Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психодиагностические методики, применяемые для оценки социальной одаренности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом X. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче… Читать ещё >

Психодиагностические методики, применяемые для оценки социальной одаренности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди направлений психодиагностического обследования социатьной одаренности ведущее место принадлежит оценке системы мотивации. Мотивация бывает нескольких видов — мотивация достижений и мотивация избегания неудач; мотивация с ориентацией на процесс и с ориентацией на результат, мотивация на действия в будущем и мотивация здесь и сейчас.

Мотивация достижения — это специфический вид мотивации человека. Первым, кто выделил подобный вид мотивации, был Г. Мюррей. Мюррей дал следующее определение: «справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей».

Далее разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. МакКпелланд полагал, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считал: 1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности): 2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам, а высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения; 3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности; 4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий; 5) стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству.

Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом X. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче». Характерные признаки мотивации достижения: 1) сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу, у лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха. 2) мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности. 3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей». 4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.

В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т. О. Гордсева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать чтото как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании».

Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М. Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему' интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация иостреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

Таким образом, мы утверждаем, что оценка мотивационной сферы и, в первую очередь, мотива достижения успеха, является неотъемлемым компонентом для оценки социальной одаренности детей и подростков. Педагогам, работающим в системе УДОД, можно рекомендовать следующие диагностические методики для определения структуры и направленности мотивации:

  • 1. Методика диагностики мотивации учения у детей 5−7 лет (Т. А. Нежнова. Модификация А. М. Прихожан)
  • 2. Анкета по определению уровня школьной мотивации для детей 7−10 лет (Н. Г. Лусканова)
  • 3. Опросник профессиональной готовности (ОПГ)
  • 4. Проективная методика неоконченных предложений
  • 5. Опросник преодолевающего поведения
  • 6. Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн. Модификация А. М. Прихожан)
  • 7. Методика диагностики учебной мотивации школьников (М. В. Матюхина. Модификация Н. Ц. Бадмаевой)
  • 8. Карта профессиональных интересов и профессиональной

направленности (модифицированная методика А. Е. Голомштока).

  • 9. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана)
  • 10. Опросник ПД (потребности в достижениях) Ю. М. Орлова
  • 11. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
  • 12. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса
  • 13. Диагностика уровня личностной готовности к риску («PSK» К. Шуберта)
  • 14. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Крауна и Д. Марлоу
  • 15. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз (ТЮФ)
  • 16. Тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация тест-опросника А. Мехрабиана. Редакция М. Ш. Магомед-Эминова)
  • 17. Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции (модификация тест-опросника А. Мехрабиана. Редакция М. Ш. Магомед-Эминова)
  • 18. Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)

Следующим психолого-педагогическим феноменом, входящим в структуру социальной одаренности, а, следовательно, нуждающимся в оценке и диагностике, выступает стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость — термин, характеризующий некоторую совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Для оценки стрессоустойчивости детей можно рекомендовать следующие психодиагностические интрументы:

  • 1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс и Раге)
  • 2. Стресс-тест для определения стрессоустойчивости (Т. А. Немчинов, Тейлор)
  • 3. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич)
  • 4. Опросник УСК (уровень субъективного контроля) (Дж. Роттер. Адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда)
  • 5. Методика «Прогноз» для оценки нервно-психической неустойчивости (НГГУ)
  • 6. Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации (УН)

Следующим компонентом в структуре социальной одаренности выступает социальный интеллект. Хотелось бы подчеркнуть, что существует разрыв между школьной успеваемостью ребенка и уровнем его одаренности. Зачастую нестандартное мышление такого ребенка, стремление находить свои способы решения задач не только не оценивается, а напротив, подавляется педагогами, расценивается как невыполнение требований и правил. В связи с этим оценка умственного потенциала индивида имеет большое значение в общей структуре диагностики социальной одаренности. Тесты интеллекта отличаются большой вариативностью и могут оценивать способности человека устанавливать логические отношения, классифицировать, рассуждать по аналогии, обобщать и др. Иногда интеллектуальные задачи строятся из рисунков, геометрических фигур, а иногда представлены в вербальной форме. Для диагностики интеллектуальной составляющей можно рекомендовать следующие методики:

  • 1. Тест интеллекта Р. Амтхауэра
  • 2. Прогрессивные матрицы Равенадля изучения логичности мышления
  • 3. Шкала Стэнфорд-Бине
  • 4. Тест Р. Кэттела
  • 5. Тестовые батареи Векслера
  • 6. Тест для оценки интеллекта Г. Айзенка
  • 7. Тест для оценки интеллекта Д. Эванса
  • 8. Диагностика интеллекта «Рисунок человека» Гудинафа — Харриса и др.

Наконец, невозможно говорить о социальной одаренности без оценки коммуникативных способностей, склонности к лидерству, умению повести за собой. С этой целью могут быть использованы следующие методики:

  • 1. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).
  • 2. Исследование уровня эмпатийных тенденций (И. М. Юсупов).
  • 3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
  • 4. Мегодикаисследованиякоммуникативныхустановокличнос тиМИКУ (А. Н. Ивашов, Е. В. Заика).
  • 5. Многофакторный личностный опросник (Р. Кеттелл).
  • 6. Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховский).
  • 7. Пятифакторный личностный опросник Маккрае — Коста («Большая пятерка»),
  • 8. Тестовая карта коммуникативной деятельности (А. А. Леонтьев).

Решение задач, связанных с оценкой уровня развития социальной одаренности, может быть упрощено, если воспользоваться системой электронных тестов, предлагаемых межрегиональным ресурсным центром по поддержке одаренных детей и подростков ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Подробную информацию о направлениях деятельности этого центра легко найти на сайте http://mrcyspu.ucoz.ru/. Многие из методик имеются в электронном виде в анонсируемом центре.

Разнообразие и значимость задач, которые приходится решать педагогу работающему с детьми с признаками одаренности, позволяют говорить о наличии в структуре его деятельности особого компонента — психодиагностической функции. Психодиагностическое мастерство не возникает спонтанно, оно формируется в течение профессионапьной деятельности и определяется, в первую очередь, его собственным социальным интеллектом, способностью разбираться в людях, в их межличностных отношениях, умением вчувствоваться в переживания другого.

.. .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой