язык в школе «, 1967, № 2. -С. 29−32.
- Баринова Е.А. Изложение как средство перехода к сочинениям // „Русский язык в школе“, 1968, № 3 -С. 30−34.
- Баскевич И.З. Д.Н.Ушаков. Из воспоминаний// „Русская речь“, 1993, № 1. -С.73−76.
- Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. -Ярославль, 1982.- 82с.
- Белов А.И. А.М.Пешковский как лингвист и методист.-М., 1958.-234с.
- Белозерцев Г. И. Наследие В.И.Дапя (1801 1872) // „Русский язык за рубежом“, 1972, № 3. -С. 72−75.
- Белошапкова В.А. Мир его мыслей русский язык (о В.В.Виноградове) //"Русская речь», 1989, № 5. -С. 93−97.
- Бельчиков Ю.А. В.В.Виноградов (К 85-летию со дня рождения) //"Русский язык в школе", 1979,№ 6. -С. 94−95.
- Бенукидзе С.М. Л.В.Щерба и его зарубежные коллеги (К 25-летию со дня смерти)//"Русский язык в школе", 1969, № 6 -С.94−98.
- Березин Ф.М. История русского языкознания: Учеб. пособие для филол. специальностей.-М., 1979.-223 с.
- Берков П.Н. Библиографическая эвристика. М., 1960.-173с.
- Бернштейн С. Основные понятия грамматики в освещении А.М.Пе-шковского //В кн. .: «А. М. Пешковский. „Русский синтаксис в научном освещении“.-М., 1938. -С. 7−42.
- Бернштейн С.Б. Грамматическая система A.A. Шахматова. //"Русский язык в школе», 1939, № 2.-С.95−109.
- Бернштейн С.Б. Грамматическая система А.А.Шахматова.//"Русский язык в школе", 1940,№ 5. -С. 70−83.
- Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий.-М., 1984.-166с.
- Бессараб М.Я. Владимир Даль. Книга о доблестном гражданине России и о великом борце за русский язык. (Изд. 2-е испр. и доп.) -М., 1972. -288 с.
- Благова Г. Ф., Лаптева O.A., Строкова Г.В. В.В.Виноградов главный редактор журнала «Вопросы языкознания"// „Русская речь“, 1995, № 1. -С. 13−19.
- Благова Н.П., Вьюгина Н. Л., Коренева Л. А. Урок конгресс на тему „Русский язык в кругу славянских языков“ // „Русский язык в школе“, 1993, № 2.- С.57−60.
- Богатова Г. А. Историко-культурный аспект в изучении языка и русская историческая лексикография. //"Русский язык в школе», 1978, № 1 .-С.74−79.
- Богатова Г. А. Измаил Иванович Срезневский: Книга для учащихся.-М., 1985.- 96 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М., 1960.-346 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избр.труды. М., 1983.-271с.
- Бодалев A.A. О содержательном богатстве феномена общения и его вариативности //"Мир психологии", 1996, № 3. -С. 5−11.
- Бродова И.Ф. Обучение ведению этикетного диалога на уроках русского языка. Автореферат дисс. канд. пед. наук,-М., 1997. -14с.
- Будде Е.Ф. Ф.Ф.Фортунатов .-Казань, 1914.-24с.
- Булатов М.А., Порудоминский В. И. Собирал человек слова. Повесть о В. И. Дале.-М., 1966.-224с.
- Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды. (Библиографический словарь. Т.1. -Минск, 1976.- 320с —
- Т.2тМинск, 1977.-352с- Т. З. Минск, 1978.- 384с.
- Булаховский Л.А. Лингвистическое и методическое наследство Ф.И.Буслаева //"Русский язык в школе", 1937,№ 5. -С. 119−134.
- Буслаев Ф.И. Мои воспоминания.- М., 1897.-387с.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Вступ. ст., ред. и коммент. E.H.Петровой.-Л.: 1941.- 248с.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // «Русский язык в школе», 1996,№ 1.- С.3−8.
- Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник //"Русская словесность", 1996, № 4.- С. 39−43.
- Быстрова Е.А. Филологическое образование в школе. Состояние, перспективы развития // «Русская словесность», 1997, № 6.-С.41−46.
- Вересаев В.В. Спутники Пушкина. В 2-х т. т.2 М., 1937. -С. 468 471.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1990. -246 с. 61 .Виноградов В. А. Лингвистические аспекты обучения русскому языку. М., 1972.- 59с.
- Виноградов В.В. Основные этапы истории русского языка (статья первая) // «Русский язык в школе», 1940, № 3. -С.1−5.
- Виноградов В.В. Основные этапы истории русского языка (статья вторая) // «Русский язык в школе», 1940, № 4.- С.1−8.
- Виноградов В.В. Основные этапы истории русского языка (статья третья) // «Русский язык в школе», 1940, № 5. -С. 1−9.
- Виноградов В.В. И.А.Бодуэн де Куртенэ / В кн.: И.А. «Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию»: В 2-х томах. Т1. -М., 1963. -С. 6−20.
- Виноградов В.В. История русских лингвистических учений.- М., 1978. 367с.
- Вирясова В.В. Портретный очерк (Материалы по факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров») //"Русский язык в школе", 1976, № 1.- С.57−61.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10−11 кл. общеобразовательных учебных заведений. М., 1996.- 366с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.- 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.- 288с.
- ВомперскийВ.П. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и его теория трех стилей.- М., 1970.- 210с.71 .Вомперский В. П. «Российская грамматика» М.В.Ломоносова// «Русский язык в школе», 1980,№ 6 -С.90−96.
- Воскобойников В.М. Братья Кирилл и Мефодий. -М., 1979. -174с.
- Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся У-УШ классов. Сборник статей / Сост. и авт. предисл. М. Т. Баранов.-М., 1965.-167с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. -М., 1956.-519с.
- Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранного языка// «Иностр. яз. в школе», 1975,№ 6. -С.55−64.
- Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных исследований // «Иностр. яз. в школе»., 1985,№ 2. -С. 17−24.
- Горбачевич К.С. Русский язык.Прошлое, Настоящее. Будущее: Кн. для внекл.чт. (8−10 кл.) -М., 1984. -191с.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10−11 кл. школ, гимназий и лицеев гуманит. направленности.-М., 1995. 336с.
- Граудина Л.К. Сергей Иванович Ожегов // «Русская речь», 1990,№ 4. -С. 89−98.81 .Григорьева Т. Н. Кто упразднил «ять» и «ижицу»? // «Русский язык в школе», 1994, № 2.- С. 85−90.
- Гринина Земскова A.M. Пятиклассники работают над заметкой на тему дискуссионного характера // «Русский язык в школе», 1975, № 2. -С.40 -45.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. (В 4-х т.т.) -М.: Русский язык, 1989 -1991. Т.1. -699с.- т.-2−779с.- т. З -555с.- т.-4- 683с.
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. -М., 1990. 176с.
- Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку // «Русский язык в школе», 1993, № 5. -С. 311.
- Дейкина А.Д. Подготовка к изложению как экзаменационной работе // «Русский язык в школе», 1994, № 1. -С. 9−18.
- Дейкина А.Д. Дискуссия как метод формирования у учащихся взгляда на родной язык // «Русский язык в школе», 1994, № 3. -С.З-11.
- Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе: Автореферат дисс. докт.пед.наук. -М., 1994. -76с.
- Дейкина А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России // «Русский язык в школе», 1995, № 2.- С. 30−39.
- Дейкина А.Д. Книга Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844г.) первооснова методической науки // «Русский язык в школе», 1995, № 2. -С. 117−118.
- Дейкина А.Д., Новожилова Ф. А. Использование текста на уроках русского языка для развития языковой и коммуникативной компетенции учащихся (обучение речевым жанрам малой формы): Пособие для учителя. Черноголовка, 1995. -179с.
- Дейкина А. Д. Новожилова Ф.А. Тексты миниатюры на уроках русского языка.- М, 1998. -144с.
- ЭЗ.Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. (5−6 кл.) СПб. 1997.- 192с.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку (6−7кл.) .-СПб., 1997.- 240с.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку (8−9кл.). -СПб., 1997.-256с.
- Дейкина А.Д. Великий учитель Федор Иванович Буслаев (К 180-летию со дня рождения) // «Русский язык в школе», 1998, № 3-С.56−60.
- Дзюбенко О.Г., Присяжный Т. В. Культура дискуссии. Киев, 1990. -159с.
- Дзюбенко О.Г. Вопросы формирования дискуссионной речи. -Тер-нополь., 1992.- 536с.
- Донченко Т.К. Работа учащихся с языковым материалом как источник познавательного интереса // «Русский язык в школе», 1993, № 2гС. 20−23.
- ЮЗ.Дусавицкий А. К. Структура личности как предмет психологического исследования // «Вестник Хабаровского университета'.'- Харьков, 1992, № 36.- С. 3−6.
- Еремеева А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского языка : — Автореферат дисс.. докт. пед. наук. М., 1991.- 44л.
- Ефимов А.И. Ломоносов и русский язык. (К 250-летию со дня рождения М. В. Ломоносова. 1711−1961).- М., 1961.- 72с.
- Жукова М.Е. Формирование знаний школьников об исторической личности (на материале курса истории 8-го класса): Дисс.. канд. пед. наук. С Пб., 1994.-209Л.
- Журавлев В.К. Обыкновенный гений (К 100-летию со дня рождения Е.Д.Поливанова) // „Русская речь“, 1991, № 5. -С.78−82.109.3вегинцев В. А. История языкознания XIX -XX веков в очерках и извлечениях. 4.1. М.: 1960.- 407с. Ч.II.-М., 1965.-496с.
- Ю.Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория .- М: 1973.-248с.111 .Зельманова Л. М. Учебно школьный фильм „Подвиг всей жизни“, серия диапозитивов „Русские лингвисты“ // „Русский язык в школе“, 1992, № 5−6гС.22.
- Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка.-М., 1984.- 159с.
- ИЗ.Земская Е. А. Казанская лингвистическая школа профессора И. А. Бодуэна де Куртенэ // „Русский язык в школе“, 1951, № 6. -С. 6173.114.3индер Л.Р., Матусевич М. И., Л. В. Щерба //"Русская речь», 1968, № 5. -С.42−45.
- ИвановаВ.Ф., Тимофеева Г. Г. Октябрь и реформа русского правописания // «Русская речь», 1988, № 5. -С.50−55.
- Иванова В.Ф. Академик Л.В.Щерба как теоретик и практик русского правописания // «Русский язык в школе», 1985, № 3. -С.90−94.
- Иванчикова Е.А. Виктор Владимирович Виноградов // «Русская речь», 1995, № 1.- С. 3−12.
- Ивченков П.Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений // «Русский язык в школе», 1990, № 5. -С.26−29.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов нефилологов // «Русский язык за рубежом», 1990, № 4. -С.54−60.
- Ильина В.Ф. О воспитании у школьников лингвистического отношения к слову // Научные основы преподавания русского языка в школе. -Саратов, 1975. -С.8−19.
- Кабанова Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. -М., 1962. -376 с.
- Каданцев B.C. Творческие сочинения на уроках русского языка каксредство развития связной речи учащихся Y YIII классов : Дисс.канд.пед.наук. -М., 1968. -281л.
- Капинос В.И., Сергеева H.H., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: Кн. для учителя. -М., 1991. -191 с.
- Капралов А.И. Реализация принципа историзма при обучении физике на первой ступени в средней школе.: Автореферат. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск. 1997 -17с.
- Карпюк Г. В. Искатель слов (К 170 летию со дня рождения В.И.Дапя) // «Русский язык в школе», 1971, № 3. -С.109−116.
- Касаткин Л.Л. Александр Александрович Реформатский // «Русская речь», 1990, № 6.- С.55−62.
- Киселева Е.В. Воспитательный потенциал межвозрастного общения школьников : педагогический аспект проблемы. // «Мир психологии», 1996, № 3.- С.57−63.
- Клочков М.В. М.В.Ломоносов, его жизнь и деятельность. Архангельск, 1941.- С.59−70.
- Кодухов В.И. А.М.Пешковский. // «Русский язык в школе», 1978, № 5. -С.100−103.
- Кодухов В.И. Л.В.Щерба. // «Русский язык в школе», 1980, № 2. -С.99−106.
- Колесов В.В. Лев Владимирович Щерба: Кн. для учащихся. -М., 1987. -157с.
- Колесов В.В. Судьба А.Х.Востокова // «Русская речь», 1991, № 2. -С.71−78.
- Колшанский Г. В. Проблемы владения и овладения языком в лингвистическом аспекте // «Иностр. яз. в школе», 1975, № 10. -С.12−18.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. -М., 1984. -175с.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностр. яз. в школе, 1985, № 1. -С. 10−15.
- Кондрашов H.A. Жизнь и труды А.А.Шахматова (К 130-летию со дня рождения) // Русский язык в школе, 1994, № 3.-С. 98−101.
- Кондрашов H.A. Академик В.В.Виноградов (К столетию со дня рождения) // «Русский язык в школе», 1994, № 6. -С.84−89.
- Коростелева С.Г. Методика развития дискуссионных умений на продвинутом этапе обучения русскому языку иностранных учащихся.-Дисс. канд.пед.наук. -М., 1989. -212л.
- Коротаева Э.И. Университетская и школьная деятельность A.A. Шахматова // «Русский язык в школе «, 1964, № 3.-С.93−99.
- Костомаров В.Г. Слово о В.В.Виноградове / Памяти В. В. Виноградова. -М., 1971. -С.3−13.141 .Костомаров В. Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. М., 1994.-238С.
- Костомаров В.Г. Путь в науке (о В.В.Виноградове) // «Русская речь',' 1989, № 5. -С.98−102.
- Кохичко А.Н. Проблема использования исторического комментария при обучении младших школьников русскому языку.: Автореферат дисс.. канд.пед.наук. М., 1996. -18с.
- Крестинская Т.П., Щепина К. П. Вечер русского языка для учащихся Yll YIII классов «Владимир Иванович Даль и его словарь» //"Русский язык в школе», 1975, № 1.- С. 43−46.
- Крысин Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурныйаспекты,/ В сб.: «Язык-культура-этнос"/ С. А. Арутюнов,
- А.Р.Багдасаров, В. Н. Белоусов и др. М., 1994. -С.66−78.
- Крысин Л.П. Поливанов социолог языка (К 90-летию со дня рождения) // «Русский язык в школе «, 1981, № 2. -С.98−102.
- Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи //"Русский язык в школе», 1996, № 3. -С. 3−7.
- Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова .-М., 1961. 375с.
- Кузнецова Л.М. А.М.Пешковокий о методике стилистической работы на уроках русского языка // «Русский язык в школе», 1971, № 2. -С.72−75.
- Кузьмин Ф.Ф. Методика изложений: Дисс.. канд.пед.наук.: В 2-х томах. -М., 1946. 4.1.-191 л. 4.2. 526л.
- Кузьмина Г. В. М.В.Ломоносов филолог // «Русский язык в школе», 1981, № 5. -С.85−89.
- Кулибаба И.И., Березовский Н. С., Бобровская Л. А., Стракевич М. М. Изложения в Y YIN классах. -М., 1963. — 280с.
- Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т. и др. Свободные диктанты. М., 1967. — 280с.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. -2-е изд., перераб.-М., 1998. -136с.
- Лапатухин М.С. Из истории преподавания русского языка в средних учебных заведениях России (дореволюционный период).-Дисс.. доктора пед. наук. Калинин, 1963. — В 2-х томах: 4.1 — 194с.- 4.2 -212с.
- Ларцев В.Г. Самый обычный гениальный человек (О Е.Д.Поливанове) // «Русский язык в школе», 1989, № 3.-С.98−102.
- Ларцев В.Г. Евгений Дмитриевич Поливанов : Страницы жизни и деятельности. М., 1988. — 328с.
- Леонтьев А.А. Творческий путь и основные черты лингвистической концепции И.А.Бодуэна де Куртенэ // И. А. Бодуэн де Куртенэ (К 30-летию со дня смерти). -М., 1960. -С. 5−27.
- Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности .-М., 1974. -С. 5−28.
- Леонтьев А.Н. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. Т.1 М., 1983 — 392с., т.2 — М., 1983. -320с.161 .Лингвистические знания основа умений и навыков: / Сб. статей из опыта работы. Пособие для учителя / Сост. Т. А. Злобина. — М., 1985. — 160с.
- Лингвистические основы преподавания языка: / Сб. статей/ АН СССР, Институт языкознания: / Отв.ред. Н. А. Баскаков, А.М.Шах-нарович .- М., 1983. 272с.
- Лингвистический энциклопедический словарь /Гл.ред. В. Н. Ярцева. -М., 1990. -685с.
- Лихачев Д.С. Шахматов как исследователь русского летописания / В сб.:"А.А.Шахматов (1864−1920) Сборник статей и материалов» /Под ред. акад. С. П. Обнорского -М.Л.:Изд. АН СССР., 1947. С. 253−293.
- Ломанова Л.В. Шестиклассники пишут сочинение на лингвистическую тему // «Русский язык в школе «, 1988, № 3 -С. 48−50.
- Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников / Сост. Г. Е. Павлова. -М-Л., 1962.- С.51−59.
- Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Сост. Павлова Г. Е. и др. -М., 1989. 493с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. -М., 1979. -319с.
- Лыжова Л.К. Программа курса «Родной язык в реке времени» (История языка и история общества) для IX XI классов // «Русский язык в школе», 1992, № 5−6. -С.3−8.
- Лыжова Л.К. Праздник славянской письменности и культуры// «Русский язык в школе», 1995,№ 2. -С.65−71.
- Львов A.C. А.Х.Востоков // «Русский язык в школе», 1956, № 6. -С. 95−102.
- Львов М.Р. Словарь справочник по методике русского языка. Издание второе, исправ. и доп.- М., 1997. -256с.
- Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся гимназий. 6 класс. М., 1997.- 248с.
- Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 7 класс. -М., 1997.- 271 с.
- Макаров В.И. А.А.Шахматов: Пособие для учащихся. М., 1981. -159с.
- Макеева В.Н. История создания «Российской грамматики». М.-Л., 1961. — 173с.
- Малышева Виноградова Н. М. Страницы жизни В. В. Виноградова // «Русская речь», 1989, № 4. -С.83−88.
- Марат Ф.С. Система обучения сжатому изложению в IY классе: Дисс.. канд.пед.наук. М., 1974. — 193л.
- Мартыненко Л.В. Обучение сочинениям на лингвистическую тему в условиях поисковой деятельности на уроках русского языка : Дисс.. канд.пед.наук. М., 1995. — 177л.181 .Массальская Е. А. Повесть о брате моем, А. А. Шахматове. -М., 1929. 248с.
- Махновская Н.И. Методика обучения дискуссии и дискуссионной речи студентов филологов : Дисс.. канд.пед.наук. — М., 1992.-245с.
- Меладзе Е.О., Шестакова Л. Л., Выдающийся советский ученый (К 90-летию со дня рождения акад. В.В.Виноградова) // «Русский язык в школе», 1985, № 1. -С. 90−95.
- Методика преподавания русского языка. Хрестоматия / Сост. М. С. Лапатухин. М., 1960. -483с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров, М. Н. Вятютнев и др. -М., 1990.- 269с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.- Под ред Т. А. Ладыженской. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1991. -240с.
- Методика сочи нений-этюдов: Учителю-словеснику/ Под ред. О. П. Мистратовой.-Калининград, 1998.-92с.
- Микулинская М.А. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспериментальное психологическое исследование -М., 1989. -144с.
- Мистратова О.П. Сочинения этюды // «Русский язык в школе», 1990, № 6. -С. 28−34.191 .Мистратова О. П. Воспитание школьников при обучении сочинениям-этюдам. 1998, № 6. -С.3−9.
- Молодцова С.Н. Воспитание любви к русскому языку/ Патриотическое воспитание на уроках русского языка в 4−8 классах: Сб. статей из опыта работы учителей и методистов. Пособие для учителей /Сост. М. Т. Баранов. -М., 1979.-С.76−89.
- Морозова И.Д. Работа над изложением в YII классе // «Русский язык в школе», 1979, № 2. -С. 20−22.
- Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. -М., 1984. -127с.
- Морозова М.Н. М.В.Ломоносов и русская грамматика // «Русский язык в школе», 1961, № 5.- С.27−30.
- Московкина P.A. Свободный диктант с грамматическим заданием //"Русский язык в школе», 1980, № 1. -С.36−39.
- Назметдинова И.С. Развитие диалогической речи младших школьников. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 17с.
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. -М. 1983. -111с.
- Никитина Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 57 класс. -М., 1991 .-192с.
- Новожилова Ф.А. Изложение миниатюра на уроках русского языка // «Русский язык в школе», 1994, № 5. -С. 10−16.
- Одинцов В.В. Виктор Владимирович Виноградов: Книга для учащихся. -М., 1983, -95с.204.0жегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр.- М., 1991. -917с.
- Орлов В. А.Х. Востоков / «Востоков А.Х. Стихотворения» .- Л., 1936. -С. 5−39.
- Основы методики русского языка в IY-YIII классах / Баранов М. Т., Богуславская Н. Е., ВласенковА.И. и др. / Под ред. А. В. Текучева. М., 1978. -381с.
- Памяти Ф. И. Буслаева. -М., 1898. -198с.
- Панов М.В. Д.Н.Ушаков. Жизнь и творчество / Ушаков Д.Н. Русский язык. Учебное пособие для студентов пед. университетов и институтов. -М., 1995. -С.5 40.
- Петерсон М.Н. Академик Ф.Ф.Фортунатов / Фортунатов .Ф. Ф. Избранные труды. В 2-х томах / Ред. коллегия: М. Н. Петерсон, П. С. Кузнецов, А. Н. Робинсон. -М., 1956. -С. 5−16.
- Пленкин H.A. Обучение школьников правилам построения текста //"Русский язык в школе», 1977, № 4. -С.50−58.211 .Пленкин H.A. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. -М., 1988. -208с.
- Пленкин H.A. Уроки развития речи: 5−9кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. -М., 1995. -224с.
- Погосян Г. А. Метод интервью и достоверность социальной информации. -Ереван, 1985. 142с.
- Попов A.C. Выдающийся советский лингвист (К 100-летию со дня рождения А.М.Пешковского) // «Русская речь», 1978, № 4.-С. 116−120.
- Поржезинский В.К. Ф.Ф. Фортунатов. М., 1914. -30с.
- Порудоминский В.И. Даль. -М., 1971.- 384 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. -М., 1994. 106с.
- Программно-методические материалы: Русский язык 5−9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. -М., 1998. 192с.
- Прокопович H.H. Академик В.В.Виноградов // «Русский язык в школе», 1970, № 1. -С. 98−102.
- Равенский Ю.И. Рассуждение на темы дискуссионного характера в YI классе // «Русский язык в школе», 1973, № 1. С.47−51.221 .Реформатский A.A. Дмитрий Николаевич Ушаков (К столетию со дня рождения) // «Русский язык в школе», 1973, № 1тС. 95−98.
- Реформатский A.A. Труды Д.Н.Ушакова по русской орфографии и орфоэпии // «Русская речь», 1998, № 1. -С. 33−47.
- Робинсон М.А. А.А.Шахматов и молодые ученые // «Русская речь», 1989, № 5. -С. 86−92.
- Родченко О.Д., Коренева Л. А. Дискуссия как форма общения на уроках русского языка // «Русский язык в школе», 1990 ,№ 4.-С. 7−16.
- Рождественский Н.С. М.В.Ломоносов в истории русской орфографии // «Русский язык в школе», 1937, № 1. -С. 47−62.
- Розенталь Д. Э. Теленкова М.А. Словарь справочник лингвистических терминов : Пособие для учителя. — Изд. 3-е, испр. и доп. -М., 1985. -399с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии . В 2-х т. -М.1989: т.1−488с.- т.2 328с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1980. — 40с.
- Рувинский Л.И. Психолого- педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1982. — 128с.
- Русский язык: Учебник для 5 класса. сред, школы. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян. 20-е изд. перераб. -М., 1992. -319с.
- Русский язык: Учеб. для 6 кл. сред, школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 18-е изд., дораб. — М., 1996. -223с.
- Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, И. И. Кулибаба. 16-е изд., дораб. — М., 1993. — 192с.
- Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразов. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 19-е изд. -М., 1997. — 191с.
- Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учеб. заведений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. -17-е изд., испр. -М., 1994. -144с.
- Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для 5 кл. общеобразовательных учебных заведений / Сост. А. Ю. Купалова. Науч.ред. В. В. Бабайцева. 2-е изд. -М., 1993. -256с.
- Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для 6−7 кл. общеобразов. учеб. заведений /Г.К.Лидман Орлова, С.Н.Пименова- Науч. ред. В. В. Бабайцева,. — 2-е изд. -М., 1994. -256с.
- Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для 8−9 кл. общеобразов. учрежд. / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.: Сост. Ю. С. Пичугов — Науч. ред. В. В. Бабайцева. -2-е изд. -М., 1996. 224с.
- Русский язык: Учебник для 5 класса гимназии. В 2-х ч. /С.И.Львова, Г. К. Лидман -Орлова, В. В. Львов, М.М.Разумовская- Под ред. С. И. Львовой. -М., 1996. ч. 1 -224с.- ч. М -192с.
- Русский язык: Учебник для 6 класса в 2-х ч. / Под ред. С. И. Львовой. -М. 1997. ч. 1. -200с.- ч. И -200с.
- Русский язык: Учебник для 7 кл. В 2 ч. / Под ред. С. И. Львовой. -М., 1998. 4.1 -144с.- Ч. И -192с.
- Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы /И.С.Ильинская, М. В. Панов, С. М. Кузьмина, Н. Е. Ильина и др. 2-е изд. -М., 1995. -399с.
- Русский язы: г Учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, Г. А. Богданова и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 1995. -352с.
- Русский язык: Учеб. пособие для 6 кл. общеобр. учреждений, /М.М.Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. — Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 1996. -240с.
- Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.: Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. -М., 1997. -208с.
- Рыжик Т.А. Работа над началом и концом рассказа в 5 классе //"Русский язык в школе», 1973, № 2. -С.32−34.
- Система обучения сочинениям в У VIII классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. — Изд. 2-е испр. и доп. -М., 1973. — 367с.
- Скворцов Л.И. Сергей Иванович Ожегов / К 75-летию со дня рождения // «Русский язык в школе», 1975, № 3 .-С. 84−88.
- Скворцов Л.И. С.И.Ожегов: Книга для учащихся. -М., 1982. 112с.
- Словарь иностранных слов. -15-е изд., испр. -М., 1988. -608с. 251. Словарь, русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т русского языка-
- Под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. — М., т.1-М., 1985- 698с/, т.2.-М., 1986. — 736с.-т.4 -М., 1988 — 800с.
- Смирнов A.A. Вопросы психологии усвоения понятий школьниками // «Сов. педагогика», 1946, № 8−9 -С. 76−88.
- Смирнов C.B. Ф.И.Буслаев (К 150-летию со дня рождения) // «Русский язык в национальной школе», 1968, № 3. -С 80−81.
- Смирнов C.B. Федор Иванович Буслаев (1818−1897) .-М ., 1978. -96с.
- Смирнов C.B. Ф.И.Буслаев ученый и педагог: // «Русская речь», 1988, № 3.-С. 64−69.
- Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А. М. Прохоров.-4-е изд. -М., 1988, -1600с.
- Соссюр Ф де. Труды по языкознанию. -М., 1977. -695с.
- Справочник школьника: (Русский язык 5−11кл.) /Войлова К.А., Клобуков Е. В., Леденева В. В., Лекант П. А. / Под ред. П. А. Леканта. -М., 1998.- 400с.
- Стеценко А.Н. Ф.Ф.Фортунатов // «Русская речь», 1972, № 4. -С. 123−129.
- Татауров П. И слово это было Россия. -М., 1990. -С.4−44.
- Текучев A.B. Знаменательные вехи в истории развития советской методики русского языка в средней школе (1917−1967). Статья первая // «Русский язык в школе», 1967, № 4. -С.18−33.
- Текучев A.B. Знаменательные вехи в истории методики преподавания русского языка в современной школе. Статья вторая //"Русский язык в школе», 1967, № 5. -С. 43−60.
- Текучев A.B. Буслаев как методист и наша современность // «Русский язык в школе», 1968, № 2. -С. 99−103.
- Текучев A.B. А.М.Пешковский (К 90-летию со дня рождения и 35-летию со дня смерти) // «Русский язык в школе», 1968, № 4. -С. 98 104.
- Текучев A.B. Очерки по методике обучения русскому языку: Акад. пед. наук СССР. М., 1980. -232с.
- Токсанова С.К. Формирование лингвистической компетенции учащихся казахской школы гуманитарного профиля (На материале русской лексики): Дисс.. канд.пед.наук. -М., 1995. -213л.
- Тростенцова /I.A. Николай Иванович Греч (К 210-летию со дня рождения) // «Русский язык в школе», 1997, № 3. -С.54−58.
- Тумина /I.E. Основы обучения студентов филологов устным профессионально значимым речевым жанрам повествовательного характера: Дисс. докт. пед. наук. — М., 1998. — 645л.
- Успенский Л.В. Слово о словах -М., 1957. -С.314−315.
- Успенский М.Б. Лингвистика в гостях у школьников // «Русский язык в школе», 1998, № 1. -С. 16−20.271 .Фалина Т. М. Лексико стилистическая подготовка к подробному изложению // «Русский язык в школе», 1990, № 3. -С. 25−32.
- Федорова Л.В. Методика обучения научному стилю речи иностранных военнослужащих в военном техническом вузе: Дисс.. канд. пед. наук -М., — 1997. 119л.
- Федорова Л.Л. К понятию коммуникативной компетенции: Дисс.. канд. пед. наук -М. 1980. -212л.
- Хаймович Л.В. Монолог учителя на этапе объяснения нового материала. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Москва, 1998. -16с.
- Хаймз Д. Два типа лингвистической соотносительности / «Новое в лингвистике». Вып. 12. -М., 1975. -С. 229−298.
- Ханпира Э.И. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова (К пятидесятилетию выхода в свет 1-го тома) // «Русск. яз. в школе», 1984, № 6. -С.71−75.
- Холл P.A. мл. Критика теории Хомского // «Вопр. языкознания», 1978, № 5. -С. 55 -65.
- Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Перевод с анг. под ред. и с предисл. В. А. Звегинцева. -М, 1972.- 252 С.
- Человек науки /Сборник -М., 1974. -56 С.
- Чернышев В.И. М.В.Ломоносов и его «Российская грамматика» // «Русский язык в школе», 1940, № 2.-С.1−13.
- Что значит знать язык и владеть им / Н. М. Шанский, И.Л.Резни-ченко, Т. С. Кудрявцева и др. Под ред. Н. М. Шанского. -Л., 1989. -192с.
- Чурмаева Н.В. Ф.И.Буслаев: Книга для учащихся. -М., 1984. -112с.
- Шанский Н.М. Методика преподавания русского языка : Достижения и прблемы / В кн.: «Русское языкознание и лингводидактика» (Сборник статей) .-М., 1985.- С. 194−203.
- Шанский Н.М. Школьный курс русского языка. (Актуальные проблемы и возможные решения) // «Русский язык в школе», 1993, № 2.
- Шахматов A.A. (1864 1920). Летопись жизни и деятельности академика Шахматова. — Л., 1930. -103с.
- Шведова Н.Ю. В.В.Виноградов // «Русская речь», 1970. № 3. -С.29−32.
- Широков О.С. А.А.Реформатский // «Русская словесность», 1996, № 4. -С. 6−9.
- Шардаков М.Н. Мышление школьника. М., 1963. -256с.
- Щепина К.П. Работа над очерком в YII классе (материал для факультативных занятий) // «Русский язык в школе», 1976, № 2. -С.40−46.
- Щерба Л.В. И.А.Бодуэн де Куртенэ и его значение в науке о языке (1845 1929) // «Русский язык в школе», 1940, № 4. -С.83 -90.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Составитель М. В. Панов. -М., 1984. -352 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Глав, ред. М. Д. Аксенова. -М., 1998. -704с.
- Югов А.К. Думы о русском слове. -М., 1972. 213с.