Педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки
Диссертация
Методологической основой исследования явились: эстетико-философское учение о «цельности» человека, о единстве нравственного и эстетического, науки и искусства (Вл.Соловьев, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, Н. И. Киященко и др.) — принцип историзма, позволяющий рассматривать все явления музыкальной педагогики в процессе их становления и развития (Б.В.Асафьев, Ю. В. Келдыш, Е. М. Орлова и др… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы творческого наследия Г. Г. Нейгауза как педагогической системы. 1.1 .Философско-эстетические основы педагогики Г. Г.Нейгауза
- 1. 2. Идеи развивающего обучения и их реализация в творческом наследии Г. Г.Нейгауза
- 1. 3. Педагогика сотрудничества как фундамент межличностных отношений. в музыкальном образовании
- 1. 4. Педагогические принципы Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителей музыки
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Реализация творческих принципов и методов Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки
- 2. 1. Методика построения музыкального обучения студентов педвузов на основе педагогических принципов и методов Г. Г.Нейгауза
- 2. 2. Организация, ход и результаты экспериментальной работы
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования //Учебное пособие к спецкурсу «Основы методологической культуры учителя музыки». М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. 186 с.
- Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1982. 134с.
- Абдуллин Э.Б. Учитель музыки и уходящий XX век// «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности»: Тез. докл. науч.-прак. конф., 25−26 февраля 1999 г /Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1999. С.3−6.
- Абдуллина О.Л. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 142с.
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. М.: Мысль, 1977. 224с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335с.
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978. 287с.
- Алексеев А.Д. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища. М.: Музгиз, 1957. 191с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. 4.1 и 2. М: Музыка, 1988. 416с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. Ч.З. М: Музыка, 1982. 288с.
- Алексеев А.Д. Русские пианисты. M.-JI.: Музыка, 1948.
- Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание //Музыкальная энциклопедия. В 3-х т. Т.З., М.: Советская энциклопедия, 1976. С.755−862.
- Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дис. .д-ра пед. наук /АПН СССР, Ин-т общих проблем воспитания. М., 1987. 33с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990.560 с.
- Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества /Новое педагогическое мышление. Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1989. С.144−177.
- Ананьев Б.В. Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента //Межвуз. сб. науч. тр. Вологда, 1991. 104с.
- Ананьев Б.В. Возрастная психология взрослых (теоретическая и прикладная). Л.: АПН СССР, 1971. вып.1, 144с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. 339с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 224с.
- Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов /Музыка в школе, 1983,№ 1. С.30−35.
- Артемьева Т.Н. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности //Психология развития личности. М., 1981. С.64−67.
- Арчажникова Л.Г. Основные направления подготовки учителя музыки к воспитательной работе в школе //Совершенствование подготовки учителя музыки на муз.-пед. ф-те: Свердл. пед. ин-т, Свердловск, 1983. С.3−8.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. М., 1984. 1 12с.
- Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений. М., 1991.
- Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки //Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного педагогического образования. М., 1984. С.5−16.
- Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования //Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М., 1980. С.4−12.
- Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки.: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М.: АПН СССР, НИИОП, 1986, 36с.
- Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования //Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М., 1980. С.4−12.
- Арчажникова Л.Г. Формирование профессиональных качеств учителя музыки в процессе инструментальной подготовки //Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов, 1988. С.11−17.
- Арчажникова Л.Г., Рапацкая Л. А. Развитие теории высшего музыкально-педагогического образования //Советская педагогика, 1989, № 5. С.65−70.
- Арчажникова Л.Г. Сущность профессионального мастерства учителя музыки //Совершенствование подготовки учителя музыки на муз.-пед. ф-те, Свердловск: СГПИ, 1991. С.3−10.
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. 64с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1973. 142с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1и 2.: Музыка, 1971. 376с.
- Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.206−220.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1985. 208с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедедакти ческий аспект. М.: Педагогика, 1977. 234с.
- Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведе ния личности М.: Знание, 1979. 64с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя музыки в условиях пере стройки. М.: Педагогика, 1989. 207с.
- Белозерцев Е.П. Совершенствование профессиональной подго товки будущих учителей /Советская педагогика. 1983, № 9. С. 61 64.
- Банфи А. Философия искусства. Пер. с ит. М.: Искусство, 1989 384с.
- Баренбойм JI.A. А.Г.Рубинштейн. В 2-х т. Т.1. Л.:Музыка, 1957.
- Баренбойм Л.А. А.Г.Рубинштейн. В 2-х т. Т.2. Л.:Музыка, 1962 492с.
- Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. 288с.
- Баренбойм Л.А. За полвека /Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. 368с.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполниельство. Л.: Музыка, 1974. 336с.
- Баренбойм Л.А. Н.Г.Рубинштейн. М.: Музыка, 1982. 278с.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1978. 272с.
- Бачинин В.А. Духовная культура личности /Философские очерки. М., 1986. 111с.
- Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: УрГПУ, 1996. 93с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Ч.1-я, Свердловск: СГПИ, 1990. 104с.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия свободы. М., 1989. 607с.
- Беркман T. J1. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1970. 101с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.
- Блинова М.С. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка. 1974.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2, М., 1979. 340с.
- Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988. 188с.
- Бодалев А.А. Психология межличностных отношений //Вопросы психологии,№ 2, 1993. С.86−91.
- Бодина Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства /Автореф. дис. .канд. пед. наук., Киев, 1975. 16с.
- Бодина Е.А. Принципы превращения знаний в личностные убеждения студентов //Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного педагогического образования. М., 1984.С.16−26.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика, № 4.С.11−17.
- Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. М.: Политиздат, 1981. 399с.
- Быстров Г. А. Идейно-нравственное воспитание студентов средствами музыки :Автореф. дис. .канд. пед. наук, Минск, 1986. 18с.1.l
- Ветлугина H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость /Восприятие музыки. Сб. статей Сост. В. Н. Максимов. М., 1980. С.229−244.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. 415с.
- Взаимодействие и синтез искусств //Ред. Д. Д. Благой, Б. Ф. Егоров и др. Л.: Наука, 1978. 269с.
- Волчегурская Н. Б Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Автореф. дис. .канд. пед. наук, Ростов-на-Дону, 1996. 18с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997. 96с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.-Л., 1996. 416с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 536с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд., М., 1986. 572с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.:АПН РСФСР, 1960. 500с.
- Выдающиеся советские пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966. 316с.
- Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. В кн. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.221−237.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 150с.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968.
- Гейнрихс И.П. Музыкальная память //Музыкально-педагогическая подготовка учителя /Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, М., 1972.
- Гинзбург JI.С. О работе над музыкальным произведением /Методический очерк, 3-е изд. М.: Музыка, 1968. 1 12с.
- Гладких З.И. Музыкальное искусство в системе гуманитарного знания, Курск, 1996. С.25−26.
- Голубовская Н.И. Искусство педализации. Л., 1974. 96с.
- Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве //Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966. С.101−110.
- Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Советский композитор, 1984. 448с.
- Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества., М.: Изд-во МГУ, 1977. 248с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования //Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 30 700 «Музыкальное образование», М., 1995. 33с.
- Готсдингер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия //Проблемы музыкального мышления /Сб. статей под ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974.
- Готсдингер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. 190с.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музыка, 1966. 224с.
- Григорьев Л. Платек Я. Современные пианисты: Библиографические очерки. М.: Советский композитор, 1985. 472с.
- Гришанович Н.Н. Модель специалиста (выпускника педагогического института по специальности 2119 «Музыка и пение») /Науч,-метод. разработка, Минск, 1985. 161с.
- Гродзенская В. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. 77с.
- Гуров B.C. Духовная культура молодежи и современность. М.: Мысль, 1993.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Госучпедгиз, 1956. 374 с.
- Давыдова С.Д. Ценности художественной культуры и творческое развитие личности //Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности /Тез. докл. межвуз. науч,-практич. конф. 25−26 февраля 1999 г. Екатеринбург, 1999. С.97−99.
- Дебелая Ж.М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете: Автореф. дис. .канд. пед. наук.М., 1977. 16с.
- Дельсон В.Ю. Генрих Нейгауз. М.: Музыка, 1966. 186с.
- Дементьева Л.Е. Формирование эстетической культуры будущего учителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук, Вильнюс, 1984. 17с.
- Дистервег А.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.:Госучпедгиз, 1956. 374с.
- Днепров Э.Д. Школа и общество //Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.36−63.
- Донцов И.А. Самосовершенствование личности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1977. 149с.
- Донцов И.А. Самовоспитание личности. Философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. 285с.
- Дьяченко В.К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. /4.2 Новая и новейшая педагогическая технология, Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1996. 332с.
- Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. 176с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. 164с.
- Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации (научно-методическое пособие). М., 1993. 114с.
- Зак Я. И. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Советский композитор, 1980. С.100−105.
- Закон Российской Федерации об образовании //Российская газета, 31 июля 1992.
- Занков JI.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. 440с.
- Зильберквит М.А. Формирование опорных музыкальных понятий в обучении игре на инструменте на музыкальных факультетах педагогических институтов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1982. 17с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480с.
- Зинченко В.П. Образование, мышление, культура //Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.90−102.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.:АПН РСФСР, 1961.562с.
- Зинченко П.И., Середа Г. К. Память //Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. С.265−267.
- Иванченко Т.В. Межпредметные связи музыкально-теоретических дисциплин в системе подготовки музыкантов-исполнителей. М., 1988. 213с.
- Из истории музыкального воспитания //Сост. О. А. Апраксина. М., 1990.
- Илле М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи//Социологические исследования. 1990, № 12.
- Ильина Г. А. Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания //Вопросы психологии № 5, 1971. С.66−74.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы эксперименаль-ной программы по музыке для общеобразовательной школы //Музыкальное воспитание в СССР. М.: Советский композитор, 1978. Вып. 1. С.58−93.
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986.
- Квасницина З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте: Автореф .дис. .канд. пед. наук. М., 1970. 20с.
- Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьной молодежи //Советская педагогика, 1984, № 8. С. 19−26.
- Келдыш Ю.В., ред. Музыкальная энциклопедия в 6-ти т. М., 1978.
- Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях //Вопросы психологии № 2, 1988. С.129−157.
- Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. 172с.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 188с.
- Киященко Н.И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. 224с.
- Киященко Н.И., Лейзеров Н. Л. Эстетическое творчество: О проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе. М.: Знание, 1984. 112с.
- Киященко Н.И. Эстетическая творческая способность //Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М., 1980.
- Коган Г. М. Избранные статьи. Вып.2. М.: Советский композитор, 1972. 266с.
- Коган Г. М. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 1977. 264с.
- Коган Г. М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1965, 182с.
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Науч.-метод, центр Пензенского гор. отд. образования. 1994. 344с.
- Комарова А.И. Эстетическое воспитание студентов. Львов, 1984. 160с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Учпедгиз, 1939. 320с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.2. М.: Учпедгиз, 1939. 288с.
- Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Курск, 1992. 334с.
- Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза (Вопросы истории, теории, методики). М.: Музыка, 1984. 89с.
- Кременштейн Б.Л. Г.Г.Нейгауз педагог. Методика занятий с учениками и проблемы музыкальной педагогики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1978. 14с.
- Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки. М.: Музыка, 1963. 59с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного и педагогического исследования: Учеб. пособие. JL, 1980.
- Куханович Л.И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной среды в вузе. М., 1994. 28с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975.
- Либерман Е.Л. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988. 236с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика /Курс лекций. М.: Прометей. 1992. 528с.
- Лушников A.M. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений.2-е изд., перераб., доп. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994, 368с.
- Малинковская А. Вопросы исполнительского интонирования в работах Б.В.Асафьева //Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1983. С.3−33.
- Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка. 1966. 220с.
- Марченко И.П. Роль педагогического наследия Г.Г.Нейгауза в современном музыкальном образовании: Результаты НИР (проме-жуточн.) //Педагогика и образование: Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1998. С. 20.
- Марченко И.П., Федорович Е. Н. Педагогика сотрудничества и актуальные проблемы современного музыкального образования. Ур. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1999. (Деп. в ИТОП РАО, № 499.) 12с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань. 1972. 551с.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка. 1975. 256с.
- Методы педагогических исследований /Лекции для студентов педагогических институтов /Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение. 1972. 159с.
- Методы педагогических исследований /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика. 1979. 225с.
- Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Советский композитор. 1983. 266с.
- Минаев Е.А. Проблема преемственности в формировании современного фортепианного педагогического репертуара: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1979. 25с.
- Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1989. 32с.
- Назайкинский Е.И. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка. 1972. 383с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка. 1988. 240с.
- Нейгауз Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. 2-е изд. М.:Советский композитор. 1983. 526с.
- Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки. Свердловск: СГПИ, 1988. 64с.
- Немыкина И.Н. Методологические аспекты формирования содержательных обобщений в профессиональной подготовке учителя музыки //Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1991. С.19−26.
- Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие /Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург. 1993. 64с.
- Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителей музыки. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 156с.
- Николаев А.А. Взгляды Г.Г.Нейгауза на развитие пианистического мастерства //Мастера советской пианистической школы. Очерки. М., 1961. С.167−203.
- Николаев JI.B. Статьи и воспоминания современников. Письма. JL: Советский композитор. 1979. 324с.
- Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
- Оконь В.И. Введение в общую дидактику /Предисл. Т. А. Хмель. М.: Высшая школа, 1990. 382с.
- Оконь В.И. Основы проблемного обучения М.: Просвещение, 1968. 208с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1986.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. «Правда», 14 апреля 1984 г.
- Орлова Е. М. Асафьев Б.В. Путь исследователя и публициста. JT., 1962.
- Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность. М., 1984.
- Орлова Е.М. Исследование Асафьева «Музыкальная форма как процесс» //Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. JI., 1971. Кн. 1 и 2.
- Осипова J1.B. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе музыкального факультета педагогического института: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974.24с.
- Очерки по истории фортепианного искусства /Учеб. Пособие /Ред.-сост. А. Николаев, В.Чинаев. М.: Музыка, 1979. 262с.
- Педагогика /Учеб. пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого, М.:РПА, 1996. 602с.
- Петровский А.В. Нерешенные проблемы перестройки педагогической науки //Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. С.5−35.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 384с.
- Полякова Е.С. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе занятий музыкой /Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. 16с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1986. 280с.
- Психология. Словарь /Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1990. 494с.
- Рабинович Д.А. Г.Г.Нейгауз //Портреты пианистов. М.: Советский композитор, 1962. С.36−64.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. 141с.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. 96с.
- Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении //Вопросы психологии № 3, 1988. С.33−41.
- Рапацкая J1.A. Художественная культура учителя музыки. М.:МГЗПИ, 1988. 22с.
- Рахимбаева JI.A. Формирование обобщенных пианистических знаний, умений и навыков необходимое условие воспитания самостоятельности //Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Вып.1, Саратов, 1977. С.36−41.
- Рахимбаева JI.A. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально-педагогической деятельности студентов-заочников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1979. 16с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. 208с.
- Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961. 271с.
- Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.: Музыка, 1964. 184с.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика,№ 5. С. 16−21.
- Смирнов М.Э. Гилельс педагог //Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка, 1968. С.153−172.
- Смирнова И.Л. Методы овладения репертуаром в профессиональной подготовке учителя музыки (методические рекомендации). Свердловск, 1982. 16с.
- Смирнова И.Л. Значение фортепианного педагогического репертуара в музыкально-эстетическом воспитании студентов //Преемственность в музыкально-эстетическом воспитании молодежи: содержание, формы, методы. Свердловск: СГПИ, 1985. С.30−35.
- Смирнова И.Л. Совершенствование процессов запоминания музыкальных произведений в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1986. 17с.
- Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Т.1., Томск, 1996. 109с.
- Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Т.З., Томск, 1996. 143с.
- Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах /Сост., общ. ред. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. М.: Мысль, 1988. 892 (2)с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. М.: Советский композитор, 1980.
- Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд.2-е, доп. Л.: Музыка, 1975. 64с.
- Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки /Науч.- метод, сб., вып.2, Воронеж, 1998. 118с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей, М., 1961.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.:АПН РСФСР. 1961. 536с.
- Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1991. 20с.
- Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов /Учебное пособие. УрГПУ. Екатеринбург, 1998. 80с.
- Фейнберг Ф.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. 600с.
- Философский словарь. М., 1987. 590с.
- Хентова C. J1. Эмиль Гилельс. М.: Музыка, 1977. 279с.
- Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию (Вопросы высшего музыкально-педагогического образования): Педагогика №½, 1992. С.55−60.
- Хлудова Т.А. О педагогических принципах Г.Нейгауза //Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. Вып. 1, М.:Музыка, 1965. С.167−202.
- Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3-х ч.Ч.1.М.:ВЛАДОС, 1997.448с.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 1984. 176с.
- Цыпин Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1978. 28с.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Интерпракс. М., 1994. 384с.
- Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975. 106с.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. 200с.
- Шевченко Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Киев, 1986. 48с.
- Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (Опыт исследования проблемы). М., 1997. 89с.
- Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.: Советская Россия, 1960. 171с.
- Щукина Г. М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1974. 160с.
- Щукина Г. М. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 301с.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского. М.: Тривола, 1994. 168с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 221с.
- Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма. М., 1964.
- Яворский Б.Л. Избранные труды, т.2. ч.1 /Общ. ред. Д. Д. Шостаковича М.: Советский композитор, 1987. 366с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии,№ 2.1995.С.31 -42.
- Яконюк В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета и пути их развития (Методика музыкального воспитания): Автореф. дис. .канд. пед наук. М., 1977. 16с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века /Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 1996. 416с.