Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование опыта творческо-конструкторской деятельности у обучающихся учреждений начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическими условиями эффективного формирования опыта ТКД в процессе профессиональной подготовки в учреждениях НПО являются: направленность профессиональной подготовки на обучение модернизационному, рационализаторскому и поисково-операциональному подвидам ТКД применение активных методов обучения: проблемного изложения знанийделовых и эвристических игрметода брейнстормингаметода творческих… Читать ещё >

Содержание

  • Гласа I. Теоретические основы формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у будущего рабочего-электромонтера в процессе профессиональной подготовки в учреждениях НПО
    • 1. 1. Анализ исследований проблемы формирования опыта творческо-конструкторской деятельности в процессе подготовки рабочих в учреждениях начального профессионального образования
    • 1. 2. Содержание и структура творческо-конструкторской деятельности рабочего-электромонтера
    • 1. 3. Педагогические условия формирования опыта творческо-конструкторской деятельности в подготовке рабочего-электромонтера
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у будущего рабочего-электромонтера в процессе профессиональной подготовки в учреждениях НПО
    • 2. 1. Основные этапы формирования опыта творческо-конструкторской деятельности в процессе профессиональной подготовки будущего рабочего-электромонтера
    • 2. 2. Анализ и оценка влияния педагогических условий на формирование опыта творческо-конструкторской деятельности обучающихся НПО

Формирование опыта творческо-конструкторской деятельности у обучающихся учреждений начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, ориентируют систему профессионального. образования на подготовку самостоятельных, инициативных, творчески мыслящих работников, активно участвующих в решении инновационных вопросов производства. В первую очередь это относится к подготовке рабочих высокой квалификации, способных системно ставить и решать различные производственные задачи в условиях модернизации конкретных производственно-технологических процессов.

В настоящее время наблюдается существенное отставание нашей страны по показателю наличия в производственной сфере рабочих высокой квалификации (в современной Германии насчитывается до 47% рабочих высокой квалификации, в США — 42%, в России — лишь 5%). Такое положение обусловлено тем, что учреждения системы начального профессионального образования (НПО) ориентированы в основном на подготовку рабочего третьего квалификационного разряда, способного выполнять лишь стандартные технологические операции. Недостаточное внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития творческого потенциала личности обучающегося, его инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Вышесказанное свидетельствует о необходимости поиска путей вовлечения будущих рабочих в творческо-конструкторскую деятельность и формирования у них опыта такой деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Общие вопросы развития творческого потенциала личности рассматривались в работах В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, Д. Б. Богоявленской, A.B. Брушлинского, Э. В. Ильенкова, Б. М. Кедрова, С. А. Новоселова, Я. А. Пономарева, Б. М. Теплова, O.K. Тихомирова, A.B. Хуторского, В. Д. Шадрикова и др. Проблеме технического творчества обучающихся посвящены исследования A.B. Абдуллаева, В. Е. Алексеева, Г. С. Альтшуллера, A.B. Антонова, П. Н. Андрианова, Г. Я. Буша, С. И. Вульфсона, В. А. Горского, В. М. Заенчика, A.A. Карачева, Д. М. Комского, В. А. Моляко, С. К. Никулина, С. А. Новоселова, В. Е. Шмелева и др. В. А. Комаров, Г. И. Кругляков, М. В. Кунина, Д. И. Ландо, С. К. Никулин, С. А. Новоселов, С. Н. Уваров, П. М. Якобсон и др. разрабатывали проблемы развития научно-технического творчества обучающихся учреждений начального профессионального образования.

В целом, анализ и обобщение литературы по исследуемой нами-проблеме показывает, что, несмотря на ее достаточно широкую и достаточно глубокую разработанность в педагогической науке, вопросы формирования опыта творче-ско-конструкторской деятельности у обучающихся в учреждениях НПО не были предметом специального исследования.

Анализ состояния производственной практики и научно-методической литературы говорят о существенном обострении противоречий:

— между потребностью современного российского производства в рабочих высокой квалификации, подготовленных к осуществлению творческо-конструкторской деятельности, и несоответствующим ей уровнемподготовленности выпускников учреждений начального профессионального образования к такой деятельности;

— между стоящей перед учреждениями начального профессионального образования задачей формирования у будущих рабочих опыта творческо-конструкторской деятельности и недостаточной научной разработанностью педагогических условий ее решения на социально приемлемом уровне.

С учетом содержания этих противоречий нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у обучающихся учреждений начального профессионального образования в процессе профессиональной подготовки?

Цель исследования: выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у обучающихся учреждений начального профессионального образования в процессе профессиональной подготовки.

Объект исследования — педагогический процесс в учреждениях начального профессионального образования.

Предмет исследования — педагогические условия формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у обучающихся учреждений начального профессионального образования в процессе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования: формирование опыта творческо-конструкторской деятельности у обучающихся в процессе профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования осуществляется эффективно, если:

— уточнены сущность, содержание и место творческо-конструкторской деятельности в системе профессиональной деятельности рабочего-электромонтера высокой квалификации;

— определены критерии и показатели, позволяющие диагностировать уровень сформированности у будущих рабочих-электромонтеров опыта творческо-конструкторской деятельности;

— разработана теоретическаямодель формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у будущего рабочего-электромонтера в процессе профессиональной подготовки;

— выявлены и реализованы следующие педагогические условия: направленность профессиональной подготовки на обучение модернизационному, рациона/ лизаторскому и поисково-операциональному подвидам творческо-конструкторской деятельностиприменение активных методов обучения (проблемное изложение знанийделовые и эвристические игрыметод брейнстормингаметод творческих проектовкайдзен-технологииметод проблемных производственных ситуационных задачметод поэлементной рационализации) — повышение роли самостоятельной работы и коллективно-групповой формы взаимодействия обучающихся между собой и с педагогом (мастером производственного обучения, преподавателем) путем организации конкурсов профессионального мастерства, занятий в кружках технического творчества, самостоятельной разработки творческих проектов, выполнения экспериментальных конструкторских работприменение наряду с традиционными специфических средств обучения (оборудование учебно-производственных мастерских и базового предприятияинструменты, приспособления, измерительные и электроизмерительные приборыучебные стендыэлектротехнические схемымодели со схемами электрооборудования и электроустановок) — систематический педагогический мониторинг уровня сформированности опыта ТКД.

С учетом поставленной цели и гипотезы в работе были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить сущность, содержание и место творческо-конструкторской деятельности рабочего-электромонтера высокой квалификации в условиях современного производства.

2. Определить критерии и показатели, качественно охарактеризовать уровни сформированности опыта творческо-конструкторской деятельности у будущего рабочего-электромонтера.

3. Разработать теоретическую модель, выявить педагогические условия1 формирования опыта творческо-конструкторской' деятельности у будущего рабочего-электромонтера в процессе профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования.

4. Экспериментально обосновать эффективность практической" реализации разработанной модели и выявленных педагогических условий в образовательном процессе.

Методологической основой исследования выступили диалектическая. теория, рассматривающая познание как активный творческий процесснаучные положения о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем себя в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, И. С. Якиманская и др.);

Теоретическую основу исследования составили психологические теории развития творческой личности (Б.Г. АнаньевВ.И. Андреев, Б.М. Бим-Бад, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, С. Д. Смирнов и др.) — идеи оптимального развития творческих способностей личности в процессе обучения (М.А. Галагузова, Л. Б: Ермолаева-Томина, М. М. Кашапов, A.M. Матюшкин, А. В. Морозов,.

Я.А. Пономарев, Д. В. Чернилевский, В. Д. Шадриков и др.) — психолого-педагогические теории организации процесса подготовки рабочих в учреждениях НПО'(Г.И. Ажикин, Ю. К. Балашов, С .Я. Батышев, B.C. Безрукова, Н. В. Кузьмина, F.A. Молева, Л. Б. Набатова, A.M. Новиков, В. А. Скакун, С.А. Шапорин-ский и др:) — теории моделирования и конструирования педагогического процесса (В.П. Беспалько, Г. Н. Жуков, Г. М. Ильмушкин, Н. В. Кузьмина, и др.) — концепция проблемно-развивающего обучения (И.И. Гольдин, И. Я. Лернер, М.В. Кла-рин, М. И. Махмутов и др.) — теории управления педагогическим процессом (Дж. М. Джордж, Г. Р. Джоунс, А. К. Маркова, А. Маслоу, И. П. Пастухова, Е.М. Пахо-мова и др.) — дидактические и методические основы компетентностного подхода (А.К. Маркова, Л. Б. Набатова, H.H. Никитина, М. А. Петухов, Н. Е. Эрганова и др.) — исследования по проблеме диагностики творческой активности и творческой деятельности личности (И.П. Волков, И. Гилфорд, М. В. Кунина, Т. Тейлор, Е. Торренс, С. Н. Уваров, Э. С. Чугунова, Я. Шушански и др.), методологические основы педагогических исследований (А.Г. Асмолов, М. И. Грабарь, В. И. Загвязинский, Н. И. Загузов, В. В. Краевский, P.C. Немов, A.M. Новиков и ДР-).

Методы исследования:

— теоретические — сравнительный и ретроспективный анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование;

— эмпирические — изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности обучающихся, опрос, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент;

— математическая обработка экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступила ступень начального профессионального образования областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ульяновский профессионально-педагогический колледж» (ОГОУ СПО УППК). Исследованием было охвачено 120 обучающихся по профессии 1.12 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Исследование проводилось в три этапа в период с 2001 по 2010 год.

На первом этапе (2001;2003 гг.) была изучена и проанализирована производственно-технологическая документация, научная литература и педагогический опыт по проблеме исследования, обосновывалась актуальность ее решения, определялись цель, объект, предмет и методы исследованияформулировались основные положения рабочей гипотезы, осуществлялся подбор методов исследования и его опытно-экспериментальной базы.

На втором этапе (2004;2008 гг.) была разработана теоретическая модель процесса формирования опыта ТКД у будущего рабочего-электромонтера в учреждении начального профессионального образования, выявлены педагогические условия решения исследуемой проблемы, организована и проведена опытно-экспериментальная работа по апробации модели и педагогических условий.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) проводились систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, осуществлялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных, результаты исследований оформлялись в виде научных статей, учебно-методических пособий, диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнены сущность, содержание и место творческо-конструкторской деятельности современного рабочего-электромонтера высокой квалификации в общей структуре его профессиональной деятельности в условиях современного производства.

2. Определены критерии, показатели и уровни сформированности опыта творческо-конструкторской деятельности у будущего рабочего-электромонтера.

3. Разработана теоретическая модель процесса формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у будущего рабочего-электромонтера в учреждении начального профессионального образования, определено качественное своеобразие ее компонентов (целевого, содержательного, операциональ-но-деятельностного, результативного).

4. Теоретически выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у будущего рабочего-электромонтера в процессе профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют теорию и методику профессионального образования знаниями и представлениями о сущности, содержании и месте творческо-конструкторской деятельности в системе профессиональной деятельности современного рабочего-электромонтера, о критериях и показателях измерения и оценки уровня сформированности опыта творческо-конструкторской. деятельности у будущего рабочего-электромонтера, о целевом, содержательном и технологическом обеспечении формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у будущего рабочего-электромонтера в процессе профессиональной подготовки в учреждении начального профессионального образования.

Практическаязначимость результатов исследования состоит в том, что применение разработанных на их основе спецкурса, методических материалов («Основы творческо-конструкторской деятельности», «Технология Кайдзен»), активных форм организации профессионального обучения (кружки технического творчества, конкурсы профессионального мастерства), комплекса дидактиче ски организованных средств и методов обучения и мониторинга уровня сформированности опыта творческо-конструкторской деятельности обеспечивает существенное повышение качества профессиональнойподготовки рабочего-электромонтера в учреждениях начального профессионального образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на диалектическую теорию познания, системный и личностно-деятельностный подходы, психологические теории развития творческой личностиприменением методов исследования, адекватных его цели и предмету, организацией экспериментальной работы с участием достаточных выборок испытуемых, корректным применением методов математической статистики при количественном анализе экспериментальных данных, многолетним опытом работы автора в учреждениях начального профессионального образования.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений автора на международных научно-практических конференциях: «Творческо-конструкторская деятельность как средство формирования критического мышления обучающихся (Украина, Одесса, 2008 г.), «Формирование творческо-конструкторского потенциала обучающихся во взаимодействии образовательного учреждения с базовым предприятием» (Ульяновск, 2008 г.), «Методика организации занятий по формированию опыта творческо-конструктор-ской деятельности обучаемых» (Санкт-Петербург, 2008 г.), всероссийских научно-практических конференциях: «Организационно-педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки молодых рабочих и специалистов» (Москва, 2008 г.), «Творческо-конструкторская деятельность как средство формирования критического мышления в подготовке квалифицированных кадров" — Воронеж: 2009, «Формирование творческо-конструкторской деятельности учащихся на уроках специальных дисциплин» (Оренбург, 2009 г.), «Кайдзен-технологии» в формировании опыта творческо-конструкторской деятельности при подготовке квалифицированных рабочих» (Самара, 2010 г.).

Результаты исследования нашли свое отражение в 56 публикациях автораобщим объемом 27,2 п.л.

Автор диссертационной работы является победителем Всероссийского-конкурса «Мастер года — 2009».

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Творческо-конструкторская деятельность современного рабочего-электромонтера является одним из ключевых видов в общей структуре его профессиональной деятельности, направленным на непрерывную модернизацию и рационализацию производственно-технологических процессов. Содержание творческо-конструкторской деятельности включает модернизационный, рационализаторский и поисково-операциональный подвиды деятельности.

Качественное своеобразие творческо-конструкторской деятельности рабочего-электромонтера заключается в преобладании в ее содержании поисково-операционального подвида (техническая диагностика, ремонт и наладка) при определении и устранении неисправностей в электрооборудовании.

2. Критериями и показателями сформированное&tradeопыта, творческо-конструкторской деятельности у рабочего-электромонтера выступают: поисково-операциональный (знание основ поисково-операциональной деятельности, владение умениями поисково-операциональной деятельности, качество и время определения и устранения неисправностей) — модернизационный (знание основинновационных процессов на, предприятии, документациипо модернизации участка, цеха, владение умениями осуществления' модернизации электрооборудования, качество и время выполнения монтажа в схемах с электроаппаратаминового или другого типа) ш, рационализаторский (владение умениями поиска информации по специальности, анализааналогичных конструкций, знание технологии изготовления изделия, — технологии внедрения рационализаторского предложения, владение умениями рационализаторской деятельности, качество и количество предложений по микрорационализации). С учетом этих критериев и показателей выделяются 4 качественно различающихся уровня сформированно-стиопыта1 творческо-конструкторской деятельности — проблемно-алгоритмический^ вариативно-поисковый, проблемно-поисковый, творческо-конструк-торский:

3. Теоретическая модель процесса формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у будущего рабочего-элек тромонтера в процессе-профессиональной подготовки в учреждении начального профессионального образования.5 представляет собой поликомпонентную структуру, характеризующуюся качественным своеобразиемсодержания ее компонентов — целевого, содержательного, операционально-деятельностного и результативного.

4. Педагогическими условиями формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у будущих рабочих-электромонтеров являются:

• направленность профессиональной? подготовки на обучение модерниза-ционному, рационализаторскому и поисково-операциональному подвидам твор-ческо-конструкторской деятельности;

• применение активных методов обучения: проблемного изложения знанийделовых и эвристических игрметода брейнстормингаметода творческих проектовкайдзен-технологииметода проблемных производственных ситуационных задачметода поэлементной рационализации;

• повышение роли самостоятельной работы и коллективно-групповой формы взаимодействия обучающихся между собой и с педагогом (мастером производственного обучения, преподавателем) путем организации системы конкурсов профессионального мастерства, занятий в кружках технического творчества, самостоятельной разработки творческих проектов, выполнения экспериментальных конструкторских работ;

• применение наряду с традиционными специфических средств обучения (оборудование учебно-производственных мастерских и базового предприятияинструменты, приспособления, измерительные и электроизмерительные приборыучебные стендыэлектротехнические схемымодели со схемами электрооборудования и электроустановок);

• систематический педагогический мониторинг уровня сформированности опыта творческо-конструкторской деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 246 наименований, и приложения. В работе приведены 26 таблиц, 16 рисунков, 4 схемы.

Выводы по первой главе.

Таким образом, на основании изложенного мы можем сделать выводы:

— о необходимости существенного изменения профессионально-деятель-ностных функций рабочего-электромонтера высокой квалификации, занятого на современном непрерывно модернизируемом производстве;

— о несоответствии требованиям современного производства формируемых в учреждениях НПО видов профессиональной деятельности и появлении в профессиональной деятельности современного электромонтера высокой квалификации новых видов деятельности, ведущей из которых является «творческо-конструкторская деятельность;

— о необходимости обязательного включения в программу подготовки рабочих-электромонтеров в системе НПО такого вида профессиональной деятельности, как творческо-конструкторская деятельность (ТКД), что в настоящее время, носит необязательный и фрагментарный характер и формируется, в основном во внеурочной деятельности — кружках технического творчества и конкурсах профессионального мастерства и др.

Исследование поставленной проблемыпозволило нам дать рабочее определение ТКД как одного из ведущих компонентов содержания программы профессиональной подготовки рабочего-электромонтера высокой квалификации, как обязательного компонента профессиональной деятельности электромонтера, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда, в связи с чем выявлена необходимость поэтапного гарантированного формирования1 опыта ТКД в системе НПО.

Таким образом творческо-конструкторская деятельность выполняет ин-тегрировную функцию в профессиональной деятельности рабочего-электромонтера высокой квалификации, обеспечивающий высококачественный ремонт и обслуживание электрооборудования и совершенствование производственно-технологических процессов.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у будущего рабочего-электромонтера в процессе профессиональной подготовки в учреждениях НПО.

2.1. Основные этапы формирования опыта творческо-конструкторской деятельности в процессе профессиональной подготовки будущего рабочегоэлектромонтера.

Процесс формирования опыта творческо-конструкторской деятельности (ТКД) обучающихся начальной ступени профессионального образования колледжа профессии: 1.12. «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» высокой квалификации, рассматривался нами на основе анализа закономерностей воздействия разработанных намипедагогических условий обучения. Конечной целью эксперимента явилась выработка рекомендаций по созданию оптимальных учебных условий для формирования опыта ТКД.

Опытной базой экспериментального исследования проводилось на ступени НПО областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ульяновский профессионально-педагогический колледж» (ОГОУ СПО УППК). В исследовании приняли участие 120 обучающихся по профессии 1.12 «Электромонтер по ремонту и облуживанию электрооборудования», 14 мастеров производственного обучения, 9 преподавателей специальных и общетехнических дисциплин, работники базового предприятияОАО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ).

Экспериментальное исследование прошло следующие этапы:

Первый — констатирующий этап (2001;2004 годы). Был проведен анализ соответствия содержания начального профессионального образования рабочих-электромонтеров требованиям современного производства и рынка трудаизучена психолого-педагогическая, социологическая и методическая литература по проблеме исследованияизучен передовой педагогический опыт по формированию опыта ТКД, разработаны специальные подходы к формированию опыта ТКД будущего рабочего-электромонтера повышенного уровня квалификации, был намечен план и определена методика дальнейшего исследования.

Целью констатирующего эксперимента стало изучение влияния педагогических условий на формирование опыта ТКД обучающихся-электромонтеров, что определило следующие задачи:

— выработка критериев определения опыта ТКД рабочего-электромонтера высокой квалификации;

— определение исходного уровня опыта ТКД будущих рабочих-электромонтеров;

— определение взаимосвязи между опытом ТКД и профессиональной квалификацией (квалификационный разряд) обучающихся-электромонтеров;

— содержательно-процессуальная разработка системы поэтапного формирования опыта ТКД электромонтера;

Для проведения констатирующего эксперимента нами использовались следующие средства:

1. Тестирование по адаптированной методике Беннета:

2. Творческо-конструкторские задачи,.

3. Ситуационные и производственные задания;

4. Профессиональные пробы, занятие-КПМ,.

Второй — формирующий — этап (2005;2008годы). Разработана стратегия формирования опыта ТКД в педагогическом пространстве колледжа, уточнена методика определения уровня ТКДпроведена апробация комплекса дидактических средствадаптировались технологии профессионально ориентированного обучения, определялась структура и содержание ТКД применительно к профессиональной деятельности электромонтера. В экспериментальных группах в ходе реализации адаптированных профессионально ориентированных технологий обучения использовался специально разработанный комплекс дидактических средств профессионального обучения. В контрольных группах процесс обучения осуществлялся на основе традиционной методики.

Цель данного этапа — апробация организационно-педагогических условий и комплекса дидактических средств формирования опыта ТКД обучающегося-электромонтера высокой квалификации.

Задачами данного этапа являются:

1. Применение профессионально ориентированных технологий, адаптированных к процессу подготовки рабочего-электромонтера.

2. Разработка методики включения системы заданий творческого характера в дидактический процесс профессиональной подготовки электромонтера:

3. Апробация средств и методов формирования опыта ТКД в профессиональной подготовке обучающегося-электромонтера.

Данный этап работы сопровождался участием автора диссертационного исследования в научно-методических конференциях, публикацией статей и методических разработок по проблеме исследования.

Третий этап опытно-экспериментального исследования — итоговый (20 092 010 годы). Предполагается апробация комплекса дидактических средств, выявление и оценка эффективности влияния организационно-педагогических условий на формирование опыта ТКД, наблюдение за результатами эксперимента и определение итогового уровня сформированности опыта ТКД электромонтера повышенного уровня квалификации.

Цель данного этапа — экспериментальная проверка эффективности влияния разработанных организационно-педагогических условий на формирование опыта ТКД электромонтера и обобщение результатов исследования.

Задачами итогового этапа являются:

— экспериментальное исследование эффективности педагогических условий формирование опыта ТКД будущего рабочего-электромонтера;

— корректировка комплекса дидактических средств;

— анализ, систематизация и обобщение результатов исследования;

— формулирование выводов и оформление диссертации.

В ходе эксперимента были выдвинуты и нашли подтверждение следующие научные гипотезы:

— применение комплекса дидактически организованных средств обучения, с использованием профессионально ориентированных технологий, адаптированных к процессу подготовки электромонтера на основе инновационных форм организации обучения — способно обеспечить более высокий уровень опыта ТКД обучающихся-электромонтеров;

— реализация разработанных педагогических условий в соответствии с разработанной моделью формирования опыта ТКД способствует повышению уровня профессиональной квалификации электромонтеров.

Предложенная методика контроля уровня сформированности опыта ТКД позволяет объективно оценить исходный, промежуточный и конечный результаты формирования опыта ТКД рабочего-электромонтера высокой квалификации, наблюдать динамику и закономерности этого процесса, своевременно его корректировать.

Исследование проводилось на всем протяжении процесса подготовки-будущего рабочего-электромонтера высокой квалификации: в процессе теоретического обучения — общетехническая и специальная подготовкав процессе практического обучения — производственное обучение в учебно-производственных мастерских колледжа и производственная практика на базовом предприятии — (ОАО УАЗ) — во внеурочной и внеучебной деятельности — конкурсы профессионального мастерства, кружки технического творчества, выполнение творческих проектов.

Практическим результатом применения разработанных педагогических требований должен стать более высокий уровень сформированности опыта ТКД в процессе подготовки будущего рабочего-электромонтера, как следствие — более высокий уровень квалификации выпускника.

Для получения объективных данных о процессе и результатах формирования опыта ТКД необходима специальная организация учебно-творческой деятельности будущего рабочего-электромонтера, включающая обязательный и постоянный мониторинг поэтапных уровней формирования указанного вида деятельности, основанный на надежных и точных критериях и показателях.

Однако в настоящее время нет универсальных критериев для определения этого понятия. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить лишь некоторую совокупность его основных признаков.

Одним из важных показателей процесса технического творчества молодых рабочих, выпускников НПО, Э. С Чугунова считает творческую активность и определяет три ее уровня: высший, средний и низкий:

1. низший, начальный уровень творческой активности. На основе образца, технологической карты рабочие выполняют производственные задания, но технического творчества в своей работе не проявляют.

2. средний уровень творческой активности. Творческая активность проявляется в том, что подаются предложения, направленные на улучшение организации труда, которые, однако, не поднимаются до уровня изобретения.

3. высший уровень технической активности. Творческая активность проявляется в рационализации и изобретениях [227- 151].

В своем исследовании формирования творческо-конструкторских умений будущего учителя технологии С. Н. Гладкий выделяет пять групп умений и четыре этапа их формирования [64]: первая группа включает умения по ручной и механической обработке материалов, а также по декоративной отделке изделийвторая — определяется по этапам организации и управления учебно-творческой деятельностьютретья группа — классифицируется в соответствии с характером изобразительно-графической и эскизно-поисковой деятельностей, умений эвристического и проектного анализа, конструктивно-образного мышлениячетвертая — определяется содержанием организационно-методических и воспитательных формпятая — основывается на различных видах маркетинга.

Показатели сформированности творческо-конструкторских умений обучающихся С. Н. Гладкий определяет, исходя из системного понимания подготовки будущего специалиста, и выделяет четыре критерия:

1. Освоение конструкторско-технологических знаний;

2. Техническое мышление;

3 .Самостоятельность в конструкторской деятельности,.

4.Творческое отношение к конструкторской деятельности [64].

Исследователи (Ю.С. Столяров, Д. М. Комский, В. Г. Гетта и др) определяют следующую шкалу уровней творческой подготовленности обучающихся:

Г. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в. чертеж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей.

2. Учащемуся доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в документацию или отдельную схему.

3. Учащийся справляется с изготовлением изделий с предварительным конструкторским оригинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

4. Учащемуся посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия и его изготовление.

5. Учащийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею, разработать документацию и изготовить изделие [212- 13].

Существуют и другие подходы в определении. критериев и показателей: 4.

Мы, исходя, из особенностей профессиональнойдеятельности электромонтера, специфики его творческо-конструкторской деятельностиопределили следующие уровни сформированности опыта ТКД (табл. 12):

1-й уровень — (низкий) проблемно алгоритмический;

2-й уровень — (средний) вариативно-поисковый;

3-й уровень — (выше среднего) проблемно-поисковый;

4-й уровень — (высокий) творческо-конструкторский.

Указанные уровни реализуются в следующих видах профессиональной деятельности электромонтера:

1. выполнение выданных заданий по алгоритму;

2. поиск неисправностей и определение способов их устранения;

3. поиск вариантов модернизации, совершенствования;

4. разработка и внедрение микрорационализаторских предложений.

В табл. 14 показаны уровни и критериальные показатели определения сформированности подвидов опыта творческо-конструкторской деятель-ности будущего электромонтера высокой квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Творческо-конструкторская деятельность современного рабочего-электромонтера является одним из ключевых видов в общей структуре его профессиональной деятельности, направленным на непрерывную модернизацию и рационализацию производственно-технологических процессов. Содержание творче-ско-конструкторской деятельности включает модернизационный, рационализаторский и поисково-операциональный подвиды деятельности.

Качественное своеобразие творческо-конструкторской деятельности рабочего-электромонтера заключается в преобладании в ее содержании поисково-операционального подвида (техническая диагностика, ремонт и наладка) при определении и устранении неисправностей в электрооборудовании.

Модернизационный подвид связан с процессами модернизации на производстве, установкой и эксплуатацией нового оборудования. Рационализаторский подвид связан с рационализацией способов и средств, посредством которых реализуются задачи инновации — рациональная организация производства и повышение производительности труда. Поисково-операциональный подвид является специфическим длятворческо-конструкторскойдеятельности рабочего-электромонтера, поскольку связан с ремонтом и обслуживанием электрооборудования и включает в себя его техническую <�диагностику, ремонт и наладку, при-определении и устранении неисправностей в электрооборудовании.

Выделяются следующие критерии и показатели сформированности опыта ТКД: модернизационный (качество и времявыполнения монтажа в схемах с электроаппаратами нового или другого типа), рационализаторский (качество и количество предложений по микрорационализации) — поисково-операциональный (качество и время определения и устранения неисправностей). Эти критерии и показатели позволяют определить уровень сформированности опыта ТКД у будущих рабочих — проблемно-алгоритмический, вариативно-поисковый, проблемно-поисковый, творческо-конструкторский.

Формирование опыта ТКД у будущего рабочего-электромонтера в процессе профессиональной подготовки в учреждениях НПО требует построения учебного процесса в соответствии с теоретической моделью, представляющей собой поликомпонентную структуру, компоненты которой (целевой, содержательный, операционально-деятельностный и результативный) характеризуются качественным своеобразием содержания.

Педагогическими условиями эффективного формирования опыта ТКД в процессе профессиональной подготовки в учреждениях НПО являются: направленность профессиональной подготовки на обучение модернизационному, рационализаторскому и поисково-операциональному подвидам ТКД применение активных методов обучения: проблемного изложения знанийделовых и эвристических игрметода брейнстормингаметода творческих проектовкайдзен-технологииметода проблемных производственных ситуационных задачметода поэлементной рационализацииповышение роли самостоятельной работы и коллективно-групповой формы взаимодействия обучающихся между собой и с педагогом (мастером производственного обучения, преподавателем) путем организации конкурсов профессионального мастерства, занятий в кружках технического творчества, самостоятельной разработки творческих проектов, выполнения экспериментальных конструкторских работприменение наряду с традиционными специфических средств обучения- (оборудование учебно-производственных мастерских и базового предприятияинструменты, приспособления, измри-тельные и электроизмерительные приборыучебные стендыэлектротехнические схемымодели со схемами электрооборудования) — систематический педагогический мониторинг уровня сформированности опыта ТКД.

Результаты экспериментальной апробации разработанной модели и выявленных педагогических условий свидетельствовали об их высокой практической эффективности для формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у будущих рабочих-электромонтеров в процессе профессиональной подготовки в учреждениях НПО.

Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Перспективами дальнейших научных поисков являются такие проблемы, как обеспечение преемственности формирования опыта творческо-конструкторской деятельности у будущих специалистов в системе непрерывного профессионального образования и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. В. Система формирования производственно-технического творчества учащихся молодежи Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук в форме науч. докл. / А. В. Абдуллаев. Казань, 1994. — 43 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М., 1980. — 336 с.
  3. , Г. И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения Текст. / Г. И. Ажикин. М.: Высш. шк., 1987. -176 с. — (Проф.-техн. образование).
  4. , Е. С. Дидактические условия развития мышления учащихся в художественно-конструкторской деятельности в учреждениях общего и профессионального образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. С. Аккуратова. Ульяновск, 2004. — 23 с.
  5. , В. Е. Обучение учащихся основам конструирования в процессе трудового обучения (IV-VIII кл.) Текст. / В. Е. Алексеев- под ред. Андрианова. -М.: Педагогика, 1972.
  6. , Г. С. Творчество как точная наука Текст. / Г. С. Альтшуллер. -М.: Советское радио, 1979. 176 с.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев — Ин-т психологии РАН. М.: Наука, 2000. — 351 с. — (Памятники психологической мысли). — ISBN 5−02−8 399−2.
  8. , В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности : основы педагогики творчества Текст. / В. И. Андреев. Казань, 1988. 240 с. — ISBN 5−7464−0029−7.
  9. , А. В. Психология изобретательского творчества Текст. / А. В. Антонов. Киев: Вища шк., 1978. — 176 с.
  10. М.Атабеков, В. Б. Ремонт электрооборудования промышленных предприятий Текст.: учеб. для сред. ПТУ / В. Б. Атабеков. 5-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1988.- 175 с.
  11. , Ю. К. Интенсификация процесса обучения Текст. / Ю. К. Бабан-ский. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  12. , Ю. К. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма Текст. / Ю. К. Балашов, В. А. Рыжов.- М.: Высш. шк., 1987.-176 с.
  13. , А. А. Основы художественного конструирования Текст. / А. А. Барташевич. Минск: Вышэйш. шк., 1984. — 225 с.
  14. , С. Я. Производственная педагогика Текст. / С. Я. Батышев. М.: Педагогика, 1982. — 396 с.
  15. , В. С. Педагогика. Проективная педагогика Текст.: учеб. для ин-жен.-пед. спец. / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. инта, 1996. — 339 с. — ISBN 5−88 687−015−6.
  16. , К. Б. Формирование профессиональной компетенции будущих учителей химии по развитию креативности учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / К. Б. Беликов. Самара: СГПУ, 2008. — 219 с.
  17. , А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. / А. С.
  18. Белкин. Челябинск: ОАО ЮЖ. Урал. кн. изд-во, 2004. — 124 с. — ISBN 5−76 880 880−9.
  19. , А. А. Формирование обобщенных конструкторских умений будущих учителей трудового обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. А. Белоус. -Самара: СГПУ, 2008. 219 с.
  20. A. П. Беляева. СПб.: РАО ИПТО, 1999. — 580 с.
  21. , Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов Текст. / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. М.: Академия, 2008. — 128 с. — ISBN 978−5-7695−5528−2.
  22. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. /
  23. B. П. Беспалько. М.: Высш. шк., 1995. — 336 с.
  24. , В. П. Слагаемые педагогической технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с. — ISBN 5−7155−0099−0.
  25. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации Текст. / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8. — ISSN 0869−561Х.
  26. , Д. Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981. -96 с.
  27. , Э. Латеральное мышление Текст. / Э. Боно.-СПб.: Питер, 1997.- 315 с.
  28. , А. В. Субъект : мышление, учение, воображение Текст. / А. В. Брушлинский — Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Изд-во
  29. Моск. психол.-соц. ин-та — Воронеж: МОДЭК, 2003. 407 с. — ISBN 5−89 502−3991.
  30. Бур да, А. Г. Обучение в электромонтажных мастерских Текст. / А. Г. Бурда. М.: Радио и связь, 1988. — 232 с.
  31. Буш, Г. Я. Методы технического творчества Текст. / Г. Я. Буш. Рига: Ли-есма, 1972. — 48 с.
  32. Буш, Г. Я. Процесс технического творчества Текст. / Г. Я. Буш. Рига: Авотс, 1981. — 138 с.
  33. , В. К. Наладка электрооборудования Текст.: справочник / В. К. Варварин, В. Я. Койлер, П. А. Панов. М.: Россельхозиздат, 1984. — 351 с.
  34. , Б.А., Большая наука против губительных реформ Текст.: // «Левый марш» 2009, № 11 (211). С. 4 .
  35. , И. П. Приобщение к творчеству Текст. / И. П. Волков. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
  36. , Г. А. Производственное обучение электромонтеров-ремонтников Текст. / Г. А. Волпян. М.: Высш. шк., 1972. — 160 с.
  37. , Е. Кадры решают все Текст. / Е. Воронова // Профессиональное образование. 2007. — № 12. — С. 15−16.
  38. , А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности : (система Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова) Текст. / А. Б. Воронцов -М.: Рассказовъ, 2002. 303 с. — ISBN 5−94 016−008−5.
  39. Всероссийский конкурс «Мастер года» Текст. // Аккредитация в образовании. 2009. — № 35. — С. 79−81. — ISSN 2075−0692.
  40. С. И. Уроки профессионального творчества: Учеб. Пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений Текст. /.С. И. Вульфсон — М.: «Академия», 1999. 160. — ISBN 5−7695−0255-Х
  41. , Л. В. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. В. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 92 с. — ISBN 5−09−3 428−1.
  42. , Э. Р. Формирование профессиональной компетентности специалиста Текст. / Э. Р. Гайнеев // Профессиональное образование. Столица. 2008. -№ 2. — С. 24−25.
  43. , Э. Р. Формирование творческо-конструкторского потенциала обучающихся во взаимодействии с базовым предприятием Текст. / Э. Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование. 2008. — № 4. — С. 26−28. — ISSN 1990−679Х.
  44. , Э. Р. От мини-конкурсов к вершинам мастерства Текст. / Э. Р. Гайнеев, JI. Б. Набатова // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 11.-С. 20−21.
  45. , Э. Р. Конкурсы профессионального мастерства как средство формирования опыта творческо-конструкторской деятельности Текст./ Э. Р. Гайнеев, JI. Б. Набатова // Среднее профессиональное образование. 2008. — № 12. — С. 13−17.- ISSN 1990−679Х.
  46. Э.Р. «Кайдзен-технологии» в подготовке квалифицированных рабочих Текст. / Э. Р. Гайнеев // Профессиональное образование. -2010. № 9.
  47. С. 32 33. — ISSN 1999−22 620. — 0,2 п.л.
  48. , Э. Р. Формирование творческо-конструкторской деятельности обучающихся Текст. // Среднее профессиональное образование. Приложение. -2009. -№ 4.-С. 41−54.
  49. , Э. Р. Технология Кайдзен в формировании опыта творческо-конструкторской деятельности Текст. //Среднее профессиональное образование. Приложение. 2010. — № 3. — С. 129−133.
  50. , Э. Р. Настольный сверлильный Текст. / Э. Р. Гайнеев // Моделист-конструктор. 2001. — № 1. — С. 15. — ISSN 0131−2243.
  51. , Э. Р. Универсальный источник электропитания Текст. / Э. Р. Гайнеев // Дети, техника, творчество. 2004. — № 6. — С. 16−19.
  52. , Э. Р. Менеджмент производственного обучения Текст. / Э. Р. Гайнеев, JT. Б. Набатова // Методист. 2010. — № 2. — С. 53−54.
  53. , Э. Р. Занятие-конкурс профессионального мастерства . Э. Р. Гайнеев // Методические рекомендации Ульяновск: УППК, 2008 — 42 с.
  54. , Э. Р. Формирование творческо-конструкторской деятельности бу дущих электромонтеров Текст. / Э. Р. Гайнеев. Ульяновск: УИПК ПРО, 2008 -64 с.
  55. , Э. Р. Кайдзен-технологии в подготовке рабочих электротехнического профиля Текст. / Э. Р. Гайнеев. Ульяновск: УППК, 2009 — 48 с.
  56. , Э. Р. Организация технического творчества в профессиональном лицее Текст. / Э. Р.1 Гайнеев //Дети, техника, творчество. 2002. — № 6. — С. 28.
  57. , М. А. Первые шаги в-электротехнику Текст. / М. А. Галагузова, Д. М. Комский. М.: Просвещение, 1984. — 96 с.
  58. , П. Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 150 с.
  59. , В. Г. От знаний к творчеству (становление личности) Текст. / В. Г. Герасимов, И. Н. Орлов, JI. И: Филлипов. — М.: Изд-во МЭИ, 1995. — 228 с.
  60. , Б. С. Философия, образования для XXI века : в поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с — ISBN 5−8089−0005−0.
  61. , Г. Наука и творчество Текст. / Г. Гиргинов. М*.: Прогресс, 1979. -368 с.
  62. , С. Н. Моделирование процесса формирования" Электронный ресурс.-/ С. Н. Гладкий. Режим доступа: http://totem.edu.ru/index.php?option= comcontent&task=view&id=577&Itemid=2 8.
  63. И. И. Проблемное обучение в профессионально-технических училищах Текст. / И. И. Гольдин. М.: Высшая школа, 1979. — 101 с.
  64. , В. А. Техническое творчество школьников Текст. / В. А. Горский. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
  65. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» ОСТ Э ПО 02.020−97: М., 1997. — с.75.
  66. Государственный образовательный стандарт начального профессиональ-ного образования по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Проект. ОСТ 9 ПО о4−94 М., 1996.-е. 58
  67. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И Грабарь, К. А. Краснян-ская. -М.: Педагогика, 1977. 135 с.
  68. , С. В. Формирование профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. В. Григорьянц. Ставрополь, 2005. — 144 с.
  69. , В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 542 с. — ISBN 5−89 404−001−9.
  70. , В. В. Виды обобщения в обучении Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  71. , Дж. Руководство по поиску неисправностей в электронной аппаратуре Текст. / Дж. Джейкокс — пер. с англ. А. И. Зильбермана. М.: Мир, 1989. — 176 с. — ISBN 5−03−1 089−0.
  72. , Дж. М. Организационное поведение. Основы управления Текст. / Дж. М. Джордж, Г. Р. Джоунс — пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 447 с. — ISBN 5−238−512−1.
  73. Должностная инструкция «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» Текст. Ульяновск: УАЗ. — 2008. — 8 с.
  74. Должностная инструкция «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» Текст. Ульяновск: Авиастар, 2008. — 11 с.
  75. Должностная инструкция «Электромонтер по ремонту и обслуживаанию электрооборудования» Текст. Ульяновск: УМЗ, 2008. — 8 с.
  76. Должностная инструкция на электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Текст. Ульяновск: УЗТС, 2008. — 8 с.
  77. , Н. И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах Текст. / Н. И. Думченко. М.: Изд-во ВНИИ профтехобразования, 1975. — 199 с.
  78. Ермолаева-Томина, JI. Б. Психология художественного творчества Текст.: учеб. пособие для вузов / JI. Б. Ермолаева-Томина. М.: Академический Проект, 2005. — 303 с. — ISBN 5−8291−0327−3.
  79. , Ю. В. Организация рационализаторской деятельности в учреждениях начального профессионального образования Текст.: метод, рекомендации / Ю. В. Есенков, Э. Р. Гайнеев. Ульяновск: УИПК ПРО, 2002. — 48 с.
  80. , В. А. Электрооборудование современных металлорежущих станков и обрабатывающих комплексов Текст. / В. А. Игнатов, В. Б. Ровенский, Р. Т. Орлова. М.: Высш. шк., 1991. — 96 с.
  81. , Э. В. Право на творчество Текст. / Э. В. Ильенков // Огни Алатау. 1977. — 15 нояб.
  82. , Э. В. Личность и творчество Текст.: Идеальное воображение. Самосознание. Культура] / Э. В. Ильенков — отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Яз. рус. культуры, 1999. — 261 с.
  83. , Г. М. Концепция единого педагогического пространства в системе «школа-колледж-вуз» в малых и средних городах России Текст. / Г. М. Ильмушкин. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 145 с. — ISBN 5−8428−0115−10.
  84. Имаи, Масааки. Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества Текст. / Масааки Имаи — пер. с англ. Д. Савченко. 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 345 с. — ISBN 978−5-9614−0680−1.
  85. Имаи, Масааки, Имаи. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний Текст. / Масааки Имаи — пер. с англ. Т. Гутман. 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс: Приоритет, 2006. — 271 с. — ISBN 5−9614−0277−0.
  86. , Е. М. Справочник по рабочим профессиям Текст. / Е. М. Ка-дацкий, А. Н. Салкиндер, Н. Ф. Стеблянко. Харьков: Прапор, 1975. — 210 с.
  87. , И. П. Психология творческой деятельности Текст. / И. П. Калошина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 671 с. — ISBN 978−5-238−1 430−2.
  88. , В. Н. Пусконаладочные работы при монтаже электроустановок Текст. / В. Н. Камнев. М.: Высш. шк., 1986. — 296 с.
  89. , М. М. Психология творческого мышления профессионала Текст.: монография / М. М. Кашапов. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 688 с. — ISBN 59 292−0161−7.
  90. , Б. M. О творчестве в науке и технике / Б. М. Кедров. М.: Мол. гвардия, 1987. — 192 с.
  91. Кисаримов, Р: А. Справочник электрика Текст. / Р. А. Кисаримов, — М.: РадиоСофг, 2007 320 с. — ISBN 5−85 554−164−9.
  92. , М. В — Инновации в обучении : Метафоры и. модели Текст.: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин- М:: Наука, 1997. — 223 с. — ISBN 5−2 013 618−2.
  93. , Е. А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд Текст. / Е. А. Климов М.: Флинта, 2005. — 320 с. — ISBN 5−89 502−541−2:
  94. , В. А. Воспитание творческого отношения учащихся к труду на занятиях по техническому творчеству Текст.: дис.. канд. пед. наук / В- А. Комаров. Л., 1986. — 186 с.
  95. , F. И. Основы профессионального творчества Текст.: учеб. пособие / Г. И. Кругликов, В: Д. Симоненко, М. Д: Цырлин. Курск: КТТТУ, 1995. — 388 с. — ISBN 5−88 313−065−8.
  96. Кругликов- F. И. Настольная книга мастера производственного обучения Текст. / Г. И. Кругликов. М.: Академия, 2006. — 272 с. — ISBN 978−5-76 956 335−5.
  97. , Т. В. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы- Текст. / Т. В. Кудрявцев. М-: Знание, .1991. — 80 с. — ISBN 5−07−1 687−3.
  98. , Т. В. Психология технического мышления : процесс и спосо бы решения технических задач Текст. / Т. В. Кудрявцев. — М.: Педагогика, 1975.-394 с.
  99. , Н. В. Профессионализм педагогической деятельности Текст.: метод, пособие / Н. В. Кузьмина, А. Л. Реан. СПб., 1993. — 54 с. — ISBN 23 014 259−6.
  100. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В: Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990. — 96 с.-ISBN5−06−2 117−3.
  101. , Н. В: На пути к профессиональному совершенству Текст. / Hi В. Кухарев. М. Просвещение, 1990. — 159 с. — ISBN 5−09−1 748−4.
  102. Лебедева, О: Ю. Формирование операционально-технологической компетентности студентов педагогического вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Ю. Лебедева. Ульяновск, 2005. — 23 с. '
  103. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  104. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  105. , Б. Ф: Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов — ред.-сост. В. А. Барабанщиков — авт. вступ. ст. В. А. Барабанщиков, А. В. Брушлинский — АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. — 295 с. -ISBN 5−7155−0257−8.
  106. , Е. М. Основы технического моделирования и конструирования : учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / Е. М. Мазейкин, В. Е. Шмелев,. А. А. Карачев. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2002. — 173 с.
  107. , Н. А. Текст. Формирование информационно-консультативной компетентности студентов фармацевтического колледжа: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Мазилина. Ульяновск, 2007. — УлГПУ. — 205 с.
  108. , В. Е. Основы электробезопасности Текст. / В. Е. Манойлов. -5-е изд., перераб. и доп. Л.: Энергоатомиздат: Ленингр. отд-ние, 1991. — 479 с. -ISBN 5−283−4 547−1.
  109. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. — М.: Знание, 1996. 308 с. — ISBN 5−87 633−016−7.
  110. , А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности Текст. / А. М. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 82−88.-ISSN0131−6826.
  111. , А. К. Формирование мотивации учения: Текст. / А. М. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов //Просвещение. 1990. — № 8. — С. 82−88. — ISSN 5−09 1 744−1
  112. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу — пер. с англ. А. М. Татлыбаева. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с. — ISBN 5−80 710 016−6.
  113. Мастер года — 2009 Текст. // Профессиональное образование. Столица. — № 12.- 2009.-С. 16−17.
  114. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 206 с.
  115. , А. М. Концепция творческой одаренности Текст. / А. М. Матюшкин //Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33. — ISSN 0042−8841.
  116. , М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 336 с.
  117. , И. Н. Психология производственного обучения Текст. / И. Н.
  118. , С. Л. Малов. М.: Высш. шк., 1990. — 206 с. — ISBN 5−06−404-Х.
  119. , В. А. Психология решения школьниками творческих задач Текст. /В. А. Моляко. Киев, 1983. — 94 с.
  120. , В. А. Психология конструкторской деятельности Текст. / В. А. Моляко. М.: Машиностроение. — 1983. — 134 с.
  121. , JI. Б. Пути и средства совершенствования преподавания материаловедения в СПТУ Текст.: дис.. канд. пед. наук / JI. Б. Набатова. М., 1980.-239 с.
  122. , JI. Б Творческо-конструкторская деятельность студентов как средство формирования их критического мышления Текст. / JI. Б Набатова, Э. Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование. № 8. — 2009. — С. 22−24. -ISSN 1990−679Х.
  123. , JI. Б. Введение в профессию мастера производственного обучения. Часть 2. Процесс производственного обучения: Учебно-методическое пособие. Ульяновск: ИПКПРО, 2001. — 56 с.
  124. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Текст. / утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым // Вестник образования России. 2010. — № 4. — С. 63−70.
  125. , В. В Формирование профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения Текст.: дис.. канд. пед. наук / В: В. Неижмак. Ульяновск, 2004. — УлГПУ. — 245 с.
  126. , Р. С. Общая психология : Текст. / Р. С. Немов. М.: Питер, 2008. — 304 с. — ISBN 978−5-469−944−3.
  127. , H. H. Основы профессионально-педагогической деятельности Текст.: учеб. пособ. для студентов сред. проф. образования / H. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. Мастерство, 2002. — 288 с. — ISBN 5−29 400 107−1.
  128. , Т. В. Методика развития проектно-технологических умений студентов средствами учебного проектирования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Никонова. Екатеринбург. — 2007. — 26 с.
  129. С.К., Гуревич М. М., Риман А. Г., Шарипов Р. Х. Учащимся навыки исследователей Текст.: (методическое пособие) М.: Изд-во «Глобус», 2004.-360 с.
  130. С.К. Техническое творчество в системе дополнительного образования детей (учебно-методическое пособие) Учебно-методическое пособие. — М.:ЦТТУ, 2003.-240 с.
  131. С.К. Системный подход в развитии научно-технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России Текст.: (монография). М.: Изд-во «Глобус», 2005. 432с.
  132. Новейший словарь иностранных слов и выражений Текст. — Минск: Современный литератор, 2003. 975 с. — ISBN 985−14−0974-Х.
  133. , А. М. Методология учебной деятельности Текст. / А. М. Новиков — Рос. акад. образования, Ассоц. «Проф. образование». М.: Эгвес, 2005. 174 с. — ISBN 5−85 449−479−2.
  134. , А. М. Как работать над диссертацией Текст.: пособие для начинающего педагога-исследователя / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2003. — 10 с. — ISBN: 5−85 449−127−6.
  135. , С. А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования : системный подход: монография. Текст. У С. А. Новоселов Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. — 371 с.
  136. , Б. JI. Профессиональное образование в зарубежных странах Текст. / Б. JL Омельченко. М.: Высш. шк., 1989. — 224 с.
  137. Основы профессиональной подготовки Текст. / под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского. М.: Высшая школа, 1977. — 472 с.
  138. , С. Н. Ремонт и обслуживание электрооборудования. Спецтехнология Текст.: учеб. пособие для учащихся проф.-техн. учеб. заведений / С. Н. Павлович, Б. И. Фираго. 2. изд., стер. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. 244 с. — ISBN 5−222−2 745−7.
  139. , В. П. Основы рационализаторской и изобретательской работы Текст. / В. П. Пархоменко. Минск: Вышэйшая школа, 1984. — 175 с.
  140. , Е. М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. М. Пахомова. М., 2003. — 24 с.
  141. Педагогика. Большая современная энциклопедия Текст. / сост. Е. С. Рапацевич М.: Современное слово, 2005. — 720 с. — ISBN 9 854 434 818.
  142. , А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 5-е изд., стер. — М.: Academia, 2006 — 500 с. — ISBN 5−7695−2926−1.
  143. , М. А. Поиск и проектирование эффективной педагогической системы и педагогической технологии профессионального обучения Текст. / М. А. Петухов. М., 1996. — 184 с.
  144. , Г. С. Интенсификация инженерного творчества Текст.: потребности, методы, формы организации / Г. С. Пигоров, Ю. Н. Таран, Б. П. Бельголь-ский. М.: Профиздат, 1989. — 189 с. — ISBN 5−255−244−5.
  145. , К. К. Занимательная психология : Текст. / К. К. Платонов. -Кишинев: Лумина, 1990. 207 с. — ISBN 5−372−658−7.
  146. , К. К. Вопросы психологии труда Текст. / К. К. Платонов. М.: Медицина, 1970. — 264 с.
  147. Положение о системе непрерывного совершенствования «КАИДЗЕН» Текст. Ульяновск: ОАО «УАЗ», 2006. — 14 с.
  148. , Я. А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарев — Акад. наук СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1976. — 302 с.
  149. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей' Текст. М.: Эксмо, 2007. — 288 с. — ISBN 978−5-699−22 680−1.
  150. Проблемы дидактики производственного обучения Текст.: учебник для студентов / Н. И. Думченко и др.] - науч. редактирование Н. И. Думченко. М.: Высшая школа, 1078. — 270 с.
  151. Проблема творческого развития личности в XXI веке Текст.: сб. тр. участн. Междунар. науч.-практ. конф., Ульяновск, 12−14 мая 2004 г. Ульяновск: УлГУ, 2004. — 447 с.
  152. , П. А. Психология творчества Текст.: учеб. пособие / П. А. Просецкий, В. А. Семиченко — науч. ред. М. И. Дьяченко — Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М.: Прометей, 1989. — 82 с.
  153. Профессиональная педагогика Текст.: учебник для студентов / С. Я. Ба-тышев [и др.] - науч. редактирование С. Я. Батышева. М.: Изд-во АПО,'1997. 511 с. — ISBN 5−85 449−092−7.
  154. , Н. С. Психология труда и человеческого достоинства Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2001. — 476 с. — ISBN 5−7695−0741−1.
  155. Психология Текст.: словарь / Абраменкова В. В. [и др.] - под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с. — ISBN 5−250−364−8.
  156. Рабочая тетрадь по электротехнике для учащихся Текст.: печатается при содействии Уральского гос. проф.-пед. ун-та / Н. А. Исаев [и др.] - Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996. — 189 с.
  157. Рабочая инструкция на электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования / РСК СОО РСЦ — ОАО «УАЗ». Ульяновск: ОАО «УАЗ», 2008. — 6 с.
  158. Рабочая инструкция на электромонтера по ремонту и обслуживанию эл. оборудования / ОАО «Авиастар». Ульяновск: ОАО «Авиастар», 2008. — 6 с.
  159. Рабочая инструкция на электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования / ОАО «Ульяновский моторный завод». Ульяновск: ОАО «Ульяновский моторный завод», 2008. — 8 с.
  160. Рабочая инструкция на электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования / ОАО «Ульяновский завод тяжелых станков». Ульяновск: ОАО «Ульяновский завод тяжелых станков», 2008. — 8 с.
  161. , Б. А. Диссертация и ученая степень Текст.: пособ. для соискателей / Б. А. Райзберг. 8-е изд., доп. и испр. — М.: ИНФРА-М, 2008. -480 с. -ISBN: 978−5-16−3 268−9.
  162. Разыскивается слесарь пятого разряда Текст. // Профессиональное образование. 2004. — № 4. — С. 33.
  163. Резерв успеха творчество Текст.: пер. с нем / под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X. Клейна. — М.: Педагогика, 1989 — 120 с.
  164. Решетова, 3. А. Психологические основы профессионального обучения Текст. / 3. А. Решетова. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
  165. , В. Б. Карточки-задания по электрооборудованию металлорежущих станков и автоматических линий Текст.: учеб. пособие для СПТУ / В. Б. Ровенский. М.: Высш. шк., 1988. — 142 е.: ил.
  166. , Ю. В. Оценка профессиональной подготовленности выпускников профессионально-технических училищ Текст. / Ю. В. Рысев. М.: Высш. шк., 1983.-63 с.
  167. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 712 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5−314−16−4.
  168. , А. П. Методика обучения решению творческих (изобрета- тель-ских) задач в процессе изучения курса специальной технологии слесарных про, 163 фессий в средних профтехучилищахТекст.: дисканд. пед. наук (13.00.02) /
  169. A. П. Рягузов. Ленинград, 1989. -168 с.
  170. , Д. В. Развитие конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии средствами проектного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / Д. В. Санников. Йошкар-Ола, 2006. — 231 с.
  171. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с. — (Профессиональная педагогическая библиотека). — ISBN 87 953−127−9-
  172. , В. В. Образование и личность Текст.: теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с. -ISBN 5−88 439−018−1.
  173. , Ю. Д. Электробезопасность при эксплуатации электроуста-новок промышленных предприятий Текст.: учеб. для учрежд. нач. проф. образования/ Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. М.: Академия, 2004. — 240 с.
  174. , В. Д. Технология- Текст.: учеб. для учащ. 11 кл. общеобразо-ват. учр. / В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. М.: Вентана Граф, 2000.- 192с. ISBN 5−9252−0050−0.
  175. , В. Д. Технология : учеб. для учащ. 9 кл. общеобразоват. шк. /
  176. B. Д. Симоненко, А. Н. Богатырев, О. П. Очинин — под ред. В. Д. Симоненко. -М.: Вентана Граф, 1999. 287 с. — ISBN 5−88 717−054−9.
  177. , В. А. Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения» Текст.: метод, пособие / В. А. Скакун. М.: Высш. шк., 1990. — 254 с. — ISBN 5−06−409−0.
  178. Словарь русского языка Текст.: в 4-х т. / АН СССР — Ин-т рус. Яз. — под. ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд. М.: Русский язык, 1981.
  179. , В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 567 с. — (Высшее образование).- ISBN 5−7695−0878−7. ,
  180. , И. П. Современный учащийся НПО Текст.: всероссийское со циологическое исследование / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. М.: АПО, 2002. -46'С. — (Профессиональное образование). — ISBN 5−8379−0099−3.
  181. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования Текст.: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 394 с. — (Высшее профессиональное образование) (Психология). — ISBN 978−57 695−4139−1.
  182. , Е. М. Электрическое и электромеханическое оборудование Текст.: общепромышленные механизмы и бытовая техника / Е. М. Соколова. — 5-е изд., стер. М.: Академия, 2008. — 224 с. — ISBN 978−5-7695−5020−1.
  183. , А. Г. Философия Текст.: учебник / А. Г. Спиркин. 2-е изд. -М.: Гардарики, 2008. — 735 с. — ISBN 978−5-8297−098−0.
  184. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1981.-344 с.
  185. Тенденции развития российского образования Текст. // Профессиональное образование. 2008. — № 8. — С. 10−13.
  186. , Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов — под ред. М. Г. Ярошевского. М.- Воронеж, 1998. — 538 с.-ISBN5−89 112−037−2.
  187. Техник-электрик Текст.: учеб.-метод. пособие / сост. В. А. Барановский, Е. А. Банников. Минск: Современная школа, 2009. — 304 с. — ISBN: 978−985 513−472−6.
  188. Техническое творчество учащихся Текст.: пособ. для учителей и рук. кружков: из опыта работы / сост. П. Н. Андрианов. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  189. , О. К. Психология мышления Текст.: учеб. пособ. для студ. вузов по спец. «Психология» / О. К. Тихомиров. М.: МГУ, 1984. — 272 с.
  190. , О. К. Структура мыслительной деятельности Текст. / О. К. Тихомиров. М.: МГУ, 1969. — 233 с.
  191. , В. А. Современная психология труда Текст.: учеб. пособие / В. А. Толочек. СПб.: Питер, 2005. — 479 с. — ISBN 5−272−193−1.
  192. , М. Как изобретать? Текст. / М. Тринг, Э. Лейтуэйт — под ред. В. В. Патрикеева. М.: Мир, 1980. — 272 с.
  193. , Н. П. Обучение решению изобретательских задач Текст. / Н. П. Туров // Школа и производство. 1990. — № 2- № 4−6- № 8- № 10- № 12.
  194. , С. Н. Основы творческо-конструкторской деятельности Текст. / С. Н. Уваров, М. В. Кунина. М.: Академ. Проект, 2005. — 80 с. — ISBN 5−82 910 592−6.
  195. , Г. 3. Методика проведения конкурсов профессионального мастерства на основе квалиметрического подхода Текст. / Г. 3. Файзуллина. — М.: Изд. центр АПО, 2002. 42 с. — ISBN 5−8379−0113-2.
  196. , Е. А. Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Федорова. -Ульяновск, 2010. 23 с.
  197. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 815 с. ISBN 5−85 270−030−4.
  198. , Г. А. Подготовка молодежи к рационализаторской и изобретательской деятельности Текст. / Г. А. Халемский. — М., 1991. 159 с.
  199. , А. В. Дидактическая эвристика : теория и технология креативного обучения Текст. / А. В. Хуторской. М.: МГУ, 2003. — 416 с. — ISBN 5211−4 710−9.
  200. , В. В. Психология трудового обучения Текст. / В. В. Чебышева. М.: Высш. школа, 1983. — 239 с.
  201. , Н. И. Индивидуальные самостоятельные работы как средство повышения самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении Текст.: дис.. канд. пед. наук/Н. И. Чиканцева. -М., 1978. 185 с.
  202. , Э. С. Формирование и развитие технического творчества молодых рабочих Текст. / Э. С. Чугунова. М.: Высшая школа, 1979. — 96 с.
  203. , В. Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994. 317 с. — (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»). — ISBN 5−85 998−377−3.
  204. , С. А. Вопросы теории производственного обучения Текст. / С. А. Шапоринский. М.: Высш. шк., 1981. — 208 с.
  205. , Я. Методология рационализации Текст. / Я. Шушански. М.: Экономика, 1987.-248 с.
  206. Электромонтер по обслуживанию электрооборудования Текст. / под общ. ред. Е. А. Климова, С. Н. Левиевой. Вып. 4. — Л., 1979. — 152 с. — (Человек и профессия).
  207. , Н. Е. Основы методики профессионального обучения Текст. / Н. Е Эрганова.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф. пед. ун-та, 1999.- 189 с.
  208. , Д. Ф. Психология решения задач Текст. / Д. Ф. Эсаулов. М.: 1972.-215 с.
  209. , Н. Н. Становление и развитие системы детского технического творчества в условиях дополнительного образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Ярцев. Ульяновск, 2006. — 28 с.
  210. , И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с. — ISBN 5−88 753 007−3.
  211. , П. М. Технические способности и их изучение у учащихся Текст. / П. М. Якобсон // Вопросы психологии способностей. М.: Просвещение, 1964. — С. 203−227.
  212. , Ю. А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе средних профессионально-технических училищ Текст.: профпедагогика / Ю. А. Якуба. -М.: Высш. шк., 1985. 175 с.
  213. Creativity and innovation m engineering Text. / ed. by. S. A. Gregory. London, 1972.
  214. Binder, R. Uvod do predogogiky tvorivosti v techickech odbjmych pregmetch Text. / R. Binder. Bratislava, 1981.
  215. Douglas, I. H. The genius of everyman: Learning creativity. Discovering creativity Text. /1. H. Douglas // Sciense news. 1977. — Vol. HI. — № 17. — P. 18.
  216. Gordon, I. I. Synectics: the development of creative capacity Text. / I. I. Gordon. -N.Y.: Harper, 1961.
  217. Gulford, I. P. Intellectual factors in productive thinking Text. / I. P. Gulford // Explorations in creativity. N.Y., 1967.
  218. Maslow, A. H. Motivation and personaliti Text. / A. H. Maslow. 2 ed. — N.Y.: Harper and Row, 1970. — 369 p. — Bibhogr. P. 329−353. — Ind. P. 355−369.
  219. Taylor, C. W. Scientific creativity: its recognition and development Text. / C. W. Taylor, F. Barren. N.Y., 1963.
  220. Stein, M. I. Creativity and individual Text. / M. I. Stein, C. T. Heinze. Clen-col. 1960.
  221. Torrance, E. P. Adventuring in Creativity Text. / E. P. Torranse // Childhood Education.- 1963. Vol. 19, Oct. — P. 79−80.
Заполнить форму текущей работой