ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Из истории становлСния ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

РиторичСскоС Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ школьников прСдставлСно Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΠΌΠΈ Π’. А. ЛадыТСнской ΠΈ М. Π . Π›ΡŒΠ²ΠΎΠ²Π°. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ этого направлСния являСтся Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ устной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, связь обучСния с ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ нравствСнными цСнностями. Из Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡˆΠ»ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ для Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Ρ‹: Π°) Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ Ρ‚Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ тСкста; Π±) построСниС тСкста… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Из истории становлСния ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ прСподавания русского языка слоТилась Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ XX Π²Π΅ΠΊΠ°. Π’ XIX Π²Π΅ΠΊΠ΅ Π² Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΡΡ…, лицСях ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… завСдСниях Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ° ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚. Π­Ρ‚ΠΎ врСмя справСдливо Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠΌ расцвСта Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌ Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ мСтодичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΎΡ†Π΅Π½Π΅Π½Ρ‹ ΠΏΠΎ Π΄ΠΎΡΡ‚оинству ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ К. Π”. Ушинского, ΠΈ Π›. Н. Волстого, ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… отСчСствСнных мСтодистов, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка. Π—Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠ° заслуга К. Π”. Ушинского, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π²ΡˆΠ΅Π³ΠΎ «Π΄Π°Ρ€ слова» ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π²ΡˆΠ΅Π³ΠΎ это Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ…; ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΎΠ½ Π½Π΅ ΠΎΡ‚дСлял процСсс развития Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ языка.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π²Π΅Ρ…ΠΈ становлСния ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ обучСния русскому языку прСдставлСны Π½ΠΈΠΆΠ΅.

XIX Π²Π΅ΠΊ

Π ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС

Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ° Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π΅Ρ‚ся

ΠšΠΎΠ½Π΅Ρ† XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ XX Π².

ΠžΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ области развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π½Π° ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π΅ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ.

ПоявлСниС Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π° развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅ ΠΏΠΎ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅.

ΠžΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Ρ‹

XIX Π²Π΅ΠΊ

Π ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС

Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ° Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π΅Ρ‚ся

60—70-Π΅ Π³Π³. XX Π².

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ области ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ прСподавания русского языка.

ПоявлСниС Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ… ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку ΠΈ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ.

80—90-Π΅ Π³Π³. XX Π².

Π’ΠΎΠ·Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ, всплСск интСрСса ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

ПоявлСниС Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… курсов ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² Ρ‚ΠΈΠΏΠ° «Π”Стская Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ°», «Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° общСния», «Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ», «Π ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ°» ΠΈ Π΄Ρ€.

ПослСдниС Π΄Π²Π° дСсятилСтия ΠΎΠ·Π½Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ направлСния Π² ΠΌΠ΅Ρ‚одичСских исслСдованиях, Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°ΠΌΠΈ М. Π . Π›ΡŒΠ²ΠΎΠ²Π°, Π’. Π“. Π Π°ΠΌΠ·Π°Π΅Π²ΠΎΠΉ, Π’. А. ЛадыТСнской, Π“. А. Π€ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ, Π‘. И. Π›ΡŒΠ²ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, Π’. И. Капинос ΠΈ Π΄Ρ€. Π Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ этих ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΠ΅Ρ‚ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ развития грамматичСского строя Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ учащихся, ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅ использованиС Π½ΠΎΠ²Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… достиТСний Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, комплСксноС Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития школьников.

ВСория Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»Π° сущСствСнноС влияниС Π½Π° ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π’ Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ условия формирования Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся срСднСй ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ изучСния Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка (А. П. Π•Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π΅Π²Π°). Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ стали ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… прСдставитСлСй ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ направлСния. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π» сущСствСнноС влияниС Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ прСподавания русского языка ΠΊΠ°ΠΊ иностранного, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ. Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ Π² ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ понимания ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° обучСния, становлСния языковой, лингвистичСской ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ учащихся внСсли мСтодисты, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ вопросы изучСния русского языка ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия русской Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² Π΄Π²ΡƒΡΠ·Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΉ Π°ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ (Π•. А. Быстрова, Π . Π‘. Бабаткосв, Н. М. Шанский). Π“Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ΅ комплСксноС тСорСтичСскоС освоСниС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ становлСния грамматичСского строя Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ школьников ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ»ΠΎΡΡŒ благодаря исслСдованиям Π“. А. Π€ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ. Π—Π½Π°ΠΌΠ΅Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСски Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·ΠΎ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‚ся эти ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ закономСрностСй усвоСния Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (ΠΏΠΎ Π›. Π€. Π€Π΅Π΄ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΊΠΎ) ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ся Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² мСтодичСских систСм.

ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌ Π² Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… концСпциях ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ Ρ€ΠΈΡ‚оричСскоС направлСния Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ школьников.

ΠšΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ связано с Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ закономСрностСй языка ΠΊΠ°ΠΊ срСдства чСловСчСского общСния. Π’ Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… этого направлСния ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ обучСния. Π’Π°ΠΊ, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ† языка — это организация Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π°Π΄ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π°ΠΌΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ ΠΈΡ… Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ия ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ пороТдСния Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… высказываний. Π’ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ прСподавания Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-сСмантичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ исслСдован ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΡ€Ρ„Π΅ΠΌΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ (Π‘. И. Π›ΡŒΠ²ΠΎΠ²Π°). Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ рСализуСтся Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ русского языка, — структурно-сСмантичСский; ΠΎΠ½ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ исслСдован ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС (Π•. П. ΠŸΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠ½Π°). БистСмный ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ русскому языку стал ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² обучСния Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ языку ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС (Π•. Π€. Π“Π»Π΅Π±ΠΎΠ²Π°), Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ (Π’. Π“. Π Π°ΠΌΠ·Π°Π΅Π²Π°).

ОсобоС мСсто Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ (Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ) заняла ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° обогащСния лСксичСского запаса учащихся. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ изыскания послСдних Π΄Π²Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΠΈ Π»Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ словарного запаса учащихся, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ Π΅Π³ΠΎ обогащСния ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ руководством Π›. П. Π€Π΅Π΄ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΊΠΎ ΠΈ М. Π’. Π‘Π°Ρ€Π°Π½ΠΎΠ²Π°. Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… рассмотрСнного направлСния установлСно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ наибольшая ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ языком достигаСтся ΠΏΡ€ΠΈ условии, Ссли учитываСтся ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ взаимосвязанного изучСния всСх сторон языка. Π’Π°ΠΊ, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ словаря ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ воздСйствиС, Ссли ΠΎΠ½Π° Π½Π΅ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ, Π° ΡΡ‚роится Π½Π° ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ лСксичСских связСй (ΠΊΠ°ΠΊ парадигматичСских, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚агматичСских). Π‘ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ грамматичСского строя Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, Ссли строится Π½Π° ΠΏΠΎΡΡ‚Π°ΠΏΠ½ΠΎΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ грамматичСских ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учащихся.

РиторичСскоС Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ школьников прСдставлСно Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΠΌΠΈ Π’. А. ЛадыТСнской ΠΈ М. Π . Π›ΡŒΠ²ΠΎΠ²Π°. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ этого направлСния являСтся Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ устной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, связь обучСния с ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ нравствСнными цСнностями. Из Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡˆΠ»ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ для Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Ρ‹: Π°) Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ Ρ‚Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ тСкста; Π±) построСниС тСкста (ΠΏΠ»Π°Π½, Π·Π°Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΊ, композиция); Π²) словСсноС Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, языковоС ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ замысла. Π Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π’. А. ЛадыТСнской Π΄Π°Π»ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ‚ΠΎΠ»Ρ‡ΠΎΠΊ Π² ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌ тСорСтичСскоС осмыслСниС ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Π½Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ школС Π΅Ρ‰Π΅ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈ. Π£ΠΆΠ΅ сСйчас Π΅ΡΡ‚ΡŒ спорныС вопросы, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ своСго Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. Π’Π°ΠΊ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ М. Π . Π›ΡŒΠ²ΠΎΠ²Π°, сущСствуСт Π΄ΡƒΠ±Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ даСтся ΠΏΠΎΠ΄ Π·Π°Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΊΠΎΠΌ «Π ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ°» ΠΈ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡƒ ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ русского языка, Π² Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π» «Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ учащихся». Π­Ρ‚ΠΈ вопросы ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ лишь ΠΏΡ€ΠΈ условии ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° закономСрностСй усвоСния Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ описаны Π² Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ профСссором Π›ΠΈΠ΄ΠΈΠ΅ΠΉ ΠŸΡ€ΠΎΠΊΠΎΡ„ΡŒΠ΅Π²Π½ΠΎΠΉ Π€Π΅Π΄ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΊΠΎ. Π•ΠΉ ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΈ Π·Π°ΡΠ»ΡƒΠ³Π° Π² ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния, Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΈΡ… закономСрностСй.

Новый этап Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ связан с ΡΡ‚Π°ΠΏΠΎΠΌ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ российского образования, ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго с ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΊΠ°ΠΊ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ изучСния языка. Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ языкового образования Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ΡΡ с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ языковой систСмы, с Ρ„ормирования языковой ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π° Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ учащСгося, Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ, ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅ говоря — Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π±Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ способности ΠΊ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ, Π½Π° ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ цСнностСй ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌ общСства, Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅. РСшСниС этих Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ справСдливо связываСтся с Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΎΠΉ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания обучСния русскому языку, с Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития, основанной Π½Π° Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ях ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°Ρ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития личности Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅, с Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ — ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго с Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ, цСнностным (аксиологичСским), компСтСнтностным ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ