Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования явились: эстетико-философское учение о «цельности» человека, о единстве нравственного и эстетического, науки и искусства (Вл.Соловьев, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, Н. И. Киященко и др.) — принцип историзма, позволяющий рассматривать все явления музыкальной педагогики в процессе их становления и развития (Б.В.Асафьев, Ю. В. Келдыш, Е. М. Орлова и др… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы творческого наследия Г. Г. Нейгауза как педагогической системы. 1.1 .Философско-эстетические основы педагогики Г. Г.Нейгауза
    • 1. 2. Идеи развивающего обучения и их реализация в творческом наследии Г. Г.Нейгауза
    • 1. 3. Педагогика сотрудничества как фундамент межличностных отношений. в музыкальном образовании
    • 1. 4. Педагогические принципы Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителей музыки
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Реализация творческих принципов и методов Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки
    • 2. 1. Методика построения музыкального обучения студентов педвузов на основе педагогических принципов и методов Г. Г.Нейгауза
    • 2. 2. Организация, ход и результаты экспериментальной работы
  • Выводы по главе 2

Педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из направлений изменения содержания современного образования является его гуманизация. Жизнь требует специалистов, сочетающих универсальность и профессионализм, с одной стороны, и личную ответственность, духовную наполненность, установку на созидание — с другой.

Музыкальное образование, как и эстетическое воспитание в целом, воздействуя средствами искусства, способствует становлению в подрастающем поколении природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей (Б.Т.Лихачев).

Успешно решать задачи эстетического воспитания может только учитель, обладающий широким общим и профессиональным кругозором, высокими моральными принципами, а также способный реали-зовывать названные качества в своей профессиональной деятельности. В настоящее время особое значение придается педагогическому творчеству, разнообразию методов и организационных форм, активизации интереса учащихся к учебным занятиям, обучению учащихся способам учебной деятельности.

Учитель музыки в своей работе постоянно встречается с необходимостью сочетать общепедагогические принципы со специфическими приемами и методами, свойственными педагогике искусства. На практике встает проблема, в соответствии с которой знания, полученные будущими учителями музыки при изучении ими психолого-педагогических дисциплин, недостаточно применяются в процессе обучения детей различным видам музыкальной деятельности. Отчасти это происходит вследствие слабой взаимосвязи психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков.

Способствовать гуманизации профессиональной подготовки учителей музыки, ее обогащению достижениями культуры, а также решению проблемы взаимосвязи психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков должно привлечение педагогического опыта крупнейших музыкантов-исполнителей, сочетавших в своей деятельности высокий музыкальный профессионализм с выдающимися педагогическими результатами.

Практика музыкального образования накопила богатый педагогический опыт выдающихся мастеров исполнительского искусства. Однако исследования этого опыта осуществлялись, как правило, с точки зрения искусствоведения, а не педагогики (А.Д.Алексеев, Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер, Н. И. Голубовская, В. Ю. Дельсон, Г. М. Коган, Е. Л. Либерман, Я. И. Мильштейн, Г. Г. Нейгауз, А. А. Николаев, С. И. Савшинский, С. Е. Фейнберг, С. М. Хентова и др.) В то же время данные исследования включают, помимо глубокого искусствоведческого анализа, описания педагогического процесса с яркими педагогическими результатамино если рассматривать данные работы с позиций педагогической науки, то они содержат в основном лишь эмпирические наблюдения фактов вне их научного обобщения и приведения в педагогическую систему.

Эта особенность педагогического наследия выдающихся представителей музыкального исполнительства делает его доступным только узкому кругу высококвалифицированных музыкантов. Данное положение обедняет педагогическую науку, так как реальные педагогические достижения крупнейших исполнителей не только отражают, но зачастую предвосхищают перспективные направления современной педагогики, в силу чего их изучение является актуальным.

Одним из крупнейших музыкантов-педагогов XX века является Г. Г. Нейгауз — создатель высокопрофессиональной исполнительской школы с блестящими результатами ее выпускников (С.Рихтер, Э. Гилельс, Я. Зак и мн. др.), автор многих трудов по вопросам музыкальной педагогики. Его педагогическая система опирается на лучшие традиции русской и мировой музыкально-педагогической мысли.

Изучение литературы о Г. Г. Нейгаузе показывает, что основное внимание авторов сосредоточивается на проблемах, связанных с методикой обучения игре на фортепиано (В.Ю.Дельсон, Г. М. Коган, Б. Л. Кременштейн, Я. И. Мильштейн, Д. А. Рабинович, Т. А. Хлудова и др.) В трудах этих авторов дается глубокий анализ творческого наследия Г. Г. Нейгаузаоднако этот анализ производится, как правило, с узкопрофессиональных исполнительских позиций и не содержит педагогической систематизации материала. Данные исследования ориентированы на подготовку музыкантов-исполнителей в консерваториях и музыкальных училищах.

Педагогические взгляды Г. Г. Нейгауза нашли свое воплощение в его книге «Об искусстве фортепианной игры», в дневниках, размышлениях последних лет. Однако он не стремился к последовательному изложению своих взглядов, чередуя педагогические наблюдения и выводы с рассуждениями музыкально-творческого характера. В связи с этим встает проблема вычленения из творческого наследия Г. Г. Нейгауза (включающего, помимо научных трудов, также стенограммы занятий, аудиозаписи, обширную исполнительскую деятельность) педагогического содержания. В то же время все творчество Г. Г. Нейгауза, включая исполнительское искусство, оказывало влияние на его педагогические взгляды. Изучение творческого и педагогического наследия Г. Г. Нейгауза в имеющихся исследованиях произведено с позиции обучения исполнительскому искусствуоно не дает его богатейшему опыту выхода из изолированной и профессионально узконаправленной области искусствоведения. В то же время педагогические принципы Г. Г. Нейгауза, перекликаются с идеями развивающего и проблемного обучения, а также педагогики сотрудничества, что делает изучение его опыта в настоящий момент актуальным.

Существующее противоречие в педагогике музыкального образования, связанной с обучением исполнительскому искусству, выражается в том, что положительный педагогический опыт применяется только в узконаправленной исполнительской области и не распространяется на другие отрасли педагогики. Данное противоречие определило актуальность проблемы педагогического изучения творческого наследия Г. Г. Нейгауза для его последующего широкого применения в образовательной практике.

Актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки».

Цель исследования — изучение творческого наследия Г. Г. Нейгауза с позиций современной дидактики и теории воспитания.

Объект исследования — творческое и педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза.

Предмет исследования — педагогические принципы и методы Г. Г. Нейгауза и особенности их применения в профессиональной подготовке учителя музыки.

Мы исходили из следующей гипотезы: творческое наследие Г. Г. Нейгауза может быть эффективно применено в профессиональной подготовке учителей музыки при соблюдении следующих условий: 1) систематизации данного наследия с позиций современной теории обучения и теории воспитания- 2) разработки на этой основе методики обучения студентов музыкально-педагогических факультетов, базирующейся на: а) принципах педагогики Г. Г. Нейгауза в их взаимосвязи с общедидактическими принципами развивающего обучения, б) методах развития музыкального мышления (иллюстративные, пояснительные, поисковые, проблемные, творческие).

Для достижения поставленной цели и проверки истинности выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить философско-эстетические основы педагогики Г. Г. Нейгауза.

2. Проанализировать и систематизировать творческое наследие Г. Г. Нейгауза с точки зрения ведущих направлений современной общей педагогики.

3. Разработать и экспериментально проверить методику обучения студентов музыкально-педагогических факультетов на основе применения педагогических принципов и методов Г. Г. Нейгауза.

Методологической основой исследования явились: эстетико-философское учение о «цельности» человека, о единстве нравственного и эстетического, науки и искусства (Вл.Соловьев, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, Н. И. Киященко и др.) — принцип историзма, позволяющий рассматривать все явления музыкальной педагогики в процессе их становления и развития (Б.В.Асафьев, Ю. В. Келдыш, Е. М. Орлова и др.) — психолого-педагогическая теория деятельности (П.Я.Гальперин, Н. В. Кузьмина, З. А. Решетова, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и др.) — теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, и др.)-теория проблемного обучения.

А.М.Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и др.) — концепция гуманизма и гуманитаризации образования (Ш.А.Амонашвили, О. С. Газман, В. И. Додонов, В. И. Журавлев и др.) — теория музыкального обучения и воспитания (Б.В.Асафьев, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, В. Н. Шацкая, О. А. Апраксина, Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Г. М. Цыпин и др.).

В процессе исследования нами применялись следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ, педагогический эксперимент.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые проведены анализ и обобщение практического опыта педагогики искусства с позиций теории обучения и теории воспитанияпедагогическое наследие Г. Г. Нейгауза введено в структуру педагогического процесса профессиональной подготовки учителей музыки.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: проведенное исследование позволило перенести в теорию обучения и теорию воспитания опыт педагогики искусствасформулированы педагогические принципы Г. Г. Нейгауза как вариант принципов художественной дидактикивыявлено соответствие педагогических принципов и методов Г. Г. Нейгауза основным положениям теории развивающего обучения и педагогики сотрудничества, что определило точки соприкосновения общей педагогики и педагогики искусства.

Практическая ценность исследования состоит в создании методики занятий по спецдисциплинам со студентами музыкально-педагогических факультетов на основе применения основных положений педагогической системы Г. Г. Нейгаузаприменение педагогических принципов и методов Г. Г. Нейгауза в процессе специальной подготовки будущих учителей музыки будет способствовать расширению их эрудиции, формированию системного мышления в области философии, педагогики и различных видов искусств, что повысит эффективность образовательного процесса на музыкально-педагогических факультетах педвузов и на уроках музыки в общеобразовательной школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Творческое наследие Г. Г. Нейгауза содержит положительный опыт для современной педагогики, так как многие его положения предвосхищают ведущие направления педагогической науки (развивающее обучение, проблемное обучение, педагогику сотрудничества).

2.Творческое наследие Г. Г. Нейгауза является педагогической системой, так как содержит необходимые структурные элементы: цель — развитие личности обучающихся, задачи — общемузыкальное развитие, формирование высокого уровня эрудиции, нравственное совершенствование обучающихся, развитие техники как средства достижения художественной целипринципы — развивающего и воспитывающего характера обучения, сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражения комплексного подхода, проведения обучения на высоком уровне трудности, развития познавательных сил личности, рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм работыметоды — иллюстративные, пояснительные, поисковые, проблемные, творческие.

Апробация исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы на базе музыкально-педагогического факультета УрГПУ, в классе предпрофессиональной подготовки школы № 77 г. Екатеринбурга, на кафедре музыкального образования Сургутского государственного педагогического институтав процессе обсуждений на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУв ходе выступлений с докладами на конференцияхпутем внедрения разработанной автором методики специальных занятий со студентами в практику работы на музыкально-педагогическом факультете УрГПУ.

Выводы по главе 2.

Проанализировав педагогическую систему Г. Г. Нейгауза с точки зрения современной педагогики и выявив структуру педагогического процесса, мы пришли к построению на ее основе экспериментальной методики занятий со студентами музыкально-педагогических факультетов. Данная методика включает следующее:

1. Подбор репертуара в фортепианном классе, и заданий для семинаров по курсу «Теория и история музыкальной педагогики», по уровню сложности, ориентированных на зону ближайшего развития.

2. Беседы, предваряющие и сопровождающие разучивание произведения в фортепианном классе.

3. Установление ассоциативных связей между изучаемыми произведениями и широким кругом явлений искусства.

4.Методы развития внутреннего слуха для создания художественного образа.

5.Поиск приемов воплощения в зависимости от конкретной художественной целисравнение приемов звукоизвлечения, аппликатуры, педализации и т. п. во внешне похожих эпизодах, имеющих различный музыкально-художественный смысл.

6.Сравнение и анализ педагогического наследия выдающихся музыкантов прошлого и настоящего в курсе «Теория и история музыкальной педагогики».

7.Сравнение и анализ принципов работы над произведениями одного жанра или стиля в классах разных педагогов в курсе «Теория и история музыкальной педагогики».

8.Постепенное повышение степени самостоятельности студентов как при разучивании фортепианного произведения, так и при подготовке задания для семинара, сопровождающееся повышением уровня сложности.

В результате реализации разработанного плана констатирующего исследования мы пришли к выводу о том, что в процессе специальной подготовки учителей музыки имеются неиспользованные резервы по следующим направлениям: по формированию высокого уровня общей и музыкальной эрудиции, широкого кругозора, развитию внутреннего слуха, по повышению активности и самостоятельности, по развитию самостоятельности мышления и его системности как в курсе «Теория и история музыкальной педагогики», так и на индивидуальных дисциплинах, умению применять категориальный аппарат общей педагогики при анализе и сравнении педагогических систем выдающихся музыкантов и принципах их работы над произведениями одного жанра или стиля.

Проведение формирующего эксперимента показало, что разработанная нами методика является эффективной. Результаты выполнения специальных заданий студентами экспериментальной группы на завершающей фазе эксперимента по всем показателям выше, чем результаты выполнения аналогичных заданий студентами контрольной группы.

Анкетирование и опрос испытуемых экспериментальной группы, проводимые в ходе формирующего эксперимента, свидетельствует о положительном, заинтересованном отношении студентов к занятиям, построенным на основе экспериментальной методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.

Изучив педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза и проанализировав его с точки зрения современной общей педагогики и педагогики музыкального образования, мы пришли к следующим выводам:

Анализ педагогического наследия Г. Г. Нейгауза с позиций современной педагогики дал возможность сформулировать педагогические принципы Г. Г. Нейгауза как вариант принципов художественной дидактики.

Творческое наследие Г. Г. Нейгауза, изучавшееся ранее преимущественно с позиций искусствоведения, содержит положительный опыт для современной педагогики, так как многие его положения предвосхищают ведущие направления современной педагогической науки (развивающее обучение, проблемное обучение, педагогику сотрудничества). Изучение творческого наследия Г. Г. Нейгауза с позиций современной теории обучения и воспитания позволяет обогатить педагогику достижениями культуры, проанализировать и обобщить многие творческие озарения одного из выдающихся умов XX века.

Творческое наследие Г. Г. Нейгауза является педагогический системой, содержащей все необходимые структурные элементы (цель обучения, задачи, принципы, методы). Произведенное структурирование педагогического процесса, направлявшегося Г. Г. Нейгаузом, дает возможность применить его принципы и методы в других областях, прежде всего в профессиональной подготовке учителей музыки.

Проведенное исследование впервые продемонстрировало возможность введения творческого наследия в области педагогики искусства в структуру педагогического процесса. Данный подход может быть распространен на другие родственные педагогические области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования //Учебное пособие к спецкурсу «Основы методологической культуры учителя музыки». М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. 186 с.
  2. Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1982. 134с.
  3. Э.Б. Учитель музыки и уходящий XX век// «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности»: Тез. докл. науч.-прак. конф., 25−26 февраля 1999 г /Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1999. С.3−6.
  4. О.Л. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 142с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. М.: Мысль, 1977. 224с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335с.
  7. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978. 287с.
  8. А.Д. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища. М.: Музгиз, 1957. 191с.
  9. А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. 4.1 и 2. М: Музыка, 1988. 416с.
  10. А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. Ч.З. М: Музыка, 1982. 288с.
  11. А.Д. Русские пианисты. M.-JI.: Музыка, 1948.
  12. Ю.Б. Музыкальное воспитание //Музыкальная энциклопедия. В 3-х т. Т.З., М.: Советская энциклопедия, 1976. С.755−862.
  13. Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дис. .д-ра пед. наук /АПН СССР, Ин-т общих проблем воспитания. М., 1987. 33с.
  14. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990.560 с.
  15. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества /Новое педагогическое мышление. Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1989. С.144−177.
  16. .В. Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента //Межвуз. сб. науч. тр. Вологда, 1991. 104с.
  17. .В. Возрастная психология взрослых (теоретическая и прикладная). Л.: АПН СССР, 1971. вып.1, 144с.
  18. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. 339с.
  19. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 224с.
  20. О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов /Музыка в школе, 1983,№ 1. С.30−35.
  21. Т.Н. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности //Психология развития личности. М., 1981. С.64−67.
  22. Л.Г. Основные направления подготовки учителя музыки к воспитательной работе в школе //Совершенствование подготовки учителя музыки на муз.-пед. ф-те: Свердл. пед. ин-т, Свердловск, 1983. С.3−8.
  23. Л.Г. Профессия учитель музыки. М., 1984. 1 12с.
  24. Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений. М., 1991.
  25. Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки //Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного педагогического образования. М., 1984. С.5−16.
  26. Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования //Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М., 1980. С.4−12.
  27. Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки.: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М.: АПН СССР, НИИОП, 1986, 36с.
  28. Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования //Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М., 1980. С.4−12.
  29. Л.Г. Формирование профессиональных качеств учителя музыки в процессе инструментальной подготовки //Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов, 1988. С.11−17.
  30. Л.Г., Рапацкая Л. А. Развитие теории высшего музыкально-педагогического образования //Советская педагогика, 1989, № 5. С.65−70.
  31. Л.Г. Сущность профессионального мастерства учителя музыки //Совершенствование подготовки учителя музыки на муз.-пед. ф-те, Свердловск: СГПИ, 1991. С.3−10.
  32. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. 64с.
  33. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1973. 142с.
  34. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1и 2.: Музыка, 1971. 376с.
  35. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.206−220.
  36. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1985. 208с.
  37. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедедакти ческий аспект. М.: Педагогика, 1977. 234с.
  38. В.И. Культура нравственного сознания и поведе ния личности М.: Знание, 1979. 64с.
  39. Е.П. Подготовка учителя музыки в условиях пере стройки. М.: Педагогика, 1989. 207с.
  40. Е.П. Совершенствование профессиональной подго товки будущих учителей /Советская педагогика. 1983, № 9. С. 61 64.
  41. А. Философия искусства. Пер. с ит. М.: Искусство, 1989 384с.
  42. JI.A. А.Г.Рубинштейн. В 2-х т. Т.1. Л.:Музыка, 1957.
  43. Л.А. А.Г.Рубинштейн. В 2-х т. Т.2. Л.:Музыка, 1962 492с.
  44. Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. 288с.
  45. Л.А. За полвека /Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. 368с.
  46. Л.А. Музыкальная педагогика и исполниельство. Л.: Музыка, 1974. 336с.
  47. Л.А. Н.Г.Рубинштейн. М.: Музыка, 1982. 278с.
  48. Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1978. 272с.
  49. В.А. Духовная культура личности /Философские очерки. М., 1986. 111с.
  50. B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: УрГПУ, 1996. 93с.
  51. А.С. Основы возрастной педагогики. Ч.1-я, Свердловск: СГПИ, 1990. 104с.
  52. Н.А. Смысл творчества. Философия свободы. М., 1989. 607с.
  53. Беркман T. J1. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1970. 101с.
  54. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.
  55. М.С. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка. 1974.
  56. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2, М., 1979. 340с.
  57. А.А. Психология личности. М., 1988. 188с.
  58. А.А. Психология межличностных отношений //Вопросы психологии,№ 2, 1993. С.86−91.
  59. Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства /Автореф. дис. .канд. пед. наук., Киев, 1975. 16с.
  60. Е.А. Принципы превращения знаний в личностные убеждения студентов //Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного педагогического образования. М., 1984.С.16−26.
  61. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика, № 4.С.11−17.
  62. Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. М.: Политиздат, 1981. 399с.
  63. Г. А. Идейно-нравственное воспитание студентов средствами музыки :Автореф. дис. .канд. пед. наук, Минск, 1986. 18с.1.l
  64. H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость /Восприятие музыки. Сб. статей Сост. В. Н. Максимов. М., 1980. С.229−244.
  65. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. 415с.
  66. Взаимодействие и синтез искусств //Ред. Д. Д. Благой, Б. Ф. Егоров и др. Л.: Наука, 1978. 269с.
  67. Волчегурская Н. Б Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Автореф. дис. .канд. пед. наук, Ростов-на-Дону, 1996. 18с.
  68. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997. 96с.
  69. Л.С. Мышление и речь. М.-Л., 1996. 416с.
  70. Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 536с.
  71. Л.С. Психология искусства. 3-е изд., М., 1986. 572с.
  72. Л.С. Развитие высших психических функций. М.:АПН РСФСР, 1960. 500с.
  73. Выдающиеся советские пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966. 316с.
  74. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. В кн. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.221−237.
  75. П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 150с.
  76. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968.
  77. И.П. Музыкальная память //Музыкально-педагогическая подготовка учителя /Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, М., 1972.
  78. JI.С. О работе над музыкальным произведением /Методический очерк, 3-е изд. М.: Музыка, 1968. 1 12с.
  79. З.И. Музыкальное искусство в системе гуманитарного знания, Курск, 1996. С.25−26.
  80. Н.И. Искусство педализации. Л., 1974. 96с.
  81. А.Б. О музыкальном исполнительстве //Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966. С.101−110.
  82. А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Советский композитор, 1984. 448с.
  83. С.С. О природе эстетического творчества., М.: Изд-во МГУ, 1977. 248с.
  84. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования //Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 30 700 «Музыкальное образование», М., 1995. 33с.
  85. А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия //Проблемы музыкального мышления /Сб. статей под ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974.
  86. А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. 190с.
  87. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музыка, 1966. 224с.
  88. Л. Платек Я. Современные пианисты: Библиографические очерки. М.: Советский композитор, 1985. 472с.
  89. Н.Н. Модель специалиста (выпускника педагогического института по специальности 2119 «Музыка и пение») /Науч,-метод. разработка, Минск, 1985. 161с.
  90. В. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. 77с.
  91. B.C. Духовная культура молодежи и современность. М.: Мысль, 1993.
  92. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Госучпедгиз, 1956. 374 с.
  93. С.Д. Ценности художественной культуры и творческое развитие личности //Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности /Тез. докл. межвуз. науч,-практич. конф. 25−26 февраля 1999 г. Екатеринбург, 1999. С.97−99.
  94. .М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете: Автореф. дис. .канд. пед. наук.М., 1977. 16с.
  95. В.Ю. Генрих Нейгауз. М.: Музыка, 1966. 186с.
  96. Л.Е. Формирование эстетической культуры будущего учителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук, Вильнюс, 1984. 17с.
  97. А.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.:Госучпедгиз, 1956. 374с.
  98. Э.Д. Школа и общество //Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.36−63.
  99. И.А. Самосовершенствование личности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1977. 149с.
  100. И.А. Самовоспитание личности. Философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. 285с.
  101. В.К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. /4.2 Новая и новейшая педагогическая технология, Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1996. 332с.
  102. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. 176с.
  103. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. 164с.
  104. Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации (научно-методическое пособие). М., 1993. 114с.
  105. Зак Я. И. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Советский композитор, 1980. С.100−105.
  106. Закон Российской Федерации об образовании //Российская газета, 31 июля 1992.
  107. JI.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. 440с.
  108. М.А. Формирование опорных музыкальных понятий в обучении игре на инструменте на музыкальных факультетах педагогических институтов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1982. 17с.
  109. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480с.
  110. В.П. Образование, мышление, культура //Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.90−102.
  111. П.И. Непроизвольное запоминание. М.:АПН РСФСР, 1961.562с.
  112. П.И., Середа Г. К. Память //Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. С.265−267.
  113. Т.В. Межпредметные связи музыкально-теоретических дисциплин в системе подготовки музыкантов-исполнителей. М., 1988. 213с.
  114. Из истории музыкального воспитания //Сост. О. А. Апраксина. М., 1990.
  115. М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи//Социологические исследования. 1990, № 12.
  116. Г. А. Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания //Вопросы психологии № 5, 1971. С.66−74.
  117. Д.Б. Основные принципы и методы эксперименаль-ной программы по музыке для общеобразовательной школы //Музыкальное воспитание в СССР. М.: Советский композитор, 1978. Вып. 1. С.58−93.
  118. Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986.
  119. З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте: Автореф .дис. .канд. пед. наук. М., 1970. 20с.
  120. Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьной молодежи //Советская педагогика, 1984, № 8. С. 19−26.
  121. Ю.В., ред. Музыкальная энциклопедия в 6-ти т. М., 1978.
  122. Д.К. Современные представления о музыкальных способностях //Вопросы психологии № 2, 1988. С.129−157.
  123. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. 172с.
  124. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 188с.
  125. Н.И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. 224с.
  126. Н.И., Лейзеров Н. Л. Эстетическое творчество: О проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе. М.: Знание, 1984. 112с.
  127. Н.И. Эстетическая творческая способность //Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М., 1980.
  128. Г. М. Избранные статьи. Вып.2. М.: Советский композитор, 1972. 266с.
  129. Г. М. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 1977. 264с.
  130. Г. М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1965, 182с.
  131. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Науч.-метод, центр Пензенского гор. отд. образования. 1994. 344с.
  132. А.И. Эстетическое воспитание студентов. Львов, 1984. 160с.
  133. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Учпедгиз, 1939. 320с.
  134. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.2. М.: Учпедгиз, 1939. 288с.
  135. П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Курск, 1992. 334с.
  136. .Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза (Вопросы истории, теории, методики). М.: Музыка, 1984. 89с.
  137. .Л. Г.Г.Нейгауз педагог. Методика занятий с учениками и проблемы музыкальной педагогики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1978. 14с.
  138. Ю.А. Познавательная роль музыки. М.: Музыка, 1963. 59с.
  139. Н.В. Методы системного и педагогического исследования: Учеб. пособие. JL, 1980.
  140. Л.И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной среды в вузе. М., 1994. 28с.
  141. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975.
  142. Е.Л. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988. 236с.
  143. .Т. Педагогика /Курс лекций. М.: Прометей. 1992. 528с.
  144. A.M. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений.2-е изд., перераб., доп. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994, 368с.
  145. А. Вопросы исполнительского интонирования в работах Б.В.Асафьева //Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1983. С.3−33.
  146. К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка. 1966. 220с.
  147. И.П. Роль педагогического наследия Г.Г.Нейгауза в современном музыкальном образовании: Результаты НИР (проме-жуточн.) //Педагогика и образование: Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1998. С. 20.
  148. И.П., Федорович Е. Н. Педагогика сотрудничества и актуальные проблемы современного музыкального образования. Ур. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1999. (Деп. в ИТОП РАО, № 499.) 12с.
  149. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208с.
  150. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань. 1972. 551с.
  151. В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268с.
  152. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка. 1975. 256с.
  153. Методы педагогических исследований /Лекции для студентов педагогических институтов /Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение. 1972. 159с.
  154. Методы педагогических исследований /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика. 1979. 225с.
  155. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Советский композитор. 1983. 266с.
  156. Е.А. Проблема преемственности в формировании современного фортепианного педагогического репертуара: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1979. 25с.
  157. В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1989. 32с.
  158. Е.И. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка. 1972. 383с.
  159. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка. 1988. 240с.
  160. Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. 2-е изд. М.:Советский композитор. 1983. 526с.
  161. И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки. Свердловск: СГПИ, 1988. 64с.
  162. И.Н. Методологические аспекты формирования содержательных обобщений в профессиональной подготовке учителя музыки //Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1991. С.19−26.
  163. И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие /Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург. 1993. 64с.
  164. И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителей музыки. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 156с.
  165. А.А. Взгляды Г.Г.Нейгауза на развитие пианистического мастерства //Мастера советской пианистической школы. Очерки. М., 1961. С.167−203.
  166. JI.B. Статьи и воспоминания современников. Письма. JL: Советский композитор. 1979. 324с.
  167. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
  168. В.И. Введение в общую дидактику /Предисл. Т. А. Хмель. М.: Высшая школа, 1990. 382с.
  169. В.И. Основы проблемного обучения М.: Просвещение, 1968. 208с.
  170. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1986.
  171. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. «Правда», 14 апреля 1984 г.
  172. Е. М. Асафьев Б.В. Путь исследователя и публициста. JT., 1962.
  173. Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность. М., 1984.
  174. Е.М. Исследование Асафьева «Музыкальная форма как процесс» //Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. JI., 1971. Кн. 1 и 2.
  175. Осипова J1.B. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе музыкального факультета педагогического института: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974.24с.
  176. Очерки по истории фортепианного искусства /Учеб. Пособие /Ред.-сост. А. Николаев, В.Чинаев. М.: Музыка, 1979. 262с.
  177. Педагогика /Учеб. пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого, М.:РПА, 1996. 602с.
  178. А.В. Нерешенные проблемы перестройки педагогической науки //Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. С.5−35.
  179. В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 384с.
  180. Е.С. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе занятий музыкой /Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. 16с.
  181. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1986. 280с.
  182. Психология. Словарь /Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1990. 494с.
  183. Д.А. Г.Г.Нейгауз //Портреты пианистов. М.: Советский композитор, 1962. С.36−64.
  184. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. 141с.
  185. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. 96с.
  186. В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении //Вопросы психологии № 3, 1988. С.33−41.
  187. Рапацкая J1.A. Художественная культура учителя музыки. М.:МГЗПИ, 1988. 22с.
  188. JI.A. Формирование обобщенных пианистических знаний, умений и навыков необходимое условие воспитания самостоятельности //Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Вып.1, Саратов, 1977. С.36−41.
  189. JI.A. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально-педагогической деятельности студентов-заочников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1979. 16с.
  190. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. 208с.
  191. С.И. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961. 271с.
  192. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.: Музыка, 1964. 184с.
  193. В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика,№ 5. С. 16−21.
  194. М.Э. Гилельс педагог //Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка, 1968. С.153−172.
  195. И.Л. Методы овладения репертуаром в профессиональной подготовке учителя музыки (методические рекомендации). Свердловск, 1982. 16с.
  196. И.Л. Значение фортепианного педагогического репертуара в музыкально-эстетическом воспитании студентов //Преемственность в музыкально-эстетическом воспитании молодежи: содержание, формы, методы. Свердловск: СГПИ, 1985. С.30−35.
  197. И.Л. Совершенствование процессов запоминания музыкальных произведений в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1986. 17с.
  198. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Т.1., Томск, 1996. 109с.
  199. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Т.З., Томск, 1996. 143с.
  200. B.C. Сочинения в 2-х томах /Сост., общ. ред. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. М.: Мысль, 1988. 892 (2)с.
  201. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. М.: Советский композитор, 1980.
  202. А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд.2-е, доп. Л.: Музыка, 1975. 64с.
  203. Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки /Науч.- метод, сб., вып.2, Воронеж, 1998. 118с.
  204. .М. Психология музыкальных способностей, М., 1961.
  205. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.:АПН РСФСР. 1961. 536с.
  206. Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1991. 20с.
  207. Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов /Учебное пособие. УрГПУ. Екатеринбург, 1998. 80с.
  208. Ф.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. 600с.
  209. Философский словарь. М., 1987. 590с.
  210. Хентова C. J1. Эмиль Гилельс. М.: Музыка, 1977. 279с.
  211. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию (Вопросы высшего музыкально-педагогического образования): Педагогика №½, 1992. С.55−60.
  212. Т.А. О педагогических принципах Г.Нейгауза //Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. Вып. 1, М.:Музыка, 1965. С.167−202.
  213. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3-х ч.Ч.1.М.:ВЛАДОС, 1997.448с.
  214. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 1984. 176с.
  215. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1978. 28с.
  216. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Интерпракс. М., 1994. 384с.
  217. Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975. 106с.
  218. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. 200с.
  219. Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Киев, 1986. 48с.
  220. В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (Опыт исследования проблемы). М., 1997. 89с.
  221. А.П. Фортепианная педагогика. М.: Советская Россия, 1960. 171с.
  222. Г. М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1974. 160с.
  223. Г. М. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 301с.
  224. Д.Б. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского. М.: Тривола, 1994. 168с.
  225. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 221с.
  226. .Л. Воспоминания, статьи и письма. М., 1964.
  227. .Л. Избранные труды, т.2. ч.1 /Общ. ред. Д. Д. Шостаковича М.: Советский композитор, 1987. 366с.
  228. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии,№ 2.1995.С.31 -42.
  229. В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета и пути их развития (Методика музыкального воспитания): Автореф. дис. .канд. пед наук. М., 1977. 16с.
  230. М.Г. История психологии. От античности до середины XX века /Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 1996. 416с.
Заполнить форму текущей работой