Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза
Опираясь на концепцию воспитательной деятельности и в соответствии с общей целью воспитания студентов в МГПИ им. Н. К. Крупской, которая? состоит в обеспечении содействия «разностороннему развитию личности будущего педагога, обладающего* высокой культурой, интеллигентностью, физическим здоровьем, социальной активностью, — качествами гражданина-патриота,. устойчивой профессионально-педагогической… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
- 1. 1. Воспитательная система педагогического вуза как объект исследования
- 1. 2. Концептуальные подходы: к: моделированию- воспитательной? системы вуза
- 1. 3. Факторы успешного функционирования воспитательной системы педагогического вуза
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ! СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
- 2. 1. Программа и содержание опытно-экспериментальной1 работы
2.2. Траектории развития профессионально-значимых основ- социальной активности будущего педагога в условиях воспитательной системы педвуза 77 2.3 Основные показатели и уровни социальной активности студентов как критерий развития воспитательной системы вуза 92 2.4. Педагогические условия формирования социальной активности студентов в воспитательной системе педагогического вуза
Список литературы
- Г. Аверьянов, А. И. Системное познание мира: Методологические проблемы /
- A.Н. Аверьянов. М-: Политиздат, 1985. — С. 183−195.
- Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев.
- Казань:Б.И., 1994. 245 с. 3: Арарновская, И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема / И. Арарновская// Высшее образование в России. —20 021 — № 4. — С. 115−119.
- Асмолов, А.Г. Содействие ребенку развитие личности / А. Г. Асмолов // Новые ценности образования.- М^ Инноватор, Л 996.- - Вып.6. — С.39−44.
- Афанасьев,. В.Г. Системность и общество- / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980- - С. 87.
- Бердяев, Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. М.: ДЭМ, 1990. -334 с.
- Беспалько, В-П. Основы теории-педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического1 обеспечения4 технологии обучающих систем /
- М.Бочарова, В. Г. Педагогика социальнойtработы / В. Г. Бочарова. М.: SVR -Аргус, 1994.-208 с.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — С.242−243.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения?/ П. П. Блонский.- М.: Советская энциклопедия, 1979. Т. 1. — 695 с.
- Вахтеров, В .П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм / В .П. Вахтеров // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987. -400 с.
- Вебер, М- Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. — С.23−318.19-Вентцель, К. Н. Самоуправляющиеся общины детей как средство воспитания / К. Н. Вентцель // Свободное воспитание. 1911. — № 6. — С.10−34.
- Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. трудов / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИТИИГ1, 1992. — 134 с.
- Воспитательная система школы / Под ред. Л.И. Новиковой- М. гИТПиМИО, 1991. — С.48.
- Воспитательная система школы: проблемы управления / Под ред. Н. Л. Селивановой. IVL: Пед. общ-во России. — 1997.-С.З-9.
- Воспитательный, процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н- Степанова.- М: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В’В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991. -479 с.
- Вязовский, Л. ВУЗ' как автономная система. / Л1 Выготский // Высшее образование в России. 1999. — № 21 — С. ПО.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общ-во России, 1998. — 336 с.
- Гумилев, Л.Н. Сочинения. Конец и вновь начало / Л. Н. Гумилев. М.: Библ. информ. об-ва «Танаис», 1997. -С.444.
- Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994.- 184 с.
- Дежникова, Н.С. Развитие воспитания в- системе образования: / Н. С. Дежникова // Воспитание человека. М., 2002. — С.80−98.
- Дидковская, Я: В= Динамика: профессионального самоопределения студентов / Я. В: Дидковская7/ Социс: 2001. — № 7. — С. 132−136.
- Дыои, Дж. Школа общество / Дж. Дьюи. — М.: Работник просвещения, — 1925. 127 с.
- Ивахненко, Г. Современное студенчество: социологический портрет / Г. Ивахненко, Ю. Голиусова // Высшее образование в России. 2003. — № 5. -G. 110−114.
- Из опыта воспитательной работы высших и средних учебных заведений Кировской области: Сборник методических материалов. Киров: Комитет по делам молодежи Кировской области, 2004. — 108 с.
- Из опыта работы программы «Большие братья / Большие сестры» в России. -Рязань: Пресса, 2001. 96 с.
- Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования- профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы / И. Ф. Исаев. М: Просвещение, 1993. — С.22−29.
- Исследования по общей-теории систем. Сборник переводов / Под общ. ред.
- B.П. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969: — С.23−82.
- История русской педагогики. Каптерев П. Ф. // Педагогика. — 1995: № 5. —1. C.64−75.
- Казаренков, В-И- Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие / В. И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова// Педагогика. 2000: — № 5. — С.64.
- Калужский, М.Л. «Системность'' новая» трактовка- понятия- / М. Л. Калужский // Социально-гуманитарные знания. — 2004: — № 4. — С. 134−149.
- Караковский, В.А. Воспитательная- система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: МГ1 «Новая школа», 1992. 125 с.
- Коваль, Л.В. К определению содержания- категории «социальная активность», ее суть / Л. В. Коваль, В. М! Чижова // Социально-психологические основы общественной активности школьников и студентов. Курск: Изд-во «Курская правда», 1971. — С.53−65
- Колесникова, И.А. О- воспитании и воспитательных системах / И. А. Колесникова, Е. Н: Барышников. СПб:.000 «Речь», 1996. — С.55.
- Кононлина, Н.В. Управление развитием педагогического вуза / И.В. Коноплина- Сургут: РИЦ СурГПИ, 1999- - 242 с.
- Концепция- воспитательной- работы Марийского государственного университета / Сост. Т. И. Грозова, Ю. Е. Шабалин, Н. М. Кузнецова, И. Б. Нестерова. Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2002. — 18 с.
- Концепция модернизации российского образования" на период до 2010 г // Дидакт. 2002: — № 4 (49): — С.3−16.
- Корф, Н.Л. Наше школьное дело / Н. Л. Корф. М.: Политиздат, 1973. — С.5−8:
- Корчак, Я. Как любить ребенка: Книга о- воспитании: / Ял Корчак. М: Политиздат, 1990.' - 492 с.
- Кочетов, А.И. Воспитательная система:теория, проблематика, альтернативы / A.M. Кочетов. Минск: Б.И., 1997.- 146 е.,
- Кулишов, В.В. Педагогическая- поддержка- самоактуалиации личности- старшеклассников: автореф- дис.канд.пед.наук / В. В. Кулишов. — Краснодар, 2000. 20 с.
- Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепций до технологий / С. В- Кульневич. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2001. — 160 с.
- Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение 7 П.Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1991. — 174 с.
- Маврина, И: А. Социальность как сущностная-характеристика современного образования: дне. д-ра пед. наук / И. А. Маврина. Тюмень: ТГУ, 2000. -С.35−80.
- Макаренко, А.С. О воспитании молодежи: Сборник избранных педагогических произведений / А. С. Макаренко. Ml: Просвещение, 1968: -396 с.
- Максимов, В-Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессиональной: диагностической- деятельности-/ В. Г. Максимов. М.: МПГИ, 1993.-83 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Теории личности в западноевропейской: и американской психологии. Самара: Изд. дом: «БАХРАХ», 1996. — С.422−449.
- Методология- теория и- практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л-И.Новиковой: М.: Пед. общ-во России, 1996. -С. 12−25.
- Методические материалы- по> комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения > / Под общ.ред. И.А. Зимней- М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. 96 с.
- Мехонцева, Д. Объективная цель воспитания- формирование самоуправляемой и управляемой личности/ Д. Мехонцева // Народное образование. — 2001. — № 8. — С.16−23.
- Мид, М. Культура и мир детства/ М. Ми д. М: Просвещение, 1988: — 350 с.
- Михеев, В.А. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития / В. Л. Михеев, А. В. Михеев // Социально-гуманитарные знания. 2002. -№ 5. — C.194−205i
- Мищенко, А.И. Теоретико-методологические основы- формирования: содержания? педагогического образования / Л. И. Мищенко, Л. И- Мищенко, E. Hi Шиянов. Mi: Педагогика, 1991. -C.20I81 .Моделирование- воспитательных систем: теория' практике / Под ред., Л.И.
- Морова, Н.С. Детский? Орден- Милосердия'': вопросы теории? и практики. Методическое пособие для организаторов детского движения / Н. С. Морова.- М.: НИЦ СПО-ФДО, 1997. 143 с.
- Морова, Н.С. Студенческие профессиональные отряды как лаборатория- педагогического опыта: (Перспективы детского милосердия) / Н. С. Морова.- М-: ВНИК «Школа-микрорайон» АПН СССР, 1990- № 3'. — С.177−219.
- Морова, Н.С. Детское милосердие как, одно из направлений, социальной? работы- / Н. С. Морова? // Теория и практика социальной- работы: отечественный и зарубежный опыт. T.I. —Mi- Тула, 1993. С.288−291.
- Мудрик, А.В. Воспитание в системе образования в контексте социализации / Л. В. Мудрик.// Проблемы педагогического образования: сб. науч. статей. -Вып.8. М: Просвещение, 2001. — С.9−12.
- Натори, П. Социальная- педагогика: Теория воспитания- воли на основе общности / П. Натори. Спб: ООО «Речь», 1991.-360 с.
- Неутолимова, Е. Кто они: «Большие братья / Большие: сестры»? / Е. Неутолимова // Из опыта работы- программь^ «Большие братья / Большие: сестры» в России: сборник статей и материалов: Рязань: изд-во «Пресса», 2001. — С.66−70.
- Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. Ml: МЗ-Пресс, 2004. — 67 е.
- Никандров, Н.Д. Ценности: в- жизни и образовании / Н.Д. Никандров// Высшее образование сегодня. —2004. № 11. — С.34−41.
- Николаев, И.Г. Педагогические условия? моделирования $ воспитательных систем: автореф. дис.канд. пед. наук / И: Г. Николаев. Краснодар, 2000.-20 с.
- Никонов, К.М. Факторы становления социальной активности личности суть / К.М. Никонов- Н: Т. Минин // Социально-психологические основы общественной активности школьников: и студентов. Курск: Изд-во «Курская правда», 1971. — С.3−12.
- Основы концепции и программы воспитания студентов вузов. Методическое пособие / Под ред. В. Т. Лисовского. Спб: ООО «Речь», 1999.- С. 17−20.
- Организация воспитательной работы: методические рекомендации / Сост. В. А. Лоскутов, Н. И. Арзамасцева, Н. Г. Арзамасцева. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2002 — 32 с.
- Печерский, М.С. Цель, содержание и система современного воспитания / М. С. Печерский // Воспитательная система: поиски и находки. Пермь: Перм. гос. пед. ун-та, 1996. — С.26−30.
- Пригожин, И.Р. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И! Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — С.250.106- Программа «Большие братья / Большие сестры»: Стандарты и методики. -Рязань: Пресса, 2000. 96 с.
- Программа мониторинга состояния воспитательной деятельности в вузах России. М.: Просвещение, 2003. — 49 с.
- Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, 5 перспективы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1991. — 159 с. f 111. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел.- М-:МИФ, 19 931 814с.
- Рожков- Л. В. Байбородова, О. С. Гребешок // Современные концепциивоспитания / Отв. ред. Л. В. Байбородова. Ярославль: Ярое. гос. пед. ун-т, 2000. — 140 с.
- Рокич, М. Методика «Ценностные ориентации» / М- Рокич // Психологические тесты / Под ред. А.А. Камелина- В 2 т. — М.: Просвещение, 2000. — Т.1. — С.25−29.
- Садовский- В. Н. Основания общей- теории- систем: Логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. — М.: Наука, 1974. С. 233.
- Сборник: нормативно-правовых материалов МГПИ им. Н. К. Крупской. -Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2003. 237 с.
- Седова, Н.Е. Антропологический, аксиологический, личностный подходы к воспитанию и образованию / Н. Е. Седова // Саморазвитие личности в воспитательной системе образовательного учреждения. Комсомольск-на-Амуре, 1999. — С.97−115.
- Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко, Л.Г.
- Сидоренко, Е. В: Методы математической обработки в психологии / Д. В. Сидоренко. Спб: ООО «Речь», 2002. — 350 с.123- Сидоркин, A.M. Процесс развития воспитательной системы / A.M.
- Сидоркин // Советская: педагогика. — 1991. № 11. — С.65−69. 124! Симонов, В-П: Диагностика личности- и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов: — М.:Международная пед. акад., 1995. — 188 с.
- Синергетика- социальных- коммуникаций в современном обществе. Сб. материалов // Под общ. ред. В -П. Шалаева. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2001. -192 с.
- Соловьев, B.C. Философская публицистика / B.C. Соловьев. Т.1. — М.: Правда, 1989.-687 с.
- Социальная активность // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. -5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — С.445.1281 Словарь-справочник по теории воспитательных, систем / Сост. П. В. Степанов. Изд.2-е, доп. и перераб. — М.: Пед. общ-во России, 2002. 32 с.
- Смоленцева, А. Вуз как социальный организм / А. Смоленцева // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С. 123−127.
- Социальная активность и духовное богатство личности / Под ред. К. М. Никонова, Волгоград: Изд-во «Волгоградская правда». — 1980. — 155 с.
- Социальная- активность и свобода личности: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. К. Н. Никонова. Волгоград: Волгоград., пед. ин-т,.1981. — 136 с.
- Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. — Псков: ПОИПКРО, 1998- 263 с.
- Тамарская, Я1 Конкурентоспособность будущего педагога / Я- Тамарская
- Высшее образование в России. 2004- - № 3- - С. 119. 1401 Теория и практика воспитательных систем / Отв. ред. Л. И. Новикова. Кн.
- М.: ИТПиМИО, 1993. — 143 с.
- Теория и практика^воспитательных систем / Отв. Ред. Л. И. Новикова. Кн.
- М.: ИТПиМИО, 1993. — 206 с:
- Тетерский-. С. В1 Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства / СВ. Тетерский. М.: Реглант, 2003- - 214 с.
- Толстой, JLH. Педагогические сочинения / JI.H. Толстой / Сост. Н. В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. — 543 с.
- Фрейд, 3! Введение в психоанализ / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989. -345 с.
- Фромм, Э. Человек для себя: Иметь. или быть? / Э. Фромм. Минск: Изд. «В.П. Ильин», 1997.-416 с.
- Филонов, Г. Н. Воспитательный процесс как открытая- система / Г. Н. Филонов // Научные труды Гос. НИИ семьи и воспитания. М.: Гос. НИИ' сем. и восп, 1999.-Т.1. — С.23−34.
- Чернышев, А.С. Методика диагностики социальной активности группы / А. С. Чернышев // Социально-психологические основы общественной активности школьников и студентов. Курск: Изд-во «Курская: правда», 1971. -С.92−94.
- Чиж, А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования (1960−1990): дис.д.пед.наук. — М., 1998.-С.77−167.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / С. Т. Шацкий / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, ВiА. Шацкой- В. 2 т. — М.: Педагогика, 1980.- Т. 1. — 345 с.
- Широких, О.Б. Ценностные ориентации в подготовке учителя / О Б. Широких // Высшее образование сегодня. 2005. — № 1. — С.50−52!
- Школа как воспитательная система / Под ред. А. В. Гаврилина. Mi: Педагогика, 1992. — С.25.159- Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиций! культуры / Н: Е. Щуркова: — Mi: Народное образование, 1997. С.5−12.
- Юдин, Б.Г. Система'- социальная- / B.F. Юдин // Философский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1989. — С586.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978, — 145 с.162: Юнг, K.F. Проблемы души нашего времени / K.F. Юнг. М.: Просвещение, 1994- -- С. 22.
- Юпитов, А.В. Исследование ситуации! профессионального самоопределения студентов / А. В. Юпитов, А. А. Зотов // Социс. 1997. — № 3- - С.84−93.
- Яценко, В.Н. Из опыта воспитания будущих педагогов / В. Н. Яценко // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2−4 марта 1999.-М., 2000. С. 193−194.
- Спапп, R.A. Defining Who Is a Volunteer / R.A. Cnann, F. Handy, M. Wadsworth. 1996. — № 25 (3). — P. 364−383.
- Coulshed, V. Why Do Social Work Student Give to Training? / V. Coulshed // • Issues in Social Work Education. 1986. — № 6 (2). — P. 119−127.
- Cummings, T.G. Organizational Development and Chang / T.G., Cummings, C.G. Worley. Minneapolis, 1993. — P. 45.
- Doel, M. Teachihg Social Work Practice / M. Doel, S. Shardlow, C. Sawdon. -Aldershot, Arena, 1996. P.65−71.
- Gardiner, D. The Anatomy of Supervision: Developing Learning and Professional Competence for Social Work Students / Gardiner, D. Miltonj Keynes, SRHS & Open Universiti Press, 1989. Р.7−10.
- Hage, J. Theories of organization: Form, process and transformation / J. Hage. -N.Y., 1980.-P.31−36.
- Murphy, I. Helping teachers prepare to work in restructured schools / I. Murphy // Journal of teacher education. 1990- - Vol.41. — No.4 — P.50−56.
- Thompson, N. Practice Teaching in Social Work / N. Thompson, B. Anderson: Birmingham, Pepar, 1990. — Р.73−79.i1731 Rashton, J. Altuism, Socialization and Society / J. Rashton. Prentice Hall- 1980.-P. 17.