Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы педагогической антропологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Они призваны: 1) аналитически исследовать человека как воспитателя и воспитуемого; 2) синтезировать данные различных областей человековедения; 3) параллельно осуществлять их педагогическую интерпретацию; 4) опытным и экспериментальным путями изучать многочисленные факты, факторы, процессы и явления изменений в личности и коллективах; 5) строить дедуктивно-гипотетические и индуктивно-эмпирические… Читать ещё >

Методы педагогической антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Они призваны: 1) аналитически исследовать человека как воспитателя и воспитуемого; 2) синтезировать данные различных областей человековедения; 3) параллельно осуществлять их педагогическую интерпретацию; 4) опытным и экспериментальным путями изучать многочисленные факты, факторы, процессы и явления изменений в личности и коллективах; 5) строить дедуктивно-гипотетические и индуктивно-эмпирические модели и теории — системы основных идей в пределах своего предмета, давать целостное представление о закономерностях в своей области познания.

Главный метод педагогической антропологии — исторический. Использование педагогической антропологией данных и результатов истории облегчается, в частности, с помощью их сопоставительного анализа.

Данные конкретных наук о человеке только тогда могут быть усвоены педагогикой, когда синтез этих данных доведен до их превращения в понятия. Постоянно развивающаяся система таких понятий позволяет выстраивать предмет педагогической антропологии как необходимого посредника между педагогикой и всем многообразием человековедения. Понятийная система педагогической антропологии, как и всякая иная, выстраивается с помощью общих методов науки: анализа, синтеза, сравнения, аналогии, индукции, дедукции и пр.

Педагогическая антропология осуществляет нужный ей синтез человековедения, не существующий вне этих ее интегративных усилий. Она не плетется в хвосте полученных другими областями познания данных о человеке, его развитии и поведении, а вопрошает их. Она рассматривает свою объектную сферу с точки зрения своего предмета — собственной проблематики, и располагает надежными методами самостоятельных научных изысканий.

Педагогический синтез знания необходим еще по одной причине. Без систематических контактов между физиологией, социологией, иными науками и педагогикой неизбежны так называемые ошибки неосведомленности. Речь идет о незнании фактов, закономерностей и методов, жизненно важных для решения проблем данной области знания. Этот синтез педагогическая антропология осуществляет, в частности, с помощью герменевтики (интерпретации).

Герменевтический метод в педагогической антропологии необходим, поскольку он дает понимание природы человека. Суть его состоит в следующем.

Учиться у истории — совсем не то же самое, что изучать историю. Приходится не столько запоминать имена, даты и факты, сколько задаваться, например, такими вопросами: а какую роль сегодня это может сыграть в воспитании; в какой мере ход событий мог зависеть от воспитанности их участников; как воспитывались и чему учились эти люди; существуют ли современные аналоги этих событий; что нужно изменить в воспитательном процессе, чтобы в будущем дела шли лучше, чем в прошлые времена? Размышляя над подобными вопросами, мы, по сути, приближаемся к истолкованию истории, или ее педагогическому толкованию.

В науке истолкование называется герменевтикой. Герменевтика — толкование текстов и учение о принципах их интерпретации. Интерпретировать, истолковать — значит раскрыть смысл, содержание чего-либо.

Педагогическое толкование — это объяснение того, чем и почему данное явление или процесс значимы для педагогики, т. е. важны, значительны в педагогической деятельности, имеют содержание, ценное для воспитания. Этот метод даст возможность осмыслять суть и значение для педагогики законов становления и развития человека во всех его проявлениях. Он позволяет постигать содержание, цель, разумное основание воспитания, помогает отыскивать смысл поступков и даже смысл жизни.

В понятие интерпретации включается идентификация проблем, релевантных для педагогики, в частности обнаружение источников интерпретации. Искусство интерпретации включает также модификацию в педагогических целях хорошо зарекомендовавших себя в других науках о человеке методов приобретения, проверки и использования знаний. Наконец, в педагогическую герменевтику входит и дедукция педагогических норм из законов индивидуального и группового развития.

Интерпретация служит педагогической ассимиляции не только различных областей науки, философии, искусства, религии, по и массового сознания, и народных моделей поведения.

Герменевтика как толкование сродни искусству сыщика. Поиск значения и смысла напоминает детектив. Их роднит необходимость разгадать, понять и одновременно объяснить себе и другим дотоле таинственные явления и процессы. Именно в ходе понимания герменевтика помогает рождению понятия. Ведь понятия науки логически оформляют понимание причин и сути дела. Понятие — это правильная, умная идея о природе вещей.

В работе интерпретатора большим помощником выступает семиотика. Это паука, исследующая свойства самых разных знаков и знаковых систем. В педагогике это учение о признаках (симптомах) явлений культуры и характерных их сочетаниях (синдромах). Разумеется, понимание знаковпризнаков невозможно без выяснения их значения и в плане выражения, и в плане содержания.

Выявление смысла человеческих действий есть понимание их связей с окружающим его миром. Понять — значит найти связи между причинами и результатами, например, между истоками намерений и намерениями, и осознать значение этих действий как для самого человека, так и для его среды.

Интерпретация данных и выводов наук о человеке, а также искусств и религии — один из главных методов педагогической антропологии. При этом она руководствуется педагогической действительностью, практикой воспитания.

Главный вопрос, возникающий при решении герменевтической проблемы: какова конечная цель педагогического толкования? Ответ таков: это поиск нового понимания, т. е. осмысление современного содержания той или иной традиции и новации — а не стремление привести решение задачи к уже известному ответу и не новизна теоретических конструкций ради самой новизны.

Биографический метод нужен педагогической антропологии для изучения развития личности в единстве с социальной историей.

Казусный метод (изучение отдельных случаев) полезен при исследовании типичных и нетипичных конкретных судеб, характеров, педагогических ситуаций. Рассмотрение отдельных случаев производится в их связи с общими принципами педагогической антропологии. Часто казусы берутся из клинической практики.

Указанные теоретические методы исследования получают свое эвристическое значение в сочетании с опытными и экспериментальными методами.

Преднамеренные и непреднамеренные эксперименты, которые ставит история и из которых педагогическая антропология извлекает уроки, представляют собой основной корпус эмпирических знаний, сосредоточенных в педагогической антропологии. Но наряду с ним педагогическая антропология имеет и специальную экспериментальную базу.

Экспериментальные исследования в области педагогической антропологии тесно связаны с инновационными проектами. Среди них наиболее актуальны модели модернизированного содержания образования, воспитывающей и обучающей среды, а также системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.

Статистико-математический аппарат педагогико-антропологических исследований отличается повышенной строгостью требований к планированию эксперимента, сбору данных и их корректной обработке. Чтобы учесть место индивидуальности в диапазоне действия того или иного закона в каждом отдельном случае, необходимо заложить условия практического применения научного знания в само это знание. Такие условия должны предусматриваться еще при планировании научных исследований и реализовываться в ходе опытов и наблюдений.

Немаловажно и изучение эмпирических закономерностей.

Научный факт существует только в системе фактов, в свою очередь входящих в состав теоретических обобщений более высокого уровня. Таковыми являются принципы, законы, категории, нормы.

Как же происходит обнаружение фактов? В науке особенно хорошо разработаны два средства получения надежных обобщений на уровне факта: 1) (много)факторный эксперимент и 2) массовое статистическое обследование. Оба они предоставляют науке данные о диапазоне разброса единичных и особенных признаков под действием внешних и внутренних факторов в их игре и взаимной обусловленности.

Знание об этом диапазоне разброса обладает большой познавательной силой. Оно определяет собой специфику данного факта — совокупность особенного и единичного в нем.

Факт педагогической науки должен быть инвариантен по отношению к различным способам и средствам его получения и относительно теорий, которые его объясняют.

Основной аппарат исследования полученных фактов задается вариационной статистикой.

Каждое свойство человеческой личности, любая способность, параметр характера, элемент мировоззрения — все, что есть в человеке, — существует в некоем разбросе, в диапазоне колебаний. Многообразие этих черт укладывается в рамки известного, т. е. имеющего свои пределы диапазона. Иными словами, и изменчивость отдельного человека, и индивидуальные различия между людьми, и исторически произошедшие трансформации Homo sapiens, — все имеет четко определенные границы. Границы эти измеримы. Они составляют диапазон нормы, за пределами которого начинаются отклонения от нормы (девиации) — пограничные состояния и патология.

Следовательно, норма неоднозначна. Она всегда составляет целую область количественных и качественных изменений человеческих свойств. Сказанное относится, разумеется, и к диапазонам патологии.

Для нахождения нормы и девиаций требуются индуктивные обобщения. Необходимо восхождение от отдельного к особенному и общему.

Исследование отдельного, определение удельного веса общего в особенном, поиск закономерностей в каждом конкретном случае — необходимая предпосылка и метод получения научных фактов. В простейшем случае распределение вероятностей изучаемого свойства задается указанием его возможных значений и соответствующих им вероятностей.

Нормальное распределение любого свойства, обнаруженного в какойлибо выборке испытуемых людей (например, членов экспериментальной и контрольной группы при эксперименте), наглядно показывает, в каком именно диапазоне оно лежит и как изменяется внутри определенного пространства. Мы можем измерить пространство, в котором заключено подавляющее большинство обследуемых случаев (условную норму) и разброс этих случаев, а также определить вероятность, с которой встречаются отклонения от нормы.

Между любым общим в педагогике (теорией, принципом, рекомендацией и т. п.) и конкретным случаем его применения лежит особенное и единичное. Их необходимо изучить прежде, чем перейти к теоретическим обобщениям.

Восхождение от общего к отдельному предполагает диагностику на базе достоверной семиотики, а также интерпретацию диагностических данных.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой