Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опираясь на концепцию воспитательной деятельности и в соответствии с общей целью воспитания студентов в МГПИ им. Н. К. Крупской, которая? состоит в обеспечении содействия «разностороннему развитию личности будущего педагога, обладающего* высокой культурой, интеллигентностью, физическим здоровьем, социальной активностью, — качествами гражданина-патриота,. устойчивой профессионально-педагогической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 1. 1. Воспитательная система педагогического вуза как объект исследования
    • 1. 2. Концептуальные подходы: к: моделированию- воспитательной? системы вуза
    • 1. 3. Факторы успешного функционирования воспитательной системы педагогического вуза
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ! СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 2. 1. Программа и содержание опытно-экспериментальной1 работы

    2.2. Траектории развития профессионально-значимых основ- социальной активности будущего педагога в условиях воспитательной системы педвуза 77 2.3 Основные показатели и уровни социальной активности студентов как критерий развития воспитательной системы вуза 92 2.4. Педагогические условия формирования социальной активности студентов в воспитательной системе педагогического вуза

Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тенденции модернизации отечественной образовательной системы, отраженные в. Государственной: программе развития системы непрерывного педагогического образованияв России на 2001;2010 г. г., обуславливают все возрастающую роль педагога в современном обществе. Наряду с традиционными педагогическими задачами (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т. д.) актуализируются— такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования! и социокультурной среды. В качестве основной цели профессионального образования: заявляется: «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня: и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственноговладеющего своей: профессией и ориентированного в смежных областях: деятельности., готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [108, с. 24.

Современная социальная ситуация характеризуется негативными тенденциями — идеологической нестабильностью, ростом правонарушений, наркомании и алкоголизма, которые напрямую затрагивают детство и юность, что актуализирует проблемы воспитания «педагога нового типа». Устоявшиеся в системе высшего профессионального образованиястереотипы «идеологии подготовки», способствуют, как правило, лишь формированию предметной компетенции, не уделяя, должного/ внимания личностной? готовности к педагогической деятельности в условиях меняющейся' образовательной среды. В связи с этим приоритетной должна стать так называемая «либеральная: модель» образования, ориентированная на развитие самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности в согласовании с потребностью общества и человека в развитии1 его интеллекта и личности. Поэтому правомерно обращение к воспитательной системе как фактору личностного развития и обязательному компоненту при аттестации и аккредитации учреждений высшего образования [61,76, 98].

Научные представленияо природе социальных систем, сформулированные на фоне интеграции естественных и гуманитарных исследований, связаны с именами таких ученых как А. Н. Аверьянов, И. Геращенко, Э. И. Гусинский, МЛ. Калужский, В: П: Кузьмин, В. Н. Садовский, В. П. Симонов, В. А. Слободчиков, А. ДУрсул, Б. Г. Юдин и др.

Изучению специфики воспитательных систем через призму их содержания, принципов функционирования и условий развития посвящены работы Е. Н. Барышникова, А. И. Влазнева, В. А. Караковского,. И. А. Колесниковой, О.В. Красновой-, И. Г. Николаева, Л. И. Новиковой, Н: Л. Селивановой, Г. Ф. Филиппова. Концептуальные основы формирования-личности в контексте профессиональной подготовки и воспитания? педагога обсуждаются в исследованиях Б.М. Бим-Бада, Е. В. Бондаревской, Н. С. Дежниковой, Л. Загрековой, С. ВКульневича, И. А. Мавриной, Н. Е. Седовой, Г. К. Селевко, В-А. Сластенина. Значительное место в разработке вопросов моделирования, воспитательной системы педагогического вуза занимают труды JJ. Вязовского, В. И. Казаренкова, Н. В. Коноплиной, А. И. Кочетова, Н. И. Лифинцевой, А. Г. Пашкова, А. В: Репринцева, Е. Н: Степанова, А. Н. Ходусова и других ученых.

В то же время никогда так остро не стояли вопросы конкурентоспособности: молодого специалиста, обусловленной качеством багажа, накопленного будущим педагогом: в процессе вузовского обучениям и: воспитания. Данные проведенного НИЦ Института молодежи [ 12, с.158] опросастудентов с целью определения их позиции по поводу необходимости созданиясистемы воспитания отражают противоречивость ситуации: группа студентов, не определившаяся в этом= вопросе составляет 31,8%- 11,6% студентов не считают необходимым существование воспитательной системы- 56,3% признают важность вузовского воспитания. На фоне общего возрастания интереса к восстановлению приоритетных позиции вузовского воспитанияпродолжают внедряться стереотипные технологии, не обусловленные спецификой студенческой среды, важностью использованиявнешнего потенциала, гармонизации механизмов управления-самоуправленияс целью подготовки педагога как конкурентоспособной социально активной личности.

В настоящее времясуществуют модели и технологии формирования? социальной активности студенчества как в рамках всероссийской программы «Молодежь России», так: и на местном уровне. Однако сложившаясяситуация осложняется рядом противоречий:

— между постоянно растущими: требованиями к социальной активности будущих специалистови слабой: разработанностью теоретических основ ее формирования в воспитательной системе вуза;

— между потребностью перехода к личностно-ориентированному подходу в подготовке специалиста, способного — адекватно реагировать, на негативные: явления в социальной среде, и сложившимися стереотипами унифицированного образованиямежду традиционной системой воспитательной работы, пропагандирующей: мероприятийный подход, и важностью учета воспитательной системой специфики будущей профессиимежду открывающимися возможностями новых молодежных объединений и организаций, возникающих в студенческой среде, и отсутствием: апробированных форм? и методов реализацииактивности студентов в. социально-полезной деятельности.

Расширение воспитательного пространства: вузов: за счет связей: социального партнерства: и межведомственной интеграции в свете: новых требований: к воспитательной, работе педагогического вуза показывает необходимость решения следующей проблемы: при каких педагогических условиях влияние воспитательной системы на социальную активность будущего педагога будет наиболее эффективным.

Необходимость решения проблемы обусловила выбор темы* исследования «Формирование социальной» активности студентов! в условиях воспитательной системы педагогического вуза".

Цель, исследования- - выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия успешного функционирования воспитательной системы. педагогического вуза, способствующей формированию социальной активности будущего специалиста.

Объект исследованиявоспитательная система педагогического вуза.

Предметомисследования? выступает процесс: формирования’социальной активности студентов в условиях воспитательной системыпедагогического вуза-.

Гипотеза исследования: формирование социальной активности студентовв условиях воспитательной системы педагогического вуза будет эффективным, если:

— разработана и внедрена в педагогический процесс педагогического вуза модель воспитательной системы, базирующаяся— на системном и деятельностном: подходах, отражающая динамику ее: развития, внешние, внутренние и интегрирующие педагогические условия, личностные новообразования, проявления, установки;

— освоение опыта волонтерской деятельности студента-будущего педагога будет ориентировано на продуктивную общественно-педагогическую работу и базироваться на принципах самоуправления и социального партнерства;

— научно-методическое и технологическое обеспечение воспитательного процесса будет представлено как совокупность ценностно-смыслового, субъектно-средового, функционально-деятельностного и организационно-методического компонентов системы, механизмов их взаимодействия;

— определена и апробирована система диагностики показателей социальной активности, выраженной комплексе содержательных и ориентационных составляющих, социального потенциала и групповой сплоченности, критериев результативности воспитательной системы, позволяющих оптимально реагировать на происходящие изменения в социальной среде.

Для достижения цели, в соответствии с предметом исследованияи для проверки выдвинутой гипотезы, потребовалось решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы воспитательной системы педагогического вуза и формирующейся: в ней личности педагога с позиций системного подхода;

2. Разработать и апробировать модель воспитательной системы педагогического вуза, способствующей формированию социальной активности студентов.

3: Определить показатели и уровни сформированное&tradeсоциальной активности студента педагогического вуза как важных критериев функционирования воспитательной системы.

4. Выявить и экспериментально обосновать, педагогические условия формирования социальной активности: студентов в воспитательной системе педагогического вуза.

Методологическойосновой? исследования, являются: идеи педагогической антропологии, аксиологии и акмеологииположения педагогической синергетики и системного подхода^ в педагогикесубъектно-деятельностная теория формирования: личностисистемно-средовый: и личностно-ориентированный подходы к воспитанию.

Теоретическую основу составили: понятияи- принципы системного и синергетическогоподходов (А.Н: Аверьянов, И. В. Блауберг, Э. Н. Гусинский,. B. I I. Кузьмин, И. Б. Новик, В. Н. Садовский, B. I I. Симонов, В. I I. Шалаев, Б. Г. Юдин и др.) — теории педагогических и воспитательных систем (Г.И: Батурина, МЛ. Калужный, В. А. Караковский, Ф. Ф. Королев, А. И. Кочетов, Л. И. Новикова, М. С. Печерский, H.JI. Селиванова' и др.) — теории воспитательной системы вуза (А.С. Запесоцкий, А. Г. Пашков, А. В. Репринцев, Е. Н. Степанов, В. А. Сластенин, В. А. Слободчиков, А. I I. Ходусов и др.) — современные теории и концепции социализации, воспитания и развития личности ребенка (В.Г.

Бочарова, Б. П. Битинас, Е. В. Бондаревская, С. Л. Пильманов, В.П. [Голованов, И. П. Волков, И: П. Иванов, Т. В. Машарова, А. В. Мудрик, Н. М. Таланчук, Н. Е. Щуркова и др.).

Методы: исследования: общелогические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование) — общенаучные методы (теоретический анализ психолого-педагогических исследований, изучение и обобщение опыта) — эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование,, тестирование, методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки) — методы статистической обработки результатов и графического анализа данных с применением информационных технологий.

Экспериментальная база-исследования?- Марийский: государственный педагогический институт имени Ы. К. Круиской: факультет педагогики и психологии (ФПП), факультет иностранных языков- (ФИЯ),. Марийский государственный технический университет имени A.M.Горького: факультет социальных технологий (ФСТ) — Марийский: государственный университет: биолого-химический факультет (БХФ), специальность «психология». В' исследовании приняли участие 400 студентов.

Этапы исследования. Исследование проводилось влечение шести лет: Первый этап-(2000;2001' г. г.) — изучение общих подходов решения проблемы, анализ научной? литературы по вопросам воспитательной работы в системе высшего образования, разработка концепции и методики исследования, формулировка рабочей гипотезы.

Второй, этап* (2002;2003 г. г.) — раскрытие концептуальных основ формирования, личности будущего педагога, структуры и специфики воспитательной системы педагогического вуза, конструирование и апробация модели открытой воспитательной системы факультета педагогики и психологии, уточнение понятийного аппарата.

Третий этап (2004;2005 г. г.) — выявление и проверка динамики: социальной активности студентов, уточнение условий и критериев эффективности: воспитательной системы педвуза, обобщение и систематизация результатов щ теоретического и экспериментального исследования, оформление диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

7 V.

1. Воспитательная система педагогического вуза выступает как определенная форма упорядоченности всей его жизнедеятельности относительно функции воспитания студентов — будущих, педагогов: В развитом виде она представляет собой устойчивую целостность, объединяющую на основе ценностей и целей воспитания все виды: деятельности в. образовательном учреждении и определяющую характер отношений участников образовательного процесса. Воспитательная система, как продукт социального творчества, результат сознательной созидательной деятельности людей должна оыть ориентирована на подготовку студента к жизни и профессиональной деятельности в особых, специфичных социокультурных условиях социальной (образовательной) системы другого уровня.

2. Социальная активность студента, являясь системным свойством в структуре конкурентоспособности будущего педагога, через призму единства внутреннего и внешнего, личностного и группового выступает также в роли важнейшего фактора и критерия^ эффективности воспитательной системы педагогического вуза. Представляя собойфилософский, социальный и психолого-педагогический феномен, социальная активность будущего специалиста выражается в следующих эмпирических референтах: терминальные и: инструментальные: ценностные ориентации, индивидуальный социальный потенциал и его профессионально-значимые составляющие, групповая сплоченность в комплексе показателей общности межличностных отношений, психологического настроя, единства мнения об организаторах, сенсомоторной согласованности.

3. Внешние, внутренние и интегрирующие педагогические условия формирования социальной активностистудентов актуализируются через реализацию модели воспитательной системы педагогического вуза с учетом ее социальности, профессиональной направленности, ценностной ориентированности, целостности, открытости, потенциала саморазвития и самоуправления. Условия эффективного внедрения воспитательной системы педагогического вуза по формированию социально активного специалиста образовательной сферы обуславливаются взаимодействиеммеханизмов ценностно-смыслового, субъектно-средового, функционально-деятельностного, организационно-методического и аналитико-прогностического компонентов.

4. Мониторинг показателейсоциальной активности позволяет скорректировать и оптимизировать процесс системного, структурного и функционального развития воспитательной системы, педагогического вуза, тем самым определяя ее способность как подсистемы реагировать и адаптироваться: к происходящим в социальной среде изменениям.

Научнаяновизна? исследованияопределяется: тем, что полученные в исследовании результаты в своей совокупности содержат решение важной научной проблемы — влияние воспитательной системы педвуза на социальную активность будущего педагога как критерий конкурентоспособности специалистаопределены основные показатели и уровни сформированное&tradeсоциальной активности студентов: — будущих педагоговвыявлены, и обоснованы педагогические условияуспешного формирования социальной активности студентов в воспитательной системе педагогического вуза.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты, вносят определенный вклад в теорию развития воспитательных систем с учетом профиля высшего педагогического образования через разработанную модель воспитательной системы педагогического вуза, способствующую формированию социально активного студенчестваохарактеризованы содержание и сущность понятия: «воспитательная система педагогического вуза" — оптимизированы процедуры и способы интерпретации показателей социальной активности личности.

Практическая значимость состоит в том, что в ходе исследования экспериментально обоснованамодель воспитательной системы педагогического вуза на базе актуальных в настоящее время принципов социального партнерства и межведомственного сотрудничества, самоуправления и волонтерстваподобран и апробирован комплекс диагностических методик, выявляющий специфику формирования показателей социальной активности студентоврезультаты анализа диагностики социальной активности студентов гуманитарных специальностей вузовположения: и выводы экспериментального исследования могут быть использованы при планировании развития воспитательных систем, а также в деятельности организаторов воспитания: студенческой молодежиразработан спецкурс «Развитие социальной активности студентов в условиях педвуза».

Достоверность и* обоснованность, результатов исследования обеспечивается системным подходом к анализу проблемы и: предмету исследованияопределяется: теоретико-методологическими принципами взаимосвязи теории и практики-: комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, — предмету, цели и задачам исследования-: обуславливается путем сопоставления данных, — полученных различными методамимноголетним опытом работы в качестве преподавателя: кафедры дошкольной и специальной педагогики и заместителя декана факультета педагогики и психологии МШИ им. Н. К. Крупской.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования былиопубликованы иобсуждались на: международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях: и научных школах: «Формирование духовности личности: историятеория, практика» (Йошкар-Ола, 2001 г.) — «Мировое сообщество и Россия: на путях модернизации» (Йошкар-Ола, 2001 г.)-: «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» (Казань, 2002 г.) — «Россия и мировое сообщество в поисках новых: форм стабильности» (Йошкар-Ола, 2002 г.) — «Социальные науки в XXI веке: актуальные вопросы теории и практики» (Йошкар-Ола, 2003 г.) — «Социальное партнерство трех секторов общества как фактор совершенствования социальной защиты населения» (Тамбов, 2003 г.) — «Глобализация и проблемы национальной безопасности России^ в XXI веке» (Йошкар-Ола, 2003 г.) — «Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе» (Чебоксары, 2004 г.) «Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект социального образования» (Тамбов, 2004 г.) — «Мониторинг качества воспитания и творческогосаморазвития конкурентоспособной личности" — (Казань, 2004 г.) — „Взаимодействие правоохранительных органов с вузами по профилактике правонарушений среди: студентов“ (Казань,. 2005 .) — „Фундаментальные и прикладные проблемы: педагогики и психологии образования“ (Ульяновск, 2005 г.) hi др. Проект „Формирование социальной-активности студентов^в-условиях: воспитательной системы педагогического вуза“ был представлен на Втором Всероссийском „Конкурсе: моделей ипроектов воспитательной1 деятельности: в“ высших учебных заведениях».

Структура: диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, шести приложений. Материал изложенна 196 с. текста, в томчисле основной текст — на 147 с: Работа содержит 41 табл., 17 рис., библиографический список включает 173 наименования.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

В современной образовательной системе, переживающей: процессы модернизации и преобразования, растут требования к конкурентоспособности специалиста. Обладающий социальным потенциалом, активный педагог востребован на рынке трудаявляется более конкурентоспособным в сравнении, с пассивными: коллегами. Социальная: активность, как философская и психолого-педагогическая категория, как социальное явление, выступает также и как критерий эффективности: воспитательной системы. Это и определяет необходимость исследования? и анализа условий формированиясоциальнойактивности студента педагогического вуза;

Программа опытно-экспериментальной работы представляющая собой совокупность формирующей стратегии, лонгитюдного эксперимента и метода контрольных срезов, рассматривает социальную активность как системное и важнейшее качество будущего педагога, как единство профессионально-значимых составляющих, ценностной направленности и социального потенциала. В деятельности воспитательной системы основными субъектами педагогического воздействия выступают коллектив и личность как взаимодействующие и саморегулируемые подсистемы, что определило необходимость конструирования и апробации комплекса диагностических процедур в диаде «социальная активность личности — социальная активность группы».

В результате психолого-педагогической диагностики и математической интерпретации показателей социальной активности студентов экспериментальной и контрольной групп выявлено положительное влияние условий воспитательной системы, отраженное в следующих фактах:

— лонгитюдное исследование динамики профессионально значимых основ социальной активности, а именно коммуникативного, организаторского, творческого потенциала, способности к эмпатии, умения слушать, самоконтроля показало статистически значимый постепенный рост;

— значимо вырос рейтинг ценностей «общественное признание» и «широта взглядов, умение принять чужую точку зрения», что обусловлено активизацией сферы толерантности в процессе активной волонтерской деятельности;

— при ранжировании ценностей статистически уменьшился разброс ответов студентов ФПП, что показывает большее единство их взглядов на общественно и профессионально-значимые ценности;

— показатель социального потенциала в сравнении с контрольными группами у студентов ФПП в динамике с 1 по 4 курс увеличился в среднем на 6%, при отсутствии низкого уровня потенциала и снижении среднеуровневых показателей, на 16% выросло количество студентов с высоким социальным потенциалом;

— на фоне общего понижения выявлена положительная динамика в сенсомоторной согласованности студентов ФПП;

Важнейшим условием формирования социальной актвиности студентов выступила теоретически и экспериментально обоснованная модель воспитательной системы педвуза (на примере факультета педагогики и психологии), представленная как взаимосвязь и взаимодействие иерархически расположенных и функционирующих компонентов. Интеграция ценностно-смысловой (цель воспитания, задачи воспитания, принципы, направления и содержание воспитания), субъектно-средовой (субъекты воспитания, воспитательное пространство факультета как подсистема и система), функционально-деятельностной (системообразующие виды деятельности и их функции, направления и содержание системообразующей деятельности), организационно-методической! (средствавоспитания, формы организации воспитания, методы воспитания) и аналитико-прогностической- (диагностикавоспитательного пространства, диагностикасубъектов (воспитания, способы и содержание диагностики, интерпретация диагностики): составляющих обеспечила качество и результативность воспитательного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ научных исследований по проблеме показал важность изучения особенностей развития воспитательной системы, педагогического вуза в контексте возрастающих требований! к: конкурентоспособности будущего специалиставыраженной в наличии^ комплекса индивидуальных качеств и свойств, повышающих социальную мобильность и востребованность педагога. В современных научных исследованиях еще недостаточно внимания уделяется анализу путей и способов оптимизации деятельности воспитательных систем педагогических вузов с учетом: специфики современной социально-экономической ситуации, что позволило нам: определитьряд существенных противоречий, сформулировать проблему исследования, его цель, задачи, гипотезу, ориентированную на создание модели воспитательной системы по формированию" социально активного студенчества. При этом воспитательная система как объект научного обоснования и экспериментальной апробации рассмотрена нами на примере деятельности факультета педагогики и психологии Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской.

В ходе исследования намибыли выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия успешного функционирования" воспитательной системы. педагогического вуза, способствующей формированию социально активного конкурентоспособного специалиста. Использование современных подходов к анализу предмета исследования, его описанию и интерпретации, а также методологических основи положений педагогической синергетики-: субъектно-деятельностной теории формирования личностисистемно-средового и личностно-ориентированного подходов к воспитанию и образованию позволило научно обосновать разработанную систему воспитания молодежи в вузе.

Опираясь на концепцию воспитательной деятельности и в соответствии с общей целью воспитания студентов в МГПИ им. Н. К. Крупской, которая? состоит в обеспечении содействия «разностороннему развитию личности будущего педагога, обладающего* высокой культурой, интеллигентностью, физическим здоровьем, социальной активностью, — качествами гражданина-патриота,. устойчивой профессионально-педагогической направленностью и профессиональной компетентностью» и придерживаясь, основных задачвоспитаниянами реализованамодель* формирования социально активного^ педагога, представленная? как совокупность ценностно-смыслового, субъектно-средового,. функционально-деятельностного и организационно-методического компонентов системы, механизмов их взаимодействия, средств диагностики ценностных ориентаций, социального потенциала, групповой сплоченности и профессионально значимых основ? социальной активности, показателейрезультативности, позволяющих оптимально реагировать на: происходящие изменения в социальной среде.

Экспериментальные данные: позволяют сделать, вывод о том, что цель исследования достигнута и поставленные задачи решены.

Врезультате проведенного диссертационногоисследования можно сделать следующие выводы:

II Теоретическими основами: функционирования: воспитательной системы! педагогического" вуза и формирующейся: в: ней: личности педагога являются идеифилософской: и педагогической? антропологии-, аксиологии, понятияи- принципы системногои синергетического подходов, атакже современные теории-и концепции социализации, воспитания и развития. личности: При этом важно учитывать, что воспитательная" — система1 тогда, эффективна, когда она: представляет, собойсложное, открытое, целостное, ценностно-ориентированное, целенаправленное, самоуправляемое и: саморазвивающеесясоциально-педагогическое образованиегде система является подсистемой:

2. Уровень сформированное&tradeи показатели динамики5 социальной активности? студентапедагогического? вуза: представляет собойодновременно? как важнейший? критерий: потенциальнойконкурентоспособности? будущего" специалиста, гак и меру успешности работы воспитательной системы вуза.

Социальная активность проявляется как ориентация будущего учителя на социальное окружение, на созидание общественной пользыутверждение нравственно-эстетических норм* в жизни: референтного длястудента коллектива, окружающей природной, предметной и социальной среды. Такая направленность проявляет сформированную в сознании будущего педагога совокупность социально и профессионально значимых мотивов, ориентации, склонностей, сложившихся интересов, убеждений, идеалов.

Уровень активности будущих педагогов неодинаков, активность может проявлятьсяна активно-деятельном, созерцательном или индифферентном уровнях. Качественно интерпретируя уровень социальной активности, следует определитьее характер, а именно — созидающий, творческий, социально-репродуктивный: Изучение уровня сформированное&tradeсоциальной активности как системного свойства-через диагностику новообразований, проявлений и установок должно исходить из идеи целостности личности и коллектива.

3- Принципиально значимыми при моделировании: воспитательного процесса педагогического вуза мы. считаем* идеи взаимосвязи обучения: и воспитания, социального партнерства, самоуправления и волонтерства, создающие ядро воспитательной системы. Формирование профессионально > значимых качеств студентов, воплощение их в социальной активности следует осуществлять: черезнакопление опыта практической, деятельности вразных сферах в условиях как внутреннего воспитательного пространствавузатак и внешней среды на местном, республиканском, региональном и федеральном уровнях.

4. Внешние, внутренние и интегрирующие педагогическиеусловия, подтвердившие эффективность экспериментального исследования определяются:

— применением системного и деятельностного подходов при конструировании модели воспитательной системы;

— ориентациейна принципы, самоуправления, социального партнерства и волонтерства;

— совокупным воздействием ценностно-смыслового, субъектно-средового, функционально-деятельностного и организационно-методического компонентов системыопорой на продуктивную общественно-педагогическую системообразующую деятельность;

— подбором, оптимизацией и применением средств комплексной диагностики показателей социальной активности.

Таким образом, в нашем исследовании установлено, что выявленные педагогические условияобеспечивают функционирование и развитие воспитательной системы вуза способствующей формированиюконкурентоспособного социально активного студента.

Однако выполненное исследование не исчерпывает полностью все аспекты рассматриваемой нами проблемы. Дальнейшее развитие теории воспитательных систем требует изучения основ формирования системообразующей педагогической деятельности студентов-будущих педагогов, условий повышения компетенции студенческого актива, специфики социокультурного влияния и механизмов воздействия общественных процессов на воспитательную систему педагогического вуза и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Аверьянов, А. И. Системное познание мира: Методологические проблемы /
  2. A.Н. Аверьянов. М-: Политиздат, 1985. — С. 183−195.
  3. , В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев.
  4. Казань:Б.И., 1994. 245 с. 3: Арарновская, И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема / И. Арарновская// Высшее образование в России. —20 021 — № 4. — С. 115−119.
  5. , А.Г. Содействие ребенку развитие личности / А. Г. Асмолов // Новые ценности образования.- М^ Инноватор, Л 996.- - Вып.6. — С.39−44.
  6. ,. В.Г. Системность и общество- / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980- - С. 87.
  7. , Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. М.: ДЭМ, 1990. -334 с.
  8. Беспалько, В-П. Основы теории-педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического1 обеспечения4 технологии обучающих систем /
  9. М.Бочарова, В. Г. Педагогика социальнойtработы / В. Г. Бочарова. М.: SVR -Аргус, 1994.-208 с.
  10. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — С.242−243.
  11. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения?/ П. П. Блонский.- М.: Советская энциклопедия, 1979. Т. 1. — 695 с.
  12. , В .П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм / В .П. Вахтеров // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987. -400 с.
  13. Вебер, М- Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. — С.23−318.19-Вентцель, К. Н. Самоуправляющиеся общины детей как средство воспитания / К. Н. Вентцель // Свободное воспитание. 1911. — № 6. — С.10−34.
  14. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. трудов / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИТИИГ1, 1992. — 134 с.
  15. Воспитательная система школы / Под ред. Л.И. Новиковой- М. гИТПиМИО, 1991. — С.48.
  16. Воспитательная система школы: проблемы управления / Под ред. Н. Л. Селивановой. IVL: Пед. общ-во России. — 1997.-С.З-9.
  17. Воспитательный, процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н- Степанова.- М: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
  18. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В’В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991. -479 с.
  19. , Л. ВУЗ' как автономная система. / Л1 Выготский // Высшее образование в России. 1999. — № 21 — С. ПО.
  20. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общ-во России, 1998. — 336 с.
  21. , Л.Н. Сочинения. Конец и вновь начало / Л. Н. Гумилев. М.: Библ. информ. об-ва «Танаис», 1997. -С.444.
  22. , Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994.- 184 с.
  23. , Н.С. Развитие воспитания в- системе образования: / Н. С. Дежникова // Воспитание человека. М., 2002. — С.80−98.
  24. Дидковская, Я: В= Динамика: профессионального самоопределения студентов / Я. В: Дидковская7/ Социс: 2001. — № 7. — С. 132−136.
  25. , Дж. Школа общество / Дж. Дьюи. — М.: Работник просвещения, — 1925. 127 с.
  26. , Г. Современное студенчество: социологический портрет / Г. Ивахненко, Ю. Голиусова // Высшее образование в России. 2003. — № 5. -G. 110−114.
  27. Из опыта воспитательной работы высших и средних учебных заведений Кировской области: Сборник методических материалов. Киров: Комитет по делам молодежи Кировской области, 2004. — 108 с.
  28. Из опыта работы программы «Большие братья / Большие сестры» в России. -Рязань: Пресса, 2001. 96 с.
  29. , И.Ф. Теория и практика формирования- профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы / И. Ф. Исаев. М: Просвещение, 1993. — С.22−29.
  30. Исследования по общей-теории систем. Сборник переводов / Под общ. ред.
  31. B.П. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969: — С.23−82.
  32. История русской педагогики. Каптерев П. Ф. // Педагогика. — 1995: № 5. —1. C.64−75.
  33. Казаренков, В-И- Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие / В. И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова// Педагогика. 2000: — № 5. — С.64.
  34. , М.Л. «Системность'' новая» трактовка- понятия- / М. Л. Калужский // Социально-гуманитарные знания. — 2004: — № 4. — С. 134−149.
  35. , В.А. Воспитательная- система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: МГ1 «Новая школа», 1992. 125 с.
  36. , Л.В. К определению содержания- категории «социальная активность», ее суть / Л. В. Коваль, В. М! Чижова // Социально-психологические основы общественной активности школьников и студентов. Курск: Изд-во «Курская правда», 1971. — С.53−65
  37. , И.А. О- воспитании и воспитательных системах / И. А. Колесникова, Е. Н: Барышников. СПб:.000 «Речь», 1996. — С.55.
  38. , Н.В. Управление развитием педагогического вуза / И.В. Коноплина- Сургут: РИЦ СурГПИ, 1999- - 242 с.
  39. Концепция- воспитательной- работы Марийского государственного университета / Сост. Т. И. Грозова, Ю. Е. Шабалин, Н. М. Кузнецова, И. Б. Нестерова. Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2002. — 18 с.
  40. Концепция модернизации российского образования" на период до 2010 г // Дидакт. 2002: — № 4 (49): — С.3−16.
  41. , Н.Л. Наше школьное дело / Н. Л. Корф. М.: Политиздат, 1973. — С.5−8:
  42. , Я. Как любить ребенка: Книга о- воспитании: / Ял Корчак. М: Политиздат, 1990.' - 492 с.
  43. , А.И. Воспитательная система:теория, проблематика, альтернативы / A.M. Кочетов. Минск: Б.И., 1997.- 146 е.,
  44. , В.В. Педагогическая- поддержка- самоактуалиации личности- старшеклассников: автореф- дис.канд.пед.наук / В. В. Кулишов. — Краснодар, 2000. 20 с.
  45. , С.В. Педагогика личности от концепций до технологий / С. В- Кульневич. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2001. — 160 с.
  46. , П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение 7 П.Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1991. — 174 с.
  47. Маврина, И: А. Социальность как сущностная-характеристика современного образования: дне. д-ра пед. наук / И. А. Маврина. Тюмень: ТГУ, 2000. -С.35−80.
  48. , А.С. О воспитании молодежи: Сборник избранных педагогических произведений / А. С. Макаренко. Ml: Просвещение, 1968: -396 с.
  49. Максимов, В-Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессиональной: диагностической- деятельности-/ В. Г. Максимов. М.: МПГИ, 1993.-83 с.
  50. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Теории личности в западноевропейской: и американской психологии. Самара: Изд. дом: «БАХРАХ», 1996. — С.422−449.
  51. Методология- теория и- практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л-И.Новиковой: М.: Пед. общ-во России, 1996. -С. 12−25.
  52. Методические материалы- по> комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения > / Под общ.ред. И.А. Зимней- М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. 96 с.
  53. , Д. Объективная цель воспитания- формирование самоуправляемой и управляемой личности/ Д. Мехонцева // Народное образование. — 2001. — № 8. — С.16−23.
  54. Мид, М. Культура и мир детства/ М. Ми д. М: Просвещение, 1988: — 350 с.
  55. , В.А. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития / В. Л. Михеев, А. В. Михеев // Социально-гуманитарные знания. 2002. -№ 5. — C.194−205i
  56. , А.И. Теоретико-методологические основы- формирования: содержания? педагогического образования / Л. И. Мищенко, Л. И- Мищенко, E. Hi Шиянов. Mi: Педагогика, 1991. -C.20I81 .Моделирование- воспитательных систем: теория' практике / Под ред., Л.И.
  57. , Н.С. Детский? Орден- Милосердия'': вопросы теории? и практики. Методическое пособие для организаторов детского движения / Н. С. Морова.- М.: НИЦ СПО-ФДО, 1997. 143 с.
  58. , Н.С. Студенческие профессиональные отряды как лаборатория- педагогического опыта: (Перспективы детского милосердия) / Н. С. Морова.- М-: ВНИК «Школа-микрорайон» АПН СССР, 1990- № 3'. — С.177−219.
  59. , Н.С. Детское милосердие как, одно из направлений, социальной? работы- / Н. С. Морова? // Теория и практика социальной- работы: отечественный и зарубежный опыт. T.I. —Mi- Тула, 1993. С.288−291.
  60. , А.В. Воспитание в системе образования в контексте социализации / Л. В. Мудрик.// Проблемы педагогического образования: сб. науч. статей. -Вып.8. М: Просвещение, 2001. — С.9−12.
  61. , П. Социальная- педагогика: Теория воспитания- воли на основе общности / П. Натори. Спб: ООО «Речь», 1991.-360 с.
  62. , Е. Кто они: «Большие братья / Большие: сестры»? / Е. Неутолимова // Из опыта работы- программь^ «Большие братья / Большие: сестры» в России: сборник статей и материалов: Рязань: изд-во «Пресса», 2001. — С.66−70.
  63. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. Ml: МЗ-Пресс, 2004. — 67 е.
  64. , Н.Д. Ценности: в- жизни и образовании / Н.Д. Никандров// Высшее образование сегодня. —2004. № 11. — С.34−41.
  65. , И.Г. Педагогические условия? моделирования $ воспитательных систем: автореф. дис.канд. пед. наук / И: Г. Николаев. Краснодар, 2000.-20 с.
  66. , К.М. Факторы становления социальной активности личности суть / К.М. Никонов- Н: Т. Минин // Социально-психологические основы общественной активности школьников: и студентов. Курск: Изд-во «Курская правда», 1971. — С.3−12.
  67. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов. Методическое пособие / Под ред. В. Т. Лисовского. Спб: ООО «Речь», 1999.- С. 17−20.
  68. Организация воспитательной работы: методические рекомендации / Сост. В. А. Лоскутов, Н. И. Арзамасцева, Н. Г. Арзамасцева. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2002 — 32 с.
  69. , М.С. Цель, содержание и система современного воспитания / М. С. Печерский // Воспитательная система: поиски и находки. Пермь: Перм. гос. пед. ун-та, 1996. — С.26−30.
  70. , И.Р. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И! Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — С.250.106- Программа «Большие братья / Большие сестры»: Стандарты и методики. -Рязань: Пресса, 2000. 96 с.
  71. Программа мониторинга состояния воспитательной деятельности в вузах России. М.: Просвещение, 2003. — 49 с.
  72. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, 5 перспективы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1991. — 159 с. f 111. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел.- М-:МИФ, 19 931 814с.
  73. Рожков- Л. В. Байбородова, О. С. Гребешок // Современные концепциивоспитания / Отв. ред. Л. В. Байбородова. Ярославль: Ярое. гос. пед. ун-т, 2000. — 140 с.
  74. , М. Методика «Ценностные ориентации» / М- Рокич // Психологические тесты / Под ред. А.А. Камелина- В 2 т. — М.: Просвещение, 2000. — Т.1. — С.25−29.
  75. Садовский- В. Н. Основания общей- теории- систем: Логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. — М.: Наука, 1974. С. 233.
  76. Сборник: нормативно-правовых материалов МГПИ им. Н. К. Крупской. -Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2003. 237 с.
  77. , Н.Е. Антропологический, аксиологический, личностный подходы к воспитанию и образованию / Н. Е. Седова // Саморазвитие личности в воспитательной системе образовательного учреждения. Комсомольск-на-Амуре, 1999. — С.97−115.
  78. , Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко, Л.Г.
  79. Сидоренко, Е. В: Методы математической обработки в психологии / Д. В. Сидоренко. Спб: ООО «Речь», 2002. — 350 с.123- Сидоркин, A.M. Процесс развития воспитательной системы / A.M.
  80. Сидоркин // Советская: педагогика. — 1991. № 11. — С.65−69. 124! Симонов, В-П: Диагностика личности- и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов: — М.:Международная пед. акад., 1995. — 188 с.
  81. Синергетика- социальных- коммуникаций в современном обществе. Сб. материалов // Под общ. ред. В -П. Шалаева. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2001. -192 с.
  82. , B.C. Философская публицистика / B.C. Соловьев. Т.1. — М.: Правда, 1989.-687 с.
  83. Социальная активность // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. -5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — С.445.1281 Словарь-справочник по теории воспитательных, систем / Сост. П. В. Степанов. Изд.2-е, доп. и перераб. — М.: Пед. общ-во России, 2002. 32 с.
  84. , А. Вуз как социальный организм / А. Смоленцева // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С. 123−127.
  85. Социальная активность и духовное богатство личности / Под ред. К. М. Никонова, Волгоград: Изд-во «Волгоградская правда». — 1980. — 155 с.
  86. Социальная- активность и свобода личности: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. К. Н. Никонова. Волгоград: Волгоград., пед. ин-т,.1981. — 136 с.
  87. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. — Псков: ПОИПКРО, 1998- 263 с.
  88. Тамарская, Я1 Конкурентоспособность будущего педагога / Я- Тамарская
  89. Высшее образование в России. 2004- - № 3- - С. 119. 1401 Теория и практика воспитательных систем / Отв. ред. Л. И. Новикова. Кн.
  90. М.: ИТПиМИО, 1993. — 143 с.
  91. Теория и практика^воспитательных систем / Отв. Ред. Л. И. Новикова. Кн.
  92. М.: ИТПиМИО, 1993. — 206 с:
  93. Тетерский-. С. В1 Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства / СВ. Тетерский. М.: Реглант, 2003- - 214 с.
  94. Толстой, JLH. Педагогические сочинения / JI.H. Толстой / Сост. Н. В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. — 543 с.
  95. Фрейд, 3! Введение в психоанализ / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989. -345 с.
  96. , Э. Человек для себя: Иметь. или быть? / Э. Фромм. Минск: Изд. «В.П. Ильин», 1997.-416 с.
  97. , Г. Н. Воспитательный процесс как открытая- система / Г. Н. Филонов // Научные труды Гос. НИИ семьи и воспитания. М.: Гос. НИИ' сем. и восп, 1999.-Т.1. — С.23−34.
  98. , А.С. Методика диагностики социальной активности группы / А. С. Чернышев // Социально-психологические основы общественной активности школьников и студентов. Курск: Изд-во «Курская: правда», 1971. -С.92−94.
  99. Чиж, А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования (1960−1990): дис.д.пед.наук. — М., 1998.-С.77−167.
  100. , С.Т. Избранные педагогические сочинения / С. Т. Шацкий / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, ВiА. Шацкой- В. 2 т. — М.: Педагогика, 1980.- Т. 1. — 345 с.
  101. , О.Б. Ценностные ориентации в подготовке учителя / О Б. Широких // Высшее образование сегодня. 2005. — № 1. — С.50−52!
  102. Школа как воспитательная система / Под ред. А. В. Гаврилина. Mi: Педагогика, 1992. — С.25.159- Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиций! культуры / Н: Е. Щуркова: — Mi: Народное образование, 1997. С.5−12.
  103. , Б.Г. Система'- социальная- / B.F. Юдин // Философский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1989. — С586.
  104. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978, — 145 с.162: Юнг, K.F. Проблемы души нашего времени / K.F. Юнг. М.: Просвещение, 1994- -- С. 22.
  105. , А.В. Исследование ситуации! профессионального самоопределения студентов / А. В. Юпитов, А. А. Зотов // Социс. 1997. — № 3- - С.84−93.
  106. , В.Н. Из опыта воспитания будущих педагогов / В. Н. Яценко // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2−4 марта 1999.-М., 2000. С. 193−194.
  107. Спапп, R.A. Defining Who Is a Volunteer / R.A. Cnann, F. Handy, M. Wadsworth. 1996. — № 25 (3). — P. 364−383.
  108. Coulshed, V. Why Do Social Work Student Give to Training? / V. Coulshed // • Issues in Social Work Education. 1986. — № 6 (2). — P. 119−127.
  109. Cummings, T.G. Organizational Development and Chang / T.G., Cummings, C.G. Worley. Minneapolis, 1993. — P. 45.
  110. Doel, M. Teachihg Social Work Practice / M. Doel, S. Shardlow, C. Sawdon. -Aldershot, Arena, 1996. P.65−71.
  111. Gardiner, D. The Anatomy of Supervision: Developing Learning and Professional Competence for Social Work Students / Gardiner, D. Miltonj Keynes, SRHS & Open Universiti Press, 1989. Р.7−10.
  112. Hage, J. Theories of organization: Form, process and transformation / J. Hage. -N.Y., 1980.-P.31−36.
  113. Murphy, I. Helping teachers prepare to work in restructured schools / I. Murphy // Journal of teacher education. 1990- - Vol.41. — No.4 — P.50−56.
  114. Thompson, N. Practice Teaching in Social Work / N. Thompson, B. Anderson: Birmingham, Pepar, 1990. — Р.73−79.i1731 Rashton, J. Altuism, Socialization and Society / J. Rashton. Prentice Hall- 1980.-P. 17.
Заполнить форму текущей работой