Комплексный подход к организации и проведению констатирующего эксперимента
Авторы, занимающиеся проблемой дизартрии, такие как: О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова, Г. В. Чиркина, И. И. Панченко, Е. Ф. Соботович, И. Б. Карелина, О. А. Токарева. Л. В. Мелехова, Т. В. Сорочинская, О. Ю. Федосова и др., говорили о комплексном подходе в коррекционных мероприятиях.
В связи с этим нами проводилось всестороннее комплексное обследование, включающее в себя три основных блока: медицинский, психолого — педагогический и логопедический.
Медицинское обследование проводил врач — невролог, по необходимости с привлечением других специалистов: педиатра, отоларинголога, окулиста и других. Изучались особенности развития ребенка, назначались медикаментозные средства, ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и др.
Психолого — педагогический блок был направлен на исследование сенсорных функций ребенка: слухового и зрительного гнозиса, пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления. Использовалась диагностическая методика Т. Н. Волковской составленная на основе модификации методик О. Н. Усановой, И. Ф. Марковской.
Логопедическое обследование включало: изучение анамнеза, педагогической, медицинской документации; исследования самого ребенка.
Обследование строилось с опорой на принципы комплексного изучения развития ребенка, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей. В обследовании применялись наглядные, словестные и практические методы.
В результате исследования была изучена:
- 1) медицинская документация;
- 2) речевой анамнез;
- 3) личностные особенности ребенка;
- 4) интеллектуальное развитие;
- 5) состояние психических функций: исследование зрительного и слухового гнозиса, пространственного и временного восприятия, конструктивного праксиса; движений и действий, памяти, мышления внимания;
- 6) состояние общей и мелкой моторики (качество, темп, степень дифференцированности движений);
- 7) речевое развитие: состояние импрессивной, экспрессивной речи словарь, грамматический строй, слоговая структура, звукопроизношение, фонематические процессы, связная речь.
- 8) дыхание;
- 9) голос;
- 10) состояние произвольной мимической моторики (объем, качество движений)
- 11) строение и подвижность органов артикуляции (удержание артикуляционной позы, точность выполнения движений, объем, переключаемость).
Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия, гиперсаливация).
При обследовании состояния просодики у детей изучалось:
- — восприятие и воспроизведение ритма;
- — восприятие и воспроизведение интонации;
- — восприятие и воспроизведение логического ударения;
- — восприятие и воспроизведение тембра;
- — обследования модуляций голоса по силе и высоте;
- — выявление назального тембра голоса;
- — обследование речевого дыхания;
- — обследование темпо — ритмической организации речи;
- — обследование состояния слухового самоконтроля.