Теоретические основы дифференцированного обучения студентов графическим дисциплинам в технических вузах
Диссертация
Несмотря на значительное число научных исследований, посвященных профессиональной подготовке студентов вузов, проблема формирования знаний, умений и навыков по графическим дисциплинам не рассматривалась в контексте дифференциации данного процесса. Не уделялось внимание разработке системы разноуровневых заданий на основе интеграции и дифференциации графических знанийне определены и научно… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.л
- ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВУЗЕ
- 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика понятия дифференцированное обучение графическим дисциплинам в техническом вузе
- 1. 2. Моделирование педагогической системы дифференцированного обучения- графическим дисциплинам в техническом вузе
- 1. 3. Компоненты системы дифференцированного обучения графическим дисциплинам
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
- 2. 1. Организация учебного процесса в системе дифференцированного обучения студентов графическим дисциплинам
- 2. 2. Отбор и применение графических задач в технологии дифференцированного обучения графическим дисциплинам в практике работы
- 2. 3. Результаты экспериментального обучения в системе дифференцированного обучения графическим дисциплинам студентов технических вузов
Список литературы
- Акимова И.Н. Методические основы алгоритмизированного обучения графическим дисциплинам: Авто-реф.дис. .доктора пед.наук. М., 1995 — 86 с.
- Анисимов H.H. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1970.- 15 с.
- Анисимова Л.Н. Теория и практика профессионально-графической подготовки учителя технологии в педагогических вузах. Автореферат.. доктора. пед. н'аук.-М., 1998.-39 с.
- Анисимова Л.Н. Профессионально-графическая подготовка учителя технологии в педагогическом ВУЗе. -М.-МПУ, 1998.- 246 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
- Э.Бабулин H.A. Построение и чтение машиностроительных чертежей: Учеб. пособие для профессионального обучения рабочих на пр-ве. 8-е изд., перераб. -М.: Высш. Шк., 1987. — 319 с.
- Блаус А.Я. Система обучения графическим дисциплинам: Автореф.дис.. доктора пед.наук. М., 1974.- 41 с.
- Ботвинников А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников // АПН СССР. Науч.-иссле. ин-т содержания и методов обучения. М.: Педагогика 1979.255 с.
- Быкова Г. Ф. Динамический чертеж как средство наглядного моделирования решения задач в курсе начертательной геометрии (в свете принципов программированного обучения): Дис.. канд.пед.наук. М., 1969.- 246 с.
- Виноградов В.Н., Ройтман И. А. Сборник задач и методические указания по начертательной геометрии (для факультативных занятий). М.: Просвещение, 1972.- 127 с.
- Владимирский Г. А. Сборник задач по начертательной геометрии: Пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1972.- 95 с.
- Владимирский Г. А., Макарова М. Н. Развитие пространственных представлений важная задача в курсе черчения средней школы // Пространственные представления как средство познания объективной действительности: Сб. трудов МГПУ. — М.- 1973.-С.19−23
- Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981.- 129 с.
- Воротников И.А. Занимательное черчение: Книга для учащихся средних школ 4-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1990.223 с.
- Вышнепольский И. С Применение наглядных пособий и технических средств на уроках технического черчения: Методические рекомендации. М., 1972.- 54 с.
- Вяткин Л.Г. Методы и формы организации самостоятельной работы студентов. Межвуз. Науч.- метод, сб. // НИИ пробл. высш. шк. и др.-Изд-во Саратовского университета, 1985.- 89 с.
- Гамаюнова Р.Ф. Графическое изображение как форма отражения объективной реальности. Дис. канд.философ.наук. — М., 1969.- 158 с.
- Гервер В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников (на примере обучения черчению): Автореферат, дис.. д-ра пед.наук. М., 1992.- 34 с.
- Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. — 144 с.
- Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия. М., 1981.- 344 с.
- Гильбух Ю.З. Идея дифференцированного обучения. // Педагогика, 1994, № 5 С. 10−13
- Голант Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе // Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Тарту, 197 0.-С. 18−23
- Давыдов* В. В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
- Данилов М.А. Современные методологические проблемы педагогики. М., 1965.- 254 с.
- Добровольская H.A., Калошина И. П. Обучение решению творческих задач на создание дополнительных построений // Управление познавательной деятельностью студентов. Саранск, 1979.- С. 13−25
- Дорошкевич A.M. Программирование обучения как средство повышения эффективности учебного процесса в высшей школе: Дис.. доктор пед.наук. М.: Высшая школа, 1971.-439 с.
- Дубанов A.A., Найханов В. В., Якунин В. И. Определение линии пересечения конической и цилиндрической поверхностей // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. Самара, 1996.- С. 111−112
- Ерентуева А.Ю. Разноуровневое обучение как путь реализации дифференцированного подхода к учащимся. Улан-Удэ, 1997. — 56 с.
- Есмуханова Ж.Ж. Дидактические основы оптимизации обучения начертательной геометрии (на примере ВУЗов Казахстана). Автореф.дис.. д-ра пед.наук. -М., 1999.-39 с.
- Загвязинский В.И. О дифференцированном подходе // Народное образование. 1968.-3 10.- С. 85−87
- Иващенко Г. А. Формирование оптимальной методики интенсивного изучения графических дисциплин в технических ВУЗах: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1994.- 24 с.
- Игнатьев Е.И. Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению // Психологиярисунка и живописи. М.: АПН РСФСР, 1954.-С.185−191
- Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М., 1975.- 158 с.
- Кабанова Меллер E.H. Психологические особенности пространственных представлений // Основы методики обучения черчению / Под редакцией А. Д. Ботвинникова. — М., 1966.- С. 146−164
- Кабанова Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1986.- 288 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. (Эмоционально-коммуникативный аспект педагогического творчества). Л., 1981.187 с.
- Каплунович И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников // Вопросы психологии. 1981. — № 5.- С. 155−161
- Карева Д. Ф Развитие мышления у студентов ХГПУ при изучении графических дисциплин. (Материалы научно-практической конференции «Теория и практика становления личностно-ориентированного обучения»). Хабаровский пед. Институт Хабаровск, 1996. — С. 96−98
- Кахтанова Ю.Ф. К вопросу активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения технической графика. М., Прометей. 1997.-С. 13−15
- Кахтанова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. Дис.. доктора пед.наук. — М., 1994.- 502 с.
- Коваленко J1.H. Содержание и особенности решения задач на сложные преобразования // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М., 1989.- С. 129−142
- Константинов A.B. Самостоятельные графические работы студентов по разделу «Ортогональные проекции в курсе начертательной геометрии». М., Про' метей, 1995.- С. 211−212
- Корзинова Е.В. Влияние обучения на развитие личности обучающегося. Сборник, научных трудов МПГУ. М., Прометей, 1998.- С. 362−363
- Котов И.И., Амиянц Е. В., Осипов В. А. Сборник задач по начертательной геометрии. М., Высшая школ&-, 1970.- 192 с.
- Кочеткова A. J1., Куприянова Г. Я. Элементы программирования в преподавании геометрии и черчения // Повышение научного уровня преподавания черчения в свете задач школьной реформы: Межвузовский сборник трудов. Ростов-на-Дону, 1989.- С. 90−105
- Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед.училищ. -2-е изд., переработанное и дополненное. М., Просвещение, 1986.-336 с.
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М., Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления (процесс и способы решения технических задач). -М. 1975.- 336 с.
- Кузин B.C. Психология. Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. — М., АГАР, 1997.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., Педагогика. 1970. — 232 с.
- Курс начертательной геометрии на базе ЭВМ: Учебник для инж.-техн. ВУЗов / Тевлин A.M., Иванов Г. С., Гартова Л. Г. и др.- Под ред. A.M. Тев-лина. М., Высшая школа, 1983. — 175 с.
- Кучкарова Д.Ф. Составление и решение задач по начертательной геометрии повышенной трудности // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе: М^жвуз. Сборник научных трудов. М., 1989.- С. 50−58
- Левицкий B.C., Росина А. И., Космин B.C. Оценка начальной подготовленности студентов по инженерной графике. М., 1978. Вып.б.- С. 42−44
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М., МГУ, 1972.- 575 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Политиздат, 1981.- 246 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -М., Политиздат, 1971.- 279 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., Прометей, 1992. — 153 с.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 239 с.
- Ломов .Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 198 4. — 444 с.
- Макарова М.Н. Система обучения чтению чертежей в начальном периоде изучения курса черчения в общеобразовательной школе.- М., 1966. 168 с.
- Малкин И.И. О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся на уроке//Сб. «Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников». Казань, 1966.- 161с. — С. 122−125
- Марченко М.Н. Развитие художественно-конструкторских способностей к дизайнерской деятельности (на материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графики): Автореф. доктора.пед.наук. М., 2002. — 40 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М., Педагогика, 1975. — 367 с.
- Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся худ.-граф. спец. учебных заведений (Виноградов В.М., Василенко Е.А.)
- Мерзон Е.Д. Учет индивидуальных особенностей студентов при планировании учебного процесса. -Минск, 1973. 103 с.
- Михеева Е.П. Теоретические и методические основы предпрофессиональной подготовки по технической графике в общеобразовательных учреждениях: Авто-реф. дис. доктора пед. наук. М., 2001. — 33 с.
- Монахов В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференцированное обучение в средней школе. // Советская педагогика, 1990 № 4, С. 43−46.
- Мусалимов Т.К. Научные основы методики преподавания черчения на первых курсах художественно-графических факультетов педвузов Казахстана: Ав-тореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1994. — 18 с.
- Начертательная геометрия на базе ЭВМ / Под редакцией Г. С. Иванова. М., МАИ, 198 6. — 72 с.
- Никандров Н.Д. Содержание, методы и формы обучения в педагогическом институте. Д., 1977. -152 с.
- Низамов P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. — 302 с.
- Николаева М.С. Роль и место упражнений в системе закрепления знаний и формирования умений и навыков в практике общего и программированного обучения. М., 1977.- С. 220
- Овчинникова Г. П. Об особенностях оценки знаний студентов при приеме зачетов и экзаменов // Совершенствование подготовки учащихся и студентов вобласти графики, конструирования и стандартизации. Саратов, 1996. — С. 81−83
- Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов / A.B. Петровский, A.B. Брушлин-ский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. A.B. Петровского. 3-е издание, переработанное и дополненное. — М., Просвещение, 1986. — 464 с.
- Основные положения. Сборник стандартов ЕСКД. -М., Издание официальное, 1976. 319 с.
- Общие правила выполнения чертежей. Сборник стандартов ЕСКД. М., Издание официальное, 1991.- 236 с.
- Павлова A.A. Начертательная геометрия. М., Прометей, 1993. — 280 с.
- Педагогика. / Под редакцией П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
- Пидкасистый П.И. Проблемы интенсификации учебной деятельности студентов. В кн.: Активные методы обучения в ВУЗе. — Н. Челны, 1983. — С.8−10
- Пискунов А.И. Методология педагогических исследований: Сб. науч.трудов. И., НИИОП, 1980. -168 с.
- Планидин Ю.В. Развитие подвижного пространственного мышления при обучении основам проецирования / / Повышение научного уровня преподавания черчения в свете задач школьной реформы: Межвуз. Сборник научных трудов. Ротов-на-дону, 198 9. -С. 126−137
- Платонов K.K. О системе психологии. М., Мысль, 1972. — 215 с.
- Повышение эффективности процесса обучения студентов начертательной геометрии и черчению: Материалы конференции / Ред.кол. А. Г. Лахтанов и др. Минск, 1973. — 189 с.
- Пономарев Я.И. Психология решения задач. М., АПН РСФСР, I960. — 223 с.
- Пыжевич JI.M. Сборник заданий по проекционному черчению. М., Машгиз, I960. — 135 с.
- Пыжеви^ JI.M. Начертательная геометрия. Учебное пособие, ВИА им. Ф. Э. Дзержинского, 1970. 180 с.
- Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения. JI., Лен.пед.ин-т, 1971. — 123 с.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. В 2-х кн. Пер. с англ. / Под ред. Б. М. Величковского, 3.П.Зинченко. М., Педагогика, 1980. — 156 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психики: Учебное пособие для высших пед. Учебных заведений и институтов. М., Учпедгиз, 1940.- 596 с.
- Савина Н.Г. Личностный подход придифференцированном обучении. Брянск, 1994 — 7 098с.Сайгак Л. Н. Преемственность графической подготовки учащихся средней школы и ВУЗов в соответствии. сих профориентацией: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1984. — 16 с.
- Селевко Н.Г. Современная образовательная технология.- М.: Народное образование, 1998 С. 3947 .
- Семенова Н.В. Интенсификация процесса обучения студентов художественно-графического факультета чтению архитектурно-строительных чертежей: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1994. — 16 с.
- Семенов В.Н., Константинова В. В. и др. Начертательная геометрия и черчение. М., Высшая школа, 1988. — 112 с.
- Семушкина Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях: Дис.. доктора пед.наук. 1991. — 387 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис.. доктора пед.наук. -М., 1977. 28 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -2-е изд. М., Педагогика, 1984. — 128 с.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. МГУ. 1985.- 230
- Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. A.A. Бодалева, Н. В. Кузьминой, Е. Ф. Рыбалко. Л., ЛГУ, 197 8. — 132 с.
- Соловьев С. А. Совершенствование содержания учебно- методических пособий по линейной перспективе: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1991.- 30 с.
- Соловьев С.А. Рабочая тетрадь по начертательной геометрии. М., МГЗИП, 1977. — 63 с.
- Степакова В. В. Становление методического мастерства учителя как проблема вузовского педагогического образования. М., Прометей, 1995. — 243 с.
- Степакова В. В. Теория и практика становления методического мастерства будущего учителя черчения: Автореф. дис.. доктора пед. наук. -М., 196. 42 с.
- Столетнев B.C. Влияние уровня развития пространственного мышления на продуктивность решения задач начертательной геометрии: Дис. канд.психол.наук. М., АПН СССР, 1979. — 169 с.
- Стриганова Л.А. Принципы организации самостоятельной работы по черчению с применением аудиторного телевизионного комплекса при подготовке инженера-педагога: Автореф. дис.. канд.пед.наук.- М., 1990. 16 с.
- ИЗ.Струков В. И. Активизация формирования пространственных представлений студентов педагогического института // Пространственные представления каксредство познания объективной действительности: Сб.трудов. М., 1973. — С.3−11
- Сурин Е.П. Роль пространственного воображения в практике конструкторской работы и в преподавании графических дисциплин в ВТУЗах. (проблемы восприятия пространства и пространственных представлений). М., 1961. — С. 179−184
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., МГУ, 1978. — 232 с.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающей программы. М., МГУ, 1980. — 4 6 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., Педагогика, 1979. — 207 с.
- Титова М.П. Исследование формирования пространственных представлений о форме предмета на примере решения некоторых графических задач: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1980. — 17 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Фролов С.А. Начертательная геометрия: Учеб. Для ВТУЗов. 2-е издание, переработанное и дополненное. — М., Машиностроение, 1983. — 240 с.
- Холодный М.Т. Исследование и разработка учебных проекционных задач (на материале обучения в средних специальных учебных заведениях): Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1977. — 16 с.
- Хубиев А.И. Формирование пространственных представлений студентов в процессе обучения начертательной геометрии на художественно-графическом факультете: Автореф. дис.. канд .пед.наук. М., 1998. — 15 с.
- Четвертухин Н.Ф. Теоретические основания начертательной геометрии. Конспект лекций /2 ч./.-Ч.1: Мировоззренческие вопросы в преподавании геометрии. М., 1971. — 36 с.
- Чекмарев A.A. Начертательная геометрия и черчение. М., Просвещение, 1997. — 339 с.
- Чекмарев A.A. Инженерная графика: Учеб. Для немашиностроительных ВУЗов. М., Высшая школа, 1988. — 335 с.
- Шабанова О. П. Исследование графической задачи как объекта мыслительной деятельности студентов педвузов // Проблемы преподавания графических дисциплин. Курск, 1996. — С. 94−81
- Шемякин Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии. 1968.- № 4.- С. 18−28
- Шемятовец Д.И. Исследование условий достижения преемственности в обучении черчению между среднейи высшей школой: Автореф. дис.. канд .пед. наук. -М., 1977. 16 с.
- Щеголева О.Я. Совершенствование подготовки будущих учителей к управлению развитием пространственного мышления школьников: Дис.канд.пед.наук. Одесса, 1986. — 202 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979. — 136 с.
- Якиманская И.С. Психологические проблемы обучения. М., Педагогика, 1989. — 146 с.
- Peel Е.А. Programmed Thinkind, Problems and Methods in Programmed Learining, The Proceedings of the 1967 APL Birmingham Conference, University by Birmgham, 1967. Part 1. — P. 7−15/
- Clarence E. Donglass. Descriptive Geometry/ San Francisco, 1971.
- Wriston Henry V. The Nature of Liberal College. Lawrence. College Press, 1991.