Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ методик развития активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иное направление словарной работы взаимосвязано с подходом к изучению дошкольниками содержательного значения слова в единстве и взаимодействии с развитием элементов понятийного мышления (школа В. А. Логиновой): становление словаря происходит в неотделимой связи от развития у детей умения выделять признаки предметов и явлений, необходимые для обобщения. Нужно постоянно углублять знания… Читать ещё >

Анализ методик развития активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной методике работа со словами рассматривается в качестве целенаправленной педагогической деятельности, обеспечивающей результативное изучение словарного состава родного языка. Формирование словарного запаса является длительным процессом количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и развитие умения использовать их в конкретных условиях общения (Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А.) [49].

Слова обеспечивают содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь базируется, прежде всего, на владение достаточно обширным словарем.

Характерной чертой словарной работы в дошкольном учреждении заключается в том, что она взаимосвязана со всей воспитательно — образовательной работой с детьми. Увеличение словарного запаса совершается в процессе знакомства с окружающим миром, во всех видах деятельности ребенка, а также в повседневной жизни и общении. Работа над познанием смысловой нагрузки слов уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все эти факторы особенно важны в дошкольном возрасте, потому что именно в это время закладывается ядро развития мышления и речи, совершается становление социальных контактов, формируется личность.

При помощи изучения разработанных Е. И. Тихеевой [37] упражнений, обеспечивающих обогащения словаря и содержательной стороны отдельных слов (составления предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения слов), ребенок учится заменять слова более удачными выражениями с точки зрения условий контекста.

При разработке различных аспектов деятельности по созданию словарного запаса дошкольников, исследователи значительное внимание уделяли обозначению словами предметов или явлений окружающий среды на основе их наглядного целостного восприятия (Е.А. Флерина [47], И. О, Соловьева [34], М. М. Конина [17], А. М. Леушина [26]).

О.С. Соловьева [34] разрабатывала также содержание и методику словарной работы с дошкольниками, она считала, что прежде всего «нужно заботиться о том, чтобы дети знали названия всего того, с чем им приходится иметь дело в повседневной жизни» [34]. Исходя из этого ею были выделены группы слов, которыми должны овладеть дошкольники.О. И. Соловьева [34], помимо прочего, отмечала, что важен не только рост словаря в количественном значении, а также и обогащение его качества, под которым понималось трансформация значений слов в зависимости от контекста и места в лексической системе.

Иное направление словарной работы взаимосвязано с подходом к изучению дошкольниками содержательного значения слова в единстве и взаимодействии с развитием элементов понятийного мышления (школа В. А. Логиновой [28]): становление словаря происходит в неотделимой связи от развития у детей умения выделять признаки предметов и явлений, необходимые для обобщения. Нужно постоянно углублять знания, представления дошкольников о предметах и явлениях объективной реальности. В связи с этим В. И. Логинова [28] предлагает в ходе развития словаря детей основываться прежде всего на их познавательную деятельность.

Е.М. Струнина [36] разработала методику, которая развивает в старших дошкольниках элементарное осознание содержательной стороны слов. Она считает, что выявление семантических связей между словами поможет уточнению понимания семантики отдельных слов, что способствовало сформированности умения выделять выразительные и точные языковые средства в зависимости от условий речевой ситуации.

В ходе проведения логопедической работы по развитию лексики дошкольников с ОНР нужно учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуру значения слова, закономерности лексики в онтогенезе, особенности восприятия дошкольников с речевой патологией.

Таким образом, в современном мире актуальна проблема развития словаря у дошкольников с ОНР. Лексикон представляет собой наилучший вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: замедляется развитие в познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети имеют сложности в овладении мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного контакта, сильно снижается развитие игровой деятельности, которая имеет, как правило, важное значение в плане общего психического развития. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Увеличение словарного запаса у детей — одна наиболее важных задач воспитания. Уточнение и расширение запаса слов имеет важную роль в формировании логического мышления: чем разнообразнее словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. В связи с этим, его развитие необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к будущему школьному обучению.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом является такой формой речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Р. Е. Левина [25] в результате исследований первая сформулировала понятие общего недоразвития речи. Причинами речевого недоразвития у детей с ОНР являются неблагоприятные факторы как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. Различные виды речевого недоразвития были представлены в четырех уровнях:

  • · Отсутствие общеупотребительной речи;
  • · Задатки общеупотребительной речи;
  • · Развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития;
  • · Речь с неявно выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

На каждом из этих уровней можно найти элементы предыдущего и последующего уровней.

Словарь — это набор слов (основных единиц речи), которыми владеет человек и которые обозначают предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. К пассивному словарю относится часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; к активному — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Исследованием словаря в онтогенезе занимались такие ученые, как Л. С. Выготский [6], Е. А. Аркин [1], А. Н. Гвоздев [9], А. В. Захарова [16], Л. Н. Ефименкова [12] и другие.

Изучение словаря детей с ОНР занимались Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова [42], Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова [15], Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова [23].

Одной из явных особенностей речи детей с ОНР является более выраженное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети с ОНР осознают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к нормальному объему. Но тем не менее, использование слов в экспрессивной речи, а также использование словаря в повседневности вызывают большие затруднения. Дошкольники, страдающие ОНР, не знают многих действий предметов, оттенков цветов и с трудом распознают форму предметов. В словарном запасе таких детей мало обобщающих понятий. Почти не используются антонимы, редко используются синонимы.

Характерным признаком словарной работы в дошкольном учреждении является то, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Увеличение словарного запаса совершается в процессе ознакомления с окружающей средой, во всех сферах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Наиболее интересные методики по формированию словаря у дошкольников разработали следующие ученые: М. М. Конина [17], А. М. Леушина [26], В. И. Логинова [28], И. О, Соловьева [34], Е. М. Струнина [36], Е. И. Тихеева [37], Е. А. Флерина [47] и другие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой