Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Логика восприятия учебного материала на первом этапе учебного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Восприятие нового учебного материала начинается с живого созерцания вещей, явлений, с их ощущений, восприятий. Ощущаются отдельные качества, свойства предметов (яркий, теплый и т. п.). Воспринимаются же целостные образы предметов (дом, картина, вид пейзажа и т. д.). Представления — следы ощущений, восприятий. На основе одних представлений формируются новые, более сложные представления. Предметы… Читать ещё >

Логика восприятия учебного материала на первом этапе учебного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Восприятие нового учебного материала начинается с живого созерцания вещей, явлений, с их ощущений, восприятий. Ощущаются отдельные качества, свойства предметов (яркий, теплый и т. п.). Воспринимаются же целостные образы предметов (дом, картина, вид пейзажа и т. д.). Представления — следы ощущений, восприятий. На основе одних представлений формируются новые, более сложные представления.

Ощущения, восприятия, представления — это первичная форма, составная часть познавательной деятельности. На этом этапе обучения учителю нужно делать следующее.

  • 1. Всемерно учитывать особенности младших школьников. Дети лучше воспринимают наглядное, яркое. Они отчетливо выделяют случайное, несущественные детали, отдельные признаки, свойства предметов, не замечают в них важные стороны, испытывают затруднения в анализе воспринимаемых фактов, явлений.
  • 2. Излагать материал эмоционально, использовать яркие примеры, типичные факты, для более полной характеристики свойств предметов, явлений.
  • 3. В процессе ощущений и восприятий детьми предметов вовлекать их зрительные, слуховые, двигательные и другие анализаторы, поддерживать их внимание.
  • 4. Прививать интерес к изучаемым явлениям, побуждать детей к их активному восприятию, привлекать их внимание. «Истинно воспринятым является только воспринятое активно» (А. В. Луначарский).
  • 5. В учебном процессе использовать разнообразные источники информации: живое слово, учебные пособия, наблюдения природных, общественных явлений.
  • 6. Осуществлять опору на ранее изученное, сформированные умения и навыки, опыт школьников.
  • 7. В процессе восприятия учебного материала упражнять детей в извлечении новой информации из наблюдаемых природных и общественных явлений, различных видов труда и трудовых процессов, в выделении в материале существенных сторон, оформлении результатов наблюдений.
  • 8. В процессе ознакомления с учебной информацией вовлекать школьников в восприятие материала в сочетании с выполнением практических действий, проговариванием, пояснением совершаемых операций, с записью основных положений, с составлением опорных схем, таблиц.

Но живое созерцание действительности дает лишь представления о единичных предметах, явлениях.

Предметы, явления имеют много общих свойств. Они обладают внутренней сущностью, закономерностью. Общие свойства предметов и явлений, их внутренняя сущность, закономерность уясняются нами посредством абстракций, абстрактного мышления или познания. Абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее.

Мышление — активный процесс отражения действительности, высшая ступень процесса познания. На этом этапе познавательной деятельности формируются понятия, суждения, обобщения, законы. «Закон, — по словам В. И. Ленина, — есть прочное (остающееся) в явлении»1.

Вооружить школьников основами наук — это значит, прежде всего сформировать у них систему понятий данной науки. Глубина и прочность образуемых понятий зависит от того, насколько ученик овладел умением самостоятельно мыслить.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой