Современный учебный план
Социально-педагогические факторы разработки учебных планов. Знать о связи учебного плана и стандарта образования; Особенности современных школьных учебных планов. Педагогическая характеристика учебного плана. Какие функции выполняет базисный учебный план? Требования к усвоению понятия «учебный план»: Гуманистическая функция учебного плана школы. Уметь анализировать конкретный учебный план. Любой… Читать ещё >
Современный учебный план (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные понятия: учебный план, структура и свойства учебного плана.
Требования к усвоению понятия «учебный план»:
- — иметь представление об учебном плане как педагогической категории;
- — давать современную характеристику учебного плана (раскрывать содержание этого понятия);
- — знать о связи учебного плана и стандарта образования;
- — уметь анализировать конкретный учебный план.
Содержательный блок
Дидактический аспект: базисный учебный план является основным государственным нормативным документом в сфере школьного образования; его функции: определение объема знаний, умений; объема и структуры содержания общего образования; создание организационных и научно-методических условий для обеспечения грамотности учащихся. Структура базисного плана предусматривает: инвариантную часть (общекультурные и национально значимые ценности, общественные идеалы) и вариативную часть (индивидуальный характер развития школьников). Учебный план характеризуется: гибкостью, интеграцией, дифференциацией, унификацией, гуманизацией.
Психологический аспект: учебный план предполагает разные уровни усвоения отдельных предметов. Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из уровней: базовому, повышенному, промежуточному.
Методический аспект: структурирование содержания образования в регионе подчиняется принципам: целостности, вариативности, сочетания концентрического и линейного построения учебных курсов, движения от ребенка к миру и от мира к ребенку. Учащийся может получить образование в любом учебном заведении (обычная школа, лицей, гимназия и др.).
Задания
- 1. Изучите учебный план школы, определите в нем инвариантную и вариативную части.
- 2. Проанализируйте учебный план лицея (или гимназии) с точки зрения функций государственного стандарта.
- 3. Сравните учебные планы обычной школы и инновационного учебного заведения: прежде всего, что их отличает, что у них общего. По какому плану вы хотели бы учиться?
- 4. Составьте собственный учебный план для любого учебного заведения и обоснуйте его.
Учебно-исследовательская работа — написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из следующих тем:
- 1. Социально-педагогические факторы разработки учебных планов.
- 2. Педагогическая характеристика учебного плана.
- 3. Особенности современных школьных учебных планов.
- 4. Гуманистическая функция учебного плана школы.
- 5. Учебный план инновационного учебного заведения как фактор образования выпускника.
- 6. Условия разработки и реализации школьного компонента базисного плана.
Контрольный блок
- 1. Ответьте на вопросы.
- • Какова структура учебного плана?
- • Какие функции выполняет базисный учебный план?
- • Что такое образовательная область?
- • За счет чего учебный план учитывает особенности индивидуального и личностного развития школьников?
- • Что означают базисный, повышенный и промежуточный уровни образования? Какой из них вы получили в свое время?
- • Что характерно для содержания образования инновационных учебных заведений?
- 2. Найдите педагогические ошибки и неточности:
- — «в учебном плане определено, что и в какой последовательности изучается»;
- — «любой учебный план приходит «сверху»;
- — «для того, чтобы внести изменения в учебный план, достаточно иметь необходимые педагогические кадры».