Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности возрастного развития детей дошкольного возраста, их учет в процессе занятий плаванием

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся в более благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной… Читать ещё >

Особенности возрастного развития детей дошкольного возраста, их учет в процессе занятий плаванием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В дошкольном возрасте функционирование важнейших жизненно необходимых функций и систем, обеспечивающих показатели физического здоровья, в значительной мере происходит посредством физической и двигательной активности. Эффективным средством оздоровления с этих позиций можно рассматривать и плавание.

Ученые считают, что и до настоящего времени использование различных средств обучения и оздоровления дошкольников в условиях водной среды требует дальнейшей разработки и будет постоянно находиться под пристальным вниманием специалистов (А. Д. Котляров, Г. Л. Котлярова, 2004).

Успех в обучении плаванию и проведении лечебно-оздоровительных мероприятий в водной среде может быть достигнут лишь в том случае, если педагогом будут учтены анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их реальные силы, возможности. Только зная состояние здоровья, уровень физического состояния, степень подверженности простудным заболеваниям каждого ребенка можно выбрать наиболее оптимальные пути оздоровления.

Особенности развития ОДА детей дошкольного возраста

Поскольку осанка в значительной степени обусловлена особенностями строения и функционирования опорно-двигательного аппарата и, учитывая, что специалисты будут работать не только со здоровыми детьми, но и с детьми, имеющими дефекты осанки, то возрастные особенности развития ОДА дошкольника рассмотрим наиболее подробно по сравнению с другими функциональными системами растущего организма ребенка.

Особенности строения скелета

ОДА человека состоит из костей и их соединений (суставов), а также из скелетных мышц, которые к ним прикрепляются.

В костной ткани много воды и плотного вещества, преобладает хрящевая модель будущей кости. В дошкольные годы процессы окостенения еще далеки от завершения.

Скелет человека включает череп, позвоночный столб, ребра, грудину, кости верхних и нижних конечностей. Основное внимание сконцентрируем на позвоночнике.

Известно, что на характер осанки большое влияние оказывает позвоночник (см. Прил. 5, 6).

Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба: шейный и поясничный — обращены выпуклостями вперед, грудной и крестцово-копчиковый — выпуклостями назад. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию, защищая головной и спинной мозг от сотрясения, а также увеличивает устойчивость, подвижность и т. д. В процессе эволюции все звенья тела расположились так, чтобы обеспечить ему вертикальное и уравновешенное положение без выраженного напряжения мышц и создать благоприятные условия для эффективного функционирования систем организма в основных привычных положениях.

Позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию (Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова, 1976).

При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Поэтому плавание и является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности, нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40−50 см.

Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей — тазового пояса.

Постепенное окостенение происходит и в скелете верхних и нижних конечностей дошкольника. В виду возрастной слабости связочномышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения, стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Поэтому особенно ценным при плавании считается большая динамическая работа ног в безопорном положении, что оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием.

Итак, в период дошкольного возраста скелет находится в стадии интенсивного формирования и развития, в связи с этим любые неблагоприятные внешние или внутренние воздействия могут легко привести к возникновению деформаций его различных звеньев.

Особенности строения скелетных мышц

Скелетные мышцы являются активной частью ОДА. Они прикрепляются к костям скелета и при своем сокращении приводят костные рычаги в движение. Скелетные мышцы фиксируют положение тела и его частей в пространстве, осуществляют перемещение различных звеньев ОДА.

Скелетные мышцы состоят из волокон двух типов: красных и белых. Уровень кровоснабжения белых волокон ниже, чем красных. Белые мышечные волокна считаются быстрыми. У детей в скелетных мышцах преобладают белые волокна, этим и объясняется их высокая подвижность и быстрая утомляемость.

Мышцы, прикрепляющиеся к костям скелета, всегда находятся в состоянии непроизвольного напряжения, которое называют мышечным тонусом. Этот тонус регулируется центральной нервной системой и имеет рефлекторный характер. Состояние мышечного тонуса имеет большое значение для формирования правильной осанки ребенка. При этом особую роль играют мышцы туловища, создающие естественный мышечный корсет.

Особенность мышечного тонуса дошкольника проявляется в том, что тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом разгибателей.

Исследованиями доказано, что в дошкольные годы мышцы развиваются быстрее, чем другие органы. При этом отмечается неравномерность роста мышечной ткани. Функциональные свойства мышц еще далеки от завершения.

Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22−24% массы тела (у взрослого — 40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы (М. Ф. Иваницкий, 1985).

Сократительные свойства мышц также имеют особенности: у ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении — удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется более быстрое утомление детей во время физической деятельности, особенно длительных напряжений и однообразных физических нагрузок. В то же время физическое утомление детей быстро проходит.

Скелетные мышцы делятся на группы: мышцы головы, туловища, верхних и нижних конечностей. В данной работе не представляется возможным описать работу этих мышц. Но, думается, что специалист по физической культуре и тем более лечебной физической культуре должен ясно представлять, какие мышцы обеспечивают нормальное функционирование внутренних органов и движение (М. Ф. Иваницкий, 1985).

В частности, специалисту необходимо помнить, что глубокие мышцы спины ребенка, удерживающие позвоночник в положении правильной осанки, относительно слабо развиты. Кроме того, у детей дошкольного возраста слабо развиты и мышцы груди. Укрепление этих мышц способствует предупреждению деформации грудной клетки, повышает функциональные возможности дыхательной системы. Но особенно слабо развитыми оказываются мышцы живота, вследствие этого имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз.

Особенности развития скелетных мышц дошкольника проявляются и в том, что крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие. Так, крупные мышцы нижних конечностей хорошо развиты, в то время как мышцы стопы развиты значительно слабее, что является причиной распространения плоскостопия в этом возрасте (М. Ф. Иваницкий, 1985).

Из сказанного следует, что скелетные мышцы дошкольника находятся в стадии интенсивного формирования и развития. Отмечается относительная слабость мышц мышечного корсета, неравномерность развития отдельных мышечных групп, что может явиться одним из факторов, обуславливающих предрасположенность дошкольников к функциональным нарушениям ОДА. Поэтому так важен грамотный подбор упражнений, стимулирующих развитие слаборазвитых мышц ребенка (Т. В Забалуева, 2006).

Если ребенок имеет возможность плавать, то плавательные движения совершаются при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3−5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц.

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся в более благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой