Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов
![Диссертация: Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов](https://westud.ru/work/3584977/cover.png)
Диссертация
Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечиваются соблюдением следующих условий: использованием принципов диалектического метода познания в качестве исходных теоретико-методологических позиций, выбором комплекса взаимодополняющих эмпирических, теоретических методов исследования, опорой на данные различных наук и психолого-педагогических концепций, однородностью обследуемых… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Рефлексивная культура в контексте целостной человеческой культуры
- 1. 2. Рефлексивная деятельность и ее педагогическая сущность
- 1. 3. Математическая культура и рефлексивная деятельность человека
- 1. 4. Процессуально-прогностический подход к формированию рефлексивной культуры студента
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
- 2. 1. Организационно-процессуальные особенности формирования рефлексивной культуры студента
- 2. 2. Содержательный аспект формирования рефлексивной культуры студентов в учебном процессе — ]
- 2. 3. Управление процессом формирования рефлексивной культуры и его результаты
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии (30−60-е гг XX в.). Тексты. -М.:МГУ, 1986.-242 с.
- Альманах психологических тестов.-М.:"КСП", 1995,400с., илл. + цв. В1ш.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изб.псих.труды в 2 т.- М.: Просвещение, 1980.-178 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. — Пер. с англ. В 2-х т. — М. Ледагогика, 1982. — 295 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань: КГУ, 1988.- 236 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс, Книга 1. — Казань, Изд-во Казанского университета, 1996. — 567 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. — Казань, 1994.- 247 с.
- Андреева Г. М. Мелшичностное восприятие в условиях совместной деятельности. В кн.: Проблемы психологии личности.-М., 1982, с.67−73.
- Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии, 1995. № .
- Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М.: Книга, 1991.-446 с.
- Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. — 1996. — № 4. — 14−18. П. Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы). -М.: Высшая школа, 1970.- 300 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж: ВГУ, 1983.-175 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.:Педагогика, 1989.-192 с.
- Биркгофф Г. Математика и психология. Пер. с англ.- М.: «Сов.радио», 1977.-96 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение.- М.:МГУ, 1995.- 328 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Педагогика, 1982.-199 с.
- Браже Т.Г. Из опыта развития обш-ей культуры учителя //Педагогика. — 1993.- № 2.-С.70−75.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. — 1997.-№ 5.-С.З-19.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. -М.:МГУ, 1994.
- Брейтигам Э.К. Формирование математических понятий высокого уровня абстракции // Педагогика. — 1998. — № 7. — 45−49.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В. И. Журавлева. — М.:Просвещение, 1988.-239 с. яи1тигт1игиг|1|дп1111 ^
- Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. -Рига: Зинатне, 1987.- 211 с.
- Вейль Г. Математическое мышление. Пер. с англ. и нем./Под ред. Б. В. Бирюкова и А. Н. Паршина.- М.:Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит., 1989. -400 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Вульфов Б.З., В.Н.Харькин Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку злчителя. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.- 112 с.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры /Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.:Изд-во «Институт прахсгической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 512 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова.- М.:Педагогика, 1991.-480 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию.-М.:Изд-во МГУ, 1976.-150 с.
- Гегель Г. В.Ф. Наука логики // Соч. — М."Мысль", 1970. -Т.1.-501 с.
- Гегель Г. В.Ф. Наука логики // Соч. — М."Мысль", 1971. — Т.2. — 248 с.
- Гегель Г. В.Ф. Наука логики // Соч. — М."Мысль", 1972. — Т.З. — 374 с
- Гегель Г. В.Ф. Энциклопедия философских наук. — М.: «Мысль», 1975. — 452 с.
- Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
- Гнеденко Б.В. Введение в специальность математика. — М.: Наука. Гл.ред.физ-мат.лит.-1991. — 235 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.-М.: Педагогика, 1977.-136с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения.-М.:ПросвещениеД990. — 142 с.
- Гуревич П.С. Культурология: Учеб.пособие.- М.:3нание, 1996.- 287 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие.- М.- Аспект Пресс, 1995. — 288 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.-М.:Педагогика, 1986.-239С.
- Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Вопросы психологии, 1988. — № 4.- 22−32.
- Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, 1987. — 43−49.
- Деятельность.Сознание.Личность ^ /Под ред. А. Н. Леонтьева.- М.:Педагогика, 1991.- 368 с. 5. Добрынина В. И. Культура и цивилизация // История и теория культуры. Культурология. — М., 1993.- 3−25.
- Дубровский В.И. Проблемы идеального. — М.: «Мысль», 19 983. — 228 с.
- Дуранов М.Е., Гостев А. Г. Исследовательс1шй подход в профессионально- педагогической деятельности. — Челябинск: ЧТУ, 1996. — 72 с.
- Дуранов М.Е., Жернов В. И. Культура и образование личности (к постановке вопроса). — Магнитогорск, 1998. -
- Елканов СБ. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. — М.:Просвещение, 1989. — 189 с.
- Железовская Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры // Педагогика.-1995. — № 2. — 55−61.
- Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально- психологического исследования / Л. В. Сохань, Е. Г. Злобина, В. А. Тихонович и др. Отв. ред Л. В. Сохань. — Киев: Наукова думка, 1987.-277 с.
- Журавлев Г. Е. Системные проблемы развития математической психологии. — М.: Изд-во Наука, 1983. — 289 с. 59.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М. Педагогика, 1987.-159 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.-М.:Педагогика, 1991.- 242с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика /Под ред В. Я. Ляудис. — М.:МГУ, 1994.-203С.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учеб. пособие / МПГУ- БГПИ. -М.-Белгород, 1992.-101с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа.- М.:Политиздат, 1974.-328 с.
- Караковский В.А. Без звонков на перемену. — Челябинск: Юж.Ур.кн.изд- во, 1977. — 176 с.
- Кемеров В.Е. Проблемы личности: методология исследования и жизненный смысл. — М. Лолитиздат, 1977. — 256 с.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. — Оренбург, 1996. — 187 с.
- Клайн М. Математика. Поиск истины: Пер. с англ. -М.:МирД988. — 295с.
- Климова Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально- творческой самообразовательной деятельности. — Дис. …канд. Пед. наук. -Челябинск, 1995.
- КоломинскийЯ.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1986.- 223 с.
- Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики.- Минск: Юнаутва, 1990.- 191с.
- Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Просвещение, 1978. — 367 с.
- Кочетов А. Самовоспитание (школьников) // Воспитание школьников. 1984. — № 5. — 46−48.
- Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. — 1994. — № 6. — 24−31.
- Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. — 1992. — № 7−8.
- Крамер Г. Математические методы статистики. — М.: Мир, 1975. — 648 с.
- Краткий словарь по философии. — М.:Политиздат, 1982. — 431 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М.:Просвещение, 1972.-255 с.
- Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. Уч. пособие для вузов. — М.:Наука. Гл.ред.физ-мат.лит., 1985. — 176 с.
- Культурология. Под ред. Добрынина В. И. -М.:Общество «Знание» Российской Федерации, 1993. — 272 с.
- Кулюткин Ю.Н. Рефлексивные процессы в деятельности учителя // Моделирование педагогических ситуаций. -М.: Педагогика, 1981.
- Курс практической психологии / Состав. Р. Р. Кашапов. — Ижевск: ИУГУ, 1995.
- Леонтьев А.А. Психолингвистика. -Л.: «Наука», 1967.-118 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М.:Педагогика, 1979. — 47 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980.
- Майкова О. Индивидуально-личностные модели математического знания: опыт педагогической рефлексии // Магистр, 1998, № 1, с.74−85.
- Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1973.-146с. 9. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969.-228 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: , 1993.
- Мещерякова Л.В. Инновационная педагогическая деятельность как фактор развития творческого потенциала учителя. — Автореф. дис… канд.пед.наук. — Оренбург, 1998.
- Мирошниченко Л.А. Дидактические условия формирования учебной деятельности студентов на вузовской лекции (по предметам психолого-педагогического цикла): Автореф. дис…канд.пед.наук. — Магнитогорск, 1998.-187 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Наин А.Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике? — Челябинск, Ю.- У.Кн.изд-во, 1993.
- Наин А.Я.,.Гостев А. Г Психолого-педагогические тесты. — Челябинск, Издательство ЧГПИ, 1993.-188 с.
- Немов Р.С. Психология.- Кн.1.- М.:Просвещение, 1995. — 577 с.
- Овчинникова И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников. Дис. … канд.пед.наук. -Магнитогорск, 1996. --•
- Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др. — М.: Просвещение, 1989.- 302 с.
- Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 544 с.
- Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. — М.:Педагогика, 1987.
- Пейперт Переворот в сознании: Дети, компыотер и плодотворные идеи. Пер. с англ./Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леопаса.- М.:Педагогика, 1989.-224 с.
- Пекелис В. Твои возмолшости, человек! — М.: Знание, 1984.- 272 с.
- Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное //Вопросы психологии. — 1996. — № 6.- 125−132.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества//Педагогика.-1997.-№ 5.- 97−103.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб.пособие. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
- Платонов К.К. Личностно-ориентированный подход как принцип психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1961.-206 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М.:Наука, 1986.-255с
- Полозова Т.Д. Истоки самопознания (школьников) // Сов.педагогика. — 1990. — № 4. — 77−83.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогичесских исследований. — М.: Педагогика, 1097. — 144 с.
- Попикова Н.Ю. Формирование культуры мелшичностных отношений в процессе взаимодействия учителя и ученика.- Автореф. дис.канд.пед.наук.- Челябинск, 1998. — 139 с.
- Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов (Человек и общество, вып. XX). — Ленинград: ЛГУ, 1983. — 184 с.
- Прогностическая концепция целей и содержания образования/ Под научной ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева, — М.: Изд-во Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1994.-131 с.
- Психология. Словарь /Под ред А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М.:ИПЛ, 1990.
- Рабочая программа по педагогике /Под ред.В. А. Беликова.- Магнитогорск: МГПИ, 1998.- 81 с.
- Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии.-1994.-№ 4. — 14−34.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. — М.: Изд-во Московского Университета, 1985. — 207 с.
- Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. — М., 1992. — № 10. — 2−32.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
- Розин В.М. Методологические записки о природе рефлексии//Рефлексия в науке и обучении: Тезисы докл. И сообщений к научно-методич.конф. 12−14 ноября 1984 года. — Новосибирск, 1984.
- Рубинштейн Л. Бытие и сознание. — М.:Педагогика, 1967.
- Рубинштейн Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.-416C.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии, т.2. — М.:Педагогика, 1989.-С.122−139.
- Сагатовский В.Н. Философские основания педагогической деятельности//Вестник высшей школы.-1987. — № 1.- 22−32.
- Семенов B.C. Культура и развитие человека // Вопросы философии, 1982.-№ 4.-С.89−107.
- Сериков Г. Н. Образование: acneicibi системного отображения. — Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
- Симонов В.П. Педагогический менедлшент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие.М., 1995. — 226 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1980.-96 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготов1ш.-М.:Просвещение, 1976.-160 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М.:Школа Пресс, 1995. — 383 с.
- Смирнов Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.:Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
- Современная дидактика: теория — пршстике / Под ред И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: Изд-во Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1994. — 288 с.
- Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории //Современная высшая школа. — 1997. — № 1.-С.91−96.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
- Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990.- 96 с.
- Усова А.В. Развитие мышления в процессе обучения : Учеб. пособие. — Челябинск: ЧГПУ. Изд-во Факел, 1997. — 72 с.
- Утенков В.М., Овсянников В. И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза//Педагогика. — 1998. — № 5. — 70−72.
- Филиппова В.И. Культура и мировоззрение учителя // Педагогика. — 1992. — № 3−4. I ^ 141. Философский словарь словарь.-М.:Сов.энциклопедия, 1983.-840 с.
- Формирование профессионально-познавательных потребностей у студентов: Учеб. пособие /Под ред. М. Е. Дуранова.-Челябинск:ЧГУ, 1987. -
- Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы: пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. -М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
- Фридман Л.М. Особенности самосознания современной школьной «молодежи // Нар.образование.-1993. — № 5. — 72−76.
- Фромм Э. Здоровое общество. Пер. Т. В. Банкетовой / Психоанализ и культура: Избр. Труды К. Хорни и Э.Фромма.- М.:Юристъ, 1995. — 623с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие.-М.: Юристь, 1997.- 512с.
- Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Сов.педагогика.-1990. -№ 12. — 28−35, 134.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т.1. — 406 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т.2. — 391 с.
- Христева А.В. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу профессионально-педагогической деятельности. Дис. … канд.пед.наук. -Магнитогорск, 1996. -
- Худяков В. Н. Формирование математической культуры у учащихся профессиональных учебных заведений. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ Факел, 1997.-231 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб. Питер Пресс, 1997. — 608 с.
- Шардаков М.Н. Мышление школьника. -М.: Учпедгиз, 1963. — 255 с.
- Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование рече-мыслительной деятельности: Сб.ст. / Отв. ред М. М. Муканов. Серия- Психология, вьш. З, 1974.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. — М.: Касталь, 1992. -415 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: ИП, 1986.- 144 с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. — М.: Высшая школа, 1986. — 135 с.
- Allport G.W. Personality and Social encounter. Selected essays. — Boston- Beacon Press. — 1960.
- Allport G.W., Vernon P.E., Lindzey G. A study of values.- Boston, 1960.
- College algebra with trigonometry. — Ginn, Boston, 1963.
- Ward Leo R. Philosophy of Education. — Chicago, 1963.
- Weinberg С Humanistic Foundation of Education. — NY, 1972.