Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальный аспект здоровья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Описание понятия «здоровье» в русле социального конструктивизма обусловливалось различиями в конструировании этого понятия в разных странах с присущими им системами социальных и культурных отношений. В понимании индивидов здоровье выступало феноменом, который они использовали для объяснения своих отношений с социумом. В обществе создаются системы представлений о здоровье, в которых все элементы… Читать ещё >

Социальный аспект здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время происходит изменение общественного статуса здоровья как явления социума. Это изменение выражается как в индивидном понимании, так и в оценке всего человечества. Здоровье сохраняет свое значение для индивида как определенная ценность и соответствующее состояние (отсутствие боли, недуга), обеспечивающее возможность работать. А также оно приобретает новые измерения: формируется новое отношение к нему как особому социальному феномену.

Здоровье (как особое социальное отношение) все в большей степени становится структурообразующим фактором социального бытия, реализуемого в субъектной жизнедеятельности конкретных индивидов. Меняются содержание, емкость, смысловые показатели физического, психического, духовного здоровья человека и изменяются требования к здоровью.

Рассматривая здоровье как особый социальный феномен, необходимо выделить следующие аспекты. Первый — это здоровье как надындивидуальное состояние в соотнесении к сообществу как субъекту истории. Второй — это особое субъектное отношение к здоровью и здоровье в субъектных отношениях индивидов, общества и индивидов в их сложном взаимодействии. Наконец, третье — это здоровье как основание самоопределения и мера свободы индивида в качестве субъекта истории[1].

В осмыслении здоровья происходит переход от «суммарности» в оценке состояния здоровья и его ценности к пониманию интегральной целостности здоровья как сложно конструированной и многопланово представленной константы. Социальный смысл здоровья заключается в отношении к здоровью как особому проявлению связей между индивидами, предполагающих проективную, целеполагающую деятельность по фиксированию состояния индивидов и реализации нормы здоровья.

Начало реального отношения к здоровью как особой общественно значимой ценности трудно установить. Однако определенное отношение к болезни фиксируется достаточно рано в процессе становления человека.

В настоящее время здоровье приобретает ценность для индивида не только в плане «здоровье — болезнь» и не только в плане сохранения возможности своей действенности, когда ценность здоровья имеет своего рода рыночный характер, но и как личностно необходимый компонент, обеспечивающий личную представленность человека в обществе. Здоровье в качестве особой формы проявления природной сущности человека приобретает реальную всеобщность. Не просто общественно значимым становится здоровье, когда человек заботиться о нем, а общество о его здоровье, но и объективно вводится такое направление, как изучение здоровья здорового человека[2].

Состояние человеческого организма в свете социальной оценки зависит, прежде всего, от соответствия человека тому или иному виду общественной деятельности. Человек должен обладать хорошим здоровьем, чтобы во всей полноте осуществлять социальную деятельность и достигать ее целей. Следовательно, здоровье важно не только для отдельного человека, индивида, личности, но и для общества в целом.

Исходя из этого, социальное здоровье может быть определено как состояние благополучия, рассматриваемое через призму социальных отношений, систему социальных ценностей, этических, нравственных и правовых норм общественного устройства. Среди них главными являются: равные возможности, гарантия прав и защищенность, свобода и независимость личности[3].

Социальное здоровье населения определяется степенью реализации социальных ценностей и может рассматриваться с объективных и субъективных позиций. Последнее адекватно степени индивидуальной удовлетворенности условиями и качеством жизни[4].

Существуют и более краткие определения. Например, «социально здоровым индивидуумом считается тот, кто содействует развитию общества»[5]. Но все же эта сторона здоровья, по сравнению с психической и соматической, остается малоисследованной.

Кроме того, некоторые ученые, например И. В. Давыдовский, считает, что социальное в здоровье может быть лишь фактором, обусловливающим то или иное состояние, а не составным элементом самого определения[6]. Одним из аргументов для такого вывода является то, что человек может быть здоровым, относясь к ряду людей с неблагополучным социальным положением и, наоборот, он может быть нездоровым в благополучных социальных условиях. С другой стороны, в пользу социальности здоровья свидетельствуют факты о том, что, несмотря на субъективные самооценки, качества человека, в конечном счете они познаются в сравнении с другими людьми по установленным нормативам, оцениваются обществом, в котором живет человек, так как личность — не обособленный индивид, а элемент «ансамбля» социальных отношений.

Социальное здоровье в определенной степени зависит от «социального ресурса» или «социального капитала» личности. «Социальный ресурс» современного россиянина, по мнению В. А. Ядова, состоит из следующих компонентов: социального происхождения и первичной социализации, возраста, состояния здоровья, образования, квалификации, владения иностранными языками, уровня материального благополучия, гендерной, этнокультурной и религиозной принадлежности и т. п.[7] Состояние здоровья в этом перечне занимает одно из ведущих мест.

В ряде определений здоровья в качестве главенствующего выступает индивидуальный потенциал как сумма различных факторов, определяющих состояние здоровья. Это жилищные условия, питание, наличие санитарно-гигиенической информации, навыков и умений в сфере здоровья. Трудность при определении индивидуального потенциала Д. Сидхауз видит в его зависимости от социально-демографических параметров индивидов, групп, населения в целом, а также в определении условий, способствующих его сохранению на необходимом уровне[8].

В современной отечественной социологии понимание здоровья расширяется введением таких понятий как «качество жизни», «уровень жизни», «продолжительность жизни» (Иванова А. Е., Димов В. М.) при этом продолжает преобладать традиция определения здоровья в контексте существующей системы общественных отношений[9].

Рассматривая сущность понятия «здоровье» имеется в виду главным образом здоровье индивида. Вместе с тем научные и практические цели ставят необходимость оценивать здоровье группы людей (семьи, школьного класса, жителей района, города и т. п.) и населения в целом. Тогда приходится оперировать понятиями «здоровье группы», «здоровье населения», «здоровье популяции». Перечисленные понятия в большей или меньшей степени совпадают с понятием «общественное здоровье», которое «не является простой суммой здоровья индивидов, поскольку общественное здоровье по сравнению с индивидуальным — это качественно иная интегрированная категория, отражающая, по мнению Е. Н. Кудрявцевой, способность членов общества (коллектива) полноценно выполнять функции по дальнейшему развитию общества (коллектива) и вести образ жизни, обеспечивающий сохранение, укрепление и развитие этой способности»[10].

Д. Д. Венедиктов видит в общественном здоровье индикатор жизнеспособности общества как социального организма и его возможности роста и социально-экономического развития, рационального использования природных ресурсов и поддержание экологического равновесия с окружающей природной и социальной средой[11].

Понятие «общественное здоровье» имеет несколько значений. В узком смысле под общественным здоровьем подразумевается как здоровье определенного населения, так и система превентивных мер, направленных на защиту здоровья этого населения, особенно в области охраны окружающей среды и контроля за инфекционными заболеваниями.

В более широком смысле понятие «общественное здоровье» охватывает очень широкий набор организационных действий, включающих не только контроль над деятельностью всех медицинских служб, но также вопросы поддержания здорового образа жизни, осуществление различных программ и стратегий, обеспечивающих принципы социальной справедливости в сфере услуг здравоохранения.

Международный словарь терминов Всемирной Организации Здравоохранения рекомендует при изучении общественного здоровья интегрировать знания биологии, социо-гуманитарных наук и наук о поведении человека с результатами эпидемиологических исследований, социологического изучения образа и условий жизни, общественного мнения, анализа служб здравоохранения.

Анализ сущности понятия «здоровье» с социологической точки зрения обусловливается его включенностью в ту или иную парадигму здоровья — религиозную, природную и социальную[12].

В то же время в рамках одного временного отрезка дефиниции здоровья по-разному интерпретируются в разных социологических школах.

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс в работе «Социальная система» принимал в целом биомедицинскую модель здоровья. В подобном понимании в обществе возрастала роль здорового индивида, физическое и психическое состояние которого соответствовало ожиданиям общества, заболеваемость и ее негативное воздействие на общественные процессы предполагалось минимизировать[13].

Описание понятия «здоровье» в русле социального конструктивизма обусловливалось различиями в конструировании этого понятия в разных странах с присущими им системами социальных и культурных отношений. В понимании индивидов здоровье выступало феноменом, который они использовали для объяснения своих отношений с социумом. В обществе создаются системы представлений о здоровье, в которых все элементы взаимосвязаны на основе общих принципов. Обращаясь к ним, индивиды находят объяснение тому, что происходит с ними. К. Эрцлиш считает, что эти системы являются «банком», с помощью которого и происходит конструирование индивидом реальности. Выбор того или иного понимания здоровья зависит от ситуации, в которой оказывается человек. Люди выбирают те объяснения, которые позволяют им справиться со своими проблемами. Так, исследователи различных по состоянию здоровья групп людей (онкологические больные, имеющие серьезную травму, больные шизофренией, рассеянным склерозом и т. д.) показали, что восприятие здоровья во всех этих группах неодинаковое. Будучи больными, многие высоко оценивают состояние своего здоровья, имея ввиду в большей степени, чем реальное состояние здоровья, проявление таких черт, как: сила характера, самоконтроль, вера в будущее. Социальное конструирование представлений позволяет понять, как выстраиваются обыденные представления людей и от чего они зависят.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «здоровье» можно рассматривать и как социальный феномен, продукт общественного развития, связанный с определенным историческим периодом времени и его социальными и культурными условиями.

  • [1] Сайко Э. В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир. Психологии. Москва — Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2000. № 1(21). С. 4.
  • [2] Кабаева В. М. Формирование осознанного отношения к собственномуздоровью у подростков: дис. … канд. психол. наук. М., 2002. С. 24.
  • [3] Журавлева И. В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: дис. … д-ра социол. наук. М., 2005. С. 57.
  • [4] Римашевская Н. М. О методологии определения качественного состояния населения // Качество населения. М.: ИСЭПН РАН, 1993. С. 17—18.
  • [5] Социально-философские и мировоззренческие проблемы здоровья человека. М.: ВНИИМИ, 1984. С. 60.
  • [6] Давыдовский И. В. Методологические основы патологии // Вопросыфилософии. 1968. № 5. С. 84—94.
  • [7] Ядов В. А. Социальный ресурс индивидов и групп как их капитал: возможность применения универсальной методологии исследования реальногорасслоения в российском обществе // Кто и куда стремится вести Россию? Факторы макро-, мезои микроуровней современного трансформационногопроцесса. М.: МВШСЭН, 2001. С. 113—118.
  • [8] Seedhouse D. Health: The Foundations for Achievement. Chichester, 1986.
  • [9] Иванова Л. Е. Здоровье населения: понятийные, методические и информационные аспекты. М.: ИСПИ РАН, 1996; Димов В. М. Философия и социология здоровья. Курс лекций. Алматы, 1998.
  • [10] Кудрявцева Е. Н. Здоровье человека: понятие и реальность // Общественные науки и здравоохранение. М: Наука, 1987. С. 44—45.
  • [11] Венедиктов Д. Д. Общественное здоровье: пути оценки и прогнозирования // Общественные науки и здравоохранение. М.: Наука, 1987. С. 73.
  • [12] Баранов Д. В. О социальной парадигме здоровья // Петербургская социология. СПб., 1997. № 1. С. 8—18.
  • [13] Parsons Т. The Social System. N. Y.: Free Press, 1951.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой