Принципы отбора художественных текстов в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) для иракской аудитории
Диссертация
Во второй главе представлена развернутая система принципов отбора художественных текстов для иракской аудитории в отсутствии языковой среды. Принципы отбора разделены на лингводидактические и лингвокультурологические. Лингводидактические включают в себя требования к грамматическому, лексическому и стилистическому наполнению художественного текста. Лингвокультурологические предполагают… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Методические основы включения аутентичных русских художественных текстов в процесс преподавания РКИ
- 1. 1. Обзор русской и иракской методической литературы и педагогического опыта в практике преподавания РКИ
- 1. 2. Роль и место художественного текста в практике преподавания на основе иракского и российского педагогического опыта)
- 1. 2. 1. Художественный текст как лингводидактический материал 37 (грамматика, лексика и фонетика в обучении студентов разного сертификационного уровня)
- 1. 2. 2. Художественный текст как средство межкультурной 51 коммуникации
- 1. 2. 3. Художественный текст как носитель информации о русской 53 истории и культуре
- 1. 3. Опора на иракскую культуру учащихся как стимул развития умений чтения и понимания русского художественного текста
- Выводы по первой главе
- Глава II. Принципы отбора художественных текстов для иракских студентов-филологов в отсутствии языковой среды на начальном (А 2) и основном (В1 и В2) уровнях обучения
- 2. 1. Лингводидактический аспект художественного текста
- 2. 1. 1. Грамматика художественного текста на уровнях обучения А2, 68 В1, В
- 2. 1. 2. Требования к лексике художественного текста на уровнях А2, 76 В1 и В
- 2. 1. 3. Стилистика художественного текста, оптимальная для иракских учащихся
- 2. 2. Лингвокультурологический аспект художественного текста
- 2. 2. 1. Сравнительная характеристика русского и иракского национальных менталитетов
- 2. 2. 2. Сравнительная характеристика русской и иракской языковой 92 картины мира, обоснование дозированного присутствия безэквивалентной лексики
- 2. 2. 3. Сравнительная характеристика русской и иракской 102 художественной литературы
- 2. 2. 4. Поиск сходных общечеловеческих и исторических ситуаций в произведениях русской и иракской литературы как путь к эффективному восприятию иноязычного художественного текста
- 2. 1. Лингводидактический аспект художественного текста
- 3. 1. Аспекты и приемы работы над русскими художественными текстами (начальный и средний этапы обучения в Багдадском университете)
- 3. 2. Разработка методического аппарата к освоению художественного текста в рамках лингвокультурологического подхода
Список литературы
- Аббас Ясин Хамза. Лингвоориентированная методика преподавания русского языка как иностранного в арабской аудитории. СПб.: МИРС, 2007. 123 с.
- Аверченко А.Т. Рассказы. М: ЭКСМО, 2008. 864 с.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
- Азольский A.A. Диверсант: роман. М: ЭКСМО, 2011. 416 с.
- Аркадьева О.М., Огольцева Н. Г., Потапова И. И., Шевелев Н. Б. Русский язык для всех / Под ред. проф. В. Г. Костомарова. М.: Флинта, 2011. 257 с.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. 896 с.
- Астафьев В.П. Прокляты и убиты: роман. М: ЭКСМО, 2010. 832 .с.
- Ахматова A.A. Избранное. М: ЭКСМО, 2007. 350 с.
- Баранов А.Н., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. М., 1994. 421 с.
- Бахтин М.М. Работы 1940-х начала 1960-х годов // Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 т. М.: Русские словари- Языки славянских культур, 1997. Т. 5. 732 с.
- Баш Е. Г. Учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР. М.: Изд-во МУ, 1964. 214 с.
- Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. М.: Госполитиздат, 1948. Т. 1.642 с.
- Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МУ, 1988. 248 с.
- Бентам И. Избранные сочинения. СПб.: ЁЁ Медиа, 1998. Т. 1. 746 с.
- Бердяев H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб.: Электрическая типография, 1901. 373 с.
- Бернштейн С.И. Вопросы фонетики и обучение произношению. М: Изд-во МУ, 1975. 49 с.
- Битехтина Н.Б. Русский язык как иностранный: Фонетика. М.: Русский язык, 2011. 128 с.
- Бойко Н.Ю. Сказки на уроке русского языка: учебное пособие для изучающих русский язык. СПб.: Златоуст, 2005. — 96с.
- Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1992. С. 19−37.
- Большая Советская Энциклопедия Электронный ресурс. // URL: http://bse.sci-lib.com/
- Большая советская энциклопедия. В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969−1978. Т. 24.
- Бончани Д. Теоретические основы совершенствования умений чтения и анализа художественного текста у итальянских учащихся. Дисс.. канд. педагог, наук. М., 2006. 257 с.
- Бордовская A.B. К вопросу об отборе художественных текстов для уроков РКИ // Слово есть Дело: Юбилейный сборник научных трудов в честь профессора И. П. Лысаковой. СПб.: Сударыня, 2010. Т 1. 628 с.
- Бояшов И.В. Танкист или «Белый тигр». М: Лимбус Пресс, 2008. 224 с.
- Бунин И.А. Тёмные аллеи. Рассказы. М.: Азбука, 2012. 272 с.
- Быков B.B. Альпийская баллада. Мертвым не больно. Карьер. М.: ЭКСМО, 2009. 732 с.
- Верещагин Е. М. Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1990. 248 с.
- Виноградов B.C. Введение в переводоведение. М.: ИОСО РАО, 2001. 224 с.
- Воротников Ю.Л. О переложениях памятников древнерусской письменности на современный русский язык // Вестник Российской АН. 2001. № 2. С. 82−114.
- Гаспаров М.Л. Критика как самоцель: Записи и выписки. М.: Флинта, 2001. 112 с.
- Геласимов A.B. Степные боги: роман. М: ЭКСМО, 2009. 384 с.
- Гоголь Н.В. Мёртвые души: поэма. М: ЭКСМО, 2007. 560 с.
- Гореликова М.И. Интерпретация художественного текста: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во МУ, 1983. 152 с.
- Гореликова М.И., Магомедова Д. М. Лингвостилистический анализ художественного текста: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во МУ, 1989. 151 с.
- Государственные общеобразовательные стандарты по русскому языку как иностранному. Общее владение. М.: ФПКП РКИ РУДН, Кафедра компьютерной лингводидактики, 2010. 24 с.
- Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 288 с.
- Демешева E.H. Фразеологизмы нравственно-этической оценки в практике преподавания русского языка в арабоговорящей аудитории:лингвокультурологический и лингводидактический аспекты. Дисс.. канд. педагог, наук. М., 2007. 236 с.
- Диа Нафи Хасан, Маргарит Т. Адам. Русский язык для иракских школ: Учебник. Багдад: Багдадский университет, 1990. 98 с.
- Диа Нафи Хасан. От Пушкина до Солженицына: Учебное пособие. Багдад: Багдадский университет, 2000. 157 с.
- Дронов В.В. Русская речь. 10−11 классы. Пособие по лингвокультурологии и развитию речи. М: Дрофа, 2009. 167 с.
- Дьяченко Г. М. Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой. М.: Книга по требованию, 1900. 782 с.
- Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Религиоведение: Хрестоматия. М.: Книжный дом «Университет», 2000. С. 63−64.
- Жигулин A.B. Далёкий колокол: стихотворения. М.: Советский писатель, 1988. 696 с.
- Журавлева Л.С., Зиновьева М. Д. Обучение чтению на . материале художественных текстов: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1988. 151 с.
- Залманова Т.С., Крылова Н. Г., Фомина Е. В. Мой русский букварь. М: Дрофа- Русский язык-Медиа, 2007. 192 с.
- Зиновьева М.Д. Лингвострановедческое пособие: Учебное пособие для студентов-иностранцев. 2-е изд., доп. М.: Русский язык, 1987. 192 с.
- Зиновьева М.Д., Эсалнек А. Я. Русская духовная культура. М.: Изд-во МУ, 1995.352 с.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. 366 с.
- Золотова Г. А. Русский язык. Функционирование грамматических категорий // Текст и контекст. М.: Русский язык, 1984. С. 43−65.
- Золотова Г. А., Жуковская Е. Е., Леонова Э. Н. Реализация принципа коммуникативности в учебнике русского языка для иностранцев-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1983. № 1. С. 26−34.
- Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Наука, 1999. 125 с.
- Ильин И.А. О русском национализме: Сб. ст. М.: Российский фонд культуры, 2006. 152 с.
- Исаковский М.В. Стихотворения. М.: Московский рабочий, 1980. 288 с.
- Капитонова Т.И. Живем и учимся в России: учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся (I уровень). 4-е изд. М: Златоуст, 2011. 304 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
- Классики и современники (Л.Б.Бородин «Ушёл отряд») Электронный ресурс. // URL: http://glir.ru/klassiki-i-sovremenniki/leonid-borodin/ushjol-otrjad.html
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1983. 207 с.
- Кольцова Л.М., Лунина O.A. Художественный текст в современной лингвистической парадигме: Учебное пособие. Воронеж: Речь, 2007. 51 с.
- Конопелкин А.Ф. Хрестоматия по русскому языку. М: Высшая школа, 1974.416 с.
- Копыленко М.М., Попова З. Д. Очерки по переводу: проблемы, методы, опыты. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1990. 141 с.
- Корчажкина О.М. Какую картину мира готовит нам эпоха информатизации? // Интеллигенция в мире современных коммуникаций: Сб. ст. М.: РГГУ, 2009. С. 3−7.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавания русского языка иностранцам. 4-е изд. М.: ИРЯП, 1976. 136 с.
- Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический проект, 2003. 496 с.
- Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.: Русский язык, 1955−1960. Т. 1−6.3145 с.
- Круглов А.Г. Первые приближения: словарь афоризмов-определений. М.: Гнозис, 1997. 128 с.
- Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке? СПб.: Златоуст, 2001. 332 с.
- Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. М.: Русский язык, 1987. 143 с.
- Кулибина Н.В. Образность русского художественного текста в лингвострановедческом рассмотрении. Вып. 1. М.: Русский язык, 1997. 115 с.
- Кулибина Н.В. Художественный текст в лингводидактическом осмыслении. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2000. 301 с.
- Куприн А.И. Рассказы. М.: Советская Россия, 1979. 416 с.
- Лермонтов М.Ю. Собр. соч. В 4 т. М.: Терра-Книжный клуб, 2009. Т. 3. 516 с.
- Лиханов A.A. Русские мальчики: роман. М.: Терра, 2010. 280 с.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. 253 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. СПб.: «Искусство -СПБ», 1998. 285 с.
- Лотман Ю.М. Художественный текст и изучение неродного языка. СПб.: Искусство СПБ, 1998. 116 с.
- Мамонтов A.C., Морослин П. В. Лингвокультурологический аспект теории и практики художественного перевода // Теория и практика перевода. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2008. № 1 (4). С. 10−12.
- Мамонтов A.C., Морослин П. В. Национальная специфика художественных текстов // Вестник МСИ. 2007. № 11. С. 65−70.
- Мамонтов A.C., Морослин П. В. Чтение художественных текстов: Хрестоматия по языкознанию. М.: Международный славянский институт, 2005. 376 с.
- Мандельштам О.Э. Заметки о поэзии // Мандельштам О. Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. 320 с.
- Мандельштам О.Э. О природе слова // Мандельштам О. Э. Стихотворения. Проза. Статьи. М.: ООО «Издательство ACT», «Олимп», 2000. С. 49−58.
- Маркина H.A., Прохоров Ю. Е. Мы родом из сказки. СПб.: Златоуст, 2004. 116 с.
- Матрон Е.Д. Художественное произведение на уроках иностранного языка. М.: Флинта- Наука, 2002. 296 с.
- Методика РКИ. Обучение грамматике Электронный ресурс. // URL: http ://rus.l September. ru/articlef.php?ID=200 700 706
- Методология востоковедческой журналистики Электронный ресурс. // URL: http://agni-sophia.org/?p=l54
- Морослин П.В. Русский язык в интернете: социолингвистический и социокультурный аспекты. М.: ТЕЗАУРУС, 2010. 196 с.
- Пабауская Т.И. Место просторечной лексики в произведениях Чехова // Учёные записки Латвийского университета. Рига, 1961. Т.43. Филолог. Науки. Вып.7а. С.125−152.
- Печерица Т.Е. Использование художественного текста при обучении русскому языку как иностранному. М.: Изд-во МГУ, 1986. 86 с.
- Поливанов Е.Д. Введение в языкознание для востоковедных вузов. Л., 1928. VI. 220 с.
- Поликанов В.Ф., Потявина Н. В. Диалог культур в практике преподавания русского языка в арабской аудитории. СПб.: Златоуст, 2002. 189 с.
- Полунин А. Зимняя улица вечером Электронный ресурс. // URL: ЬНр:/^о.таП.ги/8еагсЬ1п^е8?ц=зимняя+улица+вечером
- Попова З.Д., Стернин И. А. Общее языкознание: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ACT- Восток Запад, 2007. 408 с.
- Пособие для чтения со стилистическим комментарием (продвинутый этап обучения). М: МГУ, 1974. 200 с.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. Изд. 4-е. М.: КомКнига, 2006. 224 с.
- Прохорова Н.Г. Концентрированное обучение русскому языку в основной школе. Изд. 2-е. Кубань: Кубань-Книга. 2002. 178 с.
- Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Русский язык для арабов: Учебник. М.: Русский язык, 2000. 592 с.
- Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Русский язык: Практическая грамматика с упражнениями (для говорящих на английском языке). М.: Русский язык, 2004. 584 с.
- Пушкин A.C. Золотой том: собр. соч. М.: ЭКСМО, 2007. 1376 с.
- Раульф У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов: Сб. ст. М: Терра, 1995. 64 с.
- Ремизова С.Ю. Русский язык: Тестовый практикум: Вспоминаем- Тренируемся- Контролируем. Изд. 2-е. М.: Русский язык, 2002. 176 с.
- Романова С.И. Художественный образ в пространстве семиотических отношений. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2008. № 6. С.28−38
- Салтыков-Щедрин М. Е. Господа Головлевы. История одного города: авторский сб. М.: Дрофа, 2003. 480 с.
- Симонов K.M. Жди меня и я вернусь: сборник стихотворений. М.: ACT, 2010. 352 с.
- Словарь В.И. Даля Электронный ресурс. // URL: http://slovar-dalja.ru/about/
- Словарь лингвистических терминов Электронный ресурс. // URL: http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskieterminy
- Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. 128 с.
- Соколов В.Н. Белые ветки России: сборник стихотворений. М.: Русская книга, 2010. 410 с.
- Старченко Г. Н. Художественный текст как лингводидактический объект // Актуальные проблемы филологии: Материалы междунар. заочн. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2012. С. 86−88.
- Стемковская Е.П., Дергачева Г. И. Учебник русского языка для иностранцев, обучающихся на нефилологических факультетах вузов СССР гуманитарного профиля. Синтаксис научной речи. М.: Русский язык, 1978. 320 с.
- Стрельчук E.H. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика: учебное пособие для иностранных студентов-нефилологов. М.: Флинта- Наука, 2011. 239 с.
- Стругацкий А.Н., Стругацкий Б. Н. Стажёры: роман. М.: ACT, 2009. 254 с.
- Твардовский А.Т. Василий Теркин: книга для бойца. М: Амфора, 2010. 224 с.
- Толстой Н.И. Язык и народная культура. М.: Индрик, 1995. 512 с.
- Тургенев, Андрей. Спать и верить: блокадный роман. М.:ЭКСМО, 2007. 384 с.
- Тэффи Н. О нежности: сборник рассказов. М.: ACT, 2011. 256 с.
- Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: проблемы менталитета: Тезисы докладов научн. конф. М.: Ин-т российской истории РАН, 1994. С. 3−7.
- Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному- слову» // Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 7. М.- Л., 1949. С. 225−337.
- Филимонова Н.Ю. Изучение художественного текста иностранцами-нефилологами. Волгоград: РПК «Политехник», 2012. 111с.
- Филимонова Н.Ю. Художественный текст в иностранной аудитории (начальный этап нефилологического вуза): Монография. Волгоград: РПК «Политехник», 2004. 111 с.
- Фортунатова Е.Ю. Культурологический подход к формированию умений восприятия художественных текстов при обучении русскому языку как иностранному. Дисс.. канд. педагог, наук. СПб., 2004. 212 с.
- Фразеологизм в тексте и текст во фразеологизме (Четвертые Жуковские чтения)// Материалы международного научного симпозиума 4−6 мая 2009/0тв.ред. В. И. Макаров. Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. 384 с.
- Фролкина JI.B. «Русские народные сказки»: курс по выбору // Кафедра: преподавательское мастерство: сборник статей к 20-летию кафедры русского языка ФПК Гос. ИРЯ им. A.C. Пушкина. М.: Высшая школа, 2000. С. 103−109.
- Хавронина С.А. Русский язык в упражнениях. М.: Русский язык, 2005. 284 с.
- Чехов А.П. Собр. соч. В 15 т. М.: Книговек, 2010. Т. 6. 360 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974. 432 с.
- Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2003. 334 с.
- Электронная библиотека РКИ Электронный ресурс. * // URL: http://www.mgu-russian.com/elibrary/detail/ru/77
- Электронный словарь Электронный ресурс. // URL: http://www.c-cafe.ru/words/116 /11 482.php
- Этнолингвистический словарь славянских древностей. М.: Высшая школа, 1984.656 с.
- Языковая картина мира // Свободная электронная энциклопедия Википедия // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Якобсон P.O. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 456 с.